ХУКАТ 
"ХУКАТ"
ХУКАТ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХУКАТ"

27.06.2022, 28 Sivan, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бешалах»

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.

Почему глава так называется?

По первой фразе: «И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…».

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

Обсуждение главы Бешалах

1. Сирота египетская

В нашей недельной главе Тора продолжает рассказывать об Исходе евреев из Египта. В тексте читаем: «И направил Всевышний народ в обход, через пустыню к Тростниковому морю, и вооруженными (снабженными всем нужным для боя и перехода) вышли сыны Израиля из земли египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 18).

Употребленное в оригинале данного отрывка слово хамушим, которое мы здесь переводим как — «вооруженные», ассоциируется и со словом хамеш, что в переводе означает — «пять».

В своем комментарии к нашей недельной главе Йонатан бен Узиэль (Учитель Мишны, 1-й век) пишет, что у каждого взрослого было на попечении по пять воспитанников. Причем, все сыны Израиля — и стар и млад — были в этом равны.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) открывает в слове «хамушим» еще одну грань Истины и дает комментарию Йонатана бен Узиэля дополнительное разъяснение.

Только пятая часть сынов Израиля, — отмечает он, — вышла из Египта. Четыре пятых — не пожелали покидать насиженные места. Они умерли и были похоронены во время наказания тьмой (см. на сайте обзор недельной главы Бо, пятнадцатый годовой цикл обсуждения — в текстовом формате). 

Очевидно, что все умершие были взрослыми людьми, способными нести ответственность за свои поступки. Возникает вопрос — что стало с их несовершеннолетними детьми?

Понятно, что маленькие дети ни в чем не провинились и не были наказаны. Но и в Египте они не остались. Ведь евреи даже скот свой не оставили египтянам. Как сказано: «Даже копыта не осталось» (Шемот, гл. 10, ст. 26).

Выходит, сироты были распределены между семьями, покидавшими Египет. Поскольку из Египта вышла одна пятая взрослого еврейского населения, а четыре пятых умерли — значит, каждая еврейская семья взяла себе на воспитание детей из четырех семей. 

И так нужно понимать комментарий Йонатана бен Узиэля: у каждого мужчины, вышедшего из Египта, было на попечении пять групп воспитанников — собственные дети и дети из четырех семей, родители которых умерли в Египте

Таргум Иерушалми (иерусалимский перевод Торы на арамейский) указывает, что слово хамушим в нашем фрагменте означает — «вооруженные», «оснащенные». Но только — в переносном смысле: «Вооруженные добрыми делами вышли сыны Израиля из земли Египетской».

Возникает вопрос: какими добрыми делами были «вооружены» евреи накануне выхода из Египта?

В Танахе в иносказательной форме так характеризуется еврейский народ в этот день: «Но ты была нага и не покрыта» (книга пророка Йехезкеля, гл. 16, ст. 7).

То есть — незащищена заповедями и не покрыта добрыми делами.

Всевышний увидел, что ко времени освобождения сынов Израиля у них нет никаких заслуг. Тогда Он дал им две заповеди - пасхальное приношение и обрезание. 

Так о каких добрых делах говорится в Таргум Иерушалми?

Раньше существовал обычай (возможно, в какой-то мере он сохранился и в наши дни), когда обеспеченные семьи, отправляясь в короткую поездку, скажем, за город, брали с собой и ребенка из бедной семьи или сироту — чтобы он увидел что-то хорошее в своей беспросветной жизни. Это считалось благим поступком, проявлением милосердия. Но если обеспеченные люди отправлялись в далекое путешествие, на длительный срок, посторонних с собой обычно — не брали.

В Торе подчеркивается, что Всевышний направил сынов Израиля через пустыню к Тростниковому морю, в далекий путь. Но, несмотря на это, они вышли — «хамушим». Те, кто вышел из Египта (а это была, как сказано выше, лишь одна пятая часть от общей численности евреев в Египте), взяли с собой сирот — детей своих покойных братьев, которых было в четыре раза больше, чем их родных детей. 

Таким образом, Тора показывает, что сыны Израиля не «нагими» покинули Египет. Они были облачены в милосердие и добрые дела.

В Танахе об этом написано: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (книга пророка Йермияhу, гл. 2, ст. 2).

Так евреи продемонстрировали не только полное доверие Всевышнему, но и упование на Его благосклонность к ним. Отправляясь по Его наказу в пустыню, они и сами проявили милосердие к сиротам, взяв их с собой на «землю незасеянную», хотя и не знали, хватит ли там пропитания на всех. И это было не только милосердие к детям, но также и милосердие к их покойным родителям, которые не захотели покидать Египет.

на основе комментария рава Йосефа Саланта

(автор книги «Бэер Йосеф»)

 

2. Четыре четверти мацы

 

Написано, что евреи вышли из Египта «вооруженные» — оснащенные всем необходимым для дальнего похода (Шемот, гл. 13, ст. 18).

Исход состоялся после 86 лет рабства и каторжных работ. Порабощение, когда египтяне «сделали горькой их (евреев) жизнь» (Шемот, гл. 1, ст. 14), началось в год рождения Мирьям, о чем свидетельствует ее имя (производное от корня мар, что в переводе означает — «горький»). На момент Исхода из Египта Мирьям исполнилось 86 лет.

Но евреи должны были находиться в рабстве 430 лет. Как написано: «И было по истечению 430-и лет... и вышли все слуги Всевышнего из земли египетской» (Шемот, гл. 12, ст. 41).

Выходит, сыны Израиля отбыли в рабстве лишь одну пятую положенного срока (86 — пятая часть от 430).

На это намекает и слово «хамушим» («вооруженные») в рассматриваемом нами фрагменте. «Пятая часть» на иврите — хомеш.

Теперь нам будет легче понять фрагмент, который без предварительного разъяснения может показаться странным. В нашей недельной главе читаем: «И подняли сыны Израиля свои глаза, и вот Египет гонится за ними» (Шемот, гл. 14, ст. 10). 

Ясно, что за сынами Израиля гналась не страна, но — малах (в условном переводе — «ангел»), покровитель Египта. А гнался он за евреями потому, что они не отбыли в египетском рабстве положенный срок, и, стало быть, еще не настало время им выходить на свободу. По этой же причине и море перед ними не пожелало расступаться сразу, как только они оказались на морском берегу.

Когда разведчики, обследовав землю Израиля, сообщили, что «Амалек обитает на земле южной, а хити, йевуси и эмори обитают на горе, и кенаанцы обитают у моря и на берегу Иордана» (Бамидбар, гл. 13, ст. 29), евреи заплакали и сказали Моше и Аарону: «Поставим главу над нами и вернемся в Египет!» (Бамидбар, гл. 14, ст. 4).

Конечно же, евреи не соскучились по египетскому рабству. Они рассудили, что Моше и Аарон вывели их из Египта раньше времени. Ведь, если бы они вышли в срок — амалек и другие народы не сидели бы в Эрец Исраэль и не охраняли бы ее. Сыны Израиля опасались, что с ними произойдет то, что случилось с частью колена Эфраима, которая вышли из Египта раньше времени и погибла. Не вернуться ли нам в Египет, — подумали они, — чтобы дождаться, когда истекут отведенные для рабства 430 лет?

Во время празднования Песах принято устраивать Пасхальный Седер. Учителя постановили, что каждый еврей во время Седера должен съесть по четыре куска мацы (см. на сайте материалы, посвященные празднику Песах).

Маца символизирует факт, что Всевышний ускорил наше избавление до такой степени, что даже тесто не успело закваситься (Шемот, гл. 12, ст. 34).

Таким образом, эти четыре куска мацы мы едим еще и в честь того, что Всевышний на четыре пятых сократил нам срок рабства и каторжных работ.

на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора

(один из ведущих раввинов Западной Украины, автор книги «Торат Хаим»;

конец 16-го – начало 17-го вв.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Хочу выйти замуж за израильтянина, но гражданство мое — украинское


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля