Эберсвальде
(Германия), затем снова в Москве, в Большом Каретном переулке.
По окончании школы некоторое время учился в Инженерно-строительном институте,
но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ,
которую окончил в 1960.
Работал в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина, в 1964-1980 он -
актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в
спектаклях «Жизнь Галилея» и «Гамлет», участвовал в спектаклях «Добрый человек
из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Вишневый
сад», «Преступление и наказание» и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали
песни Высоцкого.
С 1959 снимался в кино, работал с режиссерами С.С.Говорухиным, Е.Е.Кареловым,
Н.Миттой, К.Г.Муратовой, Г.И.Полокой, В.Т.Туровым, И.Е.Хейфицем, М.А.Швейцером и
др. С кинематографом была тесно связана поэтическая работа Высоцкого,
значительное число песен сочинялось им для кинофильмов, хотя многие из них в
картины не вошли.
В 1961 написал свою первую песню «Татуировка», которая положила начало
своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной
среды, а стилистически - с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора.
Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва
отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту
приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии.
В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя
себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее - на вечерах и концертах.
Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно
расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и
одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов.
В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие
песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности.
Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними
трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным
запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого
как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества - поэтические
тексты, писавшего также и стихи, не предполагавшие переложения на музыку,
пробовавшего силы в прозе.
В 1975 Высоцкий со своей третьей женой, французской актрисой русского
происхождения - Мариной Влади, поселился в доме на Малой Грузинской улице
(Москва). Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с
концертами во Франции, США, Канаде и других странах. В 1979 принял участие в не
подцензурном альманахе «Метрополь».
До конца жизни он не оставлял активную концертную деятельность, выступая в
разных городах.
Последнее выступление состоялось 16 июля 1980 в Калининграде (под Москвой),
последний спектакль с его участием - «Гамлет» - состоялся 18 июля 1980 года, за
неделю до кончины.
К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П.Любимов
поставил спектакль «Владимир Высоцкий», запрещенный властями и разрешенный для
показа только семь лет спустя.
В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого - «Нерв». Однако
большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным
запретом.
В 1987 Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно
официальной формулировке - «за создание образа Жеглова в телевизионном
художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение
песен».
С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и
прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве,
мемуарные книги. В Москве в 1989 создан Государственный культурный центр-музей
Высоцкого.
Высоцкий обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными
персонажами, острой сюжетов в повествовании. На формирование художественных
принципов Высоцкого оказали влияние футуристическая поэзия (прежде всего -
В.В.Маяковский), проза 1920-1930-х годов (И.Э.Бабель, М.М.Зощенко,
М.А.Булгаков), модернисты-шестидесятники - А.А.Вознесенский, Б.А.Ахмадулина и в
особенности - Б.Ш.Окуджава, создатель жанра «авторской песни».
Произведения Высоцкого изобилуют интертекстуальными элементами - неожиданными
перекличками с классической поэзией и прозой, сатирическим травестированием
шедевров (в частности, пушкинских), пародийным переосмыслением формул и клише
советской эпохи.
Основные черты художественного мира Высоцкого определились во второй половине
1960-х годов, когда сложились основные тематические пласты его лирики (жизнь
криминальной среды, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни,
аллегорические истории о животных и др.), выявилась тяга автора к тематической
«энциклопедичности», к драматической конфликтности сюжетов, к гиперболической
разработке характеров. С самого начала Высоцкий тяготел к семантической
многоплановости художественного построения, считая непременным условием
полноценной песни наличие в ней «второго дна». Этот подтекст в одних случаях
обладал памфлетно-политической направленностью («Иноходец» - как метафора
инакомыслия, «Жираф большой - ему видней!» - как формула конформизма), в других
- придавал сюжетам философскую глубину и обобщенность («Спасите наши души»,
«Горизонт», «Чужая колея»), в третьих -фиксировал равноправие взаимоисключающих
точек зрения на явление или проблему («Песня про первые ряды», «Кто кончил жизнь
трагически, тот - истинный поэт»).
Диалогичное, «двуголосое» слово Высоцкого соединяет книжность и просторечие,
романтику и приземленность, патетическую серьезность и ироническую
раздвоенность. Способность к перевоплощению и всепониманию обеспечила и
убедительность монологических исповедей поэта («Я не люблю», «Мой черный человек
в костюме сером» и др.).
Поэзия Высоцкого отмечена жанровым разнообразием, неистощимым остроумием,
афористичностью. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной
речи и в газетных заголовках, становясь «крылатыми словами».
Умер Высоцкий в Москве 25 июля 1980 года.