Обсуждая проблемы
пола, вопросы питания,
поведения людей, Тора
призывает Народ Израиля не
забывать, что все земное
должно быть возвышено.
Конечная цель — превратить
нацию в народ, посвященный
служению Творцу, как сказано:
“Будьте святы,
ибо
Я свят, Г-сподь,
Б-г ваш” (Ваикра,
19:2).
Этот призыв
повторяется в Торе много раз:
“Освящайте… и будьте святы…”
(там же, 20:7,8); “И посвятите…
Мне…” (там же, 20:26).
Сотни лет между
еврейскими философами шел
спор: передается кдуша
еврейского
народа по наследству или
зависит от определенных
условий. Однако Тора
однозначно утверждает: еврей
не имеет права прикрываться
или оправдываться присущей
ему от природы “одухотворенностью”,
не прикладывая усилий к тому,
чтобы жить, руководствуясь
высокими моральными
принципами. Всякие попытки
еврея освободиться от
обязанности исполнять законы
Торы, поскольку он и без того,
“автоматически”, считается “совершенным”
— мысль, достойная осуждения.
Еврей может претендовать
только на то, что заработано им
трудной духовной работой и
верностью Творцу.
Это касается всего и в
не меньшей степени — владения
Землей Израиля.
Нет “автоматических”
прав или претензий, основанных
на “природных” моральных
принципах народа Израиля, если
они не доказаны не только
словом и делом, но даже
помыслами.
Мудрецы предвидели
опасность, что евреи могут
использовать идею
наследования кдуши
как
способ своего оправдания. Мы
видим их предостережение в
выборе ѓафтарот
(отрывков
из книги Пророков), которые
читают в шаббат вслед за
недельными разделами Торы
Ахарей мот
и
Кдошим, рассказывающими,
прежде всего, о кдуше.
Для
этих
разделов существует три ѓафтары.
Какую
из них прочтут в синагоге в
данную субботу, зависит от
двух факторов: читают на этой
неделе оба раздела Торы вместе,
или только один, и еще — от
обычая данной общины. В ѓафтаре,
следующей после разделов,
которые идут
вместе, говорится о равенстве
всех людей и неверном
понимании Израиля своей, якобы
особой, роли в истории и
наследственной святости: “Израильтяне,
разве вы для Меня не как эфиопы?
Верно,
я вывел Израиль из Страны
Египетской, но, ведь, и плиштим
— из
Кафтора и арамейцев
— из
Кира...” (Амос,
9:7).
Да, Всевышний вывел
евреев из Египта. Но этого
недостаточно, чтобы заявлять
об уникальности еврейского
народа, его отличии от других
наций.
Далее в ѓафтаре
следует
предупреждение: Израиль не
может полагаться на свою “природную
одухотворенность”, когда
грешит: “Ибо вот, повелю Я и
встряхну Дом Израиля среди
всех народов, как трясут
решетом, так что ни камня на
землю не упадет. И погибнут от
меча все грешники Моего народа,
говорящие: Не постигнет нас
это бедствие!”
“Глаза
Всевышнего на этом грешном
царстве, — и сотру Я его с лица
земли, но Дома Якова до конца
не разрушу, — сказал Бог”, —
продолжает пророк Амос (9:8).
В этих словах —
обещание, что часть народа
останется, однако не сказано,
что евреи получат
дополнительную поддержку и
смогут претендовать на землю,
если они не следуют велениям
Торы.
Тексты двух других ѓафтарот
аналогичны
первому. Если народ Израиля
пойдет по дурному пути, “и
прольет Иерусалим кровь в
своей среде”, если люди будут
“презирать отца и мать”, “притеснять
пришельца”, “насиловать
женщину в ее период”, “брать
лихву и процент”, — то,
сказано в них, — “Я рассею вас
среди народов, разбросаю по
странам и истреблю из вас
скверну. И презренными станете
в глазах народов, и познаете,
что Я — Б-г”
(Йехезкель,
22:15,16).
Отрывки из Пророков
со
всей ясностью отрицают мнение,
что народ Израиля приобретает
особое положение по
наследству и поэтому может
снизить стандарты своего
поведения, позволить себе
нарушить моральные принципы.
Уникальным Израиль
становится,
если выражает полное согласие
жить, руководствуясь высокими
идеалами и совершая праведные
поступки.
Ни армия, ни закон, ни
международная поддержка не
сумеют ничего изменить.