New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “ИТРО"
Место в Торе:
вторая книга
Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени в первой фразе: “И услышал Итро, жрец Мидьяна...”.
Обсуждение главы Итро
23.01.05
В Торе, как известно, записаны 613 заповедей. Однако у горы Синай, где
состоялась единственная в еврейской истории встреча еврейского народа с Творцом
мира, Он дал нам лишь десять из них. Первые две мы слышали непосредственно из
Его «уст», остальные восемь — получили через Моше.
Многие комментаторы отмечают, что самая первая заповедь, по сути — «вступительное
предложение», высказанное Всевышним перед тем как дать народу мицвот (заповеди).
Но в любом случае, десять заповедей, полученные нами у горы Синай, включая
первую, отличаются от других — именно они были начертаны на Скрижалях Завета.
Моше говорит об огромной значимости того, что эти заповеди были записаны
на Скрижалях Завета: «И объяснил Он вам завет Свой, — говорит Моше об особой
значимости самого этого факта, — который повелел вам исполнять, Десять Речений,
и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим, гл. 4, ст.13).
Эти Десять заповедей — не просто мицвот, как остальные, входящие в
состав 613-ти заповедей. В Пасхальной Агаде они названы — «Скрижали Завета» (на
иврите — лухот а-брит). Ибо в них, в дополнение, содержатся и условия
особого договора Всевышнего с народом Израиля.
Об этом мы и будем говорить в нашем сегодняшнем обзоре.
Завет — это не мистическая связь, но — контракт. А любой контракт — это
соглашение, к которому пришли обе стороны в результате обсуждения определенных
условий. Обычно, когда соглашение достигнуто, оно записывается, и каждая сторона
получает свою, заверенную нотариусом, копию — так, чтобы у каждой стороны,
заключившей договор, осталась запись об их правах и обязанностях. Во всех
фрагментах, где сказано о Десяти заповедях, записанных на скрижалях, Тора
называет их «заветом», тем самым, информируя нас, что скрижали, полученные
еврейским народом у горы Синай, представляют собой «заверенную» копию соглашения,
заключенного между Всевышним и еврейским народом.
Но может ли такое быть? Ведь эти Десять заповедей, на самом-то деле —
предписания, которые дал нам Всевышний. Вправе ли мы называть «предписания» — «соглашением»?
Чтобы лучше понять «договорный» аспект Десяти заповедей, нам следует
вернуться к процессу переговоров, который предшествовал кульминационному моменту.
Первый раз, когда Моше Рабейну поднялся на гору Синай, а народ расположился
станом у ее подножия, Всевышний передал через него такие слова: «Так скажи дому
Яакова и возвести сынам Израилевым — вы видели, что Я сделал египтянам, вас же Я
носил на орлиных крыльях и принес к Себе. И вот, если вы будете слушаться Голоса
Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов,
ибо — Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шемот,
гл.19, ст. 4 – 6).
Эта речь Всевышнего содержит, в сущности, Его предложение.
Всевышний сообщил, — разъясняет смысл фрагмента Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),
— что весь мир принадлежит Ему, но все другие народы Он поместил под управление
малахим (множественное число от слова малах — некая духовная
субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; часто в русских переводах — «ангел»).
Однако «драгоценность» свою, не передал никому. То есть Всевышний предложил
еврейскому народу свою заботу, обещая, что Сам будет заниматься его делами, Сам
будет рассматривать его нужды, не передоверяя управление делами сынов Израиля —
малахим, как это было с другими народами.
Рамбан отмечает, что это предложение содержит две части, два обещания
Всевышнего: непосредственно участвовать в делах этого мира и обеспечить евреям
удел в мире Грядущем. Тот, кто дорог Всевышнему, который Сам вечен, останется с
ним навсегда. Если евреи принимают предложение Всевышнего, этот договор
автоматически становится вечным соглашением...
24.01.05
Идея, что в своем предложении народу Израиля Всевышний говорит не только о
мире земном, но и — о мире Грядущем, просматривается в двух словосочетаниях
цитаты (см. выше): «царство священников» (в земном мире) и «народ святой» (удел
в мире Грядущем).
Слово «святой» на иврите — кодеш, что означает — отделение от
физического состояния. Таким образом, «народ святой» — это народ, который
способен «отделить» себя от материальной реальности и перейти в мир
духовности.
В нашей
недельной главе читаем: «И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и передал им
все эти слова, которые заповедал ему Всевышний. И отвечал весь народ вместе,
говоря: все, что говорил Всевышний, исполним» (Шемот, гл. 19, ст.
7-8).
В этом отрывке описывается акт принятия народом Израиля предложения
Всевышнего. Вначале Моше изложил предложение Творца старейшинам. Они оповестили
об этом народ, чтобы люди могли, как следует, его обдумать. Но сыны Израиля не
стали и пытаться что-то «выгадывать» — с энтузиазмом, единогласно они приняли
предложение Творца и объявили о своей готовности «сотрудничать» с Ним. Скорее
всего, народ решил, что Всевышний предлагает им прекрасные условия. Однако они
включали в себя и нелегкие обязательства, выраженные в мицвот.
Чтобы заключить Договор с Творцом, нужно было принять на себя исполнение
Десяти заповедей. На первый взгляд может показаться, что их выполнение не таит в
себе особых сложностей. Так ли это? Чтобы ответить на вопрос, мы должны
рассмотреть суть этих заповедей на более глубоком уровне.
Сразу бросается в глаза, что они поделены на две категории. Первая —
обговаривает отношения между еврейским народом и Всевышним, вторая — содержит
обязательства, которые люди должны соблюдать, контактируя между собой. При
внимательном рассмотрении всех Десяти заповедей мы обнаружим, что мицвот
обеих категорий тесно взаимосвязаны. Чтобы нам легче было проследить эти связи,
дадим категориям названия. Первую группу заповедей назовем — «Скрижали
Всевышнего», вторую – «Скрижали человеческие». И анализировать их будем парами.
Первая заповедь из категории «Скрижали Всевышнего» говорит о принятии идеи,
что Творец правит созданной Им вселенной.
Всевышний вывел сынов Израиля из египетского рабства, где в течение более
двухсот лет их властелином был фараон. Теперь же мы должны стать слугами
Всевышнего.
Этой заповеди в Категории «Скрижали человеческие» соответствует строжайший
запрет на убийство человека. Связь между этими частями вполне понятна: акт
убийства представляет собой и нарушение первой заповеди из категории «Скрижали
Всевышнего», как сказано: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольется
человеком — ибо по образу своему создал Всевышний человека» (Берешит,
гл. 9. ст. 6).
В основе запрета на убийство лежит идея, что человек создан по образу Творца
мира. Отнимая у другого человека жизнь, убийца разрушает образ Всевышнего. В
Торе об этом написано: «Если окажется на ком-либо грех смертного приговора, и он
умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве, не дай трупу его переночевать на
дереве — захорони его в тот же день. Ибо повешенный — поругание Всевышнего. И не
оскверняй землю твою, что Всевышний твой дал тебе…» (Дварим, гл.
21, ст. 22-23).
В Талмуде (см. на сайте обзор листа 46
трактата Санѓедрин) подробно анализируется этот отрывок из Торы.
Здесь, в частности, подчеркивается, что уничтожить человека — все равно, что
убить близнеца Всевышнего. Это, по сути — самое большое нарушение первой
заповеди категории «Скрижали Всевышнего»...
25.01.05
Следующая заповедь на Скрижалях Всевышнего — это запрет на идолопоклонство. В
категории «Скрижали человеческие» он соотносится с запретом на нарушение
супружеской верности. Не разрешая сынам Израиля заниматься всем, что касается
идолопоклонства, Всевышний, по сути, перекрывает им возможность получать
какие-либо блага без Его на то Воли. Идолопоклонник стремится обрести блага
запрещенными Всевышним способами. И в принципе это — достижимо, ибо Творец,
создав человека, наделил его свободой выбора.
Творец одарил человека институтом брака — чтобы он на протяжении земной жизни
не оставался в одиночестве. Единственное существо, которое выводит
мужчину из состояния одиночества — это женщина. О создании женщины в Торе
написано так: «И сказал Всевышний: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему
подмогу, соответствующую ему» (Берешит, гл. 2, ст. 18).
Всевышний сотворил женщину, поделив человека надвое, и тем самым «излечил»
человека от тяжких ощущений тоски, страха и беспокойства, которые несет с собой
одиночество. И мужчина и женщина — оба в одинаковой степени наслаждаются этой
Божественной щедростью, но при этом женщина — символ Божественного исцеления. По
«схеме», созданной в Плане Творца, каждый брак несет в себе идею «партнерства»,
когда муж и жена дополняют друг друга. Если с этой точки зрения рассматривать
нарушение супружеской верности, получается, что «нарушитель» как будто бы «крадет»
у Творца то, что Он даровал людям в своей Щедрости, поступая против Его Воли и
вопреки Его Плану. Поэтому прелюбодеяние сродни идолопоклонству.
Третья заповедь на Скрижалях Всевышнего — запрет на ложную клятву,
скрепленную Его Именем. Эта заповедь в категории «Скрижали человеческие»
соответствует заповеди — «не кради».
Ведь Всевышний — Источник всего сущего, всей существующей действительности. И
если человек пытается доказать, что есть еще и «фальшивая реальность»,
подменяющая ту, которая создана Творцом, он тем самым искажает картину Его
реальности. В этом и состоит суть ложной клятвы.
Всевышний — Источник всех благ в мире. Если он что-то предназначил, скажем,
Реувену, это не может принадлежать Шимону. Если Шимон присваивает что-то, что по
определению принадлежит Реувену, он, Шимон, искажает реальность, созданную
Творцом. В этом смысле воровство — аналог ложной клятвы.
Если бы участие Всевышнего во всех земных делах не было бы скрыто законами
естественной природы (а сделал Он это, чтобы обеспечить человеку право на
свободу выбора), никто не посмел бы протянуть руку к тому, что ему не
принадлежит.
Четвертая заповедь на Скрижалях Всевышнего — соблюдение законов шаббата,
которая соотносится с запретом на дачу ложных показаний в категории «Скрижали
человеческие».
Соблюдение законов шаббата — свидетельство акта Творения, совершенного
Всевышним. Если Всевышний — Создатель всего сущего, Он также — Источник всех
созидательных сил в мире. Все, что производит человек в этом мире, на самом деле
— не акт создания, но — лишь реализация в нашем мире созидательной
энергии Творца. Чтобы предоставить человеку возможность пользоваться свободой
выбора, Всевышний сотворил мир таким образом, что Его участие в нем скрыто, не
очевидно. Но если бы это было иначе, законы шаббата разворачивали бы
перед нами картину, идентичную процессу создания. И мы убедились бы, что все
создает лишь Всевышний, а человек — наслаждается щедростью, с которой Творец
направляет на землю созидательную энергию...
26.01.05
Несоблюдение законов шаббата сродни ложному свидетельству, в котором
утверждается, что у вселенной нет Создателя, что наше существование не имеет
определенного смысла и предназначения. Дача ложных показаний против другого
человека означает создание «альтернативной вселенной», поэтому эти две заповеди,
соблюдение законов шаббата и ложное свидетельство — аналогичны.
И, наконец — последняя заповедь в «Скрижалях Всевышнего». Это — заповедь,
предписывающая почитать родителей. Параллельно с ней в категории «Скрижали
человеческие» идет заповедь, запрещающая посягать на чужую собственность.
Анализируя заповеди парами, мы начинали с заповеди со Скрижалей Всевышнего, а
затем переходили к заповеди со Скрижалей человеческих. Разбирая последнюю «пару»,
сделаем наоборот и начнем с заповеди со Скрижалей человеческих.
Зададим классический вопрос, который выдвигали многие Учителя: можно ли
заставить человека не хотеть того, к чему он страстно стремится?
Рассматривая четыре предыдущих заповеди, мы без затруднений воспринимали
запрет на реализацию недозволенных желаний. Но легитимно ли говорить о
запрете на само желание?
Ибн Эзра отвечает на этот вопрос метафорой. Человеческая природа такова, что
крестьянин может испытывать искус вступить в интимную связь с женой соседа,
такого же, как и он, крестьянина. Но ему и в голову не придет мечтать о том же,
увидев дочь короля. Даже если он она покажется ему необыкновенной красавицей,
низменных желаний у него не возникнет. Она для него — вне реальной досягаемости.
Самые смелые мысли, которые могут возникать у него — не более, чем фантазии.
Если человек придерживается правильных взглядов на жизнь, все, что
принадлежит не ему, должно быть для него так же недосягаемо, как принцесса для
крестьянина. Всевышний дает каждому то, что ему необходимо, чтобы вести
нормальную жизнь. То, чем владеет человек — не результат случайного стечения
обстоятельств. Это предопределено Свыше, решением Творца, которое базируется на
рациональных соображениях, что — «хорошо» для конкретного человека и что для
него — не годится.
Человеку, верно оценивающему действительность, не нужно прилагать много
усилий, чтобы обуздать собственные желания. Он мыслит рационально и понимает:
если то, чего он хочет, для него — в пределах досягаемости, значит, можно думать,
что Всевышний намеренно создал такую ситуацию, при которой человек способен
достичь целей, поставленных перед ним Творцом. Если же предмет его желаний —
недостижимая мечта, следовательно, именно так и должно быть, и данному,
конкретному человеку это просто не нужно…
27.01.05
Содержание Десяти Заповедей ясно демонстрирует нам, что каждый человек
уникален в глазах Всевышнего и является Его партнером Всевышнего в Соглашении,
заключенном у горы Синай.
Каждый человек живет в собственном мире, окруженный теми вещами, которые
нужны ему для выполнения своих партнерских обязательств. Они помогают ему
духовно возвыситься, чтобы реализовать свой потенциал на уровне, позволяющем «сотрудничать»
с Творцом.
Мир людей — не джунгли, где всем нам пришлось бы сражаться за одно
вознаграждение, которое по законам джунглей доставалось бы самому быстрому,
сильному и удачливому. В таком мире все, что принадлежит другому, может стать
моим. Законы джунглей разрешают посягнуть на что угодно. И не имеет значения,
кому это принадлежит в настоящий момент. Если общество допускает такие законы,
тот, кто отнимает что-либо у его владельца, не делает ничего предосудительного.
Но это — извращенный мир.
Однако вернемся к Скрижалям Всевышнего и убедимся, что та же идея выражена в
заповеди, предписывающей почитать родителей.
Эта заповедь не имеет ничего общего ни с обычным проявлением уважения, ни с
благодарностью по отношению к родителям. Для большинства из нас, кому повезло
родиться в нормальной семье и расти в атмосфере любви и заботы, чувство
привязанности и благодарности — естественная потребность. Поэтому нет, как будто
бы, никакой необходимости усиливать эти ощущения с помощью заповеди. Но в том-то
и дело, что заповедь почитания родителей несет в себе нечто совсем иное.
Когда наступает пора юности, перед человеком открывается мир во всех его
красках — мир новых идей, мир разных образов жизни, мир со всеми его соблазнами.
И в какой-то момент нам начинает казаться, что наши родители — устарели, что они
мыслят прежними категориями и не в состоянии воспринять новые концепции.
Мы же чувствуем желание взмахнуть крыльями и полететь в новом, заманчивом
направлении. В этот период в нас зарождается этакое
покровительственно-снисходительное отношение к родителям.
Но мир, в который Всевышний нас поместил — это мир наших родителей.
Мы не раз говорили, что в создании новой человеческой жизни участвуют три
партнера: Всевышний, отец и мать. И тут надо учитывать, что Всевышний находит
себе партнеров не по случаю. Чтобы конкретный человек появился на свет, Он
выбирает конкретную пару. И это означает, что Он хотел, чтобы данный ребенок
принадлежал миру этих родителей. Поэтому дети должны не просто любить своих отца
и мать, они должны их по-настоящему уважать.
Оба нарушения — посягательство на чужую собственность и неуважение по
отношению к родителям — имеют один источник. Его реальное проявление в мире —
идея, что кто-то рядом с тобой живет «неправильно». В результате человек ставит
себя выше других и может нарушить заповедь «почитания родителей», равно как и
заповедь, запрещающую посягать на чужое имущество.
Все Десять заповедей на Скрижалях пронизывает концепция, состоящая в том, что
взаимодействие человека с другими людьми от его взаимодействия с Творцом
отделить — невозможно. Внутри реальности, образованной Союзом еврейского народа
с Всевышним, когда сыны Израиля становятся «народом святым» и «царством
священников», святость Всевышнего охватывает абсолютно все аспекты человеческой
жизни. Никто не может «спрятаться» от Него.
Этот Союз не предполагает подчинение приказам Творца. Он подразумевает
готовность каждого из нас жить в мире, где каждый аспект жизни связан со
всеобъемлющим присутствием Всевышнего. Для тех, кто хотел бы замкнуться в
собственном пространстве, не деля его с Всевышним, этот союз становится тяжелой
ношей.
План Всевышнего — сделать еврейский народ «царством священников» и «народом
святым» имеет как бы две стороны. С одной стороны, сынам Израиля предлагается
жить в мире, где нет границы, которая отделяла бы святое (духовность
высокого уровня) от повседневности. С другой — если человек принимает условия
Договора, он достигает гармонии. Такая картина разворачивается перед нами, если
мы соединим в единое целое обе Скрижали.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|