Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего
отца, в стране Кенаан...».
И поселился на иврите — вайешев.
Обсуждение главы
Вайешев
1. Испытание Яакова
Наша недельная глава начинается
сообщением — «И поселился Яаков в стране, где жил его отец, в стране Кенаан»
(Берешит, гл. 37, ст. 1).
Стоило Яакову осесть на своей
земле и зажить в покое и гармонии, как постигло его несчастье: любимого сына
Йосефа продали в Египет. Праведникам не подобает пребывать в покое в этом мире,
ведь им уготованы гармония и покой мира Грядущего.
За свою жизнь Яакову довелось
пройти через серьезные испытания.
Написано: «Не успокаиваюсь я, и
не утихаю, и не отдыхаю, и вселился в меня трепет» (Танах, книга Иова,
гл. 3, ст. 26). Это слова Иова, но так о себе вполне мог бы сказать и Яаков.
«Не успокаиваюсь» — из-за Эсава.
«И не утихаю» — из-за Лавана.
«И не отдыхаю» — из-за того, что
произошло с Диной.
«И вселился в меня трепет» —
когда Йосефа продали в рабство (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.
84).
В этом Мидраше перечислены
основные испытания, выпавшие на долю Яакова.
Когда он скитался вдали от дома,
спасаясь от Эсава, ему пришлось испытать все «прелести» житья под одной крышей с
Лаваном, жуткую боль от похищения и изнасилования Дины и, наконец, от
исчезновения его сына Йосефа.
Если каждое из этих испытаний
описать одним словом, то вторые буквы этих слов образуют название нашей главы.
Судите сами. Обозначим испытания именами: Йосеф, Дина, Эсав и Лаван. Из их
вторых букв получается — «вайешев».
Испытания Яакова затрагивали все
возможные сферы: испытанию подвергалось его тело, его достаток, способность
растить детей и изучать Тору.
Испытанием для тела была угроза,
исходящая от Эсава.
Испытанием достатка была работа
у Лавана, когда тот постоянно менял условия трудового соглашения.
Трагедия, произошедшая с Диной,
была испытанием, связанным с детьми.
Изучение Торы только тогда
считается полноценным, когда оно включает передачу Торы ученику. Яаков выбрал
себе в ученики Йосефа, ему он и передавал Тору. Так что, продажа Йосефа стала
большим испытанием для его изучения Торы.
Отец Яакова Ицхак, по указанию
Всевышнего, должен был стать приношением. И хотя, в последнюю минуту Творец
велел Аврааму совершить другое приношение, статус приношения у Ицхака остался.
Поэтому он в меньшей степени интересовался делами земными, его занимали духовные
вещи, такие, как аромат «поля, которое благословил Всевышний» (Берешит,
гл. 27, ст. 27).
Возвратившись от Лавана, Яаков
решил следовать линии Ицхака. Намек на это содержится в желании поселиться в
стране проживания своего отца. То есть — вести жизнь подобную жизни отца,
который обладал статусом приношения. Но у Всевышнего на него были другие планы.
Поэтому и произошло, то, что произошло — Йосеф оказался один на чужбине.
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(известен под именем Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги «Хидушей
hа-Рим»;
основатель движения Гурских хасидов; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го
вв.)
2. Что запрещается праведникам
Написано: «И поселился Яаков в
стране, где жил его отец, в стране Кенаан» (Берешит, гл. 37, ст.
1).
Стоило Яакову осесть на своей
земле и зажить в покое и гармонии, как постигло его несчастье: любимого сына
Йосефа продали в Египет. Потому что праведникам — не подобает пребывать в
безмятежности в этом мире, ведь им уготованы гармония и покой мира Грядущего.
Но почему праведники не должны
жить в покое? Ведь не ради земных удовольствий он им нужен.
В уединении и тишине, скорей,
скорей позвольте мне, беспечной неге предаваться?
Нет, праведник не такой. Покой
ему нужен лишь для того, чтобы спокойно заниматься Торой, чтобы не отвлекаться
на решение проблем и преодоление препятствий.
Так, что же в этом плохого?
Дело в том, что достичь истинных
вершин в Торе можно, только проходя через испытания и одерживая победы.
«Таков путь постижения Торы —
хлеб с солью ешь, и даже воду пей в меру, и спи на голой земле, и пусть жизнь
твоя будет нелегкой, — наставляют Учителя, — но трудись над изучением Торы. И
если ты поступаешь так, то «счастлив ты и благо тебе»: счастлив ты в этом мире,
и благо тебе — в мире будущем» (трактат Авот, гл. 6, м. 4).
Рамбам (великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век) отмечает, что Тора не отыщется в том, кто не страдает
из-за нее. Он это выводит из сказанного: "И не отыщется оно в стране живых"
(книга пророка Иова, гл. 28, ст. 13).
Тора не отыщется в том, кто
злоупотребляет «страной живых».
Что это означает?
Есть люди, которые готовы
реально засесть за изучение Торы, но им все время не хватает какой-то мелочи.
Вот, поднакоплю деньжат — и сразу начну заниматься. Жизнь немного наладится, все
вокруг успокоится — и я сразу же погружусь в Тору, в ее изучение. Только выйду
на пенсию — тут же засяду за Тору. Немного подтяну здоровье, чтобы можно было
спокойно учить Тору...
Мы понимаем, что отговоркам не
будет числа, и книга так никогда и не откроется.
Поэтому, тишина, покой и
безмятежность — это не путь праведных. Тора плохо усваивается в кабинетной тиши,
в комфортных креслах кондиционированных пространств. Торе нужен надрыв.
Многим праведникам в конце дней
довелось вкусить горький хлеб страданий. Ведь они стремятся в Ган Эден
(сад Эдена, в условном переводе — райский сад). А Ган Эдена —
удостаиваются благодаря испытаниям.
Дорога в Грядущий мир устлана
испытаниями. Испытания — это базовое условие получения пропуска в Грядущий мир.
Потому что они лучше всего очищают человека, выбивают из него дурь.
Служение Всевышнему в стесненных
обстоятельствах, служение через «не могу» — свидетельствует о действительно
высоком уровне праведника...
на основе комментария раби Моше Кордоверо
(великий каббалист, Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)
3. Главное — зажечь
В нашей недельной главе о семье
Яакова говорится: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст.
2).
Вспомним, что предыдущая
недельная глава завершается описанием семьи и потомства Эсава. А у него, что ни
потомок — то предводитель или вождь, словом, командующий. Такое обилие вождей и
командиров не могло не обеспокоить Яакова. Но...
В притче о торговце
рассказывается, как он привел караван верблюдов, груженных льном. И льна этого
была тьма тьмущая.
— Где поместится весь этот лен?
— удивился кузнец.
— Стоит одной искре вылететь из
твоего горнила, — ответил ему находчивый человек, — и весь лен может загореться.
Так и Яаков увидел всех
предводителей и вождей, о которых писалось выше, удивился и сказал: «Кто сумеет
всех их одолеть и покорить?».
Но что написано вслед за этим?
«Вот потомство Яакова:
Йосеф...».
Об этом говорит пророк: «И будет
дом Яакова огнем, а дом Йосефа пламенем, а дом Эсава соломой» (Танах, книга
пророка Овадьи, гл. 1, ст. 18).
От Йосефа выйдет искра, которая
истребит и испепелит всех врагов.
У этой притчи есть и
дополнительный смысл.
Лен символизирует простых людей,
необремененных еврейским образованием и грамотностью. Если мы оглянемся вокруг,
то заметим, что множество людей имеют весьма ограниченные познания в Торе, или
не имеют их вовсе.
И это порождает вопросы. Не
самые приятные.
К кому и ради кого придет
Машиах? Для кого будет построен Третий Храм? Кто будет в нем служить
Всевышнему?
На все эти вопросы отвечает
находчивый человек.
Даже самый простой, примитивный
и приземленный еврей, если он только загорится с воодушевлением служить
Всевышнему всей душой и всем сердцем, то в этом святом огне сгорит все чуждое и
наносное, все примеси и загрязнения, весь осадок. И достаточно одной хорошей
искры, сошедшей с вершин духовности, чтобы поднять каждого из сынов Израиля на
требуемую высоту. Чтобы Машиаху не было стыдно приходить.
Яаков зажег Йосефа с тем, чтобы
тот зажег остальных братьев. И в будущем, именно потомок Йосефа подготовит народ
к геуле, к окончательному освобождению.
Об этом мы говорим в молитве:
Всевышний Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова...
Сказано в Талмуде (трактат
Песахим, лист 5), что союз вав (и) добавляет к первоначальному смыслу
еще один, дополняет и расширяет его.
Таким образом, союз вав,
стоящий перед словами «Всевышний Яакова» добавляет еще Йосефа. Как сказано: «Вот
потомство Яакова: Йосеф».
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
4. Семейные распри
тяжелее мировой войны
Написано в нашей недельной
главе: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст. 2).
Но разве только Йосеф был
потомком Яакова? Ведь у Яакова были и другие дети.
Целью путешествия Яакова в Харан
была женитьба на Рахели — именно с ней он хотел создать семью. Но в итоге,
обстоятельства сложились так, что семья Яакова насчитывала четырех жен, и от
каждой у него были дети.
Все же основой всему была
Рахель, и следовательно, именно ее ребенок получил право представлять потомство
Яакова.
Но за этим скрывается и более
глубокий смысл.
До сих пор Яаков страдал от
разных бед и напастей. Эсав его ненавидел, затем Лаван много раз пытался его
обмануть и оставить без средств к существованию. После этого ему пришлось ночью
сражаться с таинственным незнакомцем, который повредил ему сухожилие в бедре.
Далее его ждало похищение и изнасилование Дины Шхемом сыном Хамора. А когда
показалось, что все беды и горести уже позади, несчастье произошло там, где его
меньше всего ожидали.
Беда разразилась в самом доме
Яакова. Беда по имени братская ненависть. Братья возненавидели Йосефа и продали
его в Египет в рабство. Это было самым тяжелым испытанием для Яакова. Потому что
с бедами, приходящими извне можно справиться, если тебя окружают надежные и
преданные люди. Но когда несчастье происходит внутри — это самое тяжелое
испытание.
Во второй главе книги Псалмов,
Давид о последней, самой страшной и самой разрушительной войне, о войне, Гога и
Магога пишет: "»очему волнуются нации и народы замышляют пустое? Встают цари
земли, и властелины совещаются вместе — против Всевышнего и против Машиаха»
(Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 2, ст. 1-2).
В следующей главе Теилим
говорится о беде внутри дома, когда Давиду пришлось спасаться от собственного
сына Авшалома. Об этом написано: «Всевышний, как многочисленны враги мои,
многочисленны поднявшиеся на меня!» (гл. 3, ст. 1-2).
Обратите внимание, повествуя о
войне Гога и Магога, Давид не жалуется на многочисленность своих врагов. Но
когда речь заходит о бунте Авшалома, тут же этот бунт выходит на первый план.
На основании этого, Учителя в
Талмуде (трактат Берахот, лист 7) делают вывод, что семейные распри хуже
мировой войны.
Яаков видит ненависть, что зреет
и множится в его доме.
О Йосефе сказано, что он
жаловался отцу на своих братьях. И те возненавидели его. Как сказано: «И
возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно» (Берешит, гл. 37, ст.
4).
И затем: «И они еще больше
возненавидели его» (там же, ст. 8).
А потом к ненависти добавилась
еще и зависть (там же, ст. 11).
И в конце фрагмента говорится:
«И они увидели его издали, и прежде чем он приблизился к ним, сговариваться
стали против него, чтобы убить» (там же, ст. 18). Уже даже находясь вдалеке —
настолько не могли его терпеть, что хотели его убить.
Эта распря была самым тяжелым
испытанием для Яакова. Поэтому Тора именно с Йосефа открывает счет потомкам
Яакова.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Все, что случилось с
Яаковом, произошло и с Йосефом
Написано в нашей недельной
главе: «Вот потомство Яакова: Йосеф...» (Берешит, гл. 37, ст. 2).
Учителя отмечают, что правильнее
было бы написать — «вот потомство Яакова: Реувен…». Ведь Реувен был первенцем
Яакова.
Так почему же вместо него
упомянут Йосеф?
Дело в том, что жизнь Йосефа
очень походила на судьбу Яакова, и все, что произошло с одним, происходило и с
другим (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84).
И действительно, Яаков родился
без крайней плоти, таким же родился и Йосеф. Мать Яакова, Ривка, была
бесплодной, также и у матери Йосефа, Рахели, долго не было детей.
Всевышнему желанны молитвы
праведников, Он их ждет. Поэтому у праведников часто бывают сложности с
репродуктивной функцией.
Одна женщина спросила у мужа —
почему у них все еще нет детей? И он объяснил, что Творец хочет, чтобы они
молились, и чтобы освятили себя.
Женщина со всей серьезностью
отнеслась к словам мужа. Она начала регулярно постится, и через семь лет у нее
родился ребенок, который впоследствии стал раби Ишмаэлем, мудрецом Торы и
праведником.
У Ривки было двое детей, также
двоих родила и Рахель.
Ривке было тяжело вынашивать и
рожать детей: «И сталкивались дети в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст.
22).
О Рахели сказано: «…и Рахель
начала рожать, а родовые схватки были очень тяжелыми» Берешит, гл. 35,
ст. 16).
Брат Яакова, Эсав возненавидел
брата, желая его убить. Братья Йосефа, в свою очередь, ненавидели того и
планировали убийство.
Яаков разбогател, у него было
много скота. Не бедствовал и Йосеф. О нем говорится, что он был человеком
успешным (см. Берешит, гл. 39, ст. 2).
Оба, и Яаков, и Йосеф, женились
на чужбине, на чужбине родились их дети. У Яакова был пророческий сон,
пророческие сны видел и Йосеф.
Яаков, так же, как и Йосеф,
скончался в Египте. Оба были подвергнуты бальзамированию и оба были похоронены в
земле Израиля.
Яаков любил Йосефа больше всех
детей, потому что чувствовал сходство и видел в нем свое продолжение.
Яаков должен был исправить
прегрешения. первого человека, Адама.
Участвовал в исправлении ошибок
Адама и Йосеф.
Общность целей породила общность
судеб...
на основе комментария Ари
(раби
Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
1. Военная хитрость
Евреи за свою историю множество раз
подвергались опасности уничтожения. В
каждом поколении поднимается враг,
мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в
противостоянии нашим смертельным врагам.
А началось все в ту далекую пору, когда
Яаков со своей семьей и пожитками
возвращался в отчий дом после долгого
отсутствия. Его путь пролегал рядом с
землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец
Эсав.
Эсав вышел навстречу, прихватив с собой
небольшую армию в 400 человек. Услышав об
этом Яаков не на шутку встревожился. Он не
испытывал иллюзий в отношении чувств
своего брата, и поэтому начал тщательно
готовиться к встрече.
Важно проследить за этими
приготовлениями — наверняка, многое
пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и
изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав
сумел передать своим потомкам в лучшем виде.
А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как
говорится в Талмуде — закон (hалаха), не
подлежащий сомнению.
Итак, Яаков делит всех домочадцев на два
отряда, вверяя каждому отряду половину
своего имущества. И в Торе об этом написано:
«Если нападет Эсав на один отряд и разобьет
его — другой спасется» (Берешит, гл.
32, ст. 9).
Каким образом спасется? Успеет убежать,
пока Эсав будет громить первый отряд? Или
разгромив первый отряд, Эсав остынет,
охладит свой гнев и смилуется над вторым? А
может, к тому времени подоспеет помощь от
Всевышнего?
Эти вопросы помогают оценить опасность
ситуации, в которой оказался Яаков.
А Учителя усматривают в этом важное
правило. «Никогда не прячьте все свое
богатство в одном углу», — наставляют они в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 76).
Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих
головорезов представлял опасность не
только имуществу Яакова, но в первую
очередь — ему самому и всем его близким.
И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
— И действовал в трех направлениях. Он
отправил брату дары — в надежде задобрить
супостата. Молился Всевышнему — ибо, от
кого спасение — если не от Него. И, наконец
— вел военные приготовления.
О дарах Яакова подробно написано в нашей
главе. Здесь же воспроизводится и молитва
Яакова.
Но в чем состояла суть его военной
доктрины?
Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.).
Свое разъяснение Рамбан предваряет
цитатой из Танаха — «Мудрость лучше
боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).
Мудрость Яакова — против боевого оружия
Эсава и его банды.
Так как же поступил Яаков? Что сумел он
противопоставить своим врагам?
Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху
надели белые мирные одежды, полностью
скрывавшие под собой оружие.
Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал
ставку на внезапность. Эту идею взяли на
вооружение лучшие полководцы всех времен и
народов. Действительно, самые
блистательные победы на поле боя
одерживали те, кто заставал противника
врасплох.
К военным приготовлениям можно отнести и
то, что Яаков отдалил один отряд от другого
на расстояние дня пешего пути.
Но какой в этом был смысл?
В тексте нашей недельной главы
воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова
и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один
день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), —
говорит она.
В пророческом видении открылось ей, что ее
сыновья умрут в один день. Яаков запомнил
сказанное матерью. И построил на этом свой
расчет. Теперь, даже если ему будет суждено
погибнуть в бою — Эсав недолго будет
праздновать победу. Смерть настигнет его до
того, как он доберется до второго отряда. А
значит, часть семьи Яакова — уцелеет.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Лучшая из молитв
Яаков с семьей возвращается в отчий дом,
но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как
сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел:
и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит,
гл. 33, ст. 1).
Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста
мужей» не только ради приятной компании.
Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и
Яаков тщательно готовится к ней. Он
выстраивает своих жен и детей в
определенном порядке. Как написано: «И
поставил он служанок и их детей впереди, а
Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и
Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33,
ст. 2).
Неужели для Яакова одни дети ценнее,
дороже других?
Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но,
тогда, чем вызвана эта расстановка? Как
объяснить действия Яакова?
Чтобы разобраться в этом и понять — нам
предстоит вернуться к недельной главе Вайера,
к Агари и Ишмаэлю.
Мы застали Агарь в тот самый момент, когда
у нее закончилась вода, и она оставила сына
под «одним из кустов», чтоб не видеть, как
умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст.
15-16). Мы застали Агарь за молитвой.
Слово «куст» на иврите — «сиах». И
происходит оно от того же корня, что и «сиха»
— «беседа».
Это слово, сиха, может еще
подразумевать и молитву (беседу с Всевышним).
Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак
помолиться (в оригинале употреблен глагол
— ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24,
ст. 63).
Но вернемся к Агари.
Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад
hа-сихим) можно перевести и как — «избранная,
лучшая из молитв».
Так о чем или о ком молилась Агарь?
В Торе читаем, что Агарь «пошла и села
поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит,
гл. 21, ст. 16).
Для чего нужны нам эти подробности?
Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о
сыне, но — о Шехине (Присутствие
Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об
общем благе Всевышний относится куда
благосклоннее, нежели к личным просьбам.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 34)
говорится, что молитва, скорее всего, будет
принята, если она идет гладко, без запинки. А
та, что произносится с ошибками, с
оговорками — будет отвергнута.
Теперь мы в состоянии понять замысел
Яакова. Он не зря поставил Рахель последней,
позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего.
Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не
сможет сохранять самообладание и
беспристрастность. В его молитве появятся
личные нотки, он начнет путаться и
сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и
гладкой, а, значит — не будет принята. Но
рядом со служанками — Яаков был в этом
уверен — такого не произойдет. Поэтому их
он и поставил впереди.
Яаков разделил всех своих домочадцев на
два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если
Эсав нападет на один из них и поразит его,
другой — спасется» (Берешит, гл. 32,
ст. 9).
Однако с учетом всего вышесказанного, эту
фразу можно перевести и по-другому.
Поскольку Рахель находится во втором
отряде, а Яаков пребывает с первым — его
молитва не будет иметь личной окраски, не
будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний
ее примет. Поэтому победа, благодаря силе
молитвы — будет за Яаковом.
«Если Эсав нападет на один отряд, тот
поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором
Рахель) — тоже спасется».
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Мог ли Яаков быть коэном?
В нашей недельной главе рассказывается о
том, как ночью на Яакова напал некий
незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).
В книге Зогар разъясняется, что
этим незнакомцем был малах (в условном
переводе — «ангел») Самаэль, покровитель
Эсава.
Самаэль не смог найти у Яакова ни одного
недостатка, ни одного слабого места. Тогда
он нанес удар по седалищному нерву,
связанному с участком тела, где
располагается орган, порождающий в
человеке дурное влечение (йецер hа-ра).
В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132)
воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.
— Ты изувечил моего коэна (служителя,
совершающего приношения в Храме)! —
возмутился поступком Самаэля Всевышний.
— Ради его же пользы я сделал это, —
возразил Всевышнему Самаэль.
Теперь нам осталось выяснить о какой
пользе идет речь?
Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у
него первородство. Первородство,
действительно, вначале, принадлежало Эсаву.
Оно давало ему право совершать приношения
Всевышнему.
— Этот злодей желает стать коэном
Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не
бывать этому!
И вот уже варится чечевичная похлебка.
Эсав съел ее, и первородство — презрел, о
чем потом сожалел. И не упустил своего шанса
отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав
во главе — сейчас Яаков ответит за все!..
Но что это? После схватки с малахом
Яаков хромает.
— Ущербный коэн, коэн с изъяном, —
злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается.
Ведь будучи хромым, Яаков не может служить.
А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.
«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в
нашей недельной главе, — и обнял его, и
бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит,
гл. 33, ст. 4).
Далее написано: «И пришел Яаков
невредимым в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
Невредимым телесно, — уточняет в своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Яаков исцелился от хромоты. Следовательно,
теперь ничто не помешает ему быть коэном.
Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник»)» (там же,
ст. 20). И стал служить Всевышнему.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
4. Когда наступает время петь?
Яаков переправил через реку свою семью и
имущество. Но как только он остался один,
тут же на него нападает малах (в
условном переводе — «ангел»), покровитель
Эсава. Только этот малах не смог
победить Яакова в борьбе. Более того, ему
самому пришлось просить пощады. Как
написано: «И сказал он (малах): отпусти
меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл.
32, ст. 27).
Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова
открыла перед его потомками возможность,
даже находясь в галуте (изгнании) —
противостоять всяческим искушениям и
соблазнам и всевозможным проискам и
уловкам йецер hа-ра (дурного начала).
В этом сыны Израиля превосходят малахим
(множественное число от слова малах),
которые по мере удаления от Источника —
теряют силы.
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает
внимание на связь между капитуляцией малаха
и зарей.
— Настал мой черед воспеть песнь
Всевышнему. Так объясняет малах
необходимость признать свое поражение.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 78) уточняется, что этот малах —
никогда прежде не пел. И сейчас ему
предстоит воспеть Всевышнего — впервые за
все время своего существования.
Но почему именно сейчас?
До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг
почувствовал в этом острую необходимость?
Голос прорезался?
У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель.
Его еще называют — сар. Порой эти сарим
(множественное число от слова сар) —
поют.
Но когда именно и по какой причине?
Когда их народы делают добро еврейскому
народу.
Итак, народ обитает в своей стране, на
своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар
занимает свою позицию наверху, в духовных
мирах. Сар посылает духовные силы своему
народу. Тот их тратит по своему усмотрению
— с пользой или впустую. Но если хотя бы
часть этих духовных сил идет на
взаимодействие с сынами Израиля, на помощь
им — это вызывает наверху небывалый отклик.
И сар отличившегося народа получает
громадный духовный потенциал и, как
следствие — возможность петь. И не только
возможность, но и — потребность.
Когда Эсав впервые в жизни обнял и
поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке
проявить абсолютно несвойственную ему
теплоту и заботу — его сар наверху,
также впервые получил возможность воспеть
Творца. И не просто возможность, но —
появилась в этом у него насущная
потребность. Так пришло время его песни.
на основе комментариев рава Моше
Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
и рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Влияет ли исцеление на число заповедей?
Написано в нашей недельной главе: «И
пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33)
разъясняется, что под цельностью имеется в
виду и физическое здоровье. Яаков исцелился
от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не
забыл, не растерял свои знания в Торе. И
имущество его осталось в целости и
сохранности, и не убавилось, несмотря на то,
что Яаков преподнес Эсаву дары.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил
в Шхеме субботний тхум (максимальное
расстояние, на которое можно отдаляться от
города в шаббат).
Между исцелением Яакова и установлением
им субботнего тхума есть определенная
связь. В чем же она состоит?
Максимальное расстояние, на которое можно
выйти за пределы города в шаббат — 2
тысячи локтей, что соответствует в среднем
— двум тысячам шагов.
Понятно, что все время, пока Яаков хромал,
он не мог правильно отмерить это расстояние.
Выходит установление субботнего тхума
в Шхеме, стало следствием его исцеления от
хромоты.
Существует ли связь между физической
цельностью Яакова и цельностью его знаний в
Торе?
Яаков, как известно, стал хромать после
ночного поединка с малахом (в условном
переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в
бессильной злобе повредил Яакову
седалищный нерв. В память об этом потомкам
Яакова запрещено есть «гид hа-наше» —
сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит,
гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число
запретительных заповедей Торы.
Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты.
Так может и запрет на употребление в пищу «гид
hа-наше» перестал действовать? Яаков же
уже не хромает.
Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя
физическую цельность, вместе с тем,
сохранил цельность Торы, не утратив ни
одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» —
под запретом и по сей день.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|