New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА ”Вайешев”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 37, ст. 1 - гл. 40, ст. 23.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И
поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...” .
И поселился
на иврите - вайешев.
Обсуждение главы Вайешев
18.12.05
Наша недельная глава, как видим по первой
фразе ее текста - непосредственное
продолжение предыдущих глав, речь в которых
идет о Яакове и его семье. В предыдущем
обзоре мы достаточно подробно
рассматривали поступок Леви и Шимона и
попытались оценить их действия,
предпринятые, чтобы спасти сестру, дочь
Яакова - Дину (см. на сайте
обзор
недельной главы Ваишлах,
пятый
годовой цикл). Теперь в «фокусе
повествования» оказываются другие дети
Яакова. Центральной фигурой здесь
становится, условно говоря - Йосеф, любимый
сын Яакова, в котором он, Яаков, видел (на том
этапе - единственного) преемника своих
жизненных позиций и устремлений. В
недельной главе, содержание которой мы
рассматриваем, об этом сказано:
«...ибо
он (Йосеф) был для него (Яакова) воплощением
его (космической) Мудрости» (гл. 37, ст. 33). На
наших глазах разворачивается описание его
сложной, полной страданий и величественной
судьбы.
И опять в основе сюжета - конфликт. На сей
раз - между Йосефом и его братьями. И суть
этого конфликта необычайно важна для нас.
Ибо сыновья Яакова - будущее еврейского
народа. Их потомки, как нам известно,
составят колена Израиля. Это они, сыновья
Яакова, стоят у истоков формирования
еврейского народа. И наша недельная глав
повествует о том периоде, когда
основы
для создания народа, как единого целого, еще
не было. Рассказывая
о непростых взаимоотношениях братьев, Тора
конструирует духовные модели, в той или
иной степени, предопределяющие главные
события еврейской истории (см. на сайте обзор
недельной главы Вайешев, первый
годовой цикл).
В обзоре этого года мы сконцентрируем
внимание на одном из сыновей Яакова - Иегуде.
И, хотя в сложных переплетениях нашей
недельной главы разговор о нем, казалось бы
- «второстепенная тема», особенности его
личности, мотивация его поведения,
безусловно, заслуживают самого
пристального рассмотрения. Ведь Иегуда -
модель, прообраз многих еврейских царей.
Именно на его долю выпало предназначение -
стать прародителем царской династии.
«Отправным пунктом» исследования образа
Иегуды очень часто становится отрывок, в
котором написано: «И сказал Иегуда братьям
своим -
что пользы, если мы убьем брата нашего и
скроем его кровь? Пойдем, продадим его
ишмаильтянам, а рука наша да не будет на нем,
ибо он - брат наш, плоть наша» (Берешит,
гл. 37, ст.
26-27).
То есть в данном случае Иегуда предлагает
свое решение конфликтной ситуации, которая
возникла между остальными братьями и
Йосефом. Причина этого конфликта, как мы
знаем из текста Торы, в основном - неприязнь,
которую братья ощущали по отношению к
Йосефу, замечая, как их отец выделяет его,
оказывает ему особые знаки внимания. Как
сказано: «...и
возненавидели они его и не могли говорить с
ним как близкие» (гл. 37, ст. 4).
Эта конфронтация достигла своего апогея и
должна была материализоваться, проявиться
в конкретном поступке. И братья задумали
уничтожить отцовского «любимчика». Но как?
Вот тут-то и выявились характерные черты
братьев, в том числе - Иегуды.
Здесь может возникнуть вполне
закономерный вопрос: почему комментаторы
Торы, анализируя поведенческие принципы
Иегуды, так часто ссылаются именно на этот
фрагмент - «И сказал Иегуда братьям своим …»?
«Формально» - потому, что в этом отрывке,
впервые в Торе переданы слова,
произнесенные самим Иегудой. А речь
человека нередко «выдает», глубоко
запрятанные порой, свойства его
индивидуальности .
И еще. Потому, что в данной цитате
выявляется самая суть того, как Тора
оценивает явление, которое мы называем - «компромиссом».
А это, в свою очередь накладывает
определенный отпечаток на формирование
правил судопроизводства.
Но при чем же здесь компромисс?..
19.12.05
Ключ к ответу на этот вопрос - в ивритском
слове беца, которое в приведенной выше
цитате переведено как - «польза». Однако у
этого слова есть и другой смысл - «компромисс,
соглашение», «выгода» .
Тогда получается, что сама Тора называет
Иегуду «соглашателем», человеком,
предпочитающим компромиссы .
Многие комментаторы, исследуя данный
фрагмент и сопоставляя его с другими
текстами Торы, склонны оправдывать «компромиссное»
решению Иегуды и ставят сию «спасительную»
идею (продать брата в рабство) ему - в
заслугу .
Иегуда задался целью спасти Йосефа, -
объясняет, в частности,
рав Яд
Рама (раби
Меир Абулафия, известный комментатор
Талмуда, выдающийся знаток ѓалахи;
носил имя Яд Рама, то есть «поднятая рука»,
символ гордости - по названию своего
основного труда; Испания, конец 12-го века -
первая половина 13-го).
- Но он
знал: если предложить братьям вернуть
Йосефа отцу, они и слушать его не захотят.
Поэтому он нашел компромиссное решение
проблемы. Выдвинув идею продать Йосефа (представляющую
собой нечто «среднее» между двумя
принципиально противоположными выходами
из положения: вернуть домой и убить),
Иегуда
просто ошибся. Ведь
братья
не перечили ему, согласившись продать
Йосефа. Точно
так же они, если бы Иегуда настаивал на том,
чтобы вернуть «ненавистного брата» отцу,
могли согласиться и на это.
Из этого следует, что рав Яд Рама, по сути,
констатирует, что Иегуда выбирал
неправильную позицию. Однако она, с его
точки зрения, обнаруживает некую «недальновидность»
этого «действующего лица» трагедии.
Иную грань Истины открывает в этом,
анализируя ситуацию ,
раби
Меир (один
из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век).
В данном случае Иегуда избрал политику «соглашателя»,
-
подчеркивает он.
- Но тот,
кто одобряет компромисс, предложенный
им,
возводит хулу на Всевышнего, ибо сказано в
Танахе: «...соглашатель (боцеа) хвалится,
возводя хулу на Всевышнего» (Теилим
- Псалмы царя Давида, пс. 10, ст. 3).
Те комментаторы, которые не высказывают
отрицательного отношения к идее Иегуды,
ссылаются, главным образом, на то, что сам
Всевышний достаточно высоко оценил
пришедшую ему в голову мысль. Ибо в случае,
если бы это предложение (продать брата в
рабство) оценивалось бы Творцом негативно,
он, Иегуда не стал бы основателем царской
династии.
В конце концов, узнав обо всем, как будто
бы одобрил поведение сына и Яаков. Ведь это
он, Яаков, предсказав Иегуде, что потомки
его будут царями .
В Торе читаем: «Иегуда! Тебя восславят
братья твои, - так передает слова Яакова. -
Рука твоя - на хребте врагов твоих;
поклонятся тебе сыны отца твоего …
Не отдалится скипетр от Иегуды, и
законодатель - из среды потомков его...» (Берешит,
гл. 49, ст. 8-9).
Яков, - разъясняет Раши (раби Шломо бен
Ицхак - величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя слова
праотца, - выразившись таким образом, сказал:
«Ты, мой сын, поднялся над своей природой (льва)
и не разорвал свою добычу (Йосефа), в чем я
подозревал тебя. Напротив, ты оказался
спасителем его.
Яков, в первую очередь, подозревал в
преступном деянии именно Иегуду. Потому что
у него, были более серьезные, нежели у
других братьев, основания ненавидеть
Йосефа - за
его сны
(см. на сайте, к примеру, обзор
недельной главы Вайешев, первый годовой
цикл обсуждения). Он, Иегуда верил в свое
предназначение - быть основателем царских
династий. А сны Йосефа, как ему вполне могло
показаться, представляли угрозу
осуществлению его надежд.
Но так ли все просто, как может показаться,
на первый взгляд? Так ли уж «разумна» идея
Иегуды, который предлагает продать
единокровного брата - в рабство?..
20.12.05
Ситуация сложилась и в самом деле -
непростая. Братья рвутся убить Йосефа…
Но давайте заглянем в предысторию
обстоятельств, которые заставили Иегуду
выдвинуть свое предложение.
Братья, а среди них - Иегуда, планируют
убийство Йосефа. Во время этого разговора
Иегуда, заметим - молчал. Старший сын Яакова,
Реувен, слышит их разговор. Он видит, что эта
«группа» полна решимости. Считая себя
ответственным за поступки младших, он идет
на хитрость: предлагает не убивать Йосефа
собственными руками, но - сбросить его в яму,
откуда он не сможет выбраться. У него созрел
свой план - потом, когда братья уйдут,
вытащить Йосефа из ямы и вернуть его домой.
Значит, был-таки - иной выход ?
Далее братья, подчинившись Реувену,
садятся неподалеку от той ямы, куда они
бросили «любимца» Яакова, чтобы перекусить.
И едят под «неприятный аккомпанемент»
криков Йосефа о помощи.
Это, вероятно, один из самых жестоких
моментов во всей Торе.
И вот тут, именно в этот момент, Иегуда, не
выдержав, заговорил: «Что пользы, если мы
убьем брата нашего…».
Иегуда взял на себя ответственность и
проявил качества лидера. Но с другой
стороны, он обнаружил - свое бессердечие и
цинизм. Его предложение продать Йосефа в
рабство, высказанное на одном дыхании с
соображением не убивать его (потому что «он
- брат наш, плоть наша») просто шокируют.
Братья соглашаются с предложением Иегуды
и продают Иосифа ишмаильтянам. Но теперь
перед ними встает новая проблема: как
сообщить Яакову об исчезновении Иосифа?
И придумали они такое: зарезали козленка,
обмакнули в его кровь одежду Иосифа «и
послали разноцветную рубашку, и доставили ее
отцу своему, и сказали: это мы нашли; узнай
же, сына ли твоего эта одежда, или нет» (Берешит,
гл. 37, ст. 32).
По оценке многих Учителей, Иегуда, как
лидер, совершил неблаговидный поступок, в
результате которого оказался вне семьи.
Горе Яакова не имело границ. В Торе об этом
читаем: «И поднялись все сыновья и все
дочери его, чтобы утешить его (Яакова), но он
не хотел утешиться и сказал - горюющим сойду
к сыну моему в преисподнюю» (Берешит,
гл. 37, ст. 35).
А в это время Йосефа в Египте продали
Потифару, царедворцу фараона…
Однако вернемся самой идее
реализованного Иегудой компромисса и
попытаемся объективно оценить модель,
очертания которой он «оставил нам в
наследство» .
Для
этого нам необходимо провести некую
теоретическую подготовку - рассмотреть, как
относится к компромиссам ѓалаха (еврейский
практический закон) в контексте, как мы
говорили ранее, судопроизводства.
Тора учит нас тому, чтобы мы старались
улаживать споры мирным путем, находя
компромиссы, - говорит раби Элазар (великий
Учитель
Мишны, 2-й век). - Но лишь до того момента, как
дело передано в бет дин (еврейский суд).
Ну, а что - потом? Что происходит, когда
судебный механизм приведен в действие?
Наши Учителя детально обсуждают
возможность компромисса после того, как
дело уже начали рассматривать в суде,
исследуя опыт предыдущих поколений.
Они отмечают, в частности, что первый в
еврейском народе коэн гадоль (главный
служитель в Храме), Аарон, брат Моше Рабейну,
обладал удивительной способностью
находить компромиссы и решать все проблемы,
не ступая на «тропу войны». В Танахе ему
дается такая характеристика: «Тора
истинная была на устах его, и
несправедливость не пребывала на губах его,
в мире и справедливости ходил он со Мной и
многих отвратил от греха» (книга пророка Малахи,
гл. 2, ст. 6).
Как только дело поступило в суд, - говорят
многие Учителя, - его следует рассматривать
«по букве закона». С этого момента вступает
в силу другой принцип - «Не различайте лиц
на суде: как малого, так и великого -
выслушивайте; не бойтесь никакого человека,
ибо суд - от Всевышнего он» (Дварим,
гл. 1, ст. 17) …
21.12.05
Другие Учителя открывают в данной
проблеме иную грань Истины.
Судьи, - говорят они, - не просто могут, но -
и должны сделать все возможное, чтобы
помочь людям разрешить спор путем
заключения компромиссного соглашения. Даже
после того, как дело запущено в
судопроизводство. Однако это верно лишь в
таких случаях, когда позиция Торы по
рассматриваемому в суде вопросу -
недостаточно прозрачна. Если же Тора ясно и
четко излагает по этому поводу свою
юридическую концепцию, даже в той ситуации,
когда приговор еще не оглашен, судьям
категорически запрещается подталкивать
стороны к компромиссу (трактат Санѓедрин,
лист 6; см. на сайте обзор
листа 6
трактата
Санѓедрин).
Тут следует отметить, что во
взаимоотношениях между законом и
компромиссом существует серьезная
мировоззренческая проблема.
Светский закон создан человеком. Поэтому
он не может быть ни абсолютно верным, ни
абсолютно неправильным. Светский закон мы
рассматриваем как средство, с помощью
которого рационально улаживаются споры -
таким образом, чтобы проигравший дело, что
неизбежно в любом судебном разбирательстве,
мог пережить свою неудачу.
Возьмем для примера достаточно часто
встречающуюся ситуацию.
Если истец - частное лицо, а ответчик -
крупная фирма, производящая некий товар, «устройство»
которого косвенно послужило причиной
ущерба, причиненного истцу, светский суд (если
он не подвержен коррупции), скорее всего,
при удачно складывающихся для истца
обстоятельствах вынесет обвинительный
вердикт фирме. Хотя бы просто потому ,
что производитель представляет сторону,
которая имеет возможность «разложить»
большую сумму компенсации на людей, которые
приобретают их
товар,
незначительно, на какие-то «копейки»,
увеличив стоимость продукции.
Ведь в том случае, если суд признает вину
за частным лицом ,
размеры
компенсации
будут
иметь цену разрушенной жизни. Кроме
непомерных выплат пострадавший получает и
глубокую психологическую травму.
Таким образом, светские законы
изначально основаны на компромиссе .
Тора, в отличие от светского закона -
абсолютна. Всевышний дал нам инструкции,
чтобы мы могли решить, кто абсолютно прав,
кто - неправ. И эти инструкции учитывают
самые разнообразные споры, которые могут
возникать между людьми.
Суд по законам Торы, применяя к решению
спорных дел инструкции Всевышнего -
устанавливает
абсолютную справедливость.
Так в чем же суть мировоззренческой
проблемы?
Разобраться в этом поможет нам
исследование ивритского слова беца,
употребленного в Торе - том месте, где
излагается концепция Иегуды по поводу
спасения Йосефа. Как написано
- «И
сказал Иегуда братьям своим: что пользы
(беца),
если мы убьем брата нашего?..» (Берешит,
гл. 37, ст. 26).
Мы уже говорили, что одно из его значений -
«компромисс», «соглашение» (см. выше). Но и в
первом значении - «польза», отчетливо
прочитывается в данном случае слово «корысть».
То есть идея Иегуды состояла в том, что
гибель Йосефа никому не принесет никакой
выгоды («корысти»). А вот, если продать его…
То же слово (беца) используется и в
Танахе, когда Всевышний устами пророка
Иермиягу говорит о падении народа, упрекая
его в корыстности. Как сказано: «Ибо от мала
до велика, каждый из них - корыстен, и от
пророка до священника - всяк поступает
лживо» (книга пророка Иермиягу, гл. 6, ст. 13).
Каждый компромисс содержит в себе
элементы корыстности. Ибо, заключая
соглашение, одна из сторон - отдает, а другая
получает выгоду. То, что всецело или
частично принадлежит одному, передается -
другому. Иными словами, компромисс не
основан на принципе справедливости, и обе
стороны оказываются в неверной позиции:
один - чего-то лишается, другому на «законных
основаниях» позволяют присвоить не
принадлежащую ему собственность. И обеим
сторонам, включая ту, которая - в выигрыше,
наносится духовный вред.
Подведем некий итог. Цель компромисса -
погасить конфликт, принести сторонам мир.
Имеет ли это какое-то отношение к
справедливости, цель которой - установить
истину?
Можно ли использовать компромисс в
легальной системе, поставившей перед собой
цель - достижение абсолютной
справедливости?
Ответ находим в концепции царской власти …
22.12.05
Каждый представитель народа, с одной
стороны - личность, обладающая
индивидуальностью, имеющая собственные
права и обязанности, с другой - часть
единого целого, то есть - народа. С позиций
отдельного индивидуума и с позиций народа
мир, как известно, воспринимается по-разному.
При рассмотрении той или иной ситуации
возникает конфликт между мнением
индивидуума и позицией общества, как
единого, целостного коллектива.
Допустим, суд в том примере, который мы
рассматривали выше, вынесет приговор,
согласно которому фирма лишается права на
дальнейшую деятельность. С точки зрения
пострадавшего, частного лица -
справедливость торжествует, «зло наказано».
Однако с позиции общества то же решение
выглядит совершенно иначе. Оно лишится
продукции, которая была столь необходимой.
Сотрудники фирмы останутся без работы - им
надо будет выплачивать пособия. Это,
возможно, негативным образом скажется даже
на развитии экономики…
Царь несет ответственность за весь «вверенный
его попечению» народ и относится к нему как
к единому целому. Суд, в свою очередь
улаживает конфликтные ситуации,
возникающие между частными лицами. У царя -
иное понимание справедливости, нежели у
судей, которые призваны заботиться об
отдельных индивидуумах. Поэтому разговор о
допустимости или недопустимости
компромиссов в еврейском суде - это, по сути,
обсуждение самой природы власти, которой
наделен судья, осуществляющий
судопроизводство по законам Торы.
Принципиально вопрос ставится так: можно ли
считать судей - представителями царской
власти?
Вернемся к истории с Иегудой и попытаемся
определить, какую роль он сыграл в деле
продажи Йосефа в рабство.
Одна из основных причин, которая
спровоцировала ненависть сыновей Яакова к
Йосефу, - отмечает в своем комментарии к
нашей главе Сефорно (раби Овадия
Сефорно; известный комментатор Торы, Италия,
16-й век), - их подозрение, что в его душе есть
искра души Эсава. То есть - стремление
лишить их благословения отца и единолично
властвовать над еврейским народом. Йосеф
сам дал им пищу для подобных мыслей, потому
что был поглощен идеей власти и убеждал
Яакова, что его сны - пророческие видения.
То есть братья обвинили Йосефа в попытке разрушить
структуру еврейского народа. Потому, при
участии Иегуды, и вынесли решение убить
брата. Не согласился их «вердиктом», как мы
знаем, лишь Реувен, а Беньямин тогда был еще
слишком мал для того, чтобы высказать по
этому поводу какое-либо суждение.
Но зачем же тогда понадобился Иегуде
компромисс?
В Торе говорится, что братья, увидев, как
сильно страдает отец, разочаровались в
Иегуде (до этого он пользовался среди них
неоспоримым авторитетом, был «их царем»). И
он «…отошел от братьев своих» (Берешит,
гл. 38, ст. 1).
Но ведь братья сами настаивали на
убийстве. Почему вдруг переложили они всю
вину на Иегуду?
Ответ на этот вопрос мы снова найдем в
концепции царской власти. Когда братья
решили, что «любимца Яакова» следует
уничтожить, они рассуждали с позиции
отдельных индивидуумов. Что-то мешало им
сделать последний шаг - исполнить приговор.
И они отстранились от собственного решения,
предоставив Иегуде право распорядится
судьбой Йосефа. Иегуду считали они своим «царем»,
а потому только он, на их взгляд, мог
рассмотреть проблему, не принеся вред
благополучию всего коллектива.
Иегуда верил в Провидение. Он тоже считал,
что за Йосефом есть вина. Но предположил,
что Йосефу предстоит сыграть важную роль в
истории еврейского народа. Значит, убивать
его - нельзя. И подумал, что правильнее будет
продать брата в рабство. Если он
действительно ценен для народа, Всевышний
найдет способ помочь ему выжить, проведет
его через испытания, которые необходимы,
чтобы исправить его недостатки и сделает
так, что он займет достойное место в среде
сынов Израиля. Если же исправление Йосефа -
нереально, еврейский народ сможет достичь
процветания и без его яркого таланта. Так он
рассудил с позиций царя. И в принципе был
прав. По сути дела, продажа Йосефа,
отдаленным следствием которой стало
рабство евреев в Египте, была реализацией
Замысла Творца.
Впоследствии Йосеф признает это. Уже в
Египте он говорит братьям: «…не печальтесь,
не досадуйте, что продали меня… Ибо для
сохранения жизни послал меня Всевышний
пред вами… Не вы послали меня сюда, но
-
Всевышний» (Берешит, гл. 45, ст. 5-8).
И нам остается отметить, что главная их
ошибка братьев состояла в том, что все они взяли
на себя роль судей .
А еврейский закон предписывает нам не
осуждать ближних. Что касается Иегуды, он
вообще не должен был ставить под сомнение
ценность человеческой личности. Ибо каждый
человек, который по Воле Творца приходит в
наш мир - незаменимая частичка народа,
выполняющая в этом мире свою задачу. И
только Всевышнему ведомо, в чем она состоит…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|