МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

18.04.2024, 10 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Хуллин



Трактат Хуллин

Лист 97

На нашем листе Талмуд продолжает рассматривать одну из основных тем шестой главы трактата Хуллин - запрет на употребление в пищу жилы гид ѓанаше (об этом - см. на сайте обзоры листов 90, 91, 94 и 96), уточняя различные детали выполнения этой заповеди.

На обсуждение выдвигается вопрос: можно ли есть мясо с правой ноги животного, если оно было сварено вместе с жилой гид ѓанаше?

В Мишне по этому поводу сказано:

Если сварена правая нога животного, из которой не извлечена жила гид ѓанаше, и мясо и бульон есть запрещается, если в них ощущается вкус запрещенной жилы.

Если в одном чане варились разрешенные для еды и запрещенные жилы, в случае, если невозможно опознать и отделить жилы гид ѓанаше, все содержимое чана есть нельзя.

Если же (человек) может опознать жилу гид ѓанаше, он должен извлечь ее из чана и оценить, ощущается ли в содержимом ее вкус. Если - нет, содержимое чана пригодно для еды

Тут, пожалуй, может возникнуть такой вопрос: если жилу гид ѓанаше есть запрещалось, откуда же люди должны были знать, какие вкусовые ощущения она способна придать вареву?

Ответ достаточно прост: если известно, что правая нога животного сварена вместе с жилой гид ѓанаше, а мясо и бульон имеют посторонний привкус, все это не следует использовать для еды.

Но если приготовленное блюдо запрещено для еды, разве можно еврею его пробовать? - спрашивает Талмуд.

И в ответ открывает еще одну грань Истины.

Если у человека возникает сомнение по поводу кошерности приготовленной еды, ему следует обратиться к нееврейскому повару. На неевреев такого рода запреты не распространяются, и они, если приготовление пищи - их профессия, могут дать вполне квалифицированный ответ, определив вкус каждой составной блюда. И если такой повар скажет, что чувствует в еде вкус жилы, еврей не будет ее есть.

Существует, кстати сказать, и количественный аспект определения кошерности пищи, в состав которой входит некошерный элемент.

В смеси кошерный продукт по объему должен быть в шестьдесят раз больше некошерного, - отмечают Учителя. - Если данная «норма» некошерного элемента в смеси превышена, вся смесь для употребления в пищу запрещена.

При подсчете процентного соотношения кошерного и некошерного элементов в пище, - вносит свое уточнение раби Ханина (амора первого поколения, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - при определении общего количества пищи учитываются «объемы» не только соуса и навара, но даже - стенок кастрюли…

Разрешается ли есть мясо с правой ноги животного, если она поджарена вместе с жилой гид ѓанаше? - спрашивает Шмуэль (один из крупнейших Учителей Талмуда первого поколения; 3-й век).

И, изучив ситуацию, дает заключение: при жарке вкус жилы гид ѓанаше в мясо не проникает, поэтому в этих обстоятельствах это мясо годится для еды.

Однако другие Учителя не сразу принимают позицию Шмуэля. Они исследуют проблему методом сравнительного анализа и приводят установление рава Ѓуны (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век), который сказал: если тушу козленка поджарили целиком, не удалив запрещенный для употребления в пищу внутренний жир, вся эта туша, даже - край его уха, как отмечает Учитель, для еды не годится. Так почему же, спрашивается, с жилой гид ѓанаше - иная ситуация.

Жир при горячей обработке (неважно - варят тушу или жарят) растапливается и впитывается в мясо, - объясняет Шмуэль. - А жила гид ѓанаше может изменить вкус блюда только в том случае, когда ногу варят в воде. Когда ее жарят, жила лишь подсушивается, и вкус ее в мясо не проникает.

Впрочем, однажды, человек поджарил на вертеле тушу молодого козленка, - рассказывает Талмуд, - а потом вспомнил, что не удалил внутренний жир. Отправился он за советом к раби Йоханану (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), и раби Йоханан разрешил ему есть мясо этого козленка. Как это объяснить?

Речь в данном случае шла о крошечном козленке, у которого и жира еще не было, - говорят Учителя. - Удалять из его тушки жир просто не было необходимости.

Не совсем так, - уточняет рав Ѓуна бар Иегуда. - Внутренний жир у козленочка все-таки был, но только - на почках. Но поскольку он был покрыт пленкой, которая при жарке не давала ему проникать в мясо, мясо это можно было есть. Вот если бы тушу сварили, блюдо стало бы непригодным для еды.

Если правую ногу от туши животного, не вырезав из нее жилу гид ѓанаше, засолили, - дополняет результаты своих исследований Шмуэль, - мясо с этой ноги пригодно для еды…

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 98

Наш лист - непосредственное продолжение предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 97). Талмуд углубляется в изучение законов, обуславливающих кошерность смеси, в которой есть некошерные элементы.

На предыдущем листе рассматривался, в частности, количественный аспект данной проблемы. Учителя пришли к выводу, что в случае, если объем некошерного элемента в пище больше одной шестидесятой от общего объема смеси, эта смесь признается для еды непригодной.

Получается, что в ситуации, когда в кастрюле среди кошерных яиц сварили одно некошерное, кошерные яйца разрешается есть, только если их было не меньше шестидесяти штук, - констатирует Талмуд.

Но ведь нам известно, что у яиц - достаточно плотная скорлупа, и поэтому на них данное правило не распространяется (подробнее об этом - см. на сайте обзор листа 64), - выдвигает возражение рав Иди бар Авин (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 4-й век).

В каждом законе имеются свои нюансы, - объясняет Абайе (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века). - Действительно, есть такой закон: если в кастрюле вместе с кошерными яйцами сварили - некошерные, кошерные яйца все равно пригодны для еды - общее количество яиц в кастрюле не имеет значение. Однако речь здесь идет о яйцах некошерной птицы. В нашем же случае, говоря - «некошерное яйцо», Талмуд подразумевает такое, внутри которого начал развиваться зародыш. Тут - дело другое. И мы уже вынуждены рассматривать ситуацию с позиции количественного соотношения «ингредиентов». Ибо у яйца, во внутреннем содержимом которого развивается плод, скорлупа становится более рыхлой и не такой прочной, как у яйца в его обычном состоянии, и существует вероятность, что частички некошерного продукта проникнут в кошерный.

На практике, в быту, если речь идет о таких продуктах, которые нельзя «пересчитать поштучно», - отмечают Учителя, - не всякий человек может произвести столь сложные, в сущности, вычисления, когда для получения результата и, соответственно - вынесения решения, необходимо определить вес оказавшихся в смеси кошерных и некошерных «составных». Поэтому, чтобы упростить задачу, в обиход вводятся более доступные параметры. Оцениваются ситуации, когда кошерного продукта в смеси - «много», а объем некошерного - равен примерно объему маслины средней величины.

Однако не стоит полагаться на собственные «ощущения», - дает рекомендацию Талмуд. - Во всех сомнительных случаях, чтобы не допустить ошибку и не использовать для еды запрещенную продукцию, нужно проконсультироваться с опытным в вопросах кашрута раввином.

Далее Талмуд анализирует разные варианты вычисления количественного соотношения кошерных и некошерных элементов в пище на конкретных примерах.

Однажды человек, когда варил мясо, случайно уронил в кастрюлю маленький кусочек внутреннего, то есть - некошерного, непригодного для еды жира. Мяса было «много» - полная кастрюля, а объем жира был приблизительно равен объему маслины. Могу ли я есть теперь это мясо? - засомневался он. И чтобы избежать ошибки пошел за советом к раву Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века).

Производя вычисления, чтобы определить, во сколько раз кошерного элемента в смеси было больше, чем некошерного, рав Аши решил, было, добавить к объему кошерного ингредиента количество жидкости, которая впиталась в стенки кастрюли.

Надо ли при вычислении соотношения кошерных и некошерных элементов учитывать площадь внутренних стенок кастрюли? Правильно ли это? - спросили его коллеги, другие Учителя. - Жидкость, которая впитывается в стенки кастрюли или чана, в котором варится «смесь», также содержит в себе и элементы некошерного.

Тщательно проанализировав представленный ему случай, рав Аши заключил, что мясо, в которое человек обронил крошечный кусочек запрещенного для употребления в пищу жира, можно есть - его объем более чем в шестьдесят раз превышал объем некошерного жира.

Талмуд выдвигает на обсуждение такую задачу.

Человек обронил в стоящий на огне чан с мясом кусочек некошерного жира, размером с половину маслины. Рав Аши, произведя необходимые расчеты, объявил результат: объем кошерного продукта в чане в тридцать раз превышал объем - некошерного. И хотел, было, разрешить использовать это мясо в пищу. Кроме всего прочего, он, прежде всего, руководствовался таким соображением. По закону Торы человеку полагается наказание за нарушение законов кашрута, если он съел некошерный продукт в объеме «маслины». Если - меньше, от ответственности человек освобождается.

- Применяя законы Торы на практике, нельзя отрывать их от конкретных обстоятельств, - объяснил ему его отец. - И никогда не пренебрегай постановлениями Учителей. Учителя в таких ситуациях рекомендуют руководствоваться расчетами «соотношения». Значит, так и надо поступать. И еще: имей в виду, что соотношение «один к шестидесяти» - нижняя граница, начиная с которой смесь определяется, как непригодная для еды. По закону Торы, кстати сказать, некошерное есть вообще нельзя, даже в объеме с половину маслину. И то, что наказание за это не предусматривается, не означает, что некошерное в малых количествах - разрешено.

Если объем кошерного мяса превышает количество некошерного жира, размером с половину маслины, в тридцать раз, это и есть соотношение - «один к шестидесяти», то есть - «нижняя граница».

В результате рав Аши запретил есть мясо, которое принес ему человек для оценки ситуации.

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 99

На нашем листе Талмуд продолжает исследовать законы, регламентирующие возможности употребления в пищу смесей, в которые попадает запрещенный для еды элемент.

На предыдущих листах выяснялось, при каком соотношении кошерного и некошерного продуктов смесь становится запрещенной и выведено постановление: смесь можно есть, если количество кошерного элемента более, чем в шестьдесят раз превышает количество - некошерного (см. на сайте обзор листа 97). Рассматривались также отдельные случаи из практики применения данного установления (см. на сайте обзор листа 98).

Здесь, на нашем листе, Талмуд вносит в выведенные правила некоторые уточнения.

Если в кошерную пищу попал некошерный элемент, - говорит раби Аси (один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль; конец 3-го века), - есть ее можно лишь в том случае, если количество кошерного содержимого в сто раз превышает количество этого некошерного элемента.

Но ведь в ѓалахе (еврейский практический закон) в этой связи фигурирует цифра «шестьдесят», - подчеркивает Талмуд. И поскольку в данном вопросе обнаруживаются две грани Истины, начинает изучать обе точки зрения.

На чем строится логика Учителей, когда они делают вывод, что объем кошерного продукта в «смеси», чтобы ее можно было есть, должен более чем в шестьдесят раз превышать объем некошерного?

Вникая в детали, Талмуд определяет, что Учителя, проводя свое исследование, пользовались методом сравнительного анализа. И «объектом» сравнения стала ситуация с назиром (см. на сайте обзор недельной главы Насо, первый годовой цикл), который, согласно законам Торы, по окончанию срока своего обета (не касаться мертвого тела, не стричь себе волосы и не пить вино) совершал приношение в Храме. Для этого ему полагалось выбрать барана. А мясо этого барана после реализации процедуры приношения ел его сам назир, но плечевую часть передней ноги полагалось отдать коэну (служитель в Храме; не коэны не имели права есть эту часть приношения назира). Как сказано в Торе: «И возьмет коэн сваренную ногу…» (Бамидбар, гл. 6, ст. 19).

Плечевая часть ноги, предназначенная коэну, - отмечают Учителя, - варилась в чане вместе с остальным мясом барана, принесенного назиром. Но для назира она - запрещенный «продукт»…

Учителя рассчитывают соотношение запрещенного и разрешенного. И получается, что предназначенная коэну часть мяса (для назира - запрещенного) по объему, вместе с костью, в шестьдесят раз меньше объема остального мяса животного,

Теперь Талмуд изучает позицию раби Аси и обнаруживает, что он вычисляет соотношение, не учитывая кости. Поэтому у него и получается, что разрешенное в сто раз больше запрещенного, ибо в ноге барана - довольно массивная кость, а мяса на ней мало.

По аналогии Учителя, в том числе - раби Аси, выводят постановление для любой «смеси», когда в разрешенную пищу попадает запрещенный элемент.

Если запрещенный элемент имеет тот же вкус, что и разрешенный для еды продукт, то есть они относятся к одному виду пищи, - вносит свое уточнение раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), - использовать для еды эту смесь нельзя, независимо от их количественного соотношения. Исключение здесь - только баран назира, ибо Тора дает ему специальное разрешение на то, чтобы он ел мясо своего приношения.

Далее Талмуд вновь рассматривает конкретные случаи.

Говорится здесь, например, о ситуации, когда в овощи, которые тушатся на огне, попадает кусочек некашерного мяса. Учителя заключают: если объем овощей более чем в шестьдесят раз превышает объем этого некашерного мяса, есть эти овощи (удалив из пищи мясо, разумеется) - разрешается.

Допустим, человек сварил кашу из перловки и чечевицы. При этом перловка, которую он туда положил, была отделена им для трумы (часть урожая, которую земледельцы должны отделить в пользу коэнов, и сам земледелец использовать в пищу эту отделенную часть не должен). Какими правилами надо руководствоваться, чтобы определить, может ли человек съесть эту кашу?

Если в каше ощущается вкус перловки, - дают заключение Учителя, проанализировав ситуацию, - есть ее нельзя, даже в том случае, если чечевицы в смеси в сто один раз больше, чем перловки. Иными словами решающую роль играют здесь вкусовые качества смеси.

Фактор «количественного соотношения» в данном случае не учитывается лишь потому, что и перловка и чечевица развариваются в единую массу, - подчеркивает Талмуд. - И если вкус перловки в смеси не чувствуется, эту кашу без опасений можно съесть. Однако же, если мы говорим о зерновых, которые при варке не теряют форму (например, пшеничные зерна), количественный фактор не сбрасывается со счетов. Когда в каше - трума в виде пшеничных зерен и вкус их в смеси не ощущается, кашу разрешается съесть, только если пшеницы в сто раз меньше, чем другой, не предназначенной для трумы крупы

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 100

Наш лист - непосредственное продолжение предыдущих, где Талмуд исследует законы, регламентирующие возможности употребления в пищу еды, в которую попадает запрещенный для этой цели элемент (см. на сайте обзоры листов 97, 98 и 99).

Рассмотрев различные правила, помогающие определить, можно ли использовать «смесь» для еды (с учетом «количественного» фактора - см. на сайте обзор листа 97 и фактора «качественного», то есть «вкусового» - см. на сайте обзор листа 99), Талмуд возвращается к вопросу, как относится к пище, в которую попала жила гид ѓанаше (см. на сайте обзор листа 90).

В Мишне нашей главы говорилось, что в случае, если сварена правая нога животного, из которой не извлечена жила гид ѓанаше, и мясо и бульон есть запрещается, если в них ощущается вкус запрещенной жилы (см. на сайте обзор листа 97). Но, поскольку жилы, в том числе - гид ѓанаше, вкуса не имеют, - подчеркивает Талмуд, - достаточно извлечь из содержимого эту жилу, и остальное будет пригодным для еды.

Теперь Талмуд рассматривает проблему в ином ракурсе. И выдвигает на обсуждение вопрос: пригодно ли в пищу вареное мясо кошерного животного, если при варке в него попала жила из бедренной части правой задней ноги некошерного (непригодного для еды) животного?

Вопрос этот - принципиальный. Ибо, прежде всего, тут необходимо понять, следует ли особо выделять эту жилу у некошерного животного или расценивать ее, как любую другую.

Детально анализируя ситуацию, Учителя приходят к выводу, что наделять данную жилу в бедренной части ноги некошерного животного особым статусом (как мы это отмечали у кошерного животного) - бессмысленно. В первую очередь, потому, что, говоря о жиле - гид ѓанаше у кошерных особей, мы отмечали, что проблема запрета на употребление этой жилы в пищу - духовного свойства и связана с еврейской историей. Ее запрещается есть в память о ранении нашего праотца Яакова во время сражения с малахом (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей) Эсава - см. на сайте обзор листа 91 (рекомендуем также прочесть на сайте обзор листа 92, где описаны интересные подробности из жизни Яакова).

Об этом и сказано в Мишне нашего листа:

Особого статуса гид ѓанаше некашерного животного - не имеет. Однако и она в пищу запрещена

Как такое может быть? - спрашивают Учителя.

И тщательно изучив ситуацию, дают разъяснение.

Дело тут в том, что особого статуса жила гид ѓанаше некошерного животного не имеет для евреев. Ибо любая часть такой особи, по еврейским законам, в пищу не годится. Но отдельно о запрете на нее говорится потому, что запрет этот распространяется и на бней Ноах (сыновей Ноаха), то есть на представителей всех народов. А ведь для них в пищу пригодна, скажем, и медвежатина и даже - свинина которую, как и медвежатину, евреям есть строго запрещается (см. на сайте обзор листа 79 трактата Бава Кама, а также - ответ «Очень пугает отказ от свинины»).

Однако и рассматривать гид ѓанаше, как обычный кусочек запрещенного для употребления мяса, - подчеркивает Талмуд, - не следует. Ведь существует правило: если гид ѓанаше некошерного животного попадает в чан, где варится кошерное мясо, независимо от объема, употреблять это мясо в пищу - не разрешается.

Почему же принцип количественного соотношения здесь не действует? - спрашивает Талмуд.

И объясняет: эта жила квалифицируется как нечто цельное, как отдельное «существо». В силу здесь вступает закон, регламентирующий ситуацию, когда в пищу попадает насекомое: если насекомое упало в чан, где варится кошерная еда, все содержимое чана для употребления в пищу - не годится.

Но то же правило можно отнести и к случаям, когда в процессе приготовления кошерного мяса в кастрюле оказывается некошерный кусочек мяса, - говорят Учителя.

Тут есть свои нюансы, - уточняет Раба бар бар Хана. - Если некошерный кусок мяса, который варился в кастрюле - с кошерным, можно «опознать», и его вкус ни в бульоне, ни в кошерном мясе не ощущается, содержимое этой кастрюли можно разрешить для еды.

На практике это выглядит слишком сложно - очень уж много возникает проблем.

Во-первых, надо быть уверенным, что именно этот, а не какой-либо другой, кусок мяса - некошерный. По виду его не так-то просто отличить.

Во-вторых, кто будет пробовать пищу, да еще и бульон и само мясо, если есть сомнение в кошерности содержимого кастрюли. Надо приглашать повара-нееврея (см. на сайте обзор листа 97)…

Поэтому Учителя, чтобы уберечь людей от ошибок, предпочитают здесь «устрожение» и объявляют мясо в таких обстоятельствах - некошерным (не пригодным для еды).

Эту позицию поддерживает, открывая в данном вопросе иную грань Истины, раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век).

Если запрещенный для еды элемент и разрешенный продукт относятся к одному виду пищи, и варились вместе, в одной кастрюле, - говорит он, - все, что было в этой кастрюле, есть нельзя, даже если некошерный кусок «опознан» и удален, а если не опознан - тем более. И никакие «особые свойства» и количественные факторы значения тут не имеют.

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 101

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать проблемы, связанные с кашрутом (законами, регламентирующими выбор продуктов, которые пригодны в пищу). Речь, как и на предыдущих листах, идет о конкретных запретах (см. на сайте, к примеру, обзоры листов 97, 98 и 99) и, в частности - о запрете на употребление в пищу жилы гид ѓанаше (см. на сайте обзор листа 90).

Учителя углубляются в изучение различных нюансов этого запрета.

Ситуация, которая здесь рассматривается, может, на первый взгляд, показаться странной. Ибо на обсуждение выдвигается вопрос: что грозит человеку, который съел жилу гид ѓанаше из ноги животного в состоянии таме (духовной нечистоты - см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл)?

О чем же тут говорить? С какой стороны ни посмотри - везде только запреты. Жила, сама по себе - запрещена. К мясу, «заряженному» тумой (духовной нечистотой), даже прикасаться не рекомендуется…

Но вот Талмуд сообщает факт: раби Шимон (раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) освободил от ответственности человека, который съел жилу гид ѓанаше из ноги животного в состоянии таме.

Какое же объяснение дает этому факту Талмуд?

Запрет на использование в еду жилы гид ѓанаше действителен, когда речь идет о животном, разрешенном в пищу сынам Израиля, - говорит Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). Ведь в Торе прямо сказано: «…поэтому не будут есть сыны Израиля жилу гид ѓанаше» (Берешит, гл. 32). А поскольку мясо, получившее туму, евреям есть нельзя, жила гид ѓанаше такого животного под запрет не попадает. Потому и освободил раби Шимон от наказания человека, который такую жилу съел.

Однако Рав (один из крупнейших Учителей Талмуда первого поколения, 3-й век) усматривает в этом вопросе иную грань Истины.

Тот, кто использовал в пищу гид ѓанаше, животного, которому неправильно (некошерно) сделали шехиту (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в трактат Хуллин), допустил серьезное нарушение.

Одно или - два? - спрашивает Талмуд.

Этот человек нарушил сразу два запрета, - говорит раби Меир (великий Учитель Мишны, 2-й век). - Запрет на использование в еду любой части некошерным способом умерщвленного животного и запрет - на жилу гид ѓанаше.

Запрещена для еды жила гид ѓанаше любого кошерного животного, - уточняет раби Меир свою позицию, - всегда, в каком бы животное не было возрасте. Если к тому же, это животное еще и зарезали неправильно, съев эту жилу, человек нарушает второй запрет - на мясо неправильно зарезанной скотины.

Кроме того, - подчеркивает он, - запрет на мясо неправильно зарезанной особи носит общий характер: ни одну из его частей использовать в пищу нельзя.

Однако другие Учителя открывают здесь иную грань Истины.

В рассматриваемом случае, - говорят они, - нарушитель преступает рамки одного закона: мясо кошерного животного можно есть лишь в том случае, если этому животному сделана шехита - по всем установленным для этого правилам. Но если правила нарушены или же шехита была сделана животному, которому делать «бытовую» шехиту (мы рассматриваем в трактате Хуллин именно бытовые аспекты шехиты) не полагается, ибо оно, допустим, было отделено для приношения в Храме, жила гид ѓанаше теряет свой статус (см. на сайте обзор листа 100). И факт, что некто ее съел, нарушением не считается (то есть в этом Учителя следуют точке зрения раби Шимона).

Впрочем, - продолжают Учителя, - исключение из этого правила составляет случай, когда режут, к примеру, быка, который убил человека (ему нельзя делать шехиту, и мясо его нельзя не только есть, но использовать любую его часть каким бы то ни было образом - этого быка отдают под суд и приговаривают к смертной казни). Тот, кто съел жилу гид ѓанаше из правой задней ноги этого быка, нарушает сразу два запрета.

И тут, отметим, Учителя следуют позиции раби Меира.

Если же рассматривать запрет на мясо неправильно зарезанного животного как - общий, распространяющийся на все его части, - отмечает Талмуд, - то и жилу гид ѓанаше не стоит выделять из «общего ряда» составных организма. Тогда получается, что, съев жилу гид ѓанаше, извлеченную из ноги некошерного животного, человек нарушает один запрет.

Далее Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: когда вступил в силу запрет на жилу гид ѓанаше?

После сражения праотца Яакова, - говорит раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), - с малахом (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей) своего брата-близнеца, Эсава (об этом - см. на сайте обзор листа 91).

С момента дарования Торы на горе Синай, - говорит Рава, открывая иную грань Истины.

Разве Тора давалась еврейскому народу по частям? - спрашивает рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века). И подводит итог: все заповеди мы получили на горе Синай, и у каждого закона - своя история

 

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 102

На нашем листе Талмуд детально обсуждает запрет Торы на использование в пищу любых частей от живого животного.

Этот запрет, - отмечает раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век), - имеет самое широкое распространение. Каждому человеку положено знать, что он не должен есть части тела от живых птиц, млекопитающих и других животных - кошерных и некошерных (это - актуально, ибо закон, о котором мы говорим, дан не только евреям, но и сыновьям Ноаха, то есть - неевреям, а они могут есть мясо самых разных животных - без ограничения).

Той же позиции придерживается и раби Элазар (коллега раби Иегуды).

Другие Учителя открывают в этой проблеме иную грань Истины.

Запрет подразумевает, - выдвигают они на рассмотрение свои выводы, - что речь идет лишь о кошерных животных.

Действительно, в Торе о запрете есть от живого, говорится прямо, - подчеркивает Талмуд. - Но нет указания, какие именно животные, имеются в виду, только кошерные или - и некошерные тоже. На чем же основаны столь различные точки зрения Учителей?

Далее Талмуд предпринимает глубокое исследование текстов Торы. В нашем обзоре мы его опускаем, ибо в нем Учителя исходят из таких тонких нюансов, что постичь истинный смысл выстроенных ими логических цепочек способен лишь человек, имеющий обширный опыт изучения Талмуда и чтения его содержания в оригинале.

Поэтому ограничимся наиболее простым аспектом обсуждения.

Анализируя вывод раби Иегуды и раби Элазара, с одной стороны, и точку зрения тех Учителей, кто дискутирует с ними - с другой, Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век) приходит к заключению, что, в сущности, тут нет никакого противоречия.

Все дело в том, - отмечает он, - что раби Иегуда и раби Элазар рассматривает проблему с общечеловеческих позиций. Но ведь и у остальных Учителей нет никаких возражений по поводу того, что неевреи, которые употребляют в пищу мясо и кошерных и некошерных животных, не должны и есть часть от живого некошерного животного. Однако сами они изучают тонкости этого запрета, только применительно к правилам еврейского образа жизни. И тогда, разумеется, получается, что некошерные животные не попадают в их поле зрения - мясо таких животных еврею использовать в пищу вообще запрещено.

Это лишь, повторюсь - упрощенный вариант объяснения. В действительность существуют нюансы, которые мы оставляем за рамками нашего обзора.

Далее Талмуд подчеркивает: если человек съел орган (или кусок мяса) от живого животного, а потом тут же сделал ему шехиту (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом - см. на сайте Введение в Трактат Хуллин), ответственность за нарушение запрета с него не снимается, и он, несомненно, заслуживает наказание. Хотя, казалось бы, шехита наделена особым духовным статусом и свойством духовного очищения (см. там же).

Более того, из этого запрета вытекают и некоторые другие правила, которые следует соблюдать любому человеку.

Учителя предостерегают: даже когда шехита животному уже сделана, нельзя сразу же вырезать из его туши, скажем, печень (или какой-либо другой орган), чтобы приготовить из нее какое-то блюдо. Это обусловлено тем, что сам точно направленный надрез, который делают на шее животного (см. на сайте, к примеру, обзор листа 2) не занимает много времени, но прекращение деятельности органов - не одномоментный процесс. Поэтому нужно подождать, когда органы перестанут функционировать полностью.

Имеет ли значение в данном случае (применительно к запрету) величина запрещенного «объекта»? - спрашивает Талмуд.

Будет считаться, что запрет нарушен, - говорит Рав, - если съеден отделенный от живого «объект» величиной с маслину среднего размера, не меньше. Ибо все относящиеся к еде запреты вступают в силу, когда в пищу использован, как минимум, этот, скажем так - «эталонный» объем.

Запрет считается нарушенным даже в том случае, - уточняет рав Нахман (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век), - если в этот минимальный объем съеденной от живого части животного входят кости и жилы. Несмотря на то, что жилы, к примеру, квалифицируются как несъедобные.

Все это вовсе не означает, - расставляет акценты Талмуд, - что в ситуации, когда запрещенный «объект» слишком мал, меньше объема маслины, запрет нарушать - можно. Обсуждая данную тему, Учителя говорят лишь о возможности освобождения человека от ответственности, если он допустил нарушение случайно или по неведению. Но в принципе запрет на употребление части от живого - очень строг и не предусматривает ни «отклонений», ни исключений из общего правила.

Автор текста Моше Гойхберг

 

Трактат Хуллин

Лист 103

На нашем листе Талмуд продолжает исследовать запрет Торы на использование в пищу любых частей от живого животного.

На предыдущем листе говорилось о том, что этот запрет Всевышний дал всему человечеству, и поэтому Учителя подчеркивают: запрещено отделять для еды какую-либо часть не только от кошерного (запрет для евреев и неевреев), но и от некошерного (запрет для всего остального человечества) животного (см. на сайте обзор листа 102).

Здесь Учителя обсуждают различные ситуации. И анализируя меры пресечения за нарушение данного запрета, подчеркивают: даже в том случае, когда человек съел маленький кусочек мяса от живого животного, настолько крошечный, что по объему он - меньше маслины, он может заслуживать наказание. Хотя, казалось бы, все запреты, связанные с едой, вступают в силу с того момента, когда человек съел запрещенный продукт объемом с маслину и больше.

В каких случаях, человек, употребивший в пищу продукт в малом объеме, который в принципе законом даже не рассматривается, может заслужить наказание? - спрашивает Талмуд.

Решающую роль в этой ситуации играет намерение человека, - говорит раби Элиэзер (тана, Учитель Мишны второго поколения, 1-й век). - Если человек «соблазнился» на кусочек плоти живого животного (неважно, была это особь крупного или мелкого рогатого скота, курица или, скажем, гусь), хорошо зная о том, что закон строго-настрого это запрещает, его следует наказать. Даже если этот кусочек - меньше маслины. Ибо он нарушил запрет - намеренно, поддавшись сиюминутному желанию.

Дело в том, что законы даны человеку - обобщает Талмуд, - чтобы в своих поступках он ими руководствовался и умел, если требуется, ограничивать себя в своих желаниях. Это касается всех заповедей, в том числе, и тех, которые регламентируют питание. И тут, с точки зрения морали и нравственности, а главное - духовности, «размеры» запрещенного объекта не имеют никакого значения.

Другая сторона проблемы - мера ответственности, которую несет человек за нарушение запрета. Тут свою роль играют два фактора: размеры употребленного в пищу запрещенного «объекта» и намерение.

Поэтому мы и говорим: если человек нарушил данный запрет случайно или по неведению и при этом съеденный им запрещенный «объект» оказался меньше маслины, от ответственности он освобождается.

Но может ли такое быть, чтобы в эпоху Талмуда, когда большинство наших предков вели истинно еврейский образ жизни и изучали Тору, кто-то не знал о существовании одного из основополагающих, относящихся к тому же - ко всему человечеству, запретов Торы?

Отвечая на этот вопрос, подчеркнем, что тексты Талмуда составлялись на все времена. Поэтому, обсуждая самые разные проблемы Учителя старались максимально учесть все обстоятельства, не сбрасывая со счетов и возможное незнание еврейского законодательства.

Впрочем, как пример ненамеренного нарушения запрета, Учителя рассматривают в принципе - маловероятную ситуацию, когда человек случайно проглотил крошечное живое существо.

На обсуждение выдвигается вопрос: как расценивать это «происшествие»?

Даже если это существо по размеру - с маслину или чуть больше, человек освобождается от наказания, - говорит раби Элиэзер.

И объясняет: мы говорим о запрете на употребление в еду части от живого животного, а здесь речь идет о том, что человек съел маленькое существо - целиком.

Однако раби Элиэзер открывает иную грань Истины.

Это крошечное существо состоит из отдельных частей и органов, - говорит он. - поэтому в данном случае речь идет о том, что человек случайно съел все части, составляющие живое животное. Именно так и надо эту ситуацию рассматривать. Поэтому, если это существо имеет размер маслины, человек несет ответственность за свой, пусть и нечаянный, проступок.

Ну, а если это существо - меньше маслины?

Тут все Учителя приходят к общему выводу: если человек случайно проглотил маленькое существо, размером - меньше маслины, от ответственности он освобождается…

Автор текста Моше Гойхберг



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81
82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121
122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141
142

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Наш трактат - третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как уже говорилось во Введении к первому трактату раздела - Зевахим (см. на сайте Введение к трактату Зевахим), посвящен обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это - тема взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях (когда человек что-то отдает, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в Храме.

В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема этого трактата - шехита (когда кошерных животных режут безболезненным способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не о процедуре приношения в Храме, но - о принципах, обуславливающих употребление мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе Кодашим?

Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в название трактата.

Слово хуллин - производное от корня халал, который состоит из ивритских букв хет, ламед, ламед и означает - «абсолютная, незаполненная пустота». В текстах Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией).

Конкретное значение слова хуллин - «низменные (лишенные духовности) объекты». Буквально - полная противоположность понятию кодашим (духовно возвышенные объекты).

Но это, казалось бы, запутывает нас еще больше. И нам еще труднее понять, зачем трактат Хуллин помещен в раздел Кодашим?

Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.

Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось - шехита. Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного. Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира. Ибо речь уже идет о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха.

Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть - разрешив отнимать у животных жизнь), Творец не отменил свое повеление - не проявлять жестокость к Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре шехиты. Без шехиты мясо животного считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты) умертвили животное - зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты).

Следовательно, шехита - процедура, которая превращает запрещенное - в разрешенное Творцом. Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться… Животное, материальный объект приобретает иное качество… Эта идея и перебрасывает мост от хуллин - к кодашим.

Основные темы трактата Хуллин - законы шехиты и кошерной пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к «царству животных», в том числе - заповедь, обуславливающая бережное обращение с птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нем.

В трактате - 12 глав, 142 листа.

Автор текста Элиягу Эссас

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Почему Моше молился только за Йегошуа бин-Нуна?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля