New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “ИТРО"
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 —
гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени в первой фразе: “И услышал Итро, жрец
Мидьяна...”.
Обсуждение главы Итро
19.01.03
Наша недельная глава посвящена уникальному,
важнейшему событию в истории человечества: Творец
обращается ко всему народу Израиля и дает ему Свой Закон
жизни на земле. Зная, как кратко и сжато изложен в Торе
“материал”, мы могли бы представить себе, что эта глава
и начинаться будет с самого главного. Но открываем текст
и обнаруживаем, что речь идет о вполне обыденных вещах.
В частности, в первой фразе говорится, что тесть (Итро)
идет к зятю (Моше) со своей дочерью и двумя внуками.
Однако, войдя на территорию стана, Итро
останавливается и просит сообщить Моше о своем приходе
такими словами: “Я, тесть твой Итро, иду к тебе, и жена
твоя, и двое ее сыновей с нами” (гл. 18, ст. 6).
Поведение Итро многим, наверное, покажется странным.
Какие “церемонии” могут быть между тестем и зятем?
Тем более — между мужем и женой. Ведь Итро привел к Моше
самых ближайших родственников.
Но дело тут в том, что, описывая данные
обстоятельства, Тора дает нам некий образец отношений
между людьми. В контексте нашей главы мы понимаем, какое
большое значение этому придается.
Человеческие взаимоотношения предшествуют Торе, —
говорят наши Учителя. Они обуславливают ее получение, а
впоследствии — правильное применение ее законов. Иными
словами, Всевышний проявляет заботу о том, чтобы люди не
воспользовались законами, которые Он собирается дать,
для притеснения других, ибо это противоречит духу самой
Торы.
Конечно, во многом поведение людей будут определять
Учителя, разъясняющие смысл данных Творцом законов. Им
отводится роль — учить народ правильно понимать Его
Слова и применять их, как должно, на практике.
Тем не менее, даже под непосредственным мудрым
руководством человек способен совершать ошибки. Такова
человеческая природа, в которой заложено не только
стремление к добру, но и низменные страсти. Соображения
личной выгоды могут ослепить человека и направить по
неверному пути.
Однако вернемся к Итро и проанализируем данный Торой
пример.
Мы застаем героев повествования в момент, когда Тора
еще не получена. Итро, проявляя уважение к зятю, через
его приближенных извещает Моше о своем приходе. И дело
не только в том, что Моше к этому времени достиг вершин
власти.
Так же, как Итро, поступают персонажи других
недельных глав Торы. Например, Элиэзер (посланник
Авраама), встретив Ривку, не направляется сразу же к ее
отцу, но просит ее, чтобы она сообщила о его приходе и
ждет ответа (Берешит, недельная глава
Хаей Сара, гл. 24).
Согласно еврейскому закону, даже мужу, когда он
возвращается в собственный дом, полагается постучать
в дверь, чтобы известить жену и других домочадцев о
своем приходе. Это лишь один из примеров, которые
показывают, как детально рассматривает еврейский закон
жизненные обстоятельства, учитывая и “бытовые” мелочи —
скажем, жена не хочет, чтобы муж застал ее
непричесанной, а своим предупреждением он дает ей
возможность привести себя в порядок.
Переступив порог, человек здоровается со всеми
членами семьи. И не имеет значения, сделал ли он это
утром, перед тем, как ушел по делам. Приветствие никогда
не бывает “лишним”, ибо оно — одно из проявлений любви к
ближнему, заботы о нем... Именно такие отношения между
людьми заповеданы Торой.
Автор
текста Гедалия Спинадель
20.01.03
Интересно, что комментаторы, анализируя текст этой
недельной главы, обычно концентрируют внимание в
основном на поведении Моше.
В Торе читаем: “И вышел Моше навстречу своему тестю,
и поклонился, и поцеловал его, и приветствовали они друг
друга, и вошли в шатер. И рассказал Моше своему тестю
обо всем, что сделал Творец фараону и Египту ради сынов
Израиля...” (гл. 18, ст. 7,8).
Несмотря на то, что он занимает столь высокое
положение (величайший из пророков, которые когда-либо
жили на земле, глава еврейского народа), Моше сам
выходит навстречу тестю, кланяется ему, оказывает
почести, рассказывает, что произошло за время их
разлуки.
И это удивительно. Не только потому, что Итро —
бывший идолопоклонник, жрец языческих культов (см. на
сайте
обзор недельной главы Итро, второй
годовой цикл). Но и потому, что их отношения в прошлом,
как передает традиция, не были такими уж безоблачными.
Напротив...
Мидраш (Устная Тора) рассказывает, что Итро надолго
посадил Моше в яму. И Моше умер бы, наверное, если бы не
Ципора, дочь Итро, которая тайком приносила пленнику
воду и еду. Лишь годы спустя Итро понял, что Моше —
человек необычный. И осознав это, отдал дочь ему в жены.
Такова в кратком изложении история взаимоотношений Моше
и Итро — до момента, который описывается в нашей
недельной главе.
И вот, за причиненное ему зло Моше воздает Итро
добром — незаслуженными, казалось бы, почестями.
И это нам тоже следует воспринимать как пример
достойного человеческого поведения. Ведь, по законам
Торы, которую вот-вот получит еврейский народ,
злопамятность и стремление отомстить запрещены. Они
никогда не бывают благородными, сбивая людей с пути
служения Творцу. Ибо гнев и обиды, накопившиеся в душе,
разрушают ее и толкают человека на преступления.
Отметим, кстати, что даже напоминание о том, что в
прошлом с тобой поступили нехорошо, еврейская
традиция называет местью. Ибо основной принцип Торы
— любовь к ближнему и, как следствие — умение прощать
обиды.
Это не исключает, а подразумевает, установление
справедливых имущественных отношений. Еврейский закон
предусматривает возмещение пострадавшему материальных
убытков. Но, выполнив требования суда, человек снова
чист — перед Всевышним и людьми (хотя его права как
свидетеля в суде ограничены).
Впрочем, комментаторы, отмечают здесь, в первую
очередь, иной аспект поведения Моше — его великую
скромность, за которую, как сообщает наша традиция, он и
удостоился чести получить Тору от Творца и передать ее
еврейскому народу и всему человечеству.
Но отдадим должное и Итро. Он заслуживает
благосклонность Небес своим достойным поступком.
Мидраш рассказывает, что фараон, принимая решение,
как поступить с еврейским народом, советовался с тремя
людьми.
С Биламом (нееврейский пророк), который дал ответ —
“уничтожь”. И расплатился за это гибелью от руки
Пинхаса.
С Иовом, весьма выдающимся человеком, который
воздержался от советов и был сурово наказан за
равнодушие. Так же, как евреи-рабы по приказу фараона
лишались своих детей, Иов потерял своих. А вдобавок
утратил, как они, и все, чем владел.
Третьим человеком, с которым фараон надумал
советоваться, был Итро. Итро дал фараону такую
рекомендацию: не связываться с евреями, чтобы не
подвергать себя опасности.
Выслушав этот совет, фараон, естественно,
разгневался. И не только не наградил Итро за его
мудрость, но — пригрозил. И пришлось Итро бежать из
Египта от гнева фараона.
Это случилось задолго до того, как в его дом пришел
Моше. Появление рядом с ним еврейского пророка, родство
с ним, рождение еврейских внуков — все это стало
наградой Итро за проявленное им уважение к еврейскому
народу.
Автор
текста Гедалия Спинадель
21.01.03
В Торе читаем: “И услышал Итро, правитель Мидьяна,
тесть Моше, обо всем, что сделал Творец для Моше и
Израиля, народа Своего, что вывел Всевышний из Египта
Израиль...” (гл. 18, ст. 1).
Этот текст можно считать комментарием к описываемой
ситуации. Он позволяет нам понять истинную причину
“визита” Итро. Узнав подробности Исхода еврейского
народа из Египта, он, натура, ищущая пути к Создателю
мира (см.
обзор недельной главы Итро, второй
годовой цикл), делает для себя определенные выводы. И
ради идеи, которая овладевает им, бросает дом, страну,
довольно высокое положение в обществе, и отправляется в
пустыню, к беглым рабам — чтобы стать одним из них и
вместе с ними принять Закон Всевышнего.
Из прошлых обзоров мы знаем, что в каждом упомянутом
в Торе имени (естественно, имеется в виду их написание в
оригинале — на иврите), как правило, “зашифрована”
дополнительная информация. Какими же сведениями может
дополнить раскрывающуюся перед нами общую картину анализ
имени Итро?
Это имя состоит из букв йуд ,
тав,
реш,
вав. И сразу ясно, что три из них (тав,
реш,
вав) входят в состав слова Тора (тав,
вав,
реш,
ѓей). Этот факт как бы подчеркивает, что именно
ради Торы, чтобы тоже ее получить, Итро пришел в
еврейский стан, к Моше.
Интересно отметить, что в имени — Итро, как и в слове
— Тора, четыре буквы. Только четвертая буква (в конце
слова Тора) — ѓей ,
а,
в имени Итро используется другая буква — йуд (в
начале слова). Эти две буквы (йуд и ѓей)
составляют одно из Имен Всевышнего,
которое
выражает Его Милосердие, явленное Творцом народу
Израиля, в частности — чтобы вывести евреев из Египта.
Буквенное “содержание” имени Итро позволяет нам
провести еще одну параллель. Из тех же трех букв,
рейш, вав, тет состоит имя Рут. И это, разумеется,
не случайность. Ибо в Торе “случайностей” нет.
Итро и Рут, как известно, самые знаменитые геры
(люди,
которые перешли в еврейство). И сопоставление их имен
дает нам возможность проникнуть в суть одной из
центральных идей нашей недельной главы.
Зададимся вопросом: как можно прийти к осознанию
идеи Творца и какие примеры дает нам в этом смысле
Тора?
Скажем, Авраам. Он осознал, что миром управляет
Всевышний и только Он Один, задолго до дарования Торы.
Проанализировав с этой точки зрения информацию, которую
дает о его жизни еврейская традиция, можно сделать
вывод, что он пришел к этому в каком-то смысле
интеллектуальным путем.
Итро, как видно из рассказа о нем (см.
обзор недельной главы Итро, второй
годовой цикл), вел поиск методом проб, ошибок,
экспериментов.
Перед Рут открылся третий путь к Творцу...
Автор
текста Гедалия Спинадель
22.01.03
Итак, перед Рут открылся третий путь к Творцу. Она,
“чисто по-женски”, приходит к Нему сердцем, через
отношения с людьми, главным образом — со своей свекровью
Наоми, матерью ее покойного мужа. Это понимаем из ее
слов, обращенных к Наоми: “Твой Бог — мой Бог, твой
народ — мой народ” (Танах, книга Рут ).
Интересно, что не интеллектуальный путь и не путь
проб и ошибок (их избирают, как правило, исключительные
личности), но — слова, мысли и чувства Рут определили на
все времена критерии гиюра. Ведь именно любовь к
Творцу и Его народу, готовность Ему служить и
подчиняться Его Закону, исполняя миссию, возложенную на
еврейский народ, и есть те самые свойства человеческой
души, которые нужны, чтобы присоединиться к общине Сынов
Израиля.
И еще один важный момент: принимая еврейство, Рут не
имеет никаких “материальных” мотивов, соображений
практической выгоды. Напротив, эта молодая красивая
моавитянка из княжеского, богатого рода, могла бы,
вернувшись к отцу, жить, не испытывая нужды. Наоми же
ничего ей не обещает, кроме бедности и одиночества. И
все-таки Рут следует за ней.
Бескорыстен в желании присоединиться к евреям в этот
сложный для еврейского народа период и Итро. Его помыслы
чисты, самое страстное его стремление — познать Истину.
Талмуд по этому поводу говорит: если люди хотят
принять еврейство в момент, когда еврейский народ
испытывает трудности, дорога перед ними открыта. Но если
Израиль — на подъеме, необходимо с особым вниманием
выяснять, каковы истинные намерения человека,
стремящегося стать евреем.
Эта тема — тема гиюра — чрезвычайно актуальна
для нашей недельной главы (подробнее об этом см. на
сайте в разделе “Спроси у раввина”, например,
ответ на вопрос “Хочу стать евреем. Но сказали, что
могу, если есть родственники-евреи.. .”).
Ведь речь в ней идет о даровании Торы. А перед этим, как
говорилось в обзоре прошлого года, не только Итро, но и
весь еврейский народ как бы проходит гиюр.
Автор
текста Гедалия Спинадель
23.01.03
Но вернемся к сопоставлению имен.
Гематрия (числовое выражение) имени Рут — 606.
Если добавить к этому числу семь (таково количество
законов, данных Всевышним потомкам Ноаха), получится
613. А это — число заповедей, полученных еврейским
народом.
То есть к количеству заповедей, предназначенных всему
человечеству, Рут, чтобы получилось 613, оставалось
добавить только “себя” (числовое значение своего
имени).
Мы говорили, что имя Итро раскрывает его жизненный
путь — путь экспериментов в поиске Истины. От буквенного
состава слова Тора его отличает буква йуд,
символизирующая мудрость. Ее гематрия равна
десяти. Десять казней было в Египте, столько же
заповедей на скрижалях, которые вместе с народом Израиля
получил Итро у горы Синай.
Однако гематрия всего имени Итро числу 613 не
соответствует. Она равна 616 и ни с каким “ключевым”
словом или понятием не связывается.
Может быть, комментарий к имени Рут не имеет никакого
отношения к Итро?
Но если прибавить 4 к гематрии имени Итро —
количество букв в нем (это известный способ цифрового
анализа, описанный во многих еврейских книгах),
получится 620. И мы знаем — это общее число заповедей,
данных еврейскому народу: 613 — из Торы плюс 7
постановлений раввинов. Именно это количество заповедей
и должны были исполнять потомки Итро.
Отметим также, что имя Итро происходит от корня
йотер (переводится на русский язык словом “больше”).
Тогда смысл имени мы можем понимать как
—
“добавляющий что-то”. Так что же он добавил? Так
же, как Рут, он добавил к народу Израиля себя
(вместе с дочерью и внуками).
И это “добавление” оказалось для еврейского народа
весьма ценным. В нашей недельной главе рассказывается,
что Итро помогает Моше, советуя, как лучше исполнить
волю Творца.
По совету Итро Моше совершенствует систему
судопроизводства. Его концепция (гл. 18 ст. 27)
заключается в том, чтобы Моше не вершил суд единолично,
но был бы “последней инстанцией” судебной пирамиды.
Он предлагает также избрать в народной среде
богобоязненных, разумных и дельных, правдивых и
бескорыстных людей. И назначить их десятниками,
полусотниками, сотниками и предводителями тысяч. Чтобы
они стали опорой судов, донося до высших судебных
“инстанций” лишь то, что сами решить не могут.
Вероятно, именно тем, что Итро был первым гером,
который пришел, чтобы получить Тору, объясняется факт,
что Тора уделяет ему столько внимания и называет его
именем недельную главу.
Есть, наверное, и еще причина, почему его имя стало
названием этой главы.
Итро создает два важных прецедента:
постановления мудрецов ради исполнения закона Торы и
практическое создание судов. Теперь от имени Творца
начинает судить не только пророк, но всякий одобренный
Свыше совет знающих людей.
Автор текста Гедалия Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|