Его называют
В конце 60-х начале 80-х годов в Советском Союзе имя этого генерала было у
всех на слуху. Оно упоминалось и в средствах массовой информации, и в знаменитых
разговорах на кухнях, и в произведениях советского фольклора - в песнях,
легендах, анекдотах. Последнее, кстати сказать - самый яркий показатель
всенародной популярности.
Имя этого генерала - Моше Даян...
ГЕРОЙ ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЫ
Тот, кто
ходит сегодня по Земле Израиля с Танахом в руках, остро
ощущает связь
библейских рассказов с этой землей, связь, обозначенную географическими
названиями, открывающимися взору ландшафтами, памятниками древности, которые
встречаются здесь на каждом шагу. Исход из Египта, завоевание и
заселение
Ханаана, войны с враждебно настроенными соседствующими народами, борьба за
национальную независимость. Все это приобретает современное звучание, вновь и
вновь переживается еврейским народом. Тот, кто сегодня живет на этой древней
земле, не может не ощущать себя прямым наследником библейских событий, а тот,
кто обладает еще и творческим воображением - как бы становится их
непосредственным участником. Впрочем, это совсем нетрудно, ибо история
повторяется...
Именно этим чувством
постоянной причастности к древней истории народа,
к его
возрожденной жизни на этой земле было проникнуто мироощущение Моше Даяна.
Уроженец
одного из первых киббуцев в современной истории Израиля - Дегании, он вырос в
семье выходцев из России. В первом кооперативном сельскохозяйственном поселении
(мошаве) - Нахалале, Моше Даян (1915-1981) с детства убедился в том, что
существование страны, каждый уголок которой он изучил, тесно связано с этой
землей. Даян был свидетелем возвращения народа к земле и борьбы, которую народ
вел за эту землю, отвоевывая ее у болот и пустынь и защищая ее
от врагов. На
его глазах малярийные болота Изреэльской долины превращались в цветущие поля,
обрабатываемые руками еврейских крестьян.
Чтобы защищать эту землю, в 1929 году, в четырнадцатилетнем возрасте, Моше
Даян вступил в Хагану и участвовал в ее боевых операциях, был арестован
английскими властями, а после освобождения стал одним из первых командиров
Палмаха.
Участвуя
во время Второй мировой войны в разведывательных операциях в Сирии (в то время
Сирия была колонией Франции, которая, в свою очередь была оккупирована
фашистами), Даян был ранен и потерял глаз. В период Войны
за
Независимость он уже занимал командные посты в только что созданной
Армии Обороны
Израиля.
В 1959 году Даян стал членом израильского парламента (Кнессета) и министром
сельского хозяйства. В 1967 его назначают министром обороны - в правительстве
«национального
единства»,
сформированном в чрезвычайных обстоятельствах - перед угрозой арабского
нападения. В ходе Шестидневной войны ему было поручено оперативное управление
боевыми операциями. Пост министра обороны Даян занимал вплоть до 1974 года,
когда правительство Голды Меир, после войны Судного дня, вышло в отставку.
В 1977 году, будучи членом Кнесета от партии Авода, он принял
предложение
Менахема Бегина и занял в коалиционном правительстве (во главе с
Ликудом) пост
министра иностранных дел, что позволило ему принять активное
участие в
мирных переговорах с Египтом, которые закончились подписанием
мирного
соглашения.
В 1980 году Даян вышел в отставку, а в 1981-м - встал во главе созданного по
его инициативе избирательного списка «Телем» в Кнесете.
Биография
Даяна отражает его кипучий темперамент, боевую отвагу,
свободу
суждений, политический прагматизм. Эти черты определяли его позицию, которая
формировалась независимо от складывающейся на израильской политической арене
расстановки сил.
Моше Даян писал:
«На стадии планирования, когда разрабатывались предложения о наших будущих
границах с арабскими государствами, я объезжал фронты и изучал с командирами
местность. Мы должны были рассмотреть комплекс вопросов о границах с
политической и военной точек зрения: вопросы разграничения между еврейскими и
арабскими районами, линий укреплений, наблюдательных пунктов, дорог в пустынях.
Но вечером, когда я возвращался на вертолете домой, все эти мысли
улетучивались.
Подо мною лежала земля, на которой не было границ между арабами и евреями,
земля, покрытая селениями и городами, в полях и садах, земля, восточная граница
которой проходит по Иордану, а западным пределом является Средиземное море.
На севере ее высится гора Хермон с вершиной, покрытой снегом, а на юге ее
обступает выжженная пустыня. Страна Израиля».
Даян -
герой Шестидневной войны, личность, овеянная ореолом бесстрашия и олицетворяющая
для всего мира героическую борьбу Государства Израиль за свое существование.
Даян был министром обороны в период Войны Судного дня, которая застигла страну
врасплох, но закончилась победой Израиля .
Нельзя не отметить и некоторые крупные ошибки, допущенные Моше Даяном -
стратегом и политиком. В разгар Шестидневной войны, когда арабы Восточного
Иерусалима, Хеврона и других регионов Израиля начали в спешном порядке
эвакуироваться в Иорданию, Даян обратился к ним с прочувствованным призывом
оставаться на местах. Арабы хорошо помнили, как в течение 19-ти лет (1948 - 1967
гг.) они чуть ли не ежедневно обстреливали Западный Иерусалим. А в Хевроне почти
каждая семья участвовала в кровавых еврейских погромах (1929 - 1949 гг.). Более
того, они жили в домах убитых ими евреев. В рамках понятной каждому человеку
справедливости, они были готовы к самым суровым наказаниям. Однако Даян хотел
показать, что евреи - «выше принципов общечеловеческой справедливости». Как
арабы отплатили ему и Израилю за безответственную, беспринципную доброту, нам
всем хорошо известно.
Мудрость, изложенную в Талмуде, никому еще не удавалось «усовершенствовать».
Ведь в нем устами наших Учителей сказано: «Тот, кто проявляет доброту к
жестоким, в конце концов, принесет зло добрым».
В 1977-м - 1979 гг. в роли министра иностранных дел Моше Даян внес свой
негативный вклад в установление сути и формулировки договоров с Египтом. В итоге
Израиль отдал территории, которые, согласно Торе, составляют часть Эрец
Исраэль .
СОЧИНЕНИЯ:
1966.
ДНЕВНИК СИНАЙСКОЙ КАМПАНИИ
1969.
НОВАЯ КАРТА - ДРУГИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
1976.
ПОВЕСТЬ О МОЕЙ ЖИЗНИ
1978.
ЖИТЬ С ТАНАХОМ
Использованы материалы сайтов: http://lib.ru; www.sem40.ru
|