ЭКЕВ 
"ЭКЕВ"
ЭКЕВ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ЭКЕВ"

15.08.2022, 18 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАЛАК»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

 

Почему она так называется?

Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».

 

Обсуждение главы «Балак»

 

1. Приятно, выгодно, полезно

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот народ вышел из Египта» (Бамидбар, гл. 22, ст. 5).

С этими словами правитель Моава Балак обратился к известному магу и чародею Биламу с просьбой проклясть и извести под корень этот самый, вышедший из Египта народ, заполонивший окрестности Моава.

Билам пробует, ничего не обещая, но, в конце концов, заявляет, что ничего не выйдет, ведь народ этот праведен, и ничего с ним поделать нельзя.

В эти две фразы втиснуты основные события нашей недельной главы. Мы видим, что наряду с Балаком и Биламом, в ней присутствует и третий важный «игрок» — народ, вышедший из Египта. Причем, этот третий сумел изящно переиграть первых двух. Вроде ничего особо не делая — обломал зубы и Балаку, и Биламу.

Попробуем понять, как ему это удалось.

Существуют три схожих между собой понятия: приятно, выгодно и полезно.

Приятное в данный момент может в долгосрочной перспективе нести в себе вред. Например, вкусная, но не здоровая пища.

Выгодной может быть сделка, приносящая прибыль.

А то, что полезно, не всегда бывает приятно. Например, манная каша или рыбий жир. И, хотя сейчас многие бросятся оспаривать полезность, но принцип, думаю, понятен. И с этим не поспоришь.

Ради достижения цели они готовы терпеть, готовы страдать, готовы пройти через неприятности.

Люди, находящиеся на более низкой духовной ступени, концентрируются на поисках выгодного. Им важно, чтобы все, чем они занимаются, приносило прибыль. Иначе, к чему тратить силы и время?

Если продолжить спуск по духовной лестнице, на ее нижних ступенях мы повстречаем людей, гоняющихся за приятным. То есть — любителей удовольствий. Они предаются наслаждениям, не всегда отдавая себе отчет, какими могут быть последствия.

На иврите эти понятия называются — «арев» (приятный), «моиль» (выгодный) и «тов» (полезный). Из первых букв этих слов можно составить слово «меат» (немного).

Похоже, мы нашли ключ к пониманию смысла фразы «Лучше (тов) немногое (меат) для праведника, чем изобилие для множества злодеев» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл.37, ст. 16).

Праведник, разрабатывая месторождение меат, старается выбрать из него тов, чтобы принести пользу обществу. А злодеи из той же жилы берут только то, что им доставляет удовольствие (в наших кодах — это арев, или по первой букве — аин) и то, что приносит выгоду (моиль, в наших кодах, или сокращенно — мэм).

Когда Балак обращается к Биламу с просьбой проклясть сынов Израиля, он их называет «народом, вышедшим из Египта». Слово ам (народ) состоит из букв аин и мэм. Таким образом, слова Балака можно интерпретировать следующим образом: прокляни их, поскольку они все равно подлежат уничтожению, погрязнув в погоне за арев и моиль (сокращенно — ам).

Билам пробует, только у него ничего не выходит. И он открывает причину Балаку: «Как хороши (тову — те же буквы, что и в слове тов) шатры твои, Яаков» (Бамидбар, гл. 24, ст. 5). Народ этот невозможно уничтожить, потому что он праведен и стремится нести свет и пользу всему миру.

 

на основе комментария рава Элиэзера Хагера

(автор книги «Дамесек Элиэзер»; Вижница, Украина – Иерусалим, 1891-1946)

 

 

 

2. Для чего вору руах hа-кодеш

 

Балак просит Билама: «Попробуй проклясть мне этот народ» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).

Для лучшего понимания ситуации расскажу историю.

Габай (человек, ответственный за порядок молитв) синагоги, пытаясь навести порядок в документации, засиделся до глубокой ночи. Вдруг он заметил крадущуюся во мраке фигуру. Это был самый известный в городе вор и грабитель. Поняв, кто собирается наведаться в гости, габай быстро принял решение. Он спрятался под столом и притаился. Ведь вор наверняка собирается похитить, что-то ценное. Вот, он его и поймает на горячем.

А вор, между прочим, прямехонько последовал к арон hа-кодешу (особому шкафу, в котором хранятся Свитки Торы).

Наверное, злодей задумал похитить один из редких Свистков Торы, — смекнул габай.

Подойдя к арон hа-кодешу, грабитель распахнул его створки.

Габай вжался в пол, прикидывая, как помешать вынести Свиток из синагоги. Но гроза всего города вдруг остановился и замер, с его губ стали срываться слова.

Габай превратился в слух, пытаясь понять, что происходит. Вор и грабитель, наводивший страх на всю округу, стоял и смиренно молился. Он просил у Творца руах а-кодеш (дар предвидения). Габай кряхтя выбрался из-под стола.

— Прошу тебя, не бойся! Здесь только ты и я, и больше никого нет. Но, скажи, сын мой, для чего тебе руах hа-кодеш?

— Хорошо, я отвечу тебе. Моя профессия трудна и опасна. Ночи напролет я провожу на морозе или под проливным дождем, взламывая чей-то дом, или подкарауливая очередную жертву. Но даже после того, как мне удается проникнуть в чужой дом, я должен очень медленно, крадучись передвигаться на цыпочках, чтобы не разбудить хозяев. Мне приходится долгое время рыться в старом тряпье, глотать пыль в поисках тайника. Вот, бы мне, хотя бы чуточку руах hа-кодеш, чтобы я сразу понимал, где находится заначка хозяина и где его жена прячет свои драгоценности. Ты даже поверить не можешь насколько бы облегчил бы мне жизнь и работу.

— Глупец! — воскликнул габай. — Если ты удостоишься руах hа-кодеш — зачем тебе воровать и грабить? Ведь ты сможешь помогать людям, как никто другой! Твои открытия и дельные советы принесут огромную пользу. Почему же ты хочешь использовать столь уникальный дар людям во вред, тратя его на кражи и грабежи!?

Теперь вернемся к нашей недельной главе.

Билам удостоился того, что Сам Всевышний вкладывал ему в рот слова, и он пророчествовал не хуже Моше. Только вместо того, чтобы использовать это на благо людей, он подрядился за деньги проклясть и извести сынов Израиля.

Следует отметить, что в пророчествах, произнесенных Биламом, содержатся великие тайны, и их глубинный смысл поражает того, кто способен это понять. Но сам Билам, если и понимал, то лишь смысл произносимых им слов, но не то, что за этими словами стоит, и не то, на что они намекают.

Так Всевышний посмеялся над злодеем и минимизировал вред, который тот способен причинить.

 

на основе комментария рава Йосефа Гурвица

(известен как Саба ми-Новардок)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Заключение брака с реформистским и т.п. гером…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля