ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. Для чего второй сон

 

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф видит сон и рассказывает его братьям. «И вот мы вяжем снопы посреди поля, — говорит он, — и мой сноп поднимается, и окружают его ваши снопы, и кланяются они моему снопу» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

Вскоре ему приснится еще один сон, в котором кланяться Йосефу будут звезды, солнце и луна (там же, ст. 9).

В чем смысл этих снов? Казалось бы, все ясно: «я — царь, а вы, братья — преклоняетесь передо мной».

Тогда зачем понадобился второй сон? Ведь все и так понятно уже из первого.

Когда братья впервые прибыли в Египет за хлебом, они не узнали в важном вельможе Йосефа. «Какой-то местный царек», — подумали они.

Они поклонились ему. И в Торе об этом сказано: «А Йосеф был правителем над страной — он ведал распределением хлеба для населения, и пришли братья Йосефа, и поклонились ему до земли» (Берешит, гл. 42, ст. 6).

Кому кланялись братья?

Не Йосефу, но — высокопоставленному вельможе, который занимался распределением хлеба.

В другой раз, когда они точно будут знать, что перед ними Йосеф — они преклонятся перед ним. Как написано: «И пошли также братья его, и преклонились они пред ним» (Берешит, гл. 50, ст. 18).

Итак, один раз братья поклонились, скажем так, хлебу. Точно, как и было предсказано в первом сне Йосефа — «И вот мы вяжем снопы посреди поля, и мой сноп поднимается, и окружают его ваши снопы, и кланяются они моему снопу». Кланяются не Йосефу, а его снопу — кланяются хлебу.

Во втором сне братья поклонились непосредственно ему — «Солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне».

Отмечу также, что в первом сне не фигурирует отец Йосефа, Яаков. И действительно, хлебному королю он не кланяется.

Во втором сне Йосеф, кроме кланяющихся ему звезд, видит еще и склонившееся перед ним солнце. Солнце — это его отец, который впоследствии ему поклонился. Как сказано: «И поклонился Израиль к изголовью кровати» (Берешит, гл. 47, ст. 31).

Если мы приглядимся к деталям первого сна — обратим внимание, что сноп Йосефа поднялся, вознесся над снопами братьев. А те, соответственно, остались в том же состоянии, на том же уровне.

В этом и состоял их поклон. И этот поклон был, по сути, против их воли, но — потому, что возвысился Йосеф.

Представьте себе двух людей, стоящих на одном уровне, один напротив другого. Каким образом может произойти возвышение одного и унижение другого?

Рассмотрим два варианта развития событий.

Первый поднимается на более высокий уровень и, благодаря этому — возвышается, превозносится над вторым.

Или же — второй склоняется перед первым.

Результат один и тот же, но способы его достижения — разные.

В каждом сне Йосефа — разные предвидения.

Придя в Египет за хлебом, братья оказались в роли просителей, потому что Йосеф сделал в Египте неплохую карьеру — возвысился до управляющего ресурсами страны.

Когда же братья пришли к Йосефу после смерти отца — они сознательно склонились перед ним.

 

на основе комментариев рава Йехиеля Гедальягу Кавицкого

(автор книги «Гораль Гедадальягу», США, 20-й век)

и рава Йоханана Роденского

(автор книги «Тешуот Хен», Израиль, наше время)

 

 

 

2. Небылицы братьев и молчание матери

 

Йосеф видит «сельскохозяйственный» сон о сборе пшеницы. Об этом в Торе написано: «И вот мы вяжем снопы посреди поля, и мой сноп поднимается» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) дается интересное объяснение этого сна. Там говорится, что «в будущем, вы навяжете снопы небылиц, целый ворох небылиц нашему отцу. Но я все преодолею. И что же даст мне силы устоять? Молчание моей матери».

Это, конечно же — ясное и понятное разъяснение. Только теперь это разъяснение требует еще более прозрачного комментария.

Что же, попытаемся это сделать.

Под небылицами следует понимать предъявление отцу для опознания окровавленной рубахи Йосефа. С помощью этой рубахи, они скрыли от отца, что продали своего брата в рабство. Увидев рубаху, Яаков пришел к заключению: «Наверное, злая хищница растерзала Йосефа» (Берешит, гл. 47, ст. 33).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что эти слова Яакова оказались пророческими. Ведь Йосефу было суждено подвергнуться нападению злой и безжалостной хищницы, не знающей пощады — жены Потифара. И Йосеф с честью выдержал это испытание. Помог ему в этом опыт его брата Реувена.

Реувен был первенцем, но утратил свой статус, когда «наломал дров» с Билгой. Тогда первенцем стал Йосеф.

Но почему он не был им изначально?

Из-за молчания своей матери.

Рахель знала, что ее отец Лаван собирается выдать замуж за Яакова, вместо нее — Лею. Но — промолчала и даже помогла Лее сделать так, чтобы все прошло гладко. В результате Лея хитростью стала женой Яакова и родила ему первенца Реувена.

Но Реувен провалил испытание, и первенцем стал считаться Йосеф. Он осознавал, что в случае, если не устоит против опытной хищницы — тоже лишится статуса первенца.

Итак, молчание Рахели способствует тому, что не ее сын, но сын Леи Реувен становится первенцем. Но потом — теряет этот статус. На опыте Реувена учится Йосеф. Благодаря этому, он устоял против соблазна, не попал на удочку жены Потифара и — спас братьев и отца от голода.

Братья же, в конечном счете, признают правоту Йосефа и раскаиваются в содеянном и в том, что наплели отцу небылиц.

Еще в Мидраше сказано, что под снопами подразумеваются языческие идолы, которым будут служить потомки братьев в дни Йеровама бен Навата.

Но ведь Йеровам и способствовал расцвету идолопоклонства, установив на севере и на юге статуи двух быков.

Так что, совершенно непонятно, чем Йосеф хвалится. Ведь быки Йеровама — не меньшая мерзость. А, может — и большая, по сравнению с прочими идолами.

Очевидно, Йосеф таким образом, хотел объяснить братьям, что Всевышний наделил его и его потомков царской силой.

Эту силу можно использовать и на благо и во вред. Можно, как Йеровам, ставить идолов в виде быков, убеждать народ им покланяться, и тем самым, ради укрепления собственной власти — гневить Всевышнего. Но можно использовать ее для увеличения славы Творца и удостоится помощи Свыше.

Йосеф дал понять братьям, что собирается идти именно этим путем. Поэтому во сне не он сам вознесся над братьями, но его сноп возвысился, то есть — дело его рук. И всем понятно, что сноп не мог подняться сам по себе. Это Всевышний — поддержал Йосефа и одобрил выбранную им дорогу.

Развив эту тему, отметим, что Мудрецы Израиля могли бы использовать свои силы и способности для приумножения личных благ. И ничто не помешало бы им преуспеть на этом поприще. Но они, зная Истину — посвящают себя Торе и служению Творцу. И Всевышний высоко оценивает их выбор.

 

на основе комментариев рава Авраама Иегошуа Гешеля из Кракова

(автор книги «Ханукат hа-Тора», Польша, 1595-1663 гг.)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Прежде чем править — побудь рабом

 

В ответ на пересказ Йосефа своего сна о снопах, братья сказали ему: «Не царем ли будешь над нами? …И они еще больше возненавидели его» (Берешит, гл. 37, ст. 8).

Что именно братья имели в виду?

Чтобы понять реакцию братьев на сон Йосефа нужно, как очевидно, внимательно, во всех деталях изучить этот сон.

Итак, сноп Йосефа «встал и поднялся» (Берешит, гл. 37, ст. 7) над снопами братьев.

Если сноп встал, значит, до этого он лежал. Снопы же братьев изначально стояли, поскольку о них не сказано, что они встали. Они — «окружили» сноп Йосефа (там же).

Из содержания сна Йосефа следует, что прежде чем возвысится, он должен лечь. То есть для него путь к царскому трону лежит через рабство.

Теперь нам становится понятен вопрос братьев, заданный Йосефу.

«Как же ты будешь царствовать над нами, если уже сейчас пытаешься нами управлять, настраивая против нас отца (Йосеф приносил о них дурные вести отцу — Берешит, гл. 37, ст. 2)? Ведь из твоего же сна видно, что ты сначала должен оказаться в самом низу социальной лестницы».

Впоследствии выяснилось, что братья были правы. Прежде чем достигнуть высот власти в Египте, Йосеф десять лет провел в рабстве.

В реакции братьев содержится еще одна мысль. Чтобы ее понять, проведем аналогию.

У рава Яакова-Ицхака Гурвица из Люблина был талантливый ученик, которого тоже звали Яаков-Ицхак. По уровню постижения Торы и по остроте ума он зачастую превосходил своего учителя. Вместе с тем, тот все равно оставался равом, а этот — учеником.

Братья хотели донести до Йосефа следующий посыл.

Да, безусловно, у тебя проявились некоторые таланты. Но есть вещи, в которых мы еще до тебя начали преуспевать. Мы допускаем, что в областях, в которых мы звезд с неба не хватаем, ты за счет своих незаурядных способностей будешь царствовать. Но неужели ты думаешь, что сможешь, править и там, где мы еще задолго до тебя прекрасно справлялись?

Вот тут они, в общем-то, просчитались.

Йосеф — праведник, основа мира, он будет править везде, за что ни возьмется.

 

на основе комментариев раби Давида бен Шмуэля hа-Леви

(известен и как ТаЗ — по имени, составленного из первых букв названия его главного труда «Турей Заhав», Львов, 17-й век)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Когда ненавидеть, когда — завидовать

 

В нашей недельной главе читаем о том, что Йосеф пересказывает братьям свой сон о кланяющихся снопах, и это не вызывает у них нежных чувств. Наоборот, они, как сказано — «…еще больше возненавидели его» (Берешит, гл. 47, ст. 8).

Почему же они его возненавидели?

Рассказывая свой сон, Йосеф трижды повторил выражение: «и вот» (в оригинале — ве-hине). А это свидетельствует о выражении радости. Вот за чрезмерную радость, братья его, видимо, и возненавидели.

Но ведь радость — это позитивная эмоция. Как же за нее можно ненавидеть?

Дело в том, что братья заметили, что кроме радости, вызванной возвышением и укреплением своего положения, что вполне легитимно, Йосеф проявляет радость и по поводу отсутствия подобных процессов у братьев. А это уже — недостойно и заслуживает осуждения. Одно дело — радоваться собственным достижениям, и совсем другое — чужим неудачам.

Важно понять, что в моменты, когда на человека нисходят величие и богатство, непременно следует благодарить за это Всевышнего. Но нельзя испытывать радость от того, что это случилось только с тобой и больше ни с кем другим.

Следует учитывать, что Всевышний читает в людских сердцах, как в открытой книге. Он отличает радость благодарности, от той, что порождена гордыней.

Отметим только, что мнение братьев о Йосефн могло и не отражать реального положения дел.

Вскоре Йосеф увидел еще один сон. И если после первого братья его возненавидели — после второго они стали ему завидовать. И раз мы уже разобрались с источником ненависти — неплохо было бы выяснить, что побуждает их завидовать.

Вопросы, связанные со сновидениями, рассматриваются в конце трактата Талмуда Берахот. Там (лист 55), в частности, говорится, что в ситуации, если человек, видя хороший сон, испытывает от этого избыточную радость — эта радость может воспрепятствовать тому, что увиденное во сне сбудется.

Судите сами. Человек заслужил награду, и Всевышний действительно собирается его наградить. О чем и сообщает ему во сне. Человек радуется этому. И эта радость засчитывается ему — наградой. Значит, реализовывать сон на практике уже и не обязательно.

После первого сна Йосеф очень радовался, и братья решили, что он видел — не сбудется. Поэтому они ему не завидовали, но только ненавидели.

По поводу второго сна отец высказал неодобрение. Как написано: «И укорил его отец: Что это за сон такой?.. Неужели ты хочешь, чтобы я и твоя мать... поклонились тебе до земли?» (Берешит, гл. 47, ст. 10).

Таким образом, сон о звездах не принес Йосефу радость. Стало быть, он, этот сон, вполне мог стать реальностью. Это у братьев и вызвало зависть.

 

на основе комментариев рава Меира Симхи из Двинска

(автор труда «Мешех Хохма», Латвия, первая половине 20-го века)

и рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 

5. У кого-то во сне — элементы бессмысленного, у кого-то — бессмысленные сны

 

Если на первый сон Йосефа отреагировали только его братья, то по поводу второго сна высказался и отец, Яаков. В Торе об  этом читаем: «И приснился ему еще один сон... И вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне... И укорил его отец: Что это за сон такой?! Неужели ты хочешь, чтобы я и твоя мать... поклонились тебе до земли?» (Берешит, гл. 47, ст. 9-10).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Яаков не случайно выразил крайнее удивление. Ведь Рахель, мать Йосефа, к тому времени уже умерла. И, следовательно — никак не могла поклониться. Но он не знал, что во сне Йосефа в роли его матери, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) была Билга, которая растила его как мать.

Кроме того, в Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что в любом сне присутствуют элементы бессмысленного.

Таким образом, кланяющаяся луна из сна Йосефа — это либо мачеха Билга, либо некий элемент, не несущий смысловой нагрузки.

Но если бессмысленное, хоть в какой-то мере есть в каждом сне — интересно было бы узнать, где оно в первом сне Йосефа, во сне о снопах.

На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа.

Быть может, Тора, полностью передав нам содержание сна Йосефа о звездах, солнце и луне, включая и элементы бессмысленного, и, научив нас тем самым, важному правилу, что бессмысленное присутствует в каждом сне — решила ограничиться этим, и, описывая сон о снопах, передала только то, что несло в себе смысл?

Обратим внимание на то, что сны Йосефа описываются в его пересказе. Это означает, что мы можем предположить, что он решил поделиться только тем, что имеет отношение к действительности.

Впрочем, если очень постараться — можно найти и в первом сне Йосефа «лишние» детали.

Там есть такие слова: «И вот окружают его (сноп Йосефа) ваши снопы, и кланяются они моему снопу» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

Сколько снопов поклонилось снопу Йосефа?

Очевидно, что, сколько снопов окружили его, столько и поклонились. А «в окружении» принимали участие снопы всех братьев, числом одиннадцать. Значит, и поклонилось одиннадцать снопов.

Но первый раз в Египет за хлебом ходили только десять братьев (Биньямин остался дома с отцом). Получается, один кланяющийся сноп — лишний.

Вот вам и лишний элемент, не имеющий отношения к реальности.

Если же рассматривать этот сон не буквально, не в плоскости поклонов, если увидеть в снопах намек на материальные потребности человека, достаток — поклоны снопов будут отражать зависимость материального благосостояния братьев от Йосефа.

Тогда и Биньямина можно будет включить в эту систему. Он хоть физически и не кланялся, но его достаток зависел от Йосефа точно так же, как и достаток остальных братьев. С этой точки зрения, одиннадцатый сноп — не лишний...

 

на основе комментариев рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени; Израиль)

и рава Моше Штернбуха

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. Для чего второй сон

 

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф видит сон и рассказывает его братьям. «И вот мы вяжем снопы посреди поля, — говорит он, — и мой сноп поднимается, и окружают его ваши снопы, и кланяются они моему снопу» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

Вскоре ему приснится еще один сон, в котором кланяться Йосефу будут звезды, солнце и луна (там же, ст. 9).

В чем смысл этих снов? Казалось бы, все ясно: «я — царь, а вы, братья — преклоняетесь передо мной».

Тогда зачем понадобился второй сон? Ведь все и так понятно уже из первого.

Когда братья впервые прибыли в Египет за хлебом, они не узнали в важном вельможе Йосефа. «Какой-то местный царек», — подумали они.

Они поклонились ему. И в Торе об этом сказано: «А Йосеф был правителем над страной — он ведал распределением хлеба для населения, и пришли братья Йосефа, и поклонились ему до земли» (Берешит, гл. 42, ст. 6).

Кому кланялись братья?

Не Йосефу, но — высокопоставленному вельможе, который занимался распределением хлеба.

В другой раз, когда они точно будут знать, что перед ними Йосеф — они преклонятся перед ним. Как написано: «И пошли также братья его, и преклонились они пред ним» (Берешит, гл. 50, ст. 18).

Итак, один раз братья поклонились, скажем так, хлебу. Точно, как и было предсказано в первом сне Йосефа — «И вот мы вяжем снопы посреди поля, и мой сноп поднимается, и окружают его ваши снопы, и кланяются они моему снопу». Кланяются не Йосефу, а его снопу — кланяются хлебу.

Во втором сне братья поклонились непосредственно ему — «Солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне».

Отмечу также, что в первом сне не фигурирует отец Йосефа, Яаков. И действительно, хлебному королю он не кланяется.

Во втором сне Йосеф, кроме кланяющихся ему звезд, видит еще и склонившееся перед ним солнце. Солнце — это его отец, который впоследствии ему поклонился. Как сказано: «И поклонился Израиль к изголовью кровати» (Берешит, гл. 47, ст. 31).

Если мы приглядимся к деталям первого сна — обратим внимание, что сноп Йосефа поднялся, вознесся над снопами братьев. А те, соответственно, остались в том же состоянии, на том же уровне.

В этом и состоял их поклон. И этот поклон был, по сути, против их воли, но — потому, что возвысился Йосеф.

Представьте себе двух людей, стоящих на одном уровне, один напротив другого. Каким образом может произойти возвышение одного и унижение другого?

Рассмотрим два варианта развития событий.

Первый поднимается на более высокий уровень и, благодаря этому — возвышается, превозносится над вторым.

Или же — второй склоняется перед первым.

Результат один и тот же, но способы его достижения — разные.

В каждом сне Йосефа — разные предвидения.

Придя в Египет за хлебом, братья оказались в роли просителей, потому что Йосеф сделал в Египте неплохую карьеру — возвысился до управляющего ресурсами страны.

Когда же братья пришли к Йосефу после смерти отца — они сознательно склонились перед ним.

 

на основе комментариев рава Йехиеля Гедальягу Кавицкого

(автор книги «Гораль Гедадальягу», США, 20-й век)

и рава Йоханана Роденского

(автор книги «Тешуот Хен», Израиль, наше время)

 

 

 

2. Небылицы братьев и молчание матери

 

Йосеф видит «сельскохозяйственный» сон о сборе пшеницы. Об этом в Торе написано: «И вот мы вяжем снопы посреди поля, и мой сноп поднимается» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) дается интересное объяснение этого сна. Там говорится, что «в будущем, вы навяжете снопы небылиц, целый ворох небылиц нашему отцу. Но я все преодолею. И что же даст мне силы устоять? Молчание моей матери».

Это, конечно же — ясное и понятное разъяснение. Только теперь это разъяснение требует еще более прозрачного комментария.

Что же, попытаемся это сделать.

Под небылицами следует понимать предъявление отцу для опознания окровавленной рубахи Йосефа. С помощью этой рубахи, они скрыли от отца, что продали своего брата в рабство. Увидев рубаху, Яаков пришел к заключению: «Наверное, злая хищница растерзала Йосефа» (Берешит, гл. 47, ст. 33).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что эти слова Яакова оказались пророческими. Ведь Йосефу было суждено подвергнуться нападению злой и безжалостной хищницы, не знающей пощады — жены Потифара. И Йосеф с честью выдержал это испытание. Помог ему в этом опыт его брата Реувена.

Реувен был первенцем, но утратил свой статус, когда «наломал дров» с Билгой. Тогда первенцем стал Йосеф.

Но почему он не был им изначально?

Из-за молчания своей матери.

Рахель знала, что ее отец Лаван собирается выдать замуж за Яакова, вместо нее — Лею. Но — промолчала и даже помогла Лее сделать так, чтобы все прошло гладко. В результате Лея хитростью стала женой Яакова и родила ему первенца Реувена.

Но Реувен провалил испытание, и первенцем стал считаться Йосеф. Он осознавал, что в случае, если не устоит против опытной хищницы — тоже лишится статуса первенца.

Итак, молчание Рахели способствует тому, что не ее сын, но сын Леи Реувен становится первенцем. Но потом — теряет этот статус. На опыте Реувена учится Йосеф. Благодаря этому, он устоял против соблазна, не попал на удочку жены Потифара и — спас братьев и отца от голода.

Братья же, в конечном счете, признают правоту Йосефа и раскаиваются в содеянном и в том, что наплели отцу небылиц.

Еще в Мидраше сказано, что под снопами подразумеваются языческие идолы, которым будут служить потомки братьев в дни Йеровама бен Навата.

Но ведь Йеровам и способствовал расцвету идолопоклонства, установив на севере и на юге статуи двух быков.

Так что, совершенно непонятно, чем Йосеф хвалится. Ведь быки Йеровама — не меньшая мерзость. А, может — и большая, по сравнению с прочими идолами.

Очевидно, Йосеф таким образом, хотел объяснить братьям, что Всевышний наделил его и его потомков царской силой.

Эту силу можно использовать и на благо и во вред. Можно, как Йеровам, ставить идолов в виде быков, убеждать народ им покланяться, и тем самым, ради укрепления собственной власти — гневить Всевышнего. Но можно использовать ее для увеличения славы Творца и удостоится помощи Свыше.

Йосеф дал понять братьям, что собирается идти именно этим путем. Поэтому во сне не он сам вознесся над братьями, но его сноп возвысился, то есть — дело его рук. И всем понятно, что сноп не мог подняться сам по себе. Это Всевышний — поддержал Йосефа и одобрил выбранную им дорогу.

Развив эту тему, отметим, что Мудрецы Израиля могли бы использовать свои силы и способности для приумножения личных благ. И ничто не помешало бы им преуспеть на этом поприще. Но они, зная Истину — посвящают себя Торе и служению Творцу. И Всевышний высоко оценивает их выбор.

 

на основе комментариев рава Авраама Иегошуа Гешеля из Кракова

(автор книги «Ханукат hа-Тора», Польша, 1595-1663 гг.)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Прежде чем править — побудь рабом

 

В ответ на пересказ Йосефа своего сна о снопах, братья сказали ему: «Не царем ли будешь над нами? …И они еще больше возненавидели его» (Берешит, гл. 37, ст. 8).

Что именно братья имели в виду?

Чтобы понять реакцию братьев на сон Йосефа нужно, как очевидно, внимательно, во всех деталях изучить этот сон.

Итак, сноп Йосефа «встал и поднялся» (Берешит, гл. 37, ст. 7) над снопами братьев.

Если сноп встал, значит, до этого он лежал. Снопы же братьев изначально стояли, поскольку о них не сказано, что они встали. Они — «окружили» сноп Йосефа (там же).

Из содержания сна Йосефа следует, что прежде чем возвысится, он должен лечь. То есть для него путь к царскому трону лежит через рабство.

Теперь нам становится понятен вопрос братьев, заданный Йосефу.

«Как же ты будешь царствовать над нами, если уже сейчас пытаешься нами управлять, настраивая против нас отца (Йосеф приносил о них дурные вести отцу — Берешит, гл. 37, ст. 2)? Ведь из твоего же сна видно, что ты сначала должен оказаться в самом низу социальной лестницы».

Впоследствии выяснилось, что братья были правы. Прежде чем достигнуть высот власти в Египте, Йосеф десять лет провел в рабстве.

В реакции братьев содержится еще одна мысль. Чтобы ее понять, проведем аналогию.

У рава Яакова-Ицхака Гурвица из Люблина был талантливый ученик, которого тоже звали Яаков-Ицхак. По уровню постижения Торы и по остроте ума он зачастую превосходил своего учителя. Вместе с тем, тот все равно оставался равом, а этот — учеником.

Братья хотели донести до Йосефа следующий посыл.

Да, безусловно, у тебя проявились некоторые таланты. Но есть вещи, в которых мы еще до тебя начали преуспевать. Мы допускаем, что в областях, в которых мы звезд с неба не хватаем, ты за счет своих незаурядных способностей будешь царствовать. Но неужели ты думаешь, что сможешь, править и там, где мы еще задолго до тебя прекрасно справлялись?

Вот тут они, в общем-то, просчитались.

Йосеф — праведник, основа мира, он будет править везде, за что ни возьмется.

 

на основе комментариев раби Давида бен Шмуэля hа-Леви

(известен и как ТаЗ — по имени, составленного из первых букв названия его главного труда «Турей Заhав», Львов, 17-й век)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Когда ненавидеть, когда — завидовать

 

В нашей недельной главе читаем о том, что Йосеф пересказывает братьям свой сон о кланяющихся снопах, и это не вызывает у них нежных чувств. Наоборот, они, как сказано — «…еще больше возненавидели его» (Берешит, гл. 47, ст. 8).

Почему же они его возненавидели?

Рассказывая свой сон, Йосеф трижды повторил выражение: «и вот» (в оригинале — ве-hине). А это свидетельствует о выражении радости. Вот за чрезмерную радость, братья его, видимо, и возненавидели.

Но ведь радость — это позитивная эмоция. Как же за нее можно ненавидеть?

Дело в том, что братья заметили, что кроме радости, вызванной возвышением и укреплением своего положения, что вполне легитимно, Йосеф проявляет радость и по поводу отсутствия подобных процессов у братьев. А это уже — недостойно и заслуживает осуждения. Одно дело — радоваться собственным достижениям, и совсем другое — чужим неудачам.

Важно понять, что в моменты, когда на человека нисходят величие и богатство, непременно следует благодарить за это Всевышнего. Но нельзя испытывать радость от того, что это случилось только с тобой и больше ни с кем другим.

Следует учитывать, что Всевышний читает в людских сердцах, как в открытой книге. Он отличает радость благодарности, от той, что порождена гордыней.

Отметим только, что мнение братьев о Йосефн могло и не отражать реального положения дел.

Вскоре Йосеф увидел еще один сон. И если после первого братья его возненавидели — после второго они стали ему завидовать. И раз мы уже разобрались с источником ненависти — неплохо было бы выяснить, что побуждает их завидовать.

Вопросы, связанные со сновидениями, рассматриваются в конце трактата Талмуда Берахот. Там (лист 55), в частности, говорится, что в ситуации, если человек, видя хороший сон, испытывает от этого избыточную радость — эта радость может воспрепятствовать тому, что увиденное во сне сбудется.

Судите сами. Человек заслужил награду, и Всевышний действительно собирается его наградить. О чем и сообщает ему во сне. Человек радуется этому. И эта радость засчитывается ему — наградой. Значит, реализовывать сон на практике уже и не обязательно.

После первого сна Йосеф очень радовался, и братья решили, что он видел — не сбудется. Поэтому они ему не завидовали, но только ненавидели.

По поводу второго сна отец высказал неодобрение. Как написано: «И укорил его отец: Что это за сон такой?.. Неужели ты хочешь, чтобы я и твоя мать... поклонились тебе до земли?» (Берешит, гл. 47, ст. 10).

Таким образом, сон о звездах не принес Йосефу радость. Стало быть, он, этот сон, вполне мог стать реальностью. Это у братьев и вызвало зависть.

 

на основе комментариев рава Меира Симхи из Двинска

(автор труда «Мешех Хохма», Латвия, первая половине 20-го века)

и рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 

5. У кого-то во сне — элементы бессмысленного, у кого-то — бессмысленные сны

 

Если на первый сон Йосефа отреагировали только его братья, то по поводу второго сна высказался и отец, Яаков. В Торе об  этом читаем: «И приснился ему еще один сон... И вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне... И укорил его отец: Что это за сон такой?! Неужели ты хочешь, чтобы я и твоя мать... поклонились тебе до земли?» (Берешит, гл. 47, ст. 9-10).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Яаков не случайно выразил крайнее удивление. Ведь Рахель, мать Йосефа, к тому времени уже умерла. И, следовательно — никак не могла поклониться. Но он не знал, что во сне Йосефа в роли его матери, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) была Билга, которая растила его как мать.

Кроме того, в Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что в любом сне присутствуют элементы бессмысленного.

Таким образом, кланяющаяся луна из сна Йосефа — это либо мачеха Билга, либо некий элемент, не несущий смысловой нагрузки.

Но если бессмысленное, хоть в какой-то мере есть в каждом сне — интересно было бы узнать, где оно в первом сне Йосефа, во сне о снопах.

На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа.

Быть может, Тора, полностью передав нам содержание сна Йосефа о звездах, солнце и луне, включая и элементы бессмысленного, и, научив нас тем самым, важному правилу, что бессмысленное присутствует в каждом сне — решила ограничиться этим, и, описывая сон о снопах, передала только то, что несло в себе смысл?

Обратим внимание на то, что сны Йосефа описываются в его пересказе. Это означает, что мы можем предположить, что он решил поделиться только тем, что имеет отношение к действительности.

Впрочем, если очень постараться — можно найти и в первом сне Йосефа «лишние» детали.

Там есть такие слова: «И вот окружают его (сноп Йосефа) ваши снопы, и кланяются они моему снопу» (Берешит, гл. 47, ст. 7).

Сколько снопов поклонилось снопу Йосефа?

Очевидно, что, сколько снопов окружили его, столько и поклонились. А «в окружении» принимали участие снопы всех братьев, числом одиннадцать. Значит, и поклонилось одиннадцать снопов.

Но первый раз в Египет за хлебом ходили только десять братьев (Биньямин остался дома с отцом). Получается, один кланяющийся сноп — лишний.

Вот вам и лишний элемент, не имеющий отношения к реальности.

Если же рассматривать этот сон не буквально, не в плоскости поклонов, если увидеть в снопах намек на материальные потребности человека, достаток — поклоны снопов будут отражать зависимость материального благосостояния братьев от Йосефа.

Тогда и Биньямина можно будет включить в эту систему. Он хоть физически и не кланялся, но его достаток зависел от Йосефа точно так же, как и достаток остальных братьев. С этой точки зрения, одиннадцатый сноп — не лишний...

 

на основе комментариев рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени; Израиль)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Откашеровать вилки и ложки


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля