ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение
главы
Ваигаш
1. Не вгонять в стыд
Йосеф под маской могущественного
египетского вельможи вел жестокую игру с ничего не подозревающими братьями. Но
вот наступила кульминация. И мы читаем: «И не мог Йосеф больше сдерживаться при
всех и закричал: Выведите от меня всех! — и никто из египтян не находился там,
когда Йосеф открылся своим братьям» (Берешит, гл. 45, ст. 1).
Итак, Йосеф остался один против
десяти разгневанных мужчин, каждый из которых, как говорится в Мидраше
Ялкут Шимони, мог убить его одним ударом.
Согласитесь, весьма опрометчивый
поступок. И если бы развязка была трагической, братья так никогда бы и не узнали,
что своими руками совершили братоубийство. Но даже, когда Йосеф себя открыл,
опасность не миновала. Ведь двадцать два года назад, продавая Йосефа в рабство,
братья знали, что от него должен произойти Йеровам бен Нават, который будет
насаждать идолопоклонство в среде сынов Израиля.
И что же они видят сейчас?
Йосеф женат на дочери
египетского царедворца Потифара (они не знали, что это приемная дочь), одевается
на египетский манер, носит на шее золотое ожерелье. Наверняка, он уже стал на
путь идолопоклонства. И, значит, потомство его будет служить идолам. Разве стоит
такого оставлять в живых?
И Йосеф, конечно, это понимал и
брал в расчет. Только душевная мягкость не позволила ему ставить братьев в
неловкое положение, пристыдить их. Поэтому он приказал всем египтянам покинуть
помещение, хоть и поставил этим себя в опасное положение.
Главы поколений и духовные
наставники общин также отличались подобными качествами. Они предпочитали нести
материальные потери, чтобы только не задеть честь и достоинство другого еврея.
Иерусалимского праведника
рава Арье Левина (духовный наставник иерусалимской йешивы «Эц Хаим»;
Беларусь – Эрец Исраэль, 1855-1969 гг.) как-то пригласили в суд в
качестве ответчика. Он, якобы, подписал гарантийные обязательства по векселю.
Рав Арье хорошо помнил, что
ничего подобного не подписывал.
Быстрого взгляда было
достаточно, чтобы увидеть, что его подпись подделана. Истец понял, что его
сейчас ожидает разоблачение и от стыда опустил глаза. Но раби Левин, за
считанные секунды взвесив все «за» и «против», решил, что не станет позорить
еврея. Сглотнув, он объявил ровным, спокойным голосом, что подтверждает свою
подпись. И что у него есть только одна просьба: сумма долга слишком велика для
него и он просит разбить ее на платежи.
Суд удовлетворил просьбу, и
раввин сполна выплатил долг, к которому не имел ни малейшего отношения. Он
сделал это — чтобы публично не вгонять в краску еврея.
Перескажу еще историю,
произошедшую в общине рава Яакова-Йосефа Тверского.
В последний день Песаха, который
в том году выпал на шаббат, синагога была полна, как никогда. Кроме
постоянных прихожан, собралось еще много гостей. Один из них вызвался провести
молитву Мусаф. Он с воодушевлением затянул праздничный напев,
который в этой общине было не принято произносить, если праздник совпадал с
субботой.
Раввин Тверский отличался очень
строгим и даже педантичным следованием обычаям общины. И все ждали, что он
сейчас остановит хазана (ведущего молитву). Но рав хранил спокойствие, ни
один мускул у него на лице не дрогнул, и молитва шла своим чередом. После
окончания молитвы, ученики обступили рава Яакова-Йосефа.
— Ведь в нашей общине не принято
произносить этот напев в шаббат?!
— Да, это так, — согласился
раввин, — но в нашей общине также не принято вгонять еврея в краску.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий
Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия,
первая половина 18-го века)
2. Не смотреть в глаза злодею
Йосеф открывается братьям. Как
написано: «Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не смогли его братья ответить ему,
так как они оторопели» (Берешит, гл. 45, ст. 3).
Самый естественный вопрос,
который напрашивается здесь — почему братья до сих пор сами не узнали Йосефа?
Чтобы ответить на него,
рассмотрим фрагмент из Второй книги Мелахим.
Тогда Израиль был разделен на
Израильское царство и Иудейское. Во главе Израильского стоял царь Йеорам, сын
Ахава. Он был далек от праведности, и продолжал, хотя и в значительно меньшей
мере, злодейские деяния своего отца.
Мейша, царь Моава ежегодно
платил Израилю дань, присылая огромные стада овец и баранов. Но когда умер Ахав,
он прекратил платить. Йеорам решил пойти на него войной. И, чтобы увеличить
шансы на успех, он призвал себе в союзники царя Иудеи, праведного Йеошафата. Тот
согласился, и они выступили в поход.
Неожиданно у войска закончилась
вода. Йеорам увидел в этом недобрый знак:
— Всевышний отвернулся от нас и
предаст всех в руки Моава!
— Зачем гадать, ведь мы не
пророки, — удивился Йеошафат. — Давай обратимся к настоящему пророку.
Так оба царя оказались у пророка
Элиши. И сказал Элиша царю Израиля: «Что общего у меня с тобой? Ступай к
пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей!». А потом добавил: «Если бы я не
почитал Йеошафата, царя Иудейского, то я и не посмотрел бы на тебя, и не
взглянул бы на тебя» (Вторая книга Мелахим, гл. 3, ст. 14).
Элиша констатирует, что он даже
не взглянул бы в сторону Йеорама, если бы не царь Иудеи Йеошафат. Причем, Элиша
использует удвоение — «не посмотрел бы на тебя, и не взглянул бы на тебя».
Не только не посмотрел бы тебе в
глаза, но и вообще, даже не взглянул бы на тебя, так как присутствие злодея
уменьшает силу пророчества.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 28) говорится, что запрещено смотреть на злодея.
А в галахическом кодексе
Шульхан Арух, Маген Авраам устанавливает закон: запрещено смотреть
злодею в глаза, но просто смотреть на него — нет запрета.
О раби Иегошуа-Лейбе Дискине
(Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая
половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) рассказывают такую историю.
Маскиль
(просвещенец) оговорил рава перед властями, как будто бы тот присвоил чужие
деньги, данные ему на хранение. Рава Дискина арестовали, и бросили в тюрьму.
Друзья наняли ему лучшего
адвоката, который оказался крещеным евреем.
Во время беседы с ним раби
Иегошуа Лейб все время смотрел вниз. Прощаясь, адвокат осведомился, почему
раввин не смотрит на него?
— Потому что запрещено смотреть
на злодея.
На суде адвокат обратился к
судье и сказал:
— Мой подзащитный знает, что
всецело зависит от меня. Тем не менее, он ни разу даже не взглянул на меня,
потому что, по закону его Торы — запрещено смотреть в лицо злодея. Неужели,
кому-то может прийти в голову, что он опустится до воровства?
Судья тут же оправдал рава
Дискина.
Аналогичный случай произошел с
Хафец Хаимом (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века).
Во время Первой мировой войны
одного из учеников его йешивы оклеветали и обвинили в шпионаже. По законам
военного времени ему грозила смертная казнь. Хафец Хаим пришел в суд, чтобы
свидетельствовать в пользу подсудимого.
Перед тем, как он начал давать
показания, адвокат юноши рассказал об одном случае, чтобы судья составил лучшее
представление о нем. Когда, однажды, на вокзале у Хафец Хаима украли пальто, он
долго гнался за вором. Но не для того, чтобы его поймать. Вдогонку он кричал,
что полностью прощает его.
— Ты думаешь, я поверю в эту
историю? Ты думаешь, я сочту ее правдивой?! — отреагировал на это судья.
— Можешь верить или не верите,
но есть тут один неоспоримый факт: ни о тебе, ни обо мне подобных историй не
рассказывают…
Теперь вернемся к братьям
Йосефа.
Они, конечно же, считали злодеем
вероломного египетского вельможу. И поэтому не всматривались в его лицо. И
только, когда он объявил, что он — Йосеф, братья впервые подняли на него глаза и
увидели, что перед ними их брат.
на основе комментария рава Шломо Соболя
(Двинск – Иерусалим, 1901-1969 гг.)
3. Перед правдой — не
устоять
Йосеф прекращает игру и
открывается братьям. И, что же они?
Написано в нашей недельной
главе: «И не смогли его братья ответить ему, так как они оторопели» (Берешит,
гл. 45, ст. 3).
Но почему — оторопели? Ведь
Йосеф не угрожал им местью. Так от чего они лишились дара речи?
Продавая двадцать два года назад
Йосефа в рабство, братья считали, что поступают по справедливости, и в
соответствии с законом. В их глазах Йосеф был гордецом, любой ценой стремящимся
захватить власть и подчинить их себе. Избавившись от брата, они решили, что
справедливость восторжествовала.
Спустя много лет, оказавшись в
Египте, братья вспомнили о Йосефе.
Мы его хорошо проучили, и теперь
он может вернуться домой, — думали они. В Египте братья искали Йосефа среди
людей нечестивых и безнравственных, полагая, что его природа приведет его туда.
Да и когда Яаков прибыл в Египет
и после многолетней разлуки встретился с Йосефом, он не упал ему на грудь, не
обнял. Это Йосеф упал ему на грудь в избытке чувств. Но Яаков вначале
сдерживался. Он не был уверен в моральной стойкости сына.
Йосеф был необычайно красив, а
красота — весьма опасное качество. Особенно — в богатой стране, не отличавшейся
строгими нравами. Так что, кто знает, какие падения довелось изведать Йосефу,
когда он оказался один-одинешенек в царстве распущенности, бесстыдства и
похоти?!
Только когда Йосеф открылся
братьям, наступил момент истины. В одно мгновение они осознали, что все их
предубеждения оказались неверными. Они увидели истину и праведника, стоящего в
ее лучах. Они вдруг поняли, насколько заблуждались тогда, когда ненавидели юного
Йосефа, и насколько он выше и щедрее их духовно теперь, так что даже мстить им
не будет.
Сейчас стало ясно как день, что
сны Йосефа — пророчество, и его стремления были абсолютно чисты, а они сами все
эти годы жили с чудовищной ошибкой в сердцах.
Увидев и осознав все это, братья
ужаснулись. Ужаснулись тому, как они были далеки от правды во всем, что касается
Йосефа.
В Талмуде (трактат Эрувин,
лист 21) говорится, что тот, кто высмеивает слова Учителей, кто глумится над
ними — заслуживает самого сурового наказания. И когда человек осознает,
насколько он заблуждался, насколько был глуп, глумясь над словами Мудрецов, ему
станет так стыдно, как будто он провалился в выгребную яму, и по горло стоит в
нечистотах. Тогда не будет предела его стыду.
Подобный стыд испытали и братья,
когда им открылась вся правда, связанная с Йосефом.
Йосеф произнес всего два слова —
«Я Йосеф». И посмотрите, какую бурю эмоций это вызвало. И тут же открылась
истина. И братья осознали всю правоту Йосефа и глубину своего заблуждения.
Примерно то же произойдет и в
момент, когда нам откроется Всевышний, произнеся всего два слова — «Я — Творец».
И все люди сразу увидят Истину и поймут, насколько они заблуждались все это
время. И это спровоцирует чувство сильного стыда, благодаря которому произойдет
искупление и избавление...
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
4. Каждый — в
соответствии с тем, чего он стоит
Когда Йосеф открылся братьям, те
были шокированы. Об этом в нашей недельной главе написано: «Я Йосеф. Жив ли еще
мой отец? И не смогли его братья ответить ему, так как они оторопели» (Берешит,
гл. 45, ст. 3).
А вот, что говорится в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 93): Берегитесь дня Суда,
берегитесь дня обличений! Билам, мудрейший из язычников, но не может устоять
перед обвинениями собственной ослицы. Йосеф был младшим среди братьев, но они не
смогли устоять, когда он только назвал себя. Что же будет с нами, когда
Всевышний начнет обличать каждого, в соответствии с тем, чего он стоит и что из
себя представляет?!
Что стоит за оборотом: обличать
в соответствии с тем, чего он стоит?
Допустим, перед нами предстал
некий мужчина лет 50-ти, средней упитанности, слегка лысоватый, в очках. И нам
нужно взвесить и оценить его дела и поступки, а затем вынести вердикт.
Мы можем поместить его на одну
чашу весов, а на другую усадить почтенного старца, убеленного сединами. И когда
в окошке щелкнет циферка, нужно будет недовольно поднять брови: «Этому
почтенному джентльмену хорошо за 80, а прегрешений вчетверо меньше, чем у
тебя!».
На этом мы не остановимся и
подведем нашего мужчину к другим весам, а на них уже будет резвиться молоденький
хлопчик.
«Смотри, тебе не стыдно? Мальцу
едва исполнилось 16, а он уже вдвое переплюнул тебя по заповедям!».
После таких взвешиваний, дядя,
согласитесь, будет готов сгореть от стыда. Поэтому, Всевышний, когда настанет
Судный День, в целях противопожарной безопасности, ни с кем не станет сравнивать
нас. Он вынесет заключение о каждом — в соответствии с тем, кто он есть. То есть
человека, если и будут сравнивать, то только с ним самим.
Хороший костюм стоит недешево.
Впрочем, есть возможность приобрести качественный костюм не так дорого. Многие
бренды распродают остатки коллекций в специализированных магазинах — аутлетах (в
Израиле они называются одафим) — со значительными скидками.
Один учащийся йешивы, которому
пришло время обновить свой гардероб, решил сэкономить. В учебное время он поехал
из Иерусалима в Кирьят Гат, потому что именно там находился заветный аутлет.
Вернувшись в йешиву с обновкой,
он встретил своего раввина, который поинтересовался, почему он отсутствовал
несколько часов. Ученик помахал пакетом с костюмом и рассказал о сэкономленных
деньгах.
Всегда трудно понять, как
Всевышний вознаградит за выполнение заповедей. И ведь злодеев он вознаграждает
уже в нашем мире. Хотя сказано, что награда за заповеди в нашем мире
отсутствует.
Как все это уместить в единую
систему?
На помощь приходит Мидраш.
Человека оценивают в
соответствии с тем, чего он стоит. В соответствии с тем — как он сам оценивает
собственное соблюдение заповедей. Во сколько сам он оценивает заповеди, которые
выполняет, такова и будет его награда.
Ты пропустил четыре часа
изучения Торы. Зато ты сэкономил двести шекелей. Значит свой час изучения Торы,
ты оцениваешь в 50 шекелей. Такую награду ты и получишь...
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го
5. Всевышний всегда с
нами
Однажды рав Шломо Карлебах
(1925-1994 гг.) был проездом в Техасе. Незадолго до наступления шаббата к
синагоге, где он находился, подъехал джип-внедорожник. Из него вышел далеко не
по-еврейски одетый человек и спросил: «где тут миква?».
В разноцветный рубахе, в
ковбойской шляпе — он не был похож на еврея.
— Зачем тебе миква? Разве
ты еврей и соблюдаешь заповеди? — спросил его рав Карлебах.
Тогда тот человек поведал ему
свою историю.
— Мой отец был вижницким
хасидом. По субботам вокруг раби собирались хасиды. Он раздавал им еду со своим
особым благословением и обучал Торе. Дети, как правило, не понимали, о чем
разговор. Но атмосфера была очень хорошая.
Однажды раби заговорил так четко
и понятно, что дети начали прислушиваться к тому, что он говорил. А говорил он
вот о чем. Иногда человек хочет сделать что-нибудь хорошее. Но тут проявляется
злое начало и говорит ему: «посмотри на себя, как ты выглядишь. Посмотри, как
ведешь себя. Посмотри и пойми, кто ты. Ведь ты далеко не праведник. Как вчера
делал плохое, так же и завтра будешь. Так зачем стараться? Цадиком стать
собираешься, что ли?».
Написано, что Всевышний
проверяет нас в единицах времени. В Танахе (книга Иова, гл. 7, ст.
18) написано: «Ле регаим тибахнену" (в разные моменты будет нас испытывать). Через
наши действия, через ситуации, в которые мы внезапно попадаем. Через хорошие
желания, которые внезапно приходят нам в голову, и мы сами выбираем,
реализовывать их или нет. И Он может проверить нас именно в это время. Значит,
обязательно сделай это хорошее действие сейчас. Иначе упустишь момент. Сделай
это, даже если знаешь, что через пять минут нарушишь снова.
И тогда раби посмотрел мне прямо
в глаза, положил руку мне на голову и сказал: «сынок, никогда не забывай то, что
сейчас услышал».
Через год наша семья переехала в
Америку. Очень быстро я отошел от традиций. Но слова раби прочно засели в моей
голове. Каждый раз, когда мне хочется сделать что-то хорошее, я иду и делаю, не
задумываясь. Так же, как сегодняшний поход в микву.
— Всевышний любит каждого из нас
в любом состоянии, — резюмировал рав Шломо.
Яаков боялся спускаться в
Египет. Ибо Египет считался корнем идолопоклонства и зла, срамным местом земли.
Яаков боялся, что пребывание там
пагубно повлияет и на него, и на его потомство.
Всевышний сказал ему: «Не бойся,
Яаков. Я спущусь с тобой в Египет, а потом верну тебя обратно и Сам вернусь» (Берешит,
гл. 46, ст. 4). То есть Всевышний войдет в Египет и введет туда евреев. А потом
выведет евреев, и выйдет оттуда сам.
Яаков не шел в Египет, пока
Всевышний не сказал ему, что будет его сопровождать всю дорогу и выведет оттуда.
Ведь Всевышний находится с нами всегда. Наверху, в святости — когда мы на
духовном подъеме. И в самом низу — когда мы опускаемся даже на самые нижние
уровни духовной нечистоты. В Торе об этом сказано: «Я с ними в любой нечистоте»
(Ваикра, гл. 16, ст. 16).
Только после этого обещания
Яаков соглашается спуститься в Египет.
И мы действительно выходили
оттуда в состоянии нечистоты. До такой степени, что непонятно было, почему для
нас должно расступиться море. И почему для египтян — нет.
Ведь евреи были идолопоклонниками, такими же, как египтяне.
Именно из-за того обещания
Творца, что Он всегда будет с нами.
Обратите внимание, что тренер,
когда учит человека плавать, понимает, что человеку трудно войти в воду самому.
Поэтому тренер идет первым, а ученик — следом за ним. Когда же нужно выходить из
воды, то ученик, не умеющий плавать, выходит первым. А тренер — за ним.
Теперь понятно, почему фраза
звучит именно так: «Я спущусь с тобой в Египет, а потом верну тебя обратно и Сам
вернусь» (Берешит, гл. 46, ст. 4).
Ведь точно так же, как тренер,
Всевышний вошел первым в Египет. Народ — вслед за Ним (вначале фразы написано
слово «я», а «с тобой» написано после; а о выходе из Египта написано «верну
тебя, и Сам вернусь»).
Из этой фразы понятно, что народ
вышел из Египта первым, а Всевышний вышел вслед за ним.
Какие бы решения мы ни принимали
в жизни, какие бы ошибки ни совершали — никогда нельзя забывать, что Всевышний с
нами и ждет от нас поступков в любую минуту нашей жизни. Он любит нас, всегда с
нами — и когда мы живем по Торе, и когда отходим от нее.
Творец смотрит на нас, как
тренер на того человека, который учится плавать — ставя нас для тренировке во
все новые и новые ситуации. Чтобы научить нас Жить...
На основе комментария рава Баруха Розенблюма
(Израиль,
наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение
главы
Ваигаш
1. Не вгонять в стыд
Йосеф под маской могущественного
египетского вельможи вел жестокую игру с ничего не подозревающими братьями. Но
вот наступила кульминация. И мы читаем: «И не мог Йосеф больше сдерживаться при
всех и закричал: Выведите от меня всех! — и никто из египтян не находился там,
когда Йосеф открылся своим братьям» (Берешит, гл. 45, ст. 1).
Итак, Йосеф остался один против
десяти разгневанных мужчин, каждый из которых, как говорится в Мидраше
Ялкут Шимони, мог убить его одним ударом.
Согласитесь, весьма опрометчивый
поступок. И если бы развязка была трагической, братья так никогда бы и не узнали,
что своими руками совершили братоубийство. Но даже, когда Йосеф себя открыл,
опасность не миновала. Ведь двадцать два года назад, продавая Йосефа в рабство,
братья знали, что от него должен произойти Йеровам бен Нават, который будет
насаждать идолопоклонство в среде сынов Израиля.
И что же они видят сейчас?
Йосеф женат на дочери
египетского царедворца Потифара (они не знали, что это приемная дочь), одевается
на египетский манер, носит на шее золотое ожерелье. Наверняка, он уже стал на
путь идолопоклонства. И, значит, потомство его будет служить идолам. Разве стоит
такого оставлять в живых?
И Йосеф, конечно, это понимал и
брал в расчет. Только душевная мягкость не позволила ему ставить братьев в
неловкое положение, пристыдить их. Поэтому он приказал всем египтянам покинуть
помещение, хоть и поставил этим себя в опасное положение.
Главы поколений и духовные
наставники общин также отличались подобными качествами. Они предпочитали нести
материальные потери, чтобы только не задеть честь и достоинство другого еврея.
Иерусалимского праведника
рава Арье Левина (духовный наставник иерусалимской йешивы «Эц Хаим»;
Беларусь – Эрец Исраэль, 1855-1969 гг.) как-то пригласили в суд в
качестве ответчика. Он, якобы, подписал гарантийные обязательства по векселю.
Рав Арье хорошо помнил, что
ничего подобного не подписывал.
Быстрого взгляда было
достаточно, чтобы увидеть, что его подпись подделана. Истец понял, что его
сейчас ожидает разоблачение и от стыда опустил глаза. Но раби Левин, за
считанные секунды взвесив все «за» и «против», решил, что не станет позорить
еврея. Сглотнув, он объявил ровным, спокойным голосом, что подтверждает свою
подпись. И что у него есть только одна просьба: сумма долга слишком велика для
него и он просит разбить ее на платежи.
Суд удовлетворил просьбу, и
раввин сполна выплатил долг, к которому не имел ни малейшего отношения. Он
сделал это — чтобы публично не вгонять в краску еврея.
Перескажу еще историю,
произошедшую в общине рава Яакова-Йосефа Тверского.
В последний день Песаха, который
в том году выпал на шаббат, синагога была полна, как никогда. Кроме
постоянных прихожан, собралось еще много гостей. Один из них вызвался провести
молитву Мусаф. Он с воодушевлением затянул праздничный напев,
который в этой общине было не принято произносить, если праздник совпадал с
субботой.
Раввин Тверский отличался очень
строгим и даже педантичным следованием обычаям общины. И все ждали, что он
сейчас остановит хазана (ведущего молитву). Но рав хранил спокойствие, ни
один мускул у него на лице не дрогнул, и молитва шла своим чередом. После
окончания молитвы, ученики обступили рава Яакова-Йосефа.
— Ведь в нашей общине не принято
произносить этот напев в шаббат?!
— Да, это так, — согласился
раввин, — но в нашей общине также не принято вгонять еврея в краску.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий
Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия,
первая половина 18-го века)
2. Не смотреть в глаза злодею
Йосеф открывается братьям. Как
написано: «Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не смогли его братья ответить ему,
так как они оторопели» (Берешит, гл. 45, ст. 3).
Самый естественный вопрос,
который напрашивается здесь — почему братья до сих пор сами не узнали Йосефа?
Чтобы ответить на него,
рассмотрим фрагмент из Второй книги Мелахим.
Тогда Израиль был разделен на
Израильское царство и Иудейское. Во главе Израильского стоял царь Йеорам, сын
Ахава. Он был далек от праведности, и продолжал, хотя и в значительно меньшей
мере, злодейские деяния своего отца.
Мейша, царь Моава ежегодно
платил Израилю дань, присылая огромные стада овец и баранов. Но когда умер Ахав,
он прекратил платить. Йеорам решил пойти на него войной. И, чтобы увеличить
шансы на успех, он призвал себе в союзники царя Иудеи, праведного Йеошафата. Тот
согласился, и они выступили в поход.
Неожиданно у войска закончилась
вода. Йеорам увидел в этом недобрый знак:
— Всевышний отвернулся от нас и
предаст всех в руки Моава!
— Зачем гадать, ведь мы не
пророки, — удивился Йеошафат. — Давай обратимся к настоящему пророку.
Так оба царя оказались у пророка
Элиши. И сказал Элиша царю Израиля: «Что общего у меня с тобой? Ступай к
пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей!». А потом добавил: «Если бы я не
почитал Йеошафата, царя Иудейского, то я и не посмотрел бы на тебя, и не
взглянул бы на тебя» (Вторая книга Мелахим, гл. 3, ст. 14).
Элиша констатирует, что он даже
не взглянул бы в сторону Йеорама, если бы не царь Иудеи Йеошафат. Причем, Элиша
использует удвоение — «не посмотрел бы на тебя, и не взглянул бы на тебя».
Не только не посмотрел бы тебе в
глаза, но и вообще, даже не взглянул бы на тебя, так как присутствие злодея
уменьшает силу пророчества.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 28) говорится, что запрещено смотреть на злодея.
А в галахическом кодексе
Шульхан Арух, Маген Авраам устанавливает закон: запрещено смотреть
злодею в глаза, но просто смотреть на него — нет запрета.
О раби Иегошуа-Лейбе Дискине
(Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая
половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь) рассказывают такую историю.
Маскиль
(просвещенец) оговорил рава перед властями, как будто бы тот присвоил чужие
деньги, данные ему на хранение. Рава Дискина арестовали, и бросили в тюрьму.
Друзья наняли ему лучшего
адвоката, который оказался крещеным евреем.
Во время беседы с ним раби
Иегошуа Лейб все время смотрел вниз. Прощаясь, адвокат осведомился, почему
раввин не смотрит на него?
— Потому что запрещено смотреть
на злодея.
На суде адвокат обратился к
судье и сказал:
— Мой подзащитный знает, что
всецело зависит от меня. Тем не менее, он ни разу даже не взглянул на меня,
потому что, по закону его Торы — запрещено смотреть в лицо злодея. Неужели,
кому-то может прийти в голову, что он опустится до воровства?
Судья тут же оправдал рава
Дискина.
Аналогичный случай произошел с
Хафец Хаимом (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века).
Во время Первой мировой войны
одного из учеников его йешивы оклеветали и обвинили в шпионаже. По законам
военного времени ему грозила смертная казнь. Хафец Хаим пришел в суд, чтобы
свидетельствовать в пользу подсудимого.
Перед тем, как он начал давать
показания, адвокат юноши рассказал об одном случае, чтобы судья составил лучшее
представление о нем. Когда, однажды, на вокзале у Хафец Хаима украли пальто, он
долго гнался за вором. Но не для того, чтобы его поймать. Вдогонку он кричал,
что полностью прощает его.
— Ты думаешь, я поверю в эту
историю? Ты думаешь, я сочту ее правдивой?! — отреагировал на это судья.
— Можешь верить или не верите,
но есть тут один неоспоримый факт: ни о тебе, ни обо мне подобных историй не
рассказывают…
Теперь вернемся к братьям
Йосефа.
Они, конечно же, считали злодеем
вероломного египетского вельможу. И поэтому не всматривались в его лицо. И
только, когда он объявил, что он — Йосеф, братья впервые подняли на него глаза и
увидели, что перед ними их брат.
на основе комментария рава Шломо Соболя
(Двинск – Иерусалим, 1901-1969 гг.)
3. Перед правдой — не
устоять
Йосеф прекращает игру и
открывается братьям. И, что же они?
Написано в нашей недельной
главе: «И не смогли его братья ответить ему, так как они оторопели» (Берешит,
гл. 45, ст. 3).
Но почему — оторопели? Ведь
Йосеф не угрожал им местью. Так от чего они лишились дара речи?
Продавая двадцать два года назад
Йосефа в рабство, братья считали, что поступают по справедливости, и в
соответствии с законом. В их глазах Йосеф был гордецом, любой ценой стремящимся
захватить власть и подчинить их себе. Избавившись от брата, они решили, что
справедливость восторжествовала.
Спустя много лет, оказавшись в
Египте, братья вспомнили о Йосефе.
Мы его хорошо проучили, и теперь
он может вернуться домой, — думали они. В Египте братья искали Йосефа среди
людей нечестивых и безнравственных, полагая, что его природа приведет его туда.
Да и когда Яаков прибыл в Египет
и после многолетней разлуки встретился с Йосефом, он не упал ему на грудь, не
обнял. Это Йосеф упал ему на грудь в избытке чувств. Но Яаков вначале
сдерживался. Он не был уверен в моральной стойкости сына.
Йосеф был необычайно красив, а
красота — весьма опасное качество. Особенно — в богатой стране, не отличавшейся
строгими нравами. Так что, кто знает, какие падения довелось изведать Йосефу,
когда он оказался один-одинешенек в царстве распущенности, бесстыдства и
похоти?!
Только когда Йосеф открылся
братьям, наступил момент истины. В одно мгновение они осознали, что все их
предубеждения оказались неверными. Они увидели истину и праведника, стоящего в
ее лучах. Они вдруг поняли, насколько заблуждались тогда, когда ненавидели юного
Йосефа, и насколько он выше и щедрее их духовно теперь, так что даже мстить им
не будет.
Сейчас стало ясно как день, что
сны Йосефа — пророчество, и его стремления были абсолютно чисты, а они сами все
эти годы жили с чудовищной ошибкой в сердцах.
Увидев и осознав все это, братья
ужаснулись. Ужаснулись тому, как они были далеки от правды во всем, что касается
Йосефа.
В Талмуде (трактат Эрувин,
лист 21) говорится, что тот, кто высмеивает слова Учителей, кто глумится над
ними — заслуживает самого сурового наказания. И когда человек осознает,
насколько он заблуждался, насколько был глуп, глумясь над словами Мудрецов, ему
станет так стыдно, как будто он провалился в выгребную яму, и по горло стоит в
нечистотах. Тогда не будет предела его стыду.
Подобный стыд испытали и братья,
когда им открылась вся правда, связанная с Йосефом.
Йосеф произнес всего два слова —
«Я Йосеф». И посмотрите, какую бурю эмоций это вызвало. И тут же открылась
истина. И братья осознали всю правоту Йосефа и глубину своего заблуждения.
Примерно то же произойдет и в
момент, когда нам откроется Всевышний, произнеся всего два слова — «Я — Творец».
И все люди сразу увидят Истину и поймут, насколько они заблуждались все это
время. И это спровоцирует чувство сильного стыда, благодаря которому произойдет
искупление и избавление...
на основе комментария Хафец Хаима
(раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
4. Каждый — в
соответствии с тем, чего он стоит
Когда Йосеф открылся братьям, те
были шокированы. Об этом в нашей недельной главе написано: «Я Йосеф. Жив ли еще
мой отец? И не смогли его братья ответить ему, так как они оторопели» (Берешит,
гл. 45, ст. 3).
А вот, что говорится в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 93): Берегитесь дня Суда,
берегитесь дня обличений! Билам, мудрейший из язычников, но не может устоять
перед обвинениями собственной ослицы. Йосеф был младшим среди братьев, но они не
смогли устоять, когда он только назвал себя. Что же будет с нами, когда
Всевышний начнет обличать каждого, в соответствии с тем, чего он стоит и что из
себя представляет?!
Что стоит за оборотом: обличать
в соответствии с тем, чего он стоит?
Допустим, перед нами предстал
некий мужчина лет 50-ти, средней упитанности, слегка лысоватый, в очках. И нам
нужно взвесить и оценить его дела и поступки, а затем вынести вердикт.
Мы можем поместить его на одну
чашу весов, а на другую усадить почтенного старца, убеленного сединами. И когда
в окошке щелкнет циферка, нужно будет недовольно поднять брови: «Этому
почтенному джентльмену хорошо за 80, а прегрешений вчетверо меньше, чем у
тебя!».
На этом мы не остановимся и
подведем нашего мужчину к другим весам, а на них уже будет резвиться молоденький
хлопчик.
«Смотри, тебе не стыдно? Мальцу
едва исполнилось 16, а он уже вдвое переплюнул тебя по заповедям!».
После таких взвешиваний, дядя,
согласитесь, будет готов сгореть от стыда. Поэтому, Всевышний, когда настанет
Судный День, в целях противопожарной безопасности, ни с кем не станет сравнивать
нас. Он вынесет заключение о каждом — в соответствии с тем, кто он есть. То есть
человека, если и будут сравнивать, то только с ним самим.
Хороший костюм стоит недешево.
Впрочем, есть возможность приобрести качественный костюм не так дорого. Многие
бренды распродают остатки коллекций в специализированных магазинах — аутлетах (в
Израиле они называются одафим) — со значительными скидками.
Один учащийся йешивы, которому
пришло время обновить свой гардероб, решил сэкономить. В учебное время он поехал
из Иерусалима в Кирьят Гат, потому что именно там находился заветный аутлет.
Вернувшись в йешиву с обновкой,
он встретил своего раввина, который поинтересовался, почему он отсутствовал
несколько часов. Ученик помахал пакетом с костюмом и рассказал о сэкономленных
деньгах.
Всегда трудно понять, как
Всевышний вознаградит за выполнение заповедей. И ведь злодеев он вознаграждает
уже в нашем мире. Хотя сказано, что награда за заповеди в нашем мире
отсутствует.
Как все это уместить в единую
систему?
На помощь приходит Мидраш.
Человека оценивают в
соответствии с тем, чего он стоит. В соответствии с тем — как он сам оценивает
собственное соблюдение заповедей. Во сколько сам он оценивает заповеди, которые
выполняет, такова и будет его награда.
Ты пропустил четыре часа
изучения Торы. Зато ты сэкономил двести шекелей. Значит свой час изучения Торы,
ты оцениваешь в 50 шекелей. Такую награду ты и получишь...
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш
Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го
5. Всевышний всегда с
нами
Однажды рав Шломо Карлебах
(1925-1994 гг.) был проездом в Техасе. Незадолго до наступления шаббата к
синагоге, где он находился, подъехал джип-внедорожник. Из него вышел далеко не
по-еврейски одетый человек и спросил: «где тут миква?».
В разноцветный рубахе, в
ковбойской шляпе — он не был похож на еврея.
— Зачем тебе миква? Разве
ты еврей и соблюдаешь заповеди? — спросил его рав Карлебах.
Тогда тот человек поведал ему
свою историю.
— Мой отец был вижницким
хасидом. По субботам вокруг раби собирались хасиды. Он раздавал им еду со своим
особым благословением и обучал Торе. Дети, как правило, не понимали, о чем
разговор. Но атмосфера была очень хорошая.
Однажды раби заговорил так четко
и понятно, что дети начали прислушиваться к тому, что он говорил. А говорил он
вот о чем. Иногда человек хочет сделать что-нибудь хорошее. Но тут проявляется
злое начало и говорит ему: «посмотри на себя, как ты выглядишь. Посмотри, как
ведешь себя. Посмотри и пойми, кто ты. Ведь ты далеко не праведник. Как вчера
делал плохое, так же и завтра будешь. Так зачем стараться? Цадиком стать
собираешься, что ли?».
Написано, что Всевышний
проверяет нас в единицах времени. В Танахе (книга Иова, гл. 7, ст.
18) написано: «Ле регаим тибахнену" (в разные моменты будет нас испытывать). Через
наши действия, через ситуации, в которые мы внезапно попадаем. Через хорошие
желания, которые внезапно приходят нам в голову, и мы сами выбираем,
реализовывать их или нет. И Он может проверить нас именно в это время. Значит,
обязательно сделай это хорошее действие сейчас. Иначе упустишь момент. Сделай
это, даже если знаешь, что через пять минут нарушишь снова.
И тогда раби посмотрел мне прямо
в глаза, положил руку мне на голову и сказал: «сынок, никогда не забывай то, что
сейчас услышал».
Через год наша семья переехала в
Америку. Очень быстро я отошел от традиций. Но слова раби прочно засели в моей
голове. Каждый раз, когда мне хочется сделать что-то хорошее, я иду и делаю, не
задумываясь. Так же, как сегодняшний поход в микву.
— Всевышний любит каждого из нас
в любом состоянии, — резюмировал рав Шломо.
Яаков боялся спускаться в
Египет. Ибо Египет считался корнем идолопоклонства и зла, срамным местом земли.
Яаков боялся, что пребывание там
пагубно повлияет и на него, и на его потомство.
Всевышний сказал ему: «Не бойся,
Яаков. Я спущусь с тобой в Египет, а потом верну тебя обратно и Сам вернусь» (Берешит,
гл. 46, ст. 4). То есть Всевышний войдет в Египет и введет туда евреев. А потом
выведет евреев, и выйдет оттуда сам.
Яаков не шел в Египет, пока
Всевышний не сказал ему, что будет его сопровождать всю дорогу и выведет оттуда.
Ведь Всевышний находится с нами всегда. Наверху, в святости — когда мы на
духовном подъеме. И в самом низу — когда мы опускаемся даже на самые нижние
уровни духовной нечистоты. В Торе об этом сказано: «Я с ними в любой нечистоте»
(Ваикра, гл. 16, ст. 16).
Только после этого обещания
Яаков соглашается спуститься в Египет.
И мы действительно выходили
оттуда в состоянии нечистоты. До такой степени, что непонятно было, почему для
нас должно расступиться море. И почему для египтян — нет.
Ведь евреи были идолопоклонниками, такими же, как египтяне.
Именно из-за того обещания
Творца, что Он всегда будет с нами.
Обратите внимание, что тренер,
когда учит человека плавать, понимает, что человеку трудно войти в воду самому.
Поэтому тренер идет первым, а ученик — следом за ним. Когда же нужно выходить из
воды, то ученик, не умеющий плавать, выходит первым. А тренер — за ним.
Теперь понятно, почему фраза
звучит именно так: «Я спущусь с тобой в Египет, а потом верну тебя обратно и Сам
вернусь» (Берешит, гл. 46, ст. 4).
Ведь точно так же, как тренер,
Всевышний вошел первым в Египет. Народ — вслед за Ним (вначале фразы написано
слово «я», а «с тобой» написано после; а о выходе из Египта написано «верну
тебя, и Сам вернусь»).
Из этой фразы понятно, что народ
вышел из Египта первым, а Всевышний вышел вслед за ним.
Какие бы решения мы ни принимали
в жизни, какие бы ошибки ни совершали — никогда нельзя забывать, что Всевышний с
нами и ждет от нас поступков в любую минуту нашей жизни. Он любит нас, всегда с
нами — и когда мы живем по Торе, и когда отходим от нее.
Творец смотрит на нас, как
тренер на того человека, который учится плавать — ставя нас для тренировке во
все новые и новые ситуации. Чтобы научить нас Жить...
На основе комментария рава Баруха Розенблюма
(Израиль,
наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения