New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра,
гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
1. Лучше без обвинителя
Центральная тема нашей недельной главы,
да и следующей за ней — учение о пятнах
заболевания духовного характера (на иврите
— нега цараат, где нега — «пятно», «пораженный
участок», а цараат — употребляемое в
Торе название этого заболевания).
Видам этого заболевания, его диагностике
и очищению от него посвящено, не много, не
мало — 115 стихов в обеих недельных главах.
Что, безусловно, свидетельствует о том,
какое большое значение придается в Торе
законам о цараат.
Тем не менее, ни в нашей главе, ни в
следующей — напрямую не говорится о
причинах возникновения данной болезни. И
только в книге Дварим, Тора
протягивает нам нить, держась за которую мы
можем прийти к разгадке и пониманию сути
этого заболевания.
В книге Дварим читаем: «Помни, что
сделал Всевышний Мирьям (сестре Моше
Рабейну и Аарона) на пути при вашем Исходе
из Египта» (гл. 24, ст. 9).
Известно, что Мирьям получила наказание,
заболев цараат, за свое нелестное
высказывание о Моше, которое Всевышний
расценил, как лашон hа-ра (злословие).
Значит, лашон hа-ра — причина появления нега
цараат.
Впрочем, есть в Торе еще одна подсказка.
Неспроста предыдущая недельная глава, Шмини,
заканчивается законами о кашерной пище.
Подобно тому, как еврей тщательно проверяет
еду и продукты, прежде чем они попадут к
нему в рот — он должен также подвергать
строгому контролю слова и фразы, выходящие
из его рта.
Есть такая поговорка: «Человек — то, что
он ест». И действительно, еда входит внутрь,
становится частью человека, вступает в
контакт с его душой. Поэтому не удивительно,
что евреи придают такое значение
кашерности пищи. Только не надо забывать,
что и речь (исключительная способность,
отличающая человека от животного) — влияет
на человеческую сущность не меньше.
Некачественная еда вызывает сбои в
системе пищеварения. Некашерная еда —
закупоривает в душе каналы связи с Творцом.
Необдуманное слово может нанести
серьезный ущерб нервной системе, может даже
убить — и не только тело, но и душу. Сказано
в Танахе: «Кто хранит уста свои и язык свой,
тот хранит от бед душу свою» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 21, ст. 23).
А в Талмуде (трактат Эрахин, лист 15)
говорится, что тот, кто нарушает законы о лашон
hа-ра — множит прегрешения свои до Небес.
Возникает вопрос: если запрет на лашон hа-ра
столь строг — почему же в Торе не написано
об этом прямо? Почему о запрете на злословие
не сказано так же, как, к примеру, о запрете
убивать, давать деньги в рост, ставить в
одну упряжку быка и осла и т.п.?
Прежде всего, отметим, что это — не
единственный серьезный запрет, о котором в
Торе не сказано прямо. Например, так
называемый, «подростковый грех» или «онанизм»
— весьма тяжкое, однозначно запрещенное
нарушение, зафиксированное в Шульхан
Арухе (полном кодексе еврейских
практических законов). Но в Торе сообщается
об этом лишь намеком.
В книге Зогар (см. на сайте ответ «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449) описывается,
как действует обвинитель на Высшем Суде. На
том Суде, перед которым предстает каждый
человек, когда завершит свой жизненный путь.
— Записан ли такой-то запрет в Торе? —
вежливо интересуется обвинитель,
сопровождая вопрос демонстрацией
соответствующего фрагмента (поэтому
отрицать что-либо — бессмысленно).
— Если запрет, как мы убедились, в Торе
имеется, почему же ты нарушил его во вторник
в третьем часу? — продолжает вопрошать
обвинитель.
Получается Сатан (см. на сайте ответ «Сатана
и его место в иудаизме», № 1410) — а это
именно он выступает в качестве обвинителя
— имеет право участвовать в разборе только
тех нарушений, о недопустимости которых
сказано в Торе прямым текстом.
К сожалению, лашон hа-ра — бич нашего
общества. Небывалое развитие средств
массовой информации стало той питательной
средой, в которой как на дрожжах растут,
крепнут и множатся слухи, сплетни,
злословие и оговоры. Газетные полосы,
журнальные страницы, радиоэфир,
телепрограммы, интернет… Все это —
плодороднейшие, щедро удобренные, сверх
урожайные поля чернозема, бесперебойно
взращивающие мегатонны лашон hа-ра всех
видов и форм. Не удивительно, что злословие
и сплетни проникли и в среду евреев,
изучающих Тору и соблюдающих заповеди.
Учителя в Талмуде (трактат Бава Батра,
лист 165), обозревая прегрешения народа,
подвели неутешительный итог: немногие
погрязли в разврате, значительно больше —
не чисты на руку, и абсолютно все запятнали
себя злословием или хотя бы его брызгами.
Поэтому и отвечать на Высшем Суде за лашон
hа-ра придется всем.
Зная это, Всевышний проявил милосердие и
напрямую не записал запрет на злословие в
Тору, но — дал лишь на это намек. Ведь
гораздо лучше, когда дело рассматривается
без участия обвинителя.
на основе комментариев рава
Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар»,
приверженцы которого особое внимание
уделяли этической стороне поведения
человека; Литва, 19-й век),
и рава Арье Лейба Хаймана
(раввина синагоги «Агро» в Байт
Вагане, Иерусалим, наше время)
2. Молоко злословия
В нашей недельной главе говорится о
законах, связанных с заболеванием
духовного характера (цараат).
Главная причина его возникновение, как мы
уже выяснили — злословие. Человек, у
которого проявилась эта болезнь,
называется — мецора. Из этих букв этого
слова можно составить выражение — моци ра
(«разносящий хулу»).
Один из законов, регулирующих поведение мецоры,
обязывает его постоянно предупреждать всех
о своем заболевании. В Торе читаем, что мецора
— «нечист, нечист» (речь о духовной
нечистоте, на иврите — тума; подробнее о
значении термина см. на сайте в обзоре
недельной главы Тазриа, первый
годовой цикл) будет кричать» (Ваикра,
гл. 13, ст. 45). И это очень символично. Пятна цаарат
(на иврите — негаим)
появляются на коже того, кто говорит дурное
о людях. Когда человек постоянно выискивает
недостатки во всех, кроме себя.
Тот, кто находит пороки только в других,
говорят в Талмуде (трактат Кидушин,
лист 70) Учителя — сам глубоко порочен.
Тора уделяет законам о цараат много
внимания. Наши Учителя, детально исследуя
законы злословия (лашон hа-ра) составили
об этом многие тома
В наши дни пятен духовной нечистоты не
бывает. Однако — не потому что исчезла
причина. Наоборот, сладкий яд злословия
глубоко проник во все слои общества. Если бы
цараат продолжала поражать нарушителей
законов о лашон hа-ра — трудно было бы
отыскать человека, не отмеченного пятнами цараат.
Зачастую люди попадают в ловушки лашон hа-ра,
руководствуясь самыми лучшими намерениями.
Рассказывают, что как-то к раву Моше
Файнштейну (один из крупнейших «законодателей»
20-го века в области соблюдения заповедей
Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) пришел
посетитель, чтобы обсудить какие-то вопросы.
Рав Файнштейн как раз собирался пить кофе,
поэтому гость тоже был приглашен к столу. На
столе стояли два пакета молока в кувшинах.
Молоко было от разных производителей. Рав
взял один из пакетов, чуть помедлил и вернул
на место. Затем взял другой, и из него
добавил молоко в кофе. Посетитель
внимательно следил за каждым движением
раввина. Для своего кофе он выбрал тот же
пакет, что и рав.
Впрочем, к кофе он так и не притронулся. В
его глазах играли задорные огоньки. Мыслями
он был явно в другом месте. И действительно,
как это не покажется странным, но
посетитель мечтал поскорее закончить
беседу и уйти. Вопросы, которые он с такой
тщательностью обдумывал накануне и с такой
важностью нес к дому величайшего раввина,
теперь казались ему малозначительными. А
все потому, что он стал свидетелем
сенсационной новости. И теперь эту новость
нужно было срочно разнести по всем друзьям
и знакомым.
Рав не стал наливать в кофе молоко из
первого пакета, потому что он не доверяет
производителю. В этом нет ни малейшего
сомнения. Эта новость с завидной быстротой
облетела еврейские общины Нью-Йорка и
начала прокладывать путь в другие города.
Компания-производитель подсчитывала
убытки от катастрофического падения продаж.
Магазины спешно возвращали не проданную
продукцию. Фирма оказалась на грани
банкротства. Руководство провело
расследование. И вот в дверь раввина
Файнштейна стучится директорат компании в
полном составе.
— Мы готовы исправить все недочеты и
нарушения, на которые укажет рав, — с порога
заявили директора.
— Но я не вижу никаких недочетов и тем
более нарушений, — удивился рав Файнштейн.
— Тогда почему Вы отказались от нашей
продукции, почему перестали пить наше
молоко? — с горечью вопрошал генеральный
директор.
— Пройдемте на кухню.
Раввин взял директора за руку, словно
маленького, и подвел к холодильнику.
— Вы видите, мой холодильник полон
продуктов вашей фирмы.
Директор беспомощно хлопал глазами. Все
это не укладывалось у него в голове.
Большинство евреев Нью-Йорка прекратили
покупать продукцию его фирмы, потому что ее
якобы перестал покупать рав Файнштейн. Но у
самого рава холодильник ломится от
упаковок со знакомым фирменным знаком.
Выходит, рав Файнштейн — чуть ли не
единственный покупатель этих продуктов.
Директор понимал, что где-то вкралась
чудовищная логическая ошибка, но никак не
мог понять где.
— Мы провели расследование, мы наняли
лучших сыщиков, мы вложили в это кучу денег…
Голос генерального директора дрожал,
казалось, еще немного, и он заплачет.
— Нам известно, что Вы, взяв пакет нашего
молока не стали добавлять его в кофе,
вернули на место. А в кофе налили молоко
наших конкурентов.
— Теперь я припоминаю. Я не стал добавлять
в кофе ваше молоко, потому что тот пакет
оказался пустым. Поэтому я и взял другой
пакет.
Желание человека первым завладеть «сенсационной
новостью» чуть не привело к разорению
многих людей (ведь если бы компания
обанкротилась, это бы коснулось не только
руководства — рядовые сотрудники остались
бы без работы). Было бы гораздо больше
пользы, если бы тот посетитель рава
Файнштейна не разносил «новость», но —
уединился бы и кричал: «нечист, нечист».
Это относится ко всем подобным охотникам
за сенсациями.
на основе коментариев раби Яакова
бен Ашера
(Бааль hа-Турим; один из крупнейших
раввинов Германии и Франции, автор
предварительного текста Шульхан Аруха и
многих комментариев к Торе; вторая половина
13-го – первая половина 14-го вв.)
и раби Иешаягу hа-Леви Горовица
(а-Шла; автор глубоких
комментариев к Торе, в том числе, и к
закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под
общим названием Шней Лухот а-Брит,
сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; вторая
половина 16-го – первая половина 17 вв.;
Чехия – Польша – Германия –
Израиль;
был главным раввином ашкеназских
евреев в Иерусалиме)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра,
гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.
Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра,
гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
1. Лучше без обвинителя
Центральная тема нашей недельной главы,
да и следующей за ней — учение о пятнах
заболевания духовного характера (на иврите
— нега цараат, где нега — «пятно», «пораженный
участок», а цараат — употребляемое в
Торе название этого заболевания).
Видам этого заболевания, его диагностике
и очищению от него посвящено, не много, не
мало — 115 стихов в обеих недельных главах.
Что, безусловно, свидетельствует о том,
какое большое значение придается в Торе
законам о цараат.
Тем не менее, ни в нашей главе, ни в
следующей — напрямую не говорится о
причинах возникновения данной болезни. И
только в книге Дварим, Тора
протягивает нам нить, держась за которую мы
можем прийти к разгадке и пониманию сути
этого заболевания.
В книге Дварим читаем: «Помни, что
сделал Всевышний Мирьям (сестре Моше
Рабейну и Аарона) на пути при вашем Исходе
из Египта» (гл. 24, ст. 9).
Известно, что Мирьям получила наказание,
заболев цараат, за свое нелестное
высказывание о Моше, которое Всевышний
расценил, как лашон hа-ра (злословие).
Значит, лашон hа-ра — причина появления нега
цараат.
Впрочем, есть в Торе еще одна подсказка.
Неспроста предыдущая недельная глава, Шмини,
заканчивается законами о кашерной пище.
Подобно тому, как еврей тщательно проверяет
еду и продукты, прежде чем они попадут к
нему в рот — он должен также подвергать
строгому контролю слова и фразы, выходящие
из его рта.
Есть такая поговорка: «Человек — то, что
он ест». И действительно, еда входит внутрь,
становится частью человека, вступает в
контакт с его душой. Поэтому не удивительно,
что евреи придают такое значение
кашерности пищи. Только не надо забывать,
что и речь (исключительная способность,
отличающая человека от животного) — влияет
на человеческую сущность не меньше.
Некачественная еда вызывает сбои в
системе пищеварения. Некашерная еда —
закупоривает в душе каналы связи с Творцом.
Необдуманное слово может нанести
серьезный ущерб нервной системе, может даже
убить — и не только тело, но и душу. Сказано
в Танахе: «Кто хранит уста свои и язык свой,
тот хранит от бед душу свою» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 21, ст. 23).
А в Талмуде (трактат Эрахин, лист 15)
говорится, что тот, кто нарушает законы о лашон
hа-ра — множит прегрешения свои до Небес.
Возникает вопрос: если запрет на лашон hа-ра
столь строг — почему же в Торе не написано
об этом прямо? Почему о запрете на злословие
не сказано так же, как, к примеру, о запрете
убивать, давать деньги в рост, ставить в
одну упряжку быка и осла и т.п.?
Прежде всего, отметим, что это — не
единственный серьезный запрет, о котором в
Торе не сказано прямо. Например, так
называемый, «подростковый грех» или «онанизм»
— весьма тяжкое, однозначно запрещенное
нарушение, зафиксированное в Шульхан
Арухе (полном кодексе еврейских
практических законов). Но в Торе сообщается
об этом лишь намеком.
В книге Зогар (см. на сайте ответ «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449) описывается,
как действует обвинитель на Высшем Суде. На
том Суде, перед которым предстает каждый
человек, когда завершит свой жизненный путь.
— Записан ли такой-то запрет в Торе? —
вежливо интересуется обвинитель,
сопровождая вопрос демонстрацией
соответствующего фрагмента (поэтому
отрицать что-либо — бессмысленно).
— Если запрет, как мы убедились, в Торе
имеется, почему же ты нарушил его во вторник
в третьем часу? — продолжает вопрошать
обвинитель.
Получается Сатан (см. на сайте ответ «Сатана
и его место в иудаизме», № 1410) — а это
именно он выступает в качестве обвинителя
— имеет право участвовать в разборе только
тех нарушений, о недопустимости которых
сказано в Торе прямым текстом.
К сожалению, лашон hа-ра — бич нашего
общества. Небывалое развитие средств
массовой информации стало той питательной
средой, в которой как на дрожжах растут,
крепнут и множатся слухи, сплетни,
злословие и оговоры. Газетные полосы,
журнальные страницы, радиоэфир,
телепрограммы, интернет… Все это —
плодороднейшие, щедро удобренные, сверх
урожайные поля чернозема, бесперебойно
взращивающие мегатонны лашон hа-ра всех
видов и форм. Не удивительно, что злословие
и сплетни проникли и в среду евреев,
изучающих Тору и соблюдающих заповеди.
Учителя в Талмуде (трактат Бава Батра,
лист 165), обозревая прегрешения народа,
подвели неутешительный итог: немногие
погрязли в разврате, значительно больше —
не чисты на руку, и абсолютно все запятнали
себя злословием или хотя бы его брызгами.
Поэтому и отвечать на Высшем Суде за лашон
hа-ра придется всем.
Зная это, Всевышний проявил милосердие и
напрямую не записал запрет на злословие в
Тору, но — дал лишь на это намек. Ведь
гораздо лучше, когда дело рассматривается
без участия обвинителя.
на основе комментариев рава
Исраэля Салантера
(основатель движения «Мусар»,
приверженцы которого особое внимание
уделяли этической стороне поведения
человека; Литва, 19-й век),
и рава Арье Лейба Хаймана
(раввина синагоги «Агро» в Байт
Вагане, Иерусалим, наше время)
2. Молоко злословия
В нашей недельной главе говорится о
законах, связанных с заболеванием
духовного характера (цараат).
Главная причина его возникновение, как мы
уже выяснили — злословие. Человек, у
которого проявилась эта болезнь,
называется — мецора. Из этих букв этого
слова можно составить выражение — моци ра
(«разносящий хулу»).
Один из законов, регулирующих поведение мецоры,
обязывает его постоянно предупреждать всех
о своем заболевании. В Торе читаем, что мецора
— «нечист, нечист» (речь о духовной
нечистоте, на иврите — тума; подробнее о
значении термина см. на сайте в обзоре
недельной главы Тазриа, первый
годовой цикл) будет кричать» (Ваикра,
гл. 13, ст. 45). И это очень символично. Пятна цаарат
(на иврите — негаим)
появляются на коже того, кто говорит дурное
о людях. Когда человек постоянно выискивает
недостатки во всех, кроме себя.
Тот, кто находит пороки только в других,
говорят в Талмуде (трактат Кидушин,
лист 70) Учителя — сам глубоко порочен.
Тора уделяет законам о цараат много
внимания. Наши Учителя, детально исследуя
законы злословия (лашон hа-ра) составили
об этом многие тома
В наши дни пятен духовной нечистоты не
бывает. Однако — не потому что исчезла
причина. Наоборот, сладкий яд злословия
глубоко проник во все слои общества. Если бы
цараат продолжала поражать нарушителей
законов о лашон hа-ра — трудно было бы
отыскать человека, не отмеченного пятнами цараат.
Зачастую люди попадают в ловушки лашон hа-ра,
руководствуясь самыми лучшими намерениями.
Рассказывают, что как-то к раву Моше
Файнштейну (один из крупнейших «законодателей»
20-го века в области соблюдения заповедей
Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) пришел
посетитель, чтобы обсудить какие-то вопросы.
Рав Файнштейн как раз собирался пить кофе,
поэтому гость тоже был приглашен к столу. На
столе стояли два пакета молока в кувшинах.
Молоко было от разных производителей. Рав
взял один из пакетов, чуть помедлил и вернул
на место. Затем взял другой, и из него
добавил молоко в кофе. Посетитель
внимательно следил за каждым движением
раввина. Для своего кофе он выбрал тот же
пакет, что и рав.
Впрочем, к кофе он так и не притронулся. В
его глазах играли задорные огоньки. Мыслями
он был явно в другом месте. И действительно,
как это не покажется странным, но
посетитель мечтал поскорее закончить
беседу и уйти. Вопросы, которые он с такой
тщательностью обдумывал накануне и с такой
важностью нес к дому величайшего раввина,
теперь казались ему малозначительными. А
все потому, что он стал свидетелем
сенсационной новости. И теперь эту новость
нужно было срочно разнести по всем друзьям
и знакомым.
Рав не стал наливать в кофе молоко из
первого пакета, потому что он не доверяет
производителю. В этом нет ни малейшего
сомнения. Эта новость с завидной быстротой
облетела еврейские общины Нью-Йорка и
начала прокладывать путь в другие города.
Компания-производитель подсчитывала
убытки от катастрофического падения продаж.
Магазины спешно возвращали не проданную
продукцию. Фирма оказалась на грани
банкротства. Руководство провело
расследование. И вот в дверь раввина
Файнштейна стучится директорат компании в
полном составе.
— Мы готовы исправить все недочеты и
нарушения, на которые укажет рав, — с порога
заявили директора.
— Но я не вижу никаких недочетов и тем
более нарушений, — удивился рав Файнштейн.
— Тогда почему Вы отказались от нашей
продукции, почему перестали пить наше
молоко? — с горечью вопрошал генеральный
директор.
— Пройдемте на кухню.
Раввин взял директора за руку, словно
маленького, и подвел к холодильнику.
— Вы видите, мой холодильник полон
продуктов вашей фирмы.
Директор беспомощно хлопал глазами. Все
это не укладывалось у него в голове.
Большинство евреев Нью-Йорка прекратили
покупать продукцию его фирмы, потому что ее
якобы перестал покупать рав Файнштейн. Но у
самого рава холодильник ломится от
упаковок со знакомым фирменным знаком.
Выходит, рав Файнштейн — чуть ли не
единственный покупатель этих продуктов.
Директор понимал, что где-то вкралась
чудовищная логическая ошибка, но никак не
мог понять где.
— Мы провели расследование, мы наняли
лучших сыщиков, мы вложили в это кучу денег…
Голос генерального директора дрожал,
казалось, еще немного, и он заплачет.
— Нам известно, что Вы, взяв пакет нашего
молока не стали добавлять его в кофе,
вернули на место. А в кофе налили молоко
наших конкурентов.
— Теперь я припоминаю. Я не стал добавлять
в кофе ваше молоко, потому что тот пакет
оказался пустым. Поэтому я и взял другой
пакет.
Желание человека первым завладеть «сенсационной
новостью» чуть не привело к разорению
многих людей (ведь если бы компания
обанкротилась, это бы коснулось не только
руководства — рядовые сотрудники остались
бы без работы). Было бы гораздо больше
пользы, если бы тот посетитель рава
Файнштейна не разносил «новость», но —
уединился бы и кричал: «нечист, нечист».
Это относится ко всем подобным охотникам
за сенсациями.
на основе коментариев раби Яакова
бен Ашера
(Бааль hа-Турим; один из крупнейших
раввинов Германии и Франции, автор
предварительного текста Шульхан Аруха и
многих комментариев к Торе; вторая половина
13-го – первая половина 14-го вв.)
и раби Иешаягу hа-Леви Горовица
(а-Шла; автор глубоких
комментариев к Торе, в том числе, и к
закрытой ее части — каббале, и Талмуду, под
общим названием Шней Лухот а-Брит,
сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; вторая
половина 16-го – первая половина 17 вв.;
Чехия – Польша – Германия –
Израиль;
был главным раввином ашкеназских
евреев в Иерусалиме)
3. Помнить то, чего не было
В нашей недельной главе читаем: «И станет
это на коже тела его пятном духовной
нечистоты (в оригинале — нега цараат)» (Ваикра,
гл. 13, ст. 2).
Речь — о заболевании духовного характера
(оно называется — цараат), одна из
причин возникновения которого — злословие
(на иврите — лашон hа-ра).
В наше время практически нет случаев цараат.
А вот злословие встречается сплошь и рядом.
Движущая сила лашон hа-ра — желание
выявлять и обличать пороки, недостатки и
язвы общества в целом и отдельных людей, в
частности. Знал бы такой «обличитель», что
выявляя чужие, мнимые и/или даже реальные
пороки, он рискует навлечь на себя беду —
это, быть может, его остановило бы. И хотя,
как уже сказано, сейчас уже не отмечает
болезнь цараат несдержанных на язык
людей — тяжесть нарушения запрета на лашон
hа-ра не стала от этого меньше.
В Талмуде (трактат Бава Кама, лист
46) есть такое правило: хочешь изъять (некую
вещь) у ближнего, доказательство, что она
действительно принадлежит тебе по праву —
на тебе.
Иными словами, не тот, у кого в данный
момент находится спорная вещь, должен
доказывать, что она — его собственность, но
— тот, кто предъявил на нее свои претензии.
Это правило можно перевести и иначе — так,
чтобы оно было применимо к нашему случаю:
тот, кто постоянно выискивает (недостатки) у
ближнего — доказательство на нем.
Доказательство — что все эти недостатки
есть у него самого, а вовсе не у ближнего.
Итак, лашон hа-ра — серьезное
нарушение, которое проникло и
распространилось всюду. Что может быть
опасней?
Можно ли ему противостоять?
Рассмотрим несколько примеров,
показывающих как поступали Учителя, чтобы
оградить себя и других от этого прегрешения.
Когда рав Йонатан Эйбшиц (великий
Учитель, автор десятков книг по всем
разделам Устной и Письменной Торы; Польша –
Германия, первая половина 18-го века) был
ребенком, мать отвела его к портному, чтобы
тот сшил мальчику нарядный камзол. Пришло
время принимать заказ. Портной
торжественно нарядил Йонатана в роскошный
камзол, а тот вдруг извернулся и вытащил у
портного кусок дорогой ткани, оставшийся
после пошивки. Портной думал его присвоить.
Но теперь он сильно покраснел от смущения,
рассыпался в извинениях, оправдывался,
говорил, что собирался вернуть ткань, да
позабыл. Мать, в свою очередь извинилась за
дерзкое поведение сына и сделала ему
выговор. Всю обратную дорогу Йонатан был
задумчив и грустен. Придя домой, он стал
расспрашивать отца, как можно искупить
обиду, причиненную другому человеку. Мать
отвела сына в сторону:
— Почему ты ходишь вокруг да около, почему
не расскажешь о том, что произошло у
портного? — спросила она.
— Разве не достаточно того, что я вогнал
портного в краску? — ответил Йонатан. —
Неужели теперь нужно еще и распускать о нем
сплетни?
Раби Ицхак из Воложина (один из
наставников Воложинской йешивы, Белорусь,
1780-1849 гг.) с особым вниманием следил за своей
речью. От него никогда не слышали о ком-либо
негативных отзывов.
Как-то его спросили его о человеке,
единственной отличительной чертой
которого было то, что у него никогда нельзя
было узнать правду. Он сочинял небылицы и
рассказывал их так убедительно, что и сам
начинал в них верить.
Что можно сказать о таком человеке?
Лгун? Беспардонный обманщик, не
заслуживающий ни малейшего доверия?
Но это противоречило бы правилам раби
Ицхака.
— Некоторые люди обладают очень хорошей
памятью, — сказал он в ответ на заданный
вопрос. — Они помнят, что с ними происходило
10 лет назад. Другие могут описать события 20-летней
давности. А у этого человека, память
настолько крепка, что он помнит даже то, что
никогда не происходило, и чего никогда не
было.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
4. Индивидуальный подход в Торе
Как себя должен вести тот, кому коэн (служитель
в Храме, потомок Аарона) диагностировал цараат
(заболевание духовного характера)?
Тора дает на это четкий ответ: «И
страдающий цараат, на котором негаим
(пятна на коже), одежды его будут разорваны...»
(Ваикра, гл. 13, ст. 45).
Выражение «страдающий цараат, на
котором негаим» может показаться
странным. Тексты Торы столь лаконичны, что в
них даже знака лишнего нет. Тогда как
понимать встречающуюся в данном отрывке
небывалую словесную расточительность? Ведь
и так понятно, что человек, что на теле
человека, которому поставили диагноз «цараат»,
есть негаим.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 61)
говорится о двух типах людей. Одни любят
свое тело и тратят на уход за ним значимую
часть своего имущества. Другим их имущество
— дороже всего на свете, даже собственного
тела.
Известно, что цараат негаим —
наказание за лашон hа-ра (злословие). В
Мидраше Танхума Учителя разъясняют,
что Всевышний не дает сразу наказание
полностью, но наказывает — постепенно.
Вначале пятна поражают не самого человека,
но появляются на его доме. Они проступают на
стенах дома, и Всевышний ждет, как человек
отреагирует на это. Если реакции не
последовало — пятна расцветают на одежде. Цараат
подбирается к человеку, но все еще не
поражает его самого.
Всевышний проявляет милосердие и ждет.
Однако, если и на этот раз не будет ответа,
ничего не останется, как «вести огонь на
поражение» — поразить пятнами цараат
кожные покровы человека.
Все это — логично, применительно к тому
типу людей, которые больше всего любят свое
тело. Но ведь встречаются люди, для которых
важнее — их имущество. Как проявить
милосердие в таком случае?
Здесь проявлением милосердия будут «знаки»,
явленные в обратном порядке.
Прежде всего, пятна появятся на теле. Ведь
им дорожат меньше, нежели имуществом. Затем,
если урок не извлечен, наказание —
усиливается. Теперь поражению подлежит уже
не какое-то там тело, но — дорогая одежда.
Тело досталось человеку даром, а одежду он
покупал.
Впрочем, одеждой дело не ограничивается.
Есть еще более уязвимая мишень —
недвижимость.
Процитированный выше фрагмент из нашей
недельной главы намекает именно на такое
развитие событий. Написано: «И страдающий цараат,
на котором негаим». То есть пятна
появились сначала не на доме и не на одежде,
но — на теле человека.
В том же отрывке, кстати сказать,
прочитывается и «развитие событий» — «Одежды
его будут разорваны». Речь здесь — о
следующем этапе, ужесточении наказания.
Ведь, порча одежды, в его глазах человека,
которому важнее всего имущество —
серьезнее, нежели пятна на собственном теле.
Далее сказано: «Отдельно находиться
должен, вне стана место его» (Ваикра,
гл. 13, ст. 46). То есть еще более высокий
уровень наказания — изгнание из жилища и
стана, изоляция.
Таким образом, мы видим, что в Торе, в нашей
недельной главе, провозглашается
фундаментальный принцип воспитания и
обучения, актуальный во все времена. Речь —
об индивидуальном подходе к каждому
человеку. В соответствии с качествами его
души.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Арестованная молитва
Написано в нашей недельной главе: «И
страдающий цараат, на котором негаим
(пятна на коже), одежды его будут разорваны и
волосы его отпущены, и до уст себя покроет, и
«нечист, нечист» будет кричать» (Ваикра,
гл. 13, ст. 45).
Так должен вести себя человек, пораженный
болезнью духовного характера (цараат).
Но как, встретившись с ним должен поступать
обычный человек?
Учителя, обсуждая в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 67) этот фрагмент, отмечают, что нужно
известить как можно больше людей о
страданиях человека, пораженного цараат,
чтобы те молились о нем и просили для него
милосердия.
Эта рекомендация Учителей, на первый
взгляд, может показаться странной. Вспомним,
что произошло с Агарью и ее сыном Ишмаэлем.
Их изгнали из дома Авраама. В пустыне у них
закончилась вода. Ишмаэль изнемогает от
жажды, ему грозит смертельная опасность.
Что делать в этой ситуации? Как поступить? К
кому обратиться за помощью?
Спасти может только Всевышний. К Нему и
обратилась с мольбой Агарь, мать Ишмаэля.
Как сказано: «И подняла она (Агарь) голос
свой и заплакала» (Берешит, гл. 21, ст.1
6).
Однако далее читаем: «И услышал Всевышний
голос отрока» (там же, ст. 17).
О чем здесь идет речь?
Молитва матери об умирающем сыне… Что
может быть более убедительным, более
действенным? Но Всевышний почему-то не
придает этому столь большого значения.
Возможно, Ему чужды сантименты? Творец
слышит не Агарь, но — «голос отрока»,
Ишмаэля.
На основании этого Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) приходит к выводу,
что молитва самого больного — действеннее
молитв за него других людей. Эту молитву
больного человека слышит Творец, прежде
всего.
О том же говорится и в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 53).
Тогда почему в Талмуде Учителя советуют
оповестить как можно больше людей о
страданиях заболевшего цараат, чтобы
как можно больше людей за него молились? Не
правильнее ли было бы, в первую очередь,
рекомендовать больному молиться о своем
выздоровлении самому? Ведь молитва
больного — действеннее молитвы других за
него.
Написано в книге Зогар (см. на
сайте ответ «Зоѓар — кем и когда
написан?», № 1449), что пораженного болезнью
цараат называют еще и — «заключенным»,
«арестованным». И суть такого определения
состоит в том, что его молитва как бы — «арестована»
на Небесах. Она, молитва такого больного,
как бы заключена в тюрьму и не может дойти
до Всевышнего.
Теперь нам стали понятны слова Учителей о
том, что нужно молиться за человека
пораженного болезнью цараат, ведь его
собственная молитва — «узница». С ее
помощью нельзя что-либо изменить.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|