ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

Обсуждение главы Ваэтханан

Молитва Моше и молитва Ханы: во весь голос или шепотом?

Наша недельная глава начинается словами: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, говоря…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2) Учителя, комментируя этот фрагмент, задаются вопросом: разрешено ли еврею повышать голос во время молитвы? И отвечают: не подобает молиться в полный голос. Как сказано: «Хана же говорила в сердце своем: только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно» (первая книга пророка Шмуэля, гл. 1, ст. 13).

Выходит, молиться нужно шепотом. Такой вывод из истории с Ханой делают Учителя и в Талмуде (трактат Берахот, лист 31 — см. на сайте вторую часть обзора листа 31 трактата Берахот). 

Но почему же тогда коэн гадоль (главный коэн в Храме) Эли принимает Хану за пьяную, подумав, что она не может произнести слова молитвы вслух, потому что ее не слушается зык. «Доколе будешь ты пьянствовать? — говорит он ей. — Протрезвись от вина своего!» (первая книга пророка Шмуэля, гл. 1, ст. 14-15).

Означает ли это, молиться нужно все-таки в полный голос?

В полный голос нужно восхвалять Всевышнего, — разъясняет Талмуд, — но просьбы к Нему, следует излагать шепотом.

Молитвы Ханы была долгой. Как сказано: «И вот, так как она долго молилась перед Всевышним, Эли следил за устами ее» (там же, ст. 112).

Поскольку молитва Ханы затянулась, Эли решил, что она уже закончила просить и произносит восхваления. Но ведь восхваления нужно произносить в полный голос?! Поэтому Эли сделал вывод, что Хана — пьяна, и у нее заплетается язык.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 32) разъясняется, как нужно правильно выстраивать молитву. Вначале — восхваления, и только в конце — личные просьбы.

Так строил свою молитву Моше. Вначале он произнес восхваления: «Господин мой, Всевышний! Ты начал являть Твоему рабу Твое величие и крепкую руку Твою; ибо кто есть сильный на небесах и на земле, который сделал бы подобное Твоим делам и могучим деяниям Твоим!» (Дварим, гл. 3, ст. 24). И лишь затем — попросил: «Дай мне перейти и увидеть эту добрую землю» (там же, ст. 25).

Тогда непонятны претензии коэна гадоль Эли к Хане. Наблюдая за ней, он наверняка понимал, что Хана произносит просьбу, а не восхваления (ведь восхваления произносят вначале). Почему же тихая, почти беззвучная молитва Ханы вызвала в нем подозрения?

Потому что Эли считал, что молиться нужно в полный голос.

Теперь мы можем лучше понять комментарий Мидраша на первую фразу нашей недельной главы, где сказано: «И молил я о милости Всевышнего в ту пору, говоря…». Из молитвы Моше мы учим, что вначале произносят восхваления и лишь затем личные просьбы. Причем, восхваления нужно произносить в полный голос, а просьбы — шепотом.

Но почему Эли сделал замечание Хане, которая обращалась к Творцу с просьбой — шепотом?

Потому что он считал, что всю молитву следует произносить громко. 

Как же тогда поступать нам? 

Учителя приводят молитву Ханы в качестве примера. И мы знаем, что ее молитва была принята Небесами.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Молить о возможности молиться

 

В нашей недельной главе о молитве Моше написано: «И молил я о милости Всевышнего в эту пору, говоря…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Слово «говоря» здесь как будто бы — лишнее. Но мы знаем, что в Торе нет ни одного «лишнего» знака, ни одной «лишней» буквы. И тем более — ни одного «лишнего» слова. Если же у нас возникает такое впечатление, это означает, что в отмеченном нами слове заключен скрытый смысл. Что же подразумевается в данном случае?

Моше был очень скромным человеком и стеснялся о чем-то просить Всевышнего. Поэтому он прежде молился, чтобы у него вообще были силы высказать свою просьбу. Молился — о возможности молиться. 

Также и мы, прежде чем начать молитву, произносим фразу из книги Танаха Теилим (Псалмы царя Давида): «Всевышний, дай мне силы молиться перед Тобой, и уста мои восславят Тебя!» (гл. 51, ст. 17). 

Известна любовь Творца к Его избранному народу. И все, что происходит с народом Израиля, исходит от Всевышнего. И все в результате — на пользу Израилю. Хотя вначале не всегда удается разглядеть добро. Однако природа человека такова, что он с самого начала хочет видеть хорошее для себя в каждом деянии Всевышнего. 

Эти общие чаяния выразил царь Давид в Теилим (гл.85, ст.8), где сказано: «Яви, Всевышний нам милость Твою, и помощь Твою нам дай!».

Об этом просил и Моше — «И молил я о милости Всевышнего в эту пору, говоря».

«В эту пору» — то есть, чтобы уже вначале действия можно было видеть, какую пользу оно несет еврейскому народу. Слово «говоря» (на иврите — лемор), имеет тот же корень, что и слово hээмирха, используемое в отрывке, где речь идет о любви Творца к своему народу: «И Всевышний превознес тебя (в оригинале — hээмирха) сегодня, чтобы ты был народом Его достояния» (Дварим, гл. 26, ст. 18). 

Значит, молитву Моше нужно понимать следующим образом: «Всевышний! Все знают, что деяния Твои — милость, проявленная по отношению к народу Израиля. Но позволь нам увидеть Твою любовь, уже в эту пору — на первых этапах происходящего».

Учителя в Талмуде (трактат Сота, лист 14) отмечают, что Моше молился о праве войти в Эрец Исраэль (Землю Израиля). Но для чего? Почему ему было это так важно? 

И почему Всевышний ответил: «Довольно тебе!» (Дварим, гл. 3, ст. 26)? 

Написано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 158), что воздух Израиля делает человека мудрее. 

На основании этого можно понять, что Моше жаждал «плодов мудрости» Эрец Исраэль — чтобы лучше постигать Тору Всевышнего. В этом и заключалась суть его молитвы. 

Но известно, что Всевышний открыл Моше всю Тору, и Письменную и Устную — во всех деталях, со всеми подробностями, включая те, что лишь в будущем откроются нашим Учителям (Талмуд, трактат Мегила, лист 19).

Теперь нам понятен и ответ Всевышнего. Сама атмосфера Эрец Исраэль действительно делает человека мудрее. Но Моше и так уже овладел всей Торой.

Но почему воздух Израиля делает человека мудрее? И вообще — что такое мудрость?

В нашей недельной главе говорится о мудром народе. О том, что мудр и велик тот народ, который близок к Всевышнему и полагается только на Него (Дварим, гл. 4, ст. 6-7). 

Проиллюстрируем это притчей

Один человек пытался украсть сокровища царя, но был схвачен стражей. Его хотели бросить в темницу на долгие годы, но он сказал, что является близким другом царя. Тогда его привели к царю.

— Ваше величество, этот человек утверждает, что он — Ваш близкий друг.

Царь видел его впервые. Но мысль, почему тот человек сказал так, беспокоила его.

«Вероятно, он рассчитывает на мое великодушие и милосердие, — размышлял царь. — Кроме того, он предложил мне искреннюю, близкую дружбу. А это дорогого стоит!».

Придя к такому выводу, царь кивнул в знак согласия. И тот человек действительно стал близким другом царя, его наперсником и доверенным лицом. И вскоре получил доступ во все уголки дворца, включая сокровищницу…

Земля Израиля — особая земля. Она непрестанно, от начала года и до его окончания, находится под наблюдением Всевышнего. Здесь, как нигде в другом месте, чувствуется особая близость Творца. Поэтому воздух этой земли и делает человека мудрее.

 

на основе комментарияв рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»;

конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль)

 

3. Кому положена награда?

В нашей недельной главе мы читаем, что Моше, молясь Всевышнему, произносит: «И молил я о милости Всевышнего в эту пору, говоря…» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Но о чем его молитва?

Далее в нашей главе написано: «Дай мне перейти и увидеть эту добрую землю, что за Иорданом» (там же, ст. 25).

То есть Моше, как мы уже выяснили, просил Творца о возможности войти в Эрец Исраэль (Землю Израиля). Но каковы были его аргументы?

Сказано в Торе: «Не останется у тебя плата наемному работнику до утра» (Ваикра, гл. 19, ст. 13).

Иными словами, Моше просил, чтобы Всевышний в качестве платы за получение, распространение Торы и за исполнения заповедей, позволил ему войти в землю Израиля.

В принципе аналогичный вопрос может задать любой из нас. Где награда за исполнение заповедей? В будущем мире? Ведь существует закон, запрещающий задерживать плату работнику.

Впрочем, в этом законе существует и такой «пункт»: если работник нанят не напрямую самим заказчиком, но — через посредника, в этом случае, запрет, не позволяющий задерживать оплату труда, силы — не имеет.

Всевышний передал Тору народу Израиля через своего посланника, Моше. Поэтому народ Израиля может и подождать с получением награды. До лучших времен, которые наступят в Будущем мире.

Но ведь Моше получил Тору без всяких посредников. Значит, по отношению к нему запрет задерживать «плату» остается в силе.

Это и стало поводом для молитвы Моше.

Моше располагал и другими аргументами.

Написано в Торе о еврейском рабе, что в случае, если он скажет: «Люблю моего господина, мою жену и моих детей, не выйду на свободу» (Шемот, гл. 21, ст. 5) — он остается в услужении до конца своих дней. 

Воспользовавшись этой логикой, Моше заявил, что любит своего господина, Всевышнего, свою «жену», Тору. Как сказано: «Тора, которую заповедал Моше — наследие» (Дварим, гл. 33, ст. 4). И — своих детей (народ Израиля). Поэтому не желает выходить на свободу (освобождаться от заповедей).

Следует разъяснить, что слово «наследие» на иврите — «мораша». Оно созвучно слову «меураса», что в переводе означает — «обрученная», «невеста».

Мертвые — не исполняют заповеди, поэтому они покидают земной мир — свободными. А Моше хотел оставаться вечным слугой Творца.

Но известно, что даже «вечный раб» не остается в рабстве навечно, но — лишь до юбилейного года. То есть, максимум — пятьдесят лет. 

Значит и Моше не мог просить вечной жизни, и просил Творца дать ему дополнительные пятьдесят лет.

Но Всевышний ответил ему: «Довольно тебе! Не говори более Мне об этом» (Дварим, гл. 3, ст. 26). 

Гематрия (числовое значение) слова «леха», что в переводе — «тебе», равна 50-ти.

Всевышний, в среднем, отмеряет человеку семьдесят лет жизни. Как сказано: «Дни нашей жизни — семьдесят лет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10).

В момент, когда Моше обращался к Творцу с этой молитвой, ему было 120 лет.

Теперь мы можем лучше понять ответ Всевышнего: «Достаточно тебе!». То есть — достаточно и тех 50-ти лет, которые ты уже получил в добавок к «среднестатистическим» 70-ти годам…

на основе комментария рава Йосефа Бергера

(Израиль, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Интимные желания супругов не совпадают…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля