ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Худая слава отцу — худая слава на отца

Как мы узнаем из содержания нашей недельной главы, у Йосефа с братьями были напряженные отношения. И в тексте читаем: «И приносил Йосеф о них худую славу их отцу» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Йосеф обвинял своих братьев в том, что они пренебрегают шехитой (единственный, разрешенный Торой способ убоя скота и птицы).

Но разве такое могло происходить в доме Яакова? Яаков сам скрупулезно соблюдал все запреты и повеления Торы и своих детей приучил к этому с малых лет. Братья Йосефа впитали в себя отцовскую любовь к Торе, и неукоснительно следовали ее законам.

Тогда откуда взялась «худая слава»? Йосеф не мог это придумать.

У Яакова хранилась составленная еще самим Авраамом книга Сефер Йецира. В ней были собраны основы глубинных знаний внутренней Торы. Изучая ее, братья научились создавать различные предметы и даже животных. Как-то они, таким образом, создали теленка. Этого теленка, не рожденного матерью, но — созданного с помощью знаний, полученных из Сефер Йецира, лишь номинально можно было причислить к животным. Поэтому, перед тем как есть его мясо, делать шехиту — вовсе не обязательно. К этому теленку также не относился и запрет на то, чтобы есть от живого. Необычный теленок не чувствовал боли, поэтому на него не распространялся закон, запрещающий причинять страдания животным.

Однако Йосеф считал, что, поскольку теленок выглядит точь в точь, как обычный, то и шехитой пренебрегать не следует. Ведь если кто-то, наблюдая за действиями братьев со стороны, увидит, что они едят мясо теленка, которому предварительно не сделали шехиту, но отрезали кусок мяса от живого — он решит, что и всем телятам вообще необязательно делать шехиту, да и прочие запреты в отношении них можно не соблюдать. 

Когда некое действие по букве закона — может быть разрешено, но есть опасение, что оно будет истолковано сторонним наблюдателем, как нарушение запрета — от этого действия следует воздержаться. На языке Торы этот принцип носит название — марит аин

Йосеф считал, что его братья систематически нарушают правило марит аин. Это и было «худой славой», которую он «приносил отцу». 

А что же отец?

Яаков, как известно, был женат на двух сестрах. Написано в Торе: «И жены к сестре ее не бери соперничать» (Ваикра, гл. 18, ст. 18). Однако жены Яакова, Рахель и Лея, были сестрами только по отцу. Родились они у разных матерей. А женщины, прошедшие гиюр и являющиеся сестрами по отцу, но не по матери, согласно букве закона, могут выйти замуж за одного и того же мужчину (при условии, что разрешено многоженство). При этом в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 269, п. 63) сказано, что это запрещено, исходя из принципа марит аин.

Таким образом, Йосеф, «принося худую славу» о братьях, делал тем самым худо не только им, но и их отцу. Сообщая о том, что братья нарушают принцип марит аин, он напоминал Яакову, что и у того были с этим проблемы. Худая слава отцу оборачивалась худой славой отца.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Молчание матери

 

В нашей недельной главе мы читаем о том, что Йосеф рассказывает братьям свой сон. И в тексте с описанием сна есть такая фраза: «И вот мы вяжем снопы среди поля» (Берешит, гл. 37, ст. 7).

Как мы уже знаем, сны Йосеф видит — пророческие. Каждый образ, каждое слово содержат в себе предсказания.

Раби Аха (Учитель Талмуда, 4-й век, Вавилон) обращает внимание на то, что у слов «вязать снопы» и «скрывать», «утаивать» (разумеется, на иврите) — похожее звучание.

В Мидраше говорится, что в этом сне Йосеф иносказательно сообщает братьям, что в будущем им придется кое-что утаить от отца. Что они скажут Яакову, что какая-то хищная тварь растерзала Йосефа. На самом же деле он, Йосеф — уцелел. И спасло его — молчание его матери (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 54).

То, что сказано в этом Мидраше о сне Йосефа, безусловно, нуждается в разъяснении.

И в самом деле. Как, например, молчание матери может спасти от когтей и клыков хищного животного?

Впрочем, сначала выясним, о ком здесь идет речь?

«Хищная тварь», — объясняют Учителя, — это жена Потифара. О том, как она попыталась соблазнить Йосефа, говорится в продолжение нашей недельной главы. Забегая немного вперед, скажем, что Йосеф — выстоял. Он не поддался ее женским чарам — вырвался из хищных лап светской львицы. Как в Торе написано — «И отказал он» (Берешит, гл. 39, ст. 8).

Но как удалось Йосефу выстоять в этом испытании?

Сам он говорит об этом так: «Ведь мой господин…» (Берешит, гл. 39, ст. 8).

Как видим, сдерживающим фактором оказался для Йосефа — «господин». Подразумевая своего отца, Яакова.

Йосеф знал — Яаков не прощает разврат.

Вспомним, что произошло с другим сыном Яакова, Реувеном.

В Торе читаем: «И пошёл Реувен и лег с Билой» (Берешит, гл. 35, ст. 22).

За этот дерзкий поступок, Яаков лишил Реувена статуса первенца и передал его Йосефу.

Пример Реувена стал Йосефу — наукой. Ведь умный учится на чужих ошибках. 

Но если бы в свое время Рахель не смолчала и не позволила бы своей сестре Лее выйти замуж за Яакова — Реувена и вовсе на свете не было бы. Стало быть, Йосеф не смог бы учиться на его примере.

Таким образом, молчание матери Йосефа, Рахели, позволило Лее стать женой Яакова и родить Реувена. И случилось то, что случилось. Реувен совершил ошибку, а Йосеф, зная об этом — не совершил свою.  

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Негоже праведнику приносить дурные вести

В нашей недельной главе читаем: «И сказал он ему: Пойди же, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и в порядке ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).

Итак, Яаков отправляет Йосефа проведать братьев. Возникает вопрос: почему Яаков так пространно изъясняется? Ведь все это можно было бы сказать гораздо короче. Например, так: «Пойди, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и со скотом?». А, кроме того, зачем добавлять — «и принеси мне ответ»? И без этого предельно ясно, что Яаков отправляет Йосефа к братьям, чтобы узнать, как у них дела.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 3) рассказывается, как некий человек по имени Йоханан отправился из города в деревню. Цель его путешествия — узнать, в каком состоянии находится урожай зерновых.

Когда он вернулся в город, друзья подступили к нему с вопросом: уродилась ли пшеница?

В тот год урожай пшеницы был весьма скудным. Но Йоханан не хотел становиться глашатаем дурной вести. Поэтому на вопрос о пшенице он ответил:

— Ячмень уродился!

Из этого его ответа друзья поняли, что пшеница не уродилась.

— Иди и сообщи это лошадям и мулам! — с недовольными выражениями лиц сказали они Йоханану.

Известно, что лошади и мулы питаются ячменем. И в Танахе об этом сказано: «И ячмень, и солому для лошадей и для мулов доставляли в назначенное место» (первая книга Мелахим — Царей, гл. 5, ст. 8). 

Но, что именно не пришлось по вкусу в словах Йоханана? Ведь он специально сформулировал ответ так, чтобы дурная весть в нем не прозвучала. 

Однако же он упомянул ячмень, а ячмень, как ни крути — все же уступает пшенице... 

Как тогда ему нужно было ответить?

На вопрос уродилась ли пшеница, Йоханану подобало сказать: в прошлом году был отличный урожай! Из этого стало бы ясно, что сейчас урожай — никудышный. При том, что ничего дурного произнесено не было бы.

Теперь вернемся к Яакову и Йосефу. 

Чтобы Йосефу не пришлось принести дурную весть, Яаков предлагает ему воспользоваться неким условным кодом.

«Принеси мне ответ», — говорит сыну Яаков. Подразумевая, что даже если что-то пойдет не так, Йосеф все равно сможет оповестить об этом отца. И не придется ему сообщать дурную весть. Если возникнет необходимость предупредить о несчастье, которое произошло с братьями, вместо этого, можно сказать: со скотом все в порядке. А если беда коснется скота — можно сказать, что братья целы и невредимы.

Кто-то может удивиться: к чему эти игры в иносказания? Для чего нужна двусмысленность? Не лицемерие ли это?

Ничего похожего. Просто если праведник, изначально настраивает себя на то, чтобы ни при каких обстоятельствах не приносить дурные вести — ему и не придется делать это.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Оправдались ли опасения Йосефа?

 

Написано в Торе: «И сказал он (Яаков) ему (Йосефу): Пойди же, посмотри, мир ли братьям твоим и цел ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).

Возникает вопрос: чем вызвана необходимость этой проверки?

Мы помним, как в начале главы говорится о том, что Йосеф приносил отцу худую славу о братьях (Берешит, гл. 37, ст. 2).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Йосеф обвинял братьев в трех нарушениях.

В том, что дети Леи пренебрежительно относились к сыновьям служанок, называя их рабами.

Он, Йосеф, видел, как они ели от живого, отрезая мясо от неубитого животного.

И, наконец, Йосеф подозревал своих братьев в разврате, в запрещенных связях с посторонними женщинами.

Яаков считает, что такие серьезные обвинения должны быть перепроверены. За этим он и посылает Йосефа.

Из слов Яакова видно, кстати, что он верит в исправление своих детей. 

«Пойди же, посмотри, — говорит он Йосефу, — мир ли братьям твоим». То есть — восстановлен ли мир между братьями, прекратили ли одни унижать других.

«И цел ли скот» — продолжает Яаков, намереваясь проверить, быть может, его сыновья перестали есть от живого.

Свое обращение к Йосефу Яаков завершает словами: «И принеси мне ответ».

Слово «ответ» в нашем переводе — в оригинале представлено словом «давар».

Используя его (слово давар), Учителя доказывают в Талмуде (трактат Кидушин, лист 65), что для бракосочетания необходимо иметь двух свидетелей.

Кроме того, мы встречаем слово «давар» там, где говорится о расторжении брака. Написано» «Если возьмет человек жену и войдет к ней, и не понравится она ему, потому что он нашел в ней какой-либо недостаток (в оригинале недостаток — «эрват давар»), то напишет ей разводное письмо» (Дварим, гл. 24, ст. 1).

Здесь слово «давар» употреблено вместе со словом «эрва», одно из значений которого — «запрещенные связи».

Таким образом, Яаков просит Йосефа проверить, действительно ли его братья вступают в запрещенные связи. 

Следует особо отметить, что Яаков неспроста посылает Йосефа к братьям. Он тем самым преподносит сыну важный урок: прежде, чем обвинять кого-то, нужно все тщательно перепроверить.

И еще. Если между братьями царит мир, то скот непременно будет цел — пойди и убедись в этом сам. То есть Яаков учит сына тому, что материальное благополучие напрямую зависит от братской любви, взаимоуважения и помощи друг другу.

Яаков посылает Йосефа не просто наблюдать, не только выявить прегрешения, но и — чтобы исправить их. Выражение «и принеси» (точнее было бы сказать здесь — «доставь») употребляется и в значении — «и верни», что дает намек на тешуву (раскаяние и исправление).

Яаков посылает Йосефа к братьям, чтобы он помог им совершить тешуву. И Йосеф — выполнит поручение отца. Правда, это займет у него много лет. Потому что прежде ему надо было исправиться самому.

на основе комментариев

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

5. Для кого сказано, тот и услышит

 

И вот, Йосеф приходит братьям. И те встречают его не слишком дружелюбно. Они хватают его, замышляя убийство. Но тут вмешивается Реувен. Об этом в тексте Торы читаем: «И услышал Реувен и спас его от них» (Берешит, гл. 37, ст. 21).

Но что Реувен услышал такого, чего не слышали остальные братья?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 21) рассказывается о раби Йоханене (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и Илфе.

Раби Йоханан и Илфа посвятили себя изучению Торы. И все бы хорошо, только у них не было средств к существованию — не было никакого заработка. Когда они поняли, что дальше так жить нет никакой возможности, то решили отправиться в другие края, чтобы поискать способы заработать себе на пропитание.

Так, повторяя про себя воодушевляющие слова Торы — «не должно быть у тебя нищего» (Дварим, гл. 15, ст. 4)», они отправились в путь.

На исходе дня они остановились на привал в тени старой стены, разложив на камне нехитрую снедь. Вдруг, рядом с ними послышались голоса. Это беседовали двое неизвестно откуда взявшихся малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»).

— Давай обрушим стену на этих, — сказал один из малахим. — Ведь они решили променять вечное (Тору) на преходящее (материальный достаток), ради заработка оставили учебу.

— Смотри, вон тому из них, — отозвался другой малах, — суждено стать великим Учителем и наставником. Ему не пришло еще время умирать. Так что, на этот раз стена, как стояла, так и будет стоять.

— Ты, что-нибудь слышал? — спросил раби Йоханан Илфу.

— Ничего не слышал, — ответил тот.

«Раз я слышал этот диалог, а Илфа - нет, — подумал раби Йоханан, — значит сказанное малахим относится только ко мне».

С этой мыслью раби Йоханан вернулся к изучению Торы и через некоторое время действительно стал великим знатоком Торы, праведником и мудрецом…

Когда братья сговорились убить Йосефа, раздался глас с Небес (бат коль): «Посмотрим, что будет с вашим планом!».

— Вы, слышали, слышали? — бросился к братьям Реувен.

Но те лишь удивленно качали головами.

Тогда понял Реувен, что Голос Небес обращался только к нему. Поэтому и написано: «И услышал Реувен и спас его от них».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, о

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Худая слава отцу — худая слава на отца

Как мы узнаем из содержания нашей недельной главы, у Йосефа с братьями были напряженные отношения. И в тексте читаем: «И приносил Йосеф о них худую славу их отцу» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Йосеф обвинял своих братьев в том, что они пренебрегают шехитой (единственный, разрешенный Торой способ убоя скота и птицы).

Но разве такое могло происходить в доме Яакова? Яаков сам скрупулезно соблюдал все запреты и повеления Торы и своих детей приучил к этому с малых лет. Братья Йосефа впитали в себя отцовскую любовь к Торе, и неукоснительно следовали ее законам.

Тогда откуда взялась «худая слава»? Йосеф не мог это придумать.

У Яакова хранилась составленная еще самим Авраамом книга Сефер Йецира. В ней были собраны основы глубинных знаний внутренней Торы. Изучая ее, братья научились создавать различные предметы и даже животных. Как-то они, таким образом, создали теленка. Этого теленка, не рожденного матерью, но — созданного с помощью знаний, полученных из Сефер Йецира, лишь номинально можно было причислить к животным. Поэтому, перед тем как есть его мясо, делать шехиту — вовсе не обязательно. К этому теленку также не относился и запрет на то, чтобы есть от живого. Необычный теленок не чувствовал боли, поэтому на него не распространялся закон, запрещающий причинять страдания животным.

Однако Йосеф считал, что, поскольку теленок выглядит точь в точь, как обычный, то и шехитой пренебрегать не следует. Ведь если кто-то, наблюдая за действиями братьев со стороны, увидит, что они едят мясо теленка, которому предварительно не сделали шехиту, но отрезали кусок мяса от живого — он решит, что и всем телятам вообще необязательно делать шехиту, да и прочие запреты в отношении них можно не соблюдать. 

Когда некое действие по букве закона — может быть разрешено, но есть опасение, что оно будет истолковано сторонним наблюдателем, как нарушение запрета — от этого действия следует воздержаться. На языке Торы этот принцип носит название — марит аин

Йосеф считал, что его братья систематически нарушают правило марит аин. Это и было «худой славой», которую он «приносил отцу». 

А что же отец?

Яаков, как известно, был женат на двух сестрах. Написано в Торе: «И жены к сестре ее не бери соперничать» (Ваикра, гл. 18, ст. 18). Однако жены Яакова, Рахель и Лея, были сестрами только по отцу. Родились они у разных матерей. А женщины, прошедшие гиюр и являющиеся сестрами по отцу, но не по матери, согласно букве закона, могут выйти замуж за одного и того же мужчину (при условии, что разрешено многоженство). При этом в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 269, п. 63) сказано, что это запрещено, исходя из принципа марит аин.

Таким образом, Йосеф, «принося худую славу» о братьях, делал тем самым худо не только им, но и их отцу. Сообщая о том, что братья нарушают принцип марит аин, он напоминал Яакову, что и у того были с этим проблемы. Худая слава отцу оборачивалась худой славой отца.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Молчание матери

 

В нашей недельной главе мы читаем о том, что Йосеф рассказывает братьям свой сон. И в тексте с описанием сна есть такая фраза: «И вот мы вяжем снопы среди поля» (Берешит, гл. 37, ст. 7).

Как мы уже знаем, сны Йосеф видит — пророческие. Каждый образ, каждое слово содержат в себе предсказания.

Раби Аха (Учитель Талмуда, 4-й век, Вавилон) обращает внимание на то, что у слов «вязать снопы» и «скрывать», «утаивать» (разумеется, на иврите) — похожее звучание.

В Мидраше говорится, что в этом сне Йосеф иносказательно сообщает братьям, что в будущем им придется кое-что утаить от отца. Что они скажут Яакову, что какая-то хищная тварь растерзала Йосефа. На самом же деле он, Йосеф — уцелел. И спасло его — молчание его матери (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 54).

То, что сказано в этом Мидраше о сне Йосефа, безусловно, нуждается в разъяснении.

И в самом деле. Как, например, молчание матери может спасти от когтей и клыков хищного животного?

Впрочем, сначала выясним, о ком здесь идет речь?

«Хищная тварь», — объясняют Учителя, — это жена Потифара. О том, как она попыталась соблазнить Йосефа, говорится в продолжение нашей недельной главы. Забегая немного вперед, скажем, что Йосеф — выстоял. Он не поддался ее женским чарам — вырвался из хищных лап светской львицы. Как в Торе написано — «И отказал он» (Берешит, гл. 39, ст. 8).

Но как удалось Йосефу выстоять в этом испытании?

Сам он говорит об этом так: «Ведь мой господин…» (Берешит, гл. 39, ст. 8).

Как видим, сдерживающим фактором оказался для Йосефа — «господин». Подразумевая своего отца, Яакова.

Йосеф знал — Яаков не прощает разврат.

Вспомним, что произошло с другим сыном Яакова, Реувеном.

В Торе читаем: «И пошёл Реувен и лег с Билой» (Берешит, гл. 35, ст. 22).

За этот дерзкий поступок, Яаков лишил Реувена статуса первенца и передал его Йосефу.

Пример Реувена стал Йосефу — наукой. Ведь умный учится на чужих ошибках. 

Но если бы в свое время Рахель не смолчала и не позволила бы своей сестре Лее выйти замуж за Яакова — Реувена и вовсе на свете не было бы. Стало быть, Йосеф не смог бы учиться на его примере.

Таким образом, молчание матери Йосефа, Рахели, позволило Лее стать женой Яакова и родить Реувена. И случилось то, что случилось. Реувен совершил ошибку, а Йосеф, зная об этом — не совершил свою.  

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Негоже праведнику приносить дурные вести

В нашей недельной главе читаем: «И сказал он ему: Пойди же, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и в порядке ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).

Итак, Яаков отправляет Йосефа проведать братьев. Возникает вопрос: почему Яаков так пространно изъясняется? Ведь все это можно было бы сказать гораздо короче. Например, так: «Пойди, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и со скотом?». А, кроме того, зачем добавлять — «и принеси мне ответ»? И без этого предельно ясно, что Яаков отправляет Йосефа к братьям, чтобы узнать, как у них дела.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 3) рассказывается, как некий человек по имени Йоханан отправился из города в деревню. Цель его путешествия — узнать, в каком состоянии находится урожай зерновых.

Когда он вернулся в город, друзья подступили к нему с вопросом: уродилась ли пшеница?

В тот год урожай пшеницы был весьма скудным. Но Йоханан не хотел становиться глашатаем дурной вести. Поэтому на вопрос о пшенице он ответил:

— Ячмень уродился!

Из этого его ответа друзья поняли, что пшеница не уродилась.

— Иди и сообщи это лошадям и мулам! — с недовольными выражениями лиц сказали они Йоханану.

Известно, что лошади и мулы питаются ячменем. И в Танахе об этом сказано: «И ячмень, и солому для лошадей и для мулов доставляли в назначенное место» (первая книга Мелахим — Царей, гл. 5, ст. 8). 

Но, что именно не пришлось по вкусу в словах Йоханана? Ведь он специально сформулировал ответ так, чтобы дурная весть в нем не прозвучала. 

Однако же он упомянул ячмень, а ячмень, как ни крути — все же уступает пшенице... 

Как тогда ему нужно было ответить?

На вопрос уродилась ли пшеница, Йоханану подобало сказать: в прошлом году был отличный урожай! Из этого стало бы ясно, что сейчас урожай — никудышный. При том, что ничего дурного произнесено не было бы.

Теперь вернемся к Яакову и Йосефу. 

Чтобы Йосефу не пришлось принести дурную весть, Яаков предлагает ему воспользоваться неким условным кодом.

«Принеси мне ответ», — говорит сыну Яаков. Подразумевая, что даже если что-то пойдет не так, Йосеф все равно сможет оповестить об этом отца. И не придется ему сообщать дурную весть. Если возникнет необходимость предупредить о несчастье, которое произошло с братьями, вместо этого, можно сказать: со скотом все в порядке. А если беда коснется скота — можно сказать, что братья целы и невредимы.

Кто-то может удивиться: к чему эти игры в иносказания? Для чего нужна двусмысленность? Не лицемерие ли это?

Ничего похожего. Просто если праведник, изначально настраивает себя на то, чтобы ни при каких обстоятельствах не приносить дурные вести — ему и не придется делать это.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Оправдались ли опасения Йосефа?

 

Написано в Торе: «И сказал он (Яаков) ему (Йосефу): Пойди же, посмотри, мир ли братьям твоим и цел ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).

Возникает вопрос: чем вызвана необходимость этой проверки?

Мы помним, как в начале главы говорится о том, что Йосеф приносил отцу худую славу о братьях (Берешит, гл. 37, ст. 2).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Йосеф обвинял братьев в трех нарушениях.

В том, что дети Леи пренебрежительно относились к сыновьям служанок, называя их рабами.

Он, Йосеф, видел, как они ели от живого, отрезая мясо от неубитого животного.

И, наконец, Йосеф подозревал своих братьев в разврате, в запрещенных связях с посторонними женщинами.

Яаков считает, что такие серьезные обвинения должны быть перепроверены. За этим он и посылает Йосефа.

Из слов Яакова видно, кстати, что он верит в исправление своих детей. 

«Пойди же, посмотри, — говорит он Йосефу, — мир ли братьям твоим». То есть — восстановлен ли мир между братьями, прекратили ли одни унижать других.

«И цел ли скот» — продолжает Яаков, намереваясь проверить, быть может, его сыновья перестали есть от живого.

Свое обращение к Йосефу Яаков завершает словами: «И принеси мне ответ».

Слово «ответ» в нашем переводе — в оригинале представлено словом «давар».

Используя его (слово давар), Учителя доказывают в Талмуде (трактат Кидушин, лист 65), что для бракосочетания необходимо иметь двух свидетелей.

Кроме того, мы встречаем слово «давар» там, где говорится о расторжении брака. Написано» «Если возьмет человек жену и войдет к ней, и не понравится она ему, потому что он нашел в ней какой-либо недостаток (в оригинале недостаток — «эрват давар»), то напишет ей разводное письмо» (Дварим, гл. 24, ст. 1).

Здесь слово «давар» употреблено вместе со словом «эрва», одно из значений которого — «запрещенные связи».

Таким образом, Яаков просит Йосефа проверить, действительно ли его братья вступают в запрещенные связи. 

Следует особо отметить, что Яаков неспроста посылает Йосефа к братьям. Он тем самым преподносит сыну важный урок: прежде, чем обвинять кого-то, нужно все тщательно перепроверить.

И еще. Если между братьями царит мир, то скот непременно будет цел — пойди и убедись в этом сам. То есть Яаков учит сына тому, что материальное благополучие напрямую зависит от братской любви, взаимоуважения и помощи друг другу.

Яаков посылает Йосефа не просто наблюдать, не только выявить прегрешения, но и — чтобы исправить их. Выражение «и принеси» (точнее было бы сказать здесь — «доставь») употребляется и в значении — «и верни», что дает намек на тешуву (раскаяние и исправление).

Яаков посылает Йосефа к братьям, чтобы он помог им совершить тешуву. И Йосеф — выполнит поручение отца. Правда, это займет у него много лет. Потому что прежде ему надо было исправиться самому.

на основе комментариев

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

5. Для кого сказано, тот и услышит

 

И вот, Йосеф приходит братьям. И те встречают его не слишком дружелюбно. Они хватают его, замышляя убийство. Но тут вмешивается Реувен. Об этом в тексте Торы читаем: «И услышал Реувен и спас его от них» (Берешит, гл. 37, ст. 21).

Но что Реувен услышал такого, чего не слышали остальные братья?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 21) рассказывается о раби Йоханене (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и Илфе.

Раби Йоханан и Илфа посвятили себя изучению Торы. И все бы хорошо, только у них не было средств к существованию — не было никакого заработка. Когда они поняли, что дальше так жить нет никакой возможности, то решили отправиться в другие края, чтобы поискать способы заработать себе на пропитание.

Так, повторяя про себя воодушевляющие слова Торы — «не должно быть у тебя нищего» (Дварим, гл. 15, ст. 4)», они отправились в путь.

На исходе дня они остановились на привал в тени старой стены, разложив на камне нехитрую снедь. Вдруг, рядом с ними послышались голоса. Это беседовали двое неизвестно откуда взявшихся малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»).

— Давай обрушим стену на этих, — сказал один из малахим. — Ведь они решили променять вечное (Тору) на преходящее (материальный достаток), ради заработка оставили учебу.

— Смотри, вон тому из них, — отозвался другой малах, — суждено стать великим Учителем и наставником. Ему не пришло еще время умирать. Так что, на этот раз стена, как стояла, так и будет стоять.

— Ты, что-нибудь слышал? — спросил раби Йоханан Илфу.

— Ничего не слышал, — ответил тот.

«Раз я слышал этот диалог, а Илфа - нет, — подумал раби Йоханан, — значит сказанное малахим относится только ко мне».

С этой мыслью раби Йоханан вернулся к изучению Торы и через некоторое время действительно стал великим знатоком Торы, праведником и мудрецом…

Когда братья сговорились убить Йосефа, раздался глас с Небес (бат коль): «Посмотрим, что будет с вашим планом!».

— Вы, слышали, слышали? — бросился к братьям Реувен.

Но те лишь удивленно качали головами.

Тогда понял Реувен, что Голос Небес обращался только к нему. Поэтому и написано: «И услышал Реувен и спас его от них».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

    


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Надо ли поступать по принципу «око за око»?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля