New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА «Ноах»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе недельной главы говорится:
«Вот житие Ноаха — Ноах был
человеком праведным и непорочным...”.
Обсуждение главы
Ноах
07.10.07
В нашей недельной главе речь, как мы знаем,
идет о двух глобальных катастрофах. О
Потопе (см. на сайте обзоры недельной главы Ноах,
первый, второй, третий, четвертый, и
шестой
годовые циклы
обсуждения) и рассеянии, разделении
человечества на отдельные народы (см. на
сайте, к примеру, обзор недельной главы
Ноах,
пятый годовой цикл обсуждения).
В ее название вынесено имя человека,
единственного из всех поколений,
населявших в его время людей, кто
удостоился спасения от Потопа.
В начале этой недельной главы мы находим
текст с описанием «инструкций», которые
дает Всевышний Ноаху, уточняя, каким должен
быть ковчег: «Сделай себе ковчег из дерева гофер,
с клетями сделай ковчег, и покрой его
изнутри и снаружи смолой» (Берешит,
гл. 6, ст. 14).
Анализируя приведенный фрагмент, Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
задается вопросом: зачем Творец утруждал
Ноаха строительством ковчега, на которое
у него ушло сто двадцать лет? Ведь Ему все
подвластно, и Он мог избрать гораздо более
легкий путь избавления Ноаха от гибели.
И далее объясняет: возможно, Всевышний
принял именно такое решение, чтобы как
можно больше людей предпотопных поколений
видели, как Ноах сооружает корабль. Понятно,
что все, кто будет проходить мимо,
поинтересуются, зачем ему нужен ковчег. И
тогда Ноах сможет сказать им, что Творец
мира сообщил ему о том, что вся суша будет
затоплена водой. И это, быть может, посеет в
людских умах мысль о возвращении к
праведной жизни.
Примерно тем же вопросом — зачем
Всевышний избрал для спасения Ноаха столь
сложный и долгий путь — задается и Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания –
Египет, 12 век). И открывает иную грань Истины.
Он подчеркивает, что такая естественная,
казалось бы, предоставленная Ноаху
возможность остаться в живых (по воде — на
корабле), все равно — «чудо». Ибо ни один
корабль мыслимых размеров (ковчег, который
строил Ноах, был очень большим) не вместил
бы Ноаха с его семейством и по паре всех
населяющих землю представителей животного
мира, которым для выживания, безусловно,
надо было создать соответствующие условия.
Да еще не забудем, что на этот же корабль
нужно было погрузить необходимые запасы
еды — и для людей и для животных.
Да, Ноаху пришлось немало потрудиться,
чтобы спастись. Но его спасение, несомненно,
стало «чудом», совершенным Творцом.
Но если Всевышний решил явить Ноаху «чудо»,
зачем ему было строить гигантский ковчег,
прилагая к этой работе столько усилий? На то
и свершаются «чудеса», чтобы сделать
совершенно невозможное с точки зрения
природных законов — возможным. А если так,
то и сравнительно небольшой ковчег,
построить который было бы намного легче,
надъестественным образом вместил бы в
своем пространстве все, что надо было
вместить.
Тщательно исследуя проблему, Рамбам
приходит к выводу, что Всевышний,
осуществляя свои замыслы в земном мире,
старается, как правило, «минимизировать»
надъестественные явления. Так, чтобы они не
бросались в глаза и, пусть даже лишь на
первый взгляд, напоминали то, что
происходит в «рамках законов природы».
Но вернемся к исследованию Раши.
Согласно его выводам, Творец, повелев
Ноаху строить ковчег, возложил на него
очень важные и непростые «просветительские»
функции. Ноах должен был не просто
распространить среди большого числа людей
информацию том, что Всевышний собирается
затопить землю водой, но и довести до их
сознания мысль, что они могут избежать
гибели, если изменят взгляд на мир и
вернутся на пути Всевышнего. Фактически
Ноах стал первым «профессиональным
педагогом» в истории человечества
Удалось ли Ноаху на практике реализовать
составленную Творцом «образовательную
программу»?..
08.10.07
Как мы уже сказано выше, Раши, исследуя
текст Торы, заключил, что у Ноаха был шанс
отвратить людей от разврата и порока и
открыть перед ними пути Всевышнего. На это
Творец отвел ему 120 лет. Но «поручение» Его
Ноах не выполнил. Кроме членов его
собственной семьи, ни один человек не
услышал его предостережения.
Представьте, что в наши дни создана
специальная организация, перед работниками
которой поставлена задача вернуть как
можно большее число людей на пути Творца. На
ее деятельность собраны средства,
необходимые для оплаты труда работников,
для аренды помещения и приобретение
оборудования. И вот в конце первого года
выясняется, что деятельность организации
не принесла никаких результатов. Деньги
потрачены впустую. Ситуация не меняется и
через пять лет. Какой вывод должен сделать
глава организации? Прежде всего, он должен
признаться себе, что собрал не ту «команду»,
что люди, которые были им наняты для
воплощения цели, не умеют работать. Если он
хочет получить реальный результат, ему
необходимо расстаться с прежним
коллективом и нанять новых, более активных
и компетентных сотрудников.
Так вот Ноах вряд ли удержался бы на
работе в такой организации. В своей «образовательной»
деятельности он потерпел полный провал: за
120 лет он не вернул на пути Всевышнего ни
одного человека.
Но как же такое получилось? Ведь Тора
сообщает нам, что Ноах был иш тамим (непорочный
человек) и цадик (праведник). Обычно
такие люди оказывают влияние на окружающих,
даже если не ставят перед собой задачу в чем-то
их убедить. Почему же миссия Ноаха
провалилась?
Потому что, — объясняет Раши, — что сам он
был недостаточно крепок в вере.
К такому заключению Раши приходит,
исследуя фрагмент Торы, где написано: «А
Ноаху было шестьсот лет, когда начался
Потоп, и вода затопила землю. И вошел Ноах, и
с ним сыновья его, и жена его, и жены сыновей
его в ковчег — от воды Потопа» (Берешит,
гл. 7, ст. 6-7). Слова «от воды Потопа», —
отмечает он, — свидетельствуют о том, что он
велел семье грузиться в ковчег, только
когда воочию убедился, что Потоп
действительно начинается. И не поднялся на
корабль, пока подступающая вода не
принудила его к этому.
Тут следует подчеркнуть, что нам не стоит
воспринимать слова Раши буквально.
Ноах, безусловно, верил в существование
Творца мира — гораздо более, чем многие из
нас. Однако он не сумел подняться на столь
высокий духовный уровень, чтобы всей душой
ощущать Присутствие Всевышнего и полностью
выполнять Его Волю. В некоторых аспектах
его вера не была полноценной.
Ему, судя по всему, не верилось, что
Потоп действительно угрожает всему
человечеству. Поэтому, даже когда начался
сильный, непрекращающийся дождь, он не
торопился с распоряжением занять места в
ковчеге. Наконец, когда вода дошла до
лодыжки, он сказал семье: «Думаю, настало
время войти в ковчег».
Вполне вероятно, что его сомнения
объяснялись как раз незыблемой верой в
Милосердие Всевышнего. Он, например, мог
предполагать, что Творец, в конце концов,
пожалеет людей и не реализует угрозу. Или,
может быть, он надеялся, что люди, увидев
ливневые дожди и приближение воды к их
жилищам, вспомнят, что он говорил им, строя
корабль, и раскаются. А в ответ и Всевышний
отменит наказание.
Впрочем, каковы бы ни были причины
сомнений Ноаха, тем не менее, в его вере был
все же какой-то дефект. И если он до конца не
верил, что решение Творца о Потопе
осуществится, то в его ответах прохожим,
которые спрашивали, зачем он сооружает
ковчег, скорее всего, не было должной
убедительности. А ведь единственный способ
убедить в чем-то других — самому твердо и
глубоко верить, что то, о чем ты им говоришь
— истинная правда, реальность. Поэтому и не
хватило ему 120-ти лет, чтобы вернуть на пути
Творца хотя бы небольшую группу людей…
09.10.07
Тора сообщает нам, как Ноах узнал, что
Потоп идет на спад. С этой целью он, чтобы
проверить, нет ли где суши, несколько раз
выпускал голубя. В посвященном этому
фрагменте читаем: «И явился к нему голубь в
вечернее время, и вот масличный лист, клювом
сорванный, у него» (Берешит, гл. 8, ст.
11).
Учителя отмечают, что для обозначения
определения «сорванный» в тексте оригинала
на иврите используется слово тараф. Это
слово Тора употребляет в ситуации, когда
какое-то животное подверглось нападению
другого животного, и было растерзано им.
Выражение тараф мы встречаем, например, в
описании драматичного отрывка, где
рассказывается, как сыновья Яакова
принесли ему одежду Иосифа. Как написано: «И
он (Яаков) узнал ее (рубашку Иосифа), и сказал
— это одежда сына моего, зверь лютый съел
его, верно, растерзан Йосеф» (Берешит,
гл. 37, ст. 33). В оригинале слово «растерзан»
выражено двумя словами, эмоционально
усиливающими восприятие — «тароф тораф
Йосеф».
Почему же и здесь, рассказывая, что голубь
вернулся с листом масличного дерева в клюве,
Тора употребляет то же слово тароф? —
спрашивают Учителя. — Ведь здесь как будто
бы не подразумевается «убийство».
И находят такое объяснение.
Ноах, по сравнению с людьми более поздних
поколений, совершенно иначе воспринимал
окружающую действительность. Ведь, по сути,
на его глазах было уничтожено все живое на
земле. И это наложило определенный
отпечаток на его отношение к миру. Любое,
даже самое, казалось бы, «незначительное»,
проявление жизни для него имело особую
ценность. Для него, путешествующего по
бескрайним водам в ковчеге,
предполагающего, что он еще, может быть,
очень долго не увидит земли, сорванный
голубем с оливы лист — едва ли не
преступление, граничащее с убийством.
Если вода покрыла всю землю — так, что
даже высокие горы не поднимались над ее
поверхностью, — пишет рав Шимон Шваб, — на
то, чтобы вода после ливня впиталась в землю
и земля стала сухой, должно было уйти, надо
полагать, несколько лет.
Но прочтем, что об этом сказано в Торе: «И
было, по окончании сорока дней, открыл Ноах
окно ковчега, которое он сделал. И
выпустил ворона, и тот улетал и прилетал,
пока вода не высохла на земле. И
выпустил он голубя, чтобы узнать,
понизилась ли вода на земле. Но голубь не
нашел места покоя для ноги своей и
возвратился к нему в ковчег, ибо на всей
земле была вода, и он (Ноах) простер руку
свою, и взял его, и занес к себе в ковчег. И
подождал еще семь дней других, и опять
выпустил голубя из ковчега. И явился к нему
голубь в вечернее время, и вот масличный
лист, клювом сорванный, у него: и узнал Ноах,
что вода понизилась на земле. И
подождал он еще семь дней других, и выпустил
голубя, и тот уже более к нему не
возвратился. И
было в шестьсот первый год, в первый месяц, в
первый день месяца, иссякла вода на земле, и
снял Ноах кровлю ковчега, и увидел, что вот,
обсохла поверхность земли» (Берешит,
гл. 8, ст. 6-14).
Получается, что суша появилась и стала
пригодна для того, чтобы жить на ней, за
несколько недель, что противоречит
элементарным законам физики. Отсюда
следует, что и процесс впитывания и
высыхания воды произошел «чудесным»,
надъестественным образом.
Но остается вопрос: зачем Ноах посылал
вначале ворона, потом голубя, а потом, когда
голубь вернулся в первый раз, ждал еще
неделю, а потом еще?.. Почему люди оставались
в ковчеге еще «долгое время»? Почему
Всевышний сделал так, чтобы семейству Ноаха
пришлось томиться в ожидании?
Так Тора учит нас терпению, — пишет рав
Шваб, — особенно в моменты, когда мы ожидаем
спасение от Всевышнего.
Современному человеку трудно с этим
смириться. Все в нашей жизни «ускорилось».
Мы привыкли получать немедленный результат.
За 30 секунд микроволновая печи подогревает
суп, документы нам высылают факсом или
электронной почтой…
Всевышний действует иначе. Спасение уже
может ждать нас «за углом», Творец уже
принял решение. Но освобождение не может
произойти сразу.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55)
написано, что тот, кто молится Всевышнему и
ожидает, что ответ на свою молитву он
получит немедленно, непременно будет
разочарован (см. на сайте также обзор
второй части листа
55
трактата Берахот).
Если, к примеру, человек молится в
страстном желании, чтобы его приняли на
определенную работу, это не означает, что в
почтовом ящике тут же появится письмо,
содержащее положительный ответ. Или, когда
больной человек молит Всевышнего, чтобы Он
ниспослал ему выздоровление. При этом ему
не следует рассчитывать на то, что,
обратившись к врачу и пройдя назначенный
курс лечения, он обязательно станет
здоровым. Не исключено, что ему, набравшись
терпения, придется ждать этого долго, да еще,
быть может, искать другого доктора и
испробовать на себе не одну методику
лечения…
10.10.07
Модель, выражающая идею, согласно которой
народ должен иметь терпение, дается в Торе,
к примеру, в книге Шемот. Здесь мы
читаем, как Моше Рабейну сетует, взывая к
Всевышнему: «Творец! Зачем сделал Ты зло
этому народу, зачем Ты меня послал? Ведь с
тех пор, как я пришел к фараону, чтобы
говорить от имени Твоего, стало только хуже
народу этому, а избавить — не избавил Ты
народ Твой!» (Шемот, гл. 5, ст. 22-23).
Моше жалуется, что «магические» слова «Отпусти
народ мой» не оказали на фараона должного
воздействия. Фараон не только не отпустил
народ, но лишь ужесточил и без того тяжкие
условия.
И в ответ Всевышний ему говорит: «Вот
теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону, ибо,
сильной рукой Моей принужденный, отошлет он
вас и насильно изгонит вас из страны своей»
(Шемот, гл. 6, ст. 1).
В Талмуде (трактат Санѓедрин, лист
111) разъясняется, что в этих словах Творца
отражено Его «недовольство» нетерпением
Моше. Всевышний как бы говорит ему: «теперь
ты увидишь, что Я сделаю фараону, но не
увидишь, что я сделаю с царями, когда народ
Израиля войдет в землю Кенаан». Иными
словами, эти сетования Моше, как отмечают
Учителя, стали одной из причин,
обусловивших решение Всевышнего не
позволить Моше Рабейну войти в Эрец
Исраэль.
Заселение Эрец Исраэль, кстати сказать,
тоже не произошло «вмиг». На это
понадобилось четырнадцать лет: семь лет
сыны Израиля воевали за земли, и семь лет
шел раздел территорий между коленами.
И во всем этом мы тоже находим
подтверждение урока, который всем нам
необходимо усвоить. Чтобы отчетливо
осознавать, что все серьезные процессы
реализуются медленно и постепенно.
Когда, допустим, человек в период Десяти
Дней раскаяния (между Йом Кипуром и Рош а-Шана)
со всей искренностью признает свершенные
им ошибки, ему не стоит ожидать скорых
изменений в его жизни. В Рош а-Шана — Судный
день, когда каждому из нас и всему сущему на
земле выносится приговор (см. на сайте
материалы, посвященные празднику Рош а-Шана),
наступает Новый еврейский год. И нам дается
десять «добавочных» дней на то, чтобы мы еще
и еще раз «проинспектировали» свое
поведение и исправили, что можно исправить.
В Йом Кипур (День Искупления; см. на сайте материалы,
посвященные Йом Кипуру) приговор
утверждается (с учетом поведения в эти
десять дней). В этот период мы много молимся,
просим прощения и искупления у Всевышнего.
Но это не означает, что с завтрашнего дня,
когда приговор уже утвержден, наши беды
уладятся и проблемы исчезнут. Те
изменения, которые мы раскаянием и
усиленными молитвами внесли в «структуры»
высших миров, проявятся в нашем мире
постепенно…
Но вернемся к основной теме нашей
недельной главы — к истории Потопа.
Итак, дождь прекратился, вода начала
убывать. Вначале Ноах, чтобы проверить,
высохла ли вода, выпускает из ковчега
ворона.
Учителя задаются вопросом: почему
именно ворон должен был первым вылететь
на разведку?
Ноах для выполнения этой задачи избрал
ворона, — объясняет Устная Тора (Мидраш), —
потому что данный представитель пернатых
обитателей его ковчега был, на его взгляд,
наименее ценным.
В самом деле. Эта птица не годится в пищу,
ни для приношений.
К тому же, — подчеркивает Мидраш, — Ноах
рассердился на ворона за то, что он нарушил
запрет на интимные отношения, который в
связи с трагичностью и экстраординарностью
ситуации ввели на корабле на время всего
плавания. Этот запрет вступать в интимные
контакты с партнершами распространялся на
всех — и на людей, и на зверей, и на птиц. Так
вот ворон пренебрег запретом, и в теле его
подруги зрели яйца птенцов. Поэтому Ноах и
решил его наказать, отправив на рискованное
задание. Даже если ворон не вернется, —
подумал он, — семейство воронов, благодаря
народившимся птенцам, все равно не исчезнет,
и поручение Всевышнего сохранить
представителей всех биологических видов
будет выполнено.
Далее в том же Мидраше рассказывается, что,
Творец велел Ноаху взять ворона назад в
ковчег. Но — почему? Ведь расчеты Ноаха,
казалось бы, были правильными…
11.10.07
С практической точки зрения расчет Ноаха
действительно был верным. Но человеку не
дано видеть картину мира в целом. Ноах
считал, что ворон, в сущности — «бесполезное»
существо. Да еще — и «непослушное» (см. выше)…
Откуда ему было знать, что Всевышний
определил ворону особую роль? Во времена
правления царя Ахава именно вороны в период
засухи и неурожая будут носить пророку
Элиягу пищу с царского двора.
Намек на это разъяснение, — отмечает Бааль
а-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из
крупнейших раввинов Германии и Франции,
автор предварительного текста Шульхан
Аруха и многих комментариев к Торе;
вторая половина 13-го – первая половина 14-го
вв.), — находим в самом тексте Торы. В Торе
написано: « И
выпустил ворона, и тот улетал и прилетал,
пока вода не высохла на земле» (Берешит,
гл. 8, ст. 7).
В оригинале на иврите слова «пока вода не
высохла» звучат как — «ад евошет а-маим».
В слове «евошет» (высохла) — те же буквы,
что и в слове «Тишби» (йуд, бет, шин, тав).
А слово Тишби явно указывает на пророка
Элиягу. Ведь полное его имя было Элиягу а-Тишби
(по названию местности, откуда он был родом).
Поэтому Всевышний и сделал замечание
Ноаху, повелев не судить столь строго
ворона.
Но тогда возникает другой вопрос: почему
из всех видов птиц Всевышний избрал для
поддержки пророка Элиягу именно ворона?
Ведь ворон — хищник. К тому же, из всех, кто
спасался в ковчеге, только он один нарушил
запрет.
Всевышний, дав пророку в «спасители»
ворона, — отвечают на это Учителя, — решил
таким образом преподнести Элиягу урок, суть
которого состояла в том, что он, пророк
Элиягу, должен был усвоить: иногда даже
порочные люди могут совершать достойные
поступки. Если уж ворон — ни на что «путное»,
казалось бы, «не годная» птица, способен на
добрые дела. Более того, каждый еврей,
наделав ошибок, может раскаяться и
вернуться на пути Всевышнего.
Пророк Элиягу был «ревнителем» веры и
слишком уж строго судил еврейский народ (подробнее
об этом — см. на сайте обзор недельной
главы Пинхас, седьмой годовой
цикл обсуждения). И Всевышний хотел
показать ему, что сыны Израиля не так уж и
плохи.
С этой историей связана укоренившаяся в
еврейском народе традиция на каждой брит
миле (обрезание) ставить отдельное кресло
для пророка Элиягу. И он, как почетный гость,
присутствует на обрезании каждого
еврейского младенца. Чтобы всякий раз
убеждаться, что евреи во все времена
остаются верны Союзу с Творцом. Этот урок
будет повторяться для него до окончания
материалистического периода истории
человечества.
Как только Ноах вышел из ковчега, он
посадил виноградник. В Торе об этом
написано: «И начал Ноах возделывать землю, и
посадил виноградник» (Берешит, гл. 9,
ст. 20).
Слова «начал Ноах» в оригинале на иврите
— «вайахель Ноах».
Анализируя данную фразу, Раши отмечает,
что в Мидраше Берешит раба (гл. 36)
сказано, что выражение вайахель можно
понимать как — «унизил себя». Ибо в самом
начале, ступив на сушу и возделав землю, ему
следовало посадить другие растения, но — не
виноградник, плоды которого используются
для изготовления вина.
Это стало, — подчеркивает Раши, —
духовным падением Ноаха. Ибо забота о вине
— не самое лучшее начало новой жизни.
В действительности, нет ничего страшного
в том, если некто, обживая новые земли,
первым делом сажает виноградник, —
подчеркивает Сефорно (раби Овадия
Сефорно; известный комментатор Торы, Италия,
16-й век). — Однако для Ноаха, с его «праведностью»
и «непорочностью», как пишет о нем Тора,
такой «земледельческий план» был духовным
падением с неких духовных высот — на
уровень обычного, ничем не примечательного
человека. Решение посадить, прежде всего,
виноградник было недостойным именно для
него. Эта ситуация в определенном смысле —
модель снижения духовного уровня. Вначале
человек может и не заметить, что с ним что-то
происходит. Он как будто бы не совершает
ничего противозаконного — совершает,
скажем так, «не очень красивый» поступок. И
не отдает себе отчета в том, что
предпринятые им недостойные его уровня
действия приводят в результате к пагубным
изменениям в шкале его ценностей.
Но ведь Ноах, посадив виноградник, не
нарушил как будто бы ни одной заповеди Торы?
В книге Дварим, — отмечают Учителя,
— написано: «И делай справедливое и доброе
в очах Всевышнего» (гл. 6, ст. 18). И это — тоже
заповедь Торы, предписывающая поступать по
совести, руководствуясь высшими
соображениями.
Если человек, к примеру, опоздал на прием к
врачу, он в определенном смысле нарушил
закон Торы. Да, ни в Торе, ни в Шульхан
Арухе (полный кодекс еврейских
практических законов) нет формулировки
запрета на опоздание к доктору. Но, позволив
себе опоздать, пациент внес путаницу в план
врачебного приема. То есть — поступил
некрасиво по отношению к врачу и другим
пациентам, допустил нарушение
элементарного этического правила. И,
следовательно, не выполнил указание Торы —
«И делай справедливое и доброе в очах
Всевышнего». А это означает, что всем нам
следует стремиться к тому, чтобы быть
Человеком (с большой буквы). Ибо быть
Человеком — обязанность каждого из нас.
Именно такое нарушение и допустил Ноах,
начиная новую жизнь и посадкой
виноградника ознаменовав тот исторический
момент, когда он вместе со всеми
обитателями ковчега спустился на землю.
Автор текста раввин Иссахар Франд
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|