…В Декларации Независимости, подписанной в 1948 году, Государство Израиль
названо «еврейским». И хотя это для нас пока в основном лишь «теория», другого
такого государства, суть которого (пусть даже только на бумаге) определяется по
«религиозному» принципу, в мире не существует. Есть страны, большинство
населения которых составляют христиане или мусульмане. Но это не означает, что
христианин от рождения имеет законное право «вернуться», скажем, в Англию или во
Францию. Так же, к примеру, Египет или Иран — для того, чтобы переселиться в эти
страны, недостаточно быть мусульманином.
Иная ситуация в Израиле. Каждый еврей может поселиться в нашей стране. И
Израиль обязан предоставить ему гражданство. Почему? Да потому, что Израиль —
исконно еврейская родина и убежище для евреев всего мира.
Это — поистине прекрасная концепция. Однако ее применение на практике ставит
перед еврейским народом весьма сложную задачу: дать определение понятию «еврей».
Какой смысл, казалось бы, называть страну «еврейским государством», если у нас
нет четкого представления о том, кто такие «евреи»? Попытаемся внести некую
ясность в этот парадокс.
Для того, чтобы оценить проблему с точки зрения Торы, необходимо
проанализировать ее в исторической перспективе.
Во времена Исхода, то есть более трех тысяч лет назад, численность еврейского
народа составляла около миллиона человек. По теоретическим подсчетам к началу
21-го века евреев могло быть примерно столько же, сколько в Китае китайцев. Тем
не менее, во всем мире их насчитывается всего 14 миллионов.
Разумеется, в этом чудовищном недоборе частично виновата наша кровавая
история. Однако гораздо больше евреев «выбыли» из состава нашего народа по
собственной воле. Верность еврейским корням всегда требовала от человека
готовности к самопожертвованию, и поэтому евреи нередко покидали свой народ.
Одни — под давлением завоевателей, другие — в поисках сиюминутных выгод.
Так, в 1492 году, когда перед испанскими евреями встал выбор: обратиться в
христианство или покинуть страну (а, может быть — и погибнуть), две трети евреев
отказались от веры своих отцов. Многие из них только делали вид, что приняли
христианство. Но шло время, и потомки «псевдо неофитов» без следа растворились в
среде других народов.
Наш народ сумел выжить и построить в Эрец Исраэль свое государство
только потому, что и во времена гонений всегда находились евреи, которые, не
боясь угроз, сохранили верность своим корням, заплатив за возможность остаться
собой во враждебном им мире высокую цену.
Шесть миллионов еврейских жизней унес Холокост — беспрецедентное событие в
истории человечества. Конечно же, геноцид — в мире явление не такое уж редкое.
Однако столь систематическое истребление людей на протяжении нескольких лет,
совершенно не связанное с территориальными претензиями (евреев уничтожали
исключительно за их принадлежность к еврейству) — не имеет исторических
аналогий.
Холокост в создании современного Государства Израиль сыграл особую роль.
Коллективное чувство вины народов всего мира перед евреями вынудило мировое
сообщество признать новообразованное еврейское государство. На какое-то, пусть
даже и весьма короткое время мир признал необходимость существования страны,
способной дать убежище всем евреям Земного шара. Создание Государства Израиль
оплачено еврейской кровью — кровью шести миллионов жертв Катастрофы, кровью
евреев, погибших от рук врагов в течение двух тысяч лет скитаний нашего народа.
Большинство израильтян — так называемые «светские» люди, причисляющие себя к
«цивилизованному миру». Надежды и устремления многих современных израильтян мало
чем отличаются от надежд и устремлений европейцев или американцев. Городские
пейзажи Хайфы и Тель-Авива напоминают Манхэттен, Лос-Анджелес и Торонто. Здания,
разумеется, здесь не такие высокие, но люди выглядят и ведут себя почти так же —
разве что вместо английской речи на улицах израильских городов звучит иврит.
Что же отстаивали тогда наши предки, жертвовавшие всем и даже — жизнью, чтобы
сохранить и передать потомкам ценности еврейской традиции? Неужели они проявляли
истинный героизм лишь ради того, чтобы мы, современные евреи, могли «безбедно»
жить в Эрец Исраэль, возводя на Обетованной Земле еврейские
«микроэквиваленты» Нью-Йорка?
Совершенно очевидно, что все то, чего мы достигли в современном Израиле, не
может считаться «кульминацией» еврейской истории. Создание государства Израиль —
несомненно, шаг на пути к выполнению той миссии, которая определена еврейскому
народу Творцом мира. Однако в «безбедном существовании» под защитой израильской
армии нет ничего подлинно «еврейского». И потому нам следует осознать, что
впереди нас ждет еще очень длинный, нелегкий путь.
Всевышний заключил вечный Союз с еврейским народом, и не позволит ему кануть
в небытие. Если сегодняшнее положение дел в Израиле недостаточно оправдывает
существование еврейского государства, Творец обязательно позаботится о том,
чтобы евреи поняли, что от них требуется. Когда прозвучит этот призыв, народ
Израиля просто не сможет спокойно жить в Эрец Исраэль.
Евреи всего мира, а особенно — израильские, будут вынуждены заглянуть в свою
еврейскую суть и задуматься над смыслом своей принадлежности к общине Израиля.
Подобные экзистенциальные вопросы встают перед нами каждый раз, когда нам
приходится платить за то, что мы — евреи в еврейском государстве.
Евреи — удивительный народ. Каждый раз, разговаривая с неевреями, я
спрашиваю, сколько евреев, по их представлению, живет сегодня в мире.
Большинство людей полагает, что нас — сотни миллионов. И, по моему искреннему
убеждению, ответ этот вполне обоснован. Кто бы мог поверить в то, что народ,
составляющий менее одного процента населения Земли, осуществил столько достойных
деяний? Тридцать процентов всех Нобелевских премий досталось евреям. Своим
интеллектуальным прогрессом в 20 веке человечество во многом обязано трем
еврейским мыслителям: Альберту Эйнштейну, Зигмунду Фрейду и Карлу Марксу.
В процентном отношении, в сравнении с общей численностью евреев, живущих в
той или иной стране, среди евреев невероятно много врачей, юристов,
преподавателей, писателей и представителей других интеллектуальных профессий.
Значительная часть студентов престижных университетов — евреи. Именно евреи
возглавляют большинство движений за социальную справедливость. И, несмотря на
свою сравнительную малочисленность — стоят у истоков большинства западных
благотворительных учреждений. После перерыва в две тысячи лет евреи сумели
восстановить еврейское государство и возродить иврит, который был языком их
далеких предков. Подобное не удавалось еще ни одному народу в истории
человечества.
И только евреи, как это ни парадоксально, не осознают собственную
уникальность.
Стремление «вписаться» в мировое сообщество, не отличаться от других людей
мешает им по-настоящему оценить свою еврейскую сущность и понять, что значит
быть евреем. В конце концов, зачем искать определение этому слову, если между
евреями и остальными нациями не существует никакой разницы? Евреям приходится
постоянно напоминать, что на них возложена особая историческая миссия,
выделяющая их из числа других народов — ведь их безопасность и процветание
напрямую зависят от того, насколько хорошо они понимают и выполняют поставленную
перед ними задачу. Как только евреи начинают забывать о своей истинной сути и
историческом предназначении, Творец тут же находит способ заставить их вспомнить
об этом.
Нет никаких сомнений в том, что каждый террорист несет полную ответственность
за свои поступки, и каждый человек, совершающий преступления перед Всевышним, в
конце концов, получит по заслугам. Попытаемся же понять, как устроен «механизм»,
регулирующий все аспекты бытия, включая действия тех, кто сеет разрушение и
смерть.
И террорист-смертник, взрывающий автобус с мирными гражданами, и боевик
Хизбаллы, обстреливающий ракетами территорию Израиля, убивая евреев, в
определенном смысле — мощные духовные стимулы, заставляющие израильтян заглянуть
в свою еврейскую сущность. Почему мы? Почему, несмотря на все наши
дипломатические усилия, переговоры и уступки, продолжает литься наша кровь?
Почему в современном мире, где все цивилизованные страны гарантируют своим
жителям реализацию их гражданских прав и безопасность, существование еврейского
анклава на Ближнем Востоке приходится поддерживать ценой таких чудовищных
потерь? Если мы ничем не отличаемся от остальных народов, почему же для
сохранения государства Израиль нам приходится жертвовать жизнью наших детей?
Быть может, в США или Европе у нас была бы более спокойная жизнь?
Творец не позволит нам игнорировать эти вопросы. Еврейский народ торжественно
пообещал Ему стать «царством священников и народом святым». И это обязательство
представляет собой нашу часть «социального договора» с Всевышним. Оно выделяет
нас из среды остальных народов, делая представителями Всевышнего на Земле.
Один из основных «пунктов» Договора — обещание Всевышнего закрепить во
владение потомков Авраама сынов Израиля Землю Израиля. Но выполнение этого
«обязательства» Творца напрямую зависит от того, насколько ревностно евреи будут
соблюдать заповеди Торы. Ибо сказано: «…Я избрал его (еврейский народ) для того,
чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путями
Всевышнего… И тогда исполнит Всевышний все, что обещано Им Аврааму» (Берешит,
гл. 18, ст. 19).
Мир в Израиле достижим, но — не силой оружия. Наши прадеды, дважды изгнанные
из Эрец Исраэль, прекрасно это понимали. Творец поступил с ними с гораздо
большей строгостью, нежели поступает сегодня с нами. Вместо того, чтобы призвать
их опомниться и вернуться на пути Творца, Его Торы, Он закрыл им доступ на
родину.
Большинство современных израильтян просто не осознают, что соблюдение условий
Договора, заключенного Всевышним с нашим праотцем Авраамом — основное условие
владения Святой Землей. Поэтому Творец и не изгоняет евреев из Земли
Обетованной. Пока Он ограничивается тем, что ставит нас в такие ситуации,
которые заставляют евреев задуматься над вопросами, способными спровоцировать
глубокие внутренние перемены.
Такая тактика Всевышнего причиняет нам боль. Однако в ее основе —
исключительно высокие цели, Добро. Еврейская традиция разъясняет нам, что в
неведении нет (и не может быть) ничего хорошего, а приобретение знаний всегда
сопровождается страданием. Но это страдание указывает еврейскому народу путь к
избавлению. Долгожданный мир наступит на нашей земле, когда мы полностью усвоим
урок…