Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра,
гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
1. Почему Всевышний создал только Адама?
Наша недельная глава начинается словами:
«Когда женщина зачнет и родит» (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
А предыдущая недельная глава (Шмини)
завершается разделением между чистым и
нечистым (имеется в виду чистота и
нечистота духовного порядка). Как сказано: «Чтобы
различить между нечистым и чистым, между
животным, которое едят, и животным, которое
есть запрещено» (там же, гл. 11, ст. 47).
Между этими фразами должна быть какая-то
связь. Попытаемся ее отыскать.
Адам был творением рук Всевышнего. Он
нарушил заповедь Творца и был за это
наказан. Его потомки также преступали закон
и подвергались наказанию. Но уже сын Адама,
Каин, понял, что существует путь раскаяния
— путь тешувы (тешува — возвращение
к соблюдению указаний Всевышнего). Совершив
тешуву, он тем самым смягчил строгость
наказания.
Каин был рожден женщиной. Поэтому и сумел
прийти к тешуве. В отличие от Адама,
которого создал Всевышний. То есть у Адама
— не было возможности совершить тешуву.
Поэтому Всевышний «своими руками» создал
не все человечество, но — только одного
человека. И велел людям самим заботиться о
продолжении рода.
В Мидраше (на книгу Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 18) выражена
интересная мысль. Насекомые и
пресмыкающиеся не несут никакой
ответственности за свои действия. Тем не
менее, Всевышний дает им пропитание и
поддерживает их существование на земле.
Человек, который играет гораздо более
значительную роль в мироздании — неужели
Творец не смилуется над ним и не примет его тешуву?
Конечно же, смилуется. Конечно же, примет.
Недельная глава Шмини завершается
призывом различать между чистыми животными
и мириадами нечистых насекомых,
пресмыкающихся и прочих гадов.
Но для чего нужны эти ползучие?
Чтобы мы понимали, что Всевышний
заботится и о них, проявляет милосердие
даже к ним.
А, что же с людьми?
С людьми — чуть сложнее. Люди могут
нашкодить. Поэтому должны уметь исправить
собственные ошибки и промахи. Прийти к тешуве.
Совершить тешуву.
Чтобы была возможность тешувы и
прощения — Всевышний не стал создавать все
человечество своими руками. Но — только
Адама. А затем приказал людям
воспроизводить потомство.
Написано: «Когда женщина зачнет и родит».
Так в мире появилась возможность тешувы.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го
века)
2. Горлица или голубь?
Сказано в нашей недельной главе, что после
родов (во времена Храма) женщина должна была
совершить приношение. Как написано — «годовалого
ягненка во всесожжение и молодого голубя
или горлицу в качестве очистительного
приношения» (Ваикра, гл. 12, ст. 6).
Мы видим, что для очистительного
приношения можно взять на выбор либо голубя,
либо горлицу. И раз голубь упомянут первым,
то, вероятно, он — предпочтительнее.
Однако в недельной главе Ваикра
говорится и о другом приношении. И там Тора
предлагает иной порядок. Об этом читаем: «Если
же из птиц всесожжение... то пусть приносит
из горлиц или из молодых голубей» (Ваикра,
гл. 1, ст. 14).
Здесь горлицы стоят на первом месте, перед
молодыми голубями. И значит, они —
предпочтительнее для приношения.
Так кого же выбрать для приношения при
прочих равных: горлицу или молодого голубя?
В том, что Тора избрала для приношений
именно этих птиц, проявляется ее забота о
людях. Ведь и голуби и горлицы обитают
вблизи человеческого жилья и их проще всего
поймать.
Горлицы еще отличаются своей супружеской
верностью. Если одна птица из пары погибает,
то оставшаяся больше не создает пары ни с
кем другим.
Подобным качеством обладает и народ
Израиля. Он верен Всевышнему и никогда Ему
не изменит.
Голуби же — очень ревнивы. Из-за ревности
они часто расстаются друг с другом и меняют
пары. Поэтому для приношений Тора велела
брать именно молодых голубей — тех, что еще
не начали спариваться.
У голубей есть и положительное отличие.
Они очень привязаны к родному гнезду. Любые
другие птицы, если человек дотрагивается до
их гнезда, чтобы забрать оттуда птенцов или
яйца — улетают и больше этим гнездом не
пользуются. Но голуби ни при каких
обстоятельствах — не бросают свои гнезда.
Так и сыны Израиля не изменяют Торе,
которую они впитали с молоком матери. Когда
в годы преследований им предлагают «выбор»:
изменить своей вере или погибнуть, они
выбирают смерть.
Роженица для искупления приносит только
одну птицу. И если это будет горлица, то
оставшаяся без пары другая птица будет
тосковать, храня верность первой. Поэтому,
если у роженицы есть молодой голубь, ей не
следует искать горлицу.
Горлица, в виду ее из ряда вон выходящей
верности — предпочтительнее для корбана (приношения
в Храме).
Но поскольку для искупления роженицы
требуется лишь одна птица, в Торе
рекомендуется брать для приношения именно
молодого голубя. Поэтому в тексте он и стоит
на первом месте.
Этим в Торе преподносится нам важный урок.
Заботясь о чувствах птиц, изменяя
приоритеты приношений, Тора демонстрирует
нам, что мы должны беспокоиться о чувствах
других людей. Показывает, насколько нужно
быть внимательным к окружающим — чтобы
неосторожным словом не причинить им
душевную боль.
на основе комментариев раби
Яакова бен Ашера
(автор монументального труда,
кодекса еврейских законов — Арбаа Турим, а
также — одного из наиболее популярных
сборников комментариев к Торе под
названием Бааль а-Турим; Германия – Испания,
14-й век)
и Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
3. Бережное отношение к животным
Когда существовал Храм, в нем для
некоторых приношений использовали птиц —
горлиц и молодых голубей. Горлицы среди
всех пернатых — демонстрируют самый
высокий уровень верности и преданности. Их
пары самые прочные. Они никогда не
распадаются сами по себе. Только смерть
может разлучить их. Когда одна из птиц
умирает или погибает, другая, храня ей
верность, уже не создает новую пару. Поэтому
для приношений горлицы — предпочтительней
голубей. В Торе они упоминаются перед
голубями. Как написано: «Если же из птиц
всесожжение... то пусть приносит из горлиц
или из молодых голубей» (Ваикра, гл.
1, ст. 14).
В нашей недельной главе об очистительном
приношении роженицы сказано: «Пусть
принесет она... и молодого голубя или
горлицу в качестве очистительного
приношения» (Ваикра, гл. 12, ст. 6).
Здесь отдано предпочтение молодому
голубю. Он стоит на первом месте. Потому что
для приношения роженицы нужна только одна
птица. И, если будет взята горлица, то вторая,
оставшись без пары — будет страдать, будет
жить в одиночестве до конца своих дней.
Голубь же легко найдет себе пару. Чтобы не
причинять страданий горлице, голубь
ставится в Торе перед ней.
Это — урок бережного отношения к животным.
Урок сострадания.
Наши Учителя не раз наставляли других и
сами показывали пример заботы и
добросердечного отношения к тем, кого мы
приручили, к тем, кто от нас зависит.
В книге Кав hа-Яшар (гл. 7)
рассказывается, как великий Ари (раби
Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших
каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)
гостил у одного человека. И тот оказал ему
небывалый почет и проявил чудеса
гостеприимства, всячески обхаживая и
сдувая пылинки с важного гостя.
Когда настал час расставания, Ари спросил,
чем может отблагодарить хозяина за столь
радушный прием.
— У меня были дети, но вдруг, ни с того, ни с
сего, жена перестала рожать. И уже много лет
не рожала... — поделился наболевшим хозяин.
— Раньше здесь возле окна стояла лестница,
— объяснил Ари. — По ней молодые курочки
взбирались через окно в дом. В доме стоял
сосуд с водой, из которого они пили, утоляя
жажду. Но несколько лет назад твоя жена,
желая навести порядок, приказала служанке
убрать эту лестницу. Взрослые курицы могли
взлететь на окно и забраться в дом, но
молоденькие курочки, еще не научившиеся
летать, страдали от жажды. Их жалобное
кудахтанье достигло слуха Всевышнего. И Он
вынес приговор твоей жене — быть ей
бездетной.
Хозяин немедленно распорядился, чтобы
лестницу вернули под окно. Курочки тут же
начали радостно на нее взбираться. Они
залезали по ней в дом, утоляли там жажду и
спускались назад. В том же году жена хозяина
родила сына.
А вот, что рассказывают о раве Исере-Залмане
Мельцере (Беларусь – Эрец Исраэль,
конец 19-го – первая половина 20-го вв.).
Много лет он ходил в йешиву и давал там
ежедневный урок. На склоне лет, когда силы
оставили его и каждый шаг давался с трудом,
люди обратили внимание, что он идет не
короткой прямой дорогой, но каким-то
странным обходным путем. На расспросы он не
отвечал. И все же случайно удалось выяснить
причину столь непривычного поведения
пожилого раввина.
Главную дорогу облюбовали куры. Они
бродили по ней группами, выискивая зерна в
трещинах и расселинах. Рав Исер-Залман
обратил внимание, что когда он идет по
дороге, стуча своей палкой, куры на это
нервно реагируют, пугаются, бросаются в
разные стороны.
Уважаемый раввин, глава йешивы решил, что
не должен причинять беспокойство курам и
стал ходить другой дорогой. Пусть и более
длинной, но зато — без кур.
на основе комментария рава Элиягу
Хаима Коэна
(Израиль, наше время)
4. Злословие и законы природы
В нашей недельной главе говорится об
ответственности за злоязычие (на иврите — лашон
hа-ра). Там, где было распространено
злоязычие, появлялись язвы цараат (в
условном переводе некое заболевание,
наподобие проказы, но — духовного
характера). Цараат появлялась на стенах
дома, на кожаной утвари, покрывала одежду и
тело человека.
В тексте читаем: «А платье, если будет на
нем язва цараат, на платье шерстяном или
на платье льняном…» (Ваикра, гл. 13,
ст. 47).
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) отмечает, что
упоминаемые в Торе язвы на одежде и на домах
— неестественного, над-природного
происхождения.
Подобного вообще не бывает на свете, —
пишет Рамбан (Рабейну Моше бен
Нахман — Нахманид; великий
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания
– Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го
вв.). Это — не явление природы.
Зачем же Всевышнему понадобилось менять
законы мироздания?
Когда сыны Израиля достигают
совершенства перед Творцом — Его дух
пребывает на них, оберегая их тела, одеяния
и дома. И если один из них совершает
прегрешение — на его теле, одежде или доме
появляются знаки духовной нечистоты,
показывающие, что Творец как бы отстранился
от него.
Выходит, Всевышний изменяет законы
природы, насылая на человека или на его дом
язвы цараат, чтобы предупредить о
недопустимости злословия.
В книге Торы Дварим (гл. 24, ст. 9)
дается предупреждение: «Помни, что сделал
Всевышний Мирьям». И там же написано: «Берегись
язвы цараат» (Дварим, гл. 24, ст. 8).
Мирьям растила своего младшего брата Моше,
ради него подвергалась опасности. Но когда
лишь сравнила его с остальными пророками (что
ни в коей мере Моше не позорило) — тут же
получила наказание Всевышнего.
Причем, сам Моше совершенно не обиделся на
слова сестры.
Так что нам следует усвоить урок Мирьям.
Если Творец наказывает за фразу, которую с
большой натяжкой, казалось бы, можно
отнести к лашон hа-ра — насколько же мы
должны опасаться очевидного злословия?! От
него нужно бежать как можно дальше.
На языке науки наш биологический вид
называется — «человек разумный» (homo sapiens).
Наши Учителя — куда более реалистичны. Они
не называют человека — «разумным». И —
вполне справедливо. В качестве основного
отличия людей от животных, Учителя выделяют
— умение говорить.
Человек часто бывает — неразумным. Но
всегда (если не брать в расчет изредка
встречающиеся дефекты) — умеет говорить.
Когда в осуществлении человеком тех или
иных запрещенных Торой действий участвуют
какие-либо его органы (к примеру, рука или
нога) — на духовном уровне причиняется вред
этому органу. Но нарушая обусловленный
нашими законами запрет на лашон hа-ра,
человек наносит удар по своей сущности, по
своему достоинству, по тому, что отличает
его от животного.
Человек состоит из души, тела и интеллекта.
В речи действуют все эти три составляющие.
Сначала человек, приводя в действие свои
интеллектуальные способности — обдумывает,
что он хочет сказать. Душа сообщает эти
мысли телу. А тело — облекает их в слова.
Таким образом, злословие несет в себе вред
на трех уровнях: интеллектуальном, духовном
и физическом.
Если человек допустил множество ошибок,
совершив разные прегрешения, а потом
одумался и решил все исправить, но не знает
с чего начать — пусть начнет с главного, с
исправления той ошибки, которую совершил,
нарушив запрет на лашон hа-ра. Ведь
исправляя, искореняя злословие — он
исправляет всего себя.
на основе комментариев Маѓараля
(раби Иегуда Лива; один из
величайших комментаторов Торы и Талмуда,
автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин
Праги — Чехия; 16-й век)
и Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
5. Речь, как золото высшей пробы
Одна из центральных тем нашей недельной
главы — наказание за злоязычие (на иврите —
лашон hа-ра). Наказанием служили особые
язвы, язвы цараат (заболевание
духовного характера, внешне напоминающее
проказу). Эти язвы возникали на стенах дома,
где жил злословящий, на его одежде и даже на
его теле.
Право определять, вызвана ли язва
духовными причинами, было у коэнов (служители
в Храме), они обладали особыми знаниями,
позволявшими им отличать цараат от
других повреждений.
В Торе об этом читаем: «И осмотрит коэн
язву» (Ваикра, гл. 13, ст. 50).
Облачение главного коэна, один из
элементов его одежды — способствовал
искуплению прегрешений, связанных со
злословием. По подолу его одежды шли
золотые колокольчики (см. Шемот, гл.
28, ст. 33). Они служили метафорой, символом.
Ведь если речь, способность говорить,
подобна колокольчику, который встряхнешь, и
он зальется звоном, то нужно стремиться,
чтобы речь, льющаяся из ваших чистых уст,
была подобна не зловонным помоям, но —
золоту высшей пробы.
Чем меньше примесей в золоте — тем выше
его проба, тем оно дороже.
Точно так же — и с речью. Нужно очистить ее
от нежелательных примесей. Слова должны
быть — высшей пробы, должны быть дорогими.
Их следует тщательно отшлифовать — подобно
изящному золотому украшению.
В викторианскую эпоху, в среде
аристократии, получили широкое
распространение колокольчики для вызова
прислуги. Они изготовлялись из бронзы или
из меди, иногда — из серебра. Но практически
никогда не делали их из золота. Не потому,
что британские аристократы были скупы или
слишком бережливы и не желали тратиться на
золотой колокольчик. Просто звон золота —
гораздо глуше. Золотому колокольчику было
трудно привлечь внимание слуг. Серебряный,
медный или бронзовый справлялись с этим
гораздо лучше.
Но мы за образец речи должны взять именно
золотой колокольчик. И стараться говорить
ровно, спокойно, не повышая голоса.
Когда один человек любит другого, он не
станет оговаривать или позорить его.
Наоборот, он будет стараться во всех
случаях его оправдать. Так как любовь —
сглаживает облик, не видя изъяны. В ней
главным образом, раскрываются достоинства.
Если же человек роется в грязном белье
ближнего своего, выискивая недостатки — он
тем самым демонстрирует ущербность своей
души.
Таков удел сплетников и насмешников —
людей далеких от понятий «мудрость», «святость»,
«доброта» и «милосердие». Они, насмешники и
сплетники — начинают с пустой,
бессмысленной болтовни. Но очень быстро
скатываются к тому, что, как говорится, «перемывают
косточки» знакомым и незнакомым людям. И
незаметно для себя переходят — к очернению
праведников. А Всевышний за это очень
строго наказывает.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра,
гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
1. Почему Всевышний создал только Адама?
Наша недельная глава начинается словами:
«Когда женщина зачнет и родит» (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
А предыдущая недельная глава (Шмини)
завершается разделением между чистым и
нечистым (имеется в виду чистота и
нечистота духовного порядка). Как сказано: «Чтобы
различить между нечистым и чистым, между
животным, которое едят, и животным, которое
есть запрещено» (там же, гл. 11, ст. 47).
Между этими фразами должна быть какая-то
связь. Попытаемся ее отыскать.
Адам был творением рук Всевышнего. Он
нарушил заповедь Творца и был за это
наказан. Его потомки также преступали закон
и подвергались наказанию. Но уже сын Адама,
Каин, понял, что существует путь раскаяния
— путь тешувы (тешува — возвращение
к соблюдению указаний Всевышнего). Совершив
тешуву, он тем самым смягчил строгость
наказания.
Каин был рожден женщиной. Поэтому и сумел
прийти к тешуве. В отличие от Адама,
которого создал Всевышний. То есть у Адама
— не было возможности совершить тешуву.
Поэтому Всевышний «своими руками» создал
не все человечество, но — только одного
человека. И велел людям самим заботиться о
продолжении рода.
В Мидраше (на книгу Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 18) выражена
интересная мысль. Насекомые и
пресмыкающиеся не несут никакой
ответственности за свои действия. Тем не
менее, Всевышний дает им пропитание и
поддерживает их существование на земле.
Человек, который играет гораздо более
значительную роль в мироздании — неужели
Творец не смилуется над ним и не примет его тешуву?
Конечно же, смилуется. Конечно же, примет.
Недельная глава Шмини завершается
призывом различать между чистыми животными
и мириадами нечистых насекомых,
пресмыкающихся и прочих гадов.
Но для чего нужны эти ползучие?
Чтобы мы понимали, что Всевышний
заботится и о них, проявляет милосердие
даже к ним.
А, что же с людьми?
С людьми — чуть сложнее. Люди могут
нашкодить. Поэтому должны уметь исправить
собственные ошибки и промахи. Прийти к тешуве.
Совершить тешуву.
Чтобы была возможность тешувы и
прощения — Всевышний не стал создавать все
человечество своими руками. Но — только
Адама. А затем приказал людям
воспроизводить потомство.
Написано: «Когда женщина зачнет и родит».
Так в мире появилась возможность тешувы.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го
века)
2. Горлица или голубь?
Сказано в нашей недельной главе, что после
родов (во времена Храма) женщина должна была
совершить приношение. Как написано — «годовалого
ягненка во всесожжение и молодого голубя
или горлицу в качестве очистительного
приношения» (Ваикра, гл. 12, ст. 6).
Мы видим, что для очистительного
приношения можно взять на выбор либо голубя,
либо горлицу. И раз голубь упомянут первым,
то, вероятно, он — предпочтительнее.
Однако в недельной главе Ваикра
говорится и о другом приношении. И там Тора
предлагает иной порядок. Об этом читаем: «Если
же из птиц всесожжение... то пусть приносит
из горлиц или из молодых голубей» (Ваикра,
гл. 1, ст. 14).
Здесь горлицы стоят на первом месте, перед
молодыми голубями. И значит, они —
предпочтительнее для приношения.
Так кого же выбрать для приношения при
прочих равных: горлицу или молодого голубя?
В том, что Тора избрала для приношений
именно этих птиц, проявляется ее забота о
людях. Ведь и голуби и горлицы обитают
вблизи человеческого жилья и их проще всего
поймать.
Горлицы еще отличаются своей супружеской
верностью. Если одна птица из пары погибает,
то оставшаяся больше не создает пары ни с
кем другим.
Подобным качеством обладает и народ
Израиля. Он верен Всевышнему и никогда Ему
не изменит.
Голуби же — очень ревнивы. Из-за ревности
они часто расстаются друг с другом и меняют
пары. Поэтому для приношений Тора велела
брать именно молодых голубей — тех, что еще
не начали спариваться.
У голубей есть и положительное отличие.
Они очень привязаны к родному гнезду. Любые
другие птицы, если человек дотрагивается до
их гнезда, чтобы забрать оттуда птенцов или
яйца — улетают и больше этим гнездом не
пользуются. Но голуби ни при каких
обстоятельствах — не бросают свои гнезда.
Так и сыны Израиля не изменяют Торе,
которую они впитали с молоком матери. Когда
в годы преследований им предлагают «выбор»:
изменить своей вере или погибнуть, они
выбирают смерть.
Роженица для искупления приносит только
одну птицу. И если это будет горлица, то
оставшаяся без пары другая птица будет
тосковать, храня верность первой. Поэтому,
если у роженицы есть молодой голубь, ей не
следует искать горлицу.
Горлица, в виду ее из ряда вон выходящей
верности — предпочтительнее для корбана (приношения
в Храме).
Но поскольку для искупления роженицы
требуется лишь одна птица, в Торе
рекомендуется брать для приношения именно
молодого голубя. Поэтому в тексте он и стоит
на первом месте.
Этим в Торе преподносится нам важный урок.
Заботясь о чувствах птиц, изменяя
приоритеты приношений, Тора демонстрирует
нам, что мы должны беспокоиться о чувствах
других людей. Показывает, насколько нужно
быть внимательным к окружающим — чтобы
неосторожным словом не причинить им
душевную боль.
на основе комментариев раби
Яакова бен Ашера
(автор монументального труда,
кодекса еврейских законов — Арбаа Турим, а
также — одного из наиболее популярных
сборников комментариев к Торе под
названием Бааль а-Турим; Германия – Испания,
14-й век)
и Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
3. Бережное отношение к животным
Когда существовал Храм, в нем для
некоторых приношений использовали птиц —
горлиц и молодых голубей. Горлицы среди
всех пернатых — демонстрируют самый
высокий уровень верности и преданности. Их
пары самые прочные. Они никогда не
распадаются сами по себе. Только смерть
может разлучить их. Когда одна из птиц
умирает или погибает, другая, храня ей
верность, уже не создает новую пару. Поэтому
для приношений горлицы — предпочтительней
голубей. В Торе они упоминаются перед
голубями. Как написано: «Если же из птиц
всесожжение... то пусть приносит из горлиц
или из молодых голубей» (Ваикра, гл.
1, ст. 14).
В нашей недельной главе об очистительном
приношении роженицы сказано: «Пусть
принесет она... и молодого голубя или
горлицу в качестве очистительного
приношения» (Ваикра, гл. 12, ст. 6).
Здесь отдано предпочтение молодому
голубю. Он стоит на первом месте. Потому что
для приношения роженицы нужна только одна
птица. И, если будет взята горлица, то вторая,
оставшись без пары — будет страдать, будет
жить в одиночестве до конца своих дней.
Голубь же легко найдет себе пару. Чтобы не
причинять страданий горлице, голубь
ставится в Торе перед ней.
Это — урок бережного отношения к животным.
Урок сострадания.
Наши Учителя не раз наставляли других и
сами показывали пример заботы и
добросердечного отношения к тем, кого мы
приручили, к тем, кто от нас зависит.
В книге Кав hа-Яшар (гл. 7)
рассказывается, как великий Ари (раби
Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших
каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)
гостил у одного человека. И тот оказал ему
небывалый почет и проявил чудеса
гостеприимства, всячески обхаживая и
сдувая пылинки с важного гостя.
Когда настал час расставания, Ари спросил,
чем может отблагодарить хозяина за столь
радушный прием.
— У меня были дети, но вдруг, ни с того, ни с
сего, жена перестала рожать. И уже много лет
не рожала... — поделился наболевшим хозяин.
— Раньше здесь возле окна стояла лестница,
— объяснил Ари. — По ней молодые курочки
взбирались через окно в дом. В доме стоял
сосуд с водой, из которого они пили, утоляя
жажду. Но несколько лет назад твоя жена,
желая навести порядок, приказала служанке
убрать эту лестницу. Взрослые курицы могли
взлететь на окно и забраться в дом, но
молоденькие курочки, еще не научившиеся
летать, страдали от жажды. Их жалобное
кудахтанье достигло слуха Всевышнего. И Он
вынес приговор твоей жене — быть ей
бездетной.
Хозяин немедленно распорядился, чтобы
лестницу вернули под окно. Курочки тут же
начали радостно на нее взбираться. Они
залезали по ней в дом, утоляли там жажду и
спускались назад. В том же году жена хозяина
родила сына.
А вот, что рассказывают о раве Исере-Залмане
Мельцере (Беларусь – Эрец Исраэль,
конец 19-го – первая половина 20-го вв.).
Много лет он ходил в йешиву и давал там
ежедневный урок. На склоне лет, когда силы
оставили его и каждый шаг давался с трудом,
люди обратили внимание, что он идет не
короткой прямой дорогой, но каким-то
странным обходным путем. На расспросы он не
отвечал. И все же случайно удалось выяснить
причину столь непривычного поведения
пожилого раввина.
Главную дорогу облюбовали куры. Они
бродили по ней группами, выискивая зерна в
трещинах и расселинах. Рав Исер-Залман
обратил внимание, что когда он идет по
дороге, стуча своей палкой, куры на это
нервно реагируют, пугаются, бросаются в
разные стороны.
Уважаемый раввин, глава йешивы решил, что
не должен причинять беспокойство курам и
стал ходить другой дорогой. Пусть и более
длинной, но зато — без кур.
на основе комментария рава Элиягу
Хаима Коэна
(Израиль, наше время)
4. Злословие и законы природы
В нашей недельной главе говорится об
ответственности за злоязычие (на иврите — лашон
hа-ра). Там, где было распространено
злоязычие, появлялись язвы цараат (в
условном переводе некое заболевание,
наподобие проказы, но — духовного
характера). Цараат появлялась на стенах
дома, на кожаной утвари, покрывала одежду и
тело человека.
В тексте читаем: «А платье, если будет на
нем язва цараат, на платье шерстяном или
на платье льняном…» (Ваикра, гл. 13,
ст. 47).
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) отмечает, что
упоминаемые в Торе язвы на одежде и на домах
— неестественного, над-природного
происхождения.
Подобного вообще не бывает на свете, —
пишет Рамбан (Рабейну Моше бен
Нахман — Нахманид; великий
комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания
– Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го
вв.). Это — не явление природы.
Зачем же Всевышнему понадобилось менять
законы мироздания?
Когда сыны Израиля достигают
совершенства перед Творцом — Его дух
пребывает на них, оберегая их тела, одеяния
и дома. И если один из них совершает
прегрешение — на его теле, одежде или доме
появляются знаки духовной нечистоты,
показывающие, что Творец как бы отстранился
от него.
Выходит, Всевышний изменяет законы
природы, насылая на человека или на его дом
язвы цараат, чтобы предупредить о
недопустимости злословия.
В книге Торы Дварим (гл. 24, ст. 9)
дается предупреждение: «Помни, что сделал
Всевышний Мирьям». И там же написано: «Берегись
язвы цараат» (Дварим, гл. 24, ст. 8).
Мирьям растила своего младшего брата Моше,
ради него подвергалась опасности. Но когда
лишь сравнила его с остальными пророками (что
ни в коей мере Моше не позорило) — тут же
получила наказание Всевышнего.
Причем, сам Моше совершенно не обиделся на
слова сестры.
Так что нам следует усвоить урок Мирьям.
Если Творец наказывает за фразу, которую с
большой натяжкой, казалось бы, можно
отнести к лашон hа-ра — насколько же мы
должны опасаться очевидного злословия?! От
него нужно бежать как можно дальше.
На языке науки наш биологический вид
называется — «человек разумный» (homo sapiens).
Наши Учителя — куда более реалистичны. Они
не называют человека — «разумным». И —
вполне справедливо. В качестве основного
отличия людей от животных, Учителя выделяют
— умение говорить.
Человек часто бывает — неразумным. Но
всегда (если не брать в расчет изредка
встречающиеся дефекты) — умеет говорить.
Когда в осуществлении человеком тех или
иных запрещенных Торой действий участвуют
какие-либо его органы (к примеру, рука или
нога) — на духовном уровне причиняется вред
этому органу. Но нарушая обусловленный
нашими законами запрет на лашон hа-ра,
человек наносит удар по своей сущности, по
своему достоинству, по тому, что отличает
его от животного.
Человек состоит из души, тела и интеллекта.
В речи действуют все эти три составляющие.
Сначала человек, приводя в действие свои
интеллектуальные способности — обдумывает,
что он хочет сказать. Душа сообщает эти
мысли телу. А тело — облекает их в слова.
Таким образом, злословие несет в себе вред
на трех уровнях: интеллектуальном, духовном
и физическом.
Если человек допустил множество ошибок,
совершив разные прегрешения, а потом
одумался и решил все исправить, но не знает
с чего начать — пусть начнет с главного, с
исправления той ошибки, которую совершил,
нарушив запрет на лашон hа-ра. Ведь
исправляя, искореняя злословие — он
исправляет всего себя.
на основе комментариев Маѓараля
(раби Иегуда Лива; один из
величайших комментаторов Торы и Талмуда,
автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин
Праги — Чехия; 16-й век)
и Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го
века)
5. Речь, как золото высшей пробы
Одна из центральных тем нашей недельной
главы — наказание за злоязычие (на иврите —
лашон hа-ра). Наказанием служили особые
язвы, язвы цараат (заболевание
духовного характера, внешне напоминающее
проказу). Эти язвы возникали на стенах дома,
где жил злословящий, на его одежде и даже на
его теле.
Право определять, вызвана ли язва
духовными причинами, было у коэнов (служители
в Храме), они обладали особыми знаниями,
позволявшими им отличать цараат от
других повреждений.
В Торе об этом читаем: «И осмотрит коэн
язву» (Ваикра, гл. 13, ст. 50).
Облачение главного коэна, один из
элементов его одежды — способствовал
искуплению прегрешений, связанных со
злословием. По подолу его одежды шли
золотые колокольчики (см. Шемот, гл.
28, ст. 33). Они служили метафорой, символом.
Ведь если речь, способность говорить,
подобна колокольчику, который встряхнешь, и
он зальется звоном, то нужно стремиться,
чтобы речь, льющаяся из ваших чистых уст,
была подобна не зловонным помоям, но —
золоту высшей пробы.
Чем меньше примесей в золоте — тем выше
его проба, тем оно дороже.
Точно так же — и с речью. Нужно очистить ее
от нежелательных примесей. Слова должны
быть — высшей пробы, должны быть дорогими.
Их следует тщательно отшлифовать — подобно
изящному золотому украшению.
В викторианскую эпоху, в среде
аристократии, получили широкое
распространение колокольчики для вызова
прислуги. Они изготовлялись из бронзы или
из меди, иногда — из серебра. Но практически
никогда не делали их из золота. Не потому,
что британские аристократы были скупы или
слишком бережливы и не желали тратиться на
золотой колокольчик. Просто звон золота —
гораздо глуше. Золотому колокольчику было
трудно привлечь внимание слуг. Серебряный,
медный или бронзовый справлялись с этим
гораздо лучше.
Но мы за образец речи должны взять именно
золотой колокольчик. И стараться говорить
ровно, спокойно, не повышая голоса.
Когда один человек любит другого, он не
станет оговаривать или позорить его.
Наоборот, он будет стараться во всех
случаях его оправдать. Так как любовь —
сглаживает облик, не видя изъяны. В ней
главным образом, раскрываются достоинства.
Если же человек роется в грязном белье
ближнего своего, выискивая недостатки — он
тем самым демонстрирует ущербность своей
души.
Таков удел сплетников и насмешников —
людей далеких от понятий «мудрость», «святость»,
«доброта» и «милосердие». Они, насмешники и
сплетники — начинают с пустой,
бессмысленной болтовни. Но очень быстро
скатываются к тому, что, как говорится, «перемывают
косточки» знакомым и незнакомым людям. И
незаметно для себя переходят — к очернению
праведников. А Всевышний за это очень
строго наказывает.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
и рабейну Йоны
(один из крупнейших комментаторов
Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|