БЕХУКОТАЙ 
Лаг Ба-Омер
начинается вечером
22 мая
"БЕХУКОТАЙ"
БЕХУКОТАЙ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БЕХУКОТАЙ"

Май 20, 2019   15 Ияр 5779

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «АХАРЕЙ МОТ»

 

Место в Торе: книга Ваикра — гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.

 

Почему глава так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше после смерти двух сыновей Аарона…».

После смерти на иврите — ахарей мот

 

Обсуждение главы Ахарей Мот

 

1. Надав и Авиhу умерли из-за имен

 

Наша недельная глава носит название Ахарей мот, что в переводе означает — «после смерти». Говорится в ней, в частности, о гибели сыновей родного брата Моше Рабейну, Аарона — Надава и Авиhу. И мы читаем: «После смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Всевышнему и умерли…» (Ваикра, гл. 16, ст. 1).

В Торе, в Устной и Письменной, названы разные причины их гибели: внесли чуждый огонь, выпили вина, не женились, установили галахический закон в присутствии их Учителя и наставника Моше.

Здесь обозначу — еще одну, менее известную.

В некоторых общинах есть обычай давать имя первому сыну в честь дедушки со стороны отца ребенка. То есть отец новорожденного называет его в честь своего отца. 

Но что делать в случае, когда мать ребенка с этим не согласна? Что делать, если она хочет прежде почтить своего отца, дав сыну именно его имя? 

Допустим, отцу ребенка надоело пререкаться по этому поводу с женой. Он оказался менее подготовлен к затяжным словесным баталиям и ради мира в семье готов уступить. Но согласно закону, он не вправе так поступить. Потому что тогда пострадает честь его отца. Нельзя отступать, сохранив достоинство и сказав жене, например: «Ну, хорошо, будь по твоему — этого ребенка назовем в честь тестя, но следующему уж точно дадим имя моего папы». 

Ведь рождение второго сына никто не гарантирует. Максимум, что можно сделать в ситуации, если жена продолжает настаивать — дать мальчику двойное имя, в честь обоих дедушек.

Все это очень интересно и познавательно. Но какая тут связь с Надавом и Авиhу? 

Дело в том, что их мать, Элишева, была сестрой Нахшона бен Аминадава. То есть ее отца звали Аминадав. Выходит, старший, Надав, был назван в честь отца своей матери, Аминадава. А Авиhу? Его имя в переводе означает — «отец он». И указывает на отца, Аарона.

Таким образом, первенец Аарона и Элишевы, Надав, получил имя в честь отца Элишевы. А следующий сын, родившийся у них, был назван Авиhу — в честь отца Аарона.

Но Аарону нужно было вначале почтить своего отца и лишь затем — тестя. За совершенную ошибку ему пришлось заплатить очень высокую цену.

Почему цена оказалась столь высока?

Потому что Всевышний строго взыскивает с праведников, если те отклоняются от Его законов даже на толщину волоса. 

 

на основе комментария рава Менахема Менделя из Витебска

(автор книга «При hа-Арец», Беларусь – Эрец Исраэль, 1730-1788 гг.)

 

 

2. Самая надежная защита

 

После трагической смерти Надава и Авиhу, Всевышний обращается к Моше и велит предостеречь Аарона. «Скажи Аарону, брату твоему, — говорит Он, — чтобы он не входил во всякое время в Святилище за завесу» (Ваикра, гл. 16, ст. 2).

И сразу после этого Творец обучает правилам служения в Йом Кипур и дает распоряжение, что «с этим войдет Аарон в Святилище» (там же, ст. 3).

После описания смерти двух сыновей Аарона, Тора сразу переходит к законам Йом Кипура. Из этого можно сделать важный вывод, что смерть праведников, подобно Йом Кипуру — искупает ошибки,.

Всего в Торе — четыре места (и это одно из них), в которых описание ухода праведников предшествует некой другой теме (или следует за ней). Все эти «стыковки» свидетельствуют о неоценимой величине вклада праведников, который они делают на благо своего поколения, а также — и на благо потомков.

В недельной главе Хукат уход Мирьям из нашего мира соседствует с темой красной коровы. После изложения законов очищения сказано: «И умерла там Мирьям» (Бамидбар, гл. 20, ст. 1).

Благодаря заслугам Мирьям, сынам Израиля в пустыне был дарован родник ключевой воды. Он восполнял недостаток в питьевой воде.

Предназначение красной коровы также состояло в исправлении недостатка, исправлении изъяна. Как сказано: «Придет мать и приберет то, что напачкал сын» (Мидраш Танхума). Имеется в виду исправление ущерба, причиненного золотым тельцом (телец — сын коровы). 

Отсюда следует, что праведники исправляют духовные изъяны и ущербность своих соплеменников. Благодаря им, мир получает пропитание. 

В Талмуде (трактат Таанит, лист 24) об этом сказано: «Весь мир, все живое на земле получает пропитание, благодаря раби Ханине (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). А сам раби Ханина довольствовался всего-то миской стручков рожкового дерева, которой ему хватает от субботы до субботы». 

В продолжение главы Хукат, в контексте описания смерти Аарона — упоминается, что Аарон снял с себя коэнские одежды. Написано: «И снял Аарон свои одежды... И поднялся на гору... И умер Аарон там» (Бамидбар, гл. 20, ст. 26-28).

Какой важный урок в этом содержится?

Одежда спасает человека от зимней стужи и летнего зноя. А заслуги праведника защищают от бед и несчастий все его поколение. 

Когда Моше посылал разведчиков в страну Кенаан, он, среди прочего, велел им разузнать — «Есть там дерево, или нет» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20). 

И дело было не только в дереве. Моше, кроме прочего, имел в виду праведного человека, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — заслуги которого были бы способны обеспечить защиту местным жителям. Защиту от готовящегося вторжения войска сынов Израиля.

Дерево защищает укрывшихся под его кроной людей от жары и от дождя. Также и заслуги праведника служат надежной защитой для людей, которые живут рядом с ним.

В книге Дварим, в недельной главе Экев, еще раз упомянута смерть Аарона. На этот раз — в соседстве с упоминанием о разбитых Скрижалях Завета (на иврите — Лухот hа-Брит).

Здесь мы читаем: «И схватил я обе Скрижали и бросил их... и разбил их у вас на глазах» (Дварим, гл. 9, ст. 17).

Затем, после разбора прегрешения с золотым тельцом, сказано: «А сыны Израиля двинулись... там умер Аарон и похоронен там» (Дварим, гл. 10, ст. 6).

Что мы можем выучить из этого соседства?

Праведник обучает народ Торе и заповедям, направляет людей на путь, указанный Творцом. Уход праведника в иной мир, когда эта его деятельность прекращается — сопоставим с разбитием Лухот. 

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

О мужском бессилии и его влиянии на семейную жизнь


Поиск по сайту:


Изменения в списке предводителей…


Нас отправили в экспедицию?


Привычка — «первая натура»?


Привычки управляют телом?


Зачем уточнение Раши?


Боб Дилан — популяризатор еврейского мировоззрения?


Какой лидер нужен Израилю


Евреи, которые себя ненавидят

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля