ШЕМОТ 
"ШЕМОТ"
ШЕМОТ 
Чтение текста
Афтары

"ШЕМОТ"

14.01.2025, 14 Tevet, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать четвертый цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «РЕЭ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

 

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите  — реэ.

 

Обсуждение главы Реэ

 

1. Соблюдение Торы удерживает мир от хаоса

 

Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Личное местоимение «я» в иврите можно передать одним из двух слов — ани или анохи. Местоимение ани встречается гораздо чаще, ибо анохи считается высокопарным и используется сравнительно редко.

В нашем фрагменте, в оригинале написано — анохи.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) в своем комментарии пишет, что слово анохи намекает на Десять Речений, которые открывает «анохи».

Но какая связь между благословением, которое сегодня передает Всевышний и Десятью Речениями, прозвучавшими на горе Синай во время дарования Торы?

В Мидраше Тана де-Бей Элиягу зута (гл. 19) говорится, что Яаков и Эсав поделили мир, достигнув компромисса. Яаков выбрал Тору, изучение и соблюдение которой приводит человека к обладанию Грядущим миром. Эсав же решил взять себе материальный мир с сиюминутными удовольствиями и реальной, свободно конвертируемой выгодой.

Получается, что потомки Яакова не вправе наслаждаться этим материальным миром, миром в котором живут. Но, разве такое возможно?

Сказано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 88), что Всевышний, создавая мир, поставил условие: если сыны Израиля согласятся принять Тору, мир продолжит свое существование, а если нет — вернется в первозданный хаос.

Выходит, что, принимая на себя изучение и соблюдение Торы, люди спасают мир от хаоса и деструктивных сил, его разрушающих.

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 24) говорится, что при наводнении или другом стихийном бедствии, многие вещи, находящиеся в эпицентре разыгравшейся стихии, пропадают. И их хозяева смиряются с потерями, ведь вещи невозможно спасти. И если кто-то потом сможет достать такую вещь из воды, то она по праву будет принадлежать ему, и он не обязан ее возвращать ее прежнему хозяину.

Это правило применимо не только к той территории, на которой разразился природный катаклизм, но и ко всему миру. А мир был на грани уничтожения, и только благодаря сынам Израиля, которые согласились принять Тору, продолжил свое существование. Следовательно, Израилю по праву принадлежит доля и в материальном мире.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний сообщает, что передает сынам Израиля благословение. Но, ведь этот мир со всеми благословениями принадлежит потомкам Эсава?!

Принадлежал... До тех пор, пока они не отказались принимать Тору. Но теперь, поскольку Десять Речений, начинающихся словом «Анохи», прозвучали на горе Синай для еврейского народа, у него появилось право на благословение не только в Грядущем, но и в настоящем.

Так что, все «плюшки и коврижки» достаются потомкам Яакова совершенно справедливо.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха

(автор книги «Бней Иссахар»)

 

 

2. Все определяет — насколько ты не можешь без Торы

 

Нашу недельную главу открывает наставление о заповедях — «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Личное местоимение «я» в иврите можно передать двумя местоимениями — ани или анохи. Слово ани весьма распространено. Местоимение анохи встречается сравнительно редко, ибо считается высокопарным.

В оригинале нашего фрагмента написано — анохи.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) в своем комментарии пишет, что слово анохи намекает на Десять Речений. Каждое из них начинаются с «анохи». Например — «Я (анохи) Всевышний, который вывел тебя из Египта» (Шемот, гл. 20, ст. 2).

Но какая связь между благословением за исполнение заповедей Всевышнего и Десятью Речениями, прозвучавшими на горе Синай во время дарования Торы?

И еще, получается, что благословение — это награда. Но разве в нашем мире предусмотрена награда за реализацию заповедей? В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) сказано, что в этом мире ее нет.

Кроме того, написано: «Кто упредит Меня, чтобы Я уплатил ему?» (Танах, книга Иова, гл. 41, ст. 3).

И действительно, чтобы сделать обрезание сыну и тем самым выполнить заповедь, нужно прежде этого сына родить. А рождение детей — в руках Всевышнего.

Есть заповедь укрепить мезузу на дверях своего дома, а на крыше поставить ограду. Не будь на то Воля Творца — человеку не видать собственного дома, как бы он ни старался. Даже простую заповедь отделения халы невозможно выполнить без теста. Для теста, как известно, требуется мука. А мукой человек может разжиться, лишь по благоволению Создателя. Выходит, что Всевышний платит человеку вперед. И значит, за выполнение заповедей — уже ничего не должен, по крайней мере, в этом мире.

Впрочем, ситуация меняется, если человек искренне жаждет исполнить заповедь отделения халы, и именно это (не желание вкусить аппетитный каравай с хрустящей, подрумянившейся корочкой) — его побудительный мотив. Если не мечты о собственной усадьбе на берегу загоняют человека в ипотечное рабство, но — стремление установить мезузу на дверях и возвести ограду на крыше.

В таких случаях, Всевышний добавляет все эти добрые намерения, желания и устремления к действиям, сопровождающим выполнение соответствующих заповедей. И тогда начинает вырисовываться заслуженная награда уже прямо в этом материальном мире.

Тогда вопрос — «Кто упредит Меня, чтобы Я уплатил ему?» — можно понять и как совет: тот, кто упредит Меня, тому Я заплачу. Заплачу не только в Грядущем мире, но и в настоящем.

Всевышний бесконечен. Таковы и Его заповеди. Простые, физические действия, ведущие к выполнению заповедей — только вершина айсберга. Их духовная составляющая уходит в бесконечность духовных миров. Поэтому и награда за выполнение заповедей может быть вручена только в бесконечности Грядущего мира.

Человек же, после прегрешения Адама, стал весьма ограниченным. И эти ограничения распространяются на то, что связано с ним самим. Поэтому личное желание человека исполнить заповедь, может быть вознаграждено прямо в нашем мире.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний обещает благословение за выполнение заповедей. А Баль hа-Турим объясняет, как его можно удостоится прямо здесь и сейчас.

Ключ к разгадке находится на горе Синай, на которой происходило дарование Торы. И Десять Речений были кульминационным моментом этого.

Тогда сыны Израиля провозгласили: выполним и будем постигать! Этим они продемонстрировали свою жажду выполнения заповедей. Именно она — определяющий фактор для получения награды в материальном мире.

Хочешь награду? Покажи, насколько ты не можешь без Торы, как сильно тебе ее не хватает, какова твоя жажда заповедей. И награда будет соразмерной.

 

на основе комментария рава Хаима Тирера из Черновцов

(автор труда «Сидуро шель Шаббат», Украина, Израиль, Цфат, 1740-1817 гг.) 

 

 

 

 

3. Мы в ответе друг за друга

 

Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Слово «анохи» (я) намекает на Десять Речений, прозвучавших на горе Синай во время дарования Торы, которые начинаются с этого местоимения.

Этот намек привел Учителей к выводу, что все сыны Израиля — в ответе друг за друга (Мидраш Плия).

Попытаемся понять логику их рассуждений.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) рассказывается об одном молодом человеке, который решил пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу.

Вначале он предстал перед мудрым Шамаем (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век), отличавшимся строгостью и педантичностью.

— Обучи меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге, — потребовал соискатель пейсов и носа с горбинкой.

Но Шамай посчитал его чересчур дерзким, и оттолкнул от себя, пустив в ход мерную балку.

Тогда парень, не будь промах, отправился к скромнейшему Гилелю (коллега и современник раби Шамая) и повторил свое требование.

Гилель мягко улыбнулся и произнес:

— Не делай другому то, что не хочешь, чтобы сделали тебе — в этом вся Тора. А теперь ступай и начинай учиться.

В книге раби Хаима Виталя (город Цфат, Эрец Исраэль, 16-й век) Шаар hа-гилгулим говорится, что человек должен выполнить все 613 заповедей. И пока он этого не добьется, его душа будет снова и снова спускаться в наш мир.

Намек на это содержится в словах царя Давида — «Тора Всевышнего цельная — возвращает душу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 8).

Тора должна обрести цельность в человеке, благодаря тому, что он исполнит все заповеди, заключенные в ней. В противном случае, его душа будет возвращена в наш мир.

Но ведь некоторые заповеди Торы относятся только к коэнам, а другие исключительно к левитам. Есть заповеди, связанные с первенцами, но ведь не у всех рождаются сыновья

 Так каким же образом можно их исполнить?

Нам на помощь приходит заповедь «И возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра, гл. 19, ст. 18).

Выполняя ее, человек присоединяет себя ко всему Израилю и становится с ним единым организмом. В этом случае, заповеди идут в «общий котел». То, что сделал один — распределяется между всеми, согласно долевому участию.

Теперь нам будет легче разобраться в требованиях потенциального гера и в ответе на них Гилеля.

Парень хотел усвоить всю Тору, стоя на одной ноге.

Слово «регель» в переводе с иврита не только «нога». Иногда оно используется в значении — «раз». Например, ослица Билама воскликнула в сердцах: «Что я тебе сделала такого, что ты меня отлупил уже три раза (в оригинале — шалош регалим)» (Бамидбар, гл. 22, ст. 28).

Таким образом, соискатель гиюра выразил желание исполнить все заповеди Торы за один раз, чтобы его душе не пришлось возвращаться в наш мир.

А Гилель объяснил ему, что в том случае, если он всем сердцем прилепится к Израилю и будет выполнять заповедь любить ближнего, то ему будет засчитано, как будто он исполнил все 613 заповедей.

Вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний обещает благословение за выполнение заповедей. Причем, нужно исполнить все 613 заповедей. На это намекает слово «анохи» — первое в Десяти Речениях, прозвучавших на горе Синай во время дарования Торы.

Правда, выполнить все заповеди Торы одному человеку не под силу. Так, где же выход?

Выход — во взаимной ответственности друг за друга.

Когда люди объединяются в одно целое, в единый организм с общим сердцем — все их усилия и заслуги тоже объединяются. И суммарно можно прийти к выполнению всех заповедей Торы. Необходимое условие для этого — любовь к ближнему...

 

на основе комментария рава Шмуэля Файбуша

(автор труда «Бейт Шмуэль», Польша, 1650-1706 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «РЕЭ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

 

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите  — реэ.

 

Обсуждение главы Реэ

 

1. Соблюдение Торы удерживает мир от хаоса

 

Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Личное местоимение «я» в иврите можно передать одним из двух слов — ани или анохи. Местоимение ани встречается гораздо чаще, ибо анохи считается высокопарным и используется сравнительно редко.

В нашем фрагменте, в оригинале написано — анохи.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) в своем комментарии пишет, что слово анохи намекает на Десять Речений, которые открывает «анохи».

Но какая связь между благословением, которое сегодня передает Всевышний и Десятью Речениями, прозвучавшими на горе Синай во время дарования Торы?

В Мидраше Тана де-Бей Элиягу зута (гл. 19) говорится, что Яаков и Эсав поделили мир, достигнув компромисса. Яаков выбрал Тору, изучение и соблюдение которой приводит человека к обладанию Грядущим миром. Эсав же решил взять себе материальный мир с сиюминутными удовольствиями и реальной, свободно конвертируемой выгодой.

Получается, что потомки Яакова не вправе наслаждаться этим материальным миром, миром в котором живут. Но, разве такое возможно?

Сказано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 88), что Всевышний, создавая мир, поставил условие: если сыны Израиля согласятся принять Тору, мир продолжит свое существование, а если нет — вернется в первозданный хаос.

Выходит, что, принимая на себя изучение и соблюдение Торы, люди спасают мир от хаоса и деструктивных сил, его разрушающих.

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 24) говорится, что при наводнении или другом стихийном бедствии, многие вещи, находящиеся в эпицентре разыгравшейся стихии, пропадают. И их хозяева смиряются с потерями, ведь вещи невозможно спасти. И если кто-то потом сможет достать такую вещь из воды, то она по праву будет принадлежать ему, и он не обязан ее возвращать ее прежнему хозяину.

Это правило применимо не только к той территории, на которой разразился природный катаклизм, но и ко всему миру. А мир был на грани уничтожения, и только благодаря сынам Израиля, которые согласились принять Тору, продолжил свое существование. Следовательно, Израилю по праву принадлежит доля и в материальном мире.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний сообщает, что передает сынам Израиля благословение. Но, ведь этот мир со всеми благословениями принадлежит потомкам Эсава?!

Принадлежал... До тех пор, пока они не отказались принимать Тору. Но теперь, поскольку Десять Речений, начинающихся словом «Анохи», прозвучали на горе Синай для еврейского народа, у него появилось право на благословение не только в Грядущем, но и в настоящем.

Так что, все «плюшки и коврижки» достаются потомкам Яакова совершенно справедливо.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха

(автор книги «Бней Иссахар»)

 

 

2. Все определяет — насколько ты не можешь без Торы

 

Нашу недельную главу открывает наставление о заповедях — «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Личное местоимение «я» в иврите можно передать двумя местоимениями — ани или анохи. Слово ани весьма распространено. Местоимение анохи встречается сравнительно редко, ибо считается высокопарным.

В оригинале нашего фрагмента написано — анохи.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) в своем комментарии пишет, что слово анохи намекает на Десять Речений. Каждое из них начинаются с «анохи». Например — «Я (анохи) Всевышний, который вывел тебя из Египта» (Шемот, гл. 20, ст. 2).

Но какая связь между благословением за исполнение заповедей Всевышнего и Десятью Речениями, прозвучавшими на горе Синай во время дарования Торы?

И еще, получается, что благословение — это награда. Но разве в нашем мире предусмотрена награда за реализацию заповедей? В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) сказано, что в этом мире ее нет.

Кроме того, написано: «Кто упредит Меня, чтобы Я уплатил ему?» (Танах, книга Иова, гл. 41, ст. 3).

И действительно, чтобы сделать обрезание сыну и тем самым выполнить заповедь, нужно прежде этого сына родить. А рождение детей — в руках Всевышнего.

Есть заповедь укрепить мезузу на дверях своего дома, а на крыше поставить ограду. Не будь на то Воля Творца — человеку не видать собственного дома, как бы он ни старался. Даже простую заповедь отделения халы невозможно выполнить без теста. Для теста, как известно, требуется мука. А мукой человек может разжиться, лишь по благоволению Создателя. Выходит, что Всевышний платит человеку вперед. И значит, за выполнение заповедей — уже ничего не должен, по крайней мере, в этом мире.

Впрочем, ситуация меняется, если человек искренне жаждет исполнить заповедь отделения халы, и именно это (не желание вкусить аппетитный каравай с хрустящей, подрумянившейся корочкой) — его побудительный мотив. Если не мечты о собственной усадьбе на берегу загоняют человека в ипотечное рабство, но — стремление установить мезузу на дверях и возвести ограду на крыше.

В таких случаях, Всевышний добавляет все эти добрые намерения, желания и устремления к действиям, сопровождающим выполнение соответствующих заповедей. И тогда начинает вырисовываться заслуженная награда уже прямо в этом материальном мире.

Тогда вопрос — «Кто упредит Меня, чтобы Я уплатил ему?» — можно понять и как совет: тот, кто упредит Меня, тому Я заплачу. Заплачу не только в Грядущем мире, но и в настоящем.

Всевышний бесконечен. Таковы и Его заповеди. Простые, физические действия, ведущие к выполнению заповедей — только вершина айсберга. Их духовная составляющая уходит в бесконечность духовных миров. Поэтому и награда за выполнение заповедей может быть вручена только в бесконечности Грядущего мира.

Человек же, после прегрешения Адама, стал весьма ограниченным. И эти ограничения распространяются на то, что связано с ним самим. Поэтому личное желание человека исполнить заповедь, может быть вознаграждено прямо в нашем мире.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний обещает благословение за выполнение заповедей. А Баль hа-Турим объясняет, как его можно удостоится прямо здесь и сейчас.

Ключ к разгадке находится на горе Синай, на которой происходило дарование Торы. И Десять Речений были кульминационным моментом этого.

Тогда сыны Израиля провозгласили: выполним и будем постигать! Этим они продемонстрировали свою жажду выполнения заповедей. Именно она — определяющий фактор для получения награды в материальном мире.

Хочешь награду? Покажи, насколько ты не можешь без Торы, как сильно тебе ее не хватает, какова твоя жажда заповедей. И награда будет соразмерной.

 

на основе комментария рава Хаима Тирера из Черновцов

(автор труда «Сидуро шель Шаббат», Украина, Израиль, Цфат, 1740-1817 гг.) 

 

 

 

 

3. Мы в ответе друг за друга

 

Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если будете исполнять заповеди Всевышнего, которые Я заповедую вам сегодня» (Дварим, гл. 11, ст. 26-27).

Слово «анохи» (я) намекает на Десять Речений, прозвучавших на горе Синай во время дарования Торы, которые начинаются с этого местоимения.

Этот намек привел Учителей к выводу, что все сыны Израиля — в ответе друг за друга (Мидраш Плия).

Попытаемся понять логику их рассуждений.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) рассказывается об одном молодом человеке, который решил пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу.

Вначале он предстал перед мудрым Шамаем (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век), отличавшимся строгостью и педантичностью.

— Обучи меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге, — потребовал соискатель пейсов и носа с горбинкой.

Но Шамай посчитал его чересчур дерзким, и оттолкнул от себя, пустив в ход мерную балку.

Тогда парень, не будь промах, отправился к скромнейшему Гилелю (коллега и современник раби Шамая) и повторил свое требование.

Гилель мягко улыбнулся и произнес:

— Не делай другому то, что не хочешь, чтобы сделали тебе — в этом вся Тора. А теперь ступай и начинай учиться.

В книге раби Хаима Виталя (город Цфат, Эрец Исраэль, 16-й век) Шаар hа-гилгулим говорится, что человек должен выполнить все 613 заповедей. И пока он этого не добьется, его душа будет снова и снова спускаться в наш мир.

Намек на это содержится в словах царя Давида — «Тора Всевышнего цельная — возвращает душу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 8).

Тора должна обрести цельность в человеке, благодаря тому, что он исполнит все заповеди, заключенные в ней. В противном случае, его душа будет возвращена в наш мир.

Но ведь некоторые заповеди Торы относятся только к коэнам, а другие исключительно к левитам. Есть заповеди, связанные с первенцами, но ведь не у всех рождаются сыновья

 Так каким же образом можно их исполнить?

Нам на помощь приходит заповедь «И возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра, гл. 19, ст. 18).

Выполняя ее, человек присоединяет себя ко всему Израилю и становится с ним единым организмом. В этом случае, заповеди идут в «общий котел». То, что сделал один — распределяется между всеми, согласно долевому участию.

Теперь нам будет легче разобраться в требованиях потенциального гера и в ответе на них Гилеля.

Парень хотел усвоить всю Тору, стоя на одной ноге.

Слово «регель» в переводе с иврита не только «нога». Иногда оно используется в значении — «раз». Например, ослица Билама воскликнула в сердцах: «Что я тебе сделала такого, что ты меня отлупил уже три раза (в оригинале — шалош регалим)» (Бамидбар, гл. 22, ст. 28).

Таким образом, соискатель гиюра выразил желание исполнить все заповеди Торы за один раз, чтобы его душе не пришлось возвращаться в наш мир.

А Гилель объяснил ему, что в том случае, если он всем сердцем прилепится к Израилю и будет выполнять заповедь любить ближнего, то ему будет засчитано, как будто он исполнил все 613 заповедей.

Вернемся к нашему фрагменту.

Всевышний обещает благословение за выполнение заповедей. Причем, нужно исполнить все 613 заповедей. На это намекает слово «анохи» — первое в Десяти Речениях, прозвучавших на горе Синай во время дарования Торы.

Правда, выполнить все заповеди Торы одному человеку не под силу. Так, где же выход?

Выход — во взаимной ответственности друг за друга.

Когда люди объединяются в одно целое, в единый организм с общим сердцем — все их усилия и заслуги тоже объединяются. И суммарно можно прийти к выполнению всех заповедей Торы. Необходимое условие для этого — любовь к ближнему...

 

на основе комментария рава Шмуэля Файбуша

(автор труда «Бейт Шмуэль», Польша, 1650-1706 гг.)

 

 

 

4. Спрашивая, побуждай идти с тобой

 

В нашей недельной главе говорится об обязанности посещать Мишкан (Переносной Храм). Здесь читаем: «Но только к месту, которое изберет Всевышний, из всех колен ваших, чтобы утвердить там Имя Свое, к Его обиталищу устремляйтесь, и приходи туда» (Дварим, гл. 12, ст. 5).

Мы видим, что точное место расположения Мишкана не указано. О нем говорится лишь в общих чертах — «место, которое изберет Всевышний».

Вместе с тем, дорогу к городу-убежищу было необходимо снабдить подробными указателями. Как сказано: «Приготовь себе дорогу» (Дварим, гл. 19, ст. 3).

Так почему на пути к Храму указатели отсутствовали, а к городу-убежищу — были в избытке?

В город-убежище спешил человек, совершивший непреднамеренное убийство, чтобы укрыться от кровной мести. И Всевышний хотел, чтобы он туда попал как можно скорее, чтобы ему не приходилось останавливаться и искать дорогу. Наличие указателей решало две проблемы. Во-первых, у убийцы были хорошие шансы опередить мстителя, бросившегося за ним в погоню. Во-вторых, ему не нужно было вступать в контакт с местными жителями, а значит, он не мог оказать на них негативное влияние.

Человеку, идущему в Бейт hа-Микдаш (Храм), лучше было бы не знать, где тот расположен. Достаточно придерживаться примерного направления.

Проходя через города, он бы окликал встречных и расспрашивал их о Храме, тем самым, побуждая и их отправиться туда, чтобы совершить приношение Всевышнему.

Так поступал Элькана, отец пророка Шмуэля.

В Мидраше Ялкут Шимони (на первую книгу пророка Шмуэля) рассказывается, что Элькана брал всю свою семью и всех родственников и отправлялся с этой большой компанией на праздник в Мишкан. Проходя через город, они останавливались на центральной площади, ставили свои шатры. Местные жители интересовались, кто они и куда направляются. И Элькана, представившись, справлялся о дороге в Шило, в Дом Всевышнего, из которого выйдет Тора.

Выслушав объяснение, он предлагал людям присоединиться к его семье и идти дальше вместе. И многие соглашались.

Первый раз к Элькане присоединились пять семей, во второй — десять, а через несколько лет — все жители окрестностей. Причем, Элькана старался каждый раз идти другой дорогой, через новые места, чтобы привлечь как можно больше людей.

Однажды к нему обратился Творец:

— Элькана, ты направляешь людей на добрые дела, побуждаешь их изучать Тору, выполнять заповеди и служить Всевышнему. Так, знай, что у тебя родится сын, который тоже будет направлять сынов Израиля к Торе и заповедям...

И, действительно, у Эльканы вскоре родился Шмуэль.

Но перед этим его благословил коэн гадоль (главный служитель в Храме) Эли. Как сказано: «И благословлял Эли Элькану и жену его, говоря: пусть дарует тебе Всевышний детей от этой жены за тот вопрос, что задавал Всевышнему! И шли они в место свое» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 20).

Мы видим, что Элькана получил награду за то, что спрашивал, где находится Шило, Дом Всевышнего. И благодаря этому вопросу, многие «шли в место свое» — присоединялись к Элькане и поднимались вместе с ним в Шило, в Мишкан.

 

на основе комментария рава Ицхака Иегуды Шмелкиша

(автор труда «Бейт Ицхак», Галиция, 1827-1905 гг.)

 

 

5. Отделяй десятину и разбогатеешь

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди отделять десятину. Написано: «Отделяй десятину от всего урожая твоего посева, взошедшего на поле, из года в год» (Дварим, гл. 14, ст. 22).

Повеление отделять десятину в оригинале звучит так — асер теасер.

Учителя в Талмуде (трактат Таанит, лист 9) обращают внимание, что слово титашер (разбогатеешь) пишется почти так же, что и слово «теасер». С учетом этого, сказанное в нашем фрагменте можно понять и так — «отделяй десятину и разбогатеешь».

Как-то глава йешивы раби Шимон Шкоп сидел в компании двух своих учеников, которые разбирали сложный вопрос из Талмуда.

Раби не вмешивался в обсуждение, он только изредка направлял его в нужное русло.

Когда прошел час, ученики спохватились, что изрядно задержали раввина, а ведь тому нужно готовить итоговый урок для всей йешивы.

На это раби Шимон ответил, что наставление Учителей «отделяй десятину и разбогатеешь» относится не только к урожаю или деньгам, но и к вещам духовного свойства.

— Сейчас я отделил для вас десятину от своего времени. В заслугу этого, Всевышний дарует мне свое благословение, и я смогу приготовить итоговый урок гораздо быстрее и качественней...

Однажды к раву Пинхасу Шайнбергу, главе йешивы «Тора Ор» пришел ученик и с горечью поведал, что у него с женой уже пять лет нет детей. А недавно у нее был выкидыш.

Раби Пинхас сказал, что в том случае, если аврех (учащийся йешивы) начнет скрупулезно отделять десятину от своих доходов и будет перечислять ее на счет йешивы — не более чем через год у него родится сын.

Парень последовал совету раввина, но через три месяца у его жены снова случился выкидыш. Со слезами на глазах он сообщил об этом раввину.

— Этот год високосный, значит в нем 13 месяцев. Так что, мое обещание остается в силе! — заверил его раби Пинхас.

И действительно, когда истекали последние дни, раввина попросили быть сандаком (человек, который во время обрезания держит младенца) на брит миле у очень счастливой пары, долго не имевшей детей и в одночасье сделавшейся родителями прекрасной двойни…

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время 


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что делать, если во время молитв начинаешь зевать?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля