ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так
называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]:
благословение (бераха) или проклятие (клала)...».
Смотри
на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
1. Стадный инстинкт
Вопрос выбора всегда непрост и
ответственен. Особенно — если предмет выбора такой, как в нашей недельной главе,
где читаем: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим,
гл. 11, ст. 26).
Выбор между благословением и
проклятием, согласитесь — очень серьезный. И тут крайне важно не ошибиться.
Возникает вопрос: почему фраза,
в которой предложен выбор, начинается словом «смотри» в единственном числе, а в
продолжении сказано: «перед вами» — во множественном?
Есть такое понятие — стадный
инстинкт. Это — когда индивид следует за большой группой людей, за толпой. То
есть — когда человек «автоматически» осуществляет действия, которые совершают
все вокруг, не опираясь на собственное мнение и не делая логических выводов.
Инстинкт толпы основан на
чувстве страха и желании получить от общества одобрение. Именно на этих двух
факторах строится общественное мнение и шаблонное мышление. На них основаны
предложения маркетологов, выступления и обращения политических деятелей.
В нашей жизни существует большое
множество социальных доказательств. Какие-то из них в тех или иных ситуациях —
верные советники. Другие — ложные.
Спросим себя — как часто в
повседневной жизни мы ходим в определенные места, покупаем продукцию
определенных фирм и производителей или едим определенные продукты, потому что
это делают большинство людей?
Но ведь грань между ложным и
верным бывает условной. Иногда лучше полагаться на собственную интуицию, на свое
мироощущения, нежели на мнение «толпы», которым некто уверенно манипулирует.
Человеческая психика устроена
так, что сильные эмоции зачастую берут верх над разумом, «заражая» общим
настроем толпы. И разум в этот момент может даже оправдывать какие-то наши
действия.
Этим умело пользуются
нео-глобалисты, стремящиеся изнутри разрушить Израиль. Они умело манипулируют
чувствами толпы, организуя демонстрации на улице Каплан в Тель-Авиве.
Но может, следует, хотя бы на
секунду задуматься, являемся ли мы жертвой манипулирования всевозможного рода
политтехнологов и маркетологов, играющих на стадном чувстве, или мы сами
принимаем решения, полагаясь на свой, личный выбор?
В Торе Всевышний обращается к
нам и взывает — «смотри!», не попадись на крючок дельцам и пройдохам! Не
руководствуйся побуждениями, которые пытаются внушить толпе инфлюенсеры и
интересанты. Выполняй лишь — Волю Творца.
Наша фраза начинается обращением
в единственном числе, а потом переходит на множественное — чтобы показать, как
легко утратить индивидуальность, слившись с толпой. За тысячи лет до открытия
технологий манипулирования массами, мы уже были предупреждены об опасности
стадного инстинкта.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
2. Не откладывай на завтра
Написано в нашей недельной главе:
«Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим,
гл. 11, ст. 26).
Всевышний предлагает нам выбор.
Но что означает это уточнение — «сегодня»?
Лучше понять это помогает фраза
из Танаха — «Сегодня вам прислушаться бы к голосу Его» (Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 95, ст. 7).
Всевышний предоставляет
возможность выбора. И не следует с этим тянуть, откладывать на потом. Нужно
сразу выбрать благословение — Тору и заповеди — и подкрепить свой выбор
конкретными делами. «Назвался груздем — полезай в кузов». Заявил о
приверженности к Торе — тут же приступай к соблюдению. Ведь никто не знает, что
его ждет завтра. И промедление смерти подобно.
В трактате Мишны Пиркей
Авот («Наставления Мудрецов», гл. 2, м. 10) цитируется высказывание
раби Элиэзера (Учитель Мишны, 1-й век): раскайся за день до смерти. Ведь
человек не может знать, что принесет ему завтрашний день. Поэтому не стоит
откладывать раскаяние на будущее.
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 153) описывается случай, когда ученики спросили раби Элиэзера: разве
человек знает, в какой день он умрет? Как же он может раскаяться за день до
смерти?
На это ответил им раби:
— Пусть уже сегодня раскается.
В теле человека — 365 жил и
сухожилий. Столько же дней в году по солнечному календарю. А на Небесах у
каждого дня есть свой покровитель — особый малах (в условном переводе —
ангел).
Проходит день, и сменяется
малах за него отвечавший. Новый день — новый малах, новая задача и
новые возможности. Поэтому и написано: «смотри, Я кладу перед вами сегодня».
Проспишь день, подведешь Творца (хотя, на самом деле, прежде всего, подведешь
себя), не выполнишь задачу — упустишь возможности. И это безвозвратная потеря.
«Сегодня» — это правило
праведников, которые стремятся все успеть сегодня. Ведь если не сегодня — то
когда?
Злодеи же любят откладывать на
завтра. Но только — не удовольствия. Как сказано: «Забивают скот и режут овец,
едят мясо и пьют вино: есть будем и пить, потому что завтра умрем!» (Танах,
книга пророка Йешаягу, гл. 22, ст. 13).
Согласно этому принципу,
поступали римляне. Когда умирал патриций, его тело выставляли в зале и
устраивали там пирушку. Насытившись и захмелев от вина, начинали подтрунивать
над умершим: вспоминали курьезные случаи с его участием, обсасывали его ошибки и
промахи. Порой и просто насмехались в открытую: ну, где ты сейчас, чем занят?
Готовишь корм червям? А ведь, еще совсем недавно с нами вместе восседал! А
сейчас и глотка сделать не в состоянии. Друзья, налегайте на вино и мясо, ведь
все, рано или поздно, окажемся на его месте.
Потомки и наследники римской
цивилизации и по сей день рассуждают подобным же образом. И действительно, перед
тем, как безвозвратно превратиться в пепел или уйти под землю — оказываются
выставленными в зале.
Сыны Израиля стараются успеть
исполнить свой долг — в преддверии главного пира, в Будущем мире, на котором
основным блюдом будет ливьятан (в русском языке — левиафан). Достаточно
подробно об этом можно прочесть на сайте в обзоре 76-го листа трактата
Талмуда Бава Батра (ударения в обоих словах — на первом
слоге)...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Благословение или
проклятие — третьего не дано
Написано: «Смотри, Я кладу перед
вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Всевышний дает нам выбор между
благословением и проклятием, и не предлагает никаких других вариантов.
Если душа человека своими
корнями уходит в мир тумы (духовной нечистоты — подробнее об этом см. на
сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл
обсуждения) или в нейтральную область на грани — он может жить по принципу «баш
на баш». Добрые дела у него будут чередоваться с нарушениями и проступками.
Но сыны Израиля обязаны сделать
однозначный выбор, решительно приняв сторону Добра.
В Танахе (Первая книга
Мелахим — Царей, гл. 18, ст. 21) рассказывается, что пророк Элиягу на
горе Кармель поставил народ перед выбором — «Долго ли вы будете колебаться между
двумя мнениями? Если верите во Всевышнего — следуйте Ему, а если Баалу —
следуйте ему».
И вот, мы снова оказались на той
же горе. Главное испытание в эпоху накануне прихода Машиаха, то есть в наши дни
— выбрать верное направление и изо всех сил его придерживаться, всячески избегая
зигзагов и обходных путей. Потому что со злом, с деструктивными силами, которые
стремятся все развалить и осквернить — не может быть никаких компромиссов.
Один человек занемог —
почувствовал себя нехорошо, стал страдать от слабости и болей. Он обратился к
врачу, и тот отправил его на проверки и анализы. Изучив результаты, врач объявил
пациенту, что его организм поражен на 30 процентов и стал хуже функционировать.
Сердце дает сбои, холестерин и сахар повышены, отказала одна из почек.
— Как обстоят дела с легкими? —
спросил пациент.
— Они пока в порядке!
— Отлично! — воодушевился
пациент. — Значит, большая часть моего организма здорова!
— Зря радуешься! — загасил его
энтузиазм врач. — Та, меньшая часть тебя, которую здоровой признать нельзя,
может легко свести тебя в могилу...
Всевышний через Моше обращается
к Израилю: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие».
Человек притянет к себе
благословение, если прилепится к Торе и заповедям. И будет заклеймен проклятием,
если — нарушает и совершает прегрешения.
Нельзя выбрать для исполнения
только часть заповедей, лишь частично и соблюдать Тору, и при этом — считаться
праведником. В конце дней ставки подняты до предела — все или ничего. Победитель
забирает банк, а проигравший остается ни с чем. И и с пустыми карманами, в
придачу.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 28) говорится, что вокруг умирающего раби Йоханана бен Закая (один
из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) собрались его ученики. И он поведал им:
— Две дороги лежат передо мной.
Одна ведет в Ган Эден (в условном переводе — рай), другая — в Геhином
(в условном переводе — ад). И я не знаю, по которой из них меня поведут...
Существует только две дороги, и,
как бы ни изгалялись политики — нет третьего пути. Поэтому, ты — либо праведник,
и твоя дорога приведет тебя в Ган Эден, либо — отпетый злодей, и попадешь
в Геhином…
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так
называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]:
благословение (бераха) или проклятие (клала)...».
Смотри
на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
1. Стадный инстинкт
Вопрос выбора всегда непрост и
ответственен. Особенно — если предмет выбора такой, как в нашей недельной главе,
где читаем: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим,
гл. 11, ст. 26).
Выбор между благословением и
проклятием, согласитесь — очень серьезный. И тут крайне важно не ошибиться.
Возникает вопрос: почему фраза,
в которой предложен выбор, начинается словом «смотри» в единственном числе, а в
продолжении сказано: «перед вами» — во множественном?
Есть такое понятие — стадный
инстинкт. Это — когда индивид следует за большой группой людей, за толпой. То
есть — когда человек «автоматически» осуществляет действия, которые совершают
все вокруг, не опираясь на собственное мнение и не делая логических выводов.
Инстинкт толпы основан на
чувстве страха и желании получить от общества одобрение. Именно на этих двух
факторах строится общественное мнение и шаблонное мышление. На них основаны
предложения маркетологов, выступления и обращения политических деятелей.
В нашей жизни существует большое
множество социальных доказательств. Какие-то из них в тех или иных ситуациях —
верные советники. Другие — ложные.
Спросим себя — как часто в
повседневной жизни мы ходим в определенные места, покупаем продукцию
определенных фирм и производителей или едим определенные продукты, потому что
это делают большинство людей?
Но ведь грань между ложным и
верным бывает условной. Иногда лучше полагаться на собственную интуицию, на свое
мироощущения, нежели на мнение «толпы», которым некто уверенно манипулирует.
Человеческая психика устроена
так, что сильные эмоции зачастую берут верх над разумом, «заражая» общим
настроем толпы. И разум в этот момент может даже оправдывать какие-то наши
действия.
Этим умело пользуются
нео-глобалисты, стремящиеся изнутри разрушить Израиль. Они умело манипулируют
чувствами толпы, организуя демонстрации на улице Каплан в Тель-Авиве.
Но может, следует, хотя бы на
секунду задуматься, являемся ли мы жертвой манипулирования всевозможного рода
политтехнологов и маркетологов, играющих на стадном чувстве, или мы сами
принимаем решения, полагаясь на свой, личный выбор?
В Торе Всевышний обращается к
нам и взывает — «смотри!», не попадись на крючок дельцам и пройдохам! Не
руководствуйся побуждениями, которые пытаются внушить толпе инфлюенсеры и
интересанты. Выполняй лишь — Волю Творца.
Наша фраза начинается обращением
в единственном числе, а потом переходит на множественное — чтобы показать, как
легко утратить индивидуальность, слившись с толпой. За тысячи лет до открытия
технологий манипулирования массами, мы уже были предупреждены об опасности
стадного инстинкта.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби
Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за
исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
2. Не откладывай на завтра
Написано в нашей недельной главе:
«Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим,
гл. 11, ст. 26).
Всевышний предлагает нам выбор.
Но что означает это уточнение — «сегодня»?
Лучше понять это помогает фраза
из Танаха — «Сегодня вам прислушаться бы к голосу Его» (Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 95, ст. 7).
Всевышний предоставляет
возможность выбора. И не следует с этим тянуть, откладывать на потом. Нужно
сразу выбрать благословение — Тору и заповеди — и подкрепить свой выбор
конкретными делами. «Назвался груздем — полезай в кузов». Заявил о
приверженности к Торе — тут же приступай к соблюдению. Ведь никто не знает, что
его ждет завтра. И промедление смерти подобно.
В трактате Мишны Пиркей
Авот («Наставления Мудрецов», гл. 2, м. 10) цитируется высказывание
раби Элиэзера (Учитель Мишны, 1-й век): раскайся за день до смерти. Ведь
человек не может знать, что принесет ему завтрашний день. Поэтому не стоит
откладывать раскаяние на будущее.
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 153) описывается случай, когда ученики спросили раби Элиэзера: разве
человек знает, в какой день он умрет? Как же он может раскаяться за день до
смерти?
На это ответил им раби:
— Пусть уже сегодня раскается.
В теле человека — 365 жил и
сухожилий. Столько же дней в году по солнечному календарю. А на Небесах у
каждого дня есть свой покровитель — особый малах (в условном переводе —
ангел).
Проходит день, и сменяется
малах за него отвечавший. Новый день — новый малах, новая задача и
новые возможности. Поэтому и написано: «смотри, Я кладу перед вами сегодня».
Проспишь день, подведешь Творца (хотя, на самом деле, прежде всего, подведешь
себя), не выполнишь задачу — упустишь возможности. И это безвозвратная потеря.
«Сегодня» — это правило
праведников, которые стремятся все успеть сегодня. Ведь если не сегодня — то
когда?
Злодеи же любят откладывать на
завтра. Но только — не удовольствия. Как сказано: «Забивают скот и режут овец,
едят мясо и пьют вино: есть будем и пить, потому что завтра умрем!» (Танах,
книга пророка Йешаягу, гл. 22, ст. 13).
Согласно этому принципу,
поступали римляне. Когда умирал патриций, его тело выставляли в зале и
устраивали там пирушку. Насытившись и захмелев от вина, начинали подтрунивать
над умершим: вспоминали курьезные случаи с его участием, обсасывали его ошибки и
промахи. Порой и просто насмехались в открытую: ну, где ты сейчас, чем занят?
Готовишь корм червям? А ведь, еще совсем недавно с нами вместе восседал! А
сейчас и глотка сделать не в состоянии. Друзья, налегайте на вино и мясо, ведь
все, рано или поздно, окажемся на его месте.
Потомки и наследники римской
цивилизации и по сей день рассуждают подобным же образом. И действительно, перед
тем, как безвозвратно превратиться в пепел или уйти под землю — оказываются
выставленными в зале.
Сыны Израиля стараются успеть
исполнить свой долг — в преддверии главного пира, в Будущем мире, на котором
основным блюдом будет ливьятан (в русском языке — левиафан). Достаточно
подробно об этом можно прочесть на сайте в обзоре 76-го листа трактата
Талмуда Бава Батра (ударения в обоих словах — на первом
слоге)...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Благословение или
проклятие — третьего не дано
Написано: «Смотри, Я кладу перед
вами сегодня благословение и проклятие…» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Всевышний дает нам выбор между
благословением и проклятием, и не предлагает никаких других вариантов.
Если душа человека своими
корнями уходит в мир тумы (духовной нечистоты — подробнее об этом см. на
сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл
обсуждения) или в нейтральную область на грани — он может жить по принципу «баш
на баш». Добрые дела у него будут чередоваться с нарушениями и проступками.
Но сыны Израиля обязаны сделать
однозначный выбор, решительно приняв сторону Добра.
В Танахе (Первая книга
Мелахим — Царей, гл. 18, ст. 21) рассказывается, что пророк Элиягу на
горе Кармель поставил народ перед выбором — «Долго ли вы будете колебаться между
двумя мнениями? Если верите во Всевышнего — следуйте Ему, а если Баалу —
следуйте ему».
И вот, мы снова оказались на той
же горе. Главное испытание в эпоху накануне прихода Машиаха, то есть в наши дни
— выбрать верное направление и изо всех сил его придерживаться, всячески избегая
зигзагов и обходных путей. Потому что со злом, с деструктивными силами, которые
стремятся все развалить и осквернить — не может быть никаких компромиссов.
Один человек занемог —
почувствовал себя нехорошо, стал страдать от слабости и болей. Он обратился к
врачу, и тот отправил его на проверки и анализы. Изучив результаты, врач объявил
пациенту, что его организм поражен на 30 процентов и стал хуже функционировать.
Сердце дает сбои, холестерин и сахар повышены, отказала одна из почек.
— Как обстоят дела с легкими? —
спросил пациент.
— Они пока в порядке!
— Отлично! — воодушевился
пациент. — Значит, большая часть моего организма здорова!
— Зря радуешься! — загасил его
энтузиазм врач. — Та, меньшая часть тебя, которую здоровой признать нельзя,
может легко свести тебя в могилу...
Всевышний через Моше обращается
к Израилю: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие».
Человек притянет к себе
благословение, если прилепится к Торе и заповедям. И будет заклеймен проклятием,
если — нарушает и совершает прегрешения.
Нельзя выбрать для исполнения
только часть заповедей, лишь частично и соблюдать Тору, и при этом — считаться
праведником. В конце дней ставки подняты до предела — все или ничего. Победитель
забирает банк, а проигравший остается ни с чем. И и с пустыми карманами, в
придачу.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 28) говорится, что вокруг умирающего раби Йоханана бен Закая (один
из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) собрались его ученики. И он поведал им:
— Две дороги лежат передо мной.
Одна ведет в Ган Эден (в условном переводе — рай), другая — в Геhином
(в условном переводе — ад). И я не знаю, по которой из них меня поведут...
Существует только две дороги, и,
как бы ни изгалялись политики — нет третьего пути. Поэтому, ты — либо праведник,
и твоя дорога приведет тебя в Ган Эден, либо — отпетый злодей, и попадешь
в Геhином…
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Мысли и поступки
Всевышний ставит нас перед
выбором и предлагает: «Благословение — если будете послушны заповедям Творца...
И проклятие — если не будете выполнять заповеди» (Дварим, гл. 11,
ст. 27-28).
Выбор — это действие, поступок.
А что же с мыслями? Ведь человек может думать начала одно, затем — другое, и
пока дойдет до дела, он еще несколько раз поменяет свое решение.
В Талмуде (трактат Кидушин,
лист 39) говорится, что добрые, позитивные мысли, которые приводят к праведным
делам, Всевышний вознаграждает вместе с поступками, в дополнение к ним. За
дурные, негативные мысли Он — не взыскивает, и ниспосылает наказание только за
деструктивные действия.
Когда Эрец Исраэль (Земля
Израиля) была под властью римлян, и те издали против евреев жестокие указы,
раби Зейра (Учитель Талмуда, 3-й век) решил объявить общественный пост,
чтобы эти указы были отменены. Но римляне издали указ о запрете на общественные
посты. Тогда раби Зейра велел сынам Израиля пообещать, что они станут поститься,
как только запрет римских властей будет отменен (трактат Таанит,
лист 8).
Решение раби Зейры основывалось
на принципе, что Всевышний, учитывает и ставит в заслугу человеку его правильную
мысль, присоединяя ее к поступку. И
хотя евреи еще ничего не сделали, но только мысленно выразили готовность
поститься — Творец, которому открыто будущее, оценил их обещание, и оно сыграло
свою положительную роль. На следующий день власти Рима отменили запрет на
общественные посты.
Написано: «благословение — если
будете послушны заповедям Творца». То есть — достаточно лишь услышать о
заповедях и согласиться их соблюдать.
Человек по недоразумению
оказался на уроке Торы — зашел укрыться от дождя. Отменилась одна из встреч, и
нужно было заполнить внезапно образовавшееся «окно». А может, он просто
соблазнился бесплатным кофе с рогаликом.
Урок произвел на него
впечатление, и человек решил положиться на вечную Мудрость Торы и начать
соблюдать заповеди. С этими мыслями он вышел на улицу. И вдруг обнаружил, что на
улице в этот непогожий и пасмурный день стало светло. Ничего удивительного в
этом не было. Ведь по улице вышагивал праведник, увенчанный берахой
(благословением) Творца.
За одну мысль о нарушении
заповедей, человек еще не будет наказан. Чтобы заработать проклятие нужно не
только в мыслях, но — реально начать нарушать заповеди. Как сказано: «и сойдете
с пути, который Я указываю вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 28).
Когда поезд сходит с пути — это
проклятие. Так же — и в том, что касается человека.
В книге Маавар Ябок
(автор — рав Аарон Брахии из Модены, Италия, 1549-1639 гг.)
говорится, что среди духовных миров, связанных с кедушой (в условном
переводе — со святостью), есть мир мыслей. Когда человек думает о хорошем — это
резонирует с тем миром и дает позитивный отклик.
В духовных мирах «другой
стороны» — нет мира мыслей. Поэтому, когда человек думает о плохом — он бичует и
губит исключительно себя.
Поэтому крайне важно следить за
своими мыслями и направлять их в позитивное русло…
на основе комментария раби Пинхаса ha-Леви Гурвица
(один из выдающихся духовных наставников своего поколения, автор книги «Паним
Яфот»; 1730-1805 гг.)
5. Молчи и слушай
Когда стоишь перед выбором
благословение или проклятие — выбор кажется очевидным. Тогда почему некоторые
все-таки умудряются ошибиться? Может, все дело в детализации?
«Благословение — если будете
послушны заповедям Творца... И проклятие — если не будете выполнять заповеди» (Дварим,
гл. 11, ст. 27-28).
Для кого-то выполнение заповедей
может показаться обременительным. Но ведь есть подсластитель — даже только мысли
о них, о заповедях, уже могут принести пользу.
Ведь сказано в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 39), что добрые, позитивные мысли, которые ведут к
праведным делам, Всевышний вознаграждает вместе с поступками, в дополнение к
ним. А за дурные, негативные мысли Он — не взыскивает. Спрос — только за
деструктивные действия.
Этот принцип поможет разъяснить
закон из Шульхан Аруха (Свод еврейских законов).
Бывает так, что человек
задержался с молитвой — опоздал в синагогу или же просто долго и усердно
молится, а община уже закончила личную молитву и перешла к повторению.
И вот, человек все еще
сосредоточенно молится Шемоне Эсре, а посланник общины уже
произносит Кедушу или Кадиш.
Как поступить в этой ситуации?
Отвечать «амен», или продолжать молиться?
В Шульхан Арухе
говорится, что нужно молчать и сосредоточенно слушать ведущего молитву.
Это установление на первый
взгляд может показаться странным. Если сосредоточенное слушание и обдумывание
приравнивается к произнесению — почему бы тогда нашему молящемуся не ответить,
как положено, на Кедушу или Кадиш? А, если слушать —
это, все же не то же самое, что отвечать — то зачем же ему слушать? Чем ему это
поможет? Пусть лучше продолжает молиться.
Впрочем, когда мы воспользуемся
принципом из Талмуда о правильных мыслях, то все встанет на свои места.
Когда молящийся Шемоне
Эсре, услышав Кадиш, мысленно ответит «амен» —
Всевышний эту безусловно позитивную мысль (ведь ответить «амен» на
Кадиш — дело похвальное) оценит, поддержит и присоединит к действию.
Позвольте, но ведь тот же самый
мысленный «амен», можно рассмотреть и в негативном ракурсе — как
непозволительный перерыв в чтении молитвы Шемоне Эсре!?
На это ответим, что негативные
мысли, пока они не сопряжены с действием, Всевышний — не учитывает и не
воспринимает их как нарушения.
Поэтому мысленный ответ «амен»
будет засчитан как устный. И при этом — не будет воспринят, как неоправданный
перерыв в чтении молитвы...
на основе комментария раби Хаима из Воложина
(выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения