ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТАЗРИА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

 

Обсуждение главы Тазриа

 

1. Успеть натянуть поводья

 

Наша недельная глава начинается со слов — «Если женщина зачнет и родит мальчика…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в качестве объяснения этого фрагмента цитирует высказывание раби Симлая: «Подобно тому, как при сотворении мира создание человека имело место после создания всякого скота, зверя и птицы, так и учение о нем изложено после учения о скоте, звере и птице» (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 14).

О достойном человеке говорят, что он — «венец творения». Гордецу же бросают — «даже комар сотворен раньше тебя!».

То есть факт, что человек создан последним, призван уберечь его от гордыни. Этому же посвящена и притча.

Один человек для дальнего путешествия нанял повозку с кучером. Длинная дорога утомила его, он начал клевать носом и вскоре уснул. А когда проснулся, спросил у кучера:

— Где мы находимся?

— Едем в низине, — ответил возница.

— Не может быть! Мы же только что поднимались в гору, — усомнился пассажир. Но, оглядевшись, понял, что заблуждается…

В жизни порой такое случается. Человек погружается в рутину и перестает следить за своим внутренним миром, за духовным уровнем.

«Зачем мне следить за собой? Я себя ни в чем не подозреваю», — бахвалится он.

Ему кажется, что он — на вершине, на самом высоком пике. На самом же деле, это — сон, дрема, игра воображения, тогда как его телега несется вниз, под откос.

Так, распираемый гордыней пышный индюк считает себя скромнейшим малым, начисто лишенным честолюбия и амбиций.

А ведь когда-то он действительно был, что называется «на подъеме», работал над собой, исправлял качества характера. Только с той поры много воды утекло. И теперь нужно «проснуться» и, натянув поводья — снова взять под контроль почувствовавшую свободу лошадь (дурное начало, на иврите — йецер hа-ра).

Но как обуздать йецер hа-ра?

Нужно начать делать что-то не рутинное. Тут нужен хесед — доброе дело.

Один человек обратил внимание, что в пятницу в больницу приходит много посетителей, чтобы навестить своих заболевших родных и близких. Некоторые из них остаются на шаббат.

И вот, этот человек стал готовить для них субботние трапезы. А администрация больницы выделила для этих трапез помещение.

Узнав, что в субботу есть горячая еда для «гостей» больницы, люди стали охотнее проводить шаббаты с больными родственниками. Вскоре этот человек уже не справлялся один. Он привлек себе в помощь семейную пару. Эти люди были женаты много лет, но у них не было детей. Если мы не можем дарить тепло и заботу своим детям, мы будем делать это для нуждающихся людей, — решили они.

Они и года не проработали, как у них родился мальчик.

Им быстро нашлась замена — бездетная пара с большим стажем семейной жизни.

Только и они долго не задержались. По той же причине.

И вот уже третья пара подключилась к кузнице добрых дел. И опять — на непродолжительное время. Его вполне хватило, чтобы зачать и родить ребенка.

Когда об этих чудесах узнал рав Пинхас Менахем Альтер (Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.), он процитировал фрагмент из Мидраша Танхума, в котором сказано, что награда за гостеприимство — хорошее потомство.

Так у Сары родился сын, после того как их с Авраамом посетили гости. Шунамит удостоилась сына, после того как не раз оказывала гостеприимство Элише.

Таким образом, столкнувшись с проблемой, люди начинали делать добро. И проблема — отступала.

 

на основе комментария рава Пинхаса-Менахема Альтера

(Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.)

 

2. Выполнение заповеди об обрезании спасает из огненной печи

 

В нашей недельной главе говорится о союзе обрезания. И здесь мы читаем: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

В сборнике Мидрашей под названием Ялкут Меам Лоэз (составитель — раби Яаков бар Макир Кули; Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.) рассказывается интересная история о том, как выполнение заповеди об обрезании может спасти жизнь.

Раби Ицхак был министром при дворе одного из правителей. Царь высоко ценил мудрость и порядочность раби Ицхака. Поэтому он всячески поощрял и возвышал его.

Вместе с равом Ицхаком, царь той страны благосклонно относился и к еще одному министру, своему соплеменнику. А тот бы пещерным антисемитом. Он упорно искал возможность разделаться с министром-евреем.

Раз в год царь устраивал особое религиозное празднество. По традиции, на нем в этот день должны были быть новые башмаки и новая мантия.

Перед очередным таким днем правитель поручил своему министру Ицхаку разместить заказы на изготовление праздничной одежды и обуви.

Тот подрядил лучших мастеров, подлинных знатоков своего дела.

Следом за Ицхаком, сапожника навестил министр-антисемит. Огромная сумма позволила дополнить заказанные царские штиблеты небольшой деталью. В назначенный день тщательно упакованный заказ был  вручен Ицхаку, а тот лично доставил его во дворец.

Царь на прекрасном племенном жеребце возглавил процессию, направившуюся к храму на праздник. Вдруг, в нарушение протокола, его нагнал черный скакун министра-антисемита.

— Ваше величество, посмотрите, что вам подстроил коварный еврей!

Шепот раскаленным углем обжег царское ухо.

В следующую секунду министр спешился и почтительно указал стеком на ноги правителя, обутые в изящные полусапожки. На их подошвах было выгравировано изображение божества, праздник которого сегодня отмечался. Царь усилием воли подавил вспышку праведного гнева.

Месть — изысканное блюдо. И подают его — холодным.

За такое надругательство над верой, еврея, конечно же, нужно убрать, — размышлял царь. — Но сделать это тихо, незаметно. Ведь он много лет был моей правой рукой. У народа не должно сложиться впечатление, что царь может ошибаться в выборе своих приближенных. В противном случае, это подорвет устои власти.

Правитель условился с хозяином кирпичного цеха, что тот, когда к нему придет человек и справится, выполнено ли поручение царя — даст условный знак своим людям, они схватят пришедшего и бросят его в печь, в которой обжигают кирпичи.

На следующий день правитель отправил Ицхака в кирпичный цех — выяснить, выполнено ли его задание.

Путь был не близким, кирпичи обжигали на некотором расстоянии от города.

Когда стал виден дым обжиговых печей, Ицхака вдруг окликнул соплеменник. Он поведал, что у него восемь дней назад родился сын, и теперь пришло время сделать обрезание. А Ицхак как раз славился своим умением совершать эту процедуру.

— Но почему ты не позвал моэля? — удивился Ицхак. — Смотри, солнце уже садится.

— Я, конечно же, обо всем договорился, только моэль не пришел, ни в условленный час, ни позднее. А я всю округу облазил, с ног сбился — и моэля так и не нашел.

Ицхак принял предложение отца новорожденного.

Брит (брит мила — обрезание) прошел в строгом соответствии с еврейскими законами. А после него благодарные родители, как и положено, усадили Ицхака за стол, вкусить особую трапезу, которая в нашем народе называется — сеудат-мицва.

Между тем, министр-антисемит не находил себе места.

— Что-то не видно нашего еврея, наверное, его уже повесили? — обратился он к царю с плохо скрываемым нетерпением.

— Для него я придумал кое-что получше, — расплылся в улыбке правитель. — Сходи в кирпичный цех, узнай все ли прошло гладко.

Министр стремглав бросился выполнять распоряжение царя. Очень уж ему хотелось услышать, что ненавистного еврея уже нет на этом свете. Подгоняемый ненавистью, он влетел к хозяину кирпичного цеха раньше Ицхака.

— Вы уже исполнили царский приказ? — громко с порога спросил он.

В следующую секунду подбежавшие рабочие скрутили его и бросили в печь, где в скорости он и сгорел.

Когда останки министра-антисемита вылетали в трубу, к хозяину подошел Ицхак и поинтересовался исполнено ли указание царя?

— В лучшем виде, — ответили ему. — Предатель и охальник превратился в пепел.

Этот ответ незамедлительно был передан царю, вызвав у того немалое удивление.

Затем провели расследование, в ходе которого сапожник рассказал все, как было.

Тогда с Ицхака сняли все обвинения, и он полностью восстановил свою репутацию в глазах царя.

Рав Ицхак устроил благодарственную трапезу, на которой сказал, что Авраама Всевышний назвал любимым и спас из огненной печи — в заслугу заповеди обрезания, которую Авраам выполнил самым первым в мире.

— Я тоже удостоился спасения от огня, — поведал он присутствующим, — благодаря участию в осуществлении этой заповеди

 

на основе комментария раби Яакова бар Макир Кули

(Меам лоэз; выдающийся комментатор Торы, Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.)

 

3. Какой знак лучше

 

Всем новорожденным еврейским мальчикам на восьмой день делают обрезание. Как сказано: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

Обрезание (брит мила) названо в Торе — «знаком» («Вы обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мною и вами» — Берешит, гл. 17, ст. 11).

Так же, «знаком» — названа и суббота. Написано: «Суббота — вечный знак Союза между Мною и сынами Израиля» (Шемот, гл. 31, ст. 17).

Таким образом, и шаббат, и брит мила среди прочих заповедей — имеют особый статус. Соблюдение субботы и обрезание — отличительные знаки еврея. Благодаря им, он выделяется среди других народов.

Оба эти знака, каждый по-своему — важны и значимы. Но если бы нам нужно было определить лучший — какой мы выбрали бы?

Сейчас модно проводить так называемые «батлы» (от англ. «battle» — сражение, состязание отдельных людей и целых коллективов в остроумии, пении, музыке, танце). Попробуем и мы, поддавшись веянию времени, провести виртуальный «батл» между субботой и обрезанием — за право носить титул «лучший знак».

В ходе состязания по очереди выступают участники, а судьи оценивают выступления и выносят свой вердикт.

Итак, пусть первым выступает шаббат. Как он будет аргументировать свое право называться лучшим?

— У меня аргумент очень простой, — начинает суббота, — простой и убийственный. Мной был завершен процесс Сотворения мира. Как сказано в Торе: «И завершил Всевышний в седьмой день дело свое» (Берешит, гл. 2, ст. 2). Что еще к этому добавить?

— Все равно я лучше! — вступает брит мила. - Тобой было завершено Сотворение мира. Но если бы ни я — мир вообще не был бы создан. Об этом свидетельствуют слова: «Если бы не мой союз (обрезания), что действует днем и ночью, Я бы не установил законы, согласно которым существуют Небеса и земля» (Танах, книга пророка Йермияhу, гл. 33, ст. 25).

Что скажут досточтимые судьи? Кому присудим пальму первенства?

Тут, думаю, следует воспользоваться принципом, описанным в притче.

У царя был кабинет министров. Двое из этого кабинета пользовались особым расположением царя. Каждый из них издавал указы, отдавал распоряжения, следил за исполнением царской воли.

В народе же очень интересовались: кто из этих двух министров главнее?

Очевидно — тот, кому царь благоволит больше всего.

Но как об этом узнать?

Однажды царь решил «пойти в народ». А с ним — и все его министры.

Царь возглавлял шествие. Люди обратили внимание, что один из главных министров идет следом за царем, другой — на некотором отдалении.

Тот, что сумел оттеснить другого, тот и главней, — сделали вывод наблюдатели.

Теперь вернемся к нашему «батлу».

По галахе (еврейскому закону), если восьмой день от рождения ребенка выпадает на шаббат — ребенку все равно делают обрезание.

Получается, что брит мила как бы оттеснила субботние запреты. Значит, она главнее, значимей и важней, и победа в батле присуждается ей.

 

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейн

(Израиль, наше время)

 

 

4. Самый лучший брит

 

Написано в нашей недельной главе: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

В процедуре обрезания, существуют разные обычаи и традиции. Но какое обрезание считается наиболее близким к идеалу?

Рав Цадка был одним из лучших моэлей в Иерусалиме. За долгие годы служения сотни и даже тысячи детей побывали в его чутких руках.

Как-то весь Иерусалим завалило снегом. Транспорт остановился. Раву Цадке позвонил отец новорожденного ребенка и пригласил прийти на следующий день и сделать обрезание. Раби согласился.

Утром он вышел в путь со своим верным учеником. Ему, пожилому человеку, предстояло несколько часов идти по заснеженному городу. И он с честью справился с этой задачей.

В назначенный час он входил в зал синагоги, где должен был состояться обряд обрезания. Вместе с ним вошел и его ученик, неся саквояж с инструментами.

Отец ребенка поздоровался с моэлем, но явно не спешил начинать процедуру, хотя все уже были в сборе. Его лицо выражало некоторое замешательство.

— Понимаешь, я передумал и решил поручить брит милу моего сына другому моэлю, моему родственнику, — объяснил отец новорожденного.

— Это совершенно нормально. У меня нет к тебе никаких претензий. Я уважаю твое решение, — заверил его рав Цадка.

Хотя вопрос с моэлем был улажен, брит все никак не начинался. На лице отца явно читались следы внутренней борьбы.

Наконец, он принял решение и снова подошел к раву Цадке. Выяснилось, что тот, кому он поручил быть моэлем, забыл инструменты дома.

— Конечно, пусть воспользуется моими. Не зря же их сюда принес мой ученик, — согласился рав Цадка.

Однако по ученику было видно, что он не горит желанием расстаться с заветным чемоданчиком.

Когда процедура брит милы завершилась, он подошел к раву за объяснениями.

— Из-за этого человека вы шли пешком несколько часов, и у него еще хватило наглости попросить ваши инструменты.

— Знай, что сегодня мне посчастливилось сделать обрезание на самом высоком уровне, на котором я еще ни разу это не совершал.

— Но ведь сегодня брит милу делал другой моэль

— В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) говорится, что в ситуации, если человек хотел выполнить заповедь и был готов это сделать, но по независящей от него причине — не смог ее реализовать, ему засчитывается, как будто бы он выполнил заповедь на самом высоком уровне. Я провел тысячи обрезаний, и к каждому из них при желании можно придраться. Где-то гордость подняла голову, где-то — посторонняя мысль. Не так просто добиться совершенства. Но сегодня все прошло идеально. По крайней мере, должно было так выглядеть Сверху.

Тут всех присутствующих пригласили принять участие в особой трапезе, которая в нашем народе называется — сеудат мицва (трапеза в честь исполнения заповеди).

Важно знать, что Учителя придавали очень большое значение трапезе после брит милы. Человек должен набрать ссуд, а если понадобится — и недвижимость свою заложить, чтобы устроить трапезу «по высшему разряду».

Вместе с тем, люди склонны недооценивать ее значение. Иногда ограничиваются только сладостями, что в корне — не правильно.

А вот, ради свадебного пира, как известно — не нужно брать ссуду и, конечно же, не стоит закладывать свое имущество. Но люди почему-то идут на это.

Перевернутый мир. Перевернутые мы…

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 век)

 

 

5. Скупой все равно придет к коэну

 

В нашей недельной главе говорится о цараат (заболевание духовного свойства; подробнее — см. на сайте, к примеру, заключительную часть обзора недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения, и обзор недельной главы Мецора, пятый годовой цикл). И в тексте Торы мы об этом читаем: «Человек, на коже которого появится припухлость, лишай или пятно…» (Ваикра, гл. 13, ст. 2).

Речь идет о духовной болезни, которая появляется у человека в наказание за нарушения и неправильное поведение.

Признаки цараат можно разделить на три группы. Сейчас нас Тора познакомила с теми, что возникают на теле человека. В конце нашей недельной главы описаны подобные изъяны, возникающие на его одежде. А из содержания недельной главы Мецора мы узнаем о «порче», появляющейся на доме, на жилище человека.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 17) дается важное правило: Всевышний не взыскивает сразу с человека напрямую.

Согласно этому правилу нужно было, казалось бы, чтобы вначале описывались дефекты на домах, затем — те, что портят одежду, и только после этого следовало бы знакомить нас с теми, что возникают на теле. Почему же в тексте Торы — иной порядок?

Но на самом-то деле (и Тора демонстрирует нам это) из-за собственных прегрешений страдает человек. И только по Милости Творца — были введены предупредительные знаки на домах и на одежде.

Обратим внимание и на то, что учение о цараат представлено на обсуждение в период пребывания евреев в пустыне. Тогда у них не было домов. И начинать с проявления цараат на домах было бы не правильно.

Сказано в Талмуде (трактат Зевахим, лист 116), что Тора предшествовала Сотворению мира. Она существовала и находилась у Всевышнего за 974 поколения до Сотворения мира.

Всевышний сначала хотел создать этот мир мерой суда. Наш порядок представления видов цараат как раз и отражает это желание Творца. Мера суда — не церемонится, она начинает сразу с человека.

В нашей недельной главе говорится о том, что после родов женщина должна совершить приношение. И сразу после этого Тора сообщает нам о цараат.

Какая связь между приношением после родов и этой болезнью духовного свойства?

Того, кто не пожелает после рождения ребенка прийти к коэну и совершить приношение, все равно приведут к коэну — чтобы тот обследовал изменения на его коже.

Если человек поскупится, не желая осуществлять приношение после родов — Всевышний делает так, что ему — придется предстать перед коэном. С  с приношением излечившегося от цараат...

 

на основе комментария рава Йосефа Пацановского

(автор книги «Пардес Йосеф», Польша, 1875-1942 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ТАЗРИА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

 

Обсуждение главы Тазриа

 

1. Успеть натянуть поводья

 

Наша недельная глава начинается со слов — «Если женщина зачнет и родит мальчика…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в качестве объяснения этого фрагмента цитирует высказывание раби Симлая: «Подобно тому, как при сотворении мира создание человека имело место после создания всякого скота, зверя и птицы, так и учение о нем изложено после учения о скоте, звере и птице» (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 14).

О достойном человеке говорят, что он — «венец творения». Гордецу же бросают — «даже комар сотворен раньше тебя!».

То есть факт, что человек создан последним, призван уберечь его от гордыни. Этому же посвящена и притча.

Один человек для дальнего путешествия нанял повозку с кучером. Длинная дорога утомила его, он начал клевать носом и вскоре уснул. А когда проснулся, спросил у кучера:

— Где мы находимся?

— Едем в низине, — ответил возница.

— Не может быть! Мы же только что поднимались в гору, — усомнился пассажир. Но, оглядевшись, понял, что заблуждается…

В жизни порой такое случается. Человек погружается в рутину и перестает следить за своим внутренним миром, за духовным уровнем.

«Зачем мне следить за собой? Я себя ни в чем не подозреваю», — бахвалится он.

Ему кажется, что он — на вершине, на самом высоком пике. На самом же деле, это — сон, дрема, игра воображения, тогда как его телега несется вниз, под откос.

Так, распираемый гордыней пышный индюк считает себя скромнейшим малым, начисто лишенным честолюбия и амбиций.

А ведь когда-то он действительно был, что называется «на подъеме», работал над собой, исправлял качества характера. Только с той поры много воды утекло. И теперь нужно «проснуться» и, натянув поводья — снова взять под контроль почувствовавшую свободу лошадь (дурное начало, на иврите — йецер hа-ра).

Но как обуздать йецер hа-ра?

Нужно начать делать что-то не рутинное. Тут нужен хесед — доброе дело.

Один человек обратил внимание, что в пятницу в больницу приходит много посетителей, чтобы навестить своих заболевших родных и близких. Некоторые из них остаются на шаббат.

И вот, этот человек стал готовить для них субботние трапезы. А администрация больницы выделила для этих трапез помещение.

Узнав, что в субботу есть горячая еда для «гостей» больницы, люди стали охотнее проводить шаббаты с больными родственниками. Вскоре этот человек уже не справлялся один. Он привлек себе в помощь семейную пару. Эти люди были женаты много лет, но у них не было детей. Если мы не можем дарить тепло и заботу своим детям, мы будем делать это для нуждающихся людей, — решили они.

Они и года не проработали, как у них родился мальчик.

Им быстро нашлась замена — бездетная пара с большим стажем семейной жизни.

Только и они долго не задержались. По той же причине.

И вот уже третья пара подключилась к кузнице добрых дел. И опять — на непродолжительное время. Его вполне хватило, чтобы зачать и родить ребенка.

Когда об этих чудесах узнал рав Пинхас Менахем Альтер (Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.), он процитировал фрагмент из Мидраша Танхума, в котором сказано, что награда за гостеприимство — хорошее потомство.

Так у Сары родился сын, после того как их с Авраамом посетили гости. Шунамит удостоилась сына, после того как не раз оказывала гостеприимство Элише.

Таким образом, столкнувшись с проблемой, люди начинали делать добро. И проблема — отступала.

 

на основе комментария рава Пинхаса-Менахема Альтера

(Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.)

 

2. Выполнение заповеди об обрезании спасает из огненной печи

 

В нашей недельной главе говорится о союзе обрезания. И здесь мы читаем: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

В сборнике Мидрашей под названием Ялкут Меам Лоэз (составитель — раби Яаков бар Макир Кули; Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.) рассказывается интересная история о том, как выполнение заповеди об обрезании может спасти жизнь.

Раби Ицхак был министром при дворе одного из правителей. Царь высоко ценил мудрость и порядочность раби Ицхака. Поэтому он всячески поощрял и возвышал его.

Вместе с равом Ицхаком, царь той страны благосклонно относился и к еще одному министру, своему соплеменнику. А тот бы пещерным антисемитом. Он упорно искал возможность разделаться с министром-евреем.

Раз в год царь устраивал особое религиозное празднество. По традиции, на нем в этот день должны были быть новые башмаки и новая мантия.

Перед очередным таким днем правитель поручил своему министру Ицхаку разместить заказы на изготовление праздничной одежды и обуви.

Тот подрядил лучших мастеров, подлинных знатоков своего дела.

Следом за Ицхаком, сапожника навестил министр-антисемит. Огромная сумма позволила дополнить заказанные царские штиблеты небольшой деталью. В назначенный день тщательно упакованный заказ был  вручен Ицхаку, а тот лично доставил его во дворец.

Царь на прекрасном племенном жеребце возглавил процессию, направившуюся к храму на праздник. Вдруг, в нарушение протокола, его нагнал черный скакун министра-антисемита.

— Ваше величество, посмотрите, что вам подстроил коварный еврей!

Шепот раскаленным углем обжег царское ухо.

В следующую секунду министр спешился и почтительно указал стеком на ноги правителя, обутые в изящные полусапожки. На их подошвах было выгравировано изображение божества, праздник которого сегодня отмечался. Царь усилием воли подавил вспышку праведного гнева.

Месть — изысканное блюдо. И подают его — холодным.

За такое надругательство над верой, еврея, конечно же, нужно убрать, — размышлял царь. — Но сделать это тихо, незаметно. Ведь он много лет был моей правой рукой. У народа не должно сложиться впечатление, что царь может ошибаться в выборе своих приближенных. В противном случае, это подорвет устои власти.

Правитель условился с хозяином кирпичного цеха, что тот, когда к нему придет человек и справится, выполнено ли поручение царя — даст условный знак своим людям, они схватят пришедшего и бросят его в печь, в которой обжигают кирпичи.

На следующий день правитель отправил Ицхака в кирпичный цех — выяснить, выполнено ли его задание.

Путь был не близким, кирпичи обжигали на некотором расстоянии от города.

Когда стал виден дым обжиговых печей, Ицхака вдруг окликнул соплеменник. Он поведал, что у него восемь дней назад родился сын, и теперь пришло время сделать обрезание. А Ицхак как раз славился своим умением совершать эту процедуру.

— Но почему ты не позвал моэля? — удивился Ицхак. — Смотри, солнце уже садится.

— Я, конечно же, обо всем договорился, только моэль не пришел, ни в условленный час, ни позднее. А я всю округу облазил, с ног сбился — и моэля так и не нашел.

Ицхак принял предложение отца новорожденного.

Брит (брит мила — обрезание) прошел в строгом соответствии с еврейскими законами. А после него благодарные родители, как и положено, усадили Ицхака за стол, вкусить особую трапезу, которая в нашем народе называется — сеудат-мицва.

Между тем, министр-антисемит не находил себе места.

— Что-то не видно нашего еврея, наверное, его уже повесили? — обратился он к царю с плохо скрываемым нетерпением.

— Для него я придумал кое-что получше, — расплылся в улыбке правитель. — Сходи в кирпичный цех, узнай все ли прошло гладко.

Министр стремглав бросился выполнять распоряжение царя. Очень уж ему хотелось услышать, что ненавистного еврея уже нет на этом свете. Подгоняемый ненавистью, он влетел к хозяину кирпичного цеха раньше Ицхака.

— Вы уже исполнили царский приказ? — громко с порога спросил он.

В следующую секунду подбежавшие рабочие скрутили его и бросили в печь, где в скорости он и сгорел.

Когда останки министра-антисемита вылетали в трубу, к хозяину подошел Ицхак и поинтересовался исполнено ли указание царя?

— В лучшем виде, — ответили ему. — Предатель и охальник превратился в пепел.

Этот ответ незамедлительно был передан царю, вызвав у того немалое удивление.

Затем провели расследование, в ходе которого сапожник рассказал все, как было.

Тогда с Ицхака сняли все обвинения, и он полностью восстановил свою репутацию в глазах царя.

Рав Ицхак устроил благодарственную трапезу, на которой сказал, что Авраама Всевышний назвал любимым и спас из огненной печи — в заслугу заповеди обрезания, которую Авраам выполнил самым первым в мире.

— Я тоже удостоился спасения от огня, — поведал он присутствующим, — благодаря участию в осуществлении этой заповеди

 

на основе комментария раби Яакова бар Макир Кули

(Меам лоэз; выдающийся комментатор Торы, Эрец Исраэль, 1690-1732 гг.)

 

3. Какой знак лучше

 

Всем новорожденным еврейским мальчикам на восьмой день делают обрезание. Как сказано: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

Обрезание (брит мила) названо в Торе — «знаком» («Вы обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мною и вами» — Берешит, гл. 17, ст. 11).

Так же, «знаком» — названа и суббота. Написано: «Суббота — вечный знак Союза между Мною и сынами Израиля» (Шемот, гл. 31, ст. 17).

Таким образом, и шаббат, и брит мила среди прочих заповедей — имеют особый статус. Соблюдение субботы и обрезание — отличительные знаки еврея. Благодаря им, он выделяется среди других народов.

Оба эти знака, каждый по-своему — важны и значимы. Но если бы нам нужно было определить лучший — какой мы выбрали бы?

Сейчас модно проводить так называемые «батлы» (от англ. «battle» — сражение, состязание отдельных людей и целых коллективов в остроумии, пении, музыке, танце). Попробуем и мы, поддавшись веянию времени, провести виртуальный «батл» между субботой и обрезанием — за право носить титул «лучший знак».

В ходе состязания по очереди выступают участники, а судьи оценивают выступления и выносят свой вердикт.

Итак, пусть первым выступает шаббат. Как он будет аргументировать свое право называться лучшим?

— У меня аргумент очень простой, — начинает суббота, — простой и убийственный. Мной был завершен процесс Сотворения мира. Как сказано в Торе: «И завершил Всевышний в седьмой день дело свое» (Берешит, гл. 2, ст. 2). Что еще к этому добавить?

— Все равно я лучше! — вступает брит мила. - Тобой было завершено Сотворение мира. Но если бы ни я — мир вообще не был бы создан. Об этом свидетельствуют слова: «Если бы не мой союз (обрезания), что действует днем и ночью, Я бы не установил законы, согласно которым существуют Небеса и земля» (Танах, книга пророка Йермияhу, гл. 33, ст. 25).

Что скажут досточтимые судьи? Кому присудим пальму первенства?

Тут, думаю, следует воспользоваться принципом, описанным в притче.

У царя был кабинет министров. Двое из этого кабинета пользовались особым расположением царя. Каждый из них издавал указы, отдавал распоряжения, следил за исполнением царской воли.

В народе же очень интересовались: кто из этих двух министров главнее?

Очевидно — тот, кому царь благоволит больше всего.

Но как об этом узнать?

Однажды царь решил «пойти в народ». А с ним — и все его министры.

Царь возглавлял шествие. Люди обратили внимание, что один из главных министров идет следом за царем, другой — на некотором отдалении.

Тот, что сумел оттеснить другого, тот и главней, — сделали вывод наблюдатели.

Теперь вернемся к нашему «батлу».

По галахе (еврейскому закону), если восьмой день от рождения ребенка выпадает на шаббат — ребенку все равно делают обрезание.

Получается, что брит мила как бы оттеснила субботние запреты. Значит, она главнее, значимей и важней, и победа в батле присуждается ей.

 

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейн

(Израиль, наше время)

 

 

4. Самый лучший брит

 

Написано в нашей недельной главе: «А на восьмой день обрежь ему крайнюю плоть» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

В процедуре обрезания, существуют разные обычаи и традиции. Но какое обрезание считается наиболее близким к идеалу?

Рав Цадка был одним из лучших моэлей в Иерусалиме. За долгие годы служения сотни и даже тысячи детей побывали в его чутких руках.

Как-то весь Иерусалим завалило снегом. Транспорт остановился. Раву Цадке позвонил отец новорожденного ребенка и пригласил прийти на следующий день и сделать обрезание. Раби согласился.

Утром он вышел в путь со своим верным учеником. Ему, пожилому человеку, предстояло несколько часов идти по заснеженному городу. И он с честью справился с этой задачей.

В назначенный час он входил в зал синагоги, где должен был состояться обряд обрезания. Вместе с ним вошел и его ученик, неся саквояж с инструментами.

Отец ребенка поздоровался с моэлем, но явно не спешил начинать процедуру, хотя все уже были в сборе. Его лицо выражало некоторое замешательство.

— Понимаешь, я передумал и решил поручить брит милу моего сына другому моэлю, моему родственнику, — объяснил отец новорожденного.

— Это совершенно нормально. У меня нет к тебе никаких претензий. Я уважаю твое решение, — заверил его рав Цадка.

Хотя вопрос с моэлем был улажен, брит все никак не начинался. На лице отца явно читались следы внутренней борьбы.

Наконец, он принял решение и снова подошел к раву Цадке. Выяснилось, что тот, кому он поручил быть моэлем, забыл инструменты дома.

— Конечно, пусть воспользуется моими. Не зря же их сюда принес мой ученик, — согласился рав Цадка.

Однако по ученику было видно, что он не горит желанием расстаться с заветным чемоданчиком.

Когда процедура брит милы завершилась, он подошел к раву за объяснениями.

— Из-за этого человека вы шли пешком несколько часов, и у него еще хватило наглости попросить ваши инструменты.

— Знай, что сегодня мне посчастливилось сделать обрезание на самом высоком уровне, на котором я еще ни разу это не совершал.

— Но ведь сегодня брит милу делал другой моэль

— В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) говорится, что в ситуации, если человек хотел выполнить заповедь и был готов это сделать, но по независящей от него причине — не смог ее реализовать, ему засчитывается, как будто бы он выполнил заповедь на самом высоком уровне. Я провел тысячи обрезаний, и к каждому из них при желании можно придраться. Где-то гордость подняла голову, где-то — посторонняя мысль. Не так просто добиться совершенства. Но сегодня все прошло идеально. По крайней мере, должно было так выглядеть Сверху.

Тут всех присутствующих пригласили принять участие в особой трапезе, которая в нашем народе называется — сеудат мицва (трапеза в честь исполнения заповеди).

Важно знать, что Учителя придавали очень большое значение трапезе после брит милы. Человек должен набрать ссуд, а если понадобится — и недвижимость свою заложить, чтобы устроить трапезу «по высшему разряду».

Вместе с тем, люди склонны недооценивать ее значение. Иногда ограничиваются только сладостями, что в корне — не правильно.

А вот, ради свадебного пира, как известно — не нужно брать ссуду и, конечно же, не стоит закладывать свое имущество. Но люди почему-то идут на это.

Перевернутый мир. Перевернутые мы…

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 век)

 

 

5. Скупой все равно придет к коэну

 

В нашей недельной главе говорится о цараат (заболевание духовного свойства; подробнее — см. на сайте, к примеру, заключительную часть обзора недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения, и обзор недельной главы Мецора, пятый годовой цикл). И в тексте Торы мы об этом читаем: «Человек, на коже которого появится припухлость, лишай или пятно…» (Ваикра, гл. 13, ст. 2).

Речь идет о духовной болезни, которая появляется у человека в наказание за нарушения и неправильное поведение.

Признаки цараат можно разделить на три группы. Сейчас нас Тора познакомила с теми, что возникают на теле человека. В конце нашей недельной главы описаны подобные изъяны, возникающие на его одежде. А из содержания недельной главы Мецора мы узнаем о «порче», появляющейся на доме, на жилище человека.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 17) дается важное правило: Всевышний не взыскивает сразу с человека напрямую.

Согласно этому правилу нужно было, казалось бы, чтобы вначале описывались дефекты на домах, затем — те, что портят одежду, и только после этого следовало бы знакомить нас с теми, что возникают на теле. Почему же в тексте Торы — иной порядок?

Но на самом-то деле (и Тора демонстрирует нам это) из-за собственных прегрешений страдает человек. И только по Милости Творца — были введены предупредительные знаки на домах и на одежде.

Обратим внимание и на то, что учение о цараат представлено на обсуждение в период пребывания евреев в пустыне. Тогда у них не было домов. И начинать с проявления цараат на домах было бы не правильно.

Сказано в Талмуде (трактат Зевахим, лист 116), что Тора предшествовала Сотворению мира. Она существовала и находилась у Всевышнего за 974 поколения до Сотворения мира.

Всевышний сначала хотел создать этот мир мерой суда. Наш порядок представления видов цараат как раз и отражает это желание Творца. Мера суда — не церемонится, она начинает сразу с человека.

В нашей недельной главе говорится о том, что после родов женщина должна совершить приношение. И сразу после этого Тора сообщает нам о цараат.

Какая связь между приношением после родов и этой болезнью духовного свойства?

Того, кто не пожелает после рождения ребенка прийти к коэну и совершить приношение, все равно приведут к коэну — чтобы тот обследовал изменения на его коже.

Если человек поскупится, не желая осуществлять приношение после родов — Всевышний делает так, что ему — придется предстать перед коэном. С  с приношением излечившегося от цараат...

 

на основе комментария рава Йосефа Пацановского

(автор книги «Пардес Йосеф», Польша, 1875-1942 гг.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что может означать обряд омовения в синагоге?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля