газеты «А-поэль
а-цаир» («Молодой рабочий»). В остальных помещениях жили несколько писательских
семей. В том числе — и семья Гутманов. В этом доме прошло детство Нахума. В нем
он провел большую часть своей жизни…
За сто с лишним лет внешний вид кварталов Неве Цедека, с возведения которых
начиналось строительство Тель-Авива, не стал современным, но все же разительно
изменился. Теперь вокруг дома Гутмана — камень и асфальт. И с того места, где
стоит дом-музей, невозможно увидеть ни песчаные дюны, ни море, ни яффский порт.
Но во времена, когда Нахум Гутман был мальчиком…
Впрочем, и тогда, судя по его воспоминаниям в книге «Меж песками и небесной
синью», море и корабли он мог видеть, только забравшись на крышу здания. Зато
пустыня с ее песчаными дюнами начиналась почти у порога. Мальчик всей душой
полюбил эти края, ему представлялось, что именно здесь, в пустыне — «истоки
жизни».
Вдохновенные
детские впечатления остались в его памяти навсегда. И потом, когда он стал
взрослым, нашли отражение в его живописных холстах, акварелях, гравюрах,
мозаиках, в книжных иллюстрациях и в созданных им литературных произведениях.
Изображенные Гутманом кривые и узкие городские улочки, сверкающие, излучающие
свет пески, ярко-синее, искрящееся в солнечных лучах море, разноцветные, будто
сказочные корабли, неподвижно застывшие в порту Яффо, овеяны по-детски чистой,
одухотворенной романтикой.
Нахум Гутман родился 5 октября 1898 года в бессарабском
местечке Теленешты Оргеевского уезда (ныне — Молдова), в одной из еврейских
земледельческих колоний, созданных царской Россией для «приобщения евреев к
сельскохозяйственному труду», четвертым ребенком в семье преподавателя иврита
Алтера Гутмана и его жены Ривки (всего детей у Гутманов было пятеро).
На рубеже нового, 20-го века его отец, в те годы — начинающий писатель,
известный впоследствии под литературным псевдонимом Симха Бен-Цион (писал на
иврите и идише), перевез семью в Одессу. Здесь Альтер работает учителем в
хедере, в 1901 году вместе с писателями Бяликом, Равницким и Левинским открывает
издательство «Мория», пишет рассказы и повести о хорошо знакомой ему жизни
бессарабского еврейского местечка.
В
1905-м Гутманы уезжают в Палестину. «Мне было только семь лет, когда мы приехали
в Эрец-Исраэль, — напишет Нахум спустя много лет. — Я еще ничему не
учился. Единственная книга, которую я прочел, называлась «Аhават Цион» («Любовь
к Сиону»)…». Далее он описывает, как в 1909 году неподалеку от дома впервые
увидел «живого» художника. И заворожено смотрел, как тот, выбрав среди дюн
понравившееся ему место, воткнул в песок ножки этюдника, открыл ящик с красками
и принялся за работу...
В 1910 году внезапно умирает Ривка Гутман. Чтобы помочь Альтеру, из Теленешт
в Тель-Авив приезжает бабушка. Она поселяется в доме сына, ведет хозяйство,
деятельно участвует в воспитании детей. Тогда же, в 1910-м, Нахум из школы «Эзра»
переходит в гимназию «Герцлия», где преподает в то время известная переводчица и
иллюстратор литературы на идише, художник и опытный педагог (в период ее жизни в
Софии у нее была собственная художественная студия) Ира Ян (1869, Бессарабия –
1919, Тель-Авив; настоящее имя — Эстер Йоселевич).
Эстер замечает в Нахуме Гутмане неординарные художественные способности и
дает ему частные уроки рисования.
В 1913-м Нахум едет в Иерусалим и поступает в Школу (ныне — академия)
изобразительного искусства «Бецалель». Его педагоги — основатель Школы Борис Шац
и один из ведущих израильских живописцев, ученик знаменитого российского
художника Валентина Серова, Абель Пэн.
«Бецалельцы, — пишет Гутман в своих мемуарах, — являли собой странную,
пеструю, разношерстную толпу. Профессор Шац собрал их со всех концов света: из
разных частей огромной России, из Австрии и Венгрии, Сербии и Болгарии,
Германии, Румынии, Греции, Америки, Йемена, Иерусалима и Тель-Авива… Только
еврейские мелодии, которые мы напевали во время работы, объединяли нас. И еще —
Иерусалим…».
Вскоре началась Первая мировая война. И в 1916 году «Бецалель» временно
закрыли. Какое-то время Нахум «кочует» по стране, надолго не задерживаясь на
одном месте. Из Петах Тиквы переезжает в Реховот, из Реховота в Ришон ле-Цион,
зарабатывая на жизнь нелегким трудом сезонного рабочего — на обработке винограда
в винодельнях, на цитрусовых плантациях. Спустя много лет он напишет об этом
периоде в своей автобиографической книге «Летние каникулы».
В другой его книге «Тропа апельсиновых корок» (за эту книгу в 1962 году
Гутман получил международную литературную премию имени Ганса-Христиана
Андерсена) описываются трагические события, ознаменовавшие его возвращение в
отчий дом. В 1917 году турки изгоняют евреев из Тель-Авива и Яффо. Большинство
оставшихся без крова изгнанников, кто — на ослах и верблюдах, кто — пешком,
пробираются в Петах Тикву, Кфар Сабу и Гилелею. Отец Нахума едет в Германию.
Нахум добровольцем вступает в Еврейский легион британской армии и служит
надзирателем в лагере для военнопленных турок в Египте.
Мысли о продолжении художественного образования не оставляют его. И в 1920-м,
демобилизовавшись из армии, он на шесть лет отправляется в Европу. Учится
живописи в Вене, Берлине и Париже. В Берлине в то время живут еврейские
писатели: отец Нахума, Симха Бен-Цион, Хаим-Нахман Бялик и Шауль Черниховский. В
период учебы в столице Германии Нахум иллюстрирует несколько написанных ими
книг.
Гутман
вернулся в Тель-Авив в 1926 году. Начинается самый, пожалуй, плодотворный в его
изобразительном творчестве жизненный этап. За годы учебы он обрел свободу
владения техникой живописи. А новая встреча с родными краями одаривает его
неиссякаемым вдохновением. Испытывая эмоциональный подъем, он пишет пейзаж за
пейзажем. Натура на каждом его холсте — узнаваема, но, преломленная
особенностями его художественного восприятия, преобразуется в «метафору чувств».
Главное в пейзажах Н.Гутмана — не «историческая достоверность», но — любовь,
окрашивающая запечатленные виды Эрец Исраэль глубоким внутренним светом
индивидуальности автора.
Позднее, начиная с 1929 года, Нахум пробует себя и в других жанрах
пластического искусства. Его увлекает театр, и он создает эскизы декораций и
костюмов к спектаклям «Венец Давида» (1929 г.) и «Шабтай Цви» (1932 г.) в
постановках театра «Оhэль» («Шатер»).
В тот же период (в 1931 г.) он устраивается художником-иллюстратором в
редакцию детского приложения к газете «Давар» («Давар ле-еладим»). И 35 лет
работает в этом издании, где публикуются не только его рисунки, но и написанные
им для детей статьи и рассказы.
В 1932 году с успехом проходит первая персональная выставка Нахума Гутмана.
Он — признанный, известный в Эрец Исраэль художник. Когда в процессе
подготовки к празднованию 25-летия Тель-Авива (1934 г.) возникает идея создать
эмблему города, эту работу поручают именно ему. «Отредактированный» самим
автором в 1959 году вариант эмблемы становится гербом Тель-Авива.
Обладая
необыкновенной работоспособностью, Нахум выполняет редакционные задания, пишет
картины, воплощая на бумаге и холстах жизненные впечатления и рождающиеся
художественные образы. Но и литературный труд для него, воспитанного в
писательской среде — постоянная потребность, естественная и необходимая
составляющая жизни творческой личности. В начале 1940-х годов он издает
несколько сочиненных им в тот период произведений для детей с собственными
иллюстрациями. В их числе — книги «В стране Лобенгулу, царя Зулу» (1940 г.) и
«Приключения настоящего голубого ослика» (1944 г.), отмеченные в 1978 году
Государственной премией Израиля.