ВАЙЕШЕВ 
"ВАЙЕШЕВ"
ВАЙЕШЕВ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕШЕВ"

18.12.2024, 17 Kislev, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. Как объяснить поступки Йосефа

 

В нашей недельной главе рассказывается о следующем поколении, о детях Яакова. И мы читаем: «Йосефу было семнадцать лет, и он пас скот со своими братьями... и передавал отцу дурные слухи о них» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Йосеф был подростком и вел себя как подросток — следил за волосами и уделял повышенное внимание своей внешности, старался хорошо выглядеть.

Впрочем, семнадцать лет — возраст не мальчика, но мужа, время взрослеть и мужать. Так, причем здесь форма волос и краса ногтей? Пора становится дельным человеком, мужчиной. Или все же одно не противоречит другому — «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?

Возможно, нам не хватает деталей, чтобы ответить на этот вопрос.

Раби Йонатан бен Узиель (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) пишет, что Лея и Рахель были в положении примерно в одно и то же время. Причем, Лея была беременна мальчиком, а Рахель — девочкой. Но Лея добилась своей молитвой, что еще в утробе матерей, пол детей был изменен. И в итоге, Лея родила Дину, а Рахель — Йосефа. Но поскольку, Йосеф должен был изначально родиться девочкой, ему были присущи некоторые женские качества: он следил за своей внешностью и приносил благословение туда, где находился — в дом Яакова, в дом Потифара, во дворец фараона. А еще он сообщал отцу о поведении братьев, в особенности, о поступках, которые считал недостойными их. Мы знаем, что женщинам порой присуще желание давать оценки чужим поступкам.

А вот Дине оказалось свойственна мальчишеская черта — стремление погулять. Особенно — в новых местах.

Мы помним из детства, что в том возрасте, когда девочки помогали мамам по дому, сидели над уроками или мучали скрипку, мальчишки играли во дворе, да еще все время заходили за приятелями, приглашая их на прогулку.

Поэтому написано в прошлой главе: «И вышла Дина, дочь Леи... осмотреться среди дочерей той земли» (Берешит, гл. 34, ст. 1).

Кроме того, о Йосефе нужно сказать, что его уход за волосами и внешностью имеет и иносказательный смысл. Он предъявлял к себе повышенные требования — следил за чистотой и опрятностью не только в физическом смысле, но и в духовном.

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 121) говорится, что Всевышний проверяет праведников «на толщину волоса». Так проверял себя и Йосеф.

Перед утренней молитвой принято читать отрывок из Торы, в котором говорится об умывальнике, стоявшем в Мишкане (Переносном Храме). Этот умывальник был сделан из зеркал. Зеркала раньше принадлежали женщинам, которые, глядясь в них, следили за собой, чтобы радовать своих мужей, изнемогавших под игом рабства.

Женщины следили не только за своим внешним видом, но и за моральным обликом — среди них не было измен. Читая об этом умывальнике, человек должен заглянуть в себя, как в зеркало и проверить, какие качества требуют исправления.

Йосеф постоянно сверял свое поведение с поведением своего отца, с которым был очень близок. И если находил хоть крупицу зла, сразу же «стряхивал» ее.

Йосеф не случайно назван отроком, юношей (в оригинале — наар). Это слово имеет тот же корень, что и «ленаэр» (отряхивать). Йосеф старательно «стряхивал» с себя негативные качества и дурные побуждения, не давая им «прилипнуть». А еще слово «наар» дает намек на «иторерут» (пробуждение).

Йосеф всегда проявлял готовность служить Творцу. Это было его отличительной чертой.

 

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(известен под именем Хидушей hа-Рим — по названию написанной им книги «Хидушей hа-Рим»; основатель движения Гурских хасидов; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

2. Йосеф и братья: разные взгляды на Галаху

 

Уже в начале нашей недельной главы обозначился конфликт между Йосефом и его братьями. Как сказано: «И передавал Йосеф отцу дурные слухи о них» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Если уж передают о ком-то слухи, то, как правило — дурные.

У Яакова была книга Сефер Йецира (подробнее о ней — см. на сайте в ответе «Сефер Йецира — что это за книга и кто автор?», № 2310), которая досталась ему от его деда Авраама.

В ней — шесть глав, что соответствует шести разделам Мишны. Это очень глубокая книга, содержащая самые сокровенные Истины. На протяжении поколений величайшие раввины составили более сотни комментариев, объясняющих различные аспекты, рассматриваемые в ней. Среди авторов комментариев значатся Саадья Гаон, Ари hа-Кадош, Виленский Гаон, Ридбаз и др.

Яаков открыл тайны, зашифрованные в Сефер Йецира, своим старшим детям, но Йосефа он по ней не обучал. Потому что тому было только 17 лет — он был еще слишком юн. Сокровенные знания этой книги не открывают тому, кто не достиг, хотя бы 20-летнего возраста.

Братья, овладев мудростью, содержащейся в Сефер Йецира, научились создавать различные предметы и даже животных. Семья Яакова занималась разведением скота. Благодаря этой книге, старшие дети создавали телят и ели их, потому что не хотели трогать телят из стада своего отца, выпасом которого они занимались.

Телята, созданные чудесным образом, не нуждаются в шехите (специальный, обусловленный законами Торы, безболезненный способ умерщвления скота), их можно умертвить любым способом и есть.

В подтверждение — несколько историй из Талмуда.

Раби Шимон бен Халафта шел в пустынной местности и наткнулся на двух молодых львов. Они угрожающе зарычали, чувствуя добычу. Тогда раби обратился к Всевышнему с молитвой о спасении. И с Неба упали два куска мяса. Они были столь велики, что львы насытились одним, а второй оставили нетронутым. Раби Шимон взял оставшийся кусок и отнес его в йешиву, чтобы узнать мнение Мудрецов о его кашерности. Те ему объяснили, что с Неба не посылают нечистое, и значит, это мясо пригодно в пищу (трактат Санhедрин, лист 59).

Раби Шимон бар Йохай 13 лет жил в пещере, спасаясь от римлян. Произошло чудо и рядом с пещерой забил родник и выросло рожковое дерево — чтобы раби Шимону было чем утолять жажду и питаться. Рожковое дерево, чудесным образом, выросло сразу и тут же начало плодоносить. Но ведь, мы знаем, что первые три года плоды дерева называются орла и запрещены в пищу. Почему же Рашби их ел?

Дело в том, что закон об орла или  о «необрезанных плодах» относится только к плодам деревьев, которые были посажены обычным способом. Как сказано: «И когда вступите вы на землю и посадите всякое дерево плодовое, то необрезанными считайте его плоды. Три года будут для вас необрезанными, не должно их есть» (Ваикра, гл. 19, ст. 23).

Выходит, рожковое дерево у пещеры Рашби, что выросло благодаря чуду, не нуждалось в соблюдении закона об орла.

Так же и телята, созданные чудесным образом, благодаря книге Сефер Йецира — не нуждались в шехите.

Но Йосеф не изучал эту книгу и понятия не имел о чудесном происхождении телят. Поэтому ему казалось, что братья нарушают законы Торы, не делая им шехиту, как положено.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

3. Йосеф — как два свидетеля

 

Написано в нашей недельной главе: «И передавал Йосеф отцу дурные слухи о них» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

Речь идет о братьях Йосефа. Он рассказывал Яакову, что братья нарушают запрет на еду от живого и неуважительно, с презрением относятся к своим младшим братьям, детям Билги и Зильпы.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 113) говорится о разных свойствах характера и действиях людей, которые ненавистны Всевышнему.

Например, к таким качествам относится лицемерие. Когда в глаза говорят одно, а за глаза — совсем другое, или когда говорят не то, что думают. Когда человек внешне выражает сочувствие тому, кто попал в беду, или тому, с кем случилось несчастье, а в сердце радуется и желает дополнительных бед.

К сожалению, лицемерие, лживая лесть и подхалимаж стали бичом нашего времени. Ими пользуются и обычные люди и общественные деятели, политики и журналисты.

Манипулирование и отдельными людьми, и общественным сознанием перестало быть, чем-то из ряда вон выходящим. А вот, честность, прямота и порядочность встречаются все реже и реже. Это вызвано тем, что люди огрубели, стали более заматериализованными. И вся надежда на то, что мы придем к тешуве — возвращению на пути Всевышнего. И возможно, это произойдет не без помощи потомка Йосефа.

Еще пример поступка, который может иметь негативные последствия — когда человек приходит в суд, чтобы в одиночку дать свидетельские показания против кого бы то ни было. Потому что для вынесения вердикта суда, свидетелей должно быть двое.

В Талмуде рассказывается, что Товия совершил ужасные прегрешения, и некто, по имени Зигуд пришел в суд свидетельствовать против него. В этом суде председательствовал рав Папа (Учитель Талмуда 5-го поколения, конец 4-го века), и он присудил телесное наказание... Зигуду.

— Как это понимать?! Нарушал Товия, а бьют Зигуда! — возмутился горе-свидетель. — И это справедливый суд?!

— Тебе не надо было свидетельствовать в одиночку, — ответил рав Папа. — Привел бы еще одного свидетеля, и тогда Товия не мог бы сидеть, а не ты.

А Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) дополнил, что все же бывают случаи, когда единственный свидетель пользуется полным доверием суда, и его свидетельство имеет ту же силу, как если бы свидетельствовали двое.

Рассказы Йосефа отцу о братьях, Тора называет «дурными слухами», потому что они выглядели как одиночное свидетельство, которое не только не имеет силы, но даже может быть наказуемо.

Почему же тогда Яаков их слушал?

Потому что в его глазах, Йосеф был свидетелем, заслуживающим доверия, свидетельство которого приравнивается к свидетельству двоих и принимается судом.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)



 

 

4. Паспортный возраст не всегда соответствует биологическому

 

Одна из тем нашей главы — любовь отца к сыну. И мы читаем: «А Исраэль любил Йосефа больше всех своих сыновей, поскольку тот был ему сыном старости (в оригинале — зикна), и он справил ему нарядную одежду» (Берешит, гл. 37, ст. 3).

Любопытно понять, что означает выражение «сын старости».

Учителя объясняют, что за словом зикна (старость) кроется выражение — зэ кана хахма (этот приобрел мудрость). Таким образом, мудрость — отличительная черта старости.

Выходит, Яаков ценил и выделял Йосефа за ум, за выдающиеся интеллектуальные способности. Конечно же — в сочетании с редкими качествами души.

Йосеф предъявлял высокие моральные требования к себе и к близким. Ему казалось, что братья в недостаточной мере соответствуют этим требованиям. Он жаловался на них отцу, приносил ему о них дурные слухи. И хотя, Яаков, вероятно, умом понимал, что Йосеф неправ, его любовь к нему была столь велика, что абсолютно все перекрывала.

Так что, отец не смог осудить своего любимого сына. Однако Небесный Суд был куда строже и рациональней. И вот, Йосеф брошен в яму и приговорен к продаже в рабство и к бессрочному изгнанию в Египет.

Известно, что еврейские суды рассматривают дела людей, начиная с 13-летнего возраста (в нашей традиции это — возраст совершеннолетия, возраст, начиная с которого юноша должен выполнять заповеди Торы). А с Небес возлагают ответственность на виновных, лишь по достижении 20-ти лет. Младше этого возраста Небесный Суд дела — не рассматривает.

Йосефу было 17 лет. Так по какому праву Свыше была организована цепочка событий, которая в итоге привела его в Египет?

Мудрость Йосефа сделала его «сыном старости».

Умный человек воспринимается всеми старше своего паспортного возраста. Вот в Небесном Суде и решили, что в 17 лет Йосеф уже способен в полной мере отвечать за свои ошибки, как будто бы ему 20. По уровню его интеллектуального развития именно так все и было.

Далее в нашей главе рассказывается история Йегуды.

Его старшие сыновья Эр и Онан, один за другим женились на Тамар. И каждый из них гневил Всевышнего, так что Тот забирал их души.

Но ведь, Эр и Онан были очень молоды, им еще не исполнилось 20-ти. Но сообразительны они были далеко не по годам, и вполне могли нести ответственность за свои проступки, не хуже 20-летних.

В Мидраше говорится, что Яаков обучил Йосефа пяти разделам Мишны из шести. Намек на это содержится в слове «зкеним» (старейшины, старцы). Ибо оно — аббревиатура, составленная из первых букв названий этих пяти разделов: Зераим (семена), Кадашим (святыни), Незиким (ущерб, убытки), Йешуот (спасения; имеется в виду раздел Нашим, «Женщины», поскольку спасение приходит в заслугу женщин) и Моэд (праздник). И только разделу Теhорот (очищения) Яаков не обучил Йосефа. Потому что Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) тогда еще не был построен, и даже Тора тогда еще не была дарована. И законы о духовной чистоте еще не вступили в силу.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

 (Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Яаков и Йосеф родились обрезанными

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Яакова — Йосеф…» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) говорится, что Яаков и Йосеф были очень похожи. И не только внешне. Схожими в определенном смысле были и их жизненные пути.

Впрочем, в названном Мидраше отмечается и еще одно сходство: оба они, Яаков и Йосеф, родились обрезанными, без крайней плоти.

И действительно, о Яакове сказано, что он был «человеком цельным, совершенным» (Берешит, гл. 25, ст. 27). Настолько цельным и совершенным, что даже обрезание делать ему — не понадобилось.

Но откуда известно, что и Йосеф родился без крайней плоти?

Ранее в книге Берешит мы прочли, что Рахель, родив Йосефа, сказала: «Устранил Всевышний позор (на иврите — «херпа») мой» (гл. 30, ст. 23).

Слово херпа, может использоваться для обозначения позора, связанного с отсутствием обрезания.

В развитие истории с дочерью Яакова Диной. Как написано: «Ведь позор (херпа) для нас отдать сестру необрезанному» (Берешит, гл. 34, ст. 14), — сказали сыновья Яакова Шхему (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Ваишлах, пятый годовой цикл обсуждения).

Таким образом, фразу — «Устранил Всевышний позор мой» можно понять и так, что Всевышний создал Йосефа уже обрезанным, без крайней плоти, «без позора».

И еще, когда родился Йосеф, Яаков попросил Лавана немедленно отпустить всю его семью (Берешит, гл. 30, ст. 25).

Понятно, что обрезание в дороге делать опасно. Поэтому нужно было дождаться, когда Йосефу минет восьмой день, обрезать его и затем отправляться в путь. Но мы видим, что Яаков не собирается ждать. Он готов уйти от Лавана немедленно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в обрезании не было нужды, так как Йосеф родился без крайней плоти.

А теперь вопрос, который напрашивается с самого начала: ну, хорошо, у Йосефа действительно много общего с отцом, но упоминать только его в «родословии Яакова»... А как же остальные его дети?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 60) наши Учителя, разъясняя суть этого фрагмента, напоминают историю с женой Яакова Леей.

Когда Леа была беременной, она очень переживала за сестру. «Если у меня родится сын, — размышляла она, — моя сестра Рахель даже служанке не будет равной». Ведь у служанок родились от Яакова по два сына. А у него должно было быть всего 12 сыновей.

Так что, если бы Лея родила сына (седьмого по счету у нее) — Рахель могла бы иметь только одного сына.

Лея молилась о Рахели, и дитя в ее утробе стало девочкой. 

Новорожденную, как известно, назвали Диной. Дина, хоть и была девочкой, все же сохранила в себе какие-то мужские черты. 

В Мидраше (Ялкут Шимони, на недельную главу Тазриа) Учителя пишут, что девочки больше связаны с отцом, а мальчики — с матерью. И в подтверждение своих слов они ссылаются на фразу в Торе — «Если женщина зачнет и родит дитя мужского пола…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2). 

Выходит, мужские качества Дины укрепили ее духовную связь с Леей. 

Йосеф же изначально должен был родиться девочкой, и хотя в заслугу Леи, он в конечном итоге, родился ребенком мужского пола, многие качества у него остались женскими. Он, например, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на книгу Берешит — тщательно причесывался, следил за своей внешностью.

Преобладание женских качеств и обусловило возникновение особых отношений между ним и его отцом Яаковом. Ведь с отцом больше связаны девочки. Поэтому и сказано: «Вот родословие Яакова — Йосеф». Ведь Йосеф был Яакову ближе всех остальных.

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

и рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

2. Почему Яаков отправил Йосефа к братьям?

 

Ход нашей истории во многом был определен конфликтом, развившемся между Йосефом и братьями. Вот как он начинался: "И приносил Йосеф о них (о братьях) славу худую их отцу" (Берешит, гл.37, ст.2). 

Но какая такая "худая слава" могла водиться за братьями Йосефа?

Йосеф рассказывал отцу обо всем дурном, что замечал за своими братьями, сыновьями Леи. Он говорил, что они ели часть от живого еще животного и пренебрежительно относились к сыновьям служанок, называя их слугами, и что существуют опасения относительно их поведения с женщинами.

Но разве можно себе представить, что сыновья Яакова совершали такие прегрешения? С другой стороны, трудно предположить, что Йосеф все это выдумал, чтобы очернить братьев в глазах отца. Согласитесь, ничего подобного ни от Йосефа, ни от его братьев мы не ожидаем. Так как же было на самом деле?

А было так. Братья решили проверить Йосефа, насколько он умеет хранить тайну, не является ли доносчиком?

С этой целью они разыграли перед ним небольшой спектакль. Они взахлеб обсуждали как вкусно было есть часть от живого и как полезно это. И о младших братьях своих, сыновьях Билhи и сыновьях Зилпы говорили пренебрежительно, и также о женщинах было сказано, что-то фривольное. Йосеф же все принял за чистую монету. И решив, что братья обмениваются впечатлениями о том, что было на самом деле, рассказал обо всем отцу. 

"И приносил Йосеф о них (о братьях) славу худую". То, что мы перевели как "худая слава", в оригинале - "дибатам раа". Не отсюда ли в русский язык проникли "дебаты"? Йосеф рассказывал не о реальных поступках братьев, но лишь об их дебатах, пустых дебатах, не имевших никакого отношения к реальности. Ну прямо парламентские дебаты, точь-в-точь.

Выходит, хоть братья и не совершили тех прегрешений, что им приписывала "худая слава", но и нельзя сказать, что Йосеф обманывал отца.

Определяющим, в этой ситуации, является вопрос, как Яаков воспринял оперативные донесения Йосефа, поверил ли им?

Впрямую об этом в Торе не сказано, но ответ, очевидно, отрицательный. "Диба" (хула) не произвела впечатления на Яакова, не заставила его плохо думать о сыновьях. Более того, он желал, чтобы и Йосеф изменил свое мнение. Именно с этой целью он посылает его проведать братьев.

Вот наставления Яакова Йосефу, перед тем как тот отправился в путь.

"Пойди же, посмотри, мир ли братьям твоим" (там же, ст.14). Пойди и убедись, что между твоими братьями мир и никто никого не притесняет.

"И цел ли скот" (там же). Проверь и убедись, что скот цел, и братья не едят от живого.

"Ведь братья твои пасут в Шхеме" (там же, ст.13). Твои братья самоотверженно вступились за честь Дины. Они не побоялись выступить против правителя города и против всех жителей, когда была задета честь сестры. Поэтому никак нельзя усомниться в их порядочном отношении к женщинам.

Таким образом, отправляя Йосефа к братьям в окрестности Шхема, Яаков хотел, чтобы тот убедился в беспочвенности всех обвинений.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица 

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Искал ли Реувен славы?

Говорится в нашей недельной главе, что, увидев приближающегося Йосефа, братья начали сговариваться, чтобы схватить его и убить. И далее сказано: «И услышал Реувен и освободил его из их рук» (Берешит, гл. 37, ст. 21).

Реувен хотел спасти Йосефа и убедил братьев не убивать его, а пока посадить в яму. В дальнейшем он рассчитывал вызволить Йосефа из ямы и вернуть его отцу. Но задуманному не суждено было осуществиться. Так как по совету Иегуды, братья продали Йосефа в Египет. Несмотря на то, что в конечном итоге, Реувену не удалось обеспечить возвращение Йосефа к отцу, Тора весьма позитивно описывает его действия в той ситуации и подчеркивает его добрые намерения.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 34) Учителя замечают, что в случае, если бы Реувен тогда знал, что его поступок будет описан в Торе — он тут же взвалил бы Йосефа на плечи и немедленно доставил его к Яакову.  

Неужели Реувеном двигала жажда славы, а не искреннее желание спасти брата?

Женщина, которая всегда поносила бездомных на чем свет стоит, которая морщилась и зажимала нос, лишь завидев бездомного издали, и, узнав, что снимают сюжет о милосердии, схватила дорогущую колбасу и бросилась с ней наперевес, отпихивая всех прочих милосердных, чтобы попасть в кадр.

О Реувене, конечно же, нельзя сказать ничего подобного. Реувен спасал Йосефа исключительно во имя Небес. Личная слава его не интересовала ни на йоту. Будучи очень скромным человеком, Реувен совершенно не желал прославиться. Поэтому он действовал скрытно. Он предложил братьям временно поместить Йосефа в яму. С тем, чтобы, дождавшись, когда страсти улягутся, незаметно отвести отрока к отцу.

Реувен хотел спасти Йосефа. Но так, чтобы не поднимать шумиху вокруг своей персоны. Помните — «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы...». Реувен действовал ради Славы Творца, и маршаковский образ «неизвестного героя» — это как будто бы про него. Герой Маршака сбегает от славы, запрыгнув на подножку трамвая. У Реувена не было такой возможности. Чтобы скрыть свою причастность к спасению Йосефа, он старался действовать незаметно. А это очень сковывало, очень ограничивало его возможности. И хотя Реувен и смог спасти жизнь Йосефа, к отцу он его не вернул. 

Но Реувен не знал, что не фотографы, но сама Тора уже навечно запечатлела его поступок — спасение Йосефа от рук братьев. И стать неизвестным героем ему было не суждено. А если бы ему это было известно — он, не таясь, взвалил бы Йосефа на плечи и отнес бы его домой.     

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Сколько дочерей было у Яакова?

 

Когда Яакову сообщили о смерти Йосефа, тот, как сказано в нашей недельной главе — скорбел о нем много дней (Берешит, гл. 37, ст. 31). Тогда все его дети пришли к нему, чтобы утешить, но он не принял утешения. И мы читаем об этом: «И поднялись все его сыновья и все его дочери, чтобы утешить его, но он отказался утешиться» (там же, ст. 35).

Обратим внимание на слова — «все его дочери». До сих пор нам было известно лишь об одной дочери Яакова — Дине.

В описании возвращения Яакова от Лавана в родные края, в Торе написано: «И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух служанок, и одиннадцать своих детей» (Берешит, гл. 32, ст. 23).

А где была Дина? - задается вопросом Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И приводит ответ из Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 76), где сказано, что Яаков спрятал Дину в сундук и запер, чтобы Эсав ее не приметил.

Позднее Яаков был за это наказан. Ведь Эсаву могла понравиться Дина. Он попросил бы Яакова отдать Дину ему в жены. И тогда ей, быть может, удалось благотворно повлиять на Эсава, вернуть его на праведный путь.

Но Яаков, спрятав Дину, лишил Эсава этого шанса. И вместо того, чтобы стать женой Эсава, Дина досталась Шхему. 

Из этого Мидраша как будто бы следует, что у Яакова была только одна дочь, Дина. Но почему же тогда в Торе написано — «все его дочери»?

В том же Мидраше (гл. 84) раби Иегуда говорит, что у Яакова вместе с каждым сыном рождалась еще и девочка-близнец. Эти девочки и стали женами своих братьев по отцу. 

Таким образом, Яаков, кроме Дины, имел и других дочерей. Но где они все они были, когда он прятал Дину?

Если предположить, что Яаков, по умолчанию, спрятал всех своих дочерей в большом сундуке или в нескольких сундуках — почему же тогда он был наказан только за Дину? Ведь невозможно представить, что кроме Дины, Шхем выкрал и остальных дочерей Яакова и на всех хотел жениться.

Конечно же, нет.

Яаков не прятал своих дочерей от Эсава. И не потому, что сундук был слишком мал, и не из-за острой нехватки сундуков. Просто на тот момент все дочери Яакова уже были замужем. А на замужних Эсав не позарился бы.

Свободной была только Дина. Вот Яаков ее и спрятал.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Муха в вине

 

В Торе читаем, что Йосеф, находясь в египетской тюрьме, растолковывает сны двум своим сокамерникам: придворным виночерпию и пекарю. И все происходит в точности так, как и предсказал им Йосеф. Написано в нашей недельной главе: «И возвратил он (Паро, то есть — фараон) старшего над виночерпиями к его служебным обязанностям, и подал тот чашу в руку Паро. А старшего над пекарями он повесил, как и говорил им Йосеф» (Берешит, гл. 40, ст. 21-22).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что придворный виночерпий был наказан за то, что в кубок фараона с вином попала муха. А царский пекарь — за камешек, обнаруженный в хлебе.

В итоге, после года в заключении, виночерпий был возвращен на должность, а пекарь — казнен.

Какова же логика этих двух совершенно разных приговоров?  

Итак, камешек — против мухи. Камешек уничтожает пекаря, а муха — вытаскивает виночерпия из тюрьмы. 

Но почему?

Муха, если она живая, обладает собственной активностью. Сделать так, чтобы она не попала в бокал, бывает порой весьма затруднительно. Поэтому «преступление» виночерпия против фараона, с этой точки зрения, скорее — непредвиденная случайность.

У камешка же нет ни крыльев, ни ног. Следовательно, ни залететь, ни заползти в тесто сам он не мог. По-видимому, он попал туда с мукой. Стало быть, мука была плохо просеяна. А это уже — халатность пекаря. Так его и повесили, в халате.

И все же, согласитесь, что муха в вине гораздо противнее камешка в хлебе. Муха, попавшая в бокал фараона, наверняка фараону и достанется. Кроме него, из этого бокала никто не пьет.

Камешек в хлебе, конечно же — тоже неприятность. Но отвращение он не вызывает. Да и фараон не съест целую буханку. Так что, совсем не обязательно, что камешек попадется именно ему.

Почему же тогда казнили пекаря, а не виночерпия? 

Два этих придворных, как это часто бывает, ненавидели друг друга. Они плели интриги и строили друг другу козни. С единственной целью — навлечь гнев владыки на «оппонента».

И вот, после множества хитроумных интриг, которые ни к чему не привели, после тщетных попыток дискредитировать соперника, недруги сняли перчатки и прибегли к грубым решительным действиям.

Пекарь поймал муху и незаметно подбросил ее в бокал Паро, а виночерпий подложил камешек в тесто, из которого должны были испечь хлеб для царского стола.

Проступок пекаря, который поймал муху и бросил ее плавать в царский кубок, разумеется — сильнее бьет по чести фараона, нежели камешек, подброшенный виночерпием в тесто. Поэтому пекарь был казнен, а виночерпий отделался годом тюрьмы.

на основе комментария рава Йехиэля-Михля Эпштейна

(глава раввинского суда Навардока, автор труда «Арух а-Шульхан»;

Беларусь, 1829-1908 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

О коллаборационизме, приходе Машиаха и хазарах…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля