КИ ТЕЦЕ 
"КИ ТЕЦЕ"
КИ ТЕЦЕ 
Чтение текста
Афтары

"КИ ТЕЦЕ"

12.09.2024, 9 Elul, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Любовь к Торе и заповедям проявляется в мелочах

 

Нашу недельную главу открывает обещание — «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «экев», вынесенное в название этой недельной главы, мы перевели словосочетанием — «за то, что». Но экев употребляется и в значении — «пятка».

Таким образом, в нашей фразе содержится намек на заповеди и обычаи, которые человек считает незначительными и поэтому может ими пренебречь, то есть — «попирает пятками».

Выходит, в Торе наше внимание акцентируется на соблюдении «легких» заповедей, на мелких деталях их выполнения.

Учителя цитируют — «Чего бояться мне в дни бедствия? Нечестие стоп моих окружает меня» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 49, ст. 6). И объясняют, что Давид опасается мелких прегрешений, совершенных по невнимательности или по легкомыслию. Ведь к тем заповедям, которые обычно человек считает серьезными, он и относится по-другому.

Если у кого-то падает крупная купюра, он ее поднимет даже из грязи. Но за упавшей мелкой монетой, он точно не полезет в грязь. «Не страшно, не обеднею», — думает он. Поэтому и текст Торы, а вслед и, Давид — предупреждают нас о «мелких монетах», о пустяках, на которые мы не задумываясь «наступаем пятками». Чтобы, как отмечается в Мидраше Танхума, «в дни бедствия» не поскользнуться и не упасть.

В Псалмах царя Давида встречается и такая фраза: «Склонил я сердце мое к исполнению законов Твоих навек, до конца (в оригинале — экев)» (Теилим, гл. 119, ст. 112).

Здесь снова используется выражение «экев» (до конца).

Как можно склонить свое сердце и приучить себя к исполнению законов Торы?

Уделяя внимание «мелочам», деталям, на которые не все смотрят, которыми пренебрегают, «попирают пятками».

Как узнать, насколько тщательно человек выполняет заповеди? Ведь наличие бороды и традиционных атрибутов ничего не гарантирует. Человек может рядиться в раввина и знатока Торы, но за закрытыми дверями вести себя совершенно неподобающе. И наоборот, он может выглядеть совершенно обычно и при этом быть скрытым праведником — из тех, на которых держится мироздание.

В Талмуде (трактат Таанит, лист 22) рассказывается, как одному раввину, когда он делал покупки на рынке, открылся пророк Элиягу.

— Кто из всех этих людей удостоится Будущего мира? — спросил раввин.

— Из этих — никто, — ответил пророк. — Впрочем, вон тот, удостоится, — добавил Элиягу, указал на человека, слезающего с осла.

Раввин с интересом начал присматриваться к тому человеку. Одет по местной моде, не как еврей, даже цицит на краях одежды у него не было. Неужели это скрытый праведник?!

Раввин учтиво поздоровался с незнакомцем и справился о роде его деятельности. В разговоре выяснилось, что тот служит охранником в царской тюрьме.

— Если в тюрьму попадает еврейка, и местные солдаты или офицеры хотят воспользоваться ее бесправным положением, я бескомпромиссно встаю на ее защиту. Порой, рискуя собственной жизнью... 

Человек, даже внешне не выглядел как еврей, но сам пророк Элиягу засвидетельствовал, что у него есть удел в Будущем мире.

В Талмуде описывается и такой случай.

В одной йешиве пропал дорогой серебряный кубок.

— В полдень узнаем, кто вор, — сказал рав Каhана.

Все очень удивились такому заявлению. Что произойдет в полдень? Низойдет пророчество? Раздастся Глас с Небес?

Рав Каhана лишь загадочно улыбался.

— Сами увидите!

В полдень подали обед, и ученики стали омывать руки перед трапезой.

— Вон тот украл! — указал рав Каhана на парня, который омыв руки, вытер их о чужую одежду. — Тот, кто без спроса пользуется чужим, вполне может совершить и реальную кражу.

Парня обыскали, и среди его вещей обнаружили пропавший кубок.

Умный человек всегда придает значение мелочам в поведении других. Ведь с их помощью можно определить, действительно ли Тора и заповеди ему так важны, или же он только делает вид...

 

на основе комментария рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

 

2. Радость в понимании

 

Наша недельная глава начинается с выражения — «ве-hайя» (и будет). И мы читаем: «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Если в Торе использовано выражение «вэ-hайя», это означает, как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42), что речь пойдет о чем-то радостном.

Но какая радость подразумевается в нашей фразе?

Сразу за «вэ-hайя» идет слово «экев», вынесенное в название главы. Мы перевели его — «за то, что». Но у него есть и другие значения.

Слово «экев» можно перевести и как — «пятка», «след», «окончание» какого-то периода или эпохи, «конечная цель».

Например, выражение «иквета ди-мешиха» означает — последний период времени накануне прихода Машиаха. Тогда человеку очень трудно будет прожить без радости. Поэтому важно, чтобы он вошел в эпоху, предваряющую окончательное освобождение (геулу), научившись радоваться.

Нужно испытывать чувство радости при изучении Торы. И заповеди нужно выполнять с чувством радости, а не облегчения («наконец-то освободился»).

В книге Маавар Ябок рассказывается о разнице между заповедью, выполненной в страхе и трепете, и той, что осуществлена в радости и любви.

Когда человек выполняет заповедь из страха перед наказанием, или делает доброе дело, чтобы хорошо выглядеть в чьих-то глазах — награду за это Всевышний передает ему через малаха (малах в условном переводе — «ангел»). А тот, если связан с мерой суда, может быть довольно придирчивым и педантичным. И он сначала хорошенько проверит, соответствует ли человек награде, и в каком объеме она ему полагается.

Но если, творя добро, человек, что называется «приплясывал» от радости — награду ему вручит сам Всевышний, а Он отмеряет щедрой мерой.

Написано: «Повеления Всевышнего справедливы, веселят сердце» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 9).

В нашей недельной главе обещана радость «за то, что станете выполнять законы эти».

Известное правило — выполнение заповеди влечет за собой новую заповедь. А заповеди или повеления Всевышнего, как мы выяснили — «веселят сердце».

Таким образом, наградой за осуществление заповеди будет радость.

Если внимательно прочтем оригинал фразы со словосочетанием «станете выполнять» — увидим, что дословный перевод будет: «станете слушать». А «слушать» необходимо так, чтобы понимать.

Об этом говорится и в одной из центральных наших молитв Шма, Исраэль (слушай и понимай, Израиль).

Когда человек слушает — он учит. Когда слушает и понимает услышанное — он радуется.

Об этом и говорится в нашей фразе — о радости постижения….

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

3. В радости и скромности

 

Написано в нашей недельной главе: «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «ве-hайя» (и будет) намекает на что-то радостное. Как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42): везде, где в Торе встречается «ве-hайя» — речь о радостных событиях.

Но что может быть радостного в соблюдении законов? Обычно человек радуется, если ему удалось удачно нарушить закон. Конечно, при условии, что его не поймали.

Выражение «тишмеун» означает — «выполнять», «слушаться», а также и «слушать». Слушать же означает — понимать. Иначе — зачем слушать? Ведь не зря нас наставляют Учителя о пользе чтения Теилим (Псалмов царя Давида). Особенно — когда чтение сопровождается пониманием прочитанного. Поэтому Теилим рекомендуется читать с объяснениями и смысловыми комментариями.

Раби Авраам Адес возглавлял группу изучающих Сокровенную Тору в синагоге «Иссахароф» в Бухарском квартале Иерусалима. Он жил в бедности. При этом все знали, что его молитвы приносят плоды и не остаются без ответа.

Со всего Израиля и даже из-за границы приезжали к нему с просьбами помолиться за больных, бездетных, или просто невезучих.

Перед молитвой он в течение часа читал Теилим. За это ему платили символическую сумму.

Раби Авраам всегда предупреждал, что заранее не знает, сколько глав сумеет прочесть за час. Может быть, десять, может — только одну или половину. Все зависело от понимания.

Если он встречал непонятное слово или фразу, выбивающуюся из общего смыслового контекста, он погружался в комментарии, пока не прояснял для себя всю суть написанного. А затем обращался с молитвой к Всевышнему. И молитвы, шедшие вслед за радостью понимания, принимались Творцом.

В книге раби Аарона Азриэля (Израиль, 1818-1879 гг.) Озен Аарон рассматривается темя изучения Талмуда. И подчеркивается, что Всевышний — не считает пройденные листы. Его гораздо больше интересует уровень понимания, затраченное на изучение время и приложенные усилия. И очень важный фактор, чтобы учеба не давила на плечи неподъемным грузом, но — приносила радость и доставляла удовольствие.

Слово «экев» (за то, что), вынесенное в название нашей недельной главы, имеет и другие значения — «пятка», «след».

Походка, при которой человек, делая шаг, ставит пятку одной ноги прямо впереди носка другой, свидетельствует о внутренней скромности идущего. Он ставит перед собой реальные цели и стремится к ним шаг за шагом. Причем шаги его не слишком широки — чтобы не споткнуться и не упасть.

Некоторые люди преуспели на торговле акциями, тогда как большинство прогорело.

Основу состояния барона Ротшильда заложила как раз удачная торговля акциями. Он поделился с нами своим секретом.

Обычно, если человек владеет акциями, которые начали расти в цене, он их не продает, а ждет, чтобы они еще выросли. И радуется каждому скачку, подсчитывая в уме свою прибыль от продажи.

Но вот, после очередного подъема цена акций начинает падать. Человек решает, что сейчас не имеет смысла их продавать, но нужно дождаться очередного роста. Только акции никак не выходят из пике, и порой человек теряет все, что у него было.

Барон Ротшильд никогда не ждал слишком долго. Он продавал акции в середине их роста и покупал другие. Не ждал большого прыжка цен, довольствовался мелкими стабильными шажками. Поэтому и не прогорал.

Точно так же и в процессе духовного роста — не следует ставить перед собой слишком уж грандиозные цели, пытаясь допрыгнуть до них. Слишком велика вероятность падения. Нужно двигаться вперед небольшими шажками: пятка, носок, пятка носок. И — радоваться даже скромным достижениям...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)  

 

 

4. Выученное не пропадет и не забудется

 

Написано: «И будет (в оригинале — ве-hайя): за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Если человек изучает Тору не ради денег и славы, но во Имя Небес — к его душе, когда они будет покидать этот мир, спустится малах (в условном переводе — «ангел») и поможет вспомнить все, что он когда-то учил.

Намек на это содержится в нашей фразе.

Выражение «ве-hайя» (и будет) свидетельствует о чем-то радостном. Слово «экев» (за то что) можно перевести и как — «конец», «окончание». А глагол «тишмеун» (выполнять), как —   «слушаться», «слушать» или «услышать». Суммировав все это, в переводе получим — «человека, посвятившего себя изучению Торы, в конце жизненного пути ждет радость». Все выученное им, включая то, что казалось забытым, никуда не пропадет. Малах будет послан ему, и он повторит с ним все, что тот когда-либо изучал.

Но что это за малах и откуда он берется?

Результат выполнения заповеди, кроме всего прочего — создание малаха, связанного с этой заповедью. И имя у него под стать заповеди.

Вспомним историю Шимшона. Его мать была бездетна. Но в один прекрасный день, к ней явился малах Всевышнего и возвестил, что у нее родится сын.

Она рассказала об этом своему мужу, Маноаху. И тот с мольбой обратился к Всевышнему, чтобы малах появился снова. Всевышний принял молитву и вторично отправил малаха. Маноах справился у него об имени. И тот ответил, что зовут его Фели — имя, связанное с заповедью о назируте, о чем в Торе сказано: «Если мужчина или женщина даст обет (в оригинале — «йяфли») назира…» (Бамидбар, гл. 6, ст. 2).

Выражение «йяфли» (даст обет) созвучно с именем малаха Фели.

В книге Менорат hа-Маор (одна из первых в еврейской истории книг по еврейской этике, написанная в средневековой Испании равом Ицхаком Абуавом) рассказывается о человеке, который всю жизнь изучал трактат Талмуда Хагига (ударение на последнем слоге). Этот трактат так ему нравился, что он не хотел с ним расставаться и не брался ни за какой другой. Зато Хагигу он изучал с огромным удовольствием и любовью.

Человек этот жил очень уединенно. И когда умер — никто об этом не знал, и некому было его похоронить. Тогда там появилась некая женщина и «возвысила» свой голос, как это умеют делать только женщины. На крик сбежались люди. И женщина велела похоронить умершего со всеми почестями.

— Ведь изо дня в день, этот человек почитал меня, — говорила женщина, — и благодаря ему, я не чувствовала себя брошенной и покинутой. Все, кто примет участие в его похоронах, удостоятся Будущего мира.

Люди бросились исполнять волю этой женщины. Они омыли тело, обрядили его в погребальные одежды (тахрихин). Затем вырыли могилу и стали произносить траурные речи и оплакивать покойного. Женщина тоже оплакивала его.

— Как твое имя? — спросили ее.

— Меня зовут Хагига...

Когда в могилу упала последняя горсть земли, женщина исчезла, и больше никто и никогда ее не видел...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(широко известен как Хида — аббревиатура, составленная из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Дела одинаковые, награды — разные

 

В нашей недельной главе говорится о награде за исполнение заповедей. Здесь читаем: «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их, хранить будет Всевышний для тебя завет и милость» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Возникает вопрос — почему начало фразы стоит во множественном числе («за то, что станете выполнять»), а в конце — в единственном («хранить будет Всевышний для тебя»)?

Десять человек пришли в синагогу на молитву, и молятся вместе по одинаковым сидурам (сидур — сборник еврейских молитв), тратя одно и тоже время.

Сто человек собрались на урок Торы. Они все слушают тот же материал, похоже реагируют (в нужном месте смеются, где надо — возмущаются, иногда хмыкают, порой пожимают плечами или разводят руками).

И в том, и в другом примере все действующие лица совершают одинаковые, по сути, действия, но награду за это получают — разную. Награда у каждого — своя. Ведь один пришел уставший, а другой полон сил. Кто-то перед уроком взбодрился чашечкой крепкого, ароматного кофе, и теперь ему море по колено, у кого-то — маковой росинки во рту с утра не было.

Кто-то пришел пешком издалека, по жаре, и за это ему полагается отдельное вознаграждение. А его приятель с комфортом добрался на авто.

На этого сыплются беды одна за другой, а рядом с ним сидит тугой на ухо.

Этому знания даются с большим трудом, и он постоянно напрягает все свои силы, чтобы хоть что-то понять.

Один постоянно преодолевает себя, другому все дается легко.

Кто-то воюет с посторонними мыслями, кто-то — путешествует по духовным мирам.

У каждого — свой персональный счет. Об этом написано: «Пути к Тебе — в сердце их» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 84, ст. 6).

У каждого в сердце — свой путь. И каждый получает награду в зависимости от того, насколько самоотверженно он этим пум следует.

Из Торы надо усвоить важное правило: даже когда многие заняты одним и тем же делом — награды они получают разные. Общее дело подразумевает индивидуальное вознаграждение. Поэтому наша недельная глава и начинается с употребления множественного числа, но затем используется — единственное...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.

 

Почему она так называется?

По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».

Когда выйдешь на иврите — ки теце.

 

Обсуждение главы Ки Теце

 

1. Война с дурным началом

 

Наша недельная глава начинается с наставления о ведении военных действий. Написано: «Когда выступишь на войну против врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки, и ты возьмешь их в плен…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Изо дня в день, из года в год, внутри человека идет жестокая, бескомпромиссная война. Линия фронта с беспощадным врагом — прямо на сердце. Во время боевых действий враг не брезгует никакими средствами и уловками. Имя этому врагу — «царь, пожилой и глупый». Немало весьма образованных и сообразительных людей пали жертвами этого царя.

Так почему же он зовется глупым?

Электрик — все время возится с розетками и электроприборами. Йецер hа-ра (дурное начало) — весь день напролет занят тем, что превращает серьезных, разумных людей в последних глупцов. Поэтому он и зовется глупым царем, хотя, наверное, правильнее было бы назвать его — «царем глупцов».

Еще йецер hа-ра уподобляют боевому коню, или в современных реалиях — танку.

Нужно понимать, что у человека без помощи Свыше — нет никаких шансов справиться с ним и победить в войне. Только потому, что только Всевышний способен отдать его тебе в руки. Поэтому ты и можешь победить в битве с йецер hа-ра.

Лучший способ победить дурное начало — обратить против него его же оружие «и взять его в плен».

Йецер hа-ра никогда не скажет человеку — кончай, мол, с кашрутом, оставь тефилин, иди, служи идолам. Он действует тихо и медленно. Он умеет ждать и довольствоваться малыми достижениями. Его терпение безгранично.

Один из излюбленных приемов дурного начала называется — «пес у дверей пекарни». Пекарь испек партию булочек, и для привлечения покупателей вынес корзину с ними и поставил у входа.

Аромат свежей выпечки очень быстро распространился по округе. Первым покупателем стал бродячий пес. У него не было денег, зато он имел здоровый аппетит, совершенно пустой живот, внутри которого громко звучала жалобная музыка, очень напоминающая десятую симфонию Малера.

Увидев пса, пекарь достал увесистую дубину и весьма красноречиво помахал ею в воздухе. Пес отправился восвояси, но потом смекнул, что терять ему нечего, да и «Грэмми» ему явно не светит, поэтому, он вернулся и, демонстрируя на хитрой обросшей морде абсолютное безразличие, лег на бок и задремал.

Увидев, что пес мирно спит, и никакой опасности не представляет, пекарь, в ожидании покупателей — тоже решил подремать, и прилег в тени под платаном.

Только пекарь прикорнул, пес рыжей молнией метнулся к корзине с булочками, опрокинул ее, все рассыпал и, схватив одну, стремглав бросился наутек, только его и видели.

Пекарь, кряхтя и охая, собрал высыпавшуюся из корзины сдобу и вздохнул с облегчением, поняв, что не хватает только одной булки.

Йецер hа-ра поднимает бурю в душе человека. Эта буря опрокидывает «корзину» с хорошими качествами и добрыми обычаями. В итоге, после короткой, но жестокой борьбы, человеку удается сохранить или восстановить большинство из них. Так что, потеряв одно или два, человек остается, в общем, доволен собой. Ведь он мог лишится всего.

Например, исправно приходивший в синагогу еврей за пятнадцать минут до начала молитвы, чтобы молиться не в спешке, теперь начал опаздывать. А ведь, в результате душевного кризиса, он уже был готов совсем перестать ходить на общественные молитвы.

В итоге, человек доволен. Доволен и йецер hа-ра. Ведь в его планы не входила отмена молитвы. Йецер собирался лишь подпортить картину.

Впрочем, дурное начало на этом не остановится. Через месяц опоздания участятся. А через полгода — кое-где пойдут и пропуски. И если человек не примет меры — в какой-то момент он не только перестанет ходить в синагогу, но йецер hа-ра еще и кипу снимет с него с улыбкой.

Об этом говорится в Талмуде (трактат Шаббат, лист 105).

Дурное начало просит человека сделать то-то и то-то, и он откликается. Потом оно требует что-то выполнить, и он выполняет. И наконец, велит ему: «Иди, служи идолам!». И тот подчиняется — идет и служит.

Наша задача — перенять у дурного начала методы работы и поставить их на службу добру. Не спеша, шаг за шагом, продвигаться по пути Всевышнего, довольствуясь и малыми достижениями. Маленький, робкий шажок в правильном направлении — лучше комфортной остановки.

И еще важный момент.

Порой человек сам погружает себя в ситуацию испытания — не справляется и оказывается в лапах йецер hа-ра, становясь его послушным рабом. И если через какое-то время ему удастся взглянуть на себя со стороны, он будет долго удивляться, как его угораздило так низко пасть.

Чтобы такого не произошло — не подходи близко к болоту, не думай, что держишь все под контролем и в любой момент сможешь выбраться. Вязкая тина затянет тебя — и глазом не успеешь моргнуть. Ведь и не таких затягивало…  

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

2. От «красивой пленницы» рождаются строптивые, непокорные дети

 

В нашей недельной главе говорится о «красивой пленнице». Об этом читаем: «И увидишь среди пленных красивую женщину... И возьмешь ее себе в жены» (Дварим, гл. 21, ст. 11).

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 21) сказано, что в принципе, еврею не подобает жениться на «красивой пленнице». Но во время войны солдату трудно устоять перед искушением. Поэтому Тора, разрешила ему сделать уступку дурному началу, разумеется — при соблюдении определенных условий.

Но тут предупреждают Учителя — если он воспользуется разрешением и женится на ней, в конце концов, возненавидит ее. Ибо далее в нашем фрагменте написано: «Если будут у мужа (две жены, одна любимая и одна ненавистная)… и родит она ему сына строптивого» (Дварим, гл. 21, ст. 15, 18).

Авшалом был сыном царя Давида от «красивой пленницы». Он взбунтовался против своего отца и вел себя подобно сыну строптивому. Так, что Давиду даже пришлось спасаться от родного сына. И когда ему с большим трудом удалось спастись, он написал третью главу книги Теилим (Псалмы царя Давида). И начинается эта главу словами — «Псалом Давида – когда бежал он от Авшалома, сына своего».

Возникает вопрос: почему Давид назвал эту главу «Псалмом», а не, скажем, «Плачем Давида»? Ведь, когда приходится искать спасения от родного сына — что может быть печальнее этого?

Понять силу отчаяния Давида поможет тот факт, что он взвешивал, не перейти ли ему к служению идолам. Показному, формальному, не настоящему. Но — тем не менее...

— Но скажут люди, — спрашивали его, — если узнают, что еврейский царь служит идолам?

— По-вашему лучше, чтобы они говорили, что еврейский царь убил своего сына? — отвечал Давид.

В своем комментарии к этому отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в том случае, если бы люди обсуждая гибель Авшалома, обвиняли бы Давида — это неминуемо стало бы осквернением Имени Всевышнего.

Поясню комментарий притчей.

У строгого, придирчивого, вспыльчивого царя был преданный друг. Как-то за обедом этот друг увлекся супом так, что одна крохотная капелька брызнула царю на мантию.

Царь ужасно разозлился, и тут же, на месте, приговорил растяпу к смертной казни.

Спокойно выслушав приговор, друг вылил на царя остатки своего супа и еще то, что было в супнице.

Шокированный царь краснел и бледнел. Когда, наконец, к нему вернулся дар речи, он с удивлением спросил:

— За одну каплю супа, брызнувшего мне на одежду, я приговорил тебя к смерти. Чего же ты ждешь теперь, облив меня супом с ног до головы?

— Просто я подумал, — отвечал друг, — что люди, узнав, что ты казнил меня за одну каплю, назовут тебя тираном и сумасбродом. А я люблю тебя и забочусь о твоей репутации. Теперь же, после моей выходки — ни у кого не повернется язык тебя осуждать. Народ, пожалуй, согласится с твоим решением справедливо наказать бунтаря за столь дерзкую выходку…

— Лучше уж я возьму на себя вину за идолопоклонство, — заключил Давид. — Ведь в ином случае люди станут судачить о жестокости Торы и поносить Имя Всевышнего.

— Никто и словом не обмолвится о жестокости Торы, — возразили Давиду. — Всем известно, что Авшалом твой сын от иноземной принцессы, которую ты пленил во время войны и взял себе в жены из-за ее красоты. А дети «красивой пленницы», как правило — строптивы и непокорны. Поэтому скажут люди, что Авшалом вырос сыном строптивым, о чем и дается предупреждение в Торе.

Таким образом, в гибели Авшалома люди узрят не жестокость Торы, но — ее прозорливость и справедливость.

Услышав эти слова, Давид написал «Псалом», в котором выразил радость, что ему пришлось спасаться именно от Авшалома, а не от другого сына. И теперь, чтобы отвлечь людей и предотвратить осквернение Имени Творца — идолопоклонство ему не требуется.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Чтобы не обокрали

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда выступишь на войну против своего врага, и отдаст его Всевышний тебе в руки, и ты возьмешь его в плен…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Здесь говорится и о войне с дурным началом (на иврите — йецер hа-ра). Поясню это притчей.

Два приятеля начали осуществлять совместный проект — общее дело. Каждый вложил в него свои сбережения.

Однажды один из них обнаружил, что его партнер ворует. Что он, сверх оговоренного в контракте — присваивает себе часть выручки.

Что должен предпринять бизнесмен, которого обманул и обокрал партнер по бизнесу?

Молчать, делать вид, что ничего не происходит — ему уж точно не следует. Он может закатить скандал, высказать все, что он думает о подобном бесчестном ведении дел. Украденные деньги он, скорее всего — не вернет. Но польза от этого все же будет. По крайней мере, его партнер не посмеет больше воровать.

Иногда один из партнеров проявляет хитрость. Сначала ведет бизнес честно — отдает своему компаньону даже большую часть прибыли. Лишь для того, чтобы усыпить бдительность и полностью завладеть доверием. Когда же он увидит, что партнер притупил бдительность — он обдерет его как липку, по максимуму, приберет к рукам не только всю прибыль, но и большую часть вложений.

Поэтому умный человек никогда не ослабит контроль, но будет следить за своим компаньоном во все глаза, каким бы честным и порядочным тот не казался…

Все это относится не только к бизнесменам. Каждый из нас ежедневно сталкивается с воровством. Вот как это происходит.

Когда человек просыпается утром, Всевышний, в великой милости своей — возвращает ему его душу. Возвращает ее обновленной и полной сил, предоставляя возможность немного заработать в течение дня, заниматься изучением Торы и выполнением заповедей.

Если этот человек на исходе дня проанализирует все, что с ним за этот день произошло — он поймет, что его жестоко обокрали. Его партнер, йецер hа-ра, своровал, в общей сложности, несколько часов — время, которое ушло на разные глупости, на пустые разговоры, бесполезные дела и т.п. Причем, дурное начало, как правило — не ограничивается только временем. Обычно оно еще прихватывает несколько благословений и молитв, произнесенных без надлежащей каваны (здесь — «сосредоточенности»), проговоренных автоматически, с мыслями о чем-то другом. И если человек не отреагирует, если он промолчит — очень скоро он станет горьким бедняком или даже нищим. Без Торы, без заповедей, без молитв.

Поэтому, обнаружив факт воровства — человек ни в коем случае не должен его игнорировать. Нужно уверенно и твердо выступить против йецер hа-ра и заявить ему:

— На каком основании ты воруешь мое время, бесценное время, что отпустил мне Всевышний с определенной целью? Кто дал тебе право прикарманить молитвы и благословения, которые я произнес?

Дурное начало, конечно же, не вернет то, чем оно завладело. Но в будущем воровать будет меньше.

Порой йецер hа-ра дает человеку возможность исполнить несколько заповедей. И тут необходимо понимать, что это военная хитрость. Он делает это, чтобы человек не заглядывал внутрь себя, чтобы перестал анализировать происходящее с ним в течение дня, чтобы поверил, что у него все в полном порядке, и нечего больше улучшать. И тогда йецер hа-ра начнет воровать и украдет гораздо больше, чем дал.

Чтобы не случилось такого — человеку следует постоянно воевать со своим дурным началом.

Этот совет намеком присутствует в нашей фразе — «Когда выступишь на войну против своего врага…». Враг здесь — это йецер hа-ра.

И не нужно бояться этой войны. Ведь Всевышний поможет и «отдаст его тебе в руки». А, кроме того — «ты возьмешь его в плен». То есть когда ты сделаешь тешуву (придешь к раскаянию и вернешься на пути, указанные Всевышним), Творец повернет твою жизнь так, что потери окажутся у тебя — в активе, превратятся в заслуги. Все, что было украдено — вернется с прибылью.

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

4. Понимать, что главное, что — второстепенное

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда выступишь на войну против своего врага…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Учителя Мусара (морально-этического направления в иудаизме) пишут, что, кроме всего прочего, здесь подразумевается и война со своим дурным началом (на иврите — йецер hа-ра).

Нужно понимать, что в арсенале у дурного начала — множество хитростей. Одна из его целей — сбить человека с толку, подменить главное второстепенным. И если йецер hа-ра добивается своего — человек остается в дураках.

Для того, чтобы это стало понятней, расскажу притчу.

На пограничный переход между двумя государствами прибыл подозрительный человек. Он вел рядом с собой велосипед, на который он нагрузил два здоровенных мешка.

— Что в мешках? — осведомился таможенник.

— Песок, — ответил путешественник.

— Песок? А ну-ка покажи!

Человек развязал мешки, и как таможенник ни старался — ничего, кроме песка, не обнаружил.

На следующий день этот человек снова появился на границе. Он снова вел велосипед, нагруженный двумя здоровенными мешками.

Таможенник, как положено, осведомился о содержимом мешков. И человек снова ответил, что везет песок.

Таможенник и на этот раз тщательно обыскал подозрительный груз. Но опять не нашел ничего, кроме песка.

Странный человек с велосипедом и мешками с песком стал пересекать границу с завидным постоянством. Но как его ни обыскивали, ничего не находили.

Как-то начальник таможни собрал всех своих сотрудников на специальное совещание, посвященное подозрительному велосипедисту.

— Я раскусил этого контрабандиста, — заявил он присутствующим. — Он просто рассчитывает своим песком усыпить нашу бдительность. Вот увидите, в один прекрасный день в песке обнаружится партия контрабандных бриллиантов. И того, кто это найдет, представлю к награде. Поэтому будьте начеку, не зевайте…

Таможенники изо дня в день тщательно ощупывали мешки и просеивали песок, ища в нем бриллианты или на худой конец наркотики. Но все усилия их были напрасными. Всякий раз они находили только песок, ничего больше.

Шли годы, человек состарился, и ему уже было не под силу перевозить тяжелые мешки с песком. Поэтому он оставил это занятие. Вышел на пенсию и начальник таможни.

Как-то он встретил на улице бывшего велосипедиста и пригласил его выпить по кружке пива.

— Скажи, только честно, — сказал сдув пену, бывший начальник таможни, бывшему контрабандисту, — тебе все-таки удалось обвести нас вокруг пальца? Что ты незаконно провез через границу? Не бойся, срок давности уже истек.

— Конечно же, удалось! — усмехнулся не пойманный нарушитель. — Я незаконно перевез через границу большую партию велосипедов.

Так действует и дурное начало. Сбивает человека с толку, и тот всю жизнь гоняется за чем-то второстепенным, в упор не замечая главного...

 

на основе комментария рава Исраэля-Йосефа Бронштейна

(Израиль, наше время)

 

 

5. Радость — если не возжелаешь

 

Обратим внимание на то, что в Торе сначала открывается возможность жениться на «красивой пленнице», а затем — оговаривается расторжение такого брака. Как сказано: «И будет: если не пожелаешь ее, то отпусти ее, куда ей угодно» (Дварим, гл. 21, ст. 14).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) видит здесь свидетельство Торы о том, что какими бы ни были чувства к «красивой пленнице» у по началу, в конце концов, возникнет ненависть к ней.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42) приведено такое правило: если в Торе написано «и будет», значит, речь пойдет о радостных событиях.

 Но если человеку суждено возненавидеть свою жену, бывшую пленницу — что в этом радостного?

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 21) сказано, что в принципе, еврею не следовало бы жениться на «красивой пленнице». Но во время войны солдату трудно совладать со своим дурным началом. Поэтому — и делается ему уступка, с соблюдением определенных условий.

Выходит, если солдат, увидев среди пленных красивую женщину, несмотря на разрешение взять ее в жены, все же не возжелает ее и этим разрешением не воспользуется — это и будет самой большой радостью. Ведь, что может быть лучше и радостней, чем взять верх над йецер hа-ра, одолеть его?

И еще. Радость — и в том, что ты отпустишь ее еще до того, как она родит тебе сына. Ибо в противном случае — появится на свет и будет расти строптивый и непокорный сын.

Теперь мы сможем разобраться и в одном непростом вопросе.

При составлении кетубы (брачного договора), дату обозначают так: в такой-то день такого-то месяца. Причем, месяц обозначают словом «ходеш».

Но при составлении разводного письма (гет) для обозначения месяца употребляется слово «йерах».

Почему же в кетубе месяц — ходеш, а в гетейерах?

Слово «йерах» встречается в Торе в соседстве со словом «гереш» (см. Дварим, гл. 33, ст. 14), значение которого — «развод».

Слово с тем же корнем, что и «ходеш», находим в выражении «если человек недавно женился» (Дварим, гл. 24, ст. 5), что, как очевидно, подходит к кетубе.

О женитьбе на «красивой пленнице» в Торе читаем: «И увидишь среди пленных красивую женщину, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены…» (Дварим, гл. 21, ст. 11).

Одно из условий женитьбы на ней — предоставление ей месяца, чтобы она могла оплакать своих родных и близких. Как сказано: «И оплакивает отца своего и мать свою в течение месяца (йерах)» (там же, ст. 13).

Мы видим, что в этом случае в Торе употреблено слово «йерах». При том, что речь идет о женитьбе.

Так почему же «йерах», а не «ходеш»?

Дело в том, что здесь содержится намек на то, что из брака с красивой чужестранкой ничего хорошего не выйдет. В конце концов, он возненавидит ее, и этот брак распадется.

 

на основе комментариев рава Шмуэля бен Ури Шрага Феба

(автор труда «Бейт Шмуэль»; Польша, умер в 1706 году)

и раби Исраэля Альтера

(Ребе Гурских хасидов, автор серии книг Бейт Исраэль; Польша – Израиль, середина 20-го века)
 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Установить еврейство по анализу крови, ДНК и т.п.?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля