New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать четвертый цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе: вторая
книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы Итро
Как Моше смог
записать события, которые еще не произошли
Наша
недельная глава начинается словами: «И услышал Итро…» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
В Мидраше (Мехильта,
гл. 1) говорится, что Итро был известен под семью именами и прозвищами — Йетер,
Итро, Ховав, Реуэль, Хевер, Путиэль и Кейни.
Имя Йетер (йетер означает
«добавочный») было ему дано, потому что благодаря ему, в Торе появился
дополнительный раздел — его совет Моше: «А ты высмотри...» (Шемот, гл. 18, ст.
21).
В Торе, как
правило, один раздел отделен от другого. По виду разграничения разделы делятся
на «открытые» и «замкнутые».
В печатных
изданиях Торы «открытый» раздел отмечается буквой «пей» (первой в слове патуах —
открытый). И это означает, что в соответствующем месте в Свитке Торы этот раздел
начинается с новой строки.
«Замкнутый»
раздел в книге обозначается буквой «самех» (с него начинается слово сагур —
замкнутый, закрытый).
В этом
случае, в свитке Торы, между этим разделом и предыдущим оставлен промежуток
шириной в девять букв.
Когда Моше
поднялся на гору Синай, там он 40 дней и 40 ночей учил Тору из уст Самого
Всевышнего. Изложив определенную тему, Всевышний делал паузу, чтобы Моше усвоил
услышанное.
Позднее,
когда Моше записывал Тору, он сделал «открытыми», то есть начал с новой строки,
те разделы, в которых Всевышний делал продолжительные паузы. А краткие перерывы
вылились в «замкнутые» разделы.
Возникает
вопрос: как Моше мог записать в Торе те события, которые еще не произошли?
Чтобы
ответить на него, обратимся к опыту Яакова.
Вот он
говорит Лавану: «Двадцать лет этих я у тебя: овцы твои и козы твои не теряли
приплода, и баранов твоих я не ел. Растерзанное не приносил я тебе, но возмещал
его тебе, с меня ты взыскивал, похищенное днем и похищенное ночью. Днем изнурял
меня зной, а изморозь ночью, и бежал сон от моих глаз» (Берешит, гл. 31, ст.
38-40).
Учителя
разъясняют в Мидраше, что Яаков стерег скот Лавана и днем, и ночью. При этом
днем он изучал Тору, а ночью читал Теилим (Псалмы царя Давида).
И хотя,
Псалмы были составлены царем Давидом намного позднее, наши праотцы знали всю
Тору на пророческом уровне.
Написано: «За
то, что слушался Авраам Моего голоса и соблюдал Мои заповеди, Мои законы, и Мою
Тору» (Берешит, гл. 26, ст. 5).
В Талмуде
(трактат Йома, лист 28) разъясняется, что Авраам соблюдал все заповеди, включая
установления мудрецов, которые появятся спустя тысячи лет.
Тора
предшествовала нашему миру. И люди, обладавшие значительным духовным
потенциалом, могли черпать из нее знания, еще до того, как она была дарована во
время Синайского Откровения.
Поэтому не
удивительно, что наши праотцы знали и соблюдали ее, и, что Моше получил знания и
о тех событиях, которые произойдут в будущем, и о тех законах, которые будут
установлены.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Что означает имя
Итро
Написано в
нашей недельной главе: «И услышал Итро... тесть Моше» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Он услышал о
чуде, произошедшем на море Суф, когда оно расступилось перед сынами Израиля и
поглотило преследовавших их египтян.
Это чудо
побудило Итро отправиться в путь, в пустыню, чтобы присоединиться к еврейскому
народу и вместе с ним принять Тору.
Итро, —
пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) — был известен под семью именами и прозвищами: Реуэль, Йетер,
Итро, Ховав, Хевер, Кени, Путиэль.
Имя Йетер
происходит от корня, означающего «прибавлять» и дано оно было потому, что он
«прибавил» один раздел в Торе: «А ты высмотри...» (Шемот, гл. 18, ст. 21).
Итро —
потому, что к его имени, когда он присоединился к еврейскому народу и стал
исполнять заповеди, прибавили одну букву, букву «вав». Так Йетер стал Итро.
Ховав —
потому, что он любил («хибев») Тору. Имя Ховав находим в Танахе, в
книге Шофтим (книга Судей, гл. 14, ст. 11), где сказано: «из сынов Ховава, тестя
Моше».
Имя Реуэль
встречалось ранее, в начале книги Шемот (гл. 2, ст. 18), где написано: «и пришли
они к Реуэлю, своему отцу».
И все же
главным именем было имя Итро — ведь не зря же оно выведено в название главы.
Дам здесь еще
одно объяснение этого имени.
Поскольку
Итро прибыл в стан сынов Израиля накануне Синайского Откровения — он вместе с
ними присутствовал при даровании Торы и слышал Десять Речений, которые
прозвучали тогда.
До того
момента Итро был обязан выполнять семь заповедей потомков Ноаха, которые
включали в себя запреты на идолопоклонство, на убийства, на разврат и
прелюбодеяние, на воровство и грабеж, на осквернение Имени Всевышнего, на
употребление в пищу плоть, отрезанную от живого животного. А еще — заповедь о
необходимости создать справедливую судебную систему.
Теперь же,
после прохождения гиюра, Итро вместе со всем еврейским народом должен был
соблюдать все 613 заповедей Торы.
Получается,
что он вдобавок к тем семи, что уже соблюдал, принял на себя еще 606 новых
заповедей. Если число 606 записать буквами — эти буквы можно прочесть, как «тро»
(тав, реш и вав).
Буква йод —
это 10. Что она соответствует Десяти Речениям, благодаря которым Итро стал
евреем. Добавим йод к тро, и получим имя — Итро.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида;
Эрец Исраэль,18-й век)
3. В Итро — частица
души Каина
Написано в
нашей недельной главу: «И услышал Итро, священник Мидьяна, тесть Моше…» (Шемот,
гл. 18, ст. 1).
В книге Зогар говорится,
что у Итро, Билама, Кораха и египтянина, убитого Моше (в каждом из них) была
частица души Каина. Каждый из них пришел в наш мир, чтобы исправить то, что Каин
испортил при жизни.
О Каине
читаем: «Если в седьмом поколении воздастся (в оригинале — «юкам») Каину…» (Берешит,
гл. 4, ст. 24).
В слове «юкам»
(состоит из букв йод, коф, мем) содержится намек на последующие воплощения
частиц души Каина. Йод — соответствует Итро. Коф намекает на Кораха. И мем символизирует
египтянина (мицри).
Даже в душе
Каина был некий позитив. Из этого позитива и родился Итро. На границе с
негативом родился Корах. И, наконец, египтянин и Билам взяли на себя все плохое,
что было в Каине.
Билам не
выдержал и возопил: «Ведь если будет изгнан Каин, то куда Ашур (Ассирия) уведет
тебя в плен?!» (Бамидбар, гл. 24, ст. 22).
Билам
свидетельствует, что в нем значительная часть души Каина, и он разочарован тем,
что пока ничего не исправлено.
Известно, что
вместе с Каином и Эвелем родились сестры, их близнецы. И они женились на сестрах
друг друга, которые были и им сестрами. Потому что на заре человечества, до
дарования Торы не было запрещено брать в жены родную сестру, более того, это
даже считалось актом добродетели и милосердия. Как сказано: «И всякий, кто
возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей... милосердие это»
(Ваикра, гл. 20, ст. 17).
И Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что Каин взял в жены свою сестру и этим милость (хесед) явил
Всевышний, чтобы возвести Свой мир от него, как сказано, «мир милостью построен»
(Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 3).
То есть во
времена Каина и Эвеля взять в жены родную сестру считалось хеседом (милостью).
Впрочем, других вариантов все равно не было.
Первым
родился Каин, и вместе с ним родилась его сестра-близнец. Потом родился Эвель, и
с ним родились уже две сестры. Последняя из сестер стала причиной раздора между
братьями. Эвель считал, что раз она родилась вместе с ним, то и ему, стало быть,
следует проявлять милость по отношению к ней. Ззначит, она должна стать его
второй женой. Но Каин придерживался иного мнения. Он — первенец. Следовательно,
ему причитается двойная доля, поэтому обладателем второй жены должен стать
именно он.
Чем все
закончилось — хорошо известно. Об этом читаем «И было, когда они были в поле, и
восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8).
Поле здесь
упомянуто не случайно. Каин взял себе в жены вторую сестру Эвеля, с которой тот
успел обручиться. Как сказано: «Ведь в поле застал он ее. Кричала девица
обрученная, но не было спасителя ей» (Дварим, гл. 22, ст. 27).
В
книге Зогар говорится, что душа Моше была связана с душой Эвеля, а душа Итро
была родственна Каину. Каин фактически отнял жену у Эвеля. Отдав свою дочь,
Ципору за Моше, Итро этим исправил то злодеяние Каина.
После
убийства Эвеля Каин раскаялся и взмолился, обращаясь к Всевышнему. «Столь велика
моя вина, что не вынести, — говорил он. — Вот Ты изгнал меня сегодня с лица
земли, и от лица Твоего сокрыт буду, и буду я скитальцем и кочевником на земле,
и всякий встретивший меня — убьет» (Берешит, гл. 4, ст. 13-14).
На это Всевышний ему ответил: «Всякий, кто убьет Каина, — ответил ему Всевышний,
— в седьмом поколении воздастся ему» (там же, ст. 15).
И поставил
Творец Каину знак, чтобы не поразил его всякий встретивший его. Этим знаком была
буква вав, которую Творец начертал у Каина на лбу. С того момента вав был
добавлен и к имени Каина. Из Каина он превратился в Кануй — приобретенный
Всевышним. А приобретению Творца запрещено вредить.
Когда Йетер
прошел гиюр, к его имени была добавлена буква вав, и Йетер стал Итро. Это
знаменовало собой исправление прегрешения Каина...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе: вторая
книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы Итро
Как Моше смог
записать события, которые еще не произошли
Наша
недельная глава начинается словами: «И услышал Итро…» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
В Мидраше (Мехильта,
гл. 1) говорится, что Итро был известен под семью именами и прозвищами — Йетер,
Итро, Ховав, Реуэль, Хевер, Путиэль и Кейни.
Имя Йетер (йетер означает
«добавочный») было ему дано, потому что благодаря ему, в Торе появился
дополнительный раздел — его совет Моше: «А ты высмотри...» (Шемот, гл. 18, ст.
21).
В Торе, как
правило, один раздел отделен от другого. По виду разграничения разделы делятся
на «открытые» и «замкнутые».
В печатных
изданиях Торы «открытый» раздел отмечается буквой «пей» (первой в слове патуах —
открытый). И это означает, что в соответствующем месте в Свитке Торы этот раздел
начинается с новой строки.
«Замкнутый»
раздел в книге обозначается буквой «самех» (с него начинается слово сагур —
замкнутый, закрытый).
В этом
случае, в свитке Торы, между этим разделом и предыдущим оставлен промежуток
шириной в девять букв.
Когда Моше
поднялся на гору Синай, там он 40 дней и 40 ночей учил Тору из уст Самого
Всевышнего. Изложив определенную тему, Всевышний делал паузу, чтобы Моше усвоил
услышанное.
Позднее,
когда Моше записывал Тору, он сделал «открытыми», то есть начал с новой строки,
те разделы, в которых Всевышний делал продолжительные паузы. А краткие перерывы
вылились в «замкнутые» разделы.
Возникает
вопрос: как Моше мог записать в Торе те события, которые еще не произошли?
Чтобы
ответить на него, обратимся к опыту Яакова.
Вот он
говорит Лавану: «Двадцать лет этих я у тебя: овцы твои и козы твои не теряли
приплода, и баранов твоих я не ел. Растерзанное не приносил я тебе, но возмещал
его тебе, с меня ты взыскивал, похищенное днем и похищенное ночью. Днем изнурял
меня зной, а изморозь ночью, и бежал сон от моих глаз» (Берешит, гл. 31, ст.
38-40).
Учителя
разъясняют в Мидраше, что Яаков стерег скот Лавана и днем, и ночью. При этом
днем он изучал Тору, а ночью читал Теилим (Псалмы царя Давида).
И хотя,
Псалмы были составлены царем Давидом намного позднее, наши праотцы знали всю
Тору на пророческом уровне.
Написано: «За
то, что слушался Авраам Моего голоса и соблюдал Мои заповеди, Мои законы, и Мою
Тору» (Берешит, гл. 26, ст. 5).
В Талмуде
(трактат Йома, лист 28) разъясняется, что Авраам соблюдал все заповеди, включая
установления мудрецов, которые появятся спустя тысячи лет.
Тора
предшествовала нашему миру. И люди, обладавшие значительным духовным
потенциалом, могли черпать из нее знания, еще до того, как она была дарована во
время Синайского Откровения.
Поэтому не
удивительно, что наши праотцы знали и соблюдали ее, и, что Моше получил знания и
о тех событиях, которые произойдут в будущем, и о тех законах, которые будут
установлены.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Что означает имя
Итро
Написано в
нашей недельной главе: «И услышал Итро... тесть Моше» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Он услышал о
чуде, произошедшем на море Суф, когда оно расступилось перед сынами Израиля и
поглотило преследовавших их египтян.
Это чудо
побудило Итро отправиться в путь, в пустыню, чтобы присоединиться к еврейскому
народу и вместе с ним принять Тору.
Итро, —
пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) — был известен под семью именами и прозвищами: Реуэль, Йетер,
Итро, Ховав, Хевер, Кени, Путиэль.
Имя Йетер
происходит от корня, означающего «прибавлять» и дано оно было потому, что он
«прибавил» один раздел в Торе: «А ты высмотри...» (Шемот, гл. 18, ст. 21).
Итро —
потому, что к его имени, когда он присоединился к еврейскому народу и стал
исполнять заповеди, прибавили одну букву, букву «вав». Так Йетер стал Итро.
Ховав —
потому, что он любил («хибев») Тору. Имя Ховав находим в Танахе, в
книге Шофтим (книга Судей, гл. 14, ст. 11), где сказано: «из сынов Ховава, тестя
Моше».
Имя Реуэль
встречалось ранее, в начале книги Шемот (гл. 2, ст. 18), где написано: «и пришли
они к Реуэлю, своему отцу».
И все же
главным именем было имя Итро — ведь не зря же оно выведено в название главы.
Дам здесь еще
одно объяснение этого имени.
Поскольку
Итро прибыл в стан сынов Израиля накануне Синайского Откровения — он вместе с
ними присутствовал при даровании Торы и слышал Десять Речений, которые
прозвучали тогда.
До того
момента Итро был обязан выполнять семь заповедей потомков Ноаха, которые
включали в себя запреты на идолопоклонство, на убийства, на разврат и
прелюбодеяние, на воровство и грабеж, на осквернение Имени Всевышнего, на
употребление в пищу плоть, отрезанную от живого животного. А еще — заповедь о
необходимости создать справедливую судебную систему.
Теперь же,
после прохождения гиюра, Итро вместе со всем еврейским народом должен был
соблюдать все 613 заповедей Торы.
Получается,
что он вдобавок к тем семи, что уже соблюдал, принял на себя еще 606 новых
заповедей. Если число 606 записать буквами — эти буквы можно прочесть, как «тро»
(тав, реш и вав).
Буква йод —
это 10. Что она соответствует Десяти Речениям, благодаря которым Итро стал
евреем. Добавим йод к тро, и получим имя — Итро.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида;
Эрец Исраэль,18-й век)
3. В Итро — частица
души Каина
Написано в
нашей недельной главу: «И услышал Итро, священник Мидьяна, тесть Моше…» (Шемот,
гл. 18, ст. 1).
В книге Зогар говорится,
что у Итро, Билама, Кораха и египтянина, убитого Моше (в каждом из них) была
частица души Каина. Каждый из них пришел в наш мир, чтобы исправить то, что Каин
испортил при жизни.
О Каине
читаем: «Если в седьмом поколении воздастся (в оригинале — «юкам») Каину…» (Берешит,
гл. 4, ст. 24).
В слове «юкам»
(состоит из букв йод, коф, мем) содержится намек на последующие воплощения
частиц души Каина. Йод — соответствует Итро. Коф намекает на Кораха. И мем символизирует
египтянина (мицри).
Даже в душе
Каина был некий позитив. Из этого позитива и родился Итро. На границе с
негативом родился Корах. И, наконец, египтянин и Билам взяли на себя все плохое,
что было в Каине.
Билам не
выдержал и возопил: «Ведь если будет изгнан Каин, то куда Ашур (Ассирия) уведет
тебя в плен?!» (Бамидбар, гл. 24, ст. 22).
Билам
свидетельствует, что в нем значительная часть души Каина, и он разочарован тем,
что пока ничего не исправлено.
Известно, что
вместе с Каином и Эвелем родились сестры, их близнецы. И они женились на сестрах
друг друга, которые были и им сестрами. Потому что на заре человечества, до
дарования Торы не было запрещено брать в жены родную сестру, более того, это
даже считалось актом добродетели и милосердия. Как сказано: «И всякий, кто
возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей... милосердие это»
(Ваикра, гл. 20, ст. 17).
И Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет, что Каин взял в жены свою сестру и этим милость (хесед) явил
Всевышний, чтобы возвести Свой мир от него, как сказано, «мир милостью построен»
(Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 3).
То есть во
времена Каина и Эвеля взять в жены родную сестру считалось хеседом (милостью).
Впрочем, других вариантов все равно не было.
Первым
родился Каин, и вместе с ним родилась его сестра-близнец. Потом родился Эвель, и
с ним родились уже две сестры. Последняя из сестер стала причиной раздора между
братьями. Эвель считал, что раз она родилась вместе с ним, то и ему, стало быть,
следует проявлять милость по отношению к ней. Ззначит, она должна стать его
второй женой. Но Каин придерживался иного мнения. Он — первенец. Следовательно,
ему причитается двойная доля, поэтому обладателем второй жены должен стать
именно он.
Чем все
закончилось — хорошо известно. Об этом читаем «И было, когда они были в поле, и
восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, гл. 4, ст. 8).
Поле здесь
упомянуто не случайно. Каин взял себе в жены вторую сестру Эвеля, с которой тот
успел обручиться. Как сказано: «Ведь в поле застал он ее. Кричала девица
обрученная, но не было спасителя ей» (Дварим, гл. 22, ст. 27).
В
книге Зогар говорится, что душа Моше была связана с душой Эвеля, а душа Итро
была родственна Каину. Каин фактически отнял жену у Эвеля. Отдав свою дочь,
Ципору за Моше, Итро этим исправил то злодеяние Каина.
После
убийства Эвеля Каин раскаялся и взмолился, обращаясь к Всевышнему. «Столь велика
моя вина, что не вынести, — говорил он. — Вот Ты изгнал меня сегодня с лица
земли, и от лица Твоего сокрыт буду, и буду я скитальцем и кочевником на земле,
и всякий встретивший меня — убьет» (Берешит, гл. 4, ст. 13-14).
На это Всевышний ему ответил: «Всякий, кто убьет Каина, — ответил ему Всевышний,
— в седьмом поколении воздастся ему» (там же, ст. 15).
И поставил
Творец Каину знак, чтобы не поразил его всякий встретивший его. Этим знаком была
буква вав, которую Творец начертал у Каина на лбу. С того момента вав был
добавлен и к имени Каина. Из Каина он превратился в Кануй — приобретенный
Всевышним. А приобретению Творца запрещено вредить.
Когда Йетер
прошел гиюр, к его имени была добавлена буква вав, и Йетер стал Итро. Это
знаменовало собой исправление прегрешения Каина...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Слушать, чтобы
выполнять
Итро узнает
об Исходе сынов Израиля из Египта. Об этом читаем: «И услышал Итро, священник
Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что содеял Всевышний для Моше и для Израиля,
народа Своего, что вывел Творец Израиль из Египта» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Какое именно
событие побудило Итро отправиться в пустыню к сынам Израиля?
То, что море Суф расступилось перед евреями, — пишет, отвечая на этот вопрос, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
ссылаясь на Мидраш Mexuльтa.
О рассечении
моря мы читали в предыдущей главе. Читали и не сдвинулись. А Итро снялся с
обжитого места и пошел в неизведанное, на поиски Шехины (Присутствия
Всевышнего).
Есть раввины,
учителя и наставники, умеющие красочно и красиво излагать идеи Торы. Они
иллюстрируют свои слова яркими примерами, берущими за душу историями. И люди
любят ходить на их уроки, с удовольствием слушают и даже стараются запомнить. А
прослушав, возвращаются домой и продолжают жить, как прежде, ничего не меняя —
ни в себе, ни в своей жизни. Они считают, что раз потратили свое время на урок —
им наверняка простились все нарушения и прегрешения. Люди все еще мечтают
добиваться результата, не прикладывая никаких усилий, и продолжают лежать на
печи.
Раби Давид
Сегал, автор фундаментального комментария на Шулхан Арух, глава своего поколения
(жил около 400-т лет назад). Его мнение стало основополагающим во многих
галахических вопросах.
Его знания не
были преподнесены ему на серебряном подносе, они не дались легко, но явились
результатом титанической работы и невероятных усилий.
Все свое
время раби Давид посвящал учебе. Его никогда не видели без книги. Когда он
уставал настолько, что глаза начинали слипаться, он залезал с книгой в кровать и
продолжал еще какое-то время повторять выученное, пока сон окончательно не
овладевал им. Немного поспав и восстановив силы, он снова возвращался к учебе.
Однажды
прислуга, что помогала вести хозяйство и жила в его доме пожаловалась его жене
на проблемы со сном. Я уже знаю в лицо каждую овцу, а заснуть по-прежнему не
могу. Рабанит попыталась научить ее различным средствам, диктовала рецепты, но
та не пожелала слушать.
— Дайте мне
снотворную книгу рава,— потребовала горничная.
— Впервые о
такой слышу! Да и разве ты умеешь читать на нашем языке?
— Я уже
несколько раз видела, что раввин брал в руки то одну книгу, то другую, но стоило
той, самой «сонной», оказаться у него в руках, как его веки смыкались.
Рабанит
пыталась объяснить, что муж берет книги не для сна, а для учебы, только
горничная была уверена в своей правоте.
Многие,
подобно горничной верят в чудесные решения: взял в руки книгу — уснул, пришел на
урок — выполнил всю Тору. Никто не хочет трудиться.
А Итро
услышал и отправился в путь. Весь мир слышал вместе с ним. Как сказано:
«Услышали народы и содрогаются, трепет объял жителей Плешета. Тогда пришли в
смятение главы Эдома, знатных моавитян охватила дрожь, обмякли от страха все
жители Кенаана» (Шемот, гл. 15, ст. 14-15).
Но действовал
только Итро. И его именем названа глава в Торе.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Сила заповеди
Итро дал Моше
совет — «И освети им уставы и учения, и возвести им путь, по которому им идти, и
дело, какое им делать» (Шемот, гл. 18, ст. 20).
Эта фраза
содержит намеки на разные заповеди и установления.
В Талмуде
(трактат Бава Кама, лист 100) говорится, что в выражении «йелху» (им идти)
заключено, кроме всего прочего, и указание на заповедь посещения больных.
Рассказывают
такую историю.
Два известных
раввина раби Пинхас из Кореца и раби Яаков из Шепитовки прибыли в город. Там им
оказали радушный прием, и очень скоро на подступах к постоялому двору, в котором
они остановились, выстроилась огромная очередь из обиженных и несчастных, ищущих
утешения и доброго слова.
Среди
пришедших была женщина с серым лицом и заплаканными глазами. Она поведала, что
ее единственный сын, ее надежда и опора, вот уже несколько месяцев тяжело
болеет. Он не в состоянии подняться с кровати, а доктора лишь разводят руками,
никто не может помочь.
Раввины, не
раздумывая, встали и сообщили женщине, что идут навестить ее сына.
Когда они
вошли в его комнату, то увидели, что от очевидно, некогда крепкого человека,
осталась только тень. Они недолго посидели у его кровати, постарались
приободрить его, а затем поднялись и объявили: «Мы исполнили заповедь посещения
больных, теперь твоя очередь — выполни заповедь и проводи гостей, как положено».
Мать только
вскрикнула, когда юноша сам поднялся с кровати и с большим трудом сделал первый
шаг. Каждый следующий шаг ему давался непросто, но дойдя до двери, он словно
стряхнул с себя хворь, и проворно, вслед за раввинами выпорхнул на улицу и дошел
с ними до их постоялого двора.
Его мать еле
поспевала за ним. Она не верила своим глазам и от всего сердца благословляла
Всевышнего...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|