Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося в южной
части американского континента экономического кризиса оказались
Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося
в южной части американского континента экономического кризиса оказались сегодня
в Майами (США)...
ЕВРЕИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Ларри Лукснер
Кубинские евреи, оставшиеся в Гаване шутят, что их пасхальный седер должен
заканчиваться словами: «В будущем году - в Майами».
Примерно восемь тысяч евреев, родившихся на Кубе, переехали в Майами сорок
лет назад, сразу же после того, как власть в стране захватил Фидель Кастро.
Сегодня, когда южно-американский континент захлестнула волна экономического
кризиса, сюда же, в Майами, прибыли тысячи евреев из других стран Латинской
Америки. Казалось бы, в отношениях между членами давно сложившейся общины и
вновь прибывшими не должно было бы возникать никаких проблем. Их представители
говорят на одном языке - испанском. А это для взаимопонимания - уже немало. Но,
к сожалению, выяснилось, что этим их «общность» практически и ограничивается .
-
Неоднократно предпринимались попытки, - рассказывает Джейм Сухлики, директор
института кубинских и кубино-американских исследований при университете в Майами
- объединить людей в одну большую еврейскую общину. Но эта идея не претворилась
в жизнь. Не только потому, что районы Майами разбросаны на огромной территории,
но - потому, главным образом, что ни кубинские евреи, которые считаются здесь
уже старожилами, ни евреи других стран Латинской Америки, относительно недавно
ставшие североамериканцами не проявляют стремления к сближению и духовному
единению.
Джейму Сухлики 63 года. В 1960 году он, вместе с родителями, иммигрировал в
США из Польши. В Майами окончил университет, получив ученую степень по
американской истории.
У кубинских евреев - две синагоги: сефардская - «Храм Моше», в северной части
Бэй Виллидж и ашкеназская - в Майами Бич, вокруг которой и сформировалась так
называемая «Еврейская Кубинская Община».
Около года назад раввином этой ашкеназской синагоги стал Хектор Эпельбаум,
уроженец Аргентины.
- Еврейская
Кубинская Община, - говорит рав Эпельбаум, - насчитывает около четырехсот
членов, 90 процентов из них - выходцы из Кубы.
Первое
поколение кубинских евреев-иммигрантов еще старалось сохранить язык и традиции
страны исхода, но новое - предпочитает говорить по-английски. Молодые ощущают
себя американцами. Они заимствовали от коренного населения США деловые качества,
сохраняя свойственную «латинос» теплоту человеческих отношений и чувств…
Евреи, которые прибыли с Кубы в 60-е годы, довольно быстро адаптировались в
Соединенных Штатах. Они принадлежали, в основном, к богатым слоям населения. А
если и были выходцами из среднего класса, имели перспективные специальности,
позволившие им найти хорошую работу или открыть собственный бизнес и преуспеть.
Немалую роль сыграл и тот фактор, что большинство кубинцев на весьма приличном
уровне владели английским языком. Да и ситуация им благоприятствовала - в те
времена иммигранты из Кубы могли остаться в США на законных основаниях.
Сегодня их собратья, иммигрирующие из Латинской Америки, оказались в
совершенно ином положении .
Законы об
иммиграции сейчас многоступенчаты и имеют достаточно строгие ограничения. Не
так-то просто получить статус, обеспечивающий элементарное право на работу. Но
даже если этот барьер преодолен, начинаются новые трудности. Большинство
сегодняшних иммигрантов не знает язык, капиталов не имеет, а найти работу, даже
при наличии хорошей профессии, на современном рынке труда - очень непросто…
У евреев, задержавшихся на Кубе и пропустивших благоприятный момент - еще
больше проблем. Свободный выезд из страны режимом Кастро не поощряется.
Моше Асис, специалист по информационному анализу (в свое время он был, кстати
сказать, единственным учителем иврита на острове), многие годы безуспешно
пытался эмигрировать. Его семья получала от кубинских властей отказ за отказом.
- В конце
концов, испанское правительство, через израильтян, оказало воздействие на
кубинскую администрацию, - рассказывает Моше Асис, - и нам удалось выехать в США
в статусе политических беженцев. Мы поселились в Майами. Четыре с половиной года
я проработал грузчиком в одной из компаний...
Сейчас Моше Асису - 50 лет. Вместе с семьей он живет в комфортабельном доме
на окраине Вестчестера и работает следователем во Флоридском департаменте по
семейным проблемам.
Растет ли численность общины? Много ли молодежи приходит в синагогу?
Наша задача - удержаться хотя бы на прежнем уровне, - говорит Джем Мандель,
вице-президент Совета попечителей университета, один из активистов кубинской
еврейской общины. - А молодежь в своем большинстве приходит в синагогу главным
образом по праздникам. Слишком много соблазнов вокруг. Но мы понимаем, как важно
передать подрастающему поколению нашу традицию. И разрабатываем различные
проекты, призванные привлечь к деятельности общины как можно больше людей.
Один из последних таких проектов получил название «Документирование жизни
Еврейской Кубинской общины». Лидеры общины при поддержке университета в Майами
планируют создать Центр, который будет заниматься сбором документов, записывать
истории семей и текущие события жизни общины - аудио и видео средствами, делать
фильмы, издавать и распространять брошюры, устраивать выставки…
JTA - Всемирное еврейское агентство новостей
|