КИ ТАВО 
"КИ ТАВО"
КИ ТАВО 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"КИ ТАВО"

Сентябрь 17, 2019   17 Элуль 5779

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАЛАК»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

 

Почему она так называется?

Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».

 

Обсуждение главы «Балак»

 

1. Три главы подряд с буквой «куф» в названии

 

В книге Бамидбар, которую мы сейчас читаем, в названиях трех недельных глав подряд присутствует буква «куф», которой, как говорят Учителя в Талмуде (трактат Шаббат, лист 104), определяя сущностное значение каждой буквы ивритского алфавита — соответствует понятие «кадош» (выделенный, святой).

Две из этих трех глав (Корах и Хукат) мы уже прочли, а в ближайшую субботу будем читать третью — недельную главу Балак.

В названии недельной главы Корах буква «куф» — на первом месте, в Хукат — в середине названия и в недельной главе Балак — в конце. И это, вы, наверное, уже догадались — не случайно.

Вначале Кораху соответствовало качество кадош. Он обладал начальным уровнем пророчества, которое в нашей традиции именуется — «руах hа-кодеш». И только на завершающем этапе Корах, потеряв рассудок от зависти, пал так низко, что оказался под землей. Однако, находясь в самом начале его имени, буква «куф» напоминает о прошлом Кораха, до его падения — весьма достойном, надо сказать, прошлом.

В начале недельной главы Хукат говорится о туме (духовной нечистоте), которую могут принять люди и, соответственно стать — «не чистыми». Говорится и о том, как очиститься от тумы и стать таhор (то есть — духовно очищенными). Ведь только в этом состоянии (таhор) можно есть пищу, имеющую статус кодеш (имеются в виду части приношений, которые разрешено есть).

Далее в главе раскрываются другие темы. Таким образом, выходит, что слово «кадош» находится в середине недельной главы Хукат. Соответственно, и буква «куф» размещена в середине названия.

Балак, как известно, был злодеем и ненавистником Израиля. Но Всевышний «подшутил» над ним — именно от него произошла праведница Рут. Одним из потомков Рут был царь Давид, а в будущем именно из ее рода произойдет Машиах. Символизируя эти события, буква «куф» находится в самом конце имени Балака.

Возникает вопрос, если Балак действительно был таким злодеем и антисемитом (а он был именно таким) — почему недельная глава в Торе названа его именем? Ведь ее можно было назвать по первому слову текста этой недельной главы — «вайяр» (и увидел). Но она все-таки называется Балак.

Раби Шимон бар Йохай (великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) говорит, что существует некая традиция ненависти — Эсав ненавидит Яакова.

Эта традиция сохранилась до сего дня. И в наше время всевозможные эсавы ненавидят народ Израиля — если и не открыто, то — втайне, в глубине души, скрывая свою ненависть за маской так называемой «толерантности».

Балак был честным антисемитом. Он не пытался прикрыть свою ненависть «борьбой за справедливость, за права человека и т.д.». Балак открыто пригласил лучшего специалиста по проклятиям, чтобы тот — извел всех евреев или, если не удастся всех, то хотя бы — какую-то их часть.

Именем такого искреннего и прямого антисемита, твердо придерживающегося традиции, вполне можно назвать недельную главу.

 

на основе комментария раби Исраэля Альтера

(Ребе гурских хасидов, автор серии книг под общим названием «Бейт Исраэль»;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Чтобы съесть траву, достаточно съесть быка

 

Написано в нашей недельной главе: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделали израильтяне эморейцам. И испугались моавитяне этого народа, поскольку он велик и многочисленен, и опостылела моавитянам жизнь из-за сынов Израиля. И сказали моавитяне старейшинам Мидьяна: Сейчас объест это общество все вокруг нас, как объедает бык полевую зелень. А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору» (Бамидбар, гл. 22, ст. 2-4).

Интересно, что сначала говорится — «И увидел Балак», а затем — «И испугались моавитяне…».

То есть, Балак увидел, что сделали израильтяне эморейцам, а испугались почему-то моавитяне, а не он.

К тому же следует заметить, что у моавитян вообще не было причин бояться сынов Израиля. Ведь сам Всевышний встал на их защиту. Как сказано: «Не враждуйте с моавитянами и не начинайте с ними войну, ибо Я не дам вам от их земли» (Дварим, гл. 2, ст. 9).

В Талмуде (трактат Гитин, лист 38) содержится интересное высказывание о том, что земли Моава будет разрешено захватить сынам Израиля, благодаря Сихону (эморейскому царю).

Но мог ли Сихон способствовать отмене запрета Всевышнего?

Оказывается, мог.

Эморейцы во главе с Сихоном одержали победу над моавитянами и захватили город Хешбон с окрестностями. Затем евреи разгромили эморейцев и убили Сихона. Так сынам Израиля отошли все земли Сихона, включая и те, что он захватил у Моава.

Совсем недавно, в конце предыдущей недельной главы (Хукат), мы читали: «О том говорят сказители в притчах — Вступите в Хешбон! Он будет отстроен и упрочится как город Сихона» (Бамидбар, гл. 21, ст. 27).

Когда Сихон захватил Хешбон у Моава, сказители стали призывать израильтян — «Вступите в Хешбон!» (идите и захватите Хешбон!). Хоть он и был городом Моава, теперь он может стать вашим, потому что он — «отстроен и упрочился как город Сихона».

Теперь нам понятны опасения моавитян. Их земля будет захвачена другим народом, а затем она окажется в руках Израиля. И тогда — попробуй, отвоюй это назад!

Об этом они и «плачутся в жилетку» старейшинам Мидьяна: «Сейчас объест это общество все вокруг нас, подобно тому, как объедает бык полевую зелень».

Вы когда-нибудь ели полевую траву или сено?

Полагаю — не приходилось.

Зато мы едим мясо быков, коров и овец, пищей которых были трава и сено.

Это и подразумевали моавитяне, говоря, что другой народ «объест» их земли подобно быку съедающему полевую траву.

А евреи — «съедят быка», вместе с землей и городами Моава.

 

на основе комментария рава Иеhошуа-Лейба Дискина

(Гродно – Иерусалим, 1818-1898 гг.)

 

3. В те дни, в это время

 

В нашей недельной главе рассказывается о панике, которая охватила моавитян при приближении к их границам сынов Израиля. И мы читаем: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделали израильтяне эморейцам. И испугались моавитяне этого народа, поскольку он велик и многочисленен, и опостылела моавитянам жизнь из-за сынов Израиля. И сказали моавитяне старейшинам Мидьяна: Сейчас объест это общество все вокруг нас, как объедает бык полевую зелень. А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору» (Бамидбар, гл. 22, ст. 2-4).

В те дни территории вокруг Моава были охвачены кровопролитными войнами. Одна из них тяжелым шагом прошла по моавитянской земле. В итоге, моавитяне вкусили горечь поражения и лишились части своей исконной территории.

Об этом говорится в конце недельной главы Хукат (Бамидбар, гл. 21, ст. 26-30).

Но Балак почему-то обратил внимание на другое, на то, «что сделали израильтяне эморейцам».

Так начинается большинство историй. А заканчиваются они…

В наше время все закончилось бы созданием комиссии по расследованию. А в те дни моавитяне обратились (пока еще — не в комитет по защите прав человека) к старейшинам Мидьяна.

Обратите внимание, что в тексте не сказано, что старейшины Моава обратились к старейшинам Мидьяна, и не моавитяне обратились к мидьянитянам. Значит, нужны были именно старейшины и именно из Мидьяна. Но зачем?

Только они могли знать Моше, который в свое время скрывался в Мидьяне от преследований египетского фараона и провел там молодые годы.

Моавитяне, как написано в Мидраше Танхума, поинтересовались, в чем состоит отличительная черта предводителя евреев, Моше. И старейшины Мидьяна им объяснили, что вся сила Моше — в его устах, в молитве.

Тогда моавитяне решили привлечь на свою сторону человека, слова которого оказывают воздействие на ход событий, и пригласили Билама.

Сам Балак, кстати сказать, тоже был — приглашеным. На это намекает фраза — «А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору».

Балак, как рассказывается в Мидраше Танхума — не принадлежал к царской династии Моава, он был принцем Мидьяна. Но когда Сихон потерпел поражение от сынов Израиля и был убит — князья Моава позвали Балака, чтобы он стал у них царем.

Так, что Балак был приглашенным царем, а Билам — приглашенным волхвом-«проклинателем».

Но почему моавитянам понадобилось «импортировать» себе царя из другого народа, да еще из того, с которым они издавна враждовали?

Балак привлек к себе внимание благодаря своему пещерному антисемитизму. Во всем Моаве не нашлось в этом равного ему. Ради такой «священной» цели — борьбы с мировым еврейством, была забыта древняя вражда между Моавом и Мидьяном.

Сказано в Талмуде (трактат Гитин, лист 56), что во главе над собой народы мира ставят того, кто больше других ненавидит и притесняет Израиль.

Это правило действует — во все времена. И актуально оно, к сожалению — не только для народов мира. В наши дни, в современном Израиле, с завидной регулярностью появляются партии, главная цель которых — борьба с еврейскими ценностями и традициями, с Торой и заповедями, борьба с Всевышним.

Такое было «в ту пору», такое происходит — и в наши дни.

 

на основе комментария рава Хаима из Бриска

(рав Хаим Соловейчик, один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Беларусь)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что за базар в национально-религиозном лагере?


Поиск по сайту:


Отличие модели от объекта


Основные правила воспитания детей


Использовать незащищенность пленницы?


Результаты ливанской войны


В поисках себя


Закон как «уловка»?


Уступка или средство излечения?


Зачем превентивное наказание?

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля