плакатами и
лозунгами, сравнивающими израильскую военную политику с методами нацистов, а
Ариэля Шарона или Джорджа Буша – с Адольфом Гитлером.
Но в то же время, несмотря на то, что создается впечатление, будто бы каждый
второй житель узбекской столицы имеет в Земле обетованной близких родственников,
никто из постоянных посетителей еврейского Центра имени Ѓилеля в Ташкенте не
снимает со стен своего клуба израильские флаги, чтобы, размахивая ими,
маршировать по главной площади города в знак солидарности с израильскими евреями...
Почему не бывает здесь митингов в поддержку Израиля?
Мой вопрос вызывает скептические улыбки.
— Мы не успели бы и добраться до площади, — говорит 20-летний Евгений Шавзис,
— как оказались бы сначала — в полицейском участке, потом — в тюрьме либо в
сумасшедшем доме. Не обратили внимание, что через каждые сто метров стоит
постовой?..
— Здесь запрещают и плохое и хорошее, — добавляет Борис Недосеков, директор
Ташкентского еврейского Центра.
Способ правления узбекского президента Ислама Каримова местные жители
называют “мягкой диктатурой”. Когда международные аналитики обвиняют Вашингтон в
том, что на алтарь войны с международным террором в жертву принесены демократия
и права человека, то как пример, чаще всего, они приводят Узбекистан. Год назад
Узбекистан впустил на свою территорию американский военный контингент,
разместившийся вдоль южной границы — с Афганистаном.
Каримов пресекает любые проявления демократии, заставляя забыть о самом
понятии “свобода слова”. Узбекская полиция вездесуща и безжалостна. Согласно
оценкам международных организаций по защите прав человека, в узбекских тюрьмах
находится сейчас около 7 тысяч политзаключенных.
Однако это не вызывает эмоций у местной еврейской общины, насчитывающей, по
разным данным, от 10 до 45 тысяч человек. Евреи, живущие вдоль отрезка древнего
Шелкового Пути, связывающего Ташкент, Самарканд и Бухару (сегодня это крупная
автомагистраль, на которой через каждые 100 километров установлены полицейские
контрольные пункты — для выявления террористов и угонщиков автомобилей)
благодарны Каримову за то, что его жесткое правление не позволяет исламским
фундаменталистам поднять голову.
В великолепной древней синагоге Бухары 65-летний раввин Аарон Сейянов
прерывает занятия Торой, чтобы выразить поддержку режиму Каримова.
— Нам здесь нечего бояться, — говорит он. — Никакой враг не проникнет во
врата Узбекистана...
Однако подъема исламского фундаментализма избежать здесь не удалось. Его
распространению способствует обнищание народа. Бедность бросается в глаза. Окна
домов без стекол, развороченные дороги и тротуары, детишки в грязной и рваной
одежде, пожилые люди, выстраивающиеся в длинные очереди, чтобы получить
бесплатную еду (помогает Америка).
В стране процветает коррупция. Самые популярные места работы —
государственная автоинспекция и налоговая полиция, где, по словам местных
жителей, можно брать взятки, исчисляемые астрономическими цифрами.
Будучи не в состоянии противостоять бедности и коррупции, некоторые узбеки с
головой уходят в исламское движение, находя в нем утешение и поддержку. Именно
на него правительство возлагает вину за взрывы, прогремевшие в Ташкенте в
феврале 1999 года, в результате которых погибло 16 человек, а так же за
нарушение порядка в соседних Таджикистане и Киргизстане.
В 2000 году Государственный департамент США причислил Исламское движение
Узбекистана к террористическим организациям, имеющим связи с Осамой бин Ладеном
и Аль-Каидой. Сегодня, по данным Департамента, узбекская террористическая
группировка ослаблена — многие ее члены погибли в Афганистане, воюя на стороне
движения Талибан.
Израильские дипломаты тоже предпочитают существующее положение его возможной
“альтернативе”.
— Легко рассуждать о демократии и правах человека, сидя в кафе Балтимора,
Копенгагена или Иерусалима, — говорит еврейский дипломат, сотрудник израильского
представительства в Ташкенте. — Но если вы поедете в деревню и увидите там
семьи, которым нечем кормить детей, вы поймете, что демократия — это роскошь,
которую они не могут себе позволить. Если