Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).
Вели
на иврите - тецаве.
Обсуждение главы
Тецаве
1.
Чудесная маслина
Наша недельная глава начинается
заповедью о зажигании Меноры. И мы читаем: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они
взяли тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы
возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
В Мидраше Ялкут Шимони
(гл. 378) подчеркивается, что для зажигания Меноры требуется не масло
орехов, не масло из кунжутных зерен, не масло из рыб, но только масло маслины,
потому что свет его вечен.
Возникает вопрос: почему в Торе,
а вслед за ней — и в Мидраше, оливковое масло названо "маслом маслины" (слово
маслина или оливка стоит в единственном числе), тогда как в названиях остальных
масел исходный продукт в Мишне и Мидраше дается во множественном числе — масло
орехов, масло из кунжутных зерен, масло из рыб?
Из Египта евреи вывезли с собой,
среди прочего, и оливковое масло. Только никто не мог сказать, насколько оно
удовлетворяет требованиям духовной чистоты (обладает ли оно качеством таhор
или же оно — таме)? Поэтому использовать его для зажигания Меноры
было нельзя.
Из Египта были вывезены и
маслины, но и в отношении них существовало такое же сомнение.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 33) рассказывается, как «спасти» виноград, который стал духовно нечистым (таме).
Если выдавливать за один раз сок из винограда, не превышающего по объему размер
яйца, — сказано там, — полученное таким образом вино, разрешено использовать для
возлияния на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»).
То же правило применимо и к
маслинам. Даже если маслины приобрели статус таме, масло, полученное из
них, можно зажигать в Меноре при условии, что за раз под пресс пошли
маслины в количестве менее пятидесяти грамм (число приблизительное). Если
учесть, что тогда средняя оливка весила 25 грамм — станет ясно, что каждый раз
приходилось выдавливать масло только из одной маслины. Причем, для зажигания в
Меноре использовалась лишь самая первая капля.
Поэтому оливковое масло в Торе и
названо маслом маслины (одной).
Для Меноры пригодно и
масло из маслин, собранных уже после Исхода из Египта.
В окрестностях пустыни, по
которой проходили евреи, располагались оливковые рощи. Маслины, висящие на
дереве — не принимают туму. Именно из них и следовало делать масло для Меноры.
Это масло отдельных маслин, собранных с дерева со всеми предосторожностями,
чтобы они не стали таме.
Прежде чем началось постоянное
служение в Мишкане (Переносном Храме), Моше семь дней как бы испытывал
Храм. Он каждый день (на протяжении семи дней) его собирал, проводил служение и
снова разбирал.
Известно, что в Мишкане,
а затем и в Бейт Микдаше (Иерусалимский Храм) с Менорой каждый
день происходило чудо. Ее западный светильник не гас и горел от вечера до
вечера.
Так, возможно, и в семь
подготовительных дней, когда Менору зажигал Моше, с ней тоже произошло
чудо. И единственной капли оливкового масла хватило на всю Менору.
Намек на это чудо содержится в
словах Торы о масле из маслины, масле первого отжима.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Новые плоды каждый день
Всевышний дает повеление о
зажигании Меноры. Как сказано: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они
взяли тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы
возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Учителя отмечают, что для
зажигания Меноры требуется не масло орехов, не масло из кунжутных зерен,
не масло из рыб, но только масло маслины, потому что свет его вечен (Мидраш
Ялкут Шимони, гл. 378).
Напрашивается вопрос — почему
оливковое масло названо «маслом маслины» (слово маслина или оливка стоит в
единственном числе), тогда как для всех прочих масел используется множественное
число: масло из орехов, масло из кунжутных зерен, масло из рыб?
Учителя не раз подчеркивали
чудесные свойства плодов, которыми славится Земля Израиля. Любовь Творца к
избранной Им земле и к избранному народу распространилась и на плоды,
поспевающие в Эрец Исраэль, для сынов Израиля. Благодаря этой любви,
капли масла, полученного из одной маслины, хватало на день горения всех
светильников Меноры.
После того, как евреи
преисполнились беспричинной ненавистью друг к другу, Всевышний перестал так явно
демонстрировать Свою любовь. Тут же плоды утратили свой неземной вкус и чудесные
свойства.
К счастью, утрата эта — не
безвозвратна. Когда мир будет исправлен, Земля Израиля снова родит чудесные, ни
с чем не сравнимые плоды. Причем, деревья, как говорится в Талмуде (трактат
Шаббат, лист 30) будут плодоносить каждый день.
Таким образом, во времена
третьего Храма, чтобы зажечь Менору будет достаточно одной маслины. И
каждый день на дереве будут появляться новые оливки. Значит, для нужд Меноры
будут снимать одну маслину в день. Поэтому оливковое масло и называется маслом
маслины — одной (то есть в единственном числе).
В Мидраше Танхума
приведено свидетельство раби Ханины (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век) о чуде с Менорой, которая горела от Рош
hа-Шана
до Рош hа-Шана.
Выходит, что разовой порции масла хватало на целый год. В ознаменовании этого
чуда, оливковое масло названо маслом маслины — в единственном числе.
А как же заповедь,
предписывающая зажигать Менору каждый день?
Дело в том, что хоть масла тогда
и хватило на целый год, но фитили, все же приходилось ежедневно менять. А замену
старого фитиля новым, можно приравнять к зажиганию.
Еще одно объяснение.
Если человек в субботу взболтал
масляный светильник, который горит (чаша с маслом, в которой находится зажженный
фитиль), он нарушил запрет на зажигание и тушение огня в шаббат. Запрет
гасить он нарушил, когда из-за взбалтывания масло отхлынуло от фитиля. Когда же
оно к фитилю прихлынуло, был нарушен запрет на зажигание огня.
Ну, а если человек капнет
капельку масла в горящий светильник — нарушит он этим что-то или нет?
Да, нарушит. Нарушит запрет Торы
на разжигание огня в субботу.
Теперь вернемся к Храмовой
Меноре — в тот год, что масло горело не переставая.
Если каждый вечер добавлять хотя
бы каплю масла в ее светильники, это будет равносильно их зажиганию.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
рава Хаима-Йосеф-Давид Азулай
(широко известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей
Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
.
3.
Открытие посольства
Менора,
которую зажигали в Мишкане (Переносной Храм) и в Иерусалимском Храме —
один из символов еврейского народа и еврейской государственности.
О заповеди зажигания Меноры
в нашей недельной главе написано: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли
тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы возжигать
светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Менору
было заповедано зажигать каждый день, точнее — каждый вечер. Но вот в Мидраше
Танхума встречаем свидетельство раби Ханины о чуде с Менорой,
светильники которой горели от Рош
hа-Шана до
Рош hа-Шана.
То есть Менору заправили маслом, которого должно было хватить на один
день, а светильники не гасли целый год.
Но если так — что ж мы так
восторгаемся ханукальным чудом? Ведь тогда масла хватило на восемь дней, а здесь
— целый год непрерывного горения.
Попробуем дать аллегорическое
объяснение.
Каждая независимая и
мало-мальски развитая страна стремится наладить дипломатические связи с другими
государствами. Для этого она отряжает специальных посланников, представляющих ее
интересы за рубежом.
Эти посланники живут и работают
в специально арендованных помещениях — посольствах. Посольство, по сути своей —
страна в стране. Оно построено и располагается на территории одной страны, но
юридически считается территорией другой, той, чьи интересы представляет
находящийся в нем посол. И даже работники сферы правопорядка, даже полицейские —
не имеют права входить на территорию посольства. Внутри посольства действуют
законы страны, чьи интересы это посольство представляет. Законы же принимающего
государства не имеют там никакой силы.
Все это — пока посольство
действует. Если же дипломатические отношения прерываются, и посол покидает
страну, здание посольства возвращается под юрисдикцию той страны, на территории
которой оно расположено.
Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм) был, образно выражаясь — «посольством» Всевышнего в нашем
мире. На его территории действовали совершенно другие законы, отличающиеся от
законов природы и законов государства.
Например, на праздники в Бейт
hа-Микдаше
собиралось огромное количество людей. Они стояли так тесно друг к другу, что
между ними нельзя было воткнуть соломинку. Однако, когда нужно было поклониться
Всевышнему, абсолютно все падали ниц, распростершись на земле, и всем хватало
места.
Это противоречило законам
природы. Ведь известно, что человек, стоя — занимает меньше места на земле,
нежели лежа.
На территории Храма совершались
многочисленные приношения животных. Соответственно, там имелось множество туш
животных, их внутренностей и крови, что, несомненно, должно было притягивать
мух. Однако ни одной мухи на территории Бейт
hа-Микдаша
не было.
И это — лишь незначительная
часть примеров, когда законы Бейт
hа-Микдаша
вступали в противоречие с законами, царящими вне его пределов.
К ним следует отнести и чудо с
маслом, описанное раби Ханиной (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век).
Во времена же Хануки, в эпоху
Хашмонаим, греческие оккупанты осквернили Храм и находящееся в нем масло
(нетронутым остался лишь один небольшой кувшинчик). И можно было сказать, что
«посольство» перестало функционировать. А если так — вместе с этим, отменились и
законы, действовавшие на территории Бейт
hа-Микдаша.
И уже не было никакого видимого различия (святость места, конечно же, осталась)
между Храмом и тем, что вне его пределов
В этой ситуации, чудо
Всевышнего, когда масло одного дня горело целых восемь дней — послужило знаком,
что «посол», то есть Шехина (Присутствие Всевышнего) вернулся. И это
означало, что «посольство» — открывается.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4.
Менора — символ мудрости
Написано в нашей недельной
главе: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе чистого оливкового
масла, первого отжима (в оригинале употреблено слово «катит»), для
освещения, чтобы возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27,
ст. 20).
Слово «катит» (первый отжим)
можно разбить на две части. Одна — из букв тав и йод (числовое
значение — 410), другая — из букв тав и хав (числовое значение —
420).
410 лет простоял Первый
Иерусалимский Храм, 420 — второй.
Таким образом, в слове катит
содержится намек на годы, когда зажигали Менору в Первом и во Втором
Храмах.
С Менорой связана и фраза
из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 130): «Открытие слов
Твоих просветляет, вразумляет простаков».
Петах
(вход, врата) намекает на начало каждой из пяти книг Торы. В первой фразе,
открывающей каждую книгу Пятикнижия, содержится намек на Менору.
Первая фраза книги Берешит
состоит из семи слов. Это — намек на семь ветвей Меноры.
В первой фразе книги Шемот
— одиннадцать слов. Менору украшали одиннадцать венчиков.
Ваикра
начинается фразой из восьми слов — столько декоративных яблок украшает Менору.
В первой фразе книги
Бамидбар — семнадцать слов. Если к этому числу еще добавить единицу (колель)
— получим высоту Меноры (восемнадцать тефахим — множественное
число от слова тефах; тефах — во времена Талмуда мера длины,
равная примерно 8-ми см).
Дварим
начинается фразой из двадцати двух слов, что соответствует двадцати двум
декоративным чашам, украшавшим Менору.
Менора
символизирует мудрость. Поэтому стремящийся к мудрости должен во время молитвы
направить свое сердце на юг. Ибо Менора располагалась в южной части
Храма.
Мы видим, что в самом начале
каждой из пяти книг Торы ( Хумаша, Пятикнижия), иными словами — во вратах каждой
из книг, присутствует намек на Менору, на мудрость, на хранителей
мудрости, на мудрецов Торы.
Во вратах города, обычно
располагался суд, состоящий из мудрейших людей той местности. Ставя Мудрецов во
главе всех книг, Тора учит нас почитать мудреца Торы и проявлять уважение к
нему.
В Талмуде (трактат Макот,
лист 22) порицаются евреи, жители Вавилона, потому что они вставали перед Торой,
из уважения к ней, но не поднимались перед мудрецами Торы, не оказывали им
подобающего уважения.
Показательно, что Тора заботится
об уважении к Учителям, а те, в свою очередь — почитают Тору. Мудрецы обязаны
вставать перед Торой, а также должны, проявляя уважение к ней, как сказано в
Талмуде (трактат Берахот, лист 43), ходить, слегка склонившись.
На это намекают и семнадцать
слов первой фразы книги Бамидбар.
Высота Меноры — 18, а не
17 пядей (тефахим). Почему же слов только семнадцать?
Чтобы учились склоняться.
Годы существования Первого и
Второго Храмов в Торе неспроста увязаны с Менорой.
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 119), в качестве одной из причин разрушения Бейт
hа-Микдаша
упоминается непочтительное отношение к Учителям.
на основе комментария рава Шломо-Залмана Эренрайха
(автор книги «Эвен Шлема»; Австрия, Германия, 1863-1944 гг.)
5.
Тора спасает от гибели
Написано в нашей недельной
главе: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе чистого оливкового
масла, первого отжима, для освещения, чтобы возжигать светильник постоянно» (Шемот,
гл. 27, ст. 20).
Один из светильников Меноры
не гас, поэтому он и назван постоянным, вечным. Этот светильник символизирует
Тору. Как сказано: «Свеча — это заповедь, А Тора — Свет» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).
В Талмуде (трактат Сота,
лист 21) разъясняется, что Тора уподоблена Свету, потому что он служит защитой
от разрушения и гибели. Точно так же и Тора — служит защитой миру от
уничтожения.
Племянница рава Баруха-Бера
Лейбовича, главы йешивы Каминец, пришла к раввину Йехезкелю Абрамскому (автор
книги «Хазон Йехезкель», Белоруссия – Англия – Израиль, 1886-1976 гг.) и
рассказала, что ей предстоит бегство через границу в другую страну.
Она просила благословения.
Раввин, услышав о предстоящем
испытании, связанном со смертельной опасностью, благословил женщину и попросил
ее передать раву Хаиму-Ойзеру Грудзинскому рукопись его книги «Хазон Йехезкель».
Готовясь к побегу, женщина
рассовала листы рукописи у себя под одеждой.
Темной ночью в путь выступил
небольшой отряд, состоявший из людей, решивших перейти границу. Пограничники
обнаружили перебежчиков и открыли по ним огонь. Большинство полегло на месте.
Те, кто остался в живых, бросились врассыпную, ища хоть какое-то убежище.
Племянница рава Лейбовича
спряталась в стоге сена.
Пограничники засекли направление
бегства и спустили собак. Собаки быстро настигали беглецов, сбивали их с ног, а
спрятавшихся находили в их убежищах.
Когда собаки подбежали к стогу,
в котором укрывалась женщина, они почему-то не учуяли ее и побежали дальше.
Пограничники тоже прошли мимо.
Этой ночью все перебежчики были
схвачены живыми или мертвыми, и только племяннице рава Лейбовича посчастливилось
добраться до Вильно к раву Хаиму-Ойзеру, живой и невредимой.
Тот объяснил ей причину ее
чудесного спасения:
— Когда ты спрятала у себя под
одеждой страницы рукописи рава Абрамского, ты сама стала частью Торы. А Тора
спасает и защищает…
на основе комментария рава Йехезкеля Абрамского
(автор книги «Хазон Йехезкель», Белоруссия – Англия – Израиль, 1886-1976 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).
Вели
на иврите - тецаве.
Обсуждение главы
Тецаве
1.
Чудесная маслина
Наша недельная глава начинается
заповедью о зажигании Меноры. И мы читаем: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они
взяли тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы
возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
В Мидраше Ялкут Шимони
(гл. 378) подчеркивается, что для зажигания Меноры требуется не масло
орехов, не масло из кунжутных зерен, не масло из рыб, но только масло маслины,
потому что свет его вечен.
Возникает вопрос: почему в Торе,
а вслед за ней — и в Мидраше, оливковое масло названо "маслом маслины" (слово
маслина или оливка стоит в единственном числе), тогда как в названиях остальных
масел исходный продукт в Мишне и Мидраше дается во множественном числе — масло
орехов, масло из кунжутных зерен, масло из рыб?
Из Египта евреи вывезли с собой,
среди прочего, и оливковое масло. Только никто не мог сказать, насколько оно
удовлетворяет требованиям духовной чистоты (обладает ли оно качеством таhор
или же оно — таме)? Поэтому использовать его для зажигания Меноры
было нельзя.
Из Египта были вывезены и
маслины, но и в отношении них существовало такое же сомнение.
В Талмуде (трактат Песахим,
лист 33) рассказывается, как «спасти» виноград, который стал духовно нечистым (таме).
Если выдавливать за один раз сок из винограда, не превышающего по объему размер
яйца, — сказано там, — полученное таким образом вино, разрешено использовать для
возлияния на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»).
То же правило применимо и к
маслинам. Даже если маслины приобрели статус таме, масло, полученное из
них, можно зажигать в Меноре при условии, что за раз под пресс пошли
маслины в количестве менее пятидесяти грамм (число приблизительное). Если
учесть, что тогда средняя оливка весила 25 грамм — станет ясно, что каждый раз
приходилось выдавливать масло только из одной маслины. Причем, для зажигания в
Меноре использовалась лишь самая первая капля.
Поэтому оливковое масло в Торе и
названо маслом маслины (одной).
Для Меноры пригодно и
масло из маслин, собранных уже после Исхода из Египта.
В окрестностях пустыни, по
которой проходили евреи, располагались оливковые рощи. Маслины, висящие на
дереве — не принимают туму. Именно из них и следовало делать масло для Меноры.
Это масло отдельных маслин, собранных с дерева со всеми предосторожностями,
чтобы они не стали таме.
Прежде чем началось постоянное
служение в Мишкане (Переносном Храме), Моше семь дней как бы испытывал
Храм. Он каждый день (на протяжении семи дней) его собирал, проводил служение и
снова разбирал.
Известно, что в Мишкане,
а затем и в Бейт Микдаше (Иерусалимский Храм) с Менорой каждый
день происходило чудо. Ее западный светильник не гас и горел от вечера до
вечера.
Так, возможно, и в семь
подготовительных дней, когда Менору зажигал Моше, с ней тоже произошло
чудо. И единственной капли оливкового масла хватило на всю Менору.
Намек на это чудо содержится в
словах Торы о масле из маслины, масле первого отжима.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
2.
Новые плоды каждый день
Всевышний дает повеление о
зажигании Меноры. Как сказано: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они
взяли тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы
возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Учителя отмечают, что для
зажигания Меноры требуется не масло орехов, не масло из кунжутных зерен,
не масло из рыб, но только масло маслины, потому что свет его вечен (Мидраш
Ялкут Шимони, гл. 378).
Напрашивается вопрос — почему
оливковое масло названо «маслом маслины» (слово маслина или оливка стоит в
единственном числе), тогда как для всех прочих масел используется множественное
число: масло из орехов, масло из кунжутных зерен, масло из рыб?
Учителя не раз подчеркивали
чудесные свойства плодов, которыми славится Земля Израиля. Любовь Творца к
избранной Им земле и к избранному народу распространилась и на плоды,
поспевающие в Эрец Исраэль, для сынов Израиля. Благодаря этой любви,
капли масла, полученного из одной маслины, хватало на день горения всех
светильников Меноры.
После того, как евреи
преисполнились беспричинной ненавистью друг к другу, Всевышний перестал так явно
демонстрировать Свою любовь. Тут же плоды утратили свой неземной вкус и чудесные
свойства.
К счастью, утрата эта — не
безвозвратна. Когда мир будет исправлен, Земля Израиля снова родит чудесные, ни
с чем не сравнимые плоды. Причем, деревья, как говорится в Талмуде (трактат
Шаббат, лист 30) будут плодоносить каждый день.
Таким образом, во времена
третьего Храма, чтобы зажечь Менору будет достаточно одной маслины. И
каждый день на дереве будут появляться новые оливки. Значит, для нужд Меноры
будут снимать одну маслину в день. Поэтому оливковое масло и называется маслом
маслины — одной (то есть в единственном числе).
В Мидраше Танхума
приведено свидетельство раби Ханины (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век) о чуде с Менорой, которая горела от Рош
hа-Шана
до Рош hа-Шана.
Выходит, что разовой порции масла хватало на целый год. В ознаменовании этого
чуда, оливковое масло названо маслом маслины — в единственном числе.
А как же заповедь,
предписывающая зажигать Менору каждый день?
Дело в том, что хоть масла тогда
и хватило на целый год, но фитили, все же приходилось ежедневно менять. А замену
старого фитиля новым, можно приравнять к зажиганию.
Еще одно объяснение.
Если человек в субботу взболтал
масляный светильник, который горит (чаша с маслом, в которой находится зажженный
фитиль), он нарушил запрет на зажигание и тушение огня в шаббат. Запрет
гасить он нарушил, когда из-за взбалтывания масло отхлынуло от фитиля. Когда же
оно к фитилю прихлынуло, был нарушен запрет на зажигание огня.
Ну, а если человек капнет
капельку масла в горящий светильник — нарушит он этим что-то или нет?
Да, нарушит. Нарушит запрет Торы
на разжигание огня в субботу.
Теперь вернемся к Храмовой
Меноре — в тот год, что масло горело не переставая.
Если каждый вечер добавлять хотя
бы каплю масла в ее светильники, это будет равносильно их зажиганию.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
рава Хаима-Йосеф-Давид Азулай
(широко известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Имрей
Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
.
3.
Открытие посольства
Менора,
которую зажигали в Мишкане (Переносной Храм) и в Иерусалимском Храме —
один из символов еврейского народа и еврейской государственности.
О заповеди зажигания Меноры
в нашей недельной главе написано: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли
тебе чистого оливкового масла, первого отжима, для освещения, чтобы возжигать
светильник постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Менору
было заповедано зажигать каждый день, точнее — каждый вечер. Но вот в Мидраше
Танхума встречаем свидетельство раби Ханины о чуде с Менорой,
светильники которой горели от Рош
hа-Шана до
Рош hа-Шана.
То есть Менору заправили маслом, которого должно было хватить на один
день, а светильники не гасли целый год.
Но если так — что ж мы так
восторгаемся ханукальным чудом? Ведь тогда масла хватило на восемь дней, а здесь
— целый год непрерывного горения.
Попробуем дать аллегорическое
объяснение.
Каждая независимая и
мало-мальски развитая страна стремится наладить дипломатические связи с другими
государствами. Для этого она отряжает специальных посланников, представляющих ее
интересы за рубежом.
Эти посланники живут и работают
в специально арендованных помещениях — посольствах. Посольство, по сути своей —
страна в стране. Оно построено и располагается на территории одной страны, но
юридически считается территорией другой, той, чьи интересы представляет
находящийся в нем посол. И даже работники сферы правопорядка, даже полицейские —
не имеют права входить на территорию посольства. Внутри посольства действуют
законы страны, чьи интересы это посольство представляет. Законы же принимающего
государства не имеют там никакой силы.
Все это — пока посольство
действует. Если же дипломатические отношения прерываются, и посол покидает
страну, здание посольства возвращается под юрисдикцию той страны, на территории
которой оно расположено.
Бейт
hа-Микдаш
(Иерусалимский Храм) был, образно выражаясь — «посольством» Всевышнего в нашем
мире. На его территории действовали совершенно другие законы, отличающиеся от
законов природы и законов государства.
Например, на праздники в Бейт
hа-Микдаше
собиралось огромное количество людей. Они стояли так тесно друг к другу, что
между ними нельзя было воткнуть соломинку. Однако, когда нужно было поклониться
Всевышнему, абсолютно все падали ниц, распростершись на земле, и всем хватало
места.
Это противоречило законам
природы. Ведь известно, что человек, стоя — занимает меньше места на земле,
нежели лежа.
На территории Храма совершались
многочисленные приношения животных. Соответственно, там имелось множество туш
животных, их внутренностей и крови, что, несомненно, должно было притягивать
мух. Однако ни одной мухи на территории Бейт
hа-Микдаша
не было.
И это — лишь незначительная
часть примеров, когда законы Бейт
hа-Микдаша
вступали в противоречие с законами, царящими вне его пределов.
К ним следует отнести и чудо с
маслом, описанное раби Ханиной (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век).
Во времена же Хануки, в эпоху
Хашмонаим, греческие оккупанты осквернили Храм и находящееся в нем масло
(нетронутым остался лишь один небольшой кувшинчик). И можно было сказать, что
«посольство» перестало функционировать. А если так — вместе с этим, отменились и
законы, действовавшие на территории Бейт
hа-Микдаша.
И уже не было никакого видимого различия (святость места, конечно же, осталась)
между Храмом и тем, что вне его пределов
В этой ситуации, чудо
Всевышнего, когда масло одного дня горело целых восемь дней — послужило знаком,
что «посол», то есть Шехина (Присутствие Всевышнего) вернулся. И это
означало, что «посольство» — открывается.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4.
Менора — символ мудрости
Написано в нашей недельной
главе: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе чистого оливкового
масла, первого отжима (в оригинале употреблено слово «катит»), для
освещения, чтобы возжигать светильник постоянно» (Шемот, гл. 27,
ст. 20).
Слово «катит» (первый отжим)
можно разбить на две части. Одна — из букв тав и йод (числовое
значение — 410), другая — из букв тав и хав (числовое значение —
420).
410 лет простоял Первый
Иерусалимский Храм, 420 — второй.
Таким образом, в слове катит
содержится намек на годы, когда зажигали Менору в Первом и во Втором
Храмах.
С Менорой связана и фраза
из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 130): «Открытие слов
Твоих просветляет, вразумляет простаков».
Петах
(вход, врата) намекает на начало каждой из пяти книг Торы. В первой фразе,
открывающей каждую книгу Пятикнижия, содержится намек на Менору.
Первая фраза книги Берешит
состоит из семи слов. Это — намек на семь ветвей Меноры.
В первой фразе книги Шемот
— одиннадцать слов. Менору украшали одиннадцать венчиков.
Ваикра
начинается фразой из восьми слов — столько декоративных яблок украшает Менору.
В первой фразе книги
Бамидбар — семнадцать слов. Если к этому числу еще добавить единицу (колель)
— получим высоту Меноры (восемнадцать тефахим — множественное
число от слова тефах; тефах — во времена Талмуда мера длины,
равная примерно 8-ми см).
Дварим
начинается фразой из двадцати двух слов, что соответствует двадцати двум
декоративным чашам, украшавшим Менору.
Менора
символизирует мудрость. Поэтому стремящийся к мудрости должен во время молитвы
направить свое сердце на юг. Ибо Менора располагалась в южной части
Храма.
Мы видим, что в самом начале
каждой из пяти книг Торы ( Хумаша, Пятикнижия), иными словами — во вратах каждой
из книг, присутствует намек на Менору, на мудрость, на хранителей
мудрости, на мудрецов Торы.
Во вратах города, обычно
располагался суд, состоящий из мудрейших людей той местности. Ставя Мудрецов во
главе всех книг, Тора учит нас почитать мудреца Торы и проявлять уважение к
нему.
В Талмуде (трактат Макот,
лист 22) порицаются евреи, жители Вавилона, потому что они вставали перед Торой,
из уважения к ней, но не поднимались перед мудрецами Торы, не оказывали им
подобающего уважения.
Показательно, что Тора заботится
об уважении к Учителям, а те, в свою очередь — почитают Тору. Мудрецы обязаны
вставать перед Торой, а также должны, проявляя уважение к ней, как сказано в
Талмуде (трактат Берахот, лист 43), ходить, слегка склонившись.
На это намекают и семнадцать
слов первой фразы книги Бамидбар.
Высота Меноры — 18, а не
17 пядей (тефахим). Почему же слов только семнадцать?
Чтобы учились склоняться.
Годы существования Первого и
Второго Храмов в Торе неспроста увязаны с Менорой.
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 119), в качестве одной из причин разрушения Бейт
hа-Микдаша
упоминается непочтительное отношение к Учителям.
на основе комментария рава Шломо-Залмана Эренрайха
(автор книги «Эвен Шлема»; Австрия, Германия, 1863-1944 гг.)
5.
Тора спасает от гибели
Написано в нашей недельной
главе: «И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе чистого оливкового
масла, первого отжима, для освещения, чтобы возжигать светильник постоянно» (Шемот,
гл. 27, ст. 20).
Один из светильников Меноры
не гас, поэтому он и назван постоянным, вечным. Этот светильник символизирует
Тору. Как сказано: «Свеча — это заповедь, А Тора — Свет» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).
В Талмуде (трактат Сота,
лист 21) разъясняется, что Тора уподоблена Свету, потому что он служит защитой
от разрушения и гибели. Точно так же и Тора — служит защитой миру от
уничтожения.
Племянница рава Баруха-Бера
Лейбовича, главы йешивы Каминец, пришла к раввину Йехезкелю Абрамскому (автор
книги «Хазон Йехезкель», Белоруссия – Англия – Израиль, 1886-1976 гг.) и
рассказала, что ей предстоит бегство через границу в другую страну.
Она просила благословения.
Раввин, услышав о предстоящем
испытании, связанном со смертельной опасностью, благословил женщину и попросил
ее передать раву Хаиму-Ойзеру Грудзинскому рукопись его книги «Хазон Йехезкель».
Готовясь к побегу, женщина
рассовала листы рукописи у себя под одеждой.
Темной ночью в путь выступил
небольшой отряд, состоявший из людей, решивших перейти границу. Пограничники
обнаружили перебежчиков и открыли по ним огонь. Большинство полегло на месте.
Те, кто остался в живых, бросились врассыпную, ища хоть какое-то убежище.
Племянница рава Лейбовича
спряталась в стоге сена.
Пограничники засекли направление
бегства и спустили собак. Собаки быстро настигали беглецов, сбивали их с ног, а
спрятавшихся находили в их убежищах.
Когда собаки подбежали к стогу,
в котором укрывалась женщина, они почему-то не учуяли ее и побежали дальше.
Пограничники тоже прошли мимо.
Этой ночью все перебежчики были
схвачены живыми или мертвыми, и только племяннице рава Лейбовича посчастливилось
добраться до Вильно к раву Хаиму-Ойзеру, живой и невредимой.
Тот объяснил ей причину ее
чудесного спасения:
— Когда ты спрятала у себя под
одеждой страницы рукописи рава Абрамского, ты сама стала частью Торы. А Тора
спасает и защищает…
на основе комментария рава Йехезкеля Абрамского
(автор книги «Хазон Йехезкель», Белоруссия – Англия – Израиль, 1886-1976 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|