25 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда
будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки
Тиса
1. Связь между Реувеном и половиной шекеля
Всевышний
велит провести подсчет сынов Израиля. И мы читаем: "Когда будешь проводить
всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, и принесет каждый перед
этим искупительный дар за свою душу, и не будут поражены они мором при подсчете"
(Шемот, гл. 30, ст. 12).
Но если
переводить эту фразу буквально, то может получиться: «Когда вознесешь главу
сынов Израиля».
Первым, а
значит и главой всех считается колено Реувена, поскольку Реувен был первенцем. И
значит, именно это колено окажется ближе других к Шехине
(присутствию, проявлению Всевышнего в этом мире).
Реувен
вступился за Йосефа, когда братья хотели его убить, он и не участвовал в его
продаже. В это время он занимался самоанализом, и когда понял, что Йосеф ни в
чем не виноват, отправился его вызволять. Но того уже продали. Узнав об этом
Реувен, сильно опечалился и раскаялся в том, что не действовал более расторопно.
Тогда он составил благословение, которое потом было включено в молитву «Шмонеэсре».
В этом благословении есть такие слова: «Верни нас искренне раскаявшихся...
Благословен Ты Всевышний, желающий нашего возвращения». Творец высоко оценил
моральные качества Реувена. Он пообещал, что его потомок сыграет немалую роль в
тешуве (раскаянии и возвращении) сынов Израиля. И действительно, пророк Ошея из
колена Реувена сказал: "Вернись Израиль ко Всевышнему Твоему" (гл. 14, ст. 2).
Всевышний,
взыскивая со злодея за совершенные прегрешения, в зависимости от их тяжести,
может довести его до изнеможения (см. Теилим, гл. 90, ст. 3).
Вместе с тем,
слово «дака» (изнеможение) говорит о наказании, но также содержит и намек на
искупление благодаря тешуве. Тешува является действенным средством даже в случае
трех самых тяжелых прегрешений, совершать которые запрещено и под страхом
смерти. Таких как убийство, идолопоклонство и разврат. Буквы, составляющие слово
«дака» — это далет, каф и алеф.
Далет - первая в слове «дамим», намекает на искупление кровопролития. Каф
намекает на «капара» - искупление идолопоклонства. И алеф - начинает слово «иша»
(женщина) говорит о намеке на искупление прегрешений, связанных с развратом.
Дорогу тешувы
для сынов Израиля проложил Реувен. Поэтому слова царя Давида, в первую очередь
обращены к нему и к его потомкам.
В результате
продажи Йосефа, каждый из братьев нажил две серебряные монетки, по стоимости
равные половине серебряного шекеля. И заповедь жертвовать половину шекеля на
приобретение животных для приношений в Храме искупает прегрешения, связанные с
созданием золотого тельца и продажей Йосефа. Реувен был первым из братьев,
раскаявшимся в продаже Йосефа. Поэтому, заповедь жертвовать половину шекеля,
заповедь, эту продажу искупающую, связывают с Реувеном.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
2. Пожертвование без задних мыслей
При подсчете
сынов Израиля, чтобы не начался мор, каждый проходящий подсчет жертвовал
половину серебряного шекеля. И мы читаем: "Вот что они дадут: каждый проходящий
подсчет - по половине шекеля... приношение Всевышнему" (Шемот, гл.
30, ст. 13).
Это
приношение половины серебряного шекеля названо трумой и упоминается трижды в
небольшом фрагменте, причем в сочетании с Именем Всевышнего.
В главе Трума говорится о сборе пожертвований на Мишкан (переносной Храм). Эти
пожертвования также называются «трума» (как это видно из названия главы). Только
с той трумой Имя Всевышнего почему-то не упоминается. Давайте постараемся
выяснить почему.
Итак, далеко
не самая ценная по номиналу монета, весом около девяти граммов серебра,
удостоилась троекратного упоминания, и Всевышний, каждый раз, как бы ставит свою
личную печать рядом с ней. Трума же состоящая из большого количества золота,
серебра, меди, искусно выделанных шкур, шерсти, дорогих пород дерева - ни разу
не сопровождена Именем Творца. Почему?
Действительно, пожертвования на Мишкан были добровольными, каждый приносил то,
что хотел. Люди жертвовали по велению сердца - казалось, что может быть лучше и
достойней?!
Дело в том,
что тогда у людей стали появляться не совсем чистые мысли, взыграла гордость,
проснулась зависть. Один смотрел на то, что принес другой и старался превзойти
его.
«Он дал
столько, а я пожертвую больше!». «Мое приношение будет самым дорогим!». «Зато,
мое - самым редким!». «Пусть все удивятся, когда увидят, что я принес!».
Подобные мысли и намерения просто вытеснили Имя Всевышнего, рядом с ними уже не
оставалось места ни на что другое, кроме них самих.
О приношении
в полшекеля сказано, что «богач не прибавит, а бедняк - не уменьшит» (там же,
ст. 15). Все жертвовали одинаково, ни у кого не было возможности выделиться, а
значит и не было задних мыслей. Никто не делал расчетов, не тешил свою гордость,
не будоражил зависть. Сыны Израиля не соревновались один с другим, они
жертвовали во имя Небес. И Имя это появилось рядом с их пожертвованием:
«приношение Всевышнему».
Этот урок
весьма актуален и для нас. Давая цедаку, пожертвование на благотворительные
цели, совершая доброе дело, выполняя заповедь, помогая кому-нибудь нужно это
делать без задних мыслей, без расчетов выгоды, но только во имя Небес.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Доброе дело - только во имя Небес
В нашей главе
говорится о пожертвовании, которое должны были сделать все сыны Израиля,
проходящие подсчет: "Вот что они дадут: каждый проходящий подсчет - по половине
шекеля... приношение Всевышнему" (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Это
пожертвование трижды названо «трумой Всевышнему». Все жертвовали в равной мере:
«богач не мог добавить, а бедняк - сэкономить» (там же, ст. 15).
И миллионер, и горький нищий должны были пожертвовать одинаковую сумму. Поэтому
не было соревнования между людьми, и один не завидовал другому. Таким образом,
все собранные монеты, сдавались исключительно во имя Небес. И Всевышний
засвидетельствовал это своей личной печатью, своим Именем.
Этот посыл
очень важно усвоить нам. Доброе дело или заповедь нужно делать во имя Небес.
Другие побудительные мотивы могут ослабить эффект.
Для иллюстрации приведем следующую историю.
Примерно 150
лет назад в Багдаде жил один праведный еврей, по имени Шимон, отец большой
многодетной семьи, сильно стесненный в средствах. В добавок к беспросветной
бедности, у него тяжело заболела жена. Со временем ее состояние только
ухудшалось, и было ясно, что без квалифицированной помощи она долго не протянет.
Бедняк пригласил лучшего врача, и тот осмотрев больную, выдал свое заключение:
только новое, очень дорогое снадобье может поставить ее на ноги, иначе она
вскоре умрет. Лекарство стоило десять динаров - сумма для нашего героя
совершенно неподъемная. Полный решимости спасти свою супругу, он продал все из
их скудного имущества, а также достал все сбережения, отложенные на черный день.
И все-равно денег не хватило, ему удалось собрать, лишь девять с половиной
динаров. В порыве отчаяния он бросился к лекарю и стал умолять его отпустить
лекарство со скидкой. Но тот ответил, что не возьмет с него плату за лечение, но
продать дешевле лекарство не в его силах. Бедняк вышел на улицу весь в слезах и
шел неведомо куда. Вдруг он столкнулся лицом к лицу со своим старинным
приятелем, таким же нищим, как и он сам. Он рассказал ему все, как на духу. Тот
молча опустил руку в карман, там лежала и согревала сердце, каким-то чудом
припасенная на праздники монетка в пол динара. Он рассчитывал на нее прикупить
что-то из еды и одежды, чтобы в праздник порадовать жену и детей. Он подержал
монету на ладони и решительно протянул ее Шимону: «тебе она нужней». Окрыленный
Шимон, пулей помчался к врачу, приобрел лекарство и отнес его жене. Та,
благодаря нему, действительно встала на ноги.
В том же
городе жил известный богач, его звали Нафтали. К нему обратились уважаемые люди
общины с просьбой помочь устроить свадьбу бедному сироте. Нафтали откликнулся на
просьбу. Он не только оплатил все издержки свадебной церемонии, но и за свои
средства построил молодым новый просторный дом. В общей сложности, он потратил
совершенно фантастическую сумму в тысячу динаров. Эта новость быстро облетела
город, о ней сообщили газеты. Богач купался в лучах всеобщего восхищения,
признания и славы. Однажды Нафтали, идя по улице встретил странного старца с
какой-то книгой в руках. Он заинтересовался и стал его расспрашивать. Оказалось,
что это никто иной, как сам пророк Элиягу. А книга содержала список людей,
которым за их благие дела и поступки уготовано место в будущем мире.
«Можно я хотя
бы одним глазком взгляну на этот список», - взмолился Нафтали.
Пророк молча
позволил полистать книгу. Богач был уверен, что увидит свое имя на первой
позиции. Но с удивлением обнаружил там какого-то неизвестного ему бедняка,
пожертвовавшего жалкую сумму в половину динара. Далее следовали другие люди,
каждый из которых пожертвовал либо меньше него, либо столько же. Себя же он
отыскал почти в самом конце списка.
«И это
называется справедливостью?!», - напустился Нафтали на Элиягу.
А тот
объяснил, что человек возглавляющий список, один из беднейших в городе. Для него
полдинара — это целое состояние. А пожертвованная тобой тысяча, никак не
отразилась на состоянии твоего богатства. Кроме того, о твоем поступке гудел
весь город. А его жертва осталась незамеченной никем, кроме такого же бедняка и
его жены. Его дар сопровождался искренним порывом помочь во имя Небес. Ты же
жаждал славы и известности. Их ты и получил. Так что твоя награда уже выплачена
сполна, и ты должен быть благодарен, что вообще фигурируешь в этом списке.
на основе комментария Бен Иш Хай
Автор текста Мордехай Вейц ![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда
будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки
Тиса
1. Связь между Реувеном и половиной шекеля
Всевышний
велит провести подсчет сынов Израиля. И мы читаем: "Когда будешь проводить
всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, и принесет каждый перед
этим искупительный дар за свою душу, и не будут поражены они мором при подсчете"
(Шемот, гл. 30, ст. 12).
Но если
переводить эту фразу буквально, то может получиться: «Когда вознесешь главу
сынов Израиля».
Первым, а
значит и главой всех считается колено Реувена, поскольку Реувен был первенцем. И
значит, именно это колено окажется ближе других к Шехине
(присутствию, проявлению Всевышнего в этом мире).
Реувен
вступился за Йосефа, когда братья хотели его убить, он и не участвовал в его
продаже. В это время он занимался самоанализом, и когда понял, что Йосеф ни в
чем не виноват, отправился его вызволять. Но того уже продали. Узнав об этом
Реувен, сильно опечалился и раскаялся в том, что не действовал более расторопно.
Тогда он составил благословение, которое потом было включено в молитву «Шмонеэсре».
В этом благословении есть такие слова: «Верни нас искренне раскаявшихся...
Благословен Ты Всевышний, желающий нашего возвращения». Творец высоко оценил
моральные качества Реувена. Он пообещал, что его потомок сыграет немалую роль в
тешуве (раскаянии и возвращении) сынов Израиля. И действительно, пророк Ошея из
колена Реувена сказал: "Вернись Израиль ко Всевышнему Твоему" (гл. 14, ст. 2).
Всевышний,
взыскивая со злодея за совершенные прегрешения, в зависимости от их тяжести,
может довести его до изнеможения (см. Теилим, гл. 90, ст. 3).
Вместе с тем,
слово «дака» (изнеможение) говорит о наказании, но также содержит и намек на
искупление благодаря тешуве. Тешува является действенным средством даже в случае
трех самых тяжелых прегрешений, совершать которые запрещено и под страхом
смерти. Таких как убийство, идолопоклонство и разврат. Буквы, составляющие слово
«дака» — это далет, каф и алеф.
Далет - первая в слове «дамим», намекает на искупление кровопролития. Каф
намекает на «капара» - искупление идолопоклонства. И алеф - начинает слово «иша»
(женщина) говорит о намеке на искупление прегрешений, связанных с развратом.
Дорогу тешувы
для сынов Израиля проложил Реувен. Поэтому слова царя Давида, в первую очередь
обращены к нему и к его потомкам.
В результате
продажи Йосефа, каждый из братьев нажил две серебряные монетки, по стоимости
равные половине серебряного шекеля. И заповедь жертвовать половину шекеля на
приобретение животных для приношений в Храме искупает прегрешения, связанные с
созданием золотого тельца и продажей Йосефа. Реувен был первым из братьев,
раскаявшимся в продаже Йосефа. Поэтому, заповедь жертвовать половину шекеля,
заповедь, эту продажу искупающую, связывают с Реувеном.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
2. Пожертвование без задних мыслей
При подсчете
сынов Израиля, чтобы не начался мор, каждый проходящий подсчет жертвовал
половину серебряного шекеля. И мы читаем: "Вот что они дадут: каждый проходящий
подсчет - по половине шекеля... приношение Всевышнему" (Шемот, гл.
30, ст. 13).
Это
приношение половины серебряного шекеля названо трумой и упоминается трижды в
небольшом фрагменте, причем в сочетании с Именем Всевышнего.
В главе Трума говорится о сборе пожертвований на Мишкан (переносной Храм). Эти
пожертвования также называются «трума» (как это видно из названия главы). Только
с той трумой Имя Всевышнего почему-то не упоминается. Давайте постараемся
выяснить почему.
Итак, далеко
не самая ценная по номиналу монета, весом около девяти граммов серебра,
удостоилась троекратного упоминания, и Всевышний, каждый раз, как бы ставит свою
личную печать рядом с ней. Трума же состоящая из большого количества золота,
серебра, меди, искусно выделанных шкур, шерсти, дорогих пород дерева - ни разу
не сопровождена Именем Творца. Почему?
Действительно, пожертвования на Мишкан были добровольными, каждый приносил то,
что хотел. Люди жертвовали по велению сердца - казалось, что может быть лучше и
достойней?!
Дело в том,
что тогда у людей стали появляться не совсем чистые мысли, взыграла гордость,
проснулась зависть. Один смотрел на то, что принес другой и старался превзойти
его.
«Он дал
столько, а я пожертвую больше!». «Мое приношение будет самым дорогим!». «Зато,
мое - самым редким!». «Пусть все удивятся, когда увидят, что я принес!».
Подобные мысли и намерения просто вытеснили Имя Всевышнего, рядом с ними уже не
оставалось места ни на что другое, кроме них самих.
О приношении
в полшекеля сказано, что «богач не прибавит, а бедняк - не уменьшит» (там же,
ст. 15). Все жертвовали одинаково, ни у кого не было возможности выделиться, а
значит и не было задних мыслей. Никто не делал расчетов, не тешил свою гордость,
не будоражил зависть. Сыны Израиля не соревновались один с другим, они
жертвовали во имя Небес. И Имя это появилось рядом с их пожертвованием:
«приношение Всевышнему».
Этот урок
весьма актуален и для нас. Давая цедаку, пожертвование на благотворительные
цели, совершая доброе дело, выполняя заповедь, помогая кому-нибудь нужно это
делать без задних мыслей, без расчетов выгоды, но только во имя Небес.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Доброе дело - только во имя Небес
В нашей главе
говорится о пожертвовании, которое должны были сделать все сыны Израиля,
проходящие подсчет: "Вот что они дадут: каждый проходящий подсчет - по половине
шекеля... приношение Всевышнему" (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Это
пожертвование трижды названо «трумой Всевышнему». Все жертвовали в равной мере:
«богач не мог добавить, а бедняк - сэкономить» (там же, ст. 15).
И миллионер, и горький нищий должны были пожертвовать одинаковую сумму. Поэтому
не было соревнования между людьми, и один не завидовал другому. Таким образом,
все собранные монеты, сдавались исключительно во имя Небес. И Всевышний
засвидетельствовал это своей личной печатью, своим Именем.
Этот посыл
очень важно усвоить нам. Доброе дело или заповедь нужно делать во имя Небес.
Другие побудительные мотивы могут ослабить эффект.
Для иллюстрации приведем следующую историю.
Примерно 150
лет назад в Багдаде жил один праведный еврей, по имени Шимон, отец большой
многодетной семьи, сильно стесненный в средствах. В добавок к беспросветной
бедности, у него тяжело заболела жена. Со временем ее состояние только
ухудшалось, и было ясно, что без квалифицированной помощи она долго не протянет.
Бедняк пригласил лучшего врача, и тот осмотрев больную, выдал свое заключение:
только новое, очень дорогое снадобье может поставить ее на ноги, иначе она
вскоре умрет. Лекарство стоило десять динаров - сумма для нашего героя
совершенно неподъемная. Полный решимости спасти свою супругу, он продал все из
их скудного имущества, а также достал все сбережения, отложенные на черный день.
И все-равно денег не хватило, ему удалось собрать, лишь девять с половиной
динаров. В порыве отчаяния он бросился к лекарю и стал умолять его отпустить
лекарство со скидкой. Но тот ответил, что не возьмет с него плату за лечение, но
продать дешевле лекарство не в его силах. Бедняк вышел на улицу весь в слезах и
шел неведомо куда. Вдруг он столкнулся лицом к лицу со своим старинным
приятелем, таким же нищим, как и он сам. Он рассказал ему все, как на духу. Тот
молча опустил руку в карман, там лежала и согревала сердце, каким-то чудом
припасенная на праздники монетка в пол динара. Он рассчитывал на нее прикупить
что-то из еды и одежды, чтобы в праздник порадовать жену и детей. Он подержал
монету на ладони и решительно протянул ее Шимону: «тебе она нужней». Окрыленный
Шимон, пулей помчался к врачу, приобрел лекарство и отнес его жене. Та,
благодаря нему, действительно встала на ноги.
В том же
городе жил известный богач, его звали Нафтали. К нему обратились уважаемые люди
общины с просьбой помочь устроить свадьбу бедному сироте. Нафтали откликнулся на
просьбу. Он не только оплатил все издержки свадебной церемонии, но и за свои
средства построил молодым новый просторный дом. В общей сложности, он потратил
совершенно фантастическую сумму в тысячу динаров. Эта новость быстро облетела
город, о ней сообщили газеты. Богач купался в лучах всеобщего восхищения,
признания и славы. Однажды Нафтали, идя по улице встретил странного старца с
какой-то книгой в руках. Он заинтересовался и стал его расспрашивать. Оказалось,
что это никто иной, как сам пророк Элиягу. А книга содержала список людей,
которым за их благие дела и поступки уготовано место в будущем мире.
«Можно я хотя
бы одним глазком взгляну на этот список», - взмолился Нафтали.
Пророк молча
позволил полистать книгу. Богач был уверен, что увидит свое имя на первой
позиции. Но с удивлением обнаружил там какого-то неизвестного ему бедняка,
пожертвовавшего жалкую сумму в половину динара. Далее следовали другие люди,
каждый из которых пожертвовал либо меньше него, либо столько же. Себя же он
отыскал почти в самом конце списка.
«И это
называется справедливостью?!», - напустился Нафтали на Элиягу.
А тот
объяснил, что человек возглавляющий список, один из беднейших в городе. Для него
полдинара — это целое состояние. А пожертвованная тобой тысяча, никак не
отразилась на состоянии твоего богатства. Кроме того, о твоем поступке гудел
весь город. А его жертва осталась незамеченной никем, кроме такого же бедняка и
его жены. Его дар сопровождался искренним порывом помочь во имя Небес. Ты же
жаждал славы и известности. Их ты и получил. Так что твоя награда уже выплачена
сполна, и ты должен быть благодарен, что вообще фигурируешь в этом списке.
на основе комментария Бен Иш Хай
4. Самое выгодное — это цедака
В Творец
хочет, чтобы мы давали другим, чтобы делились, чтобы жертвовали, чтобы дарили.
Об этом в Торе сказано много раз. В том числе, и в нашей главе говорится: "Вот
что они дадут: каждый проходящий подсчет - по половине шекеля... приношение
Всевышнему" (Шемот, гл. 30, ст. 13).
И очень
важно, помогая другим, совершая добрый поступок - делать это во имя Небес, а не
из каких-либо корыстных побуждений. Чтобы к возвышенным намерениям не
примешались сторонние расчеты, задние мысли, жажда славы и почестей, желание
возвыситься.
Однажды раби
Меиру из Перемышлян задали вопрос: «как удостоится будущего мира?».
И тогда он
рассказал, что как раз этой ночью увидел удивительный сон. Во сне ему удалось
подняться в духовные миры, и он оказался рядом с малахом (малах - ангел в
условном переводе) охранявшим вход в Ган Эден (райский сад). В эту ночь в их
городе умер известный раввин, и его душа вознеслась на небо и предстала перед
тем же малахом. Тогда между малахом и раввином произошел следующий разговор.
- Назови свое
имя.
- Раввин
такой-то
- И чего ты
желаешь?
- Войти и
занять свое место.
- А, что ты
ради этого делал?
- Я изучал
Тору днем и ночью, служил Всевышнему верой и правдой, выполнял заповеди.
- Подожди
пока. Я должен проверить делал ли ты все это во имя Небес и не вкрались ли в
твое служение посторонние мысли и не совсем чистые намерения.
В это время умер еще один еврей, и его душа тоже оказалась у входа в Ган Эден.
Это был простой, малообразованный человек, хозяин постоялого двора.
- Назови свое
имя
Тот назвал.
- Чего
желаешь?
- Войти.
- А ты
достоин войти? Что хорошего ты совершил?
- Я всю жизнь
тяжело трудился, чтобы прокормить семью и больше ничего не успел.
- Постарайся
вспомнить.
- Ну разве,
что в зимнюю стужу и промозглой осенью я давал пристанище беднякам, оказавшимся
без денег и без крыши над головой.
- Входи.
- Так, ну, а
что со мной? Если ты впустил этого простолюдина, то меня тем более должен
впустить.
- Ты
действительно много знаешь. Только порой твои успехи в учебе были продиктованы
желанием карьерного роста, чтобы занять теплое местечко, чтобы завоевать почет и
уважение, а вовсе не во имя Небес. Поэтому, постой пока здесь.
«На мой
взгляд», - подытожил раби Меир, - «следует сделать упор на цедаку (пожертвования
на благотворительные цели). Ведь, даже, если не удастся ее полностью посвятить
Всевышнему и закрадутся посторонние мысли, а ворота Ган Эдена не откроются -
накормленный бедняк от этого не станет менее сытым».
Рашбам,
рабейну Шмуэль бен Меир, внук Раши, перед смертью открыл своему самому близкому
ученику важное правило, дающее ключ к успеху, ключ, которым можно отпереть
ворота Ган Эдена.
Вот оно.
Изучая Тору, выполняя заповедь, делая доброе дело, давая цедаку, нужно добавлять
хотя бы чуть-чуть во имя Небес и ради блага народа Израиля.
Сидел час над
Талмудом, погоди, не спеши закрывать его, поучись еще две минутки с мыслью о
Творце и о своем народе. Жертвуешь сто шекелей на благое дело, добавь еще две
монеты ради процветания Израиля. И Всевышний будет с тобой всегда, и твои
поступки будут Ему желанны....
на основе комментария «Меам Лоэз»
5. Почему именно половина шекеля
Написано:
"Вот что они дадут: каждый проходящий подсчет - по половине шекеля, шекеля
священного" (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Возникает вопрос: почему нужно было жертвовать именно половину шекеля?
В Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) говорится, что человек должен видеть себя в
частности и весь мир в целом в подвешенном состоянии между оправданием и
осуждением, между заслугой и виной, между наградой и наказанием. Выполнил одну
заповедь, совершил один добрый поступок - поспособствовал оправданию и награде
для себя и для всего мира. Нарушил - дал перевес чаше обвинения и наказания.
Отсюда мы видим, насколько велик потенциал наших поступков. Допустим, кто-то
провел весь день с книгой в руках постигая Тору и не забывая о заповедях. Но
вот, под вечер он вышел на улицу и там посмотрел куда не следовало или услышал
что-то из разряда лашон hа-ра. А мир находился в состоянии хрупкого равновесия.
Но теперь зло перевесит, и этот человек войдет в глубокое пике, увлекая за собой
весь мир. Но это также работает и в обратную сторону. Благодаря одному доброму
делу человек может воспарить, а вместе с ним и весь мир устремится к процветанию
и благоденствию.
Всевышний обязал сынов Израиля жертвовать половину серебряного шекеля, чтобы
каждый из них помнил, что он только половинка, и от него зависит в какую сторону
качнутся весы, и куда устремится мир.
Раби Элимелех из Лиженска как-то объяснил своему сыну. Ты видишь всех этих
людей, пришедших ко мне? Каждый из них принес искупительный дар за душу свою.
Они рассказывают мне о своих проблемах и просят помолиться за них и помочь.
Одному необходимо поправить здоровье, другой страдает от бездетности, третьему
не хватает средств к существованию. Все они смотрят на меня с надеждой. Но вовсе
не потому, что я праведник. Совсем наоборот. Я тот, кто склонил весы в сторону
обвинения. И значит, все эти беды и напасти обрушились на людей из-за меня. И я,
слыша о том сколько зла пришло в мир из-за меня, раскаиваюсь в содеянном и делаю
полную тешуву. Моя тешува меняет соотношение сил. И чаша оправдания и добра
перевешивает, направляя весь мир к благоденствию и процветанию. Так это
работает.
на основе комментария Хида
![](/sitep/donate/help_now2.gif)
![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|