New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе: Книга
Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: « И
поселился
Яаков в стране проживания своего отца, в
стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение главы Вайешев
1. Действие ли намерение: что важнее?
Наша недельная глава начинается словами:
«И поселился Яаков на земле проживания
своего отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В своем комментарии на этот отрывок Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет: «Как только захотел Яаков пожить
спокойно — тотчас постигло его несчастье с
Йосефом, вызванное ссорой Йосефа с братьями».
Какова здесь причинно-следственная связь?
Попытаемся ее восстановить.
Известно, что наш праотец Яаков выделял
Йосефа из всех своих сыновей и именно его
считал своим первенцем.
Какие основания были у него для этого?
Ведь у Яакова до рождения Йосефа уже были
сыновья.
Дело в том, что Яаков изначально хотел
жениться на Рахели, полюбив ее всей душой. И
Лаван, ее отец, обещал Яакову выдать за него
Рахель. Но — не сдержал слово, и сначала
обманным путем женил Яакова на своей дочери
Лее. От нее и родились у него первые дети.
Йосеф же был первым ребенком Рахели. И,
несмотря на то, что Лея к моменту появления
Йосефа на свет уже родила ему сыновей, Яаков,
убежденный, что намерение важнее действия
— женитьба на Лее не входила в его
намерения, он страстно желал взять в жены
Рахель — считал, что его первенец именно
Йосеф.
Итак, Яаков, возвращаясь в родные края,
решил пожить спокойно — осесть на земле
своего отца, полагаясь на данное ему
Ицхаком благословение: «И даст тебе Творец
от росы небесной и от изобилия земного, и
обилие хлеба и вина» (Берешит, гл. 27,
ст. 28).
И в самом деле. Когда благополучие
гарантировано Свыше — можно надеяться, что
тебя ожидает спокойная жизнь.
И снова возникает вопрос: что же все-таки
важнее: намерение или благословение?
Нам известно, что благословение, которое
получил Яаков от отца, Ицхак вначале
планировал дать брату-близнецу Яакова,
Эсаву. Но в конечном итоге, был благословлен
наш праотец Яаков.
Значит действие все же — важнее намерения.
Поэтому, как только Яаков «захотел пожить
спокойно», полагаясь на благословение
Ицхака, его старшие сыновья, братья Йосефа,
руководствуясь соображением, что главное —
это действие, а не намерение, пришли к
заключению, что Йосеф не должен быть
первенцем, и отец незаслуженно выделил его.
Поэтому и сказано: «Как только Яаков решил
пожить спокойно — тотчас постигло его
несчастье с Йосефом».
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
2. Когда следует делать гиюр
В нашей недельной главе говорится о том,
что Яаков поселился на земле проживания
своего отца, на земле Кенаана (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
Но «как только захотел Яаков пожить
спокойно, — отмечает Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) — тотчас же
постигло его несчастье с Йосефом».
Понять о чем здесь идет речь, нам поможет
Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 84).
Известно, что Авраам приближал людей к
Всевышнему, распространяя знания о Нем и о
Его Торе. То есть, выражаясь современным
языком, те, кого он обучал, проходили гиюр
и становились герами. Ведь сказано в
Торе: «И души, которые они (Авраам и Сара) сделали
в Харане...» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Очевидно, что тем же занимался и Яаков. О
нем в Торе читаем: «И сказал Яаков своему
дому и всем, кто с ним: уберите чуждых богов,
которые среди вас» (Берешит, гл. 35, ст.
2).
Но об Ицхаке нигде в Торе напрямую не
написано, что он осуществлял гиюры. На
это есть лишь намек. И содержится он как раз
в рассматриваемом нами фрагменте — «Яаков
поселился в земле проживания своего отца».
Словосочетание «на земле проживания» в
тексте оригинала выражено словами — мигурей
авив, что можно прочесть двояко. В том
числе, и как — «мигиюрей авив». Что
означает, что Яаков, так же, как и его отец,
Ицхак, занимался гиюрами.
В Талмуде (трактат Йевамот, лист 24)
Учителя говорят, что гиюров не будет в
поколениях царей Давида и Шломо. Точно так
же не будет их и в поколении Машиаха. И
объясняют причину
В поколениях Давида и Шломо, — отмечают
они, — евреи пользовались всеобщим
уважением, еврейский народ обладал
могуществом и богатством. То же будет и во
времена Машиаха. Поэтому понятно, что
желание пройти гиюр в эти эпохи, в
большинстве случаев, люди захотят пройти гиюр
не для того, чтобы, испытывая искреннее
желание во всей полноте служить Творцу мира,
получить такую возможность. Но — с целью
приобщения к богатству и могуществу.
Учителя приходят к выводу, что
осуществлять гиюры можно в периоды,
когда у еврейского народа — беды и
несчастья, когда сынов Израиля —
преследуют, изгоняют, уничтожают… Тогда
можно резонно рассчитывать, что стремление
присоединиться к нашему народу будет
чистым и искренним.
На основании сказанного в Талмуде, мы
можем лучше понять, как рассматриваемый
нами отрывок сочетается с комментарием
Раши.
Написано в Торе: «И поселился Яаков…».
Раши комментирует это так: «Хотел пожить
спокойно».
Далее в Торе следуют слова: «…в стране
проживания своего отца». В Мидраше
разъясняется, что речь здесь идет о том, что
Яаков, так же, как его отец, хотел заниматься
гиюрами.
Но в Талмуде Учителя говорят, что не
следует заниматься гиюрами, когда у
евреев — спокойная, налаженная жизнь.
Поэтому, — объясняет Раши, — тут же Яакова
постигло несчастье с Йосефом.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века) .
3. Почему падает праведник
Мы продолжаем рассматривать фрагмент из
нашей недельной главы — «И поселился Яаков
на земле проживания своего отца» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 84) наши Учителя на основании этой фразы
заключают, что Яаков, так же, как и его отец,
Ицхак, был в своем окружении духовным
наставником, обучая людей Торе и служению
Творцу.
О том, что Ицхах занимался такой
деятельностью, мы узнаем опосредованно, в
частности, из слов «так же, как и его отец,
Ицхак».
Возникает закономерный вопрос: почему в
Торе об этом не сказано в более ясных
выражениях?
Ведь об отце Ицхака, Аврааме, прямо
говорится: «…И души, которые они (Авраам и
Сара) сделали в Харане» (Берешит, гл.
12, ст. 5). А из комментариев нам известно, что
здесь подразумеваются люди, которых наш
праотец Авраам, рассказывая о Едином Творце
мира, обучал служению Ему, и, отправляясь с
женой в Кенаан (впоследствии эти земли
будут называться — Эрец Исраэль), взял
их с собой.
Так же — и Яакове. Вспомним фразу Торы: «…уберите
чуждых богов, которые среди вас» (Берешит,
гл. 35, ст. 2).
Почему же о деятельности Ицхака по
приближению людей к Творцу сказано лишь
намеком?
Причина этого, — разъясняют Учителя, — в
особенностях личности Ицхака, по сравнению
с другими нашими праотцами, Авраамом и
Яаковом.
Мы знаем, что главной чертой Авраама была
доброта (на иврите — хесед). Яакова
отличало совершенство, гармония (тиферет).
Основным качеством Ицхака был трепет и
стремление к правосудию (гвура, пахад
Ицхак).
Об Аврааме и Яакове, которые приближали
людей к Творцу добротой и стремлением к
совершенству, гармонии, прямо говорится в
Торе, потому что путь приближения именно
через эти качества — предпочтительнее.
Конечно же, к Всевышнему можно прийти и
ощущая страх перед кем-то или чем-то. Но это
не всегда приводит к положительным
результатам. К примеру, кутим (племя,
присоединившееся к еврейскому народу — см.
на сайте обзор листа 85 трактата Талмуда Сангедрин).
Они прошли гиюр из страха, и
впоследствии многие из них исказили наши
законы.
Доброта и любовь — выше страха и трепета.
И, стало быть — предпочтительнее. Поэтому в
Торе, чтобы подчеркнуть эту разницу, о том,
что Авраам и Яаков приближали людей к
Творцу, написано достаточно ясно. В то время
как о той же деятельности Ицхака — лишь
намеком.
Когда праведник поднимается на высшую
ступень своего духовного роста — никто из
простых людей не в состоянии даже
приблизиться к нему, и уж, тем более —
прилепиться. Поэтому, праведнику, чтобы
иметь общие точки соприкосновения с
народом, иногда следует спуститься из
высоких небесных сфер. Тогда он может стать
духовным наставником в своем окружении.
Когда Яаков решил заняться гиюрами —
он «поселился на земле». Иными словами — «спустился
с небес духовности», чтобы видеть и
понимать материальные заботы людей. Ведь
без «земли» — нет «общего поля» для
взаимодействия.
Но «жизнь на земле» сопряжена и с земными
горестями. Поэтому, — пишет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — как
только Яаков решил спокойно пожить на земле,
постигло его горе, связанное с Йосефом.
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Кому обещан Будущий мир — не должен
искать покоя в этом мире
Сказано в Торе о Яакове: «И поселился
Яаков на земле проживания своего отца, на
земле Кенаана» (Берешит, гл. 37, ст.
1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к этому фрагменту
цитирует слова из Мидраша: «Как только
захотел Яаков пожить спокойно — тотчас
постигло его несчастье с Йосефом».
В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности
сердца»; автор
раби Бахье ибн Пекуда
— Учитель Торы и Талмуда; Испания, 12-й век)
говорится, что тому, кто беспокоится о
Всевышнем, не придется ни о чем
беспокоиться в жизни.
О том же читаем в Танахе — «Наслаждайся
Всевышним, и Он исполнит желания сердца
твоего» (Теилим — «Псалмы царя
Давида», гл. 37, ст. 4).
У всего, что есть в этом мире, — объясняют
Учителя, — духовный источник. Тем из нас,
кто стремится к Творцу, тем, кому обещан
удел в Будущем мире, Всевышний дарует все
необходимое. Чтобы человек излишне не
сосредотачивался на материальных благах.
Если праведник, которому уготован удел в
Грядущем мире, неоправданно
сосредотачивается на заботах земных — он
тем самым наносит ущерб будущему, которое
его ожидает.
Как только Яаков, которому был уготован
удел в Будущем мире, захотел спокойной,
сытой жизни в настоящем, тут же произошло
несчастье с Йосефом.
Яаков понял свою ошибку. Он говорит: «Вот
сойду из-за сына моего скорбящим в могилу» (Берешит,
гл. 37, ст. 35).
Учителя объясняют, что под словом «могила»
Яаков подразумевал — гейhином (место в
духовных мирах, где в душах людей,
попадающих туда после смерти, происходит
исправление поломок, приобретенных в
результате неправильного поведения при
жизни). То есть Яаков осознал, что излишня
забота о материальном — непременно наносит
ущерб духовности.
Рассказывают, что как-то во время
субботней трапезы к раву Йосефу-Дову
Соловейчику пришел встревоженный житель
Бриска и, рассказав, что его жена уже третий
день никак не может родить, и врачи говорят,
что ее жизни угрожает опасность — попросил
раввина дать благословение и помолиться об
удачных родах жены.
Рав Йосеф-Дов спросил неожиданного гостя,
сделал ли он Кидуш.
Тот ответил, что в суматохе и волнениях
еще не успел освятить Субботу.
Тогда рав Соловейчик налил бокал вина и
протянул его посетителю. Когда тот сделал Кидуш,
хозяин дома предложил ему омыть руки и
присоединиться к субботней трапезе. Раввин
сам ухаживал за гостем, пел с ним субботние
песни, обсуждал фрагменты из Торы.
В конце трапезы он спросил, доволен ли
гость. И услышав утвердительный ответ,
отправил его узнать о состоянии жены. Тот
ушел ,но вскоре вернулся. Лицо его лучилось
радостью. Жена родила сына и чувствует себя
хорошо. Ей больше не угрожает опасность.
— Все же объясните мне, — обратился
счастливый еврей к раввину, — почему прежде,
чем совершить чудо, Вы усадили меня за стол?
Разве Кидуш и трапеза не могли
подождать?
— Здесь нет никакого чуда, — ответил рав
Соловейчик. — Написано: «Наслаждайся
Всевышним, и Он исполнит желания сердца
твоего». Я помог тебе насладиться субботой,
и тогда Всевышний исполнил то, что лежало у
тебя на сердце…
на основе комментария рава Цви-Песаха
Франка
(главный ашкеназский раввин
Иерусалима, Литва-Израиль, первая
половина 20-го века)
5. Преодоление трудностей — залог успеха
Итак, мы продолжаем обсуждать фразу в
начале нашей недельной главы — «И
поселился Яаков на земле проживания своего
отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к ней, цитируя Мидраш,
пишет: «Как только захотел Яаков пожить
спокойно — тотчас постигло его несчастье с
Йосефом. Ведь сказал Всевышний: «Разве
недостаточно праведнику уготованного ему
удела в Будущем мире, чтобы он желал жить
спокойно в этом?!».
Но чем было основано это желание Яакова «пожить
спокойно»?
В Кенаане (впоследствии — Эрец
Исраэль) Яаков приобрел поле. Как сказано:
«И купил он поле, где раскинул он свой шатер»
(Берешит, гл. 33, ст. 19).
Этого не удостоились его дед и отец. И хотя
мы знаем, что Авраам приобрел пещеру Махпела,
но это был участок, предназначенный не для
жизни на нем, но — только для захоронений.
Ибн Эзра ( рав
Авраам ибн Эзра — великий комментатор Торы;
Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.)
отмечает, что тот, кто приобрел надел на
Земле Израиля, как будто приобрел удел в
Будущем мире.
Праведники не прекращают свое служение,
даже когда покидают наш мир. «Нет покоя
праведникам ни в нашем мире, — говорится в
Талмуде, — ни в мире Будущем" (трактат Моэд
Катан, лист 26). А в Теилим (Псалмы
царя Давида) написано: «Идут они (праведники)
от жизни к жизни» (гл. 84, ст. 8). То есть от
жизни в этом мире— к жизни в Будущем мире.
В Талмуде рассказывается, что раби Иеhуда
hа-Наси ( редактор
текста Мишны, начало 3-го века)
и после смерти каждый шаббат
приходил домой и делал Кидуш для всей
семьи (трактат Кетубот, лист 102).
Но ведь умерший не обязан соблюдать
заповеди! Да и как мёртвый может выполнить
заповедь таким образом, чтобы это
засчиталось и живым?
Раби Акива Эйгер приводит слова из книги
Иегуды hа-Хасида
(Германия, 12-й век) Сефер хасидим («Книга
праведников»), где написано, что праведники,
в отличие от обычных людей, обязаны
выполнять заповеди и в Будущем мире.
Видимо, Яаков считал, что на Земле Израиля
нужно служить Всевышнему в покое, неспешно
— так, как служат Ему праведники в Будущем
мире.
Рамбам ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного Кодекса еврейских практических
законов Мишнэ Тора; Испания –
Египет, 12 век)
пишет, что окончательное избавление (геула)
наступит, в том числе, и для того, чтобы
Мудрецы и Учителя могли спокойно изучать
Тору. Ведь тогда не будет проблем, связанных
с заработком, с пропитанием. Значит, все
время можно будет посвящать изучению Торы.
Вот что уготовано праведникам в Будущем
мире. А пока, при жизни, путь к успеху —
преодоление испытаний и трудностей, в
которых человек закаляется и раскрывает
заложенный в нем потенциал, шлифует,
оттачивает свой характер.
Один молодой аврех (женатый мужчина,
посвятивший себя изучению Торы), проявил
незаурядные способности в учебе. Его
назначили на высокую и весьма почетную
должность. Но вскоре эта
головокружительная карьера была столь
же стремительно прервана. Молодого авреха
уволили без всяких на то оснований.
И, как водится в таких ситуациях, он пошел
за советом к своему раву. Раввин на
удивление, воспринял весть об увольнении с
радостью.
— Теперь я уверен, что ты выстроишь себя
как личность и достигнешь новых духовных
вершин, — с улыбкой произнес он, — Это
испытание, безусловно, пойдет тебе на
пользу!
— Но ведь, такой-то и такой-то достигли
необычайно высокого уровня и без каких бы
то ни было испытаний? — задал свой вопрос аврех.
— Если бы они прошли через страдания —
достигли бы гораздо большего, — объяснил
раввин.
Также и наш праотец Яаков, как только
захотел пожить в спокойно, тут же получил
испытание…
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе: Книга
Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: « И
поселился
Яаков в стране проживания своего отца, в
стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение главы Вайешев
1. Действие ли намерение: что важнее?
Наша недельная глава начинается словами:
«И поселился Яаков на земле проживания
своего отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В своем комментарии на этот отрывок Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет: «Как только захотел Яаков пожить
спокойно — тотчас постигло его несчастье с
Йосефом, вызванное ссорой Йосефа с братьями».
Какова здесь причинно-следственная связь?
Попытаемся ее восстановить.
Известно, что наш праотец Яаков выделял
Йосефа из всех своих сыновей и именно его
считал своим первенцем.
Какие основания были у него для этого?
Ведь у Яакова до рождения Йосефа уже были
сыновья.
Дело в том, что Яаков изначально хотел
жениться на Рахели, полюбив ее всей душой. И
Лаван, ее отец, обещал Яакову выдать за него
Рахель. Но — не сдержал слово, и сначала
обманным путем женил Яакова на своей дочери
Лее. От нее и родились у него первые дети.
Йосеф же был первым ребенком Рахели. И,
несмотря на то, что Лея к моменту появления
Йосефа на свет уже родила ему сыновей, Яаков,
убежденный, что намерение важнее действия
— женитьба на Лее не входила в его
намерения, он страстно желал взять в жены
Рахель — считал, что его первенец именно
Йосеф.
Итак, Яаков, возвращаясь в родные края,
решил пожить спокойно — осесть на земле
своего отца, полагаясь на данное ему
Ицхаком благословение: «И даст тебе Творец
от росы небесной и от изобилия земного, и
обилие хлеба и вина» (Берешит, гл. 27,
ст. 28).
И в самом деле. Когда благополучие
гарантировано Свыше — можно надеяться, что
тебя ожидает спокойная жизнь.
И снова возникает вопрос: что же все-таки
важнее: намерение или благословение?
Нам известно, что благословение, которое
получил Яаков от отца, Ицхак вначале
планировал дать брату-близнецу Яакова,
Эсаву. Но в конечном итоге, был благословлен
наш праотец Яаков.
Значит действие все же — важнее намерения.
Поэтому, как только Яаков «захотел пожить
спокойно», полагаясь на благословение
Ицхака, его старшие сыновья, братья Йосефа,
руководствуясь соображением, что главное —
это действие, а не намерение, пришли к
заключению, что Йосеф не должен быть
первенцем, и отец незаслуженно выделил его.
Поэтому и сказано: «Как только Яаков решил
пожить спокойно — тотчас постигло его
несчастье с Йосефом».
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
2. Когда следует делать гиюр
В нашей недельной главе говорится о том,
что Яаков поселился на земле проживания
своего отца, на земле Кенаана (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
Но «как только захотел Яаков пожить
спокойно, — отмечает Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) — тотчас же
постигло его несчастье с Йосефом».
Понять о чем здесь идет речь, нам поможет
Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 84).
Известно, что Авраам приближал людей к
Всевышнему, распространяя знания о Нем и о
Его Торе. То есть, выражаясь современным
языком, те, кого он обучал, проходили гиюр
и становились герами. Ведь сказано в
Торе: «И души, которые они (Авраам и Сара) сделали
в Харане...» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Очевидно, что тем же занимался и Яаков. О
нем в Торе читаем: «И сказал Яаков своему
дому и всем, кто с ним: уберите чуждых богов,
которые среди вас» (Берешит, гл. 35, ст.
2).
Но об Ицхаке нигде в Торе напрямую не
написано, что он осуществлял гиюры. На
это есть лишь намек. И содержится он как раз
в рассматриваемом нами фрагменте — «Яаков
поселился в земле проживания своего отца».
Словосочетание «на земле проживания» в
тексте оригинала выражено словами — мигурей
авив, что можно прочесть двояко. В том
числе, и как — «мигиюрей авив». Что
означает, что Яаков, так же, как и его отец,
Ицхак, занимался гиюрами.
В Талмуде (трактат Йевамот, лист 24)
Учителя говорят, что гиюров не будет в
поколениях царей Давида и Шломо. Точно так
же не будет их и в поколении Машиаха. И
объясняют причину
В поколениях Давида и Шломо, — отмечают
они, — евреи пользовались всеобщим
уважением, еврейский народ обладал
могуществом и богатством. То же будет и во
времена Машиаха. Поэтому понятно, что
желание пройти гиюр в эти эпохи, в
большинстве случаев, люди захотят пройти гиюр
не для того, чтобы, испытывая искреннее
желание во всей полноте служить Творцу мира,
получить такую возможность. Но — с целью
приобщения к богатству и могуществу.
Учителя приходят к выводу, что
осуществлять гиюры можно в периоды,
когда у еврейского народа — беды и
несчастья, когда сынов Израиля —
преследуют, изгоняют, уничтожают… Тогда
можно резонно рассчитывать, что стремление
присоединиться к нашему народу будет
чистым и искренним.
На основании сказанного в Талмуде, мы
можем лучше понять, как рассматриваемый
нами отрывок сочетается с комментарием
Раши.
Написано в Торе: «И поселился Яаков…».
Раши комментирует это так: «Хотел пожить
спокойно».
Далее в Торе следуют слова: «…в стране
проживания своего отца». В Мидраше
разъясняется, что речь здесь идет о том, что
Яаков, так же, как его отец, хотел заниматься
гиюрами.
Но в Талмуде Учителя говорят, что не
следует заниматься гиюрами, когда у
евреев — спокойная, налаженная жизнь.
Поэтому, — объясняет Раши, — тут же Яакова
постигло несчастье с Йосефом.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века) .
3. Почему падает праведник
Мы продолжаем рассматривать фрагмент из
нашей недельной главы — «И поселился Яаков
на земле проживания своего отца» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 84) наши Учителя на основании этой фразы
заключают, что Яаков, так же, как и его отец,
Ицхак, был в своем окружении духовным
наставником, обучая людей Торе и служению
Творцу.
О том, что Ицхах занимался такой
деятельностью, мы узнаем опосредованно, в
частности, из слов «так же, как и его отец,
Ицхак».
Возникает закономерный вопрос: почему в
Торе об этом не сказано в более ясных
выражениях?
Ведь об отце Ицхака, Аврааме, прямо
говорится: «…И души, которые они (Авраам и
Сара) сделали в Харане» (Берешит, гл.
12, ст. 5). А из комментариев нам известно, что
здесь подразумеваются люди, которых наш
праотец Авраам, рассказывая о Едином Творце
мира, обучал служению Ему, и, отправляясь с
женой в Кенаан (впоследствии эти земли
будут называться — Эрец Исраэль), взял
их с собой.
Так же — и Яакове. Вспомним фразу Торы: «…уберите
чуждых богов, которые среди вас» (Берешит,
гл. 35, ст. 2).
Почему же о деятельности Ицхака по
приближению людей к Творцу сказано лишь
намеком?
Причина этого, — разъясняют Учителя, — в
особенностях личности Ицхака, по сравнению
с другими нашими праотцами, Авраамом и
Яаковом.
Мы знаем, что главной чертой Авраама была
доброта (на иврите — хесед). Яакова
отличало совершенство, гармония (тиферет).
Основным качеством Ицхака был трепет и
стремление к правосудию (гвура, пахад
Ицхак).
Об Аврааме и Яакове, которые приближали
людей к Творцу добротой и стремлением к
совершенству, гармонии, прямо говорится в
Торе, потому что путь приближения именно
через эти качества — предпочтительнее.
Конечно же, к Всевышнему можно прийти и
ощущая страх перед кем-то или чем-то. Но это
не всегда приводит к положительным
результатам. К примеру, кутим (племя,
присоединившееся к еврейскому народу — см.
на сайте обзор листа 85 трактата Талмуда Сангедрин).
Они прошли гиюр из страха, и
впоследствии многие из них исказили наши
законы.
Доброта и любовь — выше страха и трепета.
И, стало быть — предпочтительнее. Поэтому в
Торе, чтобы подчеркнуть эту разницу, о том,
что Авраам и Яаков приближали людей к
Творцу, написано достаточно ясно. В то время
как о той же деятельности Ицхака — лишь
намеком.
Когда праведник поднимается на высшую
ступень своего духовного роста — никто из
простых людей не в состоянии даже
приблизиться к нему, и уж, тем более —
прилепиться. Поэтому, праведнику, чтобы
иметь общие точки соприкосновения с
народом, иногда следует спуститься из
высоких небесных сфер. Тогда он может стать
духовным наставником в своем окружении.
Когда Яаков решил заняться гиюрами —
он «поселился на земле». Иными словами — «спустился
с небес духовности», чтобы видеть и
понимать материальные заботы людей. Ведь
без «земли» — нет «общего поля» для
взаимодействия.
Но «жизнь на земле» сопряжена и с земными
горестями. Поэтому, — пишет Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — как
только Яаков решил спокойно пожить на земле,
постигло его горе, связанное с Йосефом.
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Кому обещан Будущий мир — не должен
искать покоя в этом мире
Сказано в Торе о Яакове: «И поселился
Яаков на земле проживания своего отца, на
земле Кенаана» (Берешит, гл. 37, ст.
1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к этому фрагменту
цитирует слова из Мидраша: «Как только
захотел Яаков пожить спокойно — тотчас
постигло его несчастье с Йосефом».
В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности
сердца»; автор
раби Бахье ибн Пекуда
— Учитель Торы и Талмуда; Испания, 12-й век)
говорится, что тому, кто беспокоится о
Всевышнем, не придется ни о чем
беспокоиться в жизни.
О том же читаем в Танахе — «Наслаждайся
Всевышним, и Он исполнит желания сердца
твоего» (Теилим — «Псалмы царя
Давида», гл. 37, ст. 4).
У всего, что есть в этом мире, — объясняют
Учителя, — духовный источник. Тем из нас,
кто стремится к Творцу, тем, кому обещан
удел в Будущем мире, Всевышний дарует все
необходимое. Чтобы человек излишне не
сосредотачивался на материальных благах.
Если праведник, которому уготован удел в
Грядущем мире, неоправданно
сосредотачивается на заботах земных — он
тем самым наносит ущерб будущему, которое
его ожидает.
Как только Яаков, которому был уготован
удел в Будущем мире, захотел спокойной,
сытой жизни в настоящем, тут же произошло
несчастье с Йосефом.
Яаков понял свою ошибку. Он говорит: «Вот
сойду из-за сына моего скорбящим в могилу» (Берешит,
гл. 37, ст. 35).
Учителя объясняют, что под словом «могила»
Яаков подразумевал — гейhином (место в
духовных мирах, где в душах людей,
попадающих туда после смерти, происходит
исправление поломок, приобретенных в
результате неправильного поведения при
жизни). То есть Яаков осознал, что излишня
забота о материальном — непременно наносит
ущерб духовности.
Рассказывают, что как-то во время
субботней трапезы к раву Йосефу-Дову
Соловейчику пришел встревоженный житель
Бриска и, рассказав, что его жена уже третий
день никак не может родить, и врачи говорят,
что ее жизни угрожает опасность — попросил
раввина дать благословение и помолиться об
удачных родах жены.
Рав Йосеф-Дов спросил неожиданного гостя,
сделал ли он Кидуш.
Тот ответил, что в суматохе и волнениях
еще не успел освятить Субботу.
Тогда рав Соловейчик налил бокал вина и
протянул его посетителю. Когда тот сделал Кидуш,
хозяин дома предложил ему омыть руки и
присоединиться к субботней трапезе. Раввин
сам ухаживал за гостем, пел с ним субботние
песни, обсуждал фрагменты из Торы.
В конце трапезы он спросил, доволен ли
гость. И услышав утвердительный ответ,
отправил его узнать о состоянии жены. Тот
ушел ,но вскоре вернулся. Лицо его лучилось
радостью. Жена родила сына и чувствует себя
хорошо. Ей больше не угрожает опасность.
— Все же объясните мне, — обратился
счастливый еврей к раввину, — почему прежде,
чем совершить чудо, Вы усадили меня за стол?
Разве Кидуш и трапеза не могли
подождать?
— Здесь нет никакого чуда, — ответил рав
Соловейчик. — Написано: «Наслаждайся
Всевышним, и Он исполнит желания сердца
твоего». Я помог тебе насладиться субботой,
и тогда Всевышний исполнил то, что лежало у
тебя на сердце…
на основе комментария рава Цви-Песаха
Франка
(главный ашкеназский раввин
Иерусалима, Литва-Израиль, первая
половина 20-го века)
5. Преодоление трудностей — залог успеха
Итак, мы продолжаем обсуждать фразу в
начале нашей недельной главы — «И
поселился Яаков на земле проживания своего
отца, на земле Кенаана» (Берешит,
гл. 37, ст. 1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
в своем комментарии к ней, цитируя Мидраш,
пишет: «Как только захотел Яаков пожить
спокойно — тотчас постигло его несчастье с
Йосефом. Ведь сказал Всевышний: «Разве
недостаточно праведнику уготованного ему
удела в Будущем мире, чтобы он желал жить
спокойно в этом?!».
Но чем было основано это желание Яакова «пожить
спокойно»?
В Кенаане (впоследствии — Эрец
Исраэль) Яаков приобрел поле. Как сказано:
«И купил он поле, где раскинул он свой шатер»
(Берешит, гл. 33, ст. 19).
Этого не удостоились его дед и отец. И хотя
мы знаем, что Авраам приобрел пещеру Махпела,
но это был участок, предназначенный не для
жизни на нем, но — только для захоронений.
Ибн Эзра ( рав
Авраам ибн Эзра — великий комментатор Торы;
Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.)
отмечает, что тот, кто приобрел надел на
Земле Израиля, как будто приобрел удел в
Будущем мире.
Праведники не прекращают свое служение,
даже когда покидают наш мир. «Нет покоя
праведникам ни в нашем мире, — говорится в
Талмуде, — ни в мире Будущем" (трактат Моэд
Катан, лист 26). А в Теилим (Псалмы
царя Давида) написано: «Идут они (праведники)
от жизни к жизни» (гл. 84, ст. 8). То есть от
жизни в этом мире— к жизни в Будущем мире.
В Талмуде рассказывается, что раби Иеhуда
hа-Наси ( редактор
текста Мишны, начало 3-го века)
и после смерти каждый шаббат
приходил домой и делал Кидуш для всей
семьи (трактат Кетубот, лист 102).
Но ведь умерший не обязан соблюдать
заповеди! Да и как мёртвый может выполнить
заповедь таким образом, чтобы это
засчиталось и живым?
Раби Акива Эйгер приводит слова из книги
Иегуды hа-Хасида
(Германия, 12-й век) Сефер хасидим («Книга
праведников»), где написано, что праведники,
в отличие от обычных людей, обязаны
выполнять заповеди и в Будущем мире.
Видимо, Яаков считал, что на Земле Израиля
нужно служить Всевышнему в покое, неспешно
— так, как служат Ему праведники в Будущем
мире.
Рамбам ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного Кодекса еврейских практических
законов Мишнэ Тора; Испания –
Египет, 12 век)
пишет, что окончательное избавление (геула)
наступит, в том числе, и для того, чтобы
Мудрецы и Учителя могли спокойно изучать
Тору. Ведь тогда не будет проблем, связанных
с заработком, с пропитанием. Значит, все
время можно будет посвящать изучению Торы.
Вот что уготовано праведникам в Будущем
мире. А пока, при жизни, путь к успеху —
преодоление испытаний и трудностей, в
которых человек закаляется и раскрывает
заложенный в нем потенциал, шлифует,
оттачивает свой характер.
Один молодой аврех (женатый мужчина,
посвятивший себя изучению Торы), проявил
незаурядные способности в учебе. Его
назначили на высокую и весьма почетную
должность. Но вскоре эта
головокружительная карьера была столь
же стремительно прервана. Молодого авреха
уволили без всяких на то оснований.
И, как водится в таких ситуациях, он пошел
за советом к своему раву. Раввин на
удивление, воспринял весть об увольнении с
радостью.
— Теперь я уверен, что ты выстроишь себя
как личность и достигнешь новых духовных
вершин, — с улыбкой произнес он, — Это
испытание, безусловно, пойдет тебе на
пользу!
— Но ведь, такой-то и такой-то достигли
необычайно высокого уровня и без каких бы
то ни было испытаний? — задал свой вопрос аврех.
— Если бы они прошли через страдания —
достигли бы гораздо большего, — объяснил
раввин.
Также и наш праотец Яаков, как только
захотел пожить в спокойно, тут же получил
испытание…
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|