ВАЭТХАНАН 
Пост 9 АВА
начинается с вечера

6 августа
"ВАЭТХАНАН"
ВАЭТХАНАН 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЭТХАНАН"

8.08.2022, 11 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Многое зависит от интонации

 

Наша недельная глава начинается словами: «И умолял я Всевышнего в то время» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Есть молитва, и есть — мольба. Чувствуете разницу? Она — в оттенках. Порой тон голоса, интонация могут коренным образом повлиять на результат. 

Приведем пример.

Леви рос способным мальчиком, и родители решили отправить его изучать Тору в йешиву.

Лучшие йешивы тогда были в Литве. В одну из тех йешив и был помещен отпрыск почтенного еврейского рода. Подросток демонстрировал прекрасные способности, учеба шла легко и, самое главное — доставляла радость.

Но все гладко, как известно, не бывает. Сатан (некий духовный объект; подробнее — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) ведь тоже работает исправно.

И вот, досадная помеха — у Леви рвется обувь. А на дворе уже осень. Леви понимает, что материальные вопросы решаются на Небесах, что не сегодня-завтра наверняка пойдет дождь, а новые башмаки оттуда свалятся едва ли. Что же делать? Шагать! Шагать в направлении новых ботинок. Сделаешь хоть один шажок к своей цели, и с Неба тебе ответят громадным шажищем навстречу.

Этому учит Тора. А Леви, как мы уже сказали, был примерным учеником.

В качестве шага в нужном направлении, он выбрал письмо. Письмо адресовалось отцу, и было оно коротким, как зимняя пятница.

«Папа, — писал Леви, — мои туфли открыли на меня рот. Посему "обнови дни наши как прежде" (выражение, заключенное в кавычки, взято из книги Танаха Эйха, гл. 5, ст. 21)».

Отец Леви долго протирал очки. Впрочем, от них было мало толку, ведь иврит, в отличие от сына (письмо было на иврите), он — не разумел. Поэтому, сняв бесполезные стекла в изящной оправе, отец Леви постучал в двери соседа, слывшего грамотеем.

Сосед этот уже долгие дни копил обиду на свою благоверную. Повод, надо признаться, был ничтожным, но за те несколько дней, что обида лежала на сердце, ее так раздуло, что она закрыла собой все добродетели жены, к которым сосед, впрочем, давно уже привык.

И вот, став в позу провинциального драматического актера, сосед набрал в легкие воздух, чтобы высказать своей жене, все, что накипело. Но вместо этого, он прочитал письмо, которое ловко подсунул ему отец Леви. И хоть слова были другие, но интонацию и тон сосед выдал ровно те, что и намеревался изначально.

В устах соседа, сыновнее письмо звучало образцом грубости и вселенской наглости.

«Ты не смеешь повышать голос на отца!», —  шептал в ярости отец Леви, трясущимися руками запечатывая ответ.

«Такому наглецу и грубияну — не будет новой обувки!», — прочитал Леви в письме отца. 

«Не наступай дважды на одни и те же грабли», — наставляет народная поговорка.

«Невозможно добиться другого результата, делая то же самое», — учит банальная логика.

Но Леви был уверен только в Торе, в словах своих учителей.

А учителя говорили, что нужно приложить усилие и сделать хотя бы один шаг.

Ровно один шаг он и сделает. Леви отправил письмо отцу, слово в слово повторяющее предыдущее, и погрузился в учебу.

«Интересно, что на сей раз пишет наш "непокорный сын"?», - думал отец Леви стучась в дверь соседа.

На этот раз сосед пребывал в отличном расположении духа. Его голос звучал мягко и задушевно: «Папа, мои туфли открыли на меня рот, посему "обнови дни наши как прежде"», — прочел сосед с задушевными интонациями.

«Надвигаются холода, а мой мальчик бос!». Глаза отца наполнялись слезами, а сердце — состраданием.   

Река Неман только начала подергиваться туманами, а Леви уже открывал коробку с парой отличных ботинок.

Но вернемся к нашей недельной главе.

Моше выбрал правильную интонацию. Он не молился, он — молил. Молил Всевышнего, чтобы Он позволил ему войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля).

Но его просьба все равно не была удовлетворена.

Этот урок должен многому нас научить. Обсуждая мольбу Моше, Учителя цитируют фразу из Танаха: «Он (Всевышний) меняет времена и сроки, свергает царей и возносит их» (книга пророка Даниэля, гл. 2, ст. 21). 

О чем здесь идет речь?

Понять это поможет метафора.

Любимец царя пользовался неограниченным влиянием при дворе. Он назначал министров, наместников царя, правителей областей и высших офицеров армии.

Но прошли годы, и отношение царя к тому человеку — изменилось. И вот, видят вельможи и слуги царя, как бывший любимец стоит в воротах дворца и упрашивает стражника, которого раньше вообще не замечал, позволить ему войти. А стражник — не разрешает.

Тора подчеркивает, что Моше просил — «в то время». Но Всевышний, как сказано у пророка Даниэля — «меняет времена». Поэтому важно — в этом и состоит наш урок — поймать момент. Ведь может случиться, что сегодня ты — в фаворе, распоряжаешься судьбами людей и держав, а завтра — стражник откажется пропустить тебя во дворец.

О том же Мордехай говорит Эстер: «Но если ты промолчишь в такое время — спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего — погибнете; и кто знает, не для этого ли времени достигла ты достоинства царского?» (Танах, Мегилат Эстер — Книга Эстер, гл. 4, ст. 14).

Сейчас ты полна силы и влияния при дворе, — говорит Мордехай Эстер, — но кто знает, что будет потом? Поэтому действовать нужно без промедления.

Это указание — всем нам.

 

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

2. Где наша зарплата?

 

Моше просит Всевышнего позволить ему войти в страну Израиля. И в нашей недельной главе об этом читаем: «И умолял я Всевышнего в то время» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11) Учителя приводят аргумент Моше, которым он подкрепил свою просьбу.

Рассмотрим и мы слова Моше и постараемся понять логику его требования. 

Написано в тексте: «Вот Ты запрещаешь мне поселиться в Израиле, говоря: не перейдешь ты этот Иордан» (Дварим, гл. 3, ст. 27).

Но как это соотносится с Торой? Ведь сказано в Торе: «В тот же день отдай плату его» (Дварим, гл. 24, ст. 15).

И где же плата за все те заповеди, что я исполнил? — вопрошает Моше.

Это требование Моше мы тоже можем использовать.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) Учителя приходят к выводу, что «в нашем мире нет награды за исполнение заповедей».

Почему? Мы хотим награду за то, что сделали — в тот же день. И это, казалось бы — соответствует указаниям Торы.

Впрочем, есть закон, способный охладить наш пыл.

Сказанное в Торе о том, что работнику следует выплатить жалование в тот же день, относится к случаю, когда работник нанят напрямую, непосредственно хозяином, на которого он работает. Если же его нанял подрядчик — в этом случае, Тора не требует рассчитываться с работником в тот же день. 

Мы, как известно, приняли Тору через Моше, а не напрямую от Всевышнего. Поэтому и требовать сиюминутной оплаты — не вправе. 

Но ведь сам Моше получил Тору непосредственно от Творца. Выходит, его требование о награде справедливо!?   

В Танахе, в книге Иова (гл. 35, ст. 7) задается интересный вопрос: «Если праведен ты — что дашь Ему?».

Что означает здесь выражение «что дашь»?

Праведник выполняет заповеди — это и «даст». Разве этого не достаточно? 

Только ведь заповеди человек выполняет — для себя, для своей пользы. Всевышнему эта его работа не добавляет ничего нового. Так за что платить?

Таким образом, награда за выполнение заповедей, обещанная в Будущем мире — не погашение долга, но — добрая воля Всевышнего.

 

на основе комментария рава Йосефа-Шауля Натанзона

(автор книги «Шоэль у-Мэшив», раввин города Лемберга, позднее этот город стал называться — Львов; Галиция, 1808-1875 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Виноградное вино - только кошерное...


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля