ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Глупец, пока не стукнется лбом, не видит дерева, мудрый представляет его корни

 

Наша недельная глава начинается молитвой Моше. И мы читаем: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря: Творец! Ты начал показывать Твоему рабу Твое величие и крепкую руку Твою» (Дварим, гл. 3, ст. 23-24).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11) говорится, что Моше много молился Всевышнему, прося об отмене приговора. По этому приговору Моше не мог войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Он должен был умереть на подходе к ее границе по эту сторону реки Иордан.

В Мидраше отмечается, что в тот час Моше обратил к Творцу 515 молитв.

Намек на это содержится в самом первом слове, которое и дало название нашей главе — ваэтханан (и молил). Его гематрия (числовое значение) составляет 515.

Наряду с Моше, и Аарон тоже был приговорен к тому же. И ему было суждено умереть вне Земли Израиля.

Возникает вопрос: почему о нем не сказано, что он умножал молитвы, прося Всевышнего отменить приговор?

Аарон был главным коэном. А сыны Израиля, обосновавшись в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) должны будут давать коэнам первый приплод скота, выкупать у них своих сыновей-первенцев и отделять для них особое приношение — труму.

Прослышав о молитвах Аарона, любители посудачить не упустили бы возможность позлословить о том, что Аарон вожделеет получать труму и ягнят. Поэтому, чтобы избежать подобных пересудов, Аарон, конечно, просил Всевышнего отменить приговор, но не умножал эти просьбы, подобно Моше.

В качестве комментария к словам Моше Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим) цитируют — «Как величественны дела Твои, Всевышний, очень глубоки помыслы Твои. Человек невежественный не знает, и глупец не понимает этого» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 6-7).

Чтобы можно было понять связь между этой цитатой и молитвой Моше расскажу притчу.

В одном парке росло удивительное дерево. Оно было необычайно высоким — намного выше остальных деревьев. Оно имело очень мощную корневую систему, уходящую глубоко в землю.

Людей, находящихся в парке, условно можно разделить на 3 группы.

Люди невежественные и глупцы, самодовольно прогуливающиеся там, или спешащие через парк по своим делам, даже и не взглянут на чудесное дерево. Подумаешь, дерево, что в нем особенного? Растет себе и растет.

Те, у кого есть хоть малейшее понимание, несомненно, заинтересуются растущим исполином.

По-настоящему любознательные — наверняка заинтересуются не только самим деревом, превосходящем все остальные своими габаритами, но и восхитятся его мощными корнями. Корни дерева — не видны. Но о них можно получить представление, исходя из гигантских размеров дерева.

Теперь вернемся к Моше.

Он говорит, что Всевышний начал показывать ему Свое величие.

Фраза, которую предложили Учителя в качестве комментария, действительно очень ярко иллюстрирует слова Моше.

Как отреагировал бы на увиденное глупец или человек невежественный? Он ничего не понял бы и просто прошел бы мимо.

Обычный человек, так называемый, «средний» в толпе, конечно, обратит внимание — на его лице будет отображено изумление, и он пораженный воскликнет: «Как величественны дела Твои, Всевышний!».

А мудрец скажет негромко: «Очень глубоки помыслы Твои».

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

2. Награда ни за что

 

В нашей недельной главе о молитве Моше сказано: «И молил я о милости Всевышнего в тот час, говоря: Творец! Ты начал показывать Своему рабу величие Твое и крепкую руку Твою» (Дварим, гл. 3, ст. 23-24).

Корень «ханан» (от него происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает — «безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего лишь безвозмездный дар. Потому что Он сказал Моше: «И помилую того, кого Мне помиловать» (Шемот, гл. 33, ст. 19). И Моше тоже не зря выбрал выражение ваэтханан — и молил я о милости.

Эта молитва Моше явилась ответом на слова Творца: «И сказал Он: Ты сам увидишь все сокровища Мои» (Шемот, гл. 33, ст. 19).

В Мидраше разъясняется, что Всевышний продемонстрировал Моше все подарки, что ожидают праведников в качестве наград за их служение. Моше рассматривал их и спрашивал, кому и что уготовано:

— Вот это сокровище для кого?

— Для тех, кто соблюдает заповеди, — ответил Всевышний.

— А вон тот подарок кому предназначен?

— Тем, кто поддерживает и растит сирот.

—А здесь, чья награда?

— Того, кто собирает цедаку, кто занимается благотворительностью и справедливо распределяет собранные средства между бедняками.

Всевышний ничего не утаил, все показал Моше, продемонстрировал ему все мыслимые и немыслимые награды.

— Интересно, кто удостоится этого сокровища?

Моше был поражен размерами и значимостью открывшейся ему награды.

— А это для тех, у кого вообще нет никаких заслуг. Для тех, кому награда вовсе не положена. Она вручается безвозмездно.

Тогда-то Моше и молвил: «Ты начал показывать Своему рабу величие Твое» (если так, я хотел бы, чтобы моя награда была именно отсюда, из этого хранилища).

Всевышний как-то заметил: «Кто упредил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (Танах, книга Иова, гл. 41, ст. 3).

Таким образом, Творец как бы полемизирует с нами. Разве я когда-то требовал исполнить заповедь обрезания, не дав сына? Или велел отделять труму и десятины, не позаботившись о поле? Я всегда снабжаю человека всем необходимым еще до того, как он начал исполнять заповеди. То есть — когда ему еще не положено, когда он еще ничего не заслужил.

— Вот-вот! — подхватил Моше. — Так дай же и мне перейти Иордан и поселиться в Израиле, пусть мне это и не положено. Награди меня той наградой, которую вручают ни за что.

 

на основе комментария рава Шабтая Баса

(автор книги «Cифтей Хахамим», Польша, Литва, 1641-1718 гг.)

 

 

3. Почему плакали праведники

 

Написано в нашей недельной главе: «И молил я о милости Всевышнего в тот час» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Корень «ханан» (от него происходит название нашей главы — Ваэтханан) всегда означает — «безвозмездный дар», — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И хотя праведные люди могут обосновать свою награду совершенными ими добрыми делами, они просят у Всевышнего лишь безвозмездный дар.

Человек приходит в этот мир, чтобы преодолевать препятствия, побеждать в испытаниях, одолевать свое дурное начало (на иврите — йецер hа-ра), следовать Воле Творца. И насколько он будет успешен в выполнении этих задач, настолько будет велика его награда.

Люди, в основном, хотят получать не милостыню, брошенную им в виде подачки и с вложенным трудом никак не связанную, но — то, что они заслужили своими делами, то, что заработали своим трудом.

Но разве комментарий Раши соответствует такому подходу?

В Талмуде (трактат Сукка, лист 52) рассказывается, что в будущем Всевышний выстроит на огромном плацу праведников и злодеев и проведет мимо них йецер hа-ра, а затем свершит над ним публичную казнь.

Интересно, что праведники и злодеи будут видеть его по-разному. Праведникам он представится огромной горой, а злодеи увидят, что он — не толще волоса.

И, несмотря на разницу в восприятии, реакция будет одинаковой. И те, и другие прольют горькие слезы.

— Как мы только смогли покорить такую громадную гору, — станут причитать праведники.

— Какой позор, что мы не справились с этим тоненьким волоском! — возопят злодеи.

На первый взгляд, вопли злодеев, кажутся нам оправданными. Действительно, стыдно не взять препятствие с волос размером. И сейчас за это придется держать ответ.

Но почему плачут праведники?

Им, казалось бы, нужно радоваться — покорили гигантскую гору. Скорее всего, и награда будет соответствующая. Отчего же не радоваться?

Дело в том, что праведники трезво оценивали ситуацию (на то они и праведники). И хорошо понимали, что им самим никогда не одолеть бы злое начало, эту громадину. Они лишь начали, вступили в бой, а основную работу проделал за них Всевышний. Выходит, что и награда, если им и полагается, то — в виде милостыни. А милостыню не так уж и приятно получать.

Поэтому они плакали.

Итак, мир сотворен так, чтобы награда человека была заслуженной, а не из разряда милостыни. Но вот, Моше просит Всевышнего о безвозмездном даре.

Разобраться в этом поможет притча.

Один человек сильно проголодался. И у него не было денег, чтобы купить себе еду. Но на его счастье ему встретился друг со звонкой монетой в кармане, который вызвался сходить в магазин. Но голодающий отказался.

Спросите почему?

Он стеснялся пользоваться чужими деньгами.

Теперь немного изменим условия.

Пусть голодным будет весьма состоятельный человек, оставивший кошелек дома. Если ему предложить угоститься за счет друга — он с радостью примет предложение. И будет это рассматривать не как подачку, но — как подарок. Ведь он — не бедняк.

Получается, то, что считается милостыней для бедняка, оказывается небольшим презентом, когда речь идет о богаче.

Таким образом, праведники, богатые заповедями и добрыми делами, вполне могут рассчитывать на безвозмездный дар. Ведь для них это не постыдная милостыня, но приятный презент.

 

на основе комментария рава Мордехая Мана

(Литва – Израиль, 1917-1997 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как Вы понимаете смысл слова — «Справедливейший»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля