Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга
Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда
будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение
главы Ки Тиса
1. Мордехай и Аман в двух главах Торы
Наш праздник
Пурим (о нем — см. на сайте посвященные ему материалы — в разделе
«Праздники») обычно выпадает на один из дней перед субботой, когда читают
недельную главу Ки Тиса. А в високосном году (текущий год как раз
високосный) Пурим отмечают на неделе главы Цав.
Очевидно, что
есть некая сущностная связь между Пуримом и этими главами. Наша задача — понять,
в чем она состоит.
В начале
недельной главы Ки Тиса, Всевышний велит Моше произвести подсчет
взрослых мужчин. Причем, подсчитывать нужно было не напрямую, не поголовно.
Каждый еврей, которому на момент подсчета исполнилось 20 лет, должен был дать в
виде пожертвования серебряную монету стоимостью в пол шекеля. Все эти деньги
затем использовали на нужды Мишкана (Переносного Храма).
В Торе об
этом написано: «Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для
определения их числа... пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою...
половину шекеля» (Шемот, гл. 30, ст. 12-13).
В другом
тысячелетии злодей Аман был готов пожертвовать в государственную казну из личных
средств десять тысяч серебряных монет. Чтобы покрыть издержки тотального
уничтожения еврейского народа.
Тогда его
серебро — не возымело действия. Оно было нейтрализовано этими половинами
шекелей, собранных сынами Израиля для Мишкана.
Всевышнему, в
равной степени, открыто и прошлое, и будущее. Дав указание о подсчете сынов
Израиля и о сопутствующем ему сборе половин шекелей, Он тем самым упредил
смертельную опасность, которая в будущем будет исходить от Амана. То есть —
создал защиту еще до того, как возникла угроза.
В Талмуде
(трактат Хуллин, лист 139) говорится, что в главе Ки Тиса
присутствует намек на героя пуримских событий — Мордехая.
В нашей
недельной главе упомянут мор дрор (мирра). Это один из видов благовоний.
В переводе на арамейский язык его название звучит как «мейра дахья». Из
букв этих слов можно составить имя Мордехай.
И еще в нашей
недельной главе говорится и о смеси для воскурения, в состав которой входило 11
ингредиентов. Десять из них были благовониями. А один, хельбена (гальбан)
обладал резким, отталкивающим запахом. Обычно подобные запахи принято называть —
«вонью». Интересно, что гематрии (числовые значения) слова «хельбена»
и имени Аман — совпадают. Подобно тому, как дурной запах хельбены
нейтрализуется и не ощущается в общей смеси благовоний — так же и злодейство
Амана лишается силы, если направлено против сынов Израиля.
В високосный
год Пурим отмечают на неделе, в которую читают недельную главу Цав.
Слово «цав»
можно перевести как — «приказ».
Сказано в
книге Зогар: где «цав» — там и идолопоклонство. Слепое,
бездумное подчинение приказам ведет к идолопоклонству.
Очевидно, что
не случайно гематрия имени Аман с добавочной единицей — соответствует
гематрии слова «цав». Где цав — там идолопоклонство. Аман
требовал, чтобы перед ним преклонялись, как перед идолом.
Кроме того, в
недельной главе Цав встречается фраза, в которой соседствуют
Мордехай и Аман. Не они сами, конечно, но — намеки на них.
Написано:
«Тот из сыновей Аарона, кто кропит мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник») кровью приношения шломим (мирного), ему будет правая голень
долей» (Ваикра, гл. 7, ст. 33).
Слово «доля»
(на иврите — мана) заключает в себе имя Амана. Ведь слова «ману» и
«Амана» состоят из тех же букв, только порядок — разный.
Именно правая
голень станет долей сына Аарона. Слово «правый» (на иврите — ямин) дает
намек на Мордехая, который был из колена Биньямина. Поэтому он и назван в Торе —
«иш емини», то есть — потомок Биньямина (Мегилат Эстер —
Книга Эстер, гл. 2, ст. 5).
Слово «ямин»
предшествует слову «мана». Так Мордехай — всегда превосходит Амана и
всегда побеждает его.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Бочка на ухе
В указании
сосчитать взрослых мужчин в народе Израиля Всевышний предупреждает, что подсчет
не должен быть поголовным. Ведь людей считать нельзя.
Но как же
тогда произвести подсчет?
Написано в
Торе: «Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля,
и не будут поражены мором» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Людей считать
нельзя, но монеты — можно.
Над подсчетом
(т.е. над сосчитанным) властвует дурной глаз, — пишет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — И если
считать людей — среди них может начаться мор.
В Талмуде
(трактат Таанит, лист 8) сказано, что бераха
(благословение) нисходит лишь на то, что сокрыто от людских глаз.
Впрочем, один
невероятный случай, тоже описанный в Талмуде (трактат Хуллин, лист
105), заставляет усомниться в правильности этого утверждения.
Рассказывается, что два грузчика взялись доставить бочку с вином по указанному
адресу. Они несли ее довольно быстро.
День выдался
знойный. Пот заливал глаза, и грузчики решили немного передохнуть. Они поставили
бочку под водосточной трубой, а сами сели в тени и развернули свою нехитрую
снедь.
Вдруг
выяснилось, что целостность бочки нарушена, и все вино из нее вылилось.
Дело в том,
что в этом месте находился «бес». Он дремал под водосточной трубой, пока наши
грузчики не поставили бочку с вином ему прямо на ухо. Возмущенный демон
продырявил бочку, так что все вино из нее вытекло.
Оба
незадачливых грузчика предстали перед Мар бар рав Аши. Тот сразу понял, что дело
нечисто. Он достал шофар и вызвал демона.
— Почему
безобразничаем, имущество чужое портим? — строго спросил рав.
— А чего они
ухо мне бочкой придавили? Разве уши для того созданы, чтобы на них бочки
ставили?! — вопросом на вопрос ответил демон.
— Ты не
должен был устраиваться на отдых в месте, где находятся люди. Поэтому возмещение
ущерба за вытекшее вино лежит на тебе…
Демон
попросил установить ему крайний срок расчета. С этим и отбыл.
В назначенный
день бес
не появился. Он прибыл намного позже и сказал в свое оправдание, что никак не
мог найти, чем расплатиться. Ведь ему запрещено касаться того, что измерено,
подсчитано, связано и опечатано.
Отсюда
следует, что демонам (под демонами следует понимать деструктивные, разрушающие
силы, способные облачаться и в материальные формы) — дано право брать из того,
что скрыто от глаз.
Но как же
так! Ведь на том, что сокрыто от глаз, есть бераха. Значит, деструктивные
силы не должны к этому приближаться?
Демонам
запрещено воровать, — отвечают на этот вопрос Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.). — Поэтому они не притрагиваются к тому, что измерено,
подсчитано, скреплено и опечатано. То же, что сокрыто от глаз и, соответственно,
не подсчитано — на нем действительно покоится бераха. Что позволяет ему
расти и увеличиваться. Этот возникший сверхъестественным образом прирост —
никому не принадлежит. Следовательно, демоны могут на него покуситься.
Теперь
вернемся к сынам Израиля
Если их
сосчитать — на них не будет благословения. А если — не считать, то будет
бераха, но и деструктивные силы окажутся тут как тут.
Что же
делать?
Выход
подсказывает Всевышний.
«Пусть каждый
принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля и не будут поражены
мором».
Если считать
не людей, а пожертвованные ими монеты по пол шекеля — получится, что, поскольку
народ непосредственно не пересчитывали, то на нем будет благословение.
С другой
стороны, раз численность его известна, значит, деструктивным силам вход
воспрещен.
на основе комментария Хатам Софера
(раби
Моше Софер;
Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го
вв.)
3.
Мера суда не возвращается с пустыми руками
Написано в
нашей недельной главе: «Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою» (Шемот,
гл. 30, ст. 12).
В книге
Зогар приведено важное правило: мера суда не может быть задействована
впустую.
Например,
принято решение о каком-то человеке, что он умрет. И для реализации этого
решения — задействована мера суда.
Однако люди
не сидели, сложа руки. Они молились и просили за своего родственника, друга,
знакомого. И — победили: смертный приговор этому человеку был отменен.
Но мера суда
не может сработать вхолостую. Ей требуется компенсация. И вместо отмоленного
человека — умрет кто-то другой.
Конечно же,
речь идет не об убийстве невинного. Тому, кто умер «вместо» ранее приговоренного
— тоже полагается смерть. Но на момент вынесения приговора первому, он еще еще
не был приговорен.
В Талмуде
(трактат Берахот, лист 34) рассказывается о раби Ханине бен Доса (великий
ученый Торы, 1-й век).
Когда раби
Ханина бен Доса молился о больных, он приговаривал:
— Этот
выздоровеет и окрепнет, а тот умрет.
Если один
выздоровеет, то другой должен будет умереть. Умереть — вместо него. Ведь мера
суда обязана сработать. Не на одном, так на другом.
Если мы
внимательно посмотрим, то увидим, что так было всегда, — говорится в книге
Зогар.
Вспомним, что
в конце недельной главы Ваешев рассказывается о казни главного
пекаря фараона. Он был казнен, вместо Йосефа, казнен — чтобы Йосеф остался жить.
Египтяне, над
которыми сомкнулись воды моря, стали заменой сынам Израиля. А гнусный Аман был
повешен взамен праведного Мордехая.
Теперь
вспомним о Рош
hа-Шана
и Йом Кипуре. Это никогда не повредит.
В молитве
Мусаф, которую читают в эти дни, есть такие слова (обычно и кантор — ведущий
молитву, и община особо выделяют их голосом): «А тешува (раскаяние и
возвращение на пути Всевышнего), молитва, пожертвования на благотворительность и
добрые дела — отводят суровый приговор!».
Обратите
внимание: не отменяют, не облегчают, а именно — отводят (на иврите —
маавирин). Или — переводят. Отводят от одних и переводят на других.
На кого?
В Мидраше
Мехильта (к главе Мишпатим) Учителя делают вывод, что
для сынов Израиля, для народа избранного, возможен выкуп, а для остальных
народов — нет.
Это
заключение базируется на словах Всевышнего, переданных пророком (книга пророка
Йешаяhу,
гл. 43, ст. 3) — «Выкупом за тебя Я отдал Египет, Куш и Севу — взамен тебя».
Если евреям
Небеса выносят суровый приговор, но они делают тешуву — приговор этот
Свыше переносит на Египет, на Африку. Словом — на заслуживший это народ или
страну. Ведь после того, как приговор вынесен на Небесах, он должен быть
исполнен. А вот, кто станет жертвой приговора — евреи или кто-то другой —
зависит только от самих евреев, от их тешувы.
на основе комментариев рава Шабтая Лифшица
(автор книги «Тиферет Яаков»; Закарпатье, 1845-1929 гг.)
и
рава Хаима Каневского
(Израиль, Бней Брак, наше время)
4.
Идеальных не бывает
Наша
недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем:
«Когда будешь вести счет сынам Израиля по их счислениям…» (Шемот,
гл. 30, ст. 12).
Выражение «по
их счислениям» звучит, конечно же, коряво. Но в русском языке крайне трудно
подобрать использованному в оригинале слову лифкудейhем
точный эквивалент.
Один из
смыслов, содержащийся в нем — «недостаток», «ущерб», «потеря».
После
сражения с мидьянитянами офицеры сказали Моше, что они — «исчислили количество
воинов, состоящих под их началом, и не убыло (в оригинале — нифкад) ни
одного из них» (Бамидбар, гл. 31, ст. 49).
Первые слова
фразы из нашей недельной главы можно перевести и как — «когда поднимешь голову».
Таким образом, в Торе преподнесен нам важный урок. Если человек считает, что он
полон достоинств, если слишком поднимает голову и задирает нос, это означает
только одно — в нем нет ничего, кроме одного большого недостатка. Этот
недостаток — потеря скромности.
Лишь тот
действительно находится на подъеме, кто уверен, что ничего собой — не
представляет.
Исходя из
этого, в нашей фразе можно открыть дополнительный смысл.
Всевышний
говорит Моше: «Поднимай, возвеличивай тех, кто знает свои недостатки».
В недельной
главе Хукат говорится о красной корове. Там сказано, что в ней не
должно быть никакого изъяна. Еще одно условие — нельзя, чтобы на нее возлагали
ярмо (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Эти
требования относятся не только к красной корове. Они содержат важный моральный
посыл, касающийся каждого из нас.
Если человек
считает, что в нем нет никакого изъяна, считает себя непорочным и непогрешимым,
он, скорее всего, просто сбросил с себя ярмо. Ярмо Торы. Ярмо богобоязненности.
Тут очень
кстати придется хасидская история.
Хасид пришел
к своему ребе. Пока он ждал в прихожей, его внезапно пронзила мысль, что сейчас
он войдет внутрь и предстанет перед праведником. Но достоин ли он этого? Ведь
неприглядные поступки и прегрешения покрывают его, словно короста. Прежде чем
встать перед праведником, посмотреть ему в лицо, он должен искупить свои
проступки. Искупить — посредством телесного наказания.
В этот момент
его пригласили войти в комнату ребе. Ребе улыбнулся ему мудрой и бесконечно
доброй улыбкой. А затем без всякого вступления сказал:
— В Торе
установлен размер телесного наказания в 40 ударов. Но Учителя сократили его на
один удар. Теперь приговоренный к порке получает, самое большее — 39 ударов. Все
это с одной-единственной целью, чтобы осужденный не подумал, что он, пройдя
наказание — полностью искупил свое преступление. Чтобы не переставал думать о
нем. Пусть знает, что один удар он недополучил и, следовательно — остается в
долгу.
остался
стоять, Застигнутый врасплох хасид открывал и закрывал рот, не в силах
произнести ни слова. Он не знал, что ответить.
на основе комментариев рава Леви Ицхака из Бердичева
(Беларусь,
вторая половина 18-го века)
и
рава Менахема-Менделя из Коцка
(раби
Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен
своими острыми, мудрыми высказываниями;
Польша, первая половина 19-го в.)
5.
За деньги нет давки
В нашей
недельной главе говорится о первой в истории переписи населения. Написано:
«Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля, и не
будут поражены они мором» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Тут неизбежно
возникает серия вопросов.
Почему
подсчет людей должен вызвать мор? Каким образом мор связан с подсчетом? И
почему, чтобы предотвратить мор — необходимо было воспользоваться помощью
каких-то монет? Неужели Всевышний не мог справиться с этим своими средствами?
Раби Ицхак из
Воложина (один
из духовных наставников Воложинской йешивы,
Беларусь, 1780-1849 гг.)
ответил на все эти вопросы, оказавшись в чужом городе, лицом к лицу со
множеством незнакомых ему людей.
Эти люди,
узнав, что в город прибыл известный, выдающийся раввин, собрались у входа в дом,
в котором раби Ицхак остановился — чтобы поздороваться с ним, а если повезет — и
перекинуться с ним парой-тройкой слов.
Место, куда
пришли люди, было неспособно вместить большую толпу. А народ все прибывал и
прибывал.
Наконец,
давка стала просто невыносимой. Возникла опасность для жизни людей.
Тогда рав
Ицхак начал говорить. Он объяснил фразу из нашей главы. Фразу о подсчете народа.
— Когда сыны
Израиля услышали, что Всевышний желает знать их численность, — сказал он, — все
они наперегонки бросились выполнять эту заповедь. Люди выстроились в гигантскую
очередь. И поскольку в этой очереди каждый хотел быть первым, началась
неимоверная давка. Давка грозила принять очертания мора, привести к гибели
людей. Тогда-то и приказал Творец каждому проходящему подсчет сдавать по
половине шекеля.
Услышав, что
подсчет стоит денег, сыны Израиля перестали напирать и стремиться пролезть
вперед. Каждый подумал: для чего лезть из кожи вон, зачем толкаться, если можно
быть уверенным, что Моше точно не забудет получить с меня пол шекеля? Значит —
меня обязательно включат в пересчет.
— Не ради
праздного интереса я прибыл в ваш город, — продолжил раби Ицхак. — Мне предстоит
исполнить очень важную заповедь о выкупе и освобождении пленных. И я уверен, что
каждый, кто подходит ко мне поздороваться, стремится поучаствовать в выполнении
этой заповеди, внеся посильное пожертвование.
Толпа очень быстро поредела…
на основе комментария рава Ицхака из Воложина
(один
из наставников Воложинской йешивы,
Беларусь, 1780-1849 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе:
книга
Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так
называется?
По
начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда
будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение
главы Ки Тиса
1. Мордехай и Аман в двух главах Торы
Наш праздник
Пурим (о нем — см. на сайте посвященные ему материалы — в разделе
«Праздники») обычно выпадает на один из дней перед субботой, когда читают
недельную главу Ки Тиса. А в високосном году (текущий год как раз
високосный) Пурим отмечают на неделе главы Цав.
Очевидно, что
есть некая сущностная связь между Пуримом и этими главами. Наша задача — понять,
в чем она состоит.
В начале
недельной главы Ки Тиса, Всевышний велит Моше произвести подсчет
взрослых мужчин. Причем, подсчитывать нужно было не напрямую, не поголовно.
Каждый еврей, которому на момент подсчета исполнилось 20 лет, должен был дать в
виде пожертвования серебряную монету стоимостью в пол шекеля. Все эти деньги
затем использовали на нужды Мишкана (Переносного Храма).
В Торе об
этом написано: «Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для
определения их числа... пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою...
половину шекеля» (Шемот, гл. 30, ст. 12-13).
В другом
тысячелетии злодей Аман был готов пожертвовать в государственную казну из личных
средств десять тысяч серебряных монет. Чтобы покрыть издержки тотального
уничтожения еврейского народа.
Тогда его
серебро — не возымело действия. Оно было нейтрализовано этими половинами
шекелей, собранных сынами Израиля для Мишкана.
Всевышнему, в
равной степени, открыто и прошлое, и будущее. Дав указание о подсчете сынов
Израиля и о сопутствующем ему сборе половин шекелей, Он тем самым упредил
смертельную опасность, которая в будущем будет исходить от Амана. То есть —
создал защиту еще до того, как возникла угроза.
В Талмуде
(трактат Хуллин, лист 139) говорится, что в главе Ки Тиса
присутствует намек на героя пуримских событий — Мордехая.
В нашей
недельной главе упомянут мор дрор (мирра). Это один из видов благовоний.
В переводе на арамейский язык его название звучит как «мейра дахья». Из
букв этих слов можно составить имя Мордехай.
И еще в нашей
недельной главе говорится и о смеси для воскурения, в состав которой входило 11
ингредиентов. Десять из них были благовониями. А один, хельбена (гальбан)
обладал резким, отталкивающим запахом. Обычно подобные запахи принято называть —
«вонью». Интересно, что гематрии (числовые значения) слова «хельбена»
и имени Аман — совпадают. Подобно тому, как дурной запах хельбены
нейтрализуется и не ощущается в общей смеси благовоний — так же и злодейство
Амана лишается силы, если направлено против сынов Израиля.
В високосный
год Пурим отмечают на неделе, в которую читают недельную главу Цав.
Слово «цав»
можно перевести как — «приказ».
Сказано в
книге Зогар: где «цав» — там и идолопоклонство. Слепое,
бездумное подчинение приказам ведет к идолопоклонству.
Очевидно, что
не случайно гематрия имени Аман с добавочной единицей — соответствует
гематрии слова «цав». Где цав — там идолопоклонство. Аман
требовал, чтобы перед ним преклонялись, как перед идолом.
Кроме того, в
недельной главе Цав встречается фраза, в которой соседствуют
Мордехай и Аман. Не они сами, конечно, но — намеки на них.
Написано:
«Тот из сыновей Аарона, кто кропит мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник») кровью приношения шломим (мирного), ему будет правая голень
долей» (Ваикра, гл. 7, ст. 33).
Слово «доля»
(на иврите — мана) заключает в себе имя Амана. Ведь слова «ману» и
«Амана» состоят из тех же букв, только порядок — разный.
Именно правая
голень станет долей сына Аарона. Слово «правый» (на иврите — ямин) дает
намек на Мордехая, который был из колена Биньямина. Поэтому он и назван в Торе —
«иш емини», то есть — потомок Биньямина (Мегилат Эстер —
Книга Эстер, гл. 2, ст. 5).
Слово «ямин»
предшествует слову «мана». Так Мордехай — всегда превосходит Амана и
всегда побеждает его.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Бочка на ухе
В указании
сосчитать взрослых мужчин в народе Израиля Всевышний предупреждает, что подсчет
не должен быть поголовным. Ведь людей считать нельзя.
Но как же
тогда произвести подсчет?
Написано в
Торе: «Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля,
и не будут поражены мором» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Людей считать
нельзя, но монеты — можно.
Над подсчетом
(т.е. над сосчитанным) властвует дурной глаз, — пишет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — И если
считать людей — среди них может начаться мор.
В Талмуде
(трактат Таанит, лист 8) сказано, что бераха
(благословение) нисходит лишь на то, что сокрыто от людских глаз.
Впрочем, один
невероятный случай, тоже описанный в Талмуде (трактат Хуллин, лист
105), заставляет усомниться в правильности этого утверждения.
Рассказывается, что два грузчика взялись доставить бочку с вином по указанному
адресу. Они несли ее довольно быстро.
День выдался
знойный. Пот заливал глаза, и грузчики решили немного передохнуть. Они поставили
бочку под водосточной трубой, а сами сели в тени и развернули свою нехитрую
снедь.
Вдруг
выяснилось, что целостность бочки нарушена, и все вино из нее вылилось.
Дело в том,
что в этом месте находился «бес». Он дремал под водосточной трубой, пока наши
грузчики не поставили бочку с вином ему прямо на ухо. Возмущенный демон
продырявил бочку, так что все вино из нее вытекло.
Оба
незадачливых грузчика предстали перед Мар бар рав Аши. Тот сразу понял, что дело
нечисто. Он достал шофар и вызвал демона.
— Почему
безобразничаем, имущество чужое портим? — строго спросил рав.
— А чего они
ухо мне бочкой придавили? Разве уши для того созданы, чтобы на них бочки
ставили?! — вопросом на вопрос ответил демон.
— Ты не
должен был устраиваться на отдых в месте, где находятся люди. Поэтому возмещение
ущерба за вытекшее вино лежит на тебе…
Демон
попросил установить ему крайний срок расчета. С этим и отбыл.
В назначенный
день бес
не появился. Он прибыл намного позже и сказал в свое оправдание, что никак не
мог найти, чем расплатиться. Ведь ему запрещено касаться того, что измерено,
подсчитано, связано и опечатано.
Отсюда
следует, что демонам (под демонами следует понимать деструктивные, разрушающие
силы, способные облачаться и в материальные формы) — дано право брать из того,
что скрыто от глаз.
Но как же
так! Ведь на том, что сокрыто от глаз, есть бераха. Значит, деструктивные
силы не должны к этому приближаться?
Демонам
запрещено воровать, — отвечают на этот вопрос Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.). — Поэтому они не притрагиваются к тому, что измерено,
подсчитано, скреплено и опечатано. То же, что сокрыто от глаз и, соответственно,
не подсчитано — на нем действительно покоится бераха. Что позволяет ему
расти и увеличиваться. Этот возникший сверхъестественным образом прирост —
никому не принадлежит. Следовательно, демоны могут на него покуситься.
Теперь
вернемся к сынам Израиля
Если их
сосчитать — на них не будет благословения. А если — не считать, то будет
бераха, но и деструктивные силы окажутся тут как тут.
Что же
делать?
Выход
подсказывает Всевышний.
«Пусть каждый
принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля и не будут поражены
мором».
Если считать
не людей, а пожертвованные ими монеты по пол шекеля — получится, что, поскольку
народ непосредственно не пересчитывали, то на нем будет благословение.
С другой
стороны, раз численность его известна, значит, деструктивным силам вход
воспрещен.
на основе комментария Хатам Софера
(раби
Моше Софер;
Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го
вв.)
3.
Мера суда не возвращается с пустыми руками
Написано в
нашей недельной главе: «Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою» (Шемот,
гл. 30, ст. 12).
В книге
Зогар приведено важное правило: мера суда не может быть задействована
впустую.
Например,
принято решение о каком-то человеке, что он умрет. И для реализации этого
решения — задействована мера суда.
Однако люди
не сидели, сложа руки. Они молились и просили за своего родственника, друга,
знакомого. И — победили: смертный приговор этому человеку был отменен.
Но мера суда
не может сработать вхолостую. Ей требуется компенсация. И вместо отмоленного
человека — умрет кто-то другой.
Конечно же,
речь идет не об убийстве невинного. Тому, кто умер «вместо» ранее приговоренного
— тоже полагается смерть. Но на момент вынесения приговора первому, он еще еще
не был приговорен.
В Талмуде
(трактат Берахот, лист 34) рассказывается о раби Ханине бен Доса (великий
ученый Торы, 1-й век).
Когда раби
Ханина бен Доса молился о больных, он приговаривал:
— Этот
выздоровеет и окрепнет, а тот умрет.
Если один
выздоровеет, то другой должен будет умереть. Умереть — вместо него. Ведь мера
суда обязана сработать. Не на одном, так на другом.
Если мы
внимательно посмотрим, то увидим, что так было всегда, — говорится в книге
Зогар.
Вспомним, что
в конце недельной главы Ваешев рассказывается о казни главного
пекаря фараона. Он был казнен, вместо Йосефа, казнен — чтобы Йосеф остался жить.
Египтяне, над
которыми сомкнулись воды моря, стали заменой сынам Израиля. А гнусный Аман был
повешен взамен праведного Мордехая.
Теперь
вспомним о Рош
hа-Шана
и Йом Кипуре. Это никогда не повредит.
В молитве
Мусаф, которую читают в эти дни, есть такие слова (обычно и кантор — ведущий
молитву, и община особо выделяют их голосом): «А тешува (раскаяние и
возвращение на пути Всевышнего), молитва, пожертвования на благотворительность и
добрые дела — отводят суровый приговор!».
Обратите
внимание: не отменяют, не облегчают, а именно — отводят (на иврите —
маавирин). Или — переводят. Отводят от одних и переводят на других.
На кого?
В Мидраше
Мехильта (к главе Мишпатим) Учителя делают вывод, что
для сынов Израиля, для народа избранного, возможен выкуп, а для остальных
народов — нет.
Это
заключение базируется на словах Всевышнего, переданных пророком (книга пророка
Йешаяhу,
гл. 43, ст. 3) — «Выкупом за тебя Я отдал Египет, Куш и Севу — взамен тебя».
Если евреям
Небеса выносят суровый приговор, но они делают тешуву — приговор этот
Свыше переносит на Египет, на Африку. Словом — на заслуживший это народ или
страну. Ведь после того, как приговор вынесен на Небесах, он должен быть
исполнен. А вот, кто станет жертвой приговора — евреи или кто-то другой —
зависит только от самих евреев, от их тешувы.
на основе комментариев рава Шабтая Лифшица
(автор книги «Тиферет Яаков»; Закарпатье, 1845-1929 гг.)
и
рава Хаима Каневского
(Израиль, Бней Брак, наше время)
4.
Идеальных не бывает
Наша
недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем:
«Когда будешь вести счет сынам Израиля по их счислениям…» (Шемот,
гл. 30, ст. 12).
Выражение «по
их счислениям» звучит, конечно же, коряво. Но в русском языке крайне трудно
подобрать использованному в оригинале слову лифкудейhем
точный эквивалент.
Один из
смыслов, содержащийся в нем — «недостаток», «ущерб», «потеря».
После
сражения с мидьянитянами офицеры сказали Моше, что они — «исчислили количество
воинов, состоящих под их началом, и не убыло (в оригинале — нифкад) ни
одного из них» (Бамидбар, гл. 31, ст. 49).
Первые слова
фразы из нашей недельной главы можно перевести и как — «когда поднимешь голову».
Таким образом, в Торе преподнесен нам важный урок. Если человек считает, что он
полон достоинств, если слишком поднимает голову и задирает нос, это означает
только одно — в нем нет ничего, кроме одного большого недостатка. Этот
недостаток — потеря скромности.
Лишь тот
действительно находится на подъеме, кто уверен, что ничего собой — не
представляет.
Исходя из
этого, в нашей фразе можно открыть дополнительный смысл.
Всевышний
говорит Моше: «Поднимай, возвеличивай тех, кто знает свои недостатки».
В недельной
главе Хукат говорится о красной корове. Там сказано, что в ней не
должно быть никакого изъяна. Еще одно условие — нельзя, чтобы на нее возлагали
ярмо (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Эти
требования относятся не только к красной корове. Они содержат важный моральный
посыл, касающийся каждого из нас.
Если человек
считает, что в нем нет никакого изъяна, считает себя непорочным и непогрешимым,
он, скорее всего, просто сбросил с себя ярмо. Ярмо Торы. Ярмо богобоязненности.
Тут очень
кстати придется хасидская история.
Хасид пришел
к своему ребе. Пока он ждал в прихожей, его внезапно пронзила мысль, что сейчас
он войдет внутрь и предстанет перед праведником. Но достоин ли он этого? Ведь
неприглядные поступки и прегрешения покрывают его, словно короста. Прежде чем
встать перед праведником, посмотреть ему в лицо, он должен искупить свои
проступки. Искупить — посредством телесного наказания.
В этот момент
его пригласили войти в комнату ребе. Ребе улыбнулся ему мудрой и бесконечно
доброй улыбкой. А затем без всякого вступления сказал:
— В Торе
установлен размер телесного наказания в 40 ударов. Но Учителя сократили его на
один удар. Теперь приговоренный к порке получает, самое большее — 39 ударов. Все
это с одной-единственной целью, чтобы осужденный не подумал, что он, пройдя
наказание — полностью искупил свое преступление. Чтобы не переставал думать о
нем. Пусть знает, что один удар он недополучил и, следовательно — остается в
долгу.
остался
стоять, Застигнутый врасплох хасид открывал и закрывал рот, не в силах
произнести ни слова. Он не знал, что ответить.
на основе комментариев рава Леви Ицхака из Бердичева
(Беларусь,
вторая половина 18-го века)
и
рава Менахема-Менделя из Коцка
(раби
Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен
своими острыми, мудрыми высказываниями;
Польша, первая половина 19-го в.)
5.
За деньги нет давки
В нашей
недельной главе говорится о первой в истории переписи населения. Написано:
«Пусть каждый принесет искупительный дар за душу свою... половину шекеля, и не
будут поражены они мором» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Тут неизбежно
возникает серия вопросов.
Почему
подсчет людей должен вызвать мор? Каким образом мор связан с подсчетом? И
почему, чтобы предотвратить мор — необходимо было воспользоваться помощью
каких-то монет? Неужели Всевышний не мог справиться с этим своими средствами?
Раби Ицхак из
Воложина (один
из духовных наставников Воложинской йешивы,
Беларусь, 1780-1849 гг.)
ответил на все эти вопросы, оказавшись в чужом городе, лицом к лицу со
множеством незнакомых ему людей.
Эти люди,
узнав, что в город прибыл известный, выдающийся раввин, собрались у входа в дом,
в котором раби Ицхак остановился — чтобы поздороваться с ним, а если повезет — и
перекинуться с ним парой-тройкой слов.
Место, куда
пришли люди, было неспособно вместить большую толпу. А народ все прибывал и
прибывал.
Наконец,
давка стала просто невыносимой. Возникла опасность для жизни людей.
Тогда рав
Ицхак начал говорить. Он объяснил фразу из нашей главы. Фразу о подсчете народа.
— Когда сыны
Израиля услышали, что Всевышний желает знать их численность, — сказал он, — все
они наперегонки бросились выполнять эту заповедь. Люди выстроились в гигантскую
очередь. И поскольку в этой очереди каждый хотел быть первым, началась
неимоверная давка. Давка грозила принять очертания мора, привести к гибели
людей. Тогда-то и приказал Творец каждому проходящему подсчет сдавать по
половине шекеля.
Услышав, что
подсчет стоит денег, сыны Израиля перестали напирать и стремиться пролезть
вперед. Каждый подумал: для чего лезть из кожи вон, зачем толкаться, если можно
быть уверенным, что Моше точно не забудет получить с меня пол шекеля? Значит —
меня обязательно включат в пересчет.
— Не ради
праздного интереса я прибыл в ваш город, — продолжил раби Ицхак. — Мне предстоит
исполнить очень важную заповедь о выкупе и освобождении пленных. И я уверен, что
каждый, кто подходит ко мне поздороваться, стремится поучаствовать в выполнении
этой заповеди, внеся посильное пожертвование.
Толпа очень быстро поредела…
на основе комментария рава Ицхака из Воложина
(один
из наставников Воложинской йешивы,
Беларусь, 1780-1849 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|