25 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе: вторая
книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы Итро
1. Откуда взялись антисемиты и ненавистники Израиля
В нашей
недельной главе говорится о присоединении Итро к народу Израиля. И здесь мы
читаем: «И услышал Итро... тесть Моше, обо всем, что совершил Всевышний для Моше
и для Израиля, народа Своего, когда вывел Творец сынов Израиля из Египта... И
пришел Итро... к Моше в пустыню» (Шемот, гл. 18, ст. 1, 5).
О чем же
услышал Итро, что побудило его бросить все дела, сняться с обжитого места и
отправиться в пустыню?
Он услышал о
двух событиях, — пишет Раши, ссылаясь на Мидраш Mexuльтa — о рассечении моря Суф
и о войне с Амалеком.
О чудесном
рассечении моря Суф, когда сыны Израиля прошли сквозь его воды, а преследующие
их египтяне были утоплены - стало известно во многих странах региона. Но вылазка
отряда амалекитян в пустыню проводилась скрытно, и о ней мало кто знал. Каким же
образом это известие дошло до Итро?
Чтобы лучше
разобраться в этом вопросе рассмотрим историю происхождения народа амалекитян.
Написано: "А
Тимна стала наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила она Элифаэу Амалека" (Берешит,
гл. 36, ст. 12).
В Талмуде
(трактат Санhедрин, лист 99) разъясняется, что Тимна была царского рода. Она
добралась до Кенаана и хотела пройти гиюр. С этим она обратилась в семью Ицхака
и Яакова, но получила отказ. Тимна была упорна в своем намерении, так что первая
неудача ее не остановила. К Эсаву он не рискнула обратиться, ведь за ним
закрепилась слава человека агрессивного и неуравновешенного, да и жен у него
было уже предостаточно. Тимна пошла к его сыну, Элифазу. Тот в свое время учился
у Яакова, слыл мудрецом и пророком, водил дружбу с Ийовом и Итро. Тимна
предложила Элифазу себя в жены, только он не соблазнился. И желание хоть как-то
породниться с отпрыском благородного семейства толкнуло Тимну принять незавидную
роль наложницы. У Элифаза и Тимны родился Амалек, от которого произошел Аман,
Хмельницкий и Гитлер, и все те, кто из поколения в поколение мечтали уничтожить
еврейский народ. На примере Тимны становится ясно, что не стоит отталкивать
того, кто всем сердцем желает пройти гиюр и присоединиться к сынам Израиля.
Ведь, многие гонители евреев вышли из тех, кому было отказано в гиюре. Впрочем,
каждого соискателя гиюра необходимо проверять до тех пор, пока не станет
очевидной чистота его намерений и полное отсутствие корысти в них.
В Талмуде
(трактат Йевамот, лист 47) собраны вопросы, помогающие выявить
побудительные мотивы кандидата в геры. Приведу их здесь, дополнив современными
реалиями.
Почему ты
решил присоединиться к этой нации? Разве ты не знаешь, что евреи часто бывают
гонимы и презираемы народами мира? Ты осознаешь всю тяжесть жизни согласно Торе?
Готов ли ты к тому, что множество заповедей и законов будут влиять на твою
жизнь? Они определят, что тебе есть, и от чего воздержаться, чем заняться в
шаббат, и чем заниматься категорически запрещено. А может ты просто увлекся
еврейкой, и поэтому тебе нужен гиюр? Или тебе нужно попасть в еврейскую
компанию, получить должность в еврейской организации, стать гражданином Израиля?
Итро дружил с
Элифазом и вся история, от неприятия Тимны семьей Ицхака и Яакова до появления
Амалека, произошла у него на глазах. Он понял, что сейчас, его шансы на гиюр
резко возросли.
«Теперь,
после боя с амалекитянами, они меня точно не оттолкнут, они меня примут и
сделают мне гиюр», - решил Итро и отправился в пустыню.
Можно
добавить, что после гибели отборного отряда египтян в водах моря Суф, все народы
охватили страх и трепет перед евреями. Этот народ боялись и уважали. Но Амалек,
своим вероломным нападением, охладил восторг, созданный чудесным рассечением
моря. У людей стал пропадать интерес, на сынов Израиля начали смотреть, как на
обычное кочевое племя.
Тогда Итро
понял, что пришло время действовать.
«Амалек
охладил, а я снова подогрею!», - сказал Итро и отправился к евреям в пустыню
проходить гиюр.
на основе комментария Хида
2. Возвращение Ципоры
Итро приходит
в пустыню к сынам Израиля, чтобы пройти гиюр и присоединиться к еврейскому
народу. Он приходит не один. Об этом читаем: "И взял Итро, тесть Моше, Ципору,
жену Моше, после того как она была отослана. И двух ее сыновей" (Шемот,
гл. 18, ст. 2-3).
Моше родился
и вырос в Египте. Но затем был вынужден бежать в Мидьян. Там он обзавелся
семьей, у него родились дети. Всевышний избрал Моше возглавить исход евреев из
Египта. Возвращаясь, Моше отсылает Ципору в дом тестя.
Миссия Моше
была сопряжена с опасностью высокой степени и риском для жизни. Он не единожды
отправлялся во дворец фараона, в это логово врага. По приказу фараона его могли
в любой момент убить, да так, что потом концов не сыщешь. В этом случае, Ципора
бы стала агуной (соломенной вдовой, женщиной, чье вдовство точно не установлено
и поэтому ей запрещено выходить замуж). Во избежание этого, Моше дал Ципоре гет
(разводное письмо). Намек на это мы находим в словах: «после того, как она была
отослана» - отослана в дом отца.
Целый год Ципора была формально свободна. Она могла выйти замуж на вполне
законных основаниях. Но она этого не сделала.
После чуда с
рассечением вод моря Суф, Итро услышал "обо всем, что совершил Всевышний для
Моше и для Израиля, народа Своего" (там же, ст. 1). Он отправился в пустыню к
Моше, прихватив с собой Ципору и двух ее сыновей. В день встречи, Моше устроил
свадебную трапезу, по случаю возвращения своей жены. Об этом читаем: "И совершил
Итро, тесть Моше, приношение Всевышнему. И пришел Аарон и все старейшины Израиля
вкушать хлеб с тестем Моше перед Всевышним" (там же, ст. 12).
После того,
как египтяне потерпели тяжелейшие поражения в Египте и на берегу моря Суф, Моше
понял, что опасность миновала. И сразу в день прибытия Итро, он устроил большое
празднество, чтобы все узнали, что он возвращает Ципору, и та снова становится
его законной супругой.
Когда пара
впервые сочетается браком, им семь дней устраивают пышные пиршества. Но если они
возвращаются после развода, то это празднуется, лишь один день. О таком
праздновании и идет речь в нашей главе. Ведь сказано, что Аарон и старейшины ели
хлеб вместе с Итро «перед Всевышним». А о свадебной трапезе для жениха и невесты
говорится: «радость в обители» - в обители Всевышнего.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Сыновья Моше
В нашей главе
объясняется какой смысл Моше вкладывал в имена своих сыновей. И мы читаем: "Имя
одного было Гершом, что значит: Пришелец (гер) я там (шам), в чужой стране. А
еще одного Моше назвал Элиэзер, потому что: Всевышний помогает мне, Он спас меня
от меча фараона" (Шемот, гл. 18, ст. 3-4).
Моше назвал
своего первенца Гершомом, чтобы постоянно напоминать себе и окружающим: мы здесь
не дома, мы тут временно. И как бы сытно ни кормили, мы не вправе здесь осесть,
обосноваться и пустить корни - ведь, это галут, изгнание. Нельзя
привыкать, нельзя успокаиваться пока не окажешься в стране, которую Всевышний
обещал дать во владение. Чтобы напоминание было действенным, Моше интегрировал
его в самое дорогое и приятное.
Своего
второго сына Моше назвал Элиэзер. Интересно, что Элиэзер не был ни вторым, ни
другим, он наряду с Гершомом являлся «еще одним». В оригинале - эхад. А в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 10) сказано, везде,
где в Торе упоминается «эхад» имеется в виду некто значимый и особенный -
меухад.
О Всевышнем
известно, что Он один не только потому, что Ему нет подобного и Он в Своем роде
единственный, но и потому что - единый, цельный и однородный, не имеющий
составных частей, выделенный и отделенный от всех. И еще Он неизменный, как
сказано: "Ведь Я, Всевышний, не изменился" (Малахи, гл. 3, ст. 6).
А вот слова
другого пророка: "До Меня не существовало Творца, и после Меня – не будет" (Йешаягу,
гл. 43, ст. 10).
Но, если
уникальность и значимость Всевышнего не вызывают сомнения, нам все же еще
придется разобраться в уникальности Элиэзера. И понять в чем она состоит.
В Мидраше (Псикта
де-рав Каhана) сказано, что, когда Моше взошел на гору Синай получать
Тору, он услышал голос Всевышнего, который повторял открытие в области галахи,
сделанное рабби Элиэзером. Это произвело на Моше сильнейшее впечатление. Так,
что он не удержался и воскликнул:
- Владыка
мира! Тебе подвластно все сущее! А Ты сидишь и повторяешь слова человека из
плоти и крови?!
- Я обязан
отдать должное великому раби Элиэзеру, этому мудрецу и праведнику, который в
будущем совершит прекрасное открытие в Торе. Любой, кто способен оценить всю
простоту и элегантность установления раби Элиэзера, придет в восхищение.
- Как бы я
хотел удостоится, чтобы он был из моих потомков! - взмолился Моше.
Мы видим, что Моше назвал Элиэзером не своего второго сына и не другого сына, а
«еще одного». В этом заключен намек на совершенно уникального, великого раби
Элиэзера, произошедшего от Моше.
Еще можно
добавить, что раби Элиэзер был перевоплощением (гилгулем) Реувена сына Яакова.
Намек на это находим в словах его матери Леи: "И нарекла ему имя Реувен, сказав:
Теперь увидел Всевышний бедность мою" (Берешит, гл. 29, ст. 32).
Слово «раа»
(увидел) является аббревиатурой выражения: раби Элиэзер, великий.
Под бедностью
Лея конечно же не имеет в виду отсутствие дорогих украшений и нарядов.
Материальное богатство ее мало привлекает. Речь идет о чертах характера, о
качествах души, которые кажутся Лее, в виду ее скромности, недостаточно
развитыми, бедными. Своей скромностью Лея напоминает Моше. Таким образом, мы
видим, что раби Элиэзер, прозванный Великим, был из потомков Моше с душой
Реувена, первенца Леи.
на основе комментария Бен Иш Хай
Автор текста Мордехай Вейц ![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
ГЛАВА
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе: вторая
книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы Итро
1. Откуда взялись антисемиты и ненавистники Израиля
В нашей
недельной главе говорится о присоединении Итро к народу Израиля. И здесь мы
читаем: «И услышал Итро... тесть Моше, обо всем, что совершил Всевышний для Моше
и для Израиля, народа Своего, когда вывел Творец сынов Израиля из Египта... И
пришел Итро... к Моше в пустыню» (Шемот, гл. 18, ст. 1, 5).
О чем же
услышал Итро, что побудило его бросить все дела, сняться с обжитого места и
отправиться в пустыню?
Он услышал о
двух событиях, — пишет Раши, ссылаясь на Мидраш Mexuльтa — о рассечении моря Суф
и о войне с Амалеком.
О чудесном
рассечении моря Суф, когда сыны Израиля прошли сквозь его воды, а преследующие
их египтяне были утоплены - стало известно во многих странах региона. Но вылазка
отряда амалекитян в пустыню проводилась скрытно, и о ней мало кто знал. Каким же
образом это известие дошло до Итро?
Чтобы лучше
разобраться в этом вопросе рассмотрим историю происхождения народа амалекитян.
Написано: "А
Тимна стала наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила она Элифаэу Амалека" (Берешит,
гл. 36, ст. 12).
В Талмуде
(трактат Санhедрин, лист 99) разъясняется, что Тимна была царского рода. Она
добралась до Кенаана и хотела пройти гиюр. С этим она обратилась в семью Ицхака
и Яакова, но получила отказ. Тимна была упорна в своем намерении, так что первая
неудача ее не остановила. К Эсаву он не рискнула обратиться, ведь за ним
закрепилась слава человека агрессивного и неуравновешенного, да и жен у него
было уже предостаточно. Тимна пошла к его сыну, Элифазу. Тот в свое время учился
у Яакова, слыл мудрецом и пророком, водил дружбу с Ийовом и Итро. Тимна
предложила Элифазу себя в жены, только он не соблазнился. И желание хоть как-то
породниться с отпрыском благородного семейства толкнуло Тимну принять незавидную
роль наложницы. У Элифаза и Тимны родился Амалек, от которого произошел Аман,
Хмельницкий и Гитлер, и все те, кто из поколения в поколение мечтали уничтожить
еврейский народ. На примере Тимны становится ясно, что не стоит отталкивать
того, кто всем сердцем желает пройти гиюр и присоединиться к сынам Израиля.
Ведь, многие гонители евреев вышли из тех, кому было отказано в гиюре. Впрочем,
каждого соискателя гиюра необходимо проверять до тех пор, пока не станет
очевидной чистота его намерений и полное отсутствие корысти в них.
В Талмуде
(трактат Йевамот, лист 47) собраны вопросы, помогающие выявить
побудительные мотивы кандидата в геры. Приведу их здесь, дополнив современными
реалиями.
Почему ты
решил присоединиться к этой нации? Разве ты не знаешь, что евреи часто бывают
гонимы и презираемы народами мира? Ты осознаешь всю тяжесть жизни согласно Торе?
Готов ли ты к тому, что множество заповедей и законов будут влиять на твою
жизнь? Они определят, что тебе есть, и от чего воздержаться, чем заняться в
шаббат, и чем заниматься категорически запрещено. А может ты просто увлекся
еврейкой, и поэтому тебе нужен гиюр? Или тебе нужно попасть в еврейскую
компанию, получить должность в еврейской организации, стать гражданином Израиля?
Итро дружил с
Элифазом и вся история, от неприятия Тимны семьей Ицхака и Яакова до появления
Амалека, произошла у него на глазах. Он понял, что сейчас, его шансы на гиюр
резко возросли.
«Теперь,
после боя с амалекитянами, они меня точно не оттолкнут, они меня примут и
сделают мне гиюр», - решил Итро и отправился в пустыню.
Можно
добавить, что после гибели отборного отряда египтян в водах моря Суф, все народы
охватили страх и трепет перед евреями. Этот народ боялись и уважали. Но Амалек,
своим вероломным нападением, охладил восторг, созданный чудесным рассечением
моря. У людей стал пропадать интерес, на сынов Израиля начали смотреть, как на
обычное кочевое племя.
Тогда Итро
понял, что пришло время действовать.
«Амалек
охладил, а я снова подогрею!», - сказал Итро и отправился к евреям в пустыню
проходить гиюр.
на основе комментария Хида
2. Возвращение Ципоры
Итро приходит
в пустыню к сынам Израиля, чтобы пройти гиюр и присоединиться к еврейскому
народу. Он приходит не один. Об этом читаем: "И взял Итро, тесть Моше, Ципору,
жену Моше, после того как она была отослана. И двух ее сыновей" (Шемот,
гл. 18, ст. 2-3).
Моше родился
и вырос в Египте. Но затем был вынужден бежать в Мидьян. Там он обзавелся
семьей, у него родились дети. Всевышний избрал Моше возглавить исход евреев из
Египта. Возвращаясь, Моше отсылает Ципору в дом тестя.
Миссия Моше
была сопряжена с опасностью высокой степени и риском для жизни. Он не единожды
отправлялся во дворец фараона, в это логово врага. По приказу фараона его могли
в любой момент убить, да так, что потом концов не сыщешь. В этом случае, Ципора
бы стала агуной (соломенной вдовой, женщиной, чье вдовство точно не установлено
и поэтому ей запрещено выходить замуж). Во избежание этого, Моше дал Ципоре гет
(разводное письмо). Намек на это мы находим в словах: «после того, как она была
отослана» - отослана в дом отца.
Целый год Ципора была формально свободна. Она могла выйти замуж на вполне
законных основаниях. Но она этого не сделала.
После чуда с
рассечением вод моря Суф, Итро услышал "обо всем, что совершил Всевышний для
Моше и для Израиля, народа Своего" (там же, ст. 1). Он отправился в пустыню к
Моше, прихватив с собой Ципору и двух ее сыновей. В день встречи, Моше устроил
свадебную трапезу, по случаю возвращения своей жены. Об этом читаем: "И совершил
Итро, тесть Моше, приношение Всевышнему. И пришел Аарон и все старейшины Израиля
вкушать хлеб с тестем Моше перед Всевышним" (там же, ст. 12).
После того,
как египтяне потерпели тяжелейшие поражения в Египте и на берегу моря Суф, Моше
понял, что опасность миновала. И сразу в день прибытия Итро, он устроил большое
празднество, чтобы все узнали, что он возвращает Ципору, и та снова становится
его законной супругой.
Когда пара
впервые сочетается браком, им семь дней устраивают пышные пиршества. Но если они
возвращаются после развода, то это празднуется, лишь один день. О таком
праздновании и идет речь в нашей главе. Ведь сказано, что Аарон и старейшины ели
хлеб вместе с Итро «перед Всевышним». А о свадебной трапезе для жениха и невесты
говорится: «радость в обители» - в обители Всевышнего.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Сыновья Моше
В нашей главе
объясняется какой смысл Моше вкладывал в имена своих сыновей. И мы читаем: "Имя
одного было Гершом, что значит: Пришелец (гер) я там (шам), в чужой стране. А
еще одного Моше назвал Элиэзер, потому что: Всевышний помогает мне, Он спас меня
от меча фараона" (Шемот, гл. 18, ст. 3-4).
Моше назвал
своего первенца Гершомом, чтобы постоянно напоминать себе и окружающим: мы здесь
не дома, мы тут временно. И как бы сытно ни кормили, мы не вправе здесь осесть,
обосноваться и пустить корни - ведь, это галут, изгнание. Нельзя
привыкать, нельзя успокаиваться пока не окажешься в стране, которую Всевышний
обещал дать во владение. Чтобы напоминание было действенным, Моше интегрировал
его в самое дорогое и приятное.
Своего
второго сына Моше назвал Элиэзер. Интересно, что Элиэзер не был ни вторым, ни
другим, он наряду с Гершомом являлся «еще одним». В оригинале - эхад. А в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 10) сказано, везде,
где в Торе упоминается «эхад» имеется в виду некто значимый и особенный -
меухад.
О Всевышнем
известно, что Он один не только потому, что Ему нет подобного и Он в Своем роде
единственный, но и потому что - единый, цельный и однородный, не имеющий
составных частей, выделенный и отделенный от всех. И еще Он неизменный, как
сказано: "Ведь Я, Всевышний, не изменился" (Малахи, гл. 3, ст. 6).
А вот слова
другого пророка: "До Меня не существовало Творца, и после Меня – не будет" (Йешаягу,
гл. 43, ст. 10).
Но, если
уникальность и значимость Всевышнего не вызывают сомнения, нам все же еще
придется разобраться в уникальности Элиэзера. И понять в чем она состоит.
В Мидраше (Псикта
де-рав Каhана) сказано, что, когда Моше взошел на гору Синай получать
Тору, он услышал голос Всевышнего, который повторял открытие в области галахи,
сделанное рабби Элиэзером. Это произвело на Моше сильнейшее впечатление. Так,
что он не удержался и воскликнул:
- Владыка
мира! Тебе подвластно все сущее! А Ты сидишь и повторяешь слова человека из
плоти и крови?!
- Я обязан
отдать должное великому раби Элиэзеру, этому мудрецу и праведнику, который в
будущем совершит прекрасное открытие в Торе. Любой, кто способен оценить всю
простоту и элегантность установления раби Элиэзера, придет в восхищение.
- Как бы я
хотел удостоится, чтобы он был из моих потомков! - взмолился Моше.
Мы видим, что Моше назвал Элиэзером не своего второго сына и не другого сына, а
«еще одного». В этом заключен намек на совершенно уникального, великого раби
Элиэзера, произошедшего от Моше.
Еще можно
добавить, что раби Элиэзер был перевоплощением (гилгулем) Реувена сына Яакова.
Намек на это находим в словах его матери Леи: "И нарекла ему имя Реувен, сказав:
Теперь увидел Всевышний бедность мою" (Берешит, гл. 29, ст. 32).
Слово «раа»
(увидел) является аббревиатурой выражения: раби Элиэзер, великий.
Под бедностью
Лея конечно же не имеет в виду отсутствие дорогих украшений и нарядов.
Материальное богатство ее мало привлекает. Речь идет о чертах характера, о
качествах души, которые кажутся Лее, в виду ее скромности, недостаточно
развитыми, бедными. Своей скромностью Лея напоминает Моше. Таким образом, мы
видим, что раби Элиэзер, прозванный Великим, был из потомков Моше с душой
Реувена, первенца Леи.
на основе комментария Бен Иш Хай
4. Как совершать милосердие
Итро дает
Моше ценный совет о том, что входит в задачи еврейского лидера и духовного
наставника: "А им объясняй законы и наставления, и указывай путь, по которому
идти, и какие поступки совершать" (Шемот, гл. 18, ст. 20).
В Талмуде
(трактат Бава Мециа, лист 30) разъясняется, что под «путем» следует понимать
благотворительность и милосердие.
Но разве
этому нужно учить? Жертвуй деньги, совершай добрые дела, оказывай помощь — вот и
вся премудрость!
Для лучшего
понимания приведу следующую историю.
Хаим был
преуспевающим бизнесменом и начинающим меценатом. Он поддерживал различные
проекты, связанные с распространением Торы. За эту его деятельность, а также, в
надежде на ее расширение, он был приглашен в качестве почетного гостя на съезд
раввинов и мудрецов Торы.
Проведя время
в обществе умных людей и вкусно отобедав, Хаим возвращался домой в хорошем
расположении духа. Вдруг он с удивлением заметил, что один из участников
симпозиума, накануне блиставший глубокими познаниями в Торе и красноречием,
сейчас роется в мусорном контейнере возле йешивы. Хаим хотел проследить за
бедняком, чтобы узнать, где тот проживает, но потерял его из вида в районе
городских трущоб. На следующий день меценат специально приготовил приличную
сумму наличными, чтобы поддержать мудреца, опустившегося в пучину нищеты. Но тот
не пришел. Хаим каждый день отправлялся на съезд с пачкой денег в кармане,
только к его большому разочарованию знаток Торы больше не появлялся. И вот уже
на торжественном закрытие, он снова заметил знакомую фигуру.
- Ну вот,
сейчас я не упущу свой шанс! - подумал Хаим на ходу доставая из кармана
новенькие ассигнации.
Человек
заметил приближающегося Хаима, и в его глазах отразился страх. Он попытался
ретироваться, но Хаим закричал ему, размахивая деньгами:
- Погоди, я
хочу тебе помочь!
Бедняк
покраснел и не знал куда ему деться.
- Я не
нуждаюсь ни в какой помощи, - только и смог он выдавить из себя.
Эта сцена
привлекла внимание, вокруг стали собираться другие участники съезда.
— Вот,
возьми, чтобы тебе больше не пришлось рыться по помойкам!
Бедолага от
стыда был готов провалиться сквозь землю. Вдруг он резко рванул с места, так,
что Хаим ели успел отшатнуться, роняя злополучные деньги.
Мы видим, что
наш благотворитель, одержимый похвальным намерением помочь ближнему, выбрал для
этого крайне неудачный способ. Он не только не помог нуждающемуся, но еще и
опозорил его на глазах у всех.
на основе комментария рава Яакова Галинского
5. Было ли принятие Торы добровольным
В
нашей главе говорится о даровании Торы, и мы читаем: "И вывел Моше народ
навстречу Всевышнему" (Шемот, гл. 19, ст. 17).
Раши разъясняет, что Шехина (Присутствие Всевышнего) вышла им навстречу, как
жених выходит навстречу невесте. На это намекает и фраза: «Всевышний из Синая
пришел» (Дварим, гл. 33, ст. 2), поскольку не сказано: «на Синай
пришел» (Mexuльтa).
Только эту
идиллию нарушает рассказ о том, как Всевышний погрозил сынам Израиля поднятой
над ними горой: Мол, если согласитесь принять Тору - хорошо, а нет, так там
будет ваша могила!
Так является
ли принятие Торы добровольным выбором, или же это произошло под давлением
сверху.
Кроме того, в
благословении на Тору сказано, что Всевышний избрал евреев для того, чтобы
даровать им Тору. Но ведь известно, что Он предлагал Тору всем народам, и только
когда те отказались, Он дал ее евреям. Так о каком избрании идет речь?
Чтобы лучше в
этом разобраться приведу следующую историю.
Один человек
был баснословно богат, он являлся владельцем фабрик, заводов, газет, теплоходов,
недвижимости и золотого прииска. Он родил пятерых сыновей. У каждого были свои
особые склонности. Младший с самого детства пропадал на прииске. Ему нравилось
наблюдать за происходящим там, и он довольно быстро изучил все производственные
процессы в деталях. А когда отрок подрос, стал настоящим специалистом в добыче
золота. Состарившись отец решил составить завещание. Он собрал детей и спросил у
кого к какой деятельности больше лежит сердце. Один сын хотел заниматься
производством. Ему отец отписал все свои заводы. Другой мечтал об издательской
деятельности. Он унаследовал газеты. Третий выбрал транспортную компанию.
Четвертый изъявил желание взять под свой контроль недвижимость. Золотой прииск,
хоть и приносил больше всего прибыли - никого не заинтересовал, кроме младшего.
Все остальные
посчитали его чересчур тяжелым и хлопотным занятием.
Народы мира
подобны старшим братьям. Они не пожелали взять самое ценное - Тору, побоявшись
излишних ограничений и трудностей. Да и душа у них к Торе не лежала, потому что
не была подготовлена.
И только сыны
Израиля были способны по-настоящему принять Тору, так чтобы она была в радость,
а не в тягость. Для этого их праотцами были выработаны особые качества и
способности, которые они смогли укоренить и в своих потомках. Правда, порой они
находятся под толстым слоем других всевозможных талантов. И чтобы их найти и
задействовать, необходимо сперва хорошенько припугнуть. Впрочем, золото Торы
того стоит.
на основе комментария Хатам Софера
![](/sitep/donate/help_now2.gif)
![](http://www.evrey.com/sitep/lineprint.gif)
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|