Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ХУКАТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 19, ст.1 - гл. 22, ст.1
Почему она так называется?
Во второй фразе главы говорится: «Вот закон Торы, о
котором заповедал Всевышний...».
Закон Торы на иврите - хукат а-Тора.
Обсуждение главы «Хукат»
09.06.02
О каком Законе идет речь в нашей главе?
В Торе различают два вида законов: понятные -
мишпатим, и непонятные - хуким (единственное
число - хок). С понятными законами
проблем, как правило, не возникает. Их нетрудно
объяснить с позиций обычной человеческой логики. Но что
касается хуким… Они порождают вопросы, ответить
на которые невозможно. Они - данность, их просто надо
выполнять. Какой же должна быть мера веры и преданности
Всевышнему, чтобы соблюдать такого рода заповеди, не
задумываясь над их сутью? Во всяком случае, в разные
исторические периоды находились люди, которые делали
попытки найти хуким логическое объяснение. Эта
проблема, например, стояла в основе бунта Кораха (см. на
сайте
обзор недельной главы Корах,
второй годовой цикл).
Наша глава, рассказывая о красной корове (пара
адума), дает «классический» пример хока (см.
на сайте
обзор недельной главы Хукат,
первый годовой цикл). В этом году мы рассмотрим
другой аспект темы.
Проанализируем слово хок. Оно состоит из букв
хет и куф.
Числовое значение первой буквы, хет - 8, что
указывает на надматериальность всего понятия. На восьмой
день, еврейскому мальчику делают обрезание, благодаря
которому он вступает в союз с Творцом. Во время чтения
молитвы Шма, Исраэль особо выделяют слово
эхад, а в нем - букву хэт; мысленно
сосредотачиваясь на ней, человек способствует
возникновению канала, по которому нисходит на землю
«информация» Свыше.
Числовое значение буквы куф - 100. Это полное
раскрытие числа один, а Один - только Он, Всевышний. С
этой буквы начинается слово кадош - отделенный,
святой. Эти качества, прежде всего, определяют Творца.
Итак, слово хок указывает, что, в первую
очередь (хотя, конечно, к этому ведет исполнение всех
заповедей), именно благодаря соблюдению непонятных
законов, устанавливается связь с Творцом.
Скажем, в повелении Всевышнего - «не убивай»,
присутствует «человеческая» логика, поэтому следовать
этому закону могут и неверующие. Другое дело, что только
Тора дает истинное понимание того, как именно, с Высшей
точки зрения, следует выполнять этот закон. Иначе
человек может нарушить его, полагая при этом, что его
исполняет. С законами, именуемыми хуким - иначе.
Людям остается лишь принять их, а постичь их суть - не
дано.
На это указывают и буквы слова хок. Прочтем их
наоборот и получим слово ках - «возьми». То есть
- бери, не рассуждая, эти законы - для твоего блага. А
то, что пока ты их не понимаешь, не имеет значения. Это
составляет суть еврейского принципа наасе венишма -
«сделаем и поймем», благодаря которому Израиль
удостоился дарования Торы у горы Синай.
Числовое значение слова хок - 108. То же
числовое выражение у глагола самах - «положился»,
«обрел опору». И действительно, если человек без
сомнений, не думая, удобно это ему или нет, не
рассчитывая, что это ему принесет, принимает все Законы
Торы, полагаясь на волю Творца мира, только потому, что
это Его законы, это приносит ему уверенность и надежду.
Слово самах можно разделить на две части.
Первая буква самех имеет форму овала, что говорит
о скрытости. А оставшиеся буквы образуют слово моах
- разум. Смысл этого закона скрыт для разумения, но
это не означает, что он в принципе непостижим.
Нам не дано постичь замыслы Творца, но Он открывает
нам Себя, когда хочет, если мы этого заслуживаем.
10.06.02
Предыдущие недельные главы Шелах и
Корах свидетельствуют о том, что евреи -
народ недоверчивый. И, тем не менее, именно они,
единственные, без всяких условий приняли Тору, ее законы
и стали их соблюдать. Но недаром говорил рав Исраэль
Салантер (один из самых крупных раввинов прошлых
поколений; Литва, 19-й век): «Легче выучить весь Талмуд,
чем исправить в себе хоть одну черту характера». А ведь
именно для исправления и посылает Творец душу на землю.
Тора не делает из людей идолов, не скрывает их
недостатки, чтобы мы, обнаруживая собственные слабости,
не отчаивались. Чтобы дать нам возможность учиться на
конкретных примерах, указывая путь к совершенству. Чтобы
мы учились на чужих ошибках и старались не совершать
собственных.
В двух предыдущих главах Тора представляет нам
рассказ о трех бунтах: бунт разведчиков, бунт Кораха и
его группы, бунт всего народа Израиля.
В нашей главе читаем: «Не было воды для общества, и
собрались они против Моше и Аарона. Спорил народ с Моше
и сказал: зачем привели вы собрание Всевышнего в эту
пустыню? Чтобы умереть тут нам и скоту нашему?» (гл. 20,
ст. 2-4).
Далее изложена известная история о том, как Моше
должен был сказать скале, чтобы она дала воду, и явить
чудо: материя подчиняется словам.
В тот момент было важно показать народу, что «Не
хлебом единым жив человек, но всем, что исходит из уст
Творца» (Дварим, гл. 8, ст. 3). Израиль
должен был усвоить, что Слово Всевышнего воплощается во
все блага на земле, в саму жизнь - высшее благо
(подробнее см. на сайте в
обзоре недельной главы
Хукат, первый годовой цикл). Но Моше
вместо этого пошел проторенной в прошлом дорогой и
ударил по скале. И за это получил наказание - не вошел в
Страну Израиля и умер в пустыне.
Однако в Устной Торе есть второй комментарий,
объясняющий, за что был наказан Моше.
В нашей главе сказано: «И созвали Моше и Аарон
собрание к скале, и сказал им: Слушайте, строптивые, не
из этой ли скалы извлечь для вас воду?» (гл. 20, ст.
10).
Из текста Торы мы знаем, что Моше и раньше
приходилось выслушивать от народа жалобы. И всякий раз
он был терпелив и сдержан. А тут - сорвался и назвал
народ строптивым. И вот, за одно только слово -
«строптивые» он поплатился утратой возможности войти в
Эрец Исраэль, ибо сказал ему Творец: «…не введешь
ты это собрание в землю, которую Я дал им»
(гл. 20, ст. 12).
Есть здесь еще один интересный момент. Наша традиция
учит: если один человек назвал другого плохим словом, а
тот ему не ответил, заслуги обидчика переходят к
обиженному…
11.06.02
Современная демократия горда тем, что дала человеку
свободу слова. И в самом деле, это большое достижение.
Свобода и слово - основные дары Творца. Но дарованное
Творцом право на них подразумевает и обязанности. Одна
из таких обязанностей - самоограничение...
В недельной главе Шелах мы читали о
том, что разведчики были наказаны смертью за злословие
(поставили под сомнение достоинства Святой Земли). И это
нам, в общем, понятно. Но не слишком ли сурово обошелся
Творец мира с Моше? Столь тяжкая кара - за одно недоброе
слово о народе, который, как мы видим из текста Торы, он
искренне любил.
Но вспомним главу Шемот, момент, где
рассказывается, как Всевышний посылал Моше в Египет,
чтобы спасти народ из рабства, а Моше отказывался.
Процитируем этот фрагмент: «…И ответил Моше, и
сказал: Но ведь они не поверят мне и меня не
послушаются, ибо скажут: не открывался тебе Творец!.. И
сказал Создатель ему еще: засунь руку за пазуху. И
засунул он руку за пазуху, и вынул он ее, и вот - рука
его покрыта проказой, как снегом. И сказал Творец:
засунь снова руку за пазуху. И Моше засунул руку за
пазуху, и вынул ее оттуда, и стала она, как была (до
этого). И сказал Всевышний: если они не поверят тебе и
первому знамению, то поверят второму знамению» (Шемот,
гл. 4, ст. 1-8).
Возникает вопрос: почему Моше был дан такой знак?
Нега цараат (проказа), как известно - обычное
наказание за злословие (см. на сайте
обзор недельной
главы Мецора,
первый и
второй годовые
циклы). И вот Моше говорит о своем народе: «Но ведь они
не поверят мне и меня не послушаются, ибо скажут: не
открывался тебе Творец».
Вполне очевидно, что Моше не собирался давать народу
Израиля негативную оценку. Скорее, он хотел сказать этой
фразой, что недостоин безоглядного доверия народа. Тем
более, что он, как мы знаем из текста, говорил о своем
косноязычии и просил, чтобы обязанности главы народа
возложили не на него, а на его брата Аарона. Он просто
испытывал неуверенность в своих способностях и
возможностях. И это подкреплено обращенной к Творцу
просьбой Моше - дать дополнительную поддержку его
словам, раскрыть Его Имя.
Мотивы, объясняющие, почему человек сказал те или
иные слова, конечно, важны. Однако произнесенное слово
обретает самостоятельную силу. Моше, что бы он ни
имел в виду, усомнился вслух в способности народа понять
и принять Волю Творца (рассмотреть в Моше посланника
Всевышнего). И Творец дал ему особый знак,
продемонстрировал Моше, а через него - всему народу
Израиля, Свою бесконечную силу и опасность злословия.
Моше не мог не понимать того, что получил
предупреждение. А значит, должен был следить за тем,
чтобы такое не повторилось. И вот… Уже наделенный всеми
полномочиями народного вождя, он вновь совершает ту же
ошибку. Почему?..
12.06.02
Намек на причину уже дан: Моше рассердился. Но ведь,
в конце концов, речь идет не просто о каком-нибудь царе,
скажем - Иване Грозном, который в гневе убил своего
сына, но - о нашем великом Учителе Моше, который
всего-навсего позволил себе назвать народ «строптивым».
Этот скромнейший из людей постоянно работал над собой,
улучшал качества своего характера.
Моше, как известно из Торы, вырос во дворце
египетского фараона, и воспитывала его дочь фараона -
Батья. Мидраш рассказывает, что однажды, когда Моше был
маленьким, он, сидя рядом с фараоном, снял с него корону
и надел себе на голову. Видимо, как сказали советники
фараона, уже тогда у него была тяга к власти. Однако,
став взрослым, он шесть раз подряд, как рассказывает
Тора, отказывался возглавить народ, хотя власть ему
предлагал Сам Всевышний. То есть, согласно еврейской
традиции, Моше был примером для других, ибо учат наши
мудрецы, что не нужно стремиться быть судьей над людьми
и следует сторониться власти.
И все же именно гнев побудил его к такому нелестному
для народа высказыванию, гнев толкнул его на
импульсивную реакцию - «в сердцах» он ударил по скале…
Еврейская традиция, как известно, неизменно осуждает
гнев. Это - неотъемлемая часть еврейского мировоззрения.
В отличие, скажем, от греческой классики.
Гомер начинает свою эпическую поэму «Одиссея» такими
словами: «Гнев Ахиллеса, богиня, воспой, Пелеева сына…».
Здесь мы видим прямо противоположное отношение к жизни.
И понимаем, что столкновение евреев с греками
предопределено, прежде всего, несовместимостью духовных
позиций. Это противостояние евреев и нееврейского мира
продолжается до сих пор.
Вспомним историю. При Маккавеях (история Хануки)
воинственные, хорошо тренированные, обученные убивать
греки, которые захватили многие достаточно сильные
государства, уступили евреям в войне. Вполне
«материальный» исторический факт… Однако следует иметь в
виду: шла священная война за реализацию Воли Творца на
земле, а евреи были проводниками Его воли, поэтому
Всевышний помог им одержать удивительную победу.
Гнев разрушителен. Об этом неоднократно говорили наши
Учителя. В частности, Реш Лакиш (раби Шимон Бен
Лакиш, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец
Исраэль; 3-й век), имя которого часто встречается на
страницах Талмуда, сказал: «Когда человек впадает в
гнев, если он мудрец - мудрость его покидает, а если он
пророк - от него уходит пророчество» (трактат
Псахим, лист 66).
Реш Лакиш познал это на собственном опыте. Он был
человеком необычайной физической силы и темперамента,
главарем разбойников и гладиатором. Но однажды
встретил раби Йоханана (амора, величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век), и тот
открыл ему красоту Торы. С тех пор все свои силы он
отдавал только изучению Торы и самосовершенствованию, и
в результате работы над собой стал тем, кем стал.
Поэтому его свидетельство особенно значимо для нас.
13.06.02
В книге Иова написано: «Глупца
убивает гнев» (Танах, Книга Иова, гл.
5, ст. 2). Напомним, кстати (см. на сайте обзоры листов
Талмуда -
обзор
листа 15, трактат Бава
Батра), что автор этой книги - сам Моше, так что
слова эти, наверное, выстраданные.
Возникает вопрос: а умного человека - не убивает?
Почему здесь сказано - именно «глупца»?
На этот вопрос есть, по меньшей мере, два ответа.
Первый - в высказывании Реш Лакиша, которое мы только
что прочли: «…мудрость его покидает».
Второй предполагает различие - в вере, мудрости
сердца. Мудрый человек во всем, что с ним происходит,
видит руку Провидения, руку Творца, который управляет
его жизнью. Поэтому, если кто-то говорит или делает ему
что-то неприятное, он не сердится. Он воспринимает это
как очередное испытание, посланное ему ради его же блага
- чтобы он, преодолев трудности - удержавшись от гнева,
«закалился», укрепил свои позиции, усовершенствовал свой
характер.
Но внутри этого отношения к источнику раздражения
есть еще один существенный момент.
Эту историю рассказал мне родственник рава Арье
Левина, которого называли Иерусалимский цадик
(праведник), потому что даже на фоне других
исключительных людей он отличался необычайной добротой
(умер он, да будет благословенна его память, около
двадцати лет назад).
Итак, они вместе зашли в магазинчик, и рав попросил
хозяина показать ему какой-то товар. Хозяин не понял и
хотел достать другой образец. Рав извинился и сказал,
что имеет в виду тот, что стоит на верхней полке. И
тогда хозяин разразился ужасной бранью, стал упрекать
рава, что тот, дескать, просит, не зная, что хочет, а
потом не покупает... Человек, который стоял рядом с
равом , собрался, было, встать на его защиту, но тот его
удержал. Рав Арье вежливо извинился перед хозяином и
покинул магазин.
У его спутника все кипело внутри. Он не выдержал и
спросил:
- Почему Вы ему не ответили, как следует, да еще
извинились? Разве Вы в чем-то виноваты? А вот он...
И рав Левин ответил:
- Понимаешь, я представил себе, что с утра он,
наверное, поссорился с женой, и тут я ему подвернулся
под руку, вот он и излил на меня все, что у него
накопилось. Теперь ему, должно быть, легче.
Также оценивал подобные проблемы Моше - заступник
народа, потомок добродетельного Авраама.
Мы обсуждали, почему в книге Иова
говорится о глупце. Теперь разберемся, что означает
здесь слово «убивает». В книге рава Иегуды hа-Хасида
(Германия, 12-й век) - Сефер хасидим
(«Книге праведников», 145) сказано: «Гневливые
люди умирают раньше времени».
Существует простое, «медицинское», объяснение: если
человек часто сердится, ему грозит инсульт и инфаркт;
как следствие раздражительности, возникают и другие
болезни. Во всяком случае, современная медицина пришла к
выводу, что причины большинства заболеваний - в
состоянии человеческой психики. Чем больше она
расстроена, тем раньше человек покидает этот мир (на эту
тему - см. на сайте в разделе «Медицина» статьи:
Радоваться жизни полезно, Психолог
вместо кардиолога, Подруга по вызову).
Сколько дружеских связей, семей и карьер, сколько
судеб погубил разрушительный гнев! Но в словах книги
Иова - «Глупца убивает гнев» есть и другой
смысл. Порой человек ради сиюминутного удовлетворения
своих желаний, из гордости, мести или от боли
выплескивает наружу обуревающие его чувства. Однако
бездумный миг в материальном мире может стоить его душе
всей будущей жизни. Разве такой человек - не глупец?..
Автор текста Гедалия
Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|