- Как говорится, нет пророков в своем отечестве. И у меня сложилось
впечатление, что ваше имя больше известно за пределами Израиля, чем в Израиле.
Так ли это?
-Я не знаю, мне трудно определить степень моей известности за границей,
но доля истины в том, что вы сказали - есть. Могу судить хотя бы по тому, что я
был приглашен членом жюри на международный конкурс Венявского (один из старейших
в Европе, международный скрипичный конкурс имени Генриха Венявского проводится
один раз в пять лет, начиная с 1935 года; к примеру, одним из его победителей
был Давид Ойстрах. До Поволоцкого чести быть приглашенными в члены жюри не
удостаивался ни один русскоговорящий израильский "мастер смычка" - ред. )
- То, что вы написали увертюру в "соавторстве" с Венявским - своеобразная
творческая наглость, как если бы кто-то написал фантазии на тему Паганини (а они
существуют).
- Ну, фантазии на темы Паганини начали писать, как только его не стало.
В соавторстве с Венявским я тоже писать не мог, потому что он умер достаточно
давно. Но я использовал его произведения. Это был очень кропотливый труд.
Венявский является одним из столпов скрипично-музыкальной литературы,
композитором и виртуозом-практиком, одним из праотцев современной скрипки, то
есть техникой ее владения. Он развил романтическую виртуозную скрипичную игру. И
те несколько концертов для скрипки в сопровождении фортепьяно или в
сопровождении оркестра даже спустя сто лет трогают сердца. Его музыка, может
быть, проста, но очень мелодична и очень искренна. Но в смысле исполнительского
мастерства она отвечает самым высоким меркам. И очень трудно работать с
материалом талантливым. Поэтому то, что я сделал, безусловно, было смело. Но в
первую очередь это было смело со стороны тех, кто мне предложил это сделать.
Ведь это была не моя идея. Сам бы я просто не решился. Мне это предложил сделать
Шломо Минц, очень известный в мире скрипач, который был председателем жюри на
конкурсе Венявского.
- Существует печальная традиция: таланты в Израиле не задерживаются.
Принимают гражданство других стран и прославляют их. Почему?
- Если говорить о талантах, то их не так уж и много. Если уезжают
по-настоящему талантливые люди, то это оттого, что здесь мало пространства для
работы. Они уезжают для того, чтобы играть, если они солисты. А если уезжают
только для того, чтобы где-то играть в оркестре или преподавать - я очень много
таких встречал за границей, - я вам даю гарантию, что они не прославляют ни
себя, ни страну, в которой живут. Израиль могут прославить такие имена, как,
например, Максим Венгеров, Ефим Бромфман, Гиль Шахам. Они являются гражданами
Израиля и, действительно, живут и в Европе, и в Америке, и концертируют по всему
миру. А кто знает человека, который сидел здесь в каком-то небольшом оркестре и
переехал в такой же оркестр, но в Европе?
- А как вы думаете, почему израильские родители стараются дать образование
талантливым детям не дома, а за границей?
- Там более широкие горизонты. Но опять-таки не все талантливые дети
становятся талантливыми взрослыми. Недавно я услышал по телевизору одно очень
интересное высказывание одного музыкального критика. Она сказала, что
талантливый и способный человек - это два совершенно разных понятия. О способном
человеке говорят - "ах, он такой способный и талантливый", хотя это разные вещи.
Я когда услышал это, понял, что она абсолютно права. Потому что способный
человек - это человек, который хорошо впитывает, а талантливый - это человек,
который отдает. Когда способный ребенок уезжает за границу, он там впитывает
новое. Например, в Джульярдской школе в Америке, безусловно, его развитием будет
заниматься больше людей, чем здесь. И культурная жизнь там богаче. Но сумеет ли
он потом выдать то, что впитал в себя, - это покажет жизнь.
- Почему вы "задержались" в Израиле? Может быть, за границей ваша творческая
жизнь сложилась бы совсем по-другому?
- Так получилось. Наверное, у каждого - своя судьба. Мне захотелось
поменять свою судьбу, которая, кстати, и в Советском Союзе складывалась удачно.
- То есть можно сказать, что Израильский филармонический оркестр под
управлением Зубина Меты стоил того, чтобы оставить ради него ансамбль скрипачей
Большого театра?
- Я думаю, что никакая работа не стоит жертв. Есть твое внутреннее состояние. Ты
можешь работать в замечательном коллективе, а быть исключительно несчастным
человеком. Все должно быть в гармонии. Неужели вы думаете, что игра в оркестре у
Зубина Меты является краеугольным камнем моего счастья? Безусловно, это не так.
Но все вместе: и то, что я приехал сюда, и что поступил в оркестр, и то, что
имел возможность реализоваться, и то, что мои дети получили достойное
образование (дочка тоже играет в этом солидном оркестре), и то, что я люблю эту
страну, - все в комплексе дает мне право чувствовать, что я здесь - на своем
месте.
- Картинка детства: дети гоняют во дворе в футбол, а какой-то еврейский
мальчик пиликает на скрипке. Его зовут поиграть, но родители не пускают. Это
похоже на ваше детство?
- Нет. У меня не было такого зацикленного детства, где скрипка - и
больше ничего. Я успевал и с мячом бегать, и на скрипке играть, и в кино ходить
чуть ли не каждый вечер. Когда я был ребенком, телевизоров еще не было,
единственным культурным центром были кинотеатры, а в кинотеатрах были оркестры,
у меня там работал папа, там я и ошивался.
- А если бы сейчас предложили какую-то халтуру - пошли бы? Например, на
частную вечеринку к "новым русским"?
- Когда мы только приехали сюда, я, безусловно, искал любой вид
заработка. Не ходил на похороны, но на торжества - ходил. Я не играл, когда
гремели тарелками, вилками и когда жевали. Но когда на торжествах устраивали
небольшой камерный концерт, я играл. Последние пять-шесть лет я это не делаю.
Хотя... все зависит от оплаты. Но играть, когда жуют, я этого не сделаю, даже
если обещают много заплатить. Потому что я всегда одинаково играю при любом
выходе на публику, понимаете? Для меня все равно - стою я на большой сцене или в
ресторане. Главное - что я играю.
- Вы играли в лучших оркестрах мира...
- Всего в двух оркестрах двух стран: Советского Союза и Израиля, но они
были лучшие и там и здесь, и они концертировали по всему миру.
- Насколько вы современны? Пользуетесь при написании музыки компьютером?
- Да, последние лет пять я пишу на компьютере. Я не пишу компьютерную
музыку, аранжировки я делаю на компьютере. Во-первых, это значительно удобнее!
Когда я пишу, я не только сразу вижу напечатанные ноты, но и слышу написанное.
То есть я как бы пишу - и одновременно себя критикую. Это замечательно!
Компьютер для сочинения, конечно, колоссальная вещь!
- Интернетом пользуетесь?
- О-о, в компьютерах во всем, кроме написания музыки, я полный профан! Я
вам скажу по правде, я до сих пор не знаю, как включить... Я с 70-х годов
разъезжаю по всему миру, живу в самых лучших гостиницах - это оговорено
контрактом, не ниже четырех звездочек. Заходя в номер, я не знаю, как включить
будильник. Я до сих пор не знаю, как вставить видеокассету в видеомагнитофон.
Недавно был такой курьезный случай: мы остались дома вдвоем с внучкой (ей
недавно исполнилось три годика). И она меня просит включить мультик. Я ей
говорю: "Мамочка, я не знаю, как вставить кассету!" Она на меня с удивлением
вылупила глазки и спрашивает: "Ты что, тоже маленький?"
- Гимнастка Ольга Корбут однажды сказала, что, достигнув определенного уровня
мастерства, она уже не могла спуститься ниже. И ничто не в силах помешать, ни
плохое настроение, ни самочувствие. Вы бы могли сказать это про себя?
- Год назад я был приглашен в Польшу на 70-летие президента конкурса
имени Венявского. Они попросили, чтобы я приехал со своими детьми. Я специально
для этого выступления написал пьесу на три скрипки. И наше выступление должно
было стать центром всего юбилейного концерта.
И вот буквально за несколько дней до этого... С нами жила моя тетя. Она меня
вырастила, она всю жизнь прожила с моими родителями и в Израиль приехала с нами.
Ей было почти 99 лет, но она была молодцом. И как раз накануне нашего отъезда
она попала с воспалением легких в больницу. Не поехать я не мог, потому что это
моя работа, я не мог подвести людей, которые нас пригласили.
Мы прилетаем в Польшу. У нас был один день на репетицию - пианист, с которым мы
должны были играть, был поляком. И вдруг по "Си-Эн-Эн" передают, что в Израиле
произошел теракт. Палестинцы расстреляли в упор шесть израильских солдат. И мой
сын начал интересоваться - кто погиб? Он ведь тоже служит в армии, и у него там
масса друзей и знакомых. И в день концерта, буквально за пару часов нашего
выхода на сцену, приехала моя жена с израильской газетой. И мой сын увидел, что
один из погибших - мальчик, с которым они были приятелями, вместе играли в
теннис... Он через дорогу от нас жил. Можете представить состояние моего сына,
когда он увидел, что его товарищ - погиб! Какое у меня было настроение, вы тоже
можете себе представить. Но я ему сказал: "Так! Эмоции - в сторону! Мы идем на
сцену!" И мы отыграли. Концерт прошел потрясающе. Нас великолепно принимали.
На следующий день мы улетали. И вот зазвонил мобильный телефон моего сына.
Звонили из больницы. И по его взгляду, по тому, как он посмотрел на мою дочь, я
все понял. "Она умерла?". Он ответил: "Да". Моя тетя умерла буквально за пару
часов до нашего возвращения. Я вам рассказываю это к тому, что в профессии есть
только одно: твой выход на сцену - и зрители. Никого не должно интересовать, что
творится у тебя в душе.
- Я знаю, что существует определенный набор популярных классических
произведений-шлягеров, которые ждет зритель. Чем бы ты его ни угощал - модным,
изысканным, чувственным, - а он все равно будет хотеть "Чардаш" или "Полет
шмеля". Что вы думаете на этот счет?
- Я к этому отношусь положительно. Все дело в том, как это исполнять.
- Какие творческие планы?
- Во-первых, я только что закончил пьесу по заказу международного
мастер-класса "Кешет Аялон" под руководством Шломо Минца. На эти мастер-классы
приезжают скрипачи со всего мира. Обычно по окончании этих курсов проводится
заключительный концерт, на котором играют лучшие, а завершается все это
выступлением ансамбля скрипачей. На этот раз они попросили меня, чтобы я
аранжировал пьесу, которую израильский космонавт напел жене из космоса.
Второе - выпуск диска, который я должен закончить до конца этого месяца. Это
будет мой сольный диск, где будут исполняться импровизации на известные темы с
пианистом Игорем Наймарком, мои пьесы, которые были записаны в Москве с
оркестром радио и телевидения, джазовые пьесы, пьесы для скрипки с оркестром...
Одну пьесу - на тему "Перпетуум мобиле" Паганини - в джазовой обработке я играю
с дочкой. Весь этот диск - подарок моего сына, который его продюсирует.
- В общем, у вас получился натуральный семейный подряд. Как он будет
называться?
- "Четыре времени любви". Есть у меня такая пьеса. Я ее часто играю в
концертах, и зрители часто просят... Всем она очень нравится. Это сюита из
четырех частей, которую я писал на протяжении двадцати пяти лет. Правда, когда я
ее начинал, я не думал, что так получится.
- Тема бесперспективности жизни больше у вас не возникает? Вы живете в
согласии с самим с собой?
- Да, я живу в гармонии.
На прощание Александр Поволоцкий показал мне выложенную кирпичом стенку и
сказал: "Когда я обдумывал, как писать увертюру к Венявскому, я выкладывал эту
стенку"... И я с уважением посмотрела на его руки. Руки, способные класть
кирпичи и - писать музыку.