Когда раву Кэрри Фридману предложили работать в ФБР —
преподавать духовность и консультировать сотрудников в сложных жизненных
ситуациях, он поначалу растерялся. Но вскоре понял, какую важную роль отводили
ему…
РАВВИН НА СЛУЖБЕ У ФБР
Гавриэль Хоран
Раньше
раввин Кэрри Фридман работал в одной из синагог города Линдена (штат Нью-Джерси).
И вот как-то раз, по просьбе местного похоронного бюро, он пришел на кладбище,
чтобы произнести речь в память об усопшем.
В соответствии с общепринятыми правилами он заранее предупредил, что сделает
это только в том случае, если погребение будет осуществлено по еврейским
законам. Близкие покойного не были религиозными евреями. Поэтому раби Фридман
говорил просто и доходчиво — собравшиеся нашли утешение в его теплых словах.
Когда церемония закончилась, к раби Фридману подошел человек, представившийся
другом семьи. И сказал, что он — старший офицер ФБР, и что речь раби Фридмана
глубоко его тронула. Она была возвышенно-духовной, — отметил он, — и
по-человечески теплой. Давно уже, — продолжил офицер, — в ФБР ищут человека,
который умеет так говорить.
— Вы могли бы регулярно произносить подобные речи? — спросил он, наконец.
— Разумеется, — ответил раби Фридман.
— Тогда вы — тот человек, который нам нужен, — объявил агент. — Нужно, чтобы
кто-нибудь преподавал в Академии ФБР духовность.
Когда новый знакомый удалился, раби Фридман, пораженный неожиданной беседой,
долго еще стоял, не сдвинувшись с места. «Зачем агентам ФБР изучать духовность?»
— подумал он тогда.
В Творца мы верим
Предложение заинтриговало раби Фридмана. Он посоветовался с раби Иегудой
Парнсом, который объяснил ему, что законодательная система США реализует на
практике один из семи Законов Ноаха — обеспечивает справедливость судов. Таким
образом, человек, помогающий государству соблюдать этот закон, тем самым
исполняет мицву (заповедь), особенно — если при этом его подопечные
начинают осознавать, что в процессе своей деятельности выполняют одну из
обязанностей, возложенных на них Творцом. Кроме того, приняв предложение, раби
Фридман получит возможность в какой-то мере выразить благодарности американской
полиции от имени американского еврейства. В общем, его новая работа станет
Кидуш а-Шем — деянием, прославляющим Имя Всевышнего.
Раввин Кэри Фридман, отбросив все сомнения, дал свое согласие и
незамедлительно приступил к работе в ФБР и Национальной Академии в Виржинии.
Многие месяцы он анализировал методы обучения и разговаривал, беседовал с
офицерами, читал материалы по психологии правового принуждения. Ему надо было
составить такой учебник, который помог бы любому полицейскому (не зависимо от
вероисповедания) справляться с возникающими трудностями и находить выход из
сложных, неоднозначных ситуаций.
— В нашем сознании прочно укоренился образ эдакого грубого, малообразованного
и наглого «копа», не имеющего уважения к рядовым гражданам, которых он когда-то
клялся защищать, — говорит раби Фридман. — Однако это клише не соответствует
действительности. Многие полицейские выбирают данный род деятельности, исходя из
благородных, духовных побуждений. Нередко новобранцами движет вера в Творца.
Люди поступают в полицейскую академию практически по тем же причинам, что и в
религиозные образовательные учреждения. Очень многие полицейские признавались,
что когда-то хотели быть священниками, но, в конце концов, решили стать
защитниками правопорядка. Между этими двумя сферами деятельности, несомненно,
существует определенная связь…
Вниз по спирали
К сожалению, горькая правда жизни полицейского на корню губит даже самые
возвышенные намерения, оставляя его в чрезвычайно опасном состоянии ума и
психики. А это порождает негативные поведенческие реакции, которые наносят вред
и самому полицейскому и окружающим.
Полицейские ежедневно сталкиваются с несчастными случаями и непоправимыми
трагедиями, которые представляются им абсолютно случайными и лишенными смысла.
Возможно, не далеко не все офицеры в состоянии сформулировать теологические
вопросы. Но даже если человек не спрашивает себя, почему в мире существует зло и
почему у хороших людей тоже бывают несчастья, накапливающиеся изо дня в день
сомнения, все равно производят свою разрушительную работу.
Раби Фридман пришел к выводу, что после нескольких лет работы у полицейского
накапливается столько негативного опыта, что те высокие идеалы, которыми он
руководствовался в самом начале, практически утрачиваются. Укоренившийся в
общественном сознании отрицательный образ полицейского рождается в тот момент,
когда офицер сдается на милость того зла, бороться с которым он некогда клялся.
— За год службы в полиции они начинают понимать, что им не удается изменить
мир к лучшему, — рассказывает раввин. — За пять лет полицейский, образно
выражаясь, превышает отведенный ему духовный кредит; душевные ресурсы, с
которыми он начинал работать — истощаются, и он становится эмоциональным
банкротом. Полицейским приходится ежедневно иметь дело с миром, в котором, как
им кажется, отсутствует Всевышний. Где Он? Как могут человеческие существа вести
себя столь подло? Какое будущее ждет нас?.. Поэтому полицейские очень быстро
превращаются в закоренелых пессимистов.
В ФБР всерьез занялись поиском источников, способных помочь офицерам полиции
восстанавливать душевные силы. Того, что могли предложить обыкновенные
психологи, здесь явно было недостаточно. Психолог в состоянии поддержать
полицейского, когда тот в процессе повседневной работы получает душевную травму.
Но ответов на вечные, экзистенциальные вопросы, которые возникают вследствие
этих травм, у него нет.
— Автомобильный двигатель, — объясняет раби Фридман, пользуясь метафорой, —
время от времени нуждается в регулировке. Но сколько его ни налаживай, без
горючего машина не сдвинется с места. Так и тут. Специалисты-психологи помогают
полицейским преодолевать психологические трудности и поддерживать мозг в рабочем
состоянии. Но ни один психолог, не объяснит полицейскому, зачем ему нужно
просыпаться по утрам и идти на работу. Кажется, что единственный путь сохранить
душевное равновесие и эмоциональное здоровье — это поменять работу… Ежедневно
полицейский видит самые худшие стороны человеческой жизни, и, если он не
приобретет иммунитет, способный защитить его от воздействия психологических
токсинов, они отравят его существование. В такой ситуации любой честный
профессиональный психолог посоветует избавиться от постоянного раздражителя. То
есть — поменять вид деятельности…
— Почему человек выполняет работу полицейского? — продолжает рав Кэрри
Фридман. — Правильный ответ на этот вопрос и есть то самое «горючее», которое
ему необходимо. Полицейские призваны защищать и служить. Они должны помогать
нашему обществу избавиться от зла. Глубоко в душе они стремятся вершить добро.
Подобное желание может быть продиктовано только духовными соображениями, и для
того, чтобы сохранить этот изначальный импульс, нужно вооружиться определенными
навыками и умениями.
Рабби Фридман умеет доходчиво разъяснить сложные духовные концепции и понятия
относительно даже непосвященным. Нескольких лет он проработал в израильских
йешивах. Потом вместе с женой руководил еврейским центром в Университете «Дьюк»
в Северной Каролине. Он — автор ряда книг, две из которых посвящены проблемам
брака.
Буква закона
Поначалу раввин Кэрри Фридман не вполне представлял себе, как он сможет
преподавать духовность, не упоминая при этом Всевышнего. Но что по этому поводу
записано в американском законодательстве?
Переговорив с несколькими преподавателями права, раби Фридман обнаружил, что
закон США позволяет упоминать Всевышнего в формально нерелигиозных публичных
выступлениях. В американских базовых законодательных документах довольно часто
встречаются фразы — «Во Всевышнего мы верим», «Единая нация перед Всевышним» и
т.д.
Рав Фридман выяснил, что он вправе преподавать слушателям полицейской
академии и законы Ноаха, преподнося их как нравственные принципы и нормы,
возложенные Творцом на все человечество.
Год спустя раби Фридман разработал учебную программу, которую впоследствии
расширил и дополнил в написанной им книге «Духовное выживание для охранников
правопорядка». Книга приобрела огромную популярность. Некоторые полицейские
академии стали выдавать ее своим выпускникам. Департамент полиции Нового Орлеана
раздал тысячу экземпляров «Духовного выживания» офицерам, которые во время
ликвидации последствий урагана Катрина вынуждены были работать в условиях
жесточайшего стресса, когда улицы разрушенного города оказались во власти
мародеров.
С тех пор минуло шесть лет. Сегодня рав Кэрри Фридман вместе с женой Маршей и
шестью детьми живут в Пассаике (штат Нью-Джерси), где Фридман преподает в
нескольких колледжах и читает лекции в полицейских академиях.
Положительный настрой
Какие результаты приносит работа рава Фридмана с полицейскими?
Приведу конкретный пример.
Однажды к нему обратился руководитель одного из отделов полицейского
управления и попросил совета. Его подчиненному, выехавшему с оперативной группой
по сигналу об ограблении банка, пришлось застрелить преступника. Офицер получил
глубокую психологическую травму и никак не мог справиться с эмоциональной
нагрузкой.
Рав Кэрри обучил чиновника нескольким приемам, которые облегчили мучившее
оперативника чувство вины, укрепив его уверенность в том, что его поступок и с
этической, и с нравственной точки зрения был абсолютно правильным.
В своей книге «Духовное выживание» раби Фридман затрагивает очень серьезную
проблему, связанную с так называемой «офицерской безопасностью». Это —
характерный для правоохранительной среды образ мышления, когда все вокруг
априори считаются враждебно настроенными и опасными. Данная «стратегия» помогает
полицейским при исполнении служебных обязанностей защитить свою жизнь. Но вне
службы, к сожалению, становится трудно преодолимой помехой в общении с
окружающими.
Раби Фридман объясняет, что вера во Всевышнего учит человека видеть мир
совершенно в ином свете. У того, кто несет в себе веру в Творца, рождается
ощущение, что мир — безопасное место. Каждый несчастный случай, каждое
преступление, конечно же, демонстрирует силу зла. Однако верующий замечает, что
и добро не бездействует. Он знает и помнит, что многие люди делают все, что от
них зависит, чтобы помочь людям, попавшим в трудную ситуацию. И это — не говоря
уже о врачах, спасателях и т.д.
— Однако духовная сознательность, — утверждает рав Фридман, — не должна
мешать проявлению тех навыков самозащиты, которые прививаются полицейским в
период профессионального обучения. Мы обязаны работать с офицерами полиции и
помогать им познать себя, собственную духовность, не ослабляя их решительности и
воли. Не следует забывать, что мы имеем дело не с социальными работниками, а с
полицейскими, и никакие духовные «практики» не должны подрывать их устоявшийся
образ, профессиональную культуру или веру в свои силы. Развитие духовности
направлено на укрепление их готовности и желания выполнять свою работу. Они
должны черпать силу во вновь обретенном источнике духовности, а не расслабляться
и пасовать перед трудностями.
Секрет успеха рава Фридмана в его деятельности на службе ФБР заключается в
понимании того, что в основе каждого закона Торы — правда об Устройстве Мира и о
постоянных противоречиях, характерных для человеческого существования…
Материал сайта международной еврейской религиозной организации
Эш а-Тора
Перевод с английского
|