Первые серьезные беды настигли семью Визенталей еще до Второй мировой войны.
Когда во Львов, который по условиям пакта, заключенного между Рибентроппом и
Молотовым попал под юрисдикцию Москвы, вошли советские войска, отчим и брат
Симона Визенталя были арестованы. Но вот Львов заняли нацисты — Симон Визенталь
и его жена Циля попали в располагавшийся неподалеку от города концентрационный
лагерь «Яновичи. В 1942 году Циле, с помощью польского подполья, удалось бежать,
и до конца войны она скрывалась от нацистов.
Сам Визенталь бежал в 1943 году, но через восемь месяцев его поймали и снова
бросили в концлагерь. На одном месте подолгу он не задерживался — его переводили
из одного концлагеря в другой. Победа над фашизмом застала его в австрийском
Маутхаузене. 5 мая 1945 года на территорию лагеря вошла американская танковая
часть и освободила заключенных. Визенталя нашли в бараке для умирающих — он
весил тогда чуть более 40 килограмм. Американские военные врачи спасли ему жизнь,
а в конце 1945-го года он нашел свою Цилю.
Едва поднявшись на ноги, Визенталь приступил к сбору свидетельств о
нацистских злодеяниях, работая в тесном контакте с Комиссией по военным
преступлениям Армии США.
В 1954 году центр в Линце закрыли, и Визенталь передал свои архивы Израилю,
оставив у себя лишь досье на Адольфа Эйхмана. Поимку этого человека Визенталь
считал своей главной задачей. Именно оберштурмбаннфюрер СС Эйхман, за которым
закрепилось прозвище «архитектор Холокоста», нес ответственность за уничтожение
миллионов евреев в годы Второй мировой войны. В 1942 году Эйхман представил
высшему нацистскому руководству план «Окончательного решения еврейского вопроса»,
то есть — полного уничтожения евреев, поставленного на «промышленную» основу
В начале 1950-х Визенталь получил информацию о том, что Адольф Эйхман
скрывается в Аргентине, и немедленно сообщил об этом правительству Израиля.
Охота израильских спецслужб на главного палача евреев длилась несколько лет и
закончилась тем, что агенты Мосада выкрали Эйхмана из Буэнос-Айреса и тайно
переправили в Израиль, где Эйхмана судили и приговорили к высшей мере наказания.
Независимость и несговорчивость Визенталя не раз приводили работников
государственных структур разных стран в бешенство, не раз сотрудничество с этими
структурами становилось для него серьезной проблемой. Деятельность Визенталя
подвергали резкой критике. Его обвиняли в том, что он намеренно преувеличивает
число жертв Холокоста и слишком вольно обращается с историческими фактами. В том,
что многие собранные им факты — вымысел… Но Визенталь ни при каких
обстоятельствах не желал принимать в расчет «высшие» соображения «политической
целесообразности».
Он утверждал, что смысл поисков беглых преступников заключается не столько в
преследовании конкретного Эйхмана или Менгеле (врач-нацист, который ставил
эксперименты на узниках лагерей), сколько в том, чтобы виновные в преступлениях
против человечности нигде не чувствовали себя в безопасности. Увы, нынешний мир
подходит к вопросу о возмездии — избирательно, с учетом «особенностей
политической ситуации».
Рассказывать о Симоне Визентале — сложно. Как, к примеру, обойти подробности
похищения Эйхмана в Аргентине 11 мая 1960 г. и связанные с ними, выдвинутые
против него обвинения в том, что он каким-то образом принимал участие в
блестящей операции Мосада? Или — затеянный Визенталем скандал вокруг
деятельности австрийского канцлера Бруно Крайского? Крайский занимал этот пост в
1970 году. И Симон Визенталь выдвинул против него обвинение, состоявшее в том,
что канцлер, будучи евреем, из чисто тактических соображений ввел в свой первый
кабинет четырех министров с нацистским прошлым.
Визенталь часто рассказывал о разговоре, который состоялся в доме одного из
его приятелей во время субботней трапезы. Этот приятель тоже пережил лагеря, а
после войны стал ювелиром.
— Ты мог бы стать миллионером, если бы вернулся к архитектуре вместо того,
чтобы охотиться за нацистами, — сказал ему хозяин дома, когда они сидели за
субботним столом.
— Все мы, рано или поздно, окажемся на том свете, — произнес в ответ
Визенталь, — и встретимся с миллионами евреев, которые погибли в лагерях. «Что
вы делали?» — спросят они нас. И разные люди ответят по-разному. Ты скажешь: «Я
делал красивые украшения». Другой — «Я занимался контрабандой кофе и
американских сигарет». Кто-то сообщит — «Я строил дома». А я отвечу: «Я не забыл
вас…».
В 1967 году Симон Визенталь издал свою самую известную книгу «Убийцы среди
нас».
В ноябре 1977-го — организовал правозащитный Центр, сегодня представляющий
собой международную правозащитную организацию, которая имеет отделения по всему
миру — в США, Аргентине, Израиле и многих европейских странах. Только в возрасте
94-х лет Визенталь передал работу в Центре своим преемникам.
На протяжении многих лет Визенталь противился желанию своей жены переехать в
Израиль. «Если бы я делал свою работу, живя в Израиле, — сказал он однажды
группе студентов, — люди заклеймили бы мою деятельность, навесив на нее ярлык —
«израильская пропаганда».
Наши Учителя наставляют: «Тот, кто милосерден к жестокому, в конце концов
проявит жестокость к милосердным». Это стало кредом жизни Симона Визенталя: у
преступлений против человечности не может быть срока давности, — говорил он, —
не может быть забвения, а, тем более — прощения. Не только ради памяти павших,
но и потому, что фальшивое «милосердие» рождает в сердцах будущих преступников
надежду на безнаказанность.
Он собственной жизнью показал всему цивилизованному человечеству пример
бескомпромиссной борьбы за восстановление справедливости. Симон Визенталь — один
из тех, кто сохранил для потомков историю величайшей Катастрофы 20-го века и
заставил запомнить ее уроки.
Визенталь был добрым человеком, но он никогда не был — «добреньким». Его
отношение к людям основывалось на приоритетной необходимости защитить право
невинных людей на безопасную, свободную, достойную жизнь.
Лучшей данью памяти Симону Визенталю было бы продолжение дела, которому он
отдал всю свою жизнь — поиск все еще остающихся на свободе нацистских
преступников, чтобы они предстали перед справедливым судом, и бескомпромиссная
борьба за неотвратимость кары для «нацистов 21-го века» — международных
террористов.
Он ушел в мир иной в своем
венском доме — на 97-м году жизни, 20-го сентября 2005-го года.
Много раз он говорил о своем желании, чтобы его похоронили в Израиле. Сказал
об этом и за несколько дней до кончины…
Его последнее желание выполнено — Симон Визенталь похоронен на городском
кладбище города Герцлии (Израиль)….