Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение
главы
Вайешев
1.
От любви до ненависти
Йосеф видит сны и пересказывает
их братьям. Об их реакции на это в нашей недельной главе читаем: «И
возненавидели его... И стали ему завидовать» (Берешит, гл. 36, ст.
4, 11).
Мы знаем, что в основе отношений
Йосефа и его братьев лежат глубокие духовные явления. Почему же в Торе чувства
братьев характеризуются такими понятиями как «ненависть» и «зависть»?
Рабейну Нисим
(Ран; один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век) во
время видуя (видуй — особая покаянная молитва, в которой молящийся
выражает раскаяние в своих проступках и прегрешениях) в канун Йом Кипура
произнес: "Если Ты станешь судить мои дела и поступки, то горе мне и беда на
душу мою. А если решишь очистить меня, подобно тому, как выплавляют чистое
серебро, отделяя его от примесей — не останется от меня ни клочка».
Если Всевышний решит проверить,
насколько человек освоил Тору, и его поступки, — говорит Ран, предлагая начать
проверку с себя, — Он не найдет в нем ничего ценного: ни серебра, ни золота.
Останется одна лишь пустая руда, один лишь шлак.
Раби Нисим был выдающимся
раввином, знатоком Торы и праведником. Как же он мог сказать о себе во время
видуя — «шлак» и «пустая руда»?
Просто он открыл нам, как это
видится Свыше.
Братья смотрели на сны Йосефа
«земными» глазами. Но ведь сны ему были ниспосланы Свыше. А духовная шкала,
шкала Небес — несравнима с материальной системой ценностей.
Не следует рассматривать каплю
воды через лупу. Если хочешь увидеть в ней бактерии — вооружись микроскопом.
Используя неподходящие мерки,
братья скатились до низменных чувств — ненависть и зависть.
Впрочем, нужно внести некоторые
уточнения. Если мы еще раз внимательно прочтем текст нашей недельной главы —
нам откроется, что ненависть братьев к Йосефу существовала и до его снов.
Сначала сказано: «И возненавидели его» (Берешит, гл. 36, ст. 4). И
только потом — «И приснился Йосефу сон» (там же, ст. 5).
Так что, после того, как Йосеф
поведал братьям, что ему снилось — ненависть братьев лишь возросла. Как
написано: «И они еще больше возненавидели его» (там же, ст. 8).
Когда братья узнали, что видел
Йосеф в своем втором сне — к их ненависти добавилась еще и зависть. И мы об этом
читаем: «И завидовали ему его братья» (Берешит, гл. 36, ст. 11).
Так за что же братья ненавидели
Йосефа?
Может, за то, что он наушничал
отцу? Как сказано: «И приносил Йосеф о них славу худую их отцу» (Берешит,
гл. 36, ст. 2).
Но нет, дальше читаем: «И
увидели братья Йосефа, что его любит их отец больше всех... и возненавидели его»
(там же, ст. 4).
Получается, что братья
возненавидели Йосефа не за доносительство — они об этом попросту ничего не
знали. Ведь Яаков свои беседы с сыном держал в тайне.
Причиной их ненависти стала
отцовская любовь.
Так, очевидно, появилось на свет
выражение: «От любви до ненависти — один шаг».
Расстояние от любви Яакова к
Йосефу до братской ненависти к нему — оказалось слишком коротким.
Итак, братья вначале
возненавидели Йосефа, а после того, как он рассказал им свой сон — стали
ненавидеть его еще сильнее.
Но ведь они могли улучшить
качества своей души, развить и укрепить в себе свойства доброты, которое, как
правило, «растворяет» ненависть. Почему же они об этом не позаботились?
Дело в том, что братья были
уверены в своей правоте, поэтому и продолжали путь по дороге ненависти.
Когда человек убежден, что он
прав — он с легкостью двигается в этом направлении (от ненависти — к большей
ненависти, а от нее — к зависти). А оттуда — очень трудно вернуться.
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Сфат Эмет; Ребе Гурских хасидов, Польша, 19 в.)
2.
Шалом — фальшивый и искренний
Написано в нашей недельной главе
об отношении братьев к Йосефу: «И возненавидели его. И не могли сказать ему
шалом» (Берешит, гл. 37, ст. 4).
В этом фрагменте, — пишет в
своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — братья Йосефа показаны, казалось бы, не с
лучшей стороны. Только это — при поверхностном прочтении. На самом же деле эту
фразу можно трактовать и им в заслугу.
Слово «шалом» написано здесь без
буквы «вав», то есть — в усеченной форме.
Когда же Яаков отправляет Йосефа
к братьям, попросив его проверить, все ли в порядке с ними и со скотом (Берешит,
гл. 37, ст. 14) — в этом отрывке тоже использовано слово «шалом», причем
— дважды, и оба раза — в полном написании (с буквой «вав»).
Попытаемся понять, чем
объясняется такое различие в написании?
Когда один человек ненавидит
другого, его приветствие звучит неискренне. Ведь то, что он говорит, не
соответствует тому, что он чувствует и о чем думает. Получается на устах одно, а
в сердце — совсем другое.
Понятно, что такой «шалом»
будет — ущербным. И это находит отражение в неполном написании.
Но братья — и это в Торе
ставится им в заслугу — не лицемерили в общении с Йосефом. Если уж
приветствовать — то искренне, без фальши, — считали они. Поэтому и написано: «не
могли сказать ему шалом» (неискренний шалом, что отображено в
тексте неполным написанием).
Сказано в Талмуде, что в
ситуации, когда прощаешься с товарищем, не надо говорить ему — «иди в мире (лех
бе-шалом)», скажи — «ступай с миром (лех ле-шалом)» (трактат
Берахот, лист 64).
И действительно, Итро пожелал
Моше идти с миром (ле-шалом) — и тот преуспел. А Давид сказал своему сыну
Авшалому: «Иди в мире». И тот — погиб.
Поэтому, обращаясь к живым
людям, принято говорить — «ле-шалом». И «бе-шалом» говорят в адрес умершего.
Написано в Танахе: «Как в воде
лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Мишлей — Притчи
царя Шломо, гл. 27, ст. 19).
Братья Йосефа испытывали
ненависть к нему. И, помня правило «лицо к лицу, человек к человеку» — были
уверены, что Йосеф платит им той же монетой. Но на самом деле, сердце Йосефа
было свободно от ненависти. Более того, изо дня в день, он сердечно
приветствовал своих братьев, желая им мира и спокойствия. И это злило их еще
больше. Братья не могли вынести эти добрые пожелания Йосефа.
В свете этого, наш фрагмент
приобретает дополнительный смысл.
Братья не могли сказать Йосефу «шалом»
и не могли перенести искренние пожелания мира от Йосефа. Ведь это противоречило
их уверенности, что Йосеф испытывает к ним ответную ненависть.
на основе комментария рава Мордехая Друкера
(автор книги «Тхелет Мордехай», наше время)
3. Как царь и как
сатрап
Когда Йосеф рассказал братьям,
что в его первом сне их снопы поклонились его снопу, они, как написано в нашей
недельной главе, ответили: «Ты что, хочешь воцариться над нами? Подчинить нас
собрался?» (Берешит, гл. 37, ст. 8).
Мы видим, что братья двояко
поняли намерения Йосефа. Во-первых, он, по их мнению, якобы собрался над ними
царствовать, во вторых — управлять ими, подчинить их себе.
У понятий «царствовать» и
«управлять» — совершенно разные смыслы.
Царь правит народом, с его (народа) согласия. А под подчинением здесь
подразумевается диктатура, осуществляемая против воли народа. Как сказано: «Ведь
Всевышнему — царство, и властелин Он среди других народов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 22, ст. 29).
Выражение «Всевышнему — царство»
предполагает царствование над сынами Израиля, которое они принимают добровольно.
В словах «Властелин Он среди
других народов» речь идет о подчинении народов мира Воле Творца против их
желания.
Но разве можно совместить столь
разные понятия? И царство, и диктатура — в одном сне. Разве это реально?
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) рассказывается о человеке, жителе Иерусалима, которому приснился
странный сон.
Тогда в Иерусалиме было 24
специалиста по разгадыванию снов. И тот человек обратился ко всем этим
специалистам, к каждому — в отдельности. И они представили ему 24 совершенно
разных, не похожих друг на друга толкования. И самое интересное, что все эти 24
толкования — сбылись.
Учителя это объяснили тем, что
сны имеют обыкновение сбываться в соответствии с их толкованием. То есть, как
тебе сон твой истолкуют — то с тобой и произойдет.
Теперь вернемся к Йосефу и его
сну.
Братья дали два толкования сну
Йосефа. И оба они — сбылись. Братья почувствовали на себе и власть царя, и ярмо
сатрапа — в точности со своими предсказаниями.
Когда братья впервые пришли в
Египет за хлебом, они столкнулись с Йосефом в образе диктатора. Как сказано: «И
Йосеф был правителем над страной — он продавал хлеб всему народу, и пришли
братья Йосефа, и поклонились ему до земли» (Берешит, гл. 42, ст.
6).
Представляется сомнительным, что
братья мечтали кланяться до земли какому-то египетскому вельможе. Их, очевидно,
к этому принудили.
А вот, во второй раз ситуация
сложилась иная.
Если в первый раз братьев
привели во дворец Йосефа силой, то после смерти Яакова, они сами, по своей воле
пришли к Йосефу.
В Торе об этом читаем: «А потом
пришли его братья, и поклонились до земли, и сказали: "Вот! Мы твои рабы!"» (Берешит,
гл. 50, ст. 18).
Как видим, на этот раз все —
абсолютно добровольно, никакого принуждения нет.
Так сбылся сон Йосефа — в
соответствии с толкованием братьев. В первом случае они подчинились его власти,
как подчиняются поработителю, диктатору, во втором — они добровольно приняли на
себя его царскую власть.
на основании комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4. Хочешь управлять —
научись управлять собой
В нашей недельной главе читаем,
что братья, когда Йосеф пересказал им свой сон, отреагировали словами: «Ты что,
воцариться, царствовать над нами собрался? Править, управлять нами хочешь?» (Берешит,
гл. 37, ст. 8).
Возникает вопрос: для чего нужны
все эти удвоения? Неужели нельзя было выразить свои чувства обычным языком?
Откуда взялась эта змеиная раздвоенность?
Рассмотрим фразу из Танаха, в
которой тоже говорится о царствовании — «И ты будешь царствовать над всем, что
вожделеет душа твоя, и будешь ты царем над Израилем» (Первая книга Мелахим
— первая книга Царей, гл. 11, ст. 37).
Мы видим, что тот, кто хочет
стать царем Израиля, сначала должен воцариться над своими вожделениями и
страстями, то есть — обуздать их. Только в том случае, если ты научился
управлять собой, и животное начало находится под твоим абсолютным контролем — ты
вправе управлять другими.
Но вернемся к Йосефу и его
братьям, к их змеиной раздвоенности языка.
— Хочешь воцариться над нами? —
обратились к Йосефу братья, после того, как он пересказал им свой сон. — А над
собой ты уже стал царем?
Братья думали, что на их вопрос
Йосеф непременно даст отрицательный ответ. Ведь он, как пишет в своем
комментарии на книгу Берешит (гл. 37, ст. 2) Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), —
вел себя не как взрослый, зрелый муж, но — как юноша, отрок. Он подвивал волосы,
тщательно их расчесывал, старался выглядеть красивым.
И если Йосеф не в состоянии
справиться с юношеским желанием красиво выглядеть, — полагали его братья — как
же он сможет управлять ими!?
От этих мыслей, бродивших в
головах братьев, они еще сильнее возненавидели Йосефа. Как написано: «И они еще
больше возненавидели его, за его сны и за его речи» (Берешит, гл.
37, ст. 8).
Если о снах Йосефа мы получили
кое-какое представление, но о его речах нам ничего не известно.
Говорится в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55), что не бывает пшеницы без стеблей, точно так же —
не бывает снов без ложных деталей.
Были такие детали и во снах
Йосефа. Так, во втором сне ему привиделось, что ему кланяются солнце, луна и
одиннадцать звезд.
Луна — олицетворение Рахели,
матери Йосефа. Она никак не могла ему поклониться, ни в тот момент, ни потом,
потому что к тому времени Рахель уже умерла.
Йосеф знал, что даже если сон —
вещий, предрекающий будущее, в нем обязательно присутствуют и ложные видения, к
будущему никакого отношения не имеющие. Он понял, что к этой категории видений
следует отнести поклон луны (Рахели).
А вот нам неясно, почему он,
если знал, что это видение не имеет отношения к будущему — рассказал о нем
братьям? Зачем ему упоминать ложную деталь своего сна?
Да потому, что в случае, если бы
Йосеф утаил подробность о луне и ее неземном поклоне — братья, которые тоже
знали, что не бывает сна, даже вещего, без ложных элементов, стали бы искать,
что в рассказанном им сне — ложь. И решили бы, скорее всего, что это —
кланяющиеся звезды. Те 11 звезд — как раз по числу братьев.
Чтобы такого не произошло, Йосеф
рассказал весь свой сон, включая и «ложное видение», связанное с луной.
Теперь мы в состоянии лучше
понять смысл рассматриваемого нами отрывка («И они еще больше возненавидели его,
за его сны и за его речи»).
Слово «дварав», которое
переведено здесь как «его речи», может иметь и другие значения — «вещи»,
«элементы», «детали».
Выходит, эту фразу следует
понимать так: «И они еще больше возненавидели его за его (вещие) сны и за
элементы (ложные) этих снов».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Было бы чему
завидовать
Из нашей недельной главы узнаем,
что Йосефу снились вещие сны.
В одном снопы пшеницы, которые
собрали братья, окружили сноп Йосефа и низко поклонились ему (Берешит,
гл. 37, ст. 7).
В другом — низко кланялись
Йосефу солнце, луна и 11 звезд, то есть — отец, мать и одиннадцать братьев (см.
там же, ст. 9).
После первого сна братья
обвинили Йосефа в претензии на царство и власть над ними. «Ты хочешь стать нашим
царем? — говорили они. — Нами править собрался?» (там же, ст. 8). И стали еще
больше его ненавидеть.
После второго сна к их ненависти
прибавилась еще и зависть (Берешит, гл. 37, ст. 11).
Возникает вопрос: почему именно
второй сон Йосефа добавил к чувству ненависти, которое испытывали к нему братья
— зависть?
Чтобы ответить на этот вопрос,
надо рассмотреть разницу между двумя снами.
В первом Йосеф видит снопы
пшеницы, ассоциирующиеся с материальным положением, с достатком. И то, что снопы
братьев поклонились его снопу, говорит о том, что Йосеф финансово возвысится над
братьями, и они придут к нему с просьбой о пропитании.
Второй сон — из Небесных сфер.
То есть в нем фигурируют духовные понятия. Значит, в нем идет речь о духовном
превосходстве Йосефа над братьями, о его более высоком духовном уровне, о
большей праведности.
Когда братья слышат от Йосефа,
что в будущем они придут к нему просить еду — это не вызывает в них зависть.
Ведь богатство еще не свидетельствует о выдающемся уме или о прекрасных духовных
качествах.
Сон Йосефа о кланяющихся снопах
не спровоцировал зависть. Он лишь добавил ненависти. Потому что глупо завидовать
чужому богатству. Неприятно — когда им кичатся.
А вот духовным достижениям —
вполне можно позавидовать.
Как-то в одной семье между мужем
и женой вспыхнул спор. Муж решил приобрести новый «Мерседес». Но жена
категорически возразила против этого.
— Ни у кого из нашей родни нет
«Мерседеса», — резонно говорила она. — Ппредставь, как люди будут нам
завидовать. Если ты не хочешь, чтобы нас сглазили — откажись от своей затеи и
купи «Сеат».
Прийти к согласию в этом вопросе
им не удалось. И они обратились к раву Аарону Лейбу Штейнману, с просьбой
разрешить их спор.
Рав выслушав обе стороны,
обратился к мужу и задал ему вопрос, на первый взгляд никак не связанный с
рассматриваемым делом:
— Знаешь ли ты глубоко
какой-либо из трактатов Талмуда?
— Нет, — удивлено ответил
мужчина.
— Ну, может быть, ты хорошо
усвоил главу из какого-нибудь трактата или, хотя бы один лист?
— Тоже нет.
— Тогда можете спокойно купить
«Мерседес», — подытожил раввин. — Вам никто не станет завидовать, потому что
завидовать
нечему…
на основе книги воспоминаний учеников рава А.Л. Штейнмана
(один из крупнейших раввинов нашего поколения, Польша - Швйцария-Израиль, умер в
2017 году)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился
на иврите — вайешев.
Обсуждение
главы
Вайешев
1.
От любви до ненависти
Йосеф видит сны и пересказывает
их братьям. Об их реакции на это в нашей недельной главе читаем: «И
возненавидели его... И стали ему завидовать» (Берешит, гл. 36, ст.
4, 11).
Мы знаем, что в основе отношений
Йосефа и его братьев лежат глубокие духовные явления. Почему же в Торе чувства
братьев характеризуются такими понятиями как «ненависть» и «зависть»?
Рабейну Нисим
(Ран; один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век) во
время видуя (видуй — особая покаянная молитва, в которой молящийся
выражает раскаяние в своих проступках и прегрешениях) в канун Йом Кипура
произнес: "Если Ты станешь судить мои дела и поступки, то горе мне и беда на
душу мою. А если решишь очистить меня, подобно тому, как выплавляют чистое
серебро, отделяя его от примесей — не останется от меня ни клочка».
Если Всевышний решит проверить,
насколько человек освоил Тору, и его поступки, — говорит Ран, предлагая начать
проверку с себя, — Он не найдет в нем ничего ценного: ни серебра, ни золота.
Останется одна лишь пустая руда, один лишь шлак.
Раби Нисим был выдающимся
раввином, знатоком Торы и праведником. Как же он мог сказать о себе во время
видуя — «шлак» и «пустая руда»?
Просто он открыл нам, как это
видится Свыше.
Братья смотрели на сны Йосефа
«земными» глазами. Но ведь сны ему были ниспосланы Свыше. А духовная шкала,
шкала Небес — несравнима с материальной системой ценностей.
Не следует рассматривать каплю
воды через лупу. Если хочешь увидеть в ней бактерии — вооружись микроскопом.
Используя неподходящие мерки,
братья скатились до низменных чувств — ненависть и зависть.
Впрочем, нужно внести некоторые
уточнения. Если мы еще раз внимательно прочтем текст нашей недельной главы —
нам откроется, что ненависть братьев к Йосефу существовала и до его снов.
Сначала сказано: «И возненавидели его» (Берешит, гл. 36, ст. 4). И
только потом — «И приснился Йосефу сон» (там же, ст. 5).
Так что, после того, как Йосеф
поведал братьям, что ему снилось — ненависть братьев лишь возросла. Как
написано: «И они еще больше возненавидели его» (там же, ст. 8).
Когда братья узнали, что видел
Йосеф в своем втором сне — к их ненависти добавилась еще и зависть. И мы об этом
читаем: «И завидовали ему его братья» (Берешит, гл. 36, ст. 11).
Так за что же братья ненавидели
Йосефа?
Может, за то, что он наушничал
отцу? Как сказано: «И приносил Йосеф о них славу худую их отцу» (Берешит,
гл. 36, ст. 2).
Но нет, дальше читаем: «И
увидели братья Йосефа, что его любит их отец больше всех... и возненавидели его»
(там же, ст. 4).
Получается, что братья
возненавидели Йосефа не за доносительство — они об этом попросту ничего не
знали. Ведь Яаков свои беседы с сыном держал в тайне.
Причиной их ненависти стала
отцовская любовь.
Так, очевидно, появилось на свет
выражение: «От любви до ненависти — один шаг».
Расстояние от любви Яакова к
Йосефу до братской ненависти к нему — оказалось слишком коротким.
Итак, братья вначале
возненавидели Йосефа, а после того, как он рассказал им свой сон — стали
ненавидеть его еще сильнее.
Но ведь они могли улучшить
качества своей души, развить и укрепить в себе свойства доброты, которое, как
правило, «растворяет» ненависть. Почему же они об этом не позаботились?
Дело в том, что братья были
уверены в своей правоте, поэтому и продолжали путь по дороге ненависти.
Когда человек убежден, что он
прав — он с легкостью двигается в этом направлении (от ненависти — к большей
ненависти, а от нее — к зависти). А оттуда — очень трудно вернуться.
на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Сфат Эмет; Ребе Гурских хасидов, Польша, 19 в.)
2.
Шалом — фальшивый и искренний
Написано в нашей недельной главе
об отношении братьев к Йосефу: «И возненавидели его. И не могли сказать ему
шалом» (Берешит, гл. 37, ст. 4).
В этом фрагменте, — пишет в
своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — братья Йосефа показаны, казалось бы, не с
лучшей стороны. Только это — при поверхностном прочтении. На самом же деле эту
фразу можно трактовать и им в заслугу.
Слово «шалом» написано здесь без
буквы «вав», то есть — в усеченной форме.
Когда же Яаков отправляет Йосефа
к братьям, попросив его проверить, все ли в порядке с ними и со скотом (Берешит,
гл. 37, ст. 14) — в этом отрывке тоже использовано слово «шалом», причем
— дважды, и оба раза — в полном написании (с буквой «вав»).
Попытаемся понять, чем
объясняется такое различие в написании?
Когда один человек ненавидит
другого, его приветствие звучит неискренне. Ведь то, что он говорит, не
соответствует тому, что он чувствует и о чем думает. Получается на устах одно, а
в сердце — совсем другое.
Понятно, что такой «шалом»
будет — ущербным. И это находит отражение в неполном написании.
Но братья — и это в Торе
ставится им в заслугу — не лицемерили в общении с Йосефом. Если уж
приветствовать — то искренне, без фальши, — считали они. Поэтому и написано: «не
могли сказать ему шалом» (неискренний шалом, что отображено в
тексте неполным написанием).
Сказано в Талмуде, что в
ситуации, когда прощаешься с товарищем, не надо говорить ему — «иди в мире (лех
бе-шалом)», скажи — «ступай с миром (лех ле-шалом)» (трактат
Берахот, лист 64).
И действительно, Итро пожелал
Моше идти с миром (ле-шалом) — и тот преуспел. А Давид сказал своему сыну
Авшалому: «Иди в мире». И тот — погиб.
Поэтому, обращаясь к живым
людям, принято говорить — «ле-шалом». И «бе-шалом» говорят в адрес умершего.
Написано в Танахе: «Как в воде
лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Мишлей — Притчи
царя Шломо, гл. 27, ст. 19).
Братья Йосефа испытывали
ненависть к нему. И, помня правило «лицо к лицу, человек к человеку» — были
уверены, что Йосеф платит им той же монетой. Но на самом деле, сердце Йосефа
было свободно от ненависти. Более того, изо дня в день, он сердечно
приветствовал своих братьев, желая им мира и спокойствия. И это злило их еще
больше. Братья не могли вынести эти добрые пожелания Йосефа.
В свете этого, наш фрагмент
приобретает дополнительный смысл.
Братья не могли сказать Йосефу «шалом»
и не могли перенести искренние пожелания мира от Йосефа. Ведь это противоречило
их уверенности, что Йосеф испытывает к ним ответную ненависть.
на основе комментария рава Мордехая Друкера
(автор книги «Тхелет Мордехай», наше время)
3. Как царь и как
сатрап
Когда Йосеф рассказал братьям,
что в его первом сне их снопы поклонились его снопу, они, как написано в нашей
недельной главе, ответили: «Ты что, хочешь воцариться над нами? Подчинить нас
собрался?» (Берешит, гл. 37, ст. 8).
Мы видим, что братья двояко
поняли намерения Йосефа. Во-первых, он, по их мнению, якобы собрался над ними
царствовать, во вторых — управлять ими, подчинить их себе.
У понятий «царствовать» и
«управлять» — совершенно разные смыслы.
Царь правит народом, с его (народа) согласия. А под подчинением здесь
подразумевается диктатура, осуществляемая против воли народа. Как сказано: «Ведь
Всевышнему — царство, и властелин Он среди других народов» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 22, ст. 29).
Выражение «Всевышнему — царство»
предполагает царствование над сынами Израиля, которое они принимают добровольно.
В словах «Властелин Он среди
других народов» речь идет о подчинении народов мира Воле Творца против их
желания.
Но разве можно совместить столь
разные понятия? И царство, и диктатура — в одном сне. Разве это реально?
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 55) рассказывается о человеке, жителе Иерусалима, которому приснился
странный сон.
Тогда в Иерусалиме было 24
специалиста по разгадыванию снов. И тот человек обратился ко всем этим
специалистам, к каждому — в отдельности. И они представили ему 24 совершенно
разных, не похожих друг на друга толкования. И самое интересное, что все эти 24
толкования — сбылись.
Учителя это объяснили тем, что
сны имеют обыкновение сбываться в соответствии с их толкованием. То есть, как
тебе сон твой истолкуют — то с тобой и произойдет.
Теперь вернемся к Йосефу и его
сну.
Братья дали два толкования сну
Йосефа. И оба они — сбылись. Братья почувствовали на себе и власть царя, и ярмо
сатрапа — в точности со своими предсказаниями.
Когда братья впервые пришли в
Египет за хлебом, они столкнулись с Йосефом в образе диктатора. Как сказано: «И
Йосеф был правителем над страной — он продавал хлеб всему народу, и пришли
братья Йосефа, и поклонились ему до земли» (Берешит, гл. 42, ст.
6).
Представляется сомнительным, что
братья мечтали кланяться до земли какому-то египетскому вельможе. Их, очевидно,
к этому принудили.
А вот, во второй раз ситуация
сложилась иная.
Если в первый раз братьев
привели во дворец Йосефа силой, то после смерти Яакова, они сами, по своей воле
пришли к Йосефу.
В Торе об этом читаем: «А потом
пришли его братья, и поклонились до земли, и сказали: "Вот! Мы твои рабы!"» (Берешит,
гл. 50, ст. 18).
Как видим, на этот раз все —
абсолютно добровольно, никакого принуждения нет.
Так сбылся сон Йосефа — в
соответствии с толкованием братьев. В первом случае они подчинились его власти,
как подчиняются поработителю, диктатору, во втором — они добровольно приняли на
себя его царскую власть.
на основании комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
4. Хочешь управлять —
научись управлять собой
В нашей недельной главе читаем,
что братья, когда Йосеф пересказал им свой сон, отреагировали словами: «Ты что,
воцариться, царствовать над нами собрался? Править, управлять нами хочешь?» (Берешит,
гл. 37, ст. 8).
Возникает вопрос: для чего нужны
все эти удвоения? Неужели нельзя было выразить свои чувства обычным языком?
Откуда взялась эта змеиная раздвоенность?
Рассмотрим фразу из Танаха, в
которой тоже говорится о царствовании — «И ты будешь царствовать над всем, что
вожделеет душа твоя, и будешь ты царем над Израилем» (Первая книга Мелахим
— первая книга Царей, гл. 11, ст. 37).
Мы видим, что тот, кто хочет
стать царем Израиля, сначала должен воцариться над своими вожделениями и
страстями, то есть — обуздать их. Только в том случае, если ты научился
управлять собой, и животное начало находится под твоим абсолютным контролем — ты
вправе управлять другими.
Но вернемся к Йосефу и его
братьям, к их змеиной раздвоенности языка.
— Хочешь воцариться над нами? —
обратились к Йосефу братья, после того, как он пересказал им свой сон. — А над
собой ты уже стал царем?
Братья думали, что на их вопрос
Йосеф непременно даст отрицательный ответ. Ведь он, как пишет в своем
комментарии на книгу Берешит (гл. 37, ст. 2) Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), —
вел себя не как взрослый, зрелый муж, но — как юноша, отрок. Он подвивал волосы,
тщательно их расчесывал, старался выглядеть красивым.
И если Йосеф не в состоянии
справиться с юношеским желанием красиво выглядеть, — полагали его братья — как
же он сможет управлять ими!?
От этих мыслей, бродивших в
головах братьев, они еще сильнее возненавидели Йосефа. Как написано: «И они еще
больше возненавидели его, за его сны и за его речи» (Берешит, гл.
37, ст. 8).
Если о снах Йосефа мы получили
кое-какое представление, но о его речах нам ничего не известно.
Говорится в Талмуде (трактат
Берахот, лист 55), что не бывает пшеницы без стеблей, точно так же —
не бывает снов без ложных деталей.
Были такие детали и во снах
Йосефа. Так, во втором сне ему привиделось, что ему кланяются солнце, луна и
одиннадцать звезд.
Луна — олицетворение Рахели,
матери Йосефа. Она никак не могла ему поклониться, ни в тот момент, ни потом,
потому что к тому времени Рахель уже умерла.
Йосеф знал, что даже если сон —
вещий, предрекающий будущее, в нем обязательно присутствуют и ложные видения, к
будущему никакого отношения не имеющие. Он понял, что к этой категории видений
следует отнести поклон луны (Рахели).
А вот нам неясно, почему он,
если знал, что это видение не имеет отношения к будущему — рассказал о нем
братьям? Зачем ему упоминать ложную деталь своего сна?
Да потому, что в случае, если бы
Йосеф утаил подробность о луне и ее неземном поклоне — братья, которые тоже
знали, что не бывает сна, даже вещего, без ложных элементов, стали бы искать,
что в рассказанном им сне — ложь. И решили бы, скорее всего, что это —
кланяющиеся звезды. Те 11 звезд — как раз по числу братьев.
Чтобы такого не произошло, Йосеф
рассказал весь свой сон, включая и «ложное видение», связанное с луной.
Теперь мы в состоянии лучше
понять смысл рассматриваемого нами отрывка («И они еще больше возненавидели его,
за его сны и за его речи»).
Слово «дварав», которое
переведено здесь как «его речи», может иметь и другие значения — «вещи»,
«элементы», «детали».
Выходит, эту фразу следует
понимать так: «И они еще больше возненавидели его за его (вещие) сны и за
элементы (ложные) этих снов».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Было бы чему
завидовать
Из нашей недельной главы узнаем,
что Йосефу снились вещие сны.
В одном снопы пшеницы, которые
собрали братья, окружили сноп Йосефа и низко поклонились ему (Берешит,
гл. 37, ст. 7).
В другом — низко кланялись
Йосефу солнце, луна и 11 звезд, то есть — отец, мать и одиннадцать братьев (см.
там же, ст. 9).
После первого сна братья
обвинили Йосефа в претензии на царство и власть над ними. «Ты хочешь стать нашим
царем? — говорили они. — Нами править собрался?» (там же, ст. 8). И стали еще
больше его ненавидеть.
После второго сна к их ненависти
прибавилась еще и зависть (Берешит, гл. 37, ст. 11).
Возникает вопрос: почему именно
второй сон Йосефа добавил к чувству ненависти, которое испытывали к нему братья
— зависть?
Чтобы ответить на этот вопрос,
надо рассмотреть разницу между двумя снами.
В первом Йосеф видит снопы
пшеницы, ассоциирующиеся с материальным положением, с достатком. И то, что снопы
братьев поклонились его снопу, говорит о том, что Йосеф финансово возвысится над
братьями, и они придут к нему с просьбой о пропитании.
Второй сон — из Небесных сфер.
То есть в нем фигурируют духовные понятия. Значит, в нем идет речь о духовном
превосходстве Йосефа над братьями, о его более высоком духовном уровне, о
большей праведности.
Когда братья слышат от Йосефа,
что в будущем они придут к нему просить еду — это не вызывает в них зависть.
Ведь богатство еще не свидетельствует о выдающемся уме или о прекрасных духовных
качествах.
Сон Йосефа о кланяющихся снопах
не спровоцировал зависть. Он лишь добавил ненависти. Потому что глупо завидовать
чужому богатству. Неприятно — когда им кичатся.
А вот духовным достижениям —
вполне можно позавидовать.
Как-то в одной семье между мужем
и женой вспыхнул спор. Муж решил приобрести новый «Мерседес». Но жена
категорически возразила против этого.
— Ни у кого из нашей родни нет
«Мерседеса», — резонно говорила она. — Ппредставь, как люди будут нам
завидовать. Если ты не хочешь, чтобы нас сглазили — откажись от своей затеи и
купи «Сеат».
Прийти к согласию в этом вопросе
им не удалось. И они обратились к раву Аарону Лейбу Штейнману, с просьбой
разрешить их спор.
Рав выслушав обе стороны,
обратился к мужу и задал ему вопрос, на первый взгляд никак не связанный с
рассматриваемым делом:
— Знаешь ли ты глубоко
какой-либо из трактатов Талмуда?
— Нет, — удивлено ответил
мужчина.
— Ну, может быть, ты хорошо
усвоил главу из какого-нибудь трактата или, хотя бы один лист?
— Тоже нет.
— Тогда можете спокойно купить
«Мерседес», — подытожил раввин. — Вам никто не станет завидовать, потому что
завидовать
нечему…
на основе книги воспоминаний учеников рава А.Л. Штейнмана
(один из крупнейших раввинов нашего поколения, Польша - Швйцария-Израиль, умер в
2017 году)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|