ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

26.11.2024, 25 Heshvan, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Кутонет пасим: кто кого в рубаху одел?

В нашей недельной главе рассказывается об отношениях между Яаковом и Йосефом. И в Торе написано: «А Исраэль (второе имя Яакова) любил Йосефа больше всех своих сыновей, поскольку в старости родил его; и сделал ему нарядную одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 3). 

Мы много раз читали этот отрывок и он, как правило, не вызывал у нас вопросов. Ведь в нем как будто бы все — предельно ясно.

Но если мы внимательнее в смотреться в текст данного фрагмента Торы в оригинале — не все в нем покажется таким уж очевидным. 

Ведь в словах, которые мы перевели — «и сделал ему нарядную рубаху» — на иврите не указывается, кто кому сделал эту нарядную одежду.

В первой части отрывка говорится о любви Яакова к Йосефу. Значит, можно предположить, что нарядная рубаха — акт выражения этой отцовской любви. Но перед словами о рубахе в тексте Торы стоит особый знак — этнахта (знак паузы), что дает намек на то, что здесь начинается новая тема. И рассматривая фразу под иным углом зрения, мы можем предположить, что Исраэль (Яакоы) любил Йосефа еще и за то, что именно он, Йосеф, сделал отцу нарядную одежду.

Косвенным подтверждением этой догадки могут служить слова из Танаха, конкретнее из Афтары (отрывок из книги Пророков, который читают в субботу после чтения недельной главы). Эту Афтару принято читать в шаббат Хануки. И в ней сказано: «А Иегошуа был одет в грязные, испачканные одежды» (книга пророка Захарии, гл. 3, ст. 3).

Речь здесь идет о коэне гадоль (главном служителе Храма) по имени Йегошуа.

Но разве мог коэн гадоль надеть испачканные одежды?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 93) наши Учителя разъясняют, что в данном случае «грязные одежды» — иносказание, метафора. Пророк Захария дает здесь намек на сыновей Йегошуа, которые взяли себе неподобающих жен (женщин, которые запрещены коэнам), и тем самым — запятнали одежды своего отца, главного коэна.

Отсюда мы видим, что негативные поступки детей могут как бы «одеть» отцов в «испачканные одежды». Но тогда можно, вероятно, сказать и обратное: праведные дела детей — «нарядные одеяния» для их родителей.

Известно, что Йосеф был праведником. Так что, Яаков, с удовлетворением мог «облачаться в одежды», приготовленные сыном. Потому и любил его больше других сыновей. 

Еще о Йосефе сказано, что он был для Яакова — «сыном старости» (на иврите — бен зекуним). Буквы, составляющие слово «зекуним» одновременно являются начальными буквами названий первых пяти (из шести) разделов Мишны. Из этого Учителя делают вывод, что Яаков обучил Йосефа Мишне. Иначе говоря — «одел его в одежды» Торы.

Впрочем, здесь мы находим одну нестыковку: слово "зекуним" в Торе — состоит из пяти букв. А в Мишны — шесть разделов. 

Дело в том, что Яаков, действительно обучил Йосефа только пяти разделам Мишны. Чтобы изучить раздел Тагарот (о состоянии духовной чистоты и способах духовного очищения) — человек должен приложить немалые личные усилия.

Написано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 104): «Тому, кто пришел очиститься — помогают». То есть — ты можешь рассчитывать на помощь в этом, только если сам пришел, чтобы очиститься, если это было — твоим решением, ты приложил к этому усилия...

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

2. Ненависть и пророчество

 

Из текста Торы мы узнаем, что у Йосефа сложились непростые отношения с братьями. Одной из причин тому были его сны. В них, по словам Йосефа, то снопы братьев кланялись его снопу (Берешит, гл. 37, ст. 7), то солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились уже самому Йосефу (там же, ст. 9).

Йосеф верил в пророческую сущность своих снов. Братья же считали, что Йосеф одержим жаждой власти, за что и возненавидели его. В течение всего дня, как думали братья, она не дает ему покоя, все его мечты и помыслы только об этом. Поэтому не удивительно, что ночью он видит соответствующие сны. 

Далее в Торе рассказывается, что братья пасли скот Яакова, а Йосефа отец отправил узнать, все ли у них в порядке.

И вот Йосеф идет на поиски братьев, но в пути его самого находит в поле некий незнакомец (Берешит, гл. 37, ст.15).

Это был малах (в условном переводе — «ангел») Гавриэль, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Очевидно, что Гавриэль сопровождал Йосефа до тех пор, пока тот не увидел стоянку братьев. Братья же заметили Йосефа издалека (Берешит, гл. 37, ст. 18). 

И в Торе написано: «И сказали они (братья) друг другу: вот сновидец тот пришел!» (Берешит, гл. 37, ст. 19).

В оригинале «сновидец» — бааль hа-халомот. Это ивритское выражение на русский язык можно перевести и иначе — «хозяин, властелин сновидений».

Малах Гавриэль, среди прочих его функций, считается, если так можно выразиться — «ответственным за сны». Так что, определение «бааль hа-халомот», скорее, должно было относится не к Йосефу, но — к нему, к малаху Гавриэлю. Но братья видели только Йосефа, не заметив малаха. Ненависть — ослепляет. 

Тут следует отметить, что Йосеф любил своих братьев. Ведь сны пересказывают только самым близким людям. Более того, он облекал свои сны в иносказательную форму, излагал их в виде притч и загадок — именно из уважения к родителям и из любви к братьям. Ведь Всевышнему не было никакой необходимости маскировать Истину. И Он посылал Йосефу пророчества без всяких метафор, вроде «снопов» и «звезд».

О втором сне Йосефа в нашей недельной главе сказано: «И приснился ему еще другой сон» (Берешит, гл. 37, ст. 9).

«Другой» — значит, отличающийся по смыслу от первого. И действительно, второй сон мог быть истолкован двояко. 

В Мидраше Раба (на книгу Берешит, гл. 84, ст. 11) говорится, что одно из имен Яакова — «Шемеш» (что в переводе означает — «солнце»). И Учителя разъясняют, что второй сон относился не к Йосефу, но — к его потомку Иегошуа бин-Нуну (преемник Моше Рабейну, возглавивший еврейский народ после кончины Моше), ради которого Всевышний остановил солнце и луну. Как написано об этом в Танахе: «И остановилось солнце, и луна стояла, покуда мстил народ врагам своим» (книга Иегошуа, гл. 10, ст. 12).

Но братья, ослепленные ненавистью, не уловили разницу между двумя снами Йосефа. Они не поняли, что второй сон — «другой», и считали его продолжением и развитием первого. От чего их ненависть лишь возросла. А ненависть не только лишает человека пророческого видения, но и вообще — мешает адекватно оценивать ситуацию, что и показали дальнейшие события…

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.),

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Элиэзера-Хаима Дойча

(Румыния, конец 19-го, начало 20-го века)

 

3. Реувен и Ханука: есть ли связь?

Братья хотели убить Йосефа, но Реувен решил его спасти. В Торе об этом читаем: «И услышал Реувен и высвободил его из их руки, и сказал он: Не нанесем ему удара смертельного! И сказал им Реувен: Не пролейте крови! Бросьте его в эту яму, которая в пустыне, но руки не наложите на него! — чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» (Берешит, гл. 37, ст. 21-22). 

Заключительные слова этого фрагмента — «чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» — свидетельствуют о намерениях Реувена.

Это сама Шехина (Присутствие Всевышнего), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) раскрывает нам замысел Реувена. Чтобы мы знали, что Реувен руководствовался единственной целью — спасти Йосефа.

Но для чего потребовалось упоминать Шехину? Ведь далее в Торе говорится: «И вернулся Реувен к яме, и вот нет Йосефа в яме. И разорвал он одежды свои" (Берешит, гл. 37, гл.29). И это снимает даже малейшие сомнения.

Тем не менее, подчеркивается в Талмуде (трактат Шаббат, лист 22), что в случае если бы слова «чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» в тексте Торы отсутствовали, у кого-то все же могло зародиться сомнение по поводу намерений Реувена. Ведь, хоть он формально и выступает против убийства Йосефа, но все же — предлагает бросить его в яму со змеями и скорпионами. Чем руководствовался Реувен, что он задумал?

Реувен — первенец Леи, Йосеф — Рахели. Быть может, столь изощренным способом Реувен попытался устранить конкурента в борьбе за лидерство? 

Все эти подозрения развеются, когда мы прочтем, что, узнав о продаже Йосефа, Реувен разорвал на себе одежды. Но Всевышний не желает, чтобы хоть кто-то, даже на несколько секунд усомнился в чистоте помыслов Реувена. 

В Мидраше Учителя цитируют фрагмент из книги Танаха Шир а-Ширим («Песнь Песней», гл. 7, ст. 14): «Мандрагоры издали запах, и у входов наших — всякие плоды изысканные».

«Мандрагоры издали запах» — это сказано о Реувене, — объясняют Учителя. — В час, когда Реувен спас Йосефа. Далее в словах «И у входов наших — всякие плоды изысканные», подразумеваются ханукальные свечи. 

Но какая связь между спасением Йосефа и свечами Хануки?

Среди ханукальных законов, есть и такой: если дом имеет два входа, то свечи нужно зажечь у каждого из них. Ведь если зажгут только возле одного входа, кто-то, проходя мимо другого и не видя первого, решит, что в этом доме не исполняют заповедей — не зажигают ханукальные свечи. Чтобы подобные мысли не возникали, свечи зажигают возле всех входов в дом. 

На это намекает и процитированный фрагмент из Шир а-Ширим. Ведь не случайно в нем говорится о «плодах изысканных у входов» (во множественном числе). Чтобы научить нас, что свечи нужно зажигать у всех входов в дом.

В рассматриваемом фрагменте из Шир а-Ширим можно разглядеть и еще один намек на связь между Реувеном и Йосефом. 

Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) замечает, что плоды мандрагоры (на иврите — дудаим) — отличное средство против женского бесплодия (Тора Шлема, гл. 30, п. 43).

Реувен нашел в поле мандрагоры и принес их своей матери, Лее (Берешит, гл. 30, ст. 14). А та передала их Рахели, которая до тех пор не рожала. Благодаря этим мандрагорам, и родился Йосеф. 

на основе комментариев рава Элиягу Шмаэ

(глава раввинского суда города Халеб — на территории современной Сирии; умер в 1814 году)

и рава Йосефа Энтеби

(автор книги «Вайицбор Йосеф», Израиль, 20-й век)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Кутонет пасим: кто кого в рубаху одел?

В нашей недельной главе рассказывается об отношениях между Яаковом и Йосефом. И в Торе написано: «А Исраэль (второе имя Яакова) любил Йосефа больше всех своих сыновей, поскольку в старости родил его; и сделал ему нарядную одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 3). 

Мы много раз читали этот отрывок и он, как правило, не вызывал у нас вопросов. Ведь в нем как будто бы все — предельно ясно.

Но если мы внимательнее в смотреться в текст данного фрагмента Торы в оригинале — не все в нем покажется таким уж очевидным. 

Ведь в словах, которые мы перевели — «и сделал ему нарядную рубаху» — на иврите не указывается, кто кому сделал эту нарядную одежду.

В первой части отрывка говорится о любви Яакова к Йосефу. Значит, можно предположить, что нарядная рубаха — акт выражения этой отцовской любви. Но перед словами о рубахе в тексте Торы стоит особый знак — этнахта (знак паузы), что дает намек на то, что здесь начинается новая тема. И рассматривая фразу под иным углом зрения, мы можем предположить, что Исраэль (Яакоы) любил Йосефа еще и за то, что именно он, Йосеф, сделал отцу нарядную одежду.

Косвенным подтверждением этой догадки могут служить слова из Танаха, конкретнее из Афтары (отрывок из книги Пророков, который читают в субботу после чтения недельной главы). Эту Афтару принято читать в шаббат Хануки. И в ней сказано: «А Иегошуа был одет в грязные, испачканные одежды» (книга пророка Захарии, гл. 3, ст. 3).

Речь здесь идет о коэне гадоль (главном служителе Храма) по имени Йегошуа.

Но разве мог коэн гадоль надеть испачканные одежды?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 93) наши Учителя разъясняют, что в данном случае «грязные одежды» — иносказание, метафора. Пророк Захария дает здесь намек на сыновей Йегошуа, которые взяли себе неподобающих жен (женщин, которые запрещены коэнам), и тем самым — запятнали одежды своего отца, главного коэна.

Отсюда мы видим, что негативные поступки детей могут как бы «одеть» отцов в «испачканные одежды». Но тогда можно, вероятно, сказать и обратное: праведные дела детей — «нарядные одеяния» для их родителей.

Известно, что Йосеф был праведником. Так что, Яаков, с удовлетворением мог «облачаться в одежды», приготовленные сыном. Потому и любил его больше других сыновей. 

Еще о Йосефе сказано, что он был для Яакова — «сыном старости» (на иврите — бен зекуним). Буквы, составляющие слово «зекуним» одновременно являются начальными буквами названий первых пяти (из шести) разделов Мишны. Из этого Учителя делают вывод, что Яаков обучил Йосефа Мишне. Иначе говоря — «одел его в одежды» Торы.

Впрочем, здесь мы находим одну нестыковку: слово "зекуним" в Торе — состоит из пяти букв. А в Мишны — шесть разделов. 

Дело в том, что Яаков, действительно обучил Йосефа только пяти разделам Мишны. Чтобы изучить раздел Тагарот (о состоянии духовной чистоты и способах духовного очищения) — человек должен приложить немалые личные усилия.

Написано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 104): «Тому, кто пришел очиститься — помогают». То есть — ты можешь рассчитывать на помощь в этом, только если сам пришел, чтобы очиститься, если это было — твоим решением, ты приложил к этому усилия...

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

2. Ненависть и пророчество

 

Из текста Торы мы узнаем, что у Йосефа сложились непростые отношения с братьями. Одной из причин тому были его сны. В них, по словам Йосефа, то снопы братьев кланялись его снопу (Берешит, гл. 37, ст. 7), то солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились уже самому Йосефу (там же, ст. 9).

Йосеф верил в пророческую сущность своих снов. Братья же считали, что Йосеф одержим жаждой власти, за что и возненавидели его. В течение всего дня, как думали братья, она не дает ему покоя, все его мечты и помыслы только об этом. Поэтому не удивительно, что ночью он видит соответствующие сны. 

Далее в Торе рассказывается, что братья пасли скот Яакова, а Йосефа отец отправил узнать, все ли у них в порядке.

И вот Йосеф идет на поиски братьев, но в пути его самого находит в поле некий незнакомец (Берешит, гл. 37, ст.15).

Это был малах (в условном переводе — «ангел») Гавриэль, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Очевидно, что Гавриэль сопровождал Йосефа до тех пор, пока тот не увидел стоянку братьев. Братья же заметили Йосефа издалека (Берешит, гл. 37, ст. 18). 

И в Торе написано: «И сказали они (братья) друг другу: вот сновидец тот пришел!» (Берешит, гл. 37, ст. 19).

В оригинале «сновидец» — бааль hа-халомот. Это ивритское выражение на русский язык можно перевести и иначе — «хозяин, властелин сновидений».

Малах Гавриэль, среди прочих его функций, считается, если так можно выразиться — «ответственным за сны». Так что, определение «бааль hа-халомот», скорее, должно было относится не к Йосефу, но — к нему, к малаху Гавриэлю. Но братья видели только Йосефа, не заметив малаха. Ненависть — ослепляет. 

Тут следует отметить, что Йосеф любил своих братьев. Ведь сны пересказывают только самым близким людям. Более того, он облекал свои сны в иносказательную форму, излагал их в виде притч и загадок — именно из уважения к родителям и из любви к братьям. Ведь Всевышнему не было никакой необходимости маскировать Истину. И Он посылал Йосефу пророчества без всяких метафор, вроде «снопов» и «звезд».

О втором сне Йосефа в нашей недельной главе сказано: «И приснился ему еще другой сон» (Берешит, гл. 37, ст. 9).

«Другой» — значит, отличающийся по смыслу от первого. И действительно, второй сон мог быть истолкован двояко. 

В Мидраше Раба (на книгу Берешит, гл. 84, ст. 11) говорится, что одно из имен Яакова — «Шемеш» (что в переводе означает — «солнце»). И Учителя разъясняют, что второй сон относился не к Йосефу, но — к его потомку Иегошуа бин-Нуну (преемник Моше Рабейну, возглавивший еврейский народ после кончины Моше), ради которого Всевышний остановил солнце и луну. Как написано об этом в Танахе: «И остановилось солнце, и луна стояла, покуда мстил народ врагам своим» (книга Иегошуа, гл. 10, ст. 12).

Но братья, ослепленные ненавистью, не уловили разницу между двумя снами Йосефа. Они не поняли, что второй сон — «другой», и считали его продолжением и развитием первого. От чего их ненависть лишь возросла. А ненависть не только лишает человека пророческого видения, но и вообще — мешает адекватно оценивать ситуацию, что и показали дальнейшие события…

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.),

раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Элиэзера-Хаима Дойча

(Румыния, конец 19-го, начало 20-го века)

 

3. Реувен и Ханука: есть ли связь?

Братья хотели убить Йосефа, но Реувен решил его спасти. В Торе об этом читаем: «И услышал Реувен и высвободил его из их руки, и сказал он: Не нанесем ему удара смертельного! И сказал им Реувен: Не пролейте крови! Бросьте его в эту яму, которая в пустыне, но руки не наложите на него! — чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» (Берешит, гл. 37, ст. 21-22). 

Заключительные слова этого фрагмента — «чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» — свидетельствуют о намерениях Реувена.

Это сама Шехина (Присутствие Всевышнего), — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) раскрывает нам замысел Реувена. Чтобы мы знали, что Реувен руководствовался единственной целью — спасти Йосефа.

Но для чего потребовалось упоминать Шехину? Ведь далее в Торе говорится: «И вернулся Реувен к яме, и вот нет Йосефа в яме. И разорвал он одежды свои" (Берешит, гл. 37, гл.29). И это снимает даже малейшие сомнения.

Тем не менее, подчеркивается в Талмуде (трактат Шаббат, лист 22), что в случае если бы слова «чтобы освободить его из их руки, и возвратить к отцу» в тексте Торы отсутствовали, у кого-то все же могло зародиться сомнение по поводу намерений Реувена. Ведь, хоть он формально и выступает против убийства Йосефа, но все же — предлагает бросить его в яму со змеями и скорпионами. Чем руководствовался Реувен, что он задумал?

Реувен — первенец Леи, Йосеф — Рахели. Быть может, столь изощренным способом Реувен попытался устранить конкурента в борьбе за лидерство? 

Все эти подозрения развеются, когда мы прочтем, что, узнав о продаже Йосефа, Реувен разорвал на себе одежды. Но Всевышний не желает, чтобы хоть кто-то, даже на несколько секунд усомнился в чистоте помыслов Реувена. 

В Мидраше Учителя цитируют фрагмент из книги Танаха Шир а-Ширим («Песнь Песней», гл. 7, ст. 14): «Мандрагоры издали запах, и у входов наших — всякие плоды изысканные».

«Мандрагоры издали запах» — это сказано о Реувене, — объясняют Учителя. — В час, когда Реувен спас Йосефа. Далее в словах «И у входов наших — всякие плоды изысканные», подразумеваются ханукальные свечи. 

Но какая связь между спасением Йосефа и свечами Хануки?

Среди ханукальных законов, есть и такой: если дом имеет два входа, то свечи нужно зажечь у каждого из них. Ведь если зажгут только возле одного входа, кто-то, проходя мимо другого и не видя первого, решит, что в этом доме не исполняют заповедей — не зажигают ханукальные свечи. Чтобы подобные мысли не возникали, свечи зажигают возле всех входов в дом. 

На это намекает и процитированный фрагмент из Шир а-Ширим. Ведь не случайно в нем говорится о «плодах изысканных у входов» (во множественном числе). Чтобы научить нас, что свечи нужно зажигать у всех входов в дом.

В рассматриваемом фрагменте из Шир а-Ширим можно разглядеть и еще один намек на связь между Реувеном и Йосефом. 

Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) замечает, что плоды мандрагоры (на иврите — дудаим) — отличное средство против женского бесплодия (Тора Шлема, гл. 30, п. 43).

Реувен нашел в поле мандрагоры и принес их своей матери, Лее (Берешит, гл. 30, ст. 14). А та передала их Рахели, которая до тех пор не рожала. Благодаря этим мандрагорам, и родился Йосеф. 

на основе комментариев рава Элиягу Шмаэ

(глава раввинского суда города Халеб — на территории современной Сирии; умер в 1814 году)

и рава Йосефа Энтеби

(автор книги «Вайицбор Йосеф», Израиль, 20-й век)

 

 

4. Йосеф — пример еврейского лидера

 

Когда Йосефа в Египте по ложному обвинению бросили в тюрьму — на него обратил внимание начальник тюрьмы. Йосеф сумел завоевать его расположение. Как сказано: «И передал начальник тюрьмы в руки Йосефа всех заключенных; и все, что делали они, делал и он» (Берешит, гл. 39, ст. 22). 

Есть такая пословица: раб не мечтает о свободе — он мечтает о собственных рабах. И нет ничего хуже, чем попасть в подчинение к рабу, выбившемуся в начальники. У такого пощады не жди, семь шкур спустит.  

Но Йосеф был другим человеком. Даже став руководителем — он, вместе со всеми заключенными продолжал участвовать в производственном процессе. 

Когда Моше просит Всевышнего поставить над общиной нового лидера, он уточняет, что им должен стать тот, кто «выйдет перед ними и войдет перед ними, и кто выведет их и приведет их» (Бамидбар, гл. 27, ст. 17). То есть в понимании Моше, настоящий еврейский лидер должен не только направлять народ, но — вести его, идя во главе. 

Отсюда берет свое начало традиция еврейской армии — командир ведет за собой солдат в бой. Он не отсиживается в укрытии, но поднимает их в атаку командой: «За мной!». Поэтому процент раненных среди израильских командиров выше, чем в армиях наших противников..

Если лидер намерен ввести какое-то новшество, он должен показать личный пример. Об этом знал Паро (фараон). Возлагая на евреев тяжелую строительную работу — в первый день он сам вышел делать кирпичи. 

Опыт показывает, производительность труда — значимо выше, если начальник трудится вместе со своими подчиненными. По сравнению с ситуацией, когда члены трудового коллектива не видят своего босса за работой. 

Истинный лидер не оторван от общества и от его проблем. Он впрягается в общую лямку и тянет общественную «повозку» вместе со всем народом.

Йосеф не был равнодушен к своим братьям и поэтому стал над ними царем. Он рассказывал отцу об их поступках, которые казались ему недостойными, потому что его беспокоил их духовный уровень. И за свои ошибки он заплатил высокую цену.

Йосеф подозревал, что братья едят от живого (что строжайше запрещено). И вот они по всем правилам шехиты (когда животное режут обусловленным Торой, безболезненным способом) зарезали козленка и его кровью окропили одежду Йосефа.

Йосеф незаслуженно обвинял братьев в легкомысленном поведении с женщинами. Поэтому ему выпало испытание с женой Потифара (которая приложила немало усилий, чтобы его соблазнить).

По мнению Йосефа, братья плохо относились к детям Билги и Зилпы, называли их рабами. За это его самого продали в рабство.

Давид и его сын Шломо (в русских текстах — Соломон) стали царями, потому что на этом посту они могли принести больше пользы своим собратьям. То же можно сказать и о Йосефе.

Двое сыновей родились у него до наступления голодных лет. Потому что в голодные времена близость с женой неуместна. В голодные годы, прежде чем продавать хлеб египтянам — Йосеф велел им сделать себе обрезание. Таким образом, он уменьшил их тягу к разврату. И все поступки и указы Йосефа на общественном поприще приносили людям пользу, были им во благо. Поэтому он и стал символом еврейского лидера, который обязан руководствоваться, в первую очередь, не личными интересами, но — потребностями народа. 

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наши дни)

 

 

5. Уберите вашего попугая!

 

Написано в нашей недельной главе: «И клевать будет птица твою плоть…» (Берешит, гл. 40, ст. 19).

…Хозяин зоомагазина разместил возле входа клетку с говорящим попугаем. И тут начались проблемы.

Этот попугай, вместо того, чтобы повторять слова людей, предпочел подражать автомобилям. Ему нравилось воспроизводить рокот моторов мчащихся машин, визг тормозов, грохот столкновений, вой сработавшей сигнализации.

Хозяева соседних магазинов, ресторанов и кафе стали требовать, чтобы владелец зоомагазина убрал своего попугая.

Вчера посетитель, услышав, что сработала сигнализация его машины, — сетовал хозяин соседнего ресторана, — не доев, выскочил на улицу. С машиной ничего не случилось, сигнализацию сымитировал твой попугай. Но посетитель в ресторан уже не вернулся. И, как понятно, за обед не заплатил. А сегодня — опять… По несколько раз в день, посетители, заслышав звук аварии или сработавшей сигнализации, выбегают из ресторана, и многие потом не возвращаются. От твоего попугая — одни убытки!..

— Из-за твоего попугая все мы теряем клиентов, — наседали на владельца зоомагазина хозяева соседних бизнесов.

— Зато у меня подскочили продажи, и от клиентов отбоя нет, — отвечал им хозяин зоомагазина. — Так что, попугая не уберу, не дождетесь!

Тогда истцы обратились к раввину и спросили его, как еврейский закон расценивает подобные ситуации и что можно сделать, чтобы оградить свои бизнесы от вреда, который наносят им странные «манеры» попугая.

Посмотрев в книгах, написанных Учителями прошлых поколений, раввин обнаружил, например, что Хазон Иш (рав Авраам Иешаягу Карелиц, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) пишет, что в тех случаях, когда поведение человека остается в общепринятых рамках, но кому-то мешает — нельзя требовать, чтобы устранили «помехи». Если, скажем, больного беспокоит шум в соседней квартире — ни сам больной, ни его родственники не вправе требовать, чтобы соседи покинули помещение, в котором они живут. Можно лишь попытаться договориться с ними, чтобы они приняли какие-то меры для уменьшения шума.

Допустим, у соседей — маленький ребенок, который часто громко плачет и кричит. Поскольку для его возраста такое поведение считается естественным — соседи, даже если в их семье кто-то тяжело болеет, и плач ребенка тревожит больного, не имеют права потребовать, чтобы ребенка убрали из соседней квартиры или, по меньшей мере — перевели в какую-то отдаленную комнату.

Но случай, с которым бизнесмены обратились к раввину — совершенно иного свойства. Тут уж никак не скажешь, что такое использование говорящего попугая в мире бизнеса — естественный и общепринятый «метод». Поскольку звуки, которые издает попугай, отпугивают клиентов находящихся поблизости ресторанов, кафе и других магазинов — попугай имеет статус мазика (вредителя). И хозяин зоомагазина обязан мазика — убрать.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

    


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Талмуд — безошибочен?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля