6 нисана 5761 года (30 марта 2001)
ТРАКТАТ Сота
Лист 12
В 1312 году до н.э.
Всевышний, показав миру невиданные чудеса, вывел еврейский народ из Египта.
Гемара вспоминает подробности этого великого исторического события. “И повелел
Паро (фараон) всему народу своему, говоря: всякого новорожденного сына в реку
бросайте, а всякую дочь оставляйте в живых” (Шемот,
1-22).
Поясняет раби Йоси бар Ханина: из того, что сказано “всему народу своему” видим,
что постановление распространялось и на египетский народ. Три приказа отдал
Паро: сначала велел повитухам: “если сын, умерщвляйте его…” (Шемот, 1-16);
потом уточнил: это относится только к евреям; и, наконец, распространил свой
приказ и на египтян.
Написано: “И пошел мужчина из дома Леви…” (Шемот, 2-1). Пошел, чтобы
сделать так, как посоветовала ему дочь. О ком идет речь? Одним из руководителей
поколения был тогда Амрам, отец Мирьям. Услышав о приказе фараона, Амрам сказал:
зачем рожать детей? И развелся с женой. Другие евреи поступили по его примеру.
Его дочь, Мирьям, упрекнула
отца: “Твой поступок хуже приказа Паро, — сказала она. — Фараон приказал убивать
мальчиков. Ты же, по сути, убиваешь и девочек, которые еще не родились. Постановление
Паро относится лишь к этому миру. То, что делаешь ты, касается и Будущего Мира
(туда попадают души, когда земная жизнь заканчивается) Если евреи не будут рожать
детей, они не смогут заслужить жизнь в Будущем Мире. И еще: постановления злодея
[фараона],
может быть, и не сбудутся. Ты же — праведник. А о праведниках сказано: И что
исполнить решишь, то сбудется у тебя (Иов,
22-28)”.
Амрам принял к сердцу слова дочери и вернулся к жене. Остальные евреи тоже
вернулись к своим женам.
“И зачала женщина, и
родила сына…” (Шемот, 2-2). Сказал рав Иеѓуда бар Звина: безболезненным
было зачатие, и роды были безболезненными. “…И увидела, что он прекрасен…” (Шемот,
2-2). Когда Моше родился, люди увидели, что он способен к пророчеству — весь
дом наполнился светом в этот момент. А через какое-то время мать Моше “…взяла
корзину… положила в нее мальчика и поставила ее в тростнике на берегу реки”
(Шемот, 2-3). “И спустилась дочь Паро омыться в реке…” (Шемот,
2-5).
Объяснял раби Йоханан:
дочь фараона пришла к реке, чтобы совершить омовение — сделать гиюр (переход
в еврейство) и смыть с себя аводу зару (идолопоклонство) отцовского дома.
Как сказано у пророка: “Если смоет Всевышний скверну (т.е. грехи) дочерей Сиона…”
(Иешаяѓу, 4-4).
“…И увидела [дочь
фараона]
корзину в тростнике…”. Поняли рабыни, что их хозяйка собирается спасти младенца,
и сказали ей: “Госпожа! Обычай мира, когда царь издает приказ, его домочадцы
его исполняют, даже если остальные не слушают его. А ты хочешь преступить повеление
отца?”.
Явился ангел, ударил в землю и убил служанок — они фактически подерживали смертный
приговор, вынесенный фараоном еврейским мальчикам. Дочь фараона открыла корзину
и поняла, что Шхина (Б-жественное присутствие) с ребенком. “…И сжалилась над
ним и сказала: из всех мальчиков еврейских этот…” (Шемот, 2-6). Как она
узнала, что ребенок — еврей? Увидела, что Моше обрезан.
Освобождение народа Израиля из египетского рабства — событие, в котором ясно
ощущается Б-жественное провидение.