Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).
Вели
на иврите - тецаве.
Обсуждение главы
Тецаве
1. Вечный светильник
Наша
недельная глава начинается заповедью об оливковом масле для Меноры. Здесь
мы читаем: «И ты вели сынам Израиля, чтобы доставили тебе чистое оливковое
масло, отборное, первого отжима, для освещения — чтобы зажигать светильник,
горящий постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Возникает
вопрос: почему для Меноры было выбрано именно оливковое масло, и почему —
особенной чистоты, отборное?
Потому что в
словах «светильник, горящий постоянно» — содержится намек на вечный Свет Торы. И
масло, горящее в нем, должно быть абсолютно чистым, без загрязнений и без
малейших примесей.
Для Меноры
годится лишь масло самого высокого, самого тонкого отжима. Такое чистое и
прозрачное — какими должны быть помыслы и намерения человека, изучающего Тору.
Человека, который постигает ее не ради выгоды, не ради получения благ, почета и
привилегий, но — ради нее самой, во Имя Небес. Потому что все привилегии, все
бонусы, вся роскошь — все это преходяще и останется в земном мире. Ничего из
этого человек не возьмет с собой в мир Грядущий. Он сможет взять туда только
Тору. И она поможет ему подниматься на новый и новый уровень.
Наши Учителя
пишут в Талмуде (трактат Кетубот, лист 111), что человек,
посвятивший себя изучению Торы, будет оживлен после смерти. Намек на это
содержится в нашем фрагменте, в словах о светильнике, постоянно горящем.
Благодаря Торе, свеча человека — не гаснет. Наоборот, она разгорается и
становится вечным светильником, способным оживить, когда наступит период
возрождения умерших (на иврите — техият
hа-метим).
Первый Храм
(на иврите Храм — Бейт
hа-Микдаш)
простоял 410 лет. И, соответственно, все это время постоянно горели свечи
Меноры.
Во втором
Бейт
hа-Микдаше
Менору зажигали в течение 420-ти лет.
Итого,
суммарное время горения светильников в Храме составило 830 лет. Это
соответствует гематрии (числовому значению) слова «катит»
(отборное масло).
В Торе, как
известно, насчитывается 613 заповедей. К ним можно добавить еще семь заповедей,
установленных нашими Учителями (итого — 620).
Если мы
прочтем все фразы, в которых есть повеление Всевышнего о Меноре — мы
насчитаем в них 483 буквы. Если к этому добавить количество букв в тех фразах,
где говорится о «вечном светильнике» — получим 620.
Это
подтверждает связь между Торой и постоянно горящим светильником. Потому что
свеча или светильник символизируют заповедь, а Тора — порожденный им Свет.
Еще отметим,
что слово, вынесенное в название нашей недельной главы, и также — два последних
слова нашей фразы, содержат намек на заповедь зажигания субботних свечей.
Гематрия
слова «тецаве» (вели) соответствует гематрии выражения —
«заповедано женщинам». А словосочетание «нер тамид» (светильник, горящий
постоянно) — имеет ту же гематрию, что и выражение «в шаббат».
Получаем —
заповедано женщинам в шаббат. Заповедано зажигать субботние свечи.
на основе комментариев раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец
Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Раби Яакова бен Ашера
(автор монументального труда, кодекса еврейских законов — Арбаа Турим, а также —
одного из наиболее популярных сборников комментариев к Торе под названием Бааль
а-Турим; Германия – Испания, 14-й век)
2. Менора
и Тора — есть ли связь
В нашей
недельной главе читаем, что Моше должен отдать сынам Израиля распоряжение об
«отборном оливковом масле, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шемот,
гл. 27, ст. 20).
Этот
постоянно горящий светильник — символ Торы. Как сказано об этом в Танахе:
«Заповедь — это свеча, а Тора — Свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо,
гл. 6, ст. 23).
Вот и еще
один намек на связь между Менорой, которая горела в Бейт
hа-Микдаше
(Храме) и Торой, ради которой был создан мир.
У Меноры,
как известно семь светильников, семь свечей. Их свет озаряет первую фразу книги
Берешит, которая как раз состоит из семи слов — «Вначале сотворил
Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
На Меноре
были украшения в виде завязей и цветков. Количество завязей — одиннадцать. И в
первой фразе книги Шемот ровно одиннадцать слов — «И вот имена
сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом пришли они, каждый со своим
семейством» (Шемот, гл. 1, ст. 1).
Цветков на
Меноре было девять — столько же, сколько слов в первой фразе книги
Ваикра: «И призвал Всевышний Моше, и сказал ему» (Ваикра,
гл. 1, ст. 1).
Высота
Меноры составляла чуть больше 17-ти тефахим (множественное число от
слова тефах — мера длины времен Талмуда, соответствующая примерно 72-м
см). В переводе на современные единицы измерения — около полутора метра.
Первая фраза
книги Бамидбар — «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай, в
шатре собрания, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из
Египта» (гл. 1, ст. 1) состоит как раз из семнадцати слов.
А еще на
Меноре были украшения в виде 22-х декоративных бокалов. Вот и книга
Дварим начинается фразой из 22-х слов — «Вот речи, какие говорил Моше
всему Израилю на берегу Иордана, в пустыни, в степи, напротив Суфа, между Паран,
и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав»
(Дварим, гл. 1, ст. 1).
Менора
освещает и просвещает. Недаром наши Учителя говорят в Талмуде (трактат
Бава Батра, лист 25), что жаждущий мудрости пусть устремится в южном
направлении — туда, где в Храме располагалась Менора.
Точно так же
и Тора наполняет светом и мудростью. Как сказано: «Откровение слов Твоих —
просветляет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 130).
Именно
потому, что светильники Меноры тесно связаны с Торой — масло для них надо
было приносить Моше. Ведь Тора названа его именем. И он, кроме того — был самым
полным вместилищем Торы на земле.
на основе комментариев великого Ари
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й
век)
и рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3.
Первенцы-левиты не были отстранены от службы в Мишкане
Написано в
нашей недельной главе: «И приблизь к себе Аарона, твоего брата, и с ним — его
сыновей из среды сынов Израиля для служения Мне. Аарон, Надав и Авиhу,
Элазар и Итамар, сыны Аарона» (Шемот, гл. 28, ст. 1).
Наши Учителя
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 37)
проливают дополнительный свет на ситуацию, описанную в нашем фрагменте.
Когда Моше
спустился с горы Синай, он увидел золотого тельца и Аарона при нем. В руках у
Аарона был молоток, им он обстукивал золотого идола.
Моше с
горечью отметил, что Аарон заодно с язычниками. Но на самом деле, Аарон изо всех
сил пытался задержать сдачу рукотворного божка в эксплуатацию.
— Знаю Я, что
намерения твоего брата чисты и во благо, — заверил Всевышний Моше.
Рассказывается в притче, что юный принц решил вырыть подземный ход во дворец.
Его личный слуга со словами «не царское это дело, ямы копать» — отобрал у
царевича лопату и сам принялся за работу.
Через
некоторое время слугу схватили гвардейцы и обвинили в попытке сделать подкоп под
царский трон.
Но мудрый
царь не только не наказал слугу, но наоборот — щедро его наградил.
— Знаю, —
сказал слуге царь, — что тебя заботила честь моего сына… Отныне назначаю тебя
управляющим всего дворца…
Таков был
царский вердикт.
Аарон
пытался, как мог — задержать ввод золотого тельца в строй. Он тянул время до
возвращения Моше.
В
разномастном сброде, что затесался в ряды евреев, были волхвы и колдуны. Они,
вопреки усилиям Аарона — все же сумели довести дело до конца. Телец встал на все
четыре ноги.
Однако
Всевышний по достоинству оценил скрытый протест Аарона. И назначил его
управляющим в Своем земном Дворце — в Мишкане (Переносной Храм).
В обсуждаемом
нами фрагменте встречаем выражение — «для служения Мне». В главе Тецаве
оно встречается трижды. Первый раз — во фразе «И приблизь к себе Аарона... для
служения Мне».
Вскоре мы
вновь встречаем его — «Пусть они сделают одеяния Аарона... чтобы служил он Мне»
(Шемот, гл. 28, ст. 3).
И, наконец,
третий раз — в следующей же фразе: «И сделают они священные одеяния для
Аарона... чтобы служил он Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 4).
Гематрия
(числовое значение) слова «Мне» — 40.
Три
процитированные здесь фразы дают намек на трех главных коэнов (на иврите
главный коэн — коэн гадоль), каждый из которых служил в Храме по
40 лет.
Первым из
этих трех был Аарон. Он был коэном гадоль все 40 лет пребывания сынов
Израиля в пустыне.
Вторым — Эли.
О нем сказано, что он судил Израиль 40 лет (Танах, Первая книга пророка
Шмуэля, гл. 4, ст. 18).
Третьим —
праведный Шимон, который служил главным коэном во времена Второго Храма.
В Талмуде (трактат Йома, лист 9) написано, что он 40 лет был
главным коэном.
Теперь пришло
время рассмотреть вопрос — почему в Торе перечисляются хорошо известные нам
имена всех сыновей Аарона. Разве не достаточно было бы сообщения, чтобы Моше
приблизил Аарона и его сыновей для служения Всевышнему?
Мы уже знаем,
что изначально служение Всевышнему лежало на плечах первенцев. Но за поклонение
золотому тельцу они были лишены этой привилегии. Служение Творцу перешло колену
Леви, которое не участвовало в идолопоклонстве.
Когда
первенцы перестали совершать приношения Творцу — возникло сомнение по поводу
первенца Аарона — Надава. Быть может, ему запрещено служить в Мишкане?
Чтобы
развеять сомнения, он и назван в Торе по имени. Ну а с ним уже названы и все
остальные.
на основе комментариев рава Шабтая Ашкенази (Шах)
(известен и под именем Шах; автор книги «Сифтей Коэн», Вильно, 17-й век)
и
рава Иеhошуа-Лейба
Дискина
(Магариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина
19-го века; родился в Гродно, Беларусь)
4.
Одеяние коэна продолжает действовать и в наши дни
В нашей
недельной главе Всевышний отдает приказ изготовить особые одежды для главного
коэна, для Аарона. Написано: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему
брату — для почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).
В Талмуде
(трактат Зевахим, лист 88) говорится, что у каждого элемента
одежды коэна (служителя в Храме) было предназначение — искупить те или
иные виды прегрешений.
Так нижняя
рубаха коэна способствовала искуплению кровопролития, убийства. Штаны
искупали запрещенные связи, блуд. Головной убор коэна призван был
искупить гордыню, а пояс — тайные страсти, гнездящиеся в сердце человека.
Предназначением эфода (нечто вроде фартука, надетого как будто бы задом
наперед) было искупить идолопоклонство. Хошен (нагрудник, сшитый из той
же ткани, что и эфод) должен был искупать неправедный суд. А циц
(золотой венец) — искупал наглое поведение.
В дополнение
к теме об одежде коэнов — см. на сайте, к примеру, ответ «Коэн
предсказывал будущее?» (№ 460)
Обо всем этом
написано в Талмуде. Но почему об этом не сказано в Торе?
Потому что
всегда предпочтительнее, чтобы люди не вели себя так, чтобы потом их поступки и
помыслы нужно было бы искупать. Тора учит людей быть праведными и порядочными.
Но если все
станут праведными, для чего будут нужны одежды коэна, какой в них тогда
смысл?
Нужны они, —
объясняется в Торе, — «для почета и великолепия».
Если мы снова
откроем Талмуд (трактат Йома, лист 72) — найдем еще одно
интересное высказывание о коэнских одеждах. Написано там, что никто не
уцелел бы, никто не спасся бы, никто не остался бы в живых — если бы не
коэнские одеяния.
О чем здесь
идет речь?
Можно
предположить, что в данном случае подразумеваются времена, когда стоял Бейт
hа-Микдаш
(Храм). Тогда некоторые прегрешения сынов Израиля, например, совершенные
случайно, по ошибке или по незнанию — могли быть искуплены благодаря коэнским
одеяниям.
Но раби
Эльяким из Магенцы — современник Раши, в своей книге Оцар
hа-Едиот
(«Сокровищница свидетельств») пишет, что слова Талмуда нужно понимать так: если
бы не уцелевшие коэнские одежды, которые по сей день хранятся в Ватикане
— не осталось бы от евреев ничего. Эти одежды и сейчас, из хранилищ Ватикана,
продолжают искупать и спасать народ Израиля.
В Танахе есть
такие слова: «И за преступления ваши изгнана была ваша мать» (книга пророка
Йешаяhу,
гл. 50, ст. 1).
В книгах,
хранящих сокровенные знания, сказано, что в соответствии с восьмью одеяниями
главного коэна, находящимися на земле, существуют восемь их духовных
аналогов на Небесах. И они продолжают влиять и защищать Израиль и после
разрушения Храма.
Но если евреи
массово отходят от веры отцов, совершают прегрешения — четыре из восьми одежд
перестают их защищать.
Какие именно?
Пояс,
головной убор, нижняя рубаха и штаны.
Первые буквы
этих слов образуют выражение «ваша мать» — та, которая будет изгнана за ваши
преступления.
И все же
четыре элемента одежды главного коэна продолжат оберегать сынов Израиля,
несмотря ни на что. Это — эфод, верхняя рубаха, хошен и золотой
венец, циц.
Первые буквы
этих слов образуют глагол «размозжил», указывая, что эти одежды защищают евреев,
и благодаря им — будут размозжены головы их врагов и ненавистников.
на основе комментариев рава Иеhуды
Левинберга
(автор книги «Имрей Хен»; США, 20-й век)
и
рава Шимшона из Острополя
(Польша, 1600-1648 гг.)
5.
Философия одежды
Написано в
нашей недельной главе: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для
почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).
Одежда
коэна (служителя Храма) отличается от любых других одеяний тем, что она
создана для почета и великолепия, и подобна одеянию малахим
(множественное число от слова малах; в условном переводе — «ангел»).
Говорится в
Танахе: «И вот, муж, одетый в лен» (книга пророка Йехезкеля, гл.
9, ст. 11).
Речь идет о
малахе Михаэле. Его одежды при изготовлении коэнских одеяний были
взяты за образец.
Упомянутые
почет и великолепие одежд Аарона заключались в том, что они походила на одежду
малаха. Любая другая одежда — напоминает о позоре.
Обычная
одежда возникла в результат прегрешения первого человека, Адама. Так что, она
никак не может быть «почетом и великолепием» для тех, кто носит ее.
Когда люди
были еще чисты и безгрешны — они прекрасно обходились без всякой одежды. Как
сказано: «И были они оба наги... и не стыдились» (Берешит, гл. 2,
ст. 25).
Эта ситуация
коренным образом изменилась после роковой ошибки Адама и Хавы. И мы читаем: «И
сделал Всевышний кожаные одежды, и одел их» (Берешит, гл. 3, ст.
21).
Несмотря на
то, что одежда — напоминание об окончании эры непорочности, что она — укор и
упрек, некоторые люди пытаются сделать ее великолепной. Пусть укор, пусть упрек,
но зато — прекрасно скроен и замечательно сидит.
В одной из
притч рассказывается, любимчик царя злоупотребил царским доверием и совершил
предательство.
Царь велел
вздернуть неблагодарного наглеца. Но в последний момент, когда палач уже начал
затягивать петлю вокруг шеи приговоренного, в сердце царя нахлынула волна
милосердия, и он помиловал бунтовщика. Только приказал ему и всему его
потомству, в назидание — ходить с петлей на шее, никогда не снимая ее.
Действительно, этот бывший царский любимчик до конца дней своих проходил со
свисающей с шеи грубой веревочной петлей.
Его дети
сменили толстый, жесткий канат на более мягкую веревку — чтобы не сдавливало шею
и не натирало кожу.
Каждое
последующее поколение продолжало улучшать свой знак позора. Веревка, претерпевая
изменения, становилась все мягче и изящней. Пока не превратилась, наконец — в
шикарный шелковый галстук с бриллиантовой заколкой.
Теперь
напоминание о семейном позоре, предмет насмешек — превратился в модный
аксессуар.
Мы, кстати,
пошли по тому же пути. Одежду, призванную напоминать о нашем прошлом позоре, мы
пытаемся превратить в модный наряд — кичимся тем, что нам не делает чести.
В знак траура
по разрушенному Храму, нужно в своем доме, на стене, напротив входной двери,
оставить неоштукатуренный квадрат. И некоторые обрамляют его золотом и по
периметру пускают виньетки.
По той же
причине (скорбь и траур) во время шивы (семь дней после похорон умершего
близкого родственника) или Девятого Ава — сидят не на обычном стуле, но только —
на земле, на полу или на низенькой табуретке.
Так вот, я
видел человека который восседал на золоченном креслице в стиле «Людовик
XIV»
— с шикарным сидением, обитом дорогим бархатом.
Все это — из
одной «оперы».
Итак,
заказывая или выбирая себе одежду нужно помнить, что она, одежда, да и сам факт
ношения ее — свидетельствуют о прегрешениях человека и человечества. И чем
шикарнее это свидетельство, тем оно нелепее. Как скорбящий на золотом троне, или
президент нищей страны на золотом унитазе.
Единственная
одежда, которая может быть великолепной и придавать почет и уважение тому, кто
ее носит — это одеяние коэна.
Поэтому, если
хотите выглядеть облаченными в славу и почести — идите в коэны.
И если кто-то
возразит — мол, коэнами не становятся, ими рождаются. То вот ему наш
ответ, точнее — ответ Самого Всевышнего: «И будете вы Мне царством коэнов
и народом выделенным» (Шемот, гл. 19, ст. 6).
Соответствуешь этим критериям — будешь выглядеть естественно и органично в самой
шикарной одежде. Она лишь подчеркнет и оттенит твои внутренние достоинства. В
противном случае, дорогая одежда от лучших кутюрье — сыграет с тобой злую шутку.
Она попросту тебя — предаст.
На иврите
одежда — «бегед». От того же корня происходит слово «бегида», что в
переводе означает — «предательство».
на основе комментария рава Шимшона Фишера
(автор книги «Гвурат Шимшон»; США – Израиль, 20-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»
Место в Торе:
книга
Шемот,
гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).
Вели
на иврите - тецаве.
Обсуждение главы
Тецаве
1. Вечный светильник
Наша
недельная глава начинается заповедью об оливковом масле для Меноры. Здесь
мы читаем: «И ты вели сынам Израиля, чтобы доставили тебе чистое оливковое
масло, отборное, первого отжима, для освещения — чтобы зажигать светильник,
горящий постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Возникает
вопрос: почему для Меноры было выбрано именно оливковое масло, и почему —
особенной чистоты, отборное?
Потому что в
словах «светильник, горящий постоянно» — содержится намек на вечный Свет Торы. И
масло, горящее в нем, должно быть абсолютно чистым, без загрязнений и без
малейших примесей.
Для Меноры
годится лишь масло самого высокого, самого тонкого отжима. Такое чистое и
прозрачное — какими должны быть помыслы и намерения человека, изучающего Тору.
Человека, который постигает ее не ради выгоды, не ради получения благ, почета и
привилегий, но — ради нее самой, во Имя Небес. Потому что все привилегии, все
бонусы, вся роскошь — все это преходяще и останется в земном мире. Ничего из
этого человек не возьмет с собой в мир Грядущий. Он сможет взять туда только
Тору. И она поможет ему подниматься на новый и новый уровень.
Наши Учителя
пишут в Талмуде (трактат Кетубот, лист 111), что человек,
посвятивший себя изучению Торы, будет оживлен после смерти. Намек на это
содержится в нашем фрагменте, в словах о светильнике, постоянно горящем.
Благодаря Торе, свеча человека — не гаснет. Наоборот, она разгорается и
становится вечным светильником, способным оживить, когда наступит период
возрождения умерших (на иврите — техият
hа-метим).
Первый Храм
(на иврите Храм — Бейт
hа-Микдаш)
простоял 410 лет. И, соответственно, все это время постоянно горели свечи
Меноры.
Во втором
Бейт
hа-Микдаше
Менору зажигали в течение 420-ти лет.
Итого,
суммарное время горения светильников в Храме составило 830 лет. Это
соответствует гематрии (числовому значению) слова «катит»
(отборное масло).
В Торе, как
известно, насчитывается 613 заповедей. К ним можно добавить еще семь заповедей,
установленных нашими Учителями (итого — 620).
Если мы
прочтем все фразы, в которых есть повеление Всевышнего о Меноре — мы
насчитаем в них 483 буквы. Если к этому добавить количество букв в тех фразах,
где говорится о «вечном светильнике» — получим 620.
Это
подтверждает связь между Торой и постоянно горящим светильником. Потому что
свеча или светильник символизируют заповедь, а Тора — порожденный им Свет.
Еще отметим,
что слово, вынесенное в название нашей недельной главы, и также — два последних
слова нашей фразы, содержат намек на заповедь зажигания субботних свечей.
Гематрия
слова «тецаве» (вели) соответствует гематрии выражения —
«заповедано женщинам». А словосочетание «нер тамид» (светильник, горящий
постоянно) — имеет ту же гематрию, что и выражение «в шаббат».
Получаем —
заповедано женщинам в шаббат. Заповедано зажигать субботние свечи.
на основе комментариев раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец
Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Раби Яакова бен Ашера
(автор монументального труда, кодекса еврейских законов — Арбаа Турим, а также —
одного из наиболее популярных сборников комментариев к Торе под названием Бааль
а-Турим; Германия – Испания, 14-й век)
2. Менора
и Тора — есть ли связь
В нашей
недельной главе читаем, что Моше должен отдать сынам Израиля распоряжение об
«отборном оливковом масле, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шемот,
гл. 27, ст. 20).
Этот
постоянно горящий светильник — символ Торы. Как сказано об этом в Танахе:
«Заповедь — это свеча, а Тора — Свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо,
гл. 6, ст. 23).
Вот и еще
один намек на связь между Менорой, которая горела в Бейт
hа-Микдаше
(Храме) и Торой, ради которой был создан мир.
У Меноры,
как известно семь светильников, семь свечей. Их свет озаряет первую фразу книги
Берешит, которая как раз состоит из семи слов — «Вначале сотворил
Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
На Меноре
были украшения в виде завязей и цветков. Количество завязей — одиннадцать. И в
первой фразе книги Шемот ровно одиннадцать слов — «И вот имена
сынов Израиля, пришедших в Египет, с Яаковом пришли они, каждый со своим
семейством» (Шемот, гл. 1, ст. 1).
Цветков на
Меноре было девять — столько же, сколько слов в первой фразе книги
Ваикра: «И призвал Всевышний Моше, и сказал ему» (Ваикра,
гл. 1, ст. 1).
Высота
Меноры составляла чуть больше 17-ти тефахим (множественное число от
слова тефах — мера длины времен Талмуда, соответствующая примерно 72-м
см). В переводе на современные единицы измерения — около полутора метра.
Первая фраза
книги Бамидбар — «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай, в
шатре собрания, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из
Египта» (гл. 1, ст. 1) состоит как раз из семнадцати слов.
А еще на
Меноре были украшения в виде 22-х декоративных бокалов. Вот и книга
Дварим начинается фразой из 22-х слов — «Вот речи, какие говорил Моше
всему Израилю на берегу Иордана, в пустыни, в степи, напротив Суфа, между Паран,
и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав»
(Дварим, гл. 1, ст. 1).
Менора
освещает и просвещает. Недаром наши Учителя говорят в Талмуде (трактат
Бава Батра, лист 25), что жаждущий мудрости пусть устремится в южном
направлении — туда, где в Храме располагалась Менора.
Точно так же
и Тора наполняет светом и мудростью. Как сказано: «Откровение слов Твоих —
просветляет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 130).
Именно
потому, что светильники Меноры тесно связаны с Торой — масло для них надо
было приносить Моше. Ведь Тора названа его именем. И он, кроме того — был самым
полным вместилищем Торы на земле.
на основе комментариев великого Ари
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й
век)
и рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3.
Первенцы-левиты не были отстранены от службы в Мишкане
Написано в
нашей недельной главе: «И приблизь к себе Аарона, твоего брата, и с ним — его
сыновей из среды сынов Израиля для служения Мне. Аарон, Надав и Авиhу,
Элазар и Итамар, сыны Аарона» (Шемот, гл. 28, ст. 1).
Наши Учителя
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 37)
проливают дополнительный свет на ситуацию, описанную в нашем фрагменте.
Когда Моше
спустился с горы Синай, он увидел золотого тельца и Аарона при нем. В руках у
Аарона был молоток, им он обстукивал золотого идола.
Моше с
горечью отметил, что Аарон заодно с язычниками. Но на самом деле, Аарон изо всех
сил пытался задержать сдачу рукотворного божка в эксплуатацию.
— Знаю Я, что
намерения твоего брата чисты и во благо, — заверил Всевышний Моше.
Рассказывается в притче, что юный принц решил вырыть подземный ход во дворец.
Его личный слуга со словами «не царское это дело, ямы копать» — отобрал у
царевича лопату и сам принялся за работу.
Через
некоторое время слугу схватили гвардейцы и обвинили в попытке сделать подкоп под
царский трон.
Но мудрый
царь не только не наказал слугу, но наоборот — щедро его наградил.
— Знаю, —
сказал слуге царь, — что тебя заботила честь моего сына… Отныне назначаю тебя
управляющим всего дворца…
Таков был
царский вердикт.
Аарон
пытался, как мог — задержать ввод золотого тельца в строй. Он тянул время до
возвращения Моше.
В
разномастном сброде, что затесался в ряды евреев, были волхвы и колдуны. Они,
вопреки усилиям Аарона — все же сумели довести дело до конца. Телец встал на все
четыре ноги.
Однако
Всевышний по достоинству оценил скрытый протест Аарона. И назначил его
управляющим в Своем земном Дворце — в Мишкане (Переносной Храм).
В обсуждаемом
нами фрагменте встречаем выражение — «для служения Мне». В главе Тецаве
оно встречается трижды. Первый раз — во фразе «И приблизь к себе Аарона... для
служения Мне».
Вскоре мы
вновь встречаем его — «Пусть они сделают одеяния Аарона... чтобы служил он Мне»
(Шемот, гл. 28, ст. 3).
И, наконец,
третий раз — в следующей же фразе: «И сделают они священные одеяния для
Аарона... чтобы служил он Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 4).
Гематрия
(числовое значение) слова «Мне» — 40.
Три
процитированные здесь фразы дают намек на трех главных коэнов (на иврите
главный коэн — коэн гадоль), каждый из которых служил в Храме по
40 лет.
Первым из
этих трех был Аарон. Он был коэном гадоль все 40 лет пребывания сынов
Израиля в пустыне.
Вторым — Эли.
О нем сказано, что он судил Израиль 40 лет (Танах, Первая книга пророка
Шмуэля, гл. 4, ст. 18).
Третьим —
праведный Шимон, который служил главным коэном во времена Второго Храма.
В Талмуде (трактат Йома, лист 9) написано, что он 40 лет был
главным коэном.
Теперь пришло
время рассмотреть вопрос — почему в Торе перечисляются хорошо известные нам
имена всех сыновей Аарона. Разве не достаточно было бы сообщения, чтобы Моше
приблизил Аарона и его сыновей для служения Всевышнему?
Мы уже знаем,
что изначально служение Всевышнему лежало на плечах первенцев. Но за поклонение
золотому тельцу они были лишены этой привилегии. Служение Творцу перешло колену
Леви, которое не участвовало в идолопоклонстве.
Когда
первенцы перестали совершать приношения Творцу — возникло сомнение по поводу
первенца Аарона — Надава. Быть может, ему запрещено служить в Мишкане?
Чтобы
развеять сомнения, он и назван в Торе по имени. Ну а с ним уже названы и все
остальные.
на основе комментариев рава Шабтая Ашкенази (Шах)
(известен и под именем Шах; автор книги «Сифтей Коэн», Вильно, 17-й век)
и
рава Иеhошуа-Лейба
Дискина
(Магариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина
19-го века; родился в Гродно, Беларусь)
4.
Одеяние коэна продолжает действовать и в наши дни
В нашей
недельной главе Всевышний отдает приказ изготовить особые одежды для главного
коэна, для Аарона. Написано: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему
брату — для почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).
В Талмуде
(трактат Зевахим, лист 88) говорится, что у каждого элемента
одежды коэна (служителя в Храме) было предназначение — искупить те или
иные виды прегрешений.
Так нижняя
рубаха коэна способствовала искуплению кровопролития, убийства. Штаны
искупали запрещенные связи, блуд. Головной убор коэна призван был
искупить гордыню, а пояс — тайные страсти, гнездящиеся в сердце человека.
Предназначением эфода (нечто вроде фартука, надетого как будто бы задом
наперед) было искупить идолопоклонство. Хошен (нагрудник, сшитый из той
же ткани, что и эфод) должен был искупать неправедный суд. А циц
(золотой венец) — искупал наглое поведение.
В дополнение
к теме об одежде коэнов — см. на сайте, к примеру, ответ «Коэн
предсказывал будущее?» (№ 460)
Обо всем этом
написано в Талмуде. Но почему об этом не сказано в Торе?
Потому что
всегда предпочтительнее, чтобы люди не вели себя так, чтобы потом их поступки и
помыслы нужно было бы искупать. Тора учит людей быть праведными и порядочными.
Но если все
станут праведными, для чего будут нужны одежды коэна, какой в них тогда
смысл?
Нужны они, —
объясняется в Торе, — «для почета и великолепия».
Если мы снова
откроем Талмуд (трактат Йома, лист 72) — найдем еще одно
интересное высказывание о коэнских одеждах. Написано там, что никто не
уцелел бы, никто не спасся бы, никто не остался бы в живых — если бы не
коэнские одеяния.
О чем здесь
идет речь?
Можно
предположить, что в данном случае подразумеваются времена, когда стоял Бейт
hа-Микдаш
(Храм). Тогда некоторые прегрешения сынов Израиля, например, совершенные
случайно, по ошибке или по незнанию — могли быть искуплены благодаря коэнским
одеяниям.
Но раби
Эльяким из Магенцы — современник Раши, в своей книге Оцар
hа-Едиот
(«Сокровищница свидетельств») пишет, что слова Талмуда нужно понимать так: если
бы не уцелевшие коэнские одежды, которые по сей день хранятся в Ватикане
— не осталось бы от евреев ничего. Эти одежды и сейчас, из хранилищ Ватикана,
продолжают искупать и спасать народ Израиля.
В Танахе есть
такие слова: «И за преступления ваши изгнана была ваша мать» (книга пророка
Йешаяhу,
гл. 50, ст. 1).
В книгах,
хранящих сокровенные знания, сказано, что в соответствии с восьмью одеяниями
главного коэна, находящимися на земле, существуют восемь их духовных
аналогов на Небесах. И они продолжают влиять и защищать Израиль и после
разрушения Храма.
Но если евреи
массово отходят от веры отцов, совершают прегрешения — четыре из восьми одежд
перестают их защищать.
Какие именно?
Пояс,
головной убор, нижняя рубаха и штаны.
Первые буквы
этих слов образуют выражение «ваша мать» — та, которая будет изгнана за ваши
преступления.
И все же
четыре элемента одежды главного коэна продолжат оберегать сынов Израиля,
несмотря ни на что. Это — эфод, верхняя рубаха, хошен и золотой
венец, циц.
Первые буквы
этих слов образуют глагол «размозжил», указывая, что эти одежды защищают евреев,
и благодаря им — будут размозжены головы их врагов и ненавистников.
на основе комментариев рава Иеhуды
Левинберга
(автор книги «Имрей Хен»; США, 20-й век)
и
рава Шимшона из Острополя
(Польша, 1600-1648 гг.)
5.
Философия одежды
Написано в
нашей недельной главе: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для
почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).
Одежда
коэна (служителя Храма) отличается от любых других одеяний тем, что она
создана для почета и великолепия, и подобна одеянию малахим
(множественное число от слова малах; в условном переводе — «ангел»).
Говорится в
Танахе: «И вот, муж, одетый в лен» (книга пророка Йехезкеля, гл.
9, ст. 11).
Речь идет о
малахе Михаэле. Его одежды при изготовлении коэнских одеяний были
взяты за образец.
Упомянутые
почет и великолепие одежд Аарона заключались в том, что они походила на одежду
малаха. Любая другая одежда — напоминает о позоре.
Обычная
одежда возникла в результат прегрешения первого человека, Адама. Так что, она
никак не может быть «почетом и великолепием» для тех, кто носит ее.
Когда люди
были еще чисты и безгрешны — они прекрасно обходились без всякой одежды. Как
сказано: «И были они оба наги... и не стыдились» (Берешит, гл. 2,
ст. 25).
Эта ситуация
коренным образом изменилась после роковой ошибки Адама и Хавы. И мы читаем: «И
сделал Всевышний кожаные одежды, и одел их» (Берешит, гл. 3, ст.
21).
Несмотря на
то, что одежда — напоминание об окончании эры непорочности, что она — укор и
упрек, некоторые люди пытаются сделать ее великолепной. Пусть укор, пусть упрек,
но зато — прекрасно скроен и замечательно сидит.
В одной из
притч рассказывается, любимчик царя злоупотребил царским доверием и совершил
предательство.
Царь велел
вздернуть неблагодарного наглеца. Но в последний момент, когда палач уже начал
затягивать петлю вокруг шеи приговоренного, в сердце царя нахлынула волна
милосердия, и он помиловал бунтовщика. Только приказал ему и всему его
потомству, в назидание — ходить с петлей на шее, никогда не снимая ее.
Действительно, этот бывший царский любимчик до конца дней своих проходил со
свисающей с шеи грубой веревочной петлей.
Его дети
сменили толстый, жесткий канат на более мягкую веревку — чтобы не сдавливало шею
и не натирало кожу.
Каждое
последующее поколение продолжало улучшать свой знак позора. Веревка, претерпевая
изменения, становилась все мягче и изящней. Пока не превратилась, наконец — в
шикарный шелковый галстук с бриллиантовой заколкой.
Теперь
напоминание о семейном позоре, предмет насмешек — превратился в модный
аксессуар.
Мы, кстати,
пошли по тому же пути. Одежду, призванную напоминать о нашем прошлом позоре, мы
пытаемся превратить в модный наряд — кичимся тем, что нам не делает чести.
В знак траура
по разрушенному Храму, нужно в своем доме, на стене, напротив входной двери,
оставить неоштукатуренный квадрат. И некоторые обрамляют его золотом и по
периметру пускают виньетки.
По той же
причине (скорбь и траур) во время шивы (семь дней после похорон умершего
близкого родственника) или Девятого Ава — сидят не на обычном стуле, но только —
на земле, на полу или на низенькой табуретке.
Так вот, я
видел человека который восседал на золоченном креслице в стиле «Людовик
XIV»
— с шикарным сидением, обитом дорогим бархатом.
Все это — из
одной «оперы».
Итак,
заказывая или выбирая себе одежду нужно помнить, что она, одежда, да и сам факт
ношения ее — свидетельствуют о прегрешениях человека и человечества. И чем
шикарнее это свидетельство, тем оно нелепее. Как скорбящий на золотом троне, или
президент нищей страны на золотом унитазе.
Единственная
одежда, которая может быть великолепной и придавать почет и уважение тому, кто
ее носит — это одеяние коэна.
Поэтому, если
хотите выглядеть облаченными в славу и почести — идите в коэны.
И если кто-то
возразит — мол, коэнами не становятся, ими рождаются. То вот ему наш
ответ, точнее — ответ Самого Всевышнего: «И будете вы Мне царством коэнов
и народом выделенным» (Шемот, гл. 19, ст. 6).
Соответствуешь этим критериям — будешь выглядеть естественно и органично в самой
шикарной одежде. Она лишь подчеркнет и оттенит твои внутренние достоинства. В
противном случае, дорогая одежда от лучших кутюрье — сыграет с тобой злую шутку.
Она попросту тебя — предаст.
На иврите
одежда — «бегед». От того же корня происходит слово «бегида», что в
переводе означает — «предательство».
на основе комментария рава Шимшона Фишера
(автор книги «Гвурат Шимшон»; США – Израиль, 20-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|