КИ ТЕЦЕ 
"КИ ТЕЦЕ"
КИ ТЕЦЕ 
Чтение текста
Афтары

"КИ ТЕЦЕ"

12.09.2024, 9 Elul, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

 

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

 

Обсуждение главы Вайеце

 

1. Как найти свою пару 

 

Наша недельная глава открывается сообщением — «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Яаков покинул родные пенаты, чтобы найти себе пару. Об этом и поговорим.

Трое — Ицхак, Яаков и Моше — обрели свое счастье благодаря источнику воды.

Элиэзер возле колодца нашел невесту для Ицхака, Яаков у колодца встретил Рахель, А Моше — познакомился с Ципорой.

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 68) отмечают, что кому-то, чтобы найти себе жену, нужно отправляться на поиски и прилагать усилия. Кому-то — суженая достается на блюдечке с голубой каемочкой и с доставкой на дом.

Так было с Ицхаком. Как сказано: «И вышел Ицхак молиться в поле под вечер, и поднял он глаза свои и увидел... И подняла Ривка свои глаза и увидела Ицхака» (Берешит, гл. 24, ст. 63-64).

Яакову же пришлось самому искать себе пару. О нем читаем: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан».

Этому есть объяснение. Яаков ушел из отчего дома и отправился в изгнание (галут) на поиски невесты, чтобы потом, в будущем — отыскать и вывести из галута своих потомков.

Продолжая разговор о парах, нельзя обойти вниманием эту — Всевышний и народ Израиля. Их свадьба состоялась во время Синайского откровения. Тогда невеста, Израиль, была посвящена Торой своему Мужу, Творцу.

Сыны Израиля просят: «Верни нас, Всевышний, к Себе, обнови наши дни как прежде!» (Танах, Эйха, гл. 5, ст. 21).

Всевышний, со своей стороны, призывает: «Возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 7).

О чем идет речь в этом диалоге?

Евреи хотят, чтобы подобно тому, как Яаков, покинув свой дом, отправился на поиски пары, и Создатель пришел к своей жене, не ожидая, когда она сама придет к Нему. Но Всевышний настаивает на варианте Ицхака: Я, конечно, выйду навстречу, но только после того, как вы обратитесь ко Мне.

Возможны два вида геулы (освобождения): в срок и раньше срока.

Досрочная геула может осуществиться по модели супружества Ицхака, когда жена сама найдет своего мужа. То есть, сынам Израиля необходимо обратиться к Творцу, и тогда Он обратится к ним

 Впрочем, Ривка не совсем сама нашла Ицхака. Слуга Авраама Элиэзер принял в этом немалое участие.

Если сопоставить еврейскую историю с Торой, то сыны Израиля — это Ривка, Всевышний соответствует образу Ицхака, а роль Элиэзера выполняют народы мира.

Геула в срок будет подобна обретению своей пары Яаковом. О ней сказано: «Когда возвратит Всевышний пленников народа Своего, ликовать будет Яаков, веселиться будет Израиль» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 14, ст. 7).

Таким образом, выйдя из Беэр Шевы, Яаков способствовал тому, что Всевышний, когда настанет срок, также отправится спасать Свой избранный народ, провозгласит геулу, восстановит Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) и приведет Машиаха, который станет царем.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Кто наделяет мир величием

 

Написано в нашей недельной главе: «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Достаточно было бы написать, что Яаков направился в Харан. Откуда он вышел — мы могли бы и сами понять, ведь мы знаем, где он жил.

Зачем же Тора пускается в столь подробные описания?

Чтобы научить нас, что уход праведного человека из какого-либо места дает себя знать. Пребывая в городе, праведник являет собой его славу, величие, и великолепие (то есть, служит украшением города). Когда же он уходит оттуда, город лишается своей славы, величия и великолепия.

Подобно сказано о Наоми и Рут — «и ушла она с того места» (Рут, гл. 1, ст. 7), сказанное о Наоми и Рут (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 61).

Величие (в оригинале hода или hод) — это отличительная черта духовного наставника, главы поколения.

Пророк, характеризуя главу поколения, говорит: «Тора истинная была в устах его, и несправедливость не пребывала на губах его, в мире и справедливости ходил он со Мной и многих отвратил от зла. Ведь уста коэна должны хранить знание, и Тору искать должно из уст его» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 2, ст. 6-7).

«Тора истинная была в устах его» — это и есть hод. Мудрец Торы наделяет мир величием (hодом), и, чем выверенней и точнее его Тора — тем явственней hод.

Наилучшая система управления устроена так, что политические, финансовые и административные вопросы решает политический лидер, и рука об руку с ним идет лидер духовный, занимающийся вопросами этики и морали.

В еврейском народе в эпоху его процветания были царь и коэн гадоль (главный коэн в Храме). Эта модель вполне может найти отражение и в современном еврейском государстве.

На протяжении истории одни раввины самозабвенно погружались в изучение Торы, выбирая для себя роль кабинетных ученых, другие посвящали много времени общественным нуждам — обучению, наставлению, ответам на вопросы. Они ставили интересы общины выше личных. Зачастую это было в ущерб самосовершенствованию и личностному росту. И все же их вклад в укрепление hода гораздо больше, а их уход — заметней и чувствительней для общества.

Один известный раввин, слова которого вполне заслуживают доверия, рассказывал, что однажды он увидел во сне большого знатока Торы, который к тому времени уже скончался. При жизни они были приятелями. Во сне между ними состоялся разговор, в котором один задавал вопросы, а другой отвечал.

В итоге выяснилось, что умерший находится в особенном и возвышенном (в духовном плане) месте, куда лишь немногие могут попасть. Он стоит перед входом в Небесный Иерусалим.

Впрочем, войти он не вправе. Посланник Всевышнего, малах (в условном переводе — ангел) преградил ему дорогу.

Дело в том, что при жизни он всегда сидел обособленно, углубляясь в учебу. Если к нему обращались с вопросом, он никогда не отказывал, всегда отвечал, но сам инициативу не проявлял, не старался никого обучить. Не преподавал, и особо не делился выученным. За это он был оставлен вне Небесного Иерусалима — у самого входа, но все же снаружи.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Народ из железа

 

В нашей недельной главе говорится о зарождении еврейского народа. И начинается она так — «И вышел Яаков из Беэр Шевы, и направился в Харан» (Берешит, гл. 28, ст. 10).

Яаков отправился в дорогу, а дорога прыгнула ему навстречу. Произошло чудо, и Яаков преодолел весь путь гораздо быстрее, чем ожидалось.

Возникает вопрос: чем было вызвано это чудесное ускорение?

Дело в том, что созрела необходимость в еврейском народе, потребовалось его создать и привести в мир. Этапы создания описаны в нашей главе — женитьба Яакова и рождение его детей.

Если мы заглянем в Свиток Торы — увидим, что в нашей главе нет ни одного абзаца, ни одна фраза не начата с красной строки и нет ни одного промежутка, кроме промежутков между словами. В общем — сплошной текст.

Это свидетельствует о желании скорее изложить информацию — без пауз и перерывов, о желании помочь Яакову, поспособствовать, чтобы у него все поскорее получилось, без малейшей задержки.

Из последних букв слов фразы в оригинале — «и вышел Яаков из Беэр Шевы» — можно сложить слово арбаа (четыре). Это намек на четырех жен Яакова: Лею, Рахель, Бильhу и Зильпу.

У Земли Израиля — много чудесных свойств. Одно из них описано в недельной главе Экев. Там читаем: «Страна, чьи камни железо» (Дварим, гл. 7, ст. 8).

Употребленное в оригинале слово «авaнеha» (в переводе — ее камни) созвучно со словом бонеha (ее строители).

Получается, что строители создают Израиль из железа.

Слово «барзель» (железо) содержит в себе намек на четырех праматерей еврейского народа — Бильhу, Рахель, Зильпу и Лею.

Получается, что еврейский народ создан из железа (барзель).

Обрезание нужно делать железным ножом, чтобы в торжественный момент вступления еще одного еврея в завет с Всевышним подчеркнуть роль четырех праматерей, имена которых закодированы в слове барзель.

Но почему для создания еврейского народа понадобилось четыре матери, почему не хватило одной?

Дело в том, что уделом Яакова была Тора. Как сказано: «А Яаков стал человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Выражение «обитатель шатров» означает — изучающий Тору.

Тора стала и уделом и его потомков. А в ней различают четыре уровня: пшат (самое распространенное толкование), ремез (толкование, содержащее в себе различные скрытые намеки), драш (толкование, выявляющее различные связи между изучаемым фрагментом и другими фрагментами) и, наконец, сод (сокровенная Тора).

Эти четыре уровня называют — пардес (сад скрытой мудрости).

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Отцы ввели молитвы

 

В нашей недельной главе о путешествии Яакова из Беэр Шевы в Харан говорится: «И наткнулся он на некое место, и ночевал он там, потому что зашло солнце…» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

К этому месту Яакова привел Всевышний. Он демонстрировал чудеса, и даже солнце зашло там раньше времени.

Так как Яаков не побоялся лечь там спать?

Этот вопрос задан в книге сокровенной Торы, в книге Зогар. И ответ на него сформулирован в ней в аллегоричной форме.

Невеста оказалась в доме своего возлюбленного, где выяснилось, что он — царь. На девушку это произвело такое неизгладимое впечатление, что она готова была спать даже на камнях. Для нее это уже не имело значения. Главное, что эти камни находятся в доме ее суженого.

Яаков оказался там, где пребывала Шехина (Присутствие Всевышнего). И всю ночь в темноте звучала Ее песня: «На ложе моем, по ночам, искала я того, кого любит душа моя» (Танах, Шир hа-Ширим — «Песнь Песней», гл. 3, ст. 1).

Каждую ночь Рахель идет к месту, на котором располагался Иерусалимский Храм. Она видит, что он разрушен и начинает рыдать. Тогда с Небесных высот спускается Творец и утешает ее. Но Рахель отказывается сдвинуться с места. И Всевышний вынужден поклясться, что восстановит Бейт hа-Микдаш (Храм). Отстроит его, когда придет время. С первыми лучами солнца, Рахель возносится ввысь, а сыны Израиля начинают возносить утреннюю молитву.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 26) говорится, что молитвы ввели наши праотцы.

Авраам установил утреннюю молитву, шахарит, как сказано: «И поднялся Авраам рано утром и пошел на то место, где стоял перед Всевышним» (Берешит, гл. 19, ст. 27).

Благодаря Ицхаку появилась послеполуденная молитва, минха. Об этом читаем: «И вышел Ицхак молиться в поле под вечер» (там же, гл. 24, ст. 63).

Яаков создал вечернюю молитву, аравит. Об этом в нашем фрагменте сказано: «…и наткнулся он на некое место, и ночевал он там».

Хида (рав Хаим-Йосеф-Давид Азулай, Эрец Исраэль,18-й век) пишет, что, побывав в Италии, он убедился, что молитвы ввели наши родители. Когда настало время молитвы, он зашел в синагогу, чтобы помолиться. Там собрался миньян из десяти человек, кроме него. И в конце молитвы все присутствующие стали очень торжественно произносить Кадиш (поминальную молитву). Так что, он был единственным, кто отвечал «амен».

Выяснилось, что каждый из молящихся — в трауре по кому-то из родителей. Поэтому он и пришел в синагогу помолиться. А до этого он ее обходил стороной. Вот и выходит, что молитвы установили родители, так как лишь после того как они умрут, их дети приходят в синагогу.

После этого случая, Хида призвал всех, у кого есть дети, включать в завещание перечень Десяти заповедей. Потому что дети выполняют то, что сказано в завещании, гораздо скрупулезнее того, что написано в Торе.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

5. Бераха в яблочко

 

Яаков готовится отойти ко сну. Об этом читаем: «И взял он из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Комментируя этот отрывок, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Яаков соорудил из камней подобие защитного желоба вокруг своей головы, потому что боялся диких зверей.

Тогда камни стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». И другой говорит: «На меня положит».

Тотчас Творец сделал их одним камнем. И поэтому далее сказано: «И взял камень, который он положил себе изголовьем» (там же, ст. 18).

Будущий раввин Кракова, Авраам-Йегошуа (Авраам-Йегошуа Нешель, Польша, 1595-1663 гг.) рос в бедности, родители были очень стеснены в средствах.

Как-то отцу посчастливилось раздобыть немного денег, и он купил семь спелых яблок. В те времена люди еще были людьми, и то, что они усердно изучали, было Торой, поэтому и яблоки были яблоками.

Их аромат разлился по всему дому, проникая в каждый уголок. И Авраам-Йегошуа не устоял. Когда никто не видел, он взял одно яблоко, произнес благословение «Шеhихияну…» (это благословение произносят перед тем, как съесть плод нового урожая, который еще не пробовали в этом году), затем благословение на фрукт «борэ при hа-эц» и откусил кусочек.

Вкус превзошел все ожидания. Мальчик почувствовал себя в Ган Эдене (в условном переводе — райский сад) перед запретным плодом. И поскольку он был хронически голоден, то опомнился лишь тогда, когда от семи яблок осталось только одно.

На следующий день был шаббат, и в конце трапезы, отец велел принести яблоки. Какого же было его удивление, когда в плетеной корзинке оказалось только одно.

— Где остальные? Что случилось с шестью другими яблоками? Куда они делись? 

Отец посмотрел на сына, и его взгляд не предвещал ничего хорошего.

Но мальчик не растерялся.

— Ночью яблоки начали спорить, — сказал он, — на какое из них произнесет бераху (благословение) праведник в шаббат. Одно закричало: «На меня папа произнесет благословение!». А другое, в ответ: «Нет, на меня!». Чтобы они не ссорились, Всевышний их сделал одним яблоком. Теперь и тебе проще выбрать, на какое из яблок произнести бераху. 

— Мы оба знаем, что произошло на самом деле, — улыбнулся отец. — Но из уважения к комментарию Раши, ты с миром выпутаешься из этой истории, и в отличие от яблок, останешься целым и невредимым...

 

на основ

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.

 

Почему она так называется?

По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».

Когда выйдешь на иврите — ки теце.

 

Обсуждение главы Ки Теце

 

1. Война с дурным началом

 

Наша недельная глава начинается с наставления о ведении военных действий. Написано: «Когда выступишь на войну против врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки, и ты возьмешь их в плен…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Изо дня в день, из года в год, внутри человека идет жестокая, бескомпромиссная война. Линия фронта с беспощадным врагом — прямо на сердце. Во время боевых действий враг не брезгует никакими средствами и уловками. Имя этому врагу — «царь, пожилой и глупый». Немало весьма образованных и сообразительных людей пали жертвами этого царя.

Так почему же он зовется глупым?

Электрик — все время возится с розетками и электроприборами. Йецер hа-ра (дурное начало) — весь день напролет занят тем, что превращает серьезных, разумных людей в последних глупцов. Поэтому он и зовется глупым царем, хотя, наверное, правильнее было бы назвать его — «царем глупцов».

Еще йецер hа-ра уподобляют боевому коню, или в современных реалиях — танку.

Нужно понимать, что у человека без помощи Свыше — нет никаких шансов справиться с ним и победить в войне. Только потому, что только Всевышний способен отдать его тебе в руки. Поэтому ты и можешь победить в битве с йецер hа-ра.

Лучший способ победить дурное начало — обратить против него его же оружие «и взять его в плен».

Йецер hа-ра никогда не скажет человеку — кончай, мол, с кашрутом, оставь тефилин, иди, служи идолам. Он действует тихо и медленно. Он умеет ждать и довольствоваться малыми достижениями. Его терпение безгранично.

Один из излюбленных приемов дурного начала называется — «пес у дверей пекарни». Пекарь испек партию булочек, и для привлечения покупателей вынес корзину с ними и поставил у входа.

Аромат свежей выпечки очень быстро распространился по округе. Первым покупателем стал бродячий пес. У него не было денег, зато он имел здоровый аппетит, совершенно пустой живот, внутри которого громко звучала жалобная музыка, очень напоминающая десятую симфонию Малера.

Увидев пса, пекарь достал увесистую дубину и весьма красноречиво помахал ею в воздухе. Пес отправился восвояси, но потом смекнул, что терять ему нечего, да и «Грэмми» ему явно не светит, поэтому, он вернулся и, демонстрируя на хитрой обросшей морде абсолютное безразличие, лег на бок и задремал.

Увидев, что пес мирно спит, и никакой опасности не представляет, пекарь, в ожидании покупателей — тоже решил подремать, и прилег в тени под платаном.

Только пекарь прикорнул, пес рыжей молнией метнулся к корзине с булочками, опрокинул ее, все рассыпал и, схватив одну, стремглав бросился наутек, только его и видели.

Пекарь, кряхтя и охая, собрал высыпавшуюся из корзины сдобу и вздохнул с облегчением, поняв, что не хватает только одной булки.

Йецер hа-ра поднимает бурю в душе человека. Эта буря опрокидывает «корзину» с хорошими качествами и добрыми обычаями. В итоге, после короткой, но жестокой борьбы, человеку удается сохранить или восстановить большинство из них. Так что, потеряв одно или два, человек остается, в общем, доволен собой. Ведь он мог лишится всего.

Например, исправно приходивший в синагогу еврей за пятнадцать минут до начала молитвы, чтобы молиться не в спешке, теперь начал опаздывать. А ведь, в результате душевного кризиса, он уже был готов совсем перестать ходить на общественные молитвы.

В итоге, человек доволен. Доволен и йецер hа-ра. Ведь в его планы не входила отмена молитвы. Йецер собирался лишь подпортить картину.

Впрочем, дурное начало на этом не остановится. Через месяц опоздания участятся. А через полгода — кое-где пойдут и пропуски. И если человек не примет меры — в какой-то момент он не только перестанет ходить в синагогу, но йецер hа-ра еще и кипу снимет с него с улыбкой.

Об этом говорится в Талмуде (трактат Шаббат, лист 105).

Дурное начало просит человека сделать то-то и то-то, и он откликается. Потом оно требует что-то выполнить, и он выполняет. И наконец, велит ему: «Иди, служи идолам!». И тот подчиняется — идет и служит.

Наша задача — перенять у дурного начала методы работы и поставить их на службу добру. Не спеша, шаг за шагом, продвигаться по пути Всевышнего, довольствуясь и малыми достижениями. Маленький, робкий шажок в правильном направлении — лучше комфортной остановки.

И еще важный момент.

Порой человек сам погружает себя в ситуацию испытания — не справляется и оказывается в лапах йецер hа-ра, становясь его послушным рабом. И если через какое-то время ему удастся взглянуть на себя со стороны, он будет долго удивляться, как его угораздило так низко пасть.

Чтобы такого не произошло — не подходи близко к болоту, не думай, что держишь все под контролем и в любой момент сможешь выбраться. Вязкая тина затянет тебя — и глазом не успеешь моргнуть. Ведь и не таких затягивало…  

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

2. От «красивой пленницы» рождаются строптивые, непокорные дети

 

В нашей недельной главе говорится о «красивой пленнице». Об этом читаем: «И увидишь среди пленных красивую женщину... И возьмешь ее себе в жены» (Дварим, гл. 21, ст. 11).

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 21) сказано, что в принципе, еврею не подобает жениться на «красивой пленнице». Но во время войны солдату трудно устоять перед искушением. Поэтому Тора, разрешила ему сделать уступку дурному началу, разумеется — при соблюдении определенных условий.

Но тут предупреждают Учителя — если он воспользуется разрешением и женится на ней, в конце концов, возненавидит ее. Ибо далее в нашем фрагменте написано: «Если будут у мужа (две жены, одна любимая и одна ненавистная)… и родит она ему сына строптивого» (Дварим, гл. 21, ст. 15, 18).

Авшалом был сыном царя Давида от «красивой пленницы». Он взбунтовался против своего отца и вел себя подобно сыну строптивому. Так, что Давиду даже пришлось спасаться от родного сына. И когда ему с большим трудом удалось спастись, он написал третью главу книги Теилим (Псалмы царя Давида). И начинается эта главу словами — «Псалом Давида – когда бежал он от Авшалома, сына своего».

Возникает вопрос: почему Давид назвал эту главу «Псалмом», а не, скажем, «Плачем Давида»? Ведь, когда приходится искать спасения от родного сына — что может быть печальнее этого?

Понять силу отчаяния Давида поможет тот факт, что он взвешивал, не перейти ли ему к служению идолам. Показному, формальному, не настоящему. Но — тем не менее...

— Но скажут люди, — спрашивали его, — если узнают, что еврейский царь служит идолам?

— По-вашему лучше, чтобы они говорили, что еврейский царь убил своего сына? — отвечал Давид.

В своем комментарии к этому отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в том случае, если бы люди обсуждая гибель Авшалома, обвиняли бы Давида — это неминуемо стало бы осквернением Имени Всевышнего.

Поясню комментарий притчей.

У строгого, придирчивого, вспыльчивого царя был преданный друг. Как-то за обедом этот друг увлекся супом так, что одна крохотная капелька брызнула царю на мантию.

Царь ужасно разозлился, и тут же, на месте, приговорил растяпу к смертной казни.

Спокойно выслушав приговор, друг вылил на царя остатки своего супа и еще то, что было в супнице.

Шокированный царь краснел и бледнел. Когда, наконец, к нему вернулся дар речи, он с удивлением спросил:

— За одну каплю супа, брызнувшего мне на одежду, я приговорил тебя к смерти. Чего же ты ждешь теперь, облив меня супом с ног до головы?

— Просто я подумал, — отвечал друг, — что люди, узнав, что ты казнил меня за одну каплю, назовут тебя тираном и сумасбродом. А я люблю тебя и забочусь о твоей репутации. Теперь же, после моей выходки — ни у кого не повернется язык тебя осуждать. Народ, пожалуй, согласится с твоим решением справедливо наказать бунтаря за столь дерзкую выходку…

— Лучше уж я возьму на себя вину за идолопоклонство, — заключил Давид. — Ведь в ином случае люди станут судачить о жестокости Торы и поносить Имя Всевышнего.

— Никто и словом не обмолвится о жестокости Торы, — возразили Давиду. — Всем известно, что Авшалом твой сын от иноземной принцессы, которую ты пленил во время войны и взял себе в жены из-за ее красоты. А дети «красивой пленницы», как правило — строптивы и непокорны. Поэтому скажут люди, что Авшалом вырос сыном строптивым, о чем и дается предупреждение в Торе.

Таким образом, в гибели Авшалома люди узрят не жестокость Торы, но — ее прозорливость и справедливость.

Услышав эти слова, Давид написал «Псалом», в котором выразил радость, что ему пришлось спасаться именно от Авшалома, а не от другого сына. И теперь, чтобы отвлечь людей и предотвратить осквернение Имени Творца — идолопоклонство ему не требуется.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Чтобы не обокрали

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда выступишь на войну против своего врага, и отдаст его Всевышний тебе в руки, и ты возьмешь его в плен…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Здесь говорится и о войне с дурным началом (на иврите — йецер hа-ра). Поясню это притчей.

Два приятеля начали осуществлять совместный проект — общее дело. Каждый вложил в него свои сбережения.

Однажды один из них обнаружил, что его партнер ворует. Что он, сверх оговоренного в контракте — присваивает себе часть выручки.

Что должен предпринять бизнесмен, которого обманул и обокрал партнер по бизнесу?

Молчать, делать вид, что ничего не происходит — ему уж точно не следует. Он может закатить скандал, высказать все, что он думает о подобном бесчестном ведении дел. Украденные деньги он, скорее всего — не вернет. Но польза от этого все же будет. По крайней мере, его партнер не посмеет больше воровать.

Иногда один из партнеров проявляет хитрость. Сначала ведет бизнес честно — отдает своему компаньону даже большую часть прибыли. Лишь для того, чтобы усыпить бдительность и полностью завладеть доверием. Когда же он увидит, что партнер притупил бдительность — он обдерет его как липку, по максимуму, приберет к рукам не только всю прибыль, но и большую часть вложений.

Поэтому умный человек никогда не ослабит контроль, но будет следить за своим компаньоном во все глаза, каким бы честным и порядочным тот не казался…

Все это относится не только к бизнесменам. Каждый из нас ежедневно сталкивается с воровством. Вот как это происходит.

Когда человек просыпается утром, Всевышний, в великой милости своей — возвращает ему его душу. Возвращает ее обновленной и полной сил, предоставляя возможность немного заработать в течение дня, заниматься изучением Торы и выполнением заповедей.

Если этот человек на исходе дня проанализирует все, что с ним за этот день произошло — он поймет, что его жестоко обокрали. Его партнер, йецер hа-ра, своровал, в общей сложности, несколько часов — время, которое ушло на разные глупости, на пустые разговоры, бесполезные дела и т.п. Причем, дурное начало, как правило — не ограничивается только временем. Обычно оно еще прихватывает несколько благословений и молитв, произнесенных без надлежащей каваны (здесь — «сосредоточенности»), проговоренных автоматически, с мыслями о чем-то другом. И если человек не отреагирует, если он промолчит — очень скоро он станет горьким бедняком или даже нищим. Без Торы, без заповедей, без молитв.

Поэтому, обнаружив факт воровства — человек ни в коем случае не должен его игнорировать. Нужно уверенно и твердо выступить против йецер hа-ра и заявить ему:

— На каком основании ты воруешь мое время, бесценное время, что отпустил мне Всевышний с определенной целью? Кто дал тебе право прикарманить молитвы и благословения, которые я произнес?

Дурное начало, конечно же, не вернет то, чем оно завладело. Но в будущем воровать будет меньше.

Порой йецер hа-ра дает человеку возможность исполнить несколько заповедей. И тут необходимо понимать, что это военная хитрость. Он делает это, чтобы человек не заглядывал внутрь себя, чтобы перестал анализировать происходящее с ним в течение дня, чтобы поверил, что у него все в полном порядке, и нечего больше улучшать. И тогда йецер hа-ра начнет воровать и украдет гораздо больше, чем дал.

Чтобы не случилось такого — человеку следует постоянно воевать со своим дурным началом.

Этот совет намеком присутствует в нашей фразе — «Когда выступишь на войну против своего врага…». Враг здесь — это йецер hа-ра.

И не нужно бояться этой войны. Ведь Всевышний поможет и «отдаст его тебе в руки». А, кроме того — «ты возьмешь его в плен». То есть когда ты сделаешь тешуву (придешь к раскаянию и вернешься на пути, указанные Всевышним), Творец повернет твою жизнь так, что потери окажутся у тебя — в активе, превратятся в заслуги. Все, что было украдено — вернется с прибылью.

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

4. Понимать, что главное, что — второстепенное

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда выступишь на войну против своего врага…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Учителя Мусара (морально-этического направления в иудаизме) пишут, что, кроме всего прочего, здесь подразумевается и война со своим дурным началом (на иврите — йецер hа-ра).

Нужно понимать, что в арсенале у дурного начала — множество хитростей. Одна из его целей — сбить человека с толку, подменить главное второстепенным. И если йецер hа-ра добивается своего — человек остается в дураках.

Для того, чтобы это стало понятней, расскажу притчу.

На пограничный переход между двумя государствами прибыл подозрительный человек. Он вел рядом с собой велосипед, на который он нагрузил два здоровенных мешка.

— Что в мешках? — осведомился таможенник.

— Песок, — ответил путешественник.

— Песок? А ну-ка покажи!

Человек развязал мешки, и как таможенник ни старался — ничего, кроме песка, не обнаружил.

На следующий день этот человек снова появился на границе. Он снова вел велосипед, нагруженный двумя здоровенными мешками.

Таможенник, как положено, осведомился о содержимом мешков. И человек снова ответил, что везет песок.

Таможенник и на этот раз тщательно обыскал подозрительный груз. Но опять не нашел ничего, кроме песка.

Странный человек с велосипедом и мешками с песком стал пересекать границу с завидным постоянством. Но как его ни обыскивали, ничего не находили.

Как-то начальник таможни собрал всех своих сотрудников на специальное совещание, посвященное подозрительному велосипедисту.

— Я раскусил этого контрабандиста, — заявил он присутствующим. — Он просто рассчитывает своим песком усыпить нашу бдительность. Вот увидите, в один прекрасный день в песке обнаружится партия контрабандных бриллиантов. И того, кто это найдет, представлю к награде. Поэтому будьте начеку, не зевайте…

Таможенники изо дня в день тщательно ощупывали мешки и просеивали песок, ища в нем бриллианты или на худой конец наркотики. Но все усилия их были напрасными. Всякий раз они находили только песок, ничего больше.

Шли годы, человек состарился, и ему уже было не под силу перевозить тяжелые мешки с песком. Поэтому он оставил это занятие. Вышел на пенсию и начальник таможни.

Как-то он встретил на улице бывшего велосипедиста и пригласил его выпить по кружке пива.

— Скажи, только честно, — сказал сдув пену, бывший начальник таможни, бывшему контрабандисту, — тебе все-таки удалось обвести нас вокруг пальца? Что ты незаконно провез через границу? Не бойся, срок давности уже истек.

— Конечно же, удалось! — усмехнулся не пойманный нарушитель. — Я незаконно перевез через границу большую партию велосипедов.

Так действует и дурное начало. Сбивает человека с толку, и тот всю жизнь гоняется за чем-то второстепенным, в упор не замечая главного...

 

на основе комментария рава Исраэля-Йосефа Бронштейна

(Израиль, наше время)

 

 

5. Радость — если не возжелаешь

 

Обратим внимание на то, что в Торе сначала открывается возможность жениться на «красивой пленнице», а затем — оговаривается расторжение такого брака. Как сказано: «И будет: если не пожелаешь ее, то отпусти ее, куда ей угодно» (Дварим, гл. 21, ст. 14).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) видит здесь свидетельство Торы о том, что какими бы ни были чувства к «красивой пленнице» у по началу, в конце концов, возникнет ненависть к ней.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42) приведено такое правило: если в Торе написано «и будет», значит, речь пойдет о радостных событиях.

 Но если человеку суждено возненавидеть свою жену, бывшую пленницу — что в этом радостного?

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 21) сказано, что в принципе, еврею не следовало бы жениться на «красивой пленнице». Но во время войны солдату трудно совладать со своим дурным началом. Поэтому — и делается ему уступка, с соблюдением определенных условий.

Выходит, если солдат, увидев среди пленных красивую женщину, несмотря на разрешение взять ее в жены, все же не возжелает ее и этим разрешением не воспользуется — это и будет самой большой радостью. Ведь, что может быть лучше и радостней, чем взять верх над йецер hа-ра, одолеть его?

И еще. Радость — и в том, что ты отпустишь ее еще до того, как она родит тебе сына. Ибо в противном случае — появится на свет и будет расти строптивый и непокорный сын.

Теперь мы сможем разобраться и в одном непростом вопросе.

При составлении кетубы (брачного договора), дату обозначают так: в такой-то день такого-то месяца. Причем, месяц обозначают словом «ходеш».

Но при составлении разводного письма (гет) для обозначения месяца употребляется слово «йерах».

Почему же в кетубе месяц — ходеш, а в гетейерах?

Слово «йерах» встречается в Торе в соседстве со словом «гереш» (см. Дварим, гл. 33, ст. 14), значение которого — «развод».

Слово с тем же корнем, что и «ходеш», находим в выражении «если человек недавно женился» (Дварим, гл. 24, ст. 5), что, как очевидно, подходит к кетубе.

О женитьбе на «красивой пленнице» в Торе читаем: «И увидишь среди пленных красивую женщину, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены…» (Дварим, гл. 21, ст. 11).

Одно из условий женитьбы на ней — предоставление ей месяца, чтобы она могла оплакать своих родных и близких. Как сказано: «И оплакивает отца своего и мать свою в течение месяца (йерах)» (там же, ст. 13).

Мы видим, что в этом случае в Торе употреблено слово «йерах». При том, что речь идет о женитьбе.

Так почему же «йерах», а не «ходеш»?

Дело в том, что здесь содержится намек на то, что из брака с красивой чужестранкой ничего хорошего не выйдет. В конце концов, он возненавидит ее, и этот брак распадется.

 

на основе комментариев рава Шмуэля бен Ури Шрага Феба

(автор труда «Бейт Шмуэль»; Польша, умер в 1706 году)

и раби Исраэля Альтера

(Ребе Гурских хасидов, автор серии книг Бейт Исраэль; Польша – Израиль, середина 20-го века)
 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

У мужа — положительный резус-фактор, а у жены — отрицательный…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля