Его называют
24-го апреля этого (2006) года на 91-м году жизни покинул наш
мир рав Моше Тейтельбаум — лидер одной из крупнейших еврейских общин мира,
движения сатмарских хасидов, которое насчитывает на данный момент около 100.000
человек...
САТМАРСКИЙ РЕБЕ МОШЕ ТЕЙТЕЛЬБАУМ
Рав Моше Тейтельбаум родился 17 ноября 1914 года и был назван Моше, в честь
своего предка, рава Моше Тейтельбаума, основавшего в 18-м веке династию
сатмарских раввинов (своим названием — «сатмарские хасиды» движение
обязано названию местечка Сату Маре, где, собственно, оно и возникло; тогда оно
принадлежало Австро-Венгрии, теперь это — Румыния).
Его отец, рав Хаим-Цви Тейтельбаум был раввином в городе Сегеде (Венгрия).
Когда Моше исполнилось 11 лет, они с братом (старшему брату,
Иекутеэлю-Иегуде, было 14 лет) — осиротели. Какое-то время Моше жил в семье
друзей его ушедших из жизни родителей, потом рос в доме деда, тоже раввина —
Шалома Элиэзера Халберштама, затем — в семье дяди (брата отца) рава Йоэля
Тейтельбаума.
С раннего возраста у Моше Тейтельбаума проявились неординарные способности.
Его природная одаренность, упорство в овладении знаниями, руководство
авторитетных учителей стали залогом тех успехов, которых он сумел достичь,
будучи еще совсем молодым человеком. В 22 года он уже преподавал в йешиве в
небольшом городке Каречк, а вскоре его назначили главой этого учебного
заведения.
Тогда же, в 1936 году, рав Моше женился на своей кузине Лее Меир, дочери
местного раввина Ханоха Меира.
В 1939-м раву Тейтельбауму предлагают должность раввина Сенты (в то время —
город в Венгрии, сейчас это — Югославия). Он соглашается, и семья меняет место
жительства.
Для евреев Европы наступали страшные времена. Захвативший власть в Германии
Гитлер готовился к реализации плана, одним из основных пунктов которого стало
«окончательное
решение еврейского вопроса».
Евреям Венгрии «повезло»
больше других. Массовая депортация евреев, по
приказу Адольфа Эйхмана, началась в этой стране лишь в конце 1944 года. Рав Моше
Тейтельбаум вместе с женой и тремя детьми попал в Освенцим. Об этой скорбной
странице его жизни ему до конца дней было трудно вспоминать — из всей семьи в
Освенциме выжил только он один. Жена и дети — погибли. В 1945 году его перевели
в другой концлагерь — в Терезиенштадт. Война уже заканчивалась, и через короткое
время он в числе других узников был освобожден.
После Второй мировой войны рав Моше Тейтельбаум женился на дочери раввина
Аарона Тейтельбаума из Волова и вернулся в город своего детства, Сегед. Но
наладить нормальную еврейскую жизнь в городке, где когда-то был раввином его
отец, оказалось непросто. К власти в Венгрии пришли коммунисты. «Служители
культа» стали «объектом» преследований.
В конце концов, спасая семью и свои убеждения, рав Моше Тейтельбаум с женой
эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и поселились в Нью-Йорке.
К тому времени в США уже жил его дядя рав Йоэль Тейтельбаум. В 1944-м его
первым же поездом, увозившим евреев из родных мест, отправили в Берген-Бельзен
(день, когда он вновь обрел свободу — 21 кислева по еврейскому календарю
— стал для сатмарских хисидов большим праздником). Сразу же после войны рав
Йоэль Тейтельбаум едет в Эрец Исраэль (в подмандатную Палестину) и
создает там сеть йешив (в нескольких городах). Однако вскоре испытывает
серьезные финансовые затруднения и направляется за материальной помощью в США.
Год он пробыл в Нью-Йорке. В результате его американские последователи уговорили
рава Йоэля остаться в Америке. Политическая ситуация на Святой Земле была
нестабильной, изменения, которые там происходили, ему не нравились, и он —
остался. И перевез в США многих евреев своего движения, чудом уцелевших в
Катастрофе. Их центром стал Уильямсбург (Нью-Йорк, Бруклин).
В то время в Иерусалиме общину сатмарских хасидов и вообще — «старого иешува»
(Эйда Харедит), возглавлял рав Зелиг-Реувен Бенгис. После его смерти руководство
общиной перешло к раву Йоэлю Тейтельбауму. Он, тем не менее, продолжал жить в
Нью-Йорке, выполняя порученные ему обязанности в Израиле через израильских
посланников и своих консультантов. Он стал четвертым главным раввином Эйды
Харедит.
В Уильямсбурге, где поселился рав Моше Тейтельбаум, приехав в Америку, он
основал бейт мидраш (место для занятий Торой), дав ему имя — «Эцей Хаим
Сегед». Здесь, в Уильямсбурге, его называли — «сегедский ребе».
Позже рав Моше переехал в Боро Парк (район Бруклина) и создал там еще одну
сатмарскую общину.
После смерти рава Джоэла Тейтельбаума в 1979 году, сатмарская община назвала
рава Моше своим Ребе, и он, приняв на себя обязанности главы движения, вернулся
в Уильямсбург.
За период его управления всей общиной, территория, занимаемая сатмарскими
хасидами, значительно расширилась. Население лишь одного Уильямсбурга выросло до
35-ти тысяч человек.
Незадолго до кончины рав Йоэль основал новый населенный пункт, и при его
жизни в нем успели поселиться всего несколько семей. Рав Моше Тейтельбаум назвал
это место — Кирьят Йоэль. При нем население этого района существенно
увеличилось. Сейчас здесь проживает более 15-ти тысяч человек.
— Рав Моше Тейтельбаум взял на свое попечение среднее по численности
движение, — вспоминает исполнительный директор Совета по общественным связям в
движении сатмарских хасидов рав Давид Поллак, — взлелеял его и превратил в самую
большую в Соединенных Штатах хасидскую общину...
Возглавляя не только свои общины Америки, но — все сатмарское движение в
мире, рав Моше Тейтельбаум оставался чрезвычайно скромным человеком.
«Он
часто говорил, что наш праотец Яаков, — рассказывает историк сатмарской общины
рав Соломон Гельдман, — взял на себя роль хранителя результатов той огромной
работы, которую осуществили Авраам и Ицхак. По собственному признанию Яакова, он
не строил колодцы, но — лишь следил за колодцами, вырытыми его дедом и отцом,
чтобы они не иссякали, и вода в них всегда была чистая… Мой дядя рав Йоэль вырыл
колодцы, а я только слежу и ухаживаю за ними…».
Рав Моше Тейтельбаум скончался в конце апреля 2006-го года в медицинском
центре «Маунт
Синай»,
оставив в этом мире жену, Пессель-Лею, четырех сыновей,
которые, как их отец, стали раввинами — Аарона, Залмана, Липу и Шулема, двух
дочерей — Браху Мейзельс и Хенди Хальберштам и 86 внуков и правнуков.
Духовное наследие рава Моше Тейтельбаума — не только его последователи и
ученики, но и написанная им книга Берах Моше.
Ребе вдохновил бесчисленное множество людей, которым довелось соприкоснуться
с ним, — сказал, прощаясь с равом Моше Тейтельбаумом, губернатор штата Нью-Йорк
Джорж Патаки. — За десятилетия своего лидерства он привел свою общину к
поразительному расцвету. Пусть для каждого из нас будет благословенна память о
нем!..
О том же в прощальном слове, приняв участие в траурной процессии, говорил и
мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
— Живя здесь, в Нью-Йорке, — отметил мэр, — он сотворил настоящее чудо,
восстановив общину, достойную европейской — в дни ее расцвета…
Рав Моше Тейтельбаум танцует на свадьбе
Источники
· Цви М. Рабинович. Энциклопедия Хасидизма.
Нью-Йорк, издательство «Аронсон», 1996.
· Некролог в газете «Нью-Йорк Таймс»,
25.4.2006
|