Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри,
Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха)
или проклятие (клала)...».
Смотри на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
1. Все дело в холодильнике?
Наша недельная глава начинается словами:
«Смотри, Я даю вам сегодня благословение и
проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Попытаемся разобраться в сути этой фразы.
Заинтересовывает в ней первое же слово («смотри»),
вынесенное в название недельной главы.
Рама (раби Моше Иссерлес, великий
Учитель Торы, автор основного Свода
примечаний к Шульхан Аруху,
определяющего особые обычаи ашкеназских
евреев; Польша, 16-й век), в начале книги своих
примечаний к Шульхан Аруху цитирует
отрывок из Теилим (Псалмы царя
Давида). В этом отрывке сказано: «Представляю
Всевышнего перед собою всегда» (Теилим,
гл. 16, ст. 8).
Шульхан Арух, как известно — это
кодекс еврейских законов, сборник
галахических постановлений. Какое же
отношение к нему может иметь
процитированная фраза?
Постоянно представлять перед собой
Всевышнего — конечно, похвально. Но как это
связано с нашими законами?
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) в своей книге Море
Невухим пишет, что тот, кто следует
этому правилу, в итоге приобретает
богобоязненность, удостаивается
исполнения многих заповедей и избегает
нарушений.
Так что неспроста Рама предварил свой
кодекс законов этой цитатой из Теилим.
Ведь она — ключ к их соблюдению.
Представляй постоянно перед собой
Всевышнего, и Он убережет тебя от нарушения.
Об этом говорится и в нашей недельной
главе.
Местоимение «Я» на иврите можно написать
двумя способами: «ани» и «анохи» (это
слово употребляется реже, нежели первое). В
нашем случае использовано более редкое — «анохи».
И это неспроста. Этим словом начинаются
Десять заповедей: «Я (анохи) — Всевышний
твой...» (Дварим, гл. 5, ст. 6).
Так что, употребленное в начале нашей
недельной главы слово анохи как бы
подчеркивает: если будешь постоянно видеть
перед собой Всевышнего — непременно
придешь к благословению и отдалишься от
проклятия.
Бросается в глаза в нашем отрывке и слово
«сегодня» («Я даю вам сегодня...»).
Но ведь Тора была дана за 40 лет до момента,
когда была произнесена эта фраза. Почему же
написано — «сегодня»?
Бывает, у человека нет желания исполнять
ту или иную заповедь. Что ж, каждый сам
выбирает, какой дорогой ему идти. Только
последнее время появились люди, которые с
одной стороны не желают соблюдать законы
Торы, но и клеймо нарушителя, злодея и
апикореса им тоже неприятно. Что они
придумали? Скажем, — решили они, — что
проблема не в нас, не в нашем эгоизме, не в
нашей порочности, не в нашей алчности,
проблема, на самом деле — в Торе. Как
говорится — с больной головы на здоровую.
И тут же вовсю начинает муссироваться
идея о том, что Тора якобы — устарела.
Тора запрещает есть свинину. Но ведь
хочется! Почему мы должны себе в чем-то
отказывать?
И вот уже, реформисты всех мастей, атеисты,
материалисты и прочие пытаются убедить нас,
что свинина запрещена лишь потому, что она
— скоропортящийся продукт, а во времена
Моше не было холодильников.
Но Тора знала о наглецах еще за тысячи лет
до их рождения. Поэтому сказал Всевышний: «Я
даю вам сегодня благословение и проклятие».
Сегодня, то есть — в каждом поколении.
Независимо от того, будут холодильники или
нет — перед каждым человеком стоит выбор,
по какой дороге идти. По дороге
благословения, дороге Торы и заповедей или
— по пути реформирования, отрицания,
подмены, пути предательства и проклятия.
Пройдут годы, и об истовых реформистах,
поборниках мороженой свинины, если кто-то и
вспомнит, то, разве, что — со смехом. А Тора
была и будет — вечной и неизменной. На все
времена.
на основе комментария рава Шабтая
Коэна
(автор книги «Сифтей Коэн», Польша,
1622-1663 гг.)
2. Всевышний нам — как отец родной
Написано в нашей недельной главе: «Сыны вы
Всевышнему, не делайте на себе надрезов и не
делайте плеши меж ваших глаз по умершему» (Дварим,
гл. 14, ст. 1).
Возникает вопрос: как связаны между собой
начало и конец этой фразы — какая связь
между тем фактом, что Всевышний нас
называет своими сыновьями и запретом на то,
чтобы делать плешь между глаз по умершему? В
чем здесь логика?
Прежде всего, когда вы осознаете, что
Всевышний относится к вам как отец к своим
детям, что Он любит вас, как своих детей, —
говорит нам Тора — вы будете
соответственно воспринимать происходящее.
Ведь дети далеко не всегда могут понять
поступки отца, но они знают наверняка, что
каждый его поступок им — на благо, каждый
поступок продиктован любовью.
Также и вы, — наставляет нас Тора, — в
самые трудные, самые непонятные моменты
жизни, помните: сыны вы Всевышнему, и значит,
все — для вашей же пользы. И, если кто-то не
видит логики в том, что с ним происходит —
пусть не думает, что ее там нет. Она просто
еще не открылась ему. Возможно, он до нее еще
не дорос. И Всевышний ждет, когда Его сын
повзрослеет.
А если (ни про кого не будь сказано!) умер
близкий человек — не сироты вы. Всевышний,
ваш отец — поддержит и укрепит вас в
трудную минуту.
Всомните, когда наш народ только
зарождался, ему на долю выпало испытание. В
Торе читаем: «И умер Йосеф и все его братья»
(Шемот, гл. 1, ст. 6).
Сыны Израиля — на чужбине, в Египте,
остались без глав отчих домов. Но Всевышний
поддержал и укрепил их — как отец в минуту
опасности берет под защиту своих детей. И в
итоге — «сыны Израиля расплодились и
умножились, и окрепли очень, и наполнилась
земля Египта ими» (там же, ст. 7).
Значит, наш фрагмент — слова утешения.
У тебя тяжелая утрата? — Не думай, что ты
безвозвратно осиротел. Ведь ты — сын
Всевышнему, а Он — твой отец. Доверься ему, и
Он позаботится о тебе.
Ни о каком другом народе не говорит
Всевышний — «сыны вы Мне». Но — только о нас.
А раз мы не подобны другим народам — то и не
должны поступать как они. Поэтому и
запретила нам Тора «делать надрезы и плешь
между глаз по умершему».
Обитатели Кенаана (территории,
которая потом была названа Землей Израиля)
увечили себя так. Ведь для них главной была
жизнь этого мира. И когда у них умирал
близкий — они теряли его навсегда.
Еврей, оставляющий свое тело в этом мире,
приобщается к жизни в мире Грядущем (на
иврите — олам hа-ба -), который на самом деле
— основной мир. Поэтому в нашей жизни нет
места чрезмерной скорби. Что бы ни
случилось, — наставляют Учителя (трактат Моэд
катан, лист 27) — еврей не должен
пребывать в отчаянии, унынии и меланхолии,
не должен закатывать истерики.
Впрочем, оплакивать умерших Тора, конечно
же, не запрещает. Только нужно соблюдать в
этом меру. При расставании с любимым у
человека непроизвольно появляются слезы.
Даже если человек, скажем, отправляется в
далекое плавание. Только все должно быть —
в меру, без преувеличения.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.),
Ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания;
конец 11-го — начало 12-го вв.),
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век)
и Ор hа-Хаима
(раби Хаим бен Атар, один из
крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века)
3. Как разбогатеть
В нашей недельной главе дается заповедь
об отделении десятины (на иврите — маасер).
Как сказано: «Отделяя, отделяй десятину от
всего урожая твоего посева, взошедшего на
поле, из года в год» (Дварим, гл. 14, ст.
22).
В Талмуде (трактат Таанит, лист 9)
рассказывается такая история.
Как-то встретил раби Йоханан (величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век)
своего племянника-сироту, сына покойного
Реш Лакиша (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век,
ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й
век) и спросил его:
— Что ты учил сегодня?
Мальчик процитировал дяде именно ту фразу,
что и мы с вами собрались изучить — «Отделяя,
отделяй десятину от всего урожая твоего
посева, взошедшего на поле, из года в год».
— Кстати, не подскажешь ли мне, любезный
дядя, — воспользовался моментом мальчик, —
что это за странная форма такая: «Отделяя,
отделяй десятину»?
Сейчас, следите внимательно, потому что
нас тоже интересует этот вопрос.
— Скрытый смысл содержится в этих словах,
— ответил племяннику раби Йоханан. —
Написано — «асер теасер» (так записано
это выражение на иврите). И это созвучно с —
«тит'ашер» (что в переводе означает — «разбогатеешь»).
Отделяй десятину и разбогатеешь, —
наставляет нас Тора.
Слышали? Это ко всем относится!
Но племянник раби Йоханана не желал
принимать все на веру.
— На основании чего ты сделал такой вывод?
— спросил он.
— Попробуй, и сам убедишься.
— Но разве можно испытывать Всевышнего?
Ведь сказано: «Не испытывайте Всевышнего!» (Дварим,
гл. 6, ст. 16).
— Именно это испытание Он разрешил. В
Танахе (книга пророка Малахи, гл. 3,
ст. 10) об этом написано: «Принесите всю
десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в
доме Моем; и испытайте Меня этим, — сказал
Всевышний, — не открою ли вам окна небесные
и не изолью ли на вас благословение сверх
меры?».
— Жаль, что я не учил этот стих ранее, — с
грустью заметил отрок. — Иначе, не донимал
бы тебя вопросами.
Интересный вывод! И очень полезный.
Порой у человека накапливаются вопросы.
Они могут привести к опасному сомнению.
Сомнение на иврите — сафек. Это слово
имеет ту же гематрию (числовое значение),
что и «Амалек» — злейший враг евреев.
Отсюда понятно, что по мере приобретения
знаний — вопросы начинают сами отпадать,.
Интересно, что правило — отделяй десятину
и разбогатеешь, относится не только к
десятине. Исполняй, как следует любую
заповедь — и разбогатеешь!
Если так, то почему намек на это
содержится только в заповеди о десятине? А
вот, скажем в заповеди о соблюдении субботы,
мы его не видим.
Разъяснение дам в форме притчи.
В самый разгар ярмарки прибыла громадная
телега, доверху груженая рулонами тканей,
всевозможных видов и расцветок. Торговцы
проворно окружили телегу, с интересом
разглядывали товар, щупали материалы
опытными пальцами и восхищенно цокали
языками.
— В каждом рулоне не менее 60 локтей ткани,
— говорил хозяин товара. — Цена рулона — 50
гульденов. Так что, налетайте!
Цена и вправду была очень выгодной и
сулила перекупщикам немалые барыши.
— Только вот, — чесали затылки купцы, — а
что, если в рулоне вдруг окажется не 60
локтей, а вдвое меньше? Мы ведь тогда в
прогаре будем…
— Не тревожьтесь по этому поводу! —
успокоил их хозяин, — выберите самый «тощий»
рулон и измерьте его. Если в нем будет 60
локтей, то в остальных — и подавно.
На том и порешили. В самом «тощем» рулоне
оказалось 62 локтя. Товар разошелся в
мгновение ока.
Всевышний предложил нам заповедь, которую,
с экономической точки зрения, никак уж не
назовешь привлекательной — сплошной
убыток и никакой прибыли. И если на этой
заповеди, несмотря ни на что, исполняющий ее
сможет разбогатеть, то на заповедях не
требующих никаких особых затрат — тем
более .
на основе комментариев рава
Йосефа Яавеца (Португалия, Италия, 1440-1508 гг.)
и магида из Дубны
4. Где ты, счастье мое?
Продолжим тему «маасера» — отделения
десятины.
Раби Леви Ицхак из Бердичева в своей книге
Кедушат Леви, изучая повеление Торы
— «Отделяя, отделяй десятину от всего
урожая твоего посева, взошедшего на поле, из
года в год» (Дварим, гл. 14, ст. 22) —
делает потрясающее открытие.
Вот, человек заработал, например, десять
золотых или вырастил, скажем, десять мер
пшеницы, а затем, по установлению Торы —
отделяет от них маасер.
Исполненная заповедь устремляется прямо
на Небо. А там на нее обращают внимание.
Причем, рассматривают не только тот золотой
и ту меру пшеницы, что стали десятиной. В
поле зрения Всевышнего попадают и девять
оставшихся золотых и девять мер пшеницы.
Ведь без них не было бы возможности
отделить этот маасер.
И поскольку десять золотых послужили
причиной выполнения заповеди, то все они
являются ее частью. То есть Всевышний
рассматривает в контексте заповеди маасера
— все десять золотых, а не только один. Это
означает, что в следующем году человеку,
отделившему маасер в этом году, в
качестве десятины придется платить уже
десять золотых, а не один. Или — отдавать
десять мер пшеницы.
Но разве это справедливо?! Человек сделал
доброе дело, исполнил заповедь, отдал свой
кровный золотой на маасер, а с него
теперь целых десять требуют!?
Конечно же, справедливо! Ведь с него не
просто так потребуют большего. Ему придется
заплатить 10 золотых, потому что он
заработает 100.
Угадайте, с чьей помощью?
Теперь нам понятно, что в Талмуде (трактат Таанит,
лист 9) имели в виду Учителя, говоря: «Хочешь
разбогатеть - отделяй маасер!».
Они подсказали нам отличный способ
разбогатеть.
Но и это еще не все.
В книге Ве-Маток hа-Ор, которую
написал рав Шломо Левинштейн,
рассказывается, где искать счастье.
Не бойся давать цедаку (филантропическое
пожертвование на высокие цели), —
наставляет Тора. — Ведь исполняя эту
заповедь, ты приобретаешь гораздо больше,
чем даешь.
— Это как? — удивится пытливый читатель.
— Что же именно я приобретаю, когда отдаю?
А приобретает человек при этом, например,
счастье.
И это видно из описания заповеди о маасере.
В тексте нашей недельной главы читаем: «Отделяя,
отдели десятину» (в оригинале — «асер
теасер»). Но это можно понять и иначе — «отдели
маасер от слова теасер».
Что ж, попробуем сделать это.
В слове «теасер», записанном буквами
ивритского алфавита — четыре буквы: тав,
аин, шин и реш. И у каждой из них
— свое числовое значение. Значит, от каждой
буквы мы можем отделить десятину.
Буква «тав» — соответствует числу 400.
Следовательно, десятиной от нее будет — 40, а
это, в свою очередь — числовое значение
буквы «мем».
Буква «аин» — это 70, десятая часть от нее
— 7, то есть — число, соответствующее букве
«заин».
Гематрия (числовое значение) буквы «шин»
составляет 300. Отделим от трехсот маасер,
и получим 30 и букву «ламед».
Последняя буква рассматриваемого нами
слова — «реш», гематрия которой — 200. Маасером
от нее будет буква «хаф».
Теперь, если мы последовательно сложим «буквы
маасера», у нас получится слово — «мазальха»
(«мазалех» — в женском роде), что в
переводе означает — «твое счастье».
Твое счастье прячется в маасере.
Отделяй маасер, давай цедаку — и
будет тебе счастье…
на основе комментариев раби Леви
Ицхака из Бердичева
и рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. «Общество потребителей» согласно Торе
В нашей недельной главе читаем: «Вообще,
не будет у тебя нищего» (Дварим, гл.
15, ст. 4). От этого обещания Всевышнего
теплеет. Но продолжаем читать и вдруг...
спотыкаемся. Через несколько фраз написано:
«Ибо не переведется нищий на земле» (там же,
ст. 11).
Как же это понимать?
Когда сыны Израиля выполняют Волю Творца,
— приходит на выручку Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), — нищие будут не у
них. Но если отвернутся евреи от Творца —
тут же среди них появятся нищие («и не
переведется нищий на земле»).
Быть нищим хуже, нежели бедняком, —
продолжает свое разъяснение Раши. — Слово «нищий»
(на иврите — эвьён) происходит от слова
«ава» — «жаждать», «вожделеть». Нищий
нуждается во всем.
Раши дал нам в руки важный индикатор.
Теперь мы можем выяснить, выполняет Израиль
волю Всевышнего или нет. Для этого надо
проверить, какова у нас ситуация с
бедняками и нищими.
Бедняков, к счастью, не так много. Но, вот
нищих... Нищета — проклятие нашего времени.
Средства массовой информации, реклама —
все мобилизовано для достижения одной цели:
сделать из нас нищих, тех, кто все вожделеет.
Как можно жить с двухдверным
холодильником, когда вокруг вовсю уже
пользуются четырехдверными?! Да и
автомобиль пора обновить. Нет, прежний
ездит отлично. Но ведь в продаже появилась
новая модель!
Узнаете? Да, это она — нищета, то самое
вожделение, ощущение, что всего не хватает.
Сейчас на любом мало-мальски уважающем
себя предприятии непременно есть отдел
маркетинга. Что такое маркетинг? — Учение о
том, как навязать ненужное. То есть —
сделать так, чтобы ненужное показалось
нужным, и его купили. Почему маркетинга не
было раньше, положим, лет 200 назад? Да потому,
что нужды в нем не было. Тогда производились
нужные товары и удовлетворялись реальные
потребности. А когда производят все подряд,
да еще в неисчислимом количестве —
пришлось выдумывать потребности, зачастую
— ложные.
Такова же роль тотальной рекламы.
Маркетологи и рекламщики испытывают
профессиональную гордость: мы не
удовлетворяем потребности — мы их создаем.
Однако тем самым они сознательно плодят
нищих и нищету, называя это — «обществом
потребления».
Идеальный потребитель — абсолютно
невежественный, жизнерадостный дурак,
живущий элементарными эмоциями и жаждой
новизны. Можно было бы выразиться
деликатнее, и назвать такого потребителя —
«шестилетним ребенком». Но если в 30 лет у
тебя интеллект шестилетнего, ты, сколько
не деликатничай — все равно дурак.
Старанием маркетологов идеальный
потребитель постоянно перекусывает,
переедает, испытывая «райское наслаждение»
и при этом героически борется с лишним
весом. Не замечая идиотизма своего
поведения. Он постоянно болтает по телефону,
и при этом исступленно экономит на услугах
сотовой связи.
Знакомые черты?
Идеальный потребитель — это нищий, о
котором говорится в Торе. Тот самый нищий,
который — хуже бедняка.
В сущности, современные СМИ — виртуальный
«Остров Дураков», блистательно описанный
детским писателем Носовым в книге «Незнайка
на Луне». Рассказывается в ней, что на некий
остров свозят бездомных бродяг. Там их
непрерывно развлекают, показывают
детективы и мультики, катают на каруселях и
прочих аттракционах. После некоторого
времени пребывания там, надышавшись
отравленным воздухом этого острова,
нормальные коротышки превращаются в
баранов, которых стригут, получая доход от
продажи шерсти.
Наши СМИ исправно поставляют заказчикам
баранов для стрижки. Тех баранов, что
послушно вожделеют все.
Остается лишь восхититься вечной
Мудростью Торы и прозорливостью Раши (жил
более 900 лет назад), который подчеркивал в
своем комментарии к нашей недельной главе:
будете исполнять волю Творца, посвятите
себя изучению Торы и исполнению заповедей
— «вообще не будет у вас нищих».
Отвернетесь от Торы — «не переведется
нищий на земле».
Выбор — прост. И каждому предстоит
сделать этот выбор.
на основе комментария рава Шалома-Мейера
Валаха
(Израиль, Бней-Брак, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «РЕЭ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.
Почему она так называется?
По первой фразе, в которой сказано: «Смотри,
Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха)
или проклятие (клала)...».
Смотри на иврите — реэ.
Обсуждение главы Реэ
1. Все дело в холодильнике?
Наша недельная глава начинается словами:
«Смотри, Я даю вам сегодня благословение и
проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).
Попытаемся разобраться в сути этой фразы.
Заинтересовывает в ней первое же слово («смотри»),
вынесенное в название недельной главы.
Рама (раби Моше Иссерлес, великий
Учитель Торы, автор основного Свода
примечаний к Шульхан Аруху,
определяющего особые обычаи ашкеназских
евреев; Польша, 16-й век), в начале книги своих
примечаний к Шульхан Аруху цитирует
отрывок из Теилим (Псалмы царя
Давида). В этом отрывке сказано: «Представляю
Всевышнего перед собою всегда» (Теилим,
гл. 16, ст. 8).
Шульхан Арух, как известно — это
кодекс еврейских законов, сборник
галахических постановлений. Какое же
отношение к нему может иметь
процитированная фраза?
Постоянно представлять перед собой
Всевышнего — конечно, похвально. Но как это
связано с нашими законами?
Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса
еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) в своей книге Море
Невухим пишет, что тот, кто следует
этому правилу, в итоге приобретает
богобоязненность, удостаивается
исполнения многих заповедей и избегает
нарушений.
Так что неспроста Рама предварил свой
кодекс законов этой цитатой из Теилим.
Ведь она — ключ к их соблюдению.
Представляй постоянно перед собой
Всевышнего, и Он убережет тебя от нарушения.
Об этом говорится и в нашей недельной
главе.
Местоимение «Я» на иврите можно написать
двумя способами: «ани» и «анохи» (это
слово употребляется реже, нежели первое). В
нашем случае использовано более редкое — «анохи».
И это неспроста. Этим словом начинаются
Десять заповедей: «Я (анохи) — Всевышний
твой...» (Дварим, гл. 5, ст. 6).
Так что, употребленное в начале нашей
недельной главы слово анохи как бы
подчеркивает: если будешь постоянно видеть
перед собой Всевышнего — непременно
придешь к благословению и отдалишься от
проклятия.
Бросается в глаза в нашем отрывке и слово
«сегодня» («Я даю вам сегодня...»).
Но ведь Тора была дана за 40 лет до момента,
когда была произнесена эта фраза. Почему же
написано — «сегодня»?
Бывает, у человека нет желания исполнять
ту или иную заповедь. Что ж, каждый сам
выбирает, какой дорогой ему идти. Только
последнее время появились люди, которые с
одной стороны не желают соблюдать законы
Торы, но и клеймо нарушителя, злодея и
апикореса им тоже неприятно. Что они
придумали? Скажем, — решили они, — что
проблема не в нас, не в нашем эгоизме, не в
нашей порочности, не в нашей алчности,
проблема, на самом деле — в Торе. Как
говорится — с больной головы на здоровую.
И тут же вовсю начинает муссироваться
идея о том, что Тора якобы — устарела.
Тора запрещает есть свинину. Но ведь
хочется! Почему мы должны себе в чем-то
отказывать?
И вот уже, реформисты всех мастей, атеисты,
материалисты и прочие пытаются убедить нас,
что свинина запрещена лишь потому, что она
— скоропортящийся продукт, а во времена
Моше не было холодильников.
Но Тора знала о наглецах еще за тысячи лет
до их рождения. Поэтому сказал Всевышний: «Я
даю вам сегодня благословение и проклятие».
Сегодня, то есть — в каждом поколении.
Независимо от того, будут холодильники или
нет — перед каждым человеком стоит выбор,
по какой дороге идти. По дороге
благословения, дороге Торы и заповедей или
— по пути реформирования, отрицания,
подмены, пути предательства и проклятия.
Пройдут годы, и об истовых реформистах,
поборниках мороженой свинины, если кто-то и
вспомнит, то, разве, что — со смехом. А Тора
была и будет — вечной и неизменной. На все
времена.
на основе комментария рава Шабтая
Коэна
(автор книги «Сифтей Коэн», Польша,
1622-1663 гг.)
2. Всевышний нам — как отец родной
Написано в нашей недельной главе: «Сыны вы
Всевышнему, не делайте на себе надрезов и не
делайте плеши меж ваших глаз по умершему» (Дварим,
гл. 14, ст. 1).
Возникает вопрос: как связаны между собой
начало и конец этой фразы — какая связь
между тем фактом, что Всевышний нас
называет своими сыновьями и запретом на то,
чтобы делать плешь между глаз по умершему? В
чем здесь логика?
Прежде всего, когда вы осознаете, что
Всевышний относится к вам как отец к своим
детям, что Он любит вас, как своих детей, —
говорит нам Тора — вы будете
соответственно воспринимать происходящее.
Ведь дети далеко не всегда могут понять
поступки отца, но они знают наверняка, что
каждый его поступок им — на благо, каждый
поступок продиктован любовью.
Также и вы, — наставляет нас Тора, — в
самые трудные, самые непонятные моменты
жизни, помните: сыны вы Всевышнему, и значит,
все — для вашей же пользы. И, если кто-то не
видит логики в том, что с ним происходит —
пусть не думает, что ее там нет. Она просто
еще не открылась ему. Возможно, он до нее еще
не дорос. И Всевышний ждет, когда Его сын
повзрослеет.
А если (ни про кого не будь сказано!) умер
близкий человек — не сироты вы. Всевышний,
ваш отец — поддержит и укрепит вас в
трудную минуту.
Всомните, когда наш народ только
зарождался, ему на долю выпало испытание. В
Торе читаем: «И умер Йосеф и все его братья»
(Шемот, гл. 1, ст. 6).
Сыны Израиля — на чужбине, в Египте,
остались без глав отчих домов. Но Всевышний
поддержал и укрепил их — как отец в минуту
опасности берет под защиту своих детей. И в
итоге — «сыны Израиля расплодились и
умножились, и окрепли очень, и наполнилась
земля Египта ими» (там же, ст. 7).
Значит, наш фрагмент — слова утешения.
У тебя тяжелая утрата? — Не думай, что ты
безвозвратно осиротел. Ведь ты — сын
Всевышнему, а Он — твой отец. Доверься ему, и
Он позаботится о тебе.
Ни о каком другом народе не говорит
Всевышний — «сыны вы Мне». Но — только о нас.
А раз мы не подобны другим народам — то и не
должны поступать как они. Поэтому и
запретила нам Тора «делать надрезы и плешь
между глаз по умершему».
Обитатели Кенаана (территории,
которая потом была названа Землей Израиля)
увечили себя так. Ведь для них главной была
жизнь этого мира. И когда у них умирал
близкий — они теряли его навсегда.
Еврей, оставляющий свое тело в этом мире,
приобщается к жизни в мире Грядущем (на
иврите — олам hа-ба -), который на самом деле
— основной мир. Поэтому в нашей жизни нет
места чрезмерной скорби. Что бы ни
случилось, — наставляют Учителя (трактат Моэд
катан, лист 27) — еврей не должен
пребывать в отчаянии, унынии и меланхолии,
не должен закатывать истерики.
Впрочем, оплакивать умерших Тора, конечно
же, не запрещает. Только нужно соблюдать в
этом меру. При расставании с любимым у
человека непроизвольно появляются слезы.
Даже если человек, скажем, отправляется в
далекое плавание. Только все должно быть —
в меру, без преувеличения.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.),
Ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания;
конец 11-го — начало 12-го вв.),
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век)
и Ор hа-Хаима
(раби Хаим бен Атар, один из
крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века)
3. Как разбогатеть
В нашей недельной главе дается заповедь
об отделении десятины (на иврите — маасер).
Как сказано: «Отделяя, отделяй десятину от
всего урожая твоего посева, взошедшего на
поле, из года в год» (Дварим, гл. 14, ст.
22).
В Талмуде (трактат Таанит, лист 9)
рассказывается такая история.
Как-то встретил раби Йоханан (величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век)
своего племянника-сироту, сына покойного
Реш Лакиша (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век,
ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й
век) и спросил его:
— Что ты учил сегодня?
Мальчик процитировал дяде именно ту фразу,
что и мы с вами собрались изучить — «Отделяя,
отделяй десятину от всего урожая твоего
посева, взошедшего на поле, из года в год».
— Кстати, не подскажешь ли мне, любезный
дядя, — воспользовался моментом мальчик, —
что это за странная форма такая: «Отделяя,
отделяй десятину»?
Сейчас, следите внимательно, потому что
нас тоже интересует этот вопрос.
— Скрытый смысл содержится в этих словах,
— ответил племяннику раби Йоханан. —
Написано — «асер теасер» (так записано
это выражение на иврите). И это созвучно с —
«тит'ашер» (что в переводе означает — «разбогатеешь»).
Отделяй десятину и разбогатеешь, —
наставляет нас Тора.
Слышали? Это ко всем относится!
Но племянник раби Йоханана не желал
принимать все на веру.
— На основании чего ты сделал такой вывод?
— спросил он.
— Попробуй, и сам убедишься.
— Но разве можно испытывать Всевышнего?
Ведь сказано: «Не испытывайте Всевышнего!» (Дварим,
гл. 6, ст. 16).
— Именно это испытание Он разрешил. В
Танахе (книга пророка Малахи, гл. 3,
ст. 10) об этом написано: «Принесите всю
десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в
доме Моем; и испытайте Меня этим, — сказал
Всевышний, — не открою ли вам окна небесные
и не изолью ли на вас благословение сверх
меры?».
— Жаль, что я не учил этот стих ранее, — с
грустью заметил отрок. — Иначе, не донимал
бы тебя вопросами.
Интересный вывод! И очень полезный.
Порой у человека накапливаются вопросы.
Они могут привести к опасному сомнению.
Сомнение на иврите — сафек. Это слово
имеет ту же гематрию (числовое значение),
что и «Амалек» — злейший враг евреев.
Отсюда понятно, что по мере приобретения
знаний — вопросы начинают сами отпадать,.
Интересно, что правило — отделяй десятину
и разбогатеешь, относится не только к
десятине. Исполняй, как следует любую
заповедь — и разбогатеешь!
Если так, то почему намек на это
содержится только в заповеди о десятине? А
вот, скажем в заповеди о соблюдении субботы,
мы его не видим.
Разъяснение дам в форме притчи.
В самый разгар ярмарки прибыла громадная
телега, доверху груженая рулонами тканей,
всевозможных видов и расцветок. Торговцы
проворно окружили телегу, с интересом
разглядывали товар, щупали материалы
опытными пальцами и восхищенно цокали
языками.
— В каждом рулоне не менее 60 локтей ткани,
— говорил хозяин товара. — Цена рулона — 50
гульденов. Так что, налетайте!
Цена и вправду была очень выгодной и
сулила перекупщикам немалые барыши.
— Только вот, — чесали затылки купцы, — а
что, если в рулоне вдруг окажется не 60
локтей, а вдвое меньше? Мы ведь тогда в
прогаре будем…
— Не тревожьтесь по этому поводу! —
успокоил их хозяин, — выберите самый «тощий»
рулон и измерьте его. Если в нем будет 60
локтей, то в остальных — и подавно.
На том и порешили. В самом «тощем» рулоне
оказалось 62 локтя. Товар разошелся в
мгновение ока.
Всевышний предложил нам заповедь, которую,
с экономической точки зрения, никак уж не
назовешь привлекательной — сплошной
убыток и никакой прибыли. И если на этой
заповеди, несмотря ни на что, исполняющий ее
сможет разбогатеть, то на заповедях не
требующих никаких особых затрат — тем
более .
на основе комментариев рава
Йосефа Яавеца (Португалия, Италия, 1440-1508 гг.)
и магида из Дубны
4. Где ты, счастье мое?
Продолжим тему «маасера» — отделения
десятины.
Раби Леви Ицхак из Бердичева в своей книге
Кедушат Леви, изучая повеление Торы
— «Отделяя, отделяй десятину от всего
урожая твоего посева, взошедшего на поле, из
года в год» (Дварим, гл. 14, ст. 22) —
делает потрясающее открытие.
Вот, человек заработал, например, десять
золотых или вырастил, скажем, десять мер
пшеницы, а затем, по установлению Торы —
отделяет от них маасер.
Исполненная заповедь устремляется прямо
на Небо. А там на нее обращают внимание.
Причем, рассматривают не только тот золотой
и ту меру пшеницы, что стали десятиной. В
поле зрения Всевышнего попадают и девять
оставшихся золотых и девять мер пшеницы.
Ведь без них не было бы возможности
отделить этот маасер.
И поскольку десять золотых послужили
причиной выполнения заповеди, то все они
являются ее частью. То есть Всевышний
рассматривает в контексте заповеди маасера
— все десять золотых, а не только один. Это
означает, что в следующем году человеку,
отделившему маасер в этом году, в
качестве десятины придется платить уже
десять золотых, а не один. Или — отдавать
десять мер пшеницы.
Но разве это справедливо?! Человек сделал
доброе дело, исполнил заповедь, отдал свой
кровный золотой на маасер, а с него
теперь целых десять требуют!?
Конечно же, справедливо! Ведь с него не
просто так потребуют большего. Ему придется
заплатить 10 золотых, потому что он
заработает 100.
Угадайте, с чьей помощью?
Теперь нам понятно, что в Талмуде (трактат Таанит,
лист 9) имели в виду Учителя, говоря: «Хочешь
разбогатеть - отделяй маасер!».
Они подсказали нам отличный способ
разбогатеть.
Но и это еще не все.
В книге Ве-Маток hа-Ор, которую
написал рав Шломо Левинштейн,
рассказывается, где искать счастье.
Не бойся давать цедаку (филантропическое
пожертвование на высокие цели), —
наставляет Тора. — Ведь исполняя эту
заповедь, ты приобретаешь гораздо больше,
чем даешь.
— Это как? — удивится пытливый читатель.
— Что же именно я приобретаю, когда отдаю?
А приобретает человек при этом, например,
счастье.
И это видно из описания заповеди о маасере.
В тексте нашей недельной главы читаем: «Отделяя,
отдели десятину» (в оригинале — «асер
теасер»). Но это можно понять и иначе — «отдели
маасер от слова теасер».
Что ж, попробуем сделать это.
В слове «теасер», записанном буквами
ивритского алфавита — четыре буквы: тав,
аин, шин и реш. И у каждой из них
— свое числовое значение. Значит, от каждой
буквы мы можем отделить десятину.
Буква «тав» — соответствует числу 400.
Следовательно, десятиной от нее будет — 40, а
это, в свою очередь — числовое значение
буквы «мем».
Буква «аин» — это 70, десятая часть от нее
— 7, то есть — число, соответствующее букве
«заин».
Гематрия (числовое значение) буквы «шин»
составляет 300. Отделим от трехсот маасер,
и получим 30 и букву «ламед».
Последняя буква рассматриваемого нами
слова — «реш», гематрия которой — 200. Маасером
от нее будет буква «хаф».
Теперь, если мы последовательно сложим «буквы
маасера», у нас получится слово — «мазальха»
(«мазалех» — в женском роде), что в
переводе означает — «твое счастье».
Твое счастье прячется в маасере.
Отделяй маасер, давай цедаку — и
будет тебе счастье…
на основе комментариев раби Леви
Ицхака из Бердичева
и рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. «Общество потребителей» согласно Торе
В нашей недельной главе читаем: «Вообще,
не будет у тебя нищего» (Дварим, гл.
15, ст. 4). От этого обещания Всевышнего
теплеет. Но продолжаем читать и вдруг...
спотыкаемся. Через несколько фраз написано:
«Ибо не переведется нищий на земле» (там же,
ст. 11).
Как же это понимать?
Когда сыны Израиля выполняют Волю Творца,
— приходит на выручку Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), — нищие будут не у
них. Но если отвернутся евреи от Творца —
тут же среди них появятся нищие («и не
переведется нищий на земле»).
Быть нищим хуже, нежели бедняком, —
продолжает свое разъяснение Раши. — Слово «нищий»
(на иврите — эвьён) происходит от слова
«ава» — «жаждать», «вожделеть». Нищий
нуждается во всем.
Раши дал нам в руки важный индикатор.
Теперь мы можем выяснить, выполняет Израиль
волю Всевышнего или нет. Для этого надо
проверить, какова у нас ситуация с
бедняками и нищими.
Бедняков, к счастью, не так много. Но, вот
нищих... Нищета — проклятие нашего времени.
Средства массовой информации, реклама —
все мобилизовано для достижения одной цели:
сделать из нас нищих, тех, кто все вожделеет.
Как можно жить с двухдверным
холодильником, когда вокруг вовсю уже
пользуются четырехдверными?! Да и
автомобиль пора обновить. Нет, прежний
ездит отлично. Но ведь в продаже появилась
новая модель!
Узнаете? Да, это она — нищета, то самое
вожделение, ощущение, что всего не хватает.
Сейчас на любом мало-мальски уважающем
себя предприятии непременно есть отдел
маркетинга. Что такое маркетинг? — Учение о
том, как навязать ненужное. То есть —
сделать так, чтобы ненужное показалось
нужным, и его купили. Почему маркетинга не
было раньше, положим, лет 200 назад? Да потому,
что нужды в нем не было. Тогда производились
нужные товары и удовлетворялись реальные
потребности. А когда производят все подряд,
да еще в неисчислимом количестве —
пришлось выдумывать потребности, зачастую
— ложные.
Такова же роль тотальной рекламы.
Маркетологи и рекламщики испытывают
профессиональную гордость: мы не
удовлетворяем потребности — мы их создаем.
Однако тем самым они сознательно плодят
нищих и нищету, называя это — «обществом
потребления».
Идеальный потребитель — абсолютно
невежественный, жизнерадостный дурак,
живущий элементарными эмоциями и жаждой
новизны. Можно было бы выразиться
деликатнее, и назвать такого потребителя —
«шестилетним ребенком». Но если в 30 лет у
тебя интеллект шестилетнего, ты, сколько
не деликатничай — все равно дурак.
Старанием маркетологов идеальный
потребитель постоянно перекусывает,
переедает, испытывая «райское наслаждение»
и при этом героически борется с лишним
весом. Не замечая идиотизма своего
поведения. Он постоянно болтает по телефону,
и при этом исступленно экономит на услугах
сотовой связи.
Знакомые черты?
Идеальный потребитель — это нищий, о
котором говорится в Торе. Тот самый нищий,
который — хуже бедняка.
В сущности, современные СМИ — виртуальный
«Остров Дураков», блистательно описанный
детским писателем Носовым в книге «Незнайка
на Луне». Рассказывается в ней, что на некий
остров свозят бездомных бродяг. Там их
непрерывно развлекают, показывают
детективы и мультики, катают на каруселях и
прочих аттракционах. После некоторого
времени пребывания там, надышавшись
отравленным воздухом этого острова,
нормальные коротышки превращаются в
баранов, которых стригут, получая доход от
продажи шерсти.
Наши СМИ исправно поставляют заказчикам
баранов для стрижки. Тех баранов, что
послушно вожделеют все.
Остается лишь восхититься вечной
Мудростью Торы и прозорливостью Раши (жил
более 900 лет назад), который подчеркивал в
своем комментарии к нашей недельной главе:
будете исполнять волю Творца, посвятите
себя изучению Торы и исполнению заповедей
— «вообще не будет у вас нищих».
Отвернетесь от Торы — «не переведется
нищий на земле».
Выбор — прост. И каждому предстоит
сделать этот выбор.
на основе комментария рава Шалома-Мейера
Валаха
(Израиль, Бней-Брак, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|