New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “И ты вели сынам Израиля” (гл. 27, ст. 20).
Вели на иврите - тецаве .
Обсуждение главы
Тецаве
29.02.04
В предыдущей недельной главе описывалась конструкция Мишкана
(переносной Храм в пустыне), и в нашем обзоре мы обсуждали вопрос, зачем Тора
«перегружает» это описание мельчайшими подробностями (см. на сайте
обзор
недельной главы Трума, четвертый годовой цикл).
Недельная глава, к обсуждению которой мы приступаем, в деталях рассказывает
об одежде коэна гадоль (главного коэна, первосвященника) и других
коэнов (служителей в Храме).
Как мы уже говорили в предыдущем обзоре, ни Мишкан, ни сменившие его в
последствии Первый, а затем - Второй, Храмы не предназначались для того, чтобы
своим внешним видом и внутренним убранством вызывать в народе чувство
благоговения. Эти строения служили иной цели - стать местом пребывания
Всевышнего, где Он мог проявить Себя на физическом уровне (см.
там же ).
Самого присутствия Творца (Шехина) было достаточно, чтобы вызывать в
душах и сердцах людей возвышенные ощущения.
Примерно так же следует относиться и к одеждам коэнов. Эти одежды не
должны были удивлять или восхищать публику. Не должны были поражать людей
великолепием и роскошью. Их значимость проистекала из самого факта, что в этих
одеждах коэны служат в Доме, где обитает Творец, а подробности в описании
обусловлены идеей, что внешний вид коэнов должен «радовать глаз
Всевышнего» .
Исходя из этого, постараемся понять, что Всевышний находит именно в таких
одеяниях, которые описываются в нашей недельной главе.
Комментаторы обращают внимание на то, что в Торе вслед за указаниями по
поводу одежды коэнов сразу же даются повеления, связанные с приношениями
в Храме. И, проникая в глубины смысловых пластов текста, делают вывод:
коэнские одежды, так же, как приношения, служат для искупления
человеческих ошибок .
Детально эти вопросы разбираются в Талмуде (см. на сайте
обзор листа 88
трактата Зевахим; о коэнских одеждах см. на сайте также
обзор листа 18
трактата Зевахим
и ответ на
вопрос
«Коэн
предсказывал будущее?», - в разделе
«Спроси у раввина»).
В Талмуде, в частности, приводится исследование раби Эйнини бар Сасона,
разработавшего целостную систему, разъясняющую предназначение каждого элемента
одежды коэна .
Кутонет (рубаха первосвященника), - говорит раби Эйнини, - искупает
кровопролитие. Это прочитывается в Торе, в том фрагменте, где рассказывается,
что сделали братья с одеждой Йосефа: «И зарезали козла, и погрузили кетонет
(Йосефа) в кровь…» (Берешит, гл. 37, ст. 32).
Михнасаим (брюки) искупают нарушение законов интимной жизни. Этот вывод,
с точки зрения раби Эйнини бар Сасона, следует из фразы: «И сделают михнасаим
из ткани, чтобы прикрыть наготу плоти» (Шемот, гл. 28, ст. 42).
Мигбаат (шапка главного коэна) искупает проявления гордыни,
высокомерия. Как говорил раби Ханина
(амора,
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) - «Придет то, что вверху и
искупит того, кто стремится возвыситься».
Авнет (пояс) искупает неподобающие, непристойные желания.
Хошен (квадратная пластина на груди Первосвященника) искупает тех, кто
судил ошибочно. Как сказано: «…И сделают хошен суда» (Шемот,
гл. 28, ст. 15).
Эфод (элемент одежды главного коэна, наподобие фартука) искупает
поклонение идолам. В Танахе об этом написано: «Нет эфода и терафим
(идолов)…» (книга Невиим, - Пророки, книга пророка Ошеа,
гл. 3, ст. 4). Стих дает здесь намек: если нет эфода, проявляется тяга к
поклонению идолам, - объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век). - Следовательно, эфод,
искупает идолопоклонство.
Мэиль (специальный плащ, по нижнему краю которого подвешивались
колокольчики) искупает лашон а-ра (злословие). Как говорил раби Ханина -
«Да искупит звук (колокольчиков) звучание дурных (слов)».
Циц (специальное украшение на лбу коэна) искупает наглость…
Но как может одежда искупать человеческие ошибки? Ведь искупление - это
духовный процесс, который требует раскаяния. Истинное раскаяние затрагивает
глубины человеческой души. В то время, как одежда - внешний, не связанный с
внутренним миром человека атрибут…
01.03.04
В системе языка иврит существуют три разных слова, выражающие понятие
«прощение» - мехила ,
слиха и
капара.
Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина
18-го века; назван Гаоном - почетнейший титул - за исключительные знания всех
разделов Торы и праведность) объясняет, что эти слова - не синонимы, ибо
каждое из них выражает свою идею .
Эту мысль прекрасно иллюстрирует употребление этих слов в молитве Амида.
Прочтем фрагмент из означенной молитвы: «Прости нас (слах), Отец наш, ибо
грешны (хатану) мы; помилуй (мхаль) нас, Царь наш, ибо преступны (пашану)
мы; ведь Ты (всегда) милуешь и прощаешь».
Из данного текста видно, что слово слах ассоциируется с Всевышним -
«Отцом нашим», а грех в этом случае назван - хет. Просьба о прощении
выражена понятием мхаль и соотносится Творцом в «роли» Царя небесного, а
понятие «грех» здесь обозначено словом - пеша .
И это - не поэтическое красноречие, - подчеркивает Виленский Гаон, - но
«микрохирургическая» точность в выражении смысла.
Это прямо связано с двойственностью природы взаимоотношений еврейского
народа с Творцом. С одной стороны, мы - Его дети, с другой - Его подданные.
Если рассматривать следствие наших грехов и ошибок с позиции «Отец - дети»,
это - как бы «понижение статуса» Всевышнего в глазах человечества. Обычно
достижения людей в роли родителей оцениваются по результату их воспитательной
деятельности - по безупречности поведения и успехам их детей. Если дети,
независимо от причины их неудач, не достигают в жизни значительных успехов,
престиж их родителей неизбежно падает. Если нам не удается жить по стандартам,
предложенным Всевышним - если это всего лишь небрежность и халатность, а не
активное сопротивление воле Творца - мы, тем не менее, грешим против Всевышнего,
Отца нашего. Этот вид греха и назван хэтом и означает - «ошибочное
действие, совершенное по недомыслию», а прощение за такой грех выражается на
иврите словом слиха. Родители, разочарованные поведением своих детей,
любят их по-прежнему, но уже не вкладывают в их воспитание столько усилий. Если
я не уверен, что мой ребенок не растранжирит ресурсы, которые я вкладываю в его
развитие, впредь я буду тратить на него мои средства и энергию с гораздо большей
осторожностью. Я сберегу мои ресурсы для того, чтобы впоследствии помочь ему
ликвидировать последствия краха. Слиха означает, что Всеышний, как Отец,
сохранит оптимизм по поводу нашего будущего исправления и продолжит вкладывать в
нас, несмотря на то, что сегодня мы допустили в своем поведении разочаровавшие
Его ошибки.
Рассматривая поведение народа с позиций «Царь и его подданные», мы вынуждены
констатировать, что в данном случае наши ошибки - мятеж. У царя достаточно слуг,
чтобы своим царством, поддерживая его могущество. И если сила царя не столь
очевидна, народ начинает сомневаться в прочности установленного им режима.
Уровень уважения к власти - падает, и люди начинают руководствоваться в своей
деятельности собственными пристрастиями, забывая об интересах общества в целом.
Грехи мятежа на иврите обозначаются словом - пшаим, а вид прощения за
них - мелиха. Этот вид прощения предусматривает согласие, готовность Царя
и впредь предоставлять своенравным, мятежным подданным возможность пользоваться
преимуществами «граждан» Его царства. Несмотря на совершенные ими ошибки,
проявленные в неприятии Его власти.
У нас всегда есть шанс полностью преодолеть свое мятежное прошлое, пройдя
процесс, который носит название - капара (искупление). Капара -
это такой уровень прощения, который позволяет полностью освободиться от греха.
Настолько, что согрешивший в прошлом человек оказывается в глазах Всевышнего
таким же духовно чистым, как в день, когда он появился на свет. Мы не просим
Творца о таком искуплении в наших ежедневных молитвах. Это вид возможно лишь в
особый день - в Йом Кипур.
02.03.04
Наши Учителя сообщают, что одежда коэнов приносит прощение на уровне
капары - когда стирается даже само воспоминание об ошибке.
На первый взгляд, эта идея лишь запутывает нас, и нам еще труднее понять, как
материальная вещь (одежды коэнов) может повлиять на внутренние духовные
процессы. На самом же деле именно здесь следует искать ключ к объяснению такого
феномена.
В первой книге Торы уже говорилось о связи одежды с грехом. Тора
рассказывает, в частности, о том, что произошло после того, как Адам и Хава,
пребывая в Ган Эдене (Райском Саду) ослушались Творца и совершили роковую
ошибку. Написано: «И открылись глаза обоих, и узнали, что наги они, и сшили
листья смоковницы, и сделали себе (специальные) повязки (которые прикрепили на
уровне пояса)»
(Берешит,
гл. 3, ст. 7).
Далее, в той же главе, после того, как Всевышний изложил последствия их
ошибки, сказано: «И сделал Всевышний Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их»
(Берешит, гл. 3, ст. 21).
Казалось бы, человек, совершив грех, опускается в своем развитии на более
низкий уровень, нежели тот, на котором он находился до этого. Но, обдумывая
ситуацию с Адамом и Хавой, мы, похоже, должны сделать противоположный вывод. До
своей ошибки первые люди не осознавали свою наготу и не испытывал ни малейшего
смущения. Но потом, как написано - у них «открылись глаза» .
Получается, что
в результате греха человек приобрел очень ценное качество - интеллект.
Как это понимать?
Воспользуемся объяснениями Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания
- Египет, 12 век). Тем более, что они имеют прямое отношение к нашему
обсуждению.
Рамбам же говорит, что изменения, которые произошли в первых представителях
рода человеческого после того, как они согрешили, состояли в усилении их эмоций,
а не интеллекта. До того, как Адам решился ослушаться наказа Творца, он разумом
понимал, что ему для выживания нужно совершить какие-то определенные действия.
Это интеллектуальное осознание подстегивало желание это осуществить. Но когда он
понял, что его действие, с точки зрения морали, было ошибочным и привело к
обратным результатам, его интеллект спровоцировал в нем чувство отвращения к
тому, что он совершил.
Талмуд раскрывает суть изменений, которые произошли в жизни людей после того,
как Адам нарушил запрет Всевышнего и вкусил плод с дерева Познания добра и зла,
метафоричной историей. В ней рассказывается, как во времена Второго Храма
мудрецам удалось избавить мир от идолопоклонства. И тогда они вознамерились тем
же образом освободить народ от низменных влечений. И им, казалось, удалось это
сделать. Но вот через три дня больному понадобились куриные яйца. И
обнаружилось, что яиц нет, ибо куры утратили способность нести яйца …
Влечение к противоположному полу - залог существования мира, - заключает
Талмуд
(подробнее см. на
сайте
обзор листа 64
трактата Санѓедрин).
Иными словами, после греха Адама человек стал нуждаться в «порочных» желаниях
- даже для того, чтобы совершать необходимые действия. Казалось бы, всем
абсолютно ясно, что воспроизведение потомства - основное условие выживания
человечества. Однако и этому должны предшествовать определенные эмоции. «По
необходимости» люди не могут вступать в интимные отношения. И это - не «ошибка»
Всевышнего.
Когда Творец создавал человека, его интеллект был и побудительной и движущей
силой во всей его деятельности. Но грех первых людей снизил «статус» интеллекта,
оставив ему в основном наблюдательную функцию.
До тех пор, пока разум Адама контролировал его побуждения, его лишенные
эмоциональной окраски физические желания не имели практического эффекта. И
только сила эмоций могла заставить его активно действовать в мире …
03.03.04
С интеллектуальных позиций, все части человеческого тела - равноценны. И
прикрывать любую из них - необязательно. Но когда контроль над человеческим
поведением переходит от интеллекта к эмоциям, у человека появляется желание
прикрыть некоторые из них, в нем возникает чувство стыда. Попробуем понять, как
это происходит.
Перемены, которые произошли в человеке, когда он ослушался Всевышнего, не
изменили его самооценку. Человек по-прежнему ощущал себя рациональными
созданиями и верил, что его разум контролирует его действия. Точно так же
воспринимаем себе и мы, современные люди. Мы пытаемся уговорить себя, что
интеллект руководит нашим поведением. Но в глубине души знаем, что это -
иллюзия. Не отыщется человека, который никогда не ловил себя на мысли:
«Зачем я делаю это? Ведь мне отлично известно, что делать это не следует…». Это
происходит с нами во многих жизненных сферах, но большинству из нас, утверждая,
что человек - создание рациональное, удается успешно одурачивать себя и других.
К сожалению, потеря интеллектуального контроля над собственным поведением
заложена в нашей анатомии. Примером этой потери интеллектуального контроля могут
служить наши сексуальные потребности, которые абсолютно независимы от нашего
разума и не считаются с благоразумными доводами и аргументами.
В стремлении Адама прикрыть наготу проявилась дихотомия между его
сексуальными желаниями и разумом.
Наличие этой дихотомии - причина многих наших ошибок и проступков. Всякий
раз, когда наш разум и наши желания вступают в конфликт, мы оказываемся перед
серьезной проблемой.
Представьте, что в Соединенные Штаты приехал еврей-иммигрант, который пришел
к мысли, что для успеха в открытом им бизнесе он должен перестать соблюдать
законы шаббата. Разумом он понимает, что этого делать нельзя. Он знает, что
еврейский закон предписывает соблюдать шаббат, даже если это приведет к
банкротству. Но его «сердце» отчаянно жаждет «побед», ему хочется преуспеть в
новой стране, забыть, наконец, о бедности, от которой он бежал из страны, где
родился и рос. Сердце нашего иммигранта непоколебимо в этом желании. Он не в
состоянии взять его под контроль. Он не может отказаться от реальности,
диктующей, что его бизнес зависит от того, будет он соблюдать шаббат или нет.
Что делать?
Тут можно усмотреть три варианта развития событий:
1. Человек ради убеждений (ведь он знает, как важно соблюдать шаббат)
отказывается от материального успеха.
2. Он перестает соблюдать законы шаббата и всякий раз, отправляясь по
субботам в свой офис, мучается угрызениями совести и испытывает страх, что
когда-нибудь поплатится за это.
3. Он уговаривает себя, что в соблюдении законов шаббата нет необходимости, и
с «чистой совестью» по субботам занимается бизнесом.
Самый трудный - первый вариант решения. Не удивительно, что 3 миллиона
евреев, иммигрировавших в США до Второй мировой войны полностью перестали
соблюдать шаббат.
Давайте подведем некий итог.
История Адама учит нас, что одежда изначально придумана для того, чтобы
скрыть ведущую роль страстей в поведении человека. Она как бы дает возможность
создать впечатление, что природа человека с момента его появления в мире не
изменилась и его разум осуществляет полный контроль над действиями. Мы и ныне,
даже от себя, умудряемся прятать собственную иррациональность, старательно
убеждая себя, что наш разум направляет нашу деятельность. Одежда прикрывает
основные символы наших страстей. Она - изолирующий слой между человеческим и
внешним миром. Она помогает человеку создать себе имидж, чтобы окружающие
воспринимали его таким, каким он хочет быть. Это - защита от психологических
травм, которые мог бы получить человек, если другие увидели бы, кем он
является на самом деле…
04.03.04
Следует отметить, что слово «одежда» на иврите - бегед, что передает
ее двойственность. Это -либо маскировка, позволяющая спрятать вероломство и
предательство, либо - символ, позволяющий нам проследить путь к истинному
источнику (подробнее об этом см. на сайте
обзор недельной главы Тецаве, второй годовой цикл).
Теперь представим себе, что некто долго и упорно работал над собой и добился
таких результатов, что его поведение стало напоминать поведение Адама до роковой
ошибки.
Какими путями этого можно достичь?
Путь один - соблюдение заповедей Торы. Ведь все записанные в Торе мицвот
(заповеди) учат нас вести себя рационально, дают «инструмент», с помощью
которого интеллект берет под контроль наши практические действия.
Грех Адама переместил контроль над эмоциями и желаниями из разума - в сердце.
Но действия человека все еще отражают решения, принятые разумом. Все, о чем мы
говорили выше, свидетельствует лишь о том, что человеческий разум не в состоянии
осуществлять полный контроль над деятельностью - слишком уж сильны
человеческие побуждения и эмоции. Тора же учит нас справляться с ними и помогает
разрешить мучительный конфликт между разумом и эмоциями.
«Вы овцы мои, стадо мое, которое Я пасу; вы - Адам», - говорит, обращаясь к
народу Израиля, Всевышний, вкладывая эти слова в уста пророка Иехезкеля (Талмуд,
лист 61 трактата Иевамот ).
Человек, постоянно путающийся в лабиринте своих эмоций и побуждений,
нуждается в наставлении, в книге, которая объясняла бы ему, как должно жить
существо рациональное. Для этого и даны Творцом заповеди.
Таким образом, еврей, стремящийся соблюдать заповеди Торы, овладевает
информацией, которая была предоставлена Адаму при его создании.
Поэтому и одежда еврея призвана соответствовать представлению об «идеальном»
человеке. Она уже не нужна для «прикрытия» - чтобы создать образ, не отвечающий
действительности. Она точно отражает идеальное внутреннее «я», которое
проявляется в поведении.
Такая одежда заключает в себе капару, избавляя от позора совершенной
Адамом ошибки.
Теперь нам легче будет понять, как одежда коэна гадоль очищает от
проступков. Рассмотрим каждый элемент одеяния первосвященника в отдельности.
Одежда первосвященника, как мы уже говорили, состоит из восьми частей.
Кутонет
(рубаха
первосвященника)
Одевается прямо на тело, символизируя искупление основных, наиболее
примитивных и агрессивных человеческих эмоций.
Недаром говорят - «своя рубашка ближе к телу». Это - выражение наиболее
распространенной человеческой «ошибки»: в глубине души я знаю, что мои проблемы
ничуть не важнее проблем других людей, но инстинктивно готов устранить со своего
пути каждого, кто захочет помешать мне осуществить мои желания.
Кутонет -
капара
на подобные агрессивные импульсы.
Михнасаим (брюки )
Искупают нарушение законов интимной жизни.
Умом человек понимает, что цель сексуальных побуждений - продолжение рода.
Стремление к этой цели помогает укрепить отношения между мужчиной и женщиной,
создать союз, основанный на любви. Вожделение, инстинкт толкает его к
запрещенным связям. Михнасаим - капара в этой сфере взаимоотношений между
людьми.
Мигбаат (шапка главного коэна )
Искупает проявления гордыни, высокомерия.
Умом человек понимает, что его ценность ничуть не выше ценности других людей,
ведь все мы созданы Всевышним по Его образу. Но где-то в глубине души мне
хочется чувствовать себя центром вселенной.
Мигбаат - это капара, в каком-то смысле - «противоядие» против
подобных чувств.
Авнет (пояс)
Искупает неподобающие, непристойные желания.
Внутренняя путаница, сбивающая человека с пути, происходит от неумения делать
различие между побуждениями, основанными на инстинктах, и мыслями,
продуцированными разумом.
Пояс, который одевает коэн ,
символизирует
твердое решение избавиться от этой путаницы, сверяя свои мысли с законами Торы.
Перечисленные виды одежды носили все коэны, в том числе - и
первосвященник. Однако одежду коэна гадоль отличали дополнительные четыре
элемента. О них мы будем говорить, обсуждая недельную главу Пекудей …
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|