New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 28, ст. 10 - гл. 32, ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в
Харан...”.
И вышел на иврите - вайеце .
Обсуждение главы
Вайеце
30.11.03
В современном мире обычно считают,
что имя
человека - не более чем «знак», позволяющий идентифицировать личность, узнать, о
ком именно идет речь. Детям подбирают имена, как правило, руководствуясь
«эстетическими» соображениями или называют их в честь близких родственников,
полагая, что имя не имеет принципиального значения и «ярлык», который
«приклеивают»
к человеку на
всю жизнь, никак не связан с его внутренней сущностью.
Еврейская традиция относится к этому совершенно иначе. Наши Учителя
объясняют, что в момент, когда родители должны дать имя ребенку, их души
посещает руах а-кодеш («священная искра», в данном контексте, наверное,
точнее было бы сказать - духовное озарение). И то имя, которое им «подсказано»
Свыше ,
отражает особенности
души их ребенка, его нешамы, его духовного «я».
В Талмуде (об этом, в частности, сказано в трактате Йома, лист
83) подчеркивается, что еврейское имя очень точно отражает сущность
человеческого характера. Родители, называя своего ребенка тем или иным именем,
как будто бы видят его нешаму - его «духовную сущность».
В нашей недельной главе рассказывается о рождении двенадцати сыновей Яакова,
которые стали основоположниками двенадцати колен Израиля. При этом дается
детальное описание, как и при каких обстоятельствах будущие представители колен
получали свои имена .
И вот что интересно: читая текст, мы видим, что заботу дать имя сыну все
время берут на себя матери, а отец, создается такое впечатление, как будто бы и
вовсе не принимает в этом участия.
Тора сообщает, что все выбранные нашими праматерями имена явились как бы
олицетворением тех отношений, которые складывались у жен Яакова с мужем. История
выбора имен разворачивает перед нами картину непрекращающегося их
соперничества .
Каждая
старается завоевать его расположение и любовь, чтобы безраздельно завладеть
сердцем Яакова.
И тут возникает закономерный вопрос: могут ли выражать характер и духовную
сущность колен имена, подобранные на основе такого, весьма «сомнительного»
принципа?
Традиция отвечает на этот вопрос однозначно: именно это и есть наиболее
правильный метод определения имени. Ибо характер, духовная сущность человека -
отражение особенностей взаимоотношений родителей в период его зачатия,
внутриутробного развития и появления на свет.
А теперь убедимся в этом на конкретных примерах.
Лея, к примеру, дает своему третьему сыну имя - Леви, что означает -
«прильнет к…». В Торе об этом написано: «И зачала еще и родила сына, и сказала:
теперь-то мой муж прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей…» (Берешит,
гл. 29, ст. 34).
Этот ребенок в дальнейшем окажется основателем рода, роль которого будет
состоять в реализации связи между Всевышним и народом Израиля
- потомки Леви
стали коэнами и левитами (служителями в Храме; коэны
осуществляли процедуры приношений, а левиты сопровождали служения в Храме
пением и несли ответственность за содержание Храма).
Устная Тора сообщает, что это имя одобрил Сам Всевышний, ибо сказано: « …От
этого наречено ему имя Леви» (там же).
Итак, Лея не ошиблась в своем видении сути ребенка. Она чувствовала: если сын
самим фактом своего рождения усилит и укрепит ее близость с Яаковом, это не
будет случайностью. Это произойдет благодаря той духовной силе, которая была
заложена в нем .
Леви обладал умением сближать людей не потому, что был рожден третьим, а
потому что это качество было его сущностью …
01.12.03
Четвертому сыну Лея дает имя - Иеѓуда. Оно образовано от слова ѓода,
что в переводе с иврита означает - «благодарить». В Торе об этом читаем: «И
зачала еще, и родила сына, и сказала: на этот раз возблагодарю Всевышнего…» (Берешит,
гл. 29, ст. 35).
В знак благодарности Лея и нарекла сына Иеѓудой. И перестала рожать.
Комментируя этот отрывок, Раши
(раби Шломо бен
Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век)
дает такое объяснение.
Лея, как все наши праматери, обладала пророческим даром. Она знала, что у
Яакова будет двенадцать сыновей - от всех его четырех жен. По простому
«арифметическому» расчету получалось, что у каждой жены Яакова должно было быть
по три сына. Но Лея родила - четвертого, что следовало, вероятно, воспринимать
как особое благоволение Свыше.
Иеѓуда стал основоположником колена, от которого берет свое начало царский
род. Все цари народа Израиля, в том числе - Давид и Шломо, произошли из колена
Иеѓуды.
Царь Давид подарил миру удивительные псалмы (Теилим),
выражающие безмерную благодарность Всевышнему. Его сын, царь Шломо - автор книги
Шир а-Ширим (Песнь Песней), содержание которой - высшее
выражение любви между Всевышним и еврейским народом.
Эти примеры
в исторической
перспективе демонстрируют нам,
что царская
власть подразумевает талант, особое умением выражать благодарность Творцу.
И это - не случайно.
Царь в еврейской истории - выразитель, квинтэссенция сущности «характера
своего народа». Он - соединительное звено между Всевышним и евреями. Как сказано
в Танахе: «А Ты, Святой, обитаешь в славословиях народа Израиля!» (Теилим,
гл. 22, пс. 4).
Смертный, как все люди, еврейский царь - воплощение хвалы, воздаваемой
Всевышнему народом Израиля.
Теперь, когда мы убедились, что связь между душой человека и его именем
действительно существует, попробуем разобраться в «механизме» этого явления
Согласно еврейской традиции, отношения мужа и жены строятся, прежде всего, на
духовной основе. Так было всегда, начиная с Адама.
В Торе читаем: «И сотворил Всевышний человека по образу Своему, по образу
Всесильного сотворил его, мужчину и женщину - сотворил Он их»
(Берешит,
гл. 1, ст. 27).
Только пара - мужчина и женщина, - говорят наши Учителя, - способны
«воплотить» полный образ Всевышнего. Муж и жена, объединенные еврейским браком,
представляют две половинки единого духовного целого. Только вместе они
составляют образ Всевышнего (на иврите - целем Элоким). Еврейский брак не
рождает связь, которая закрепила бы отношения супругов. Но именно брак
воссоздает уникальное проявление Божественного образа - образа, который
олицетворяет союз двух душ. Стоит ли удивляться, что души детей, рожденные в
этом браке, оказываются под сильным влиянием духовной связи между их родителями? ..
02.12.03
Но если это так, как же возможно, чтобы у человека было несколько жен?
Реально ли, чтобы одна душа составляла единство одновременно с двумя
душами?
Попробуем ответить на этот вопрос на примере судьбы Яакова.
В Торе написано: «А у Лавана - две дочери; имя старшей - Лея, имя младшей -
Рахель. У Леи глаза слабые, а Рахель была красива станом и красива видом…»
(Берешит,
гл. 29, ст. 16).
Комментируя этот отрывок, Раши объясняет, что глаза Леи «ослабли», потому что
она много плакала, боясь, что получит в мужья Эсава. Как мы знаем, у Ривки было
два сына, а у Лавана - две дочери. И получалось, что старшая дочь (Лея) должна
выйти замуж за старшего сына Ривки - Эсава, а младшая, Рахель - за Яакова.
Яаков полюбил Рахель с первого взгляда. Он мгновенно признал в ней свою
«вторую половинку» (Берешит, гл. 28, ст. 18), почувствовал, что
между ними существует духовная связь. Как и следовало ожидать, к Лее он был
абсолютно равнодушен.
Со временем, однако, с Яаковом произошла метаморфоза, он стал человеком с
дополнительным духовным измерением. После сражения Яакова с малахом
(некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей - подробнее об
этом см. в
обзоре недельной главы Вайеце, первый годовой
цикл), который, как говорят Учителя, являлся духовной силой Эсава, Яаков
получает другое имя. В Торе об этом сказано: «Не Яаков отныне имя твое, а
- Исраэль, ибо
ты боролся с малахом…
и победил» (Берешит, гл. 32, ст. 29).
В свете концепции о связи имени с духовным содержанием человека, новое имя
Яакова -
Исраэль, должно
представлять тот духовный аспект личности Яакова, который он каким-то образом
приобрел уже после своего рождения. Отсюда можно сделать вывод: в одном человеке
(Яакове) проявились как бы две личности, две индивидуальности: одна - под именем
Яаков, другая - Исраэль. А поскольку, как мы уже говорили, союз между мужчиной и
женщиной олицетворяет образ Всевышнего, каждое из имен Яакова должно было иметь
свою женскую «половинку». Поэтому Яаков имел двух жен: Рахель, чья душа
составляет духовную целостность с душой Яакова и Лею, дополняющую духовную
целостность Исраэля.
Такая «двойственность» личности Яакова, как отмечают комментаторы -
неизбежное следствие того, что Яаков присвоил благословение, изначально
предназначенное Эсаву. Когда Яаков взял на себя лидерство, которое обычно
принадлежит первенцу (см. на сайте обзор недельной главы Толдот,
третий годовой цикл), Эсав оказался перед трудным выбором. Несмотря на то, что
формально лидерство было отдано Яакову, он, если бы решился на это, все равно
мог занять главенствующую позицию в формировании еврейского народа. В противном
случае ему предстояло вообще отказаться от еврейства. Эсав выбрал второй вариант
развития событий.
Такой его выбор, однако, породил серьезную духовную проблему. Эсав был одарен
приблизительно половиной духовного потенциала будущего еврейского народа, и
пустоту, образовавшуюся в результате его ухода, следовало заполнить.
Яаков, став причиной отказа Эсава от еврейства, был вынужден приобрести
дополнительное духовное измерение - чтобы компенсировать ту духовность, которую
народ Израиля мог потерять. Сражение Яакова с малахом, символизирующим
духовную силу Эсава, закончилась победой Яакова. И это означало, что Эсав эту
силу утратил. Поэтому и получил Яаков имя Исраэль после битвы с малахом …
03.12.03
В процессе воспроизводства потомства каждому из супругов отведена особая
роль. Духовный потенциал еврейского ребенка привносится отцом. Роль матери
заключается в ее способности внести в физический мир это новое духовное
измерение.
Духовное взаимодействие мужа и жены выражено в ивритском слове захар,
что в переводе означает - «мужчина». Слово захар имеет ту же гематрию
(числовое значение), что и слово браха (благословение). В Талмуде об этом
сказано: муж должен бережно относиться к достоинствам жены, потому что именно
она наполняет дом благословением (см. трактат Бава Мециа, лист 59;
отчасти, но лишь в общих чертах, эта тема затронута и в нашем обзоре этого листа
- см. на сайте
обзор
листа 59).
Мужчина может быть источником благословения, но только благодаря женщине это
благословение реально проявляется в нашем мире .
Каждая супружеская пара, как мы уже говорили - олицетворяет собой образ
Всевышнего, который по определению всегда имеет женский аспект. Только женщина
имеет способность привнести в наш физический мир созданный парой уникальный
образ Творца .
В Талмуде говорится: за сорок дней до зачатия ребенка на Небесах
провозглашают - дочь такого-то предназначена такому-то (см. на сайте
обзор
листа 2, трактата Сота ).
«Половинкой» Яакова была Рахель, которую Всевышний создал для того, чтобы в
будущем она выразила духовный потенциал, содержащийся в имени Яаков.
Когда Эсав решил отказаться от своего еврейства, его утраченный для
еврейского народа духовный потенциал мог компенсировать только Исраэль (как мы
помним, это имя получил Яаков после победы над малахом Эсава). Но - не
один, не сам по себе. А в паре с женщиной, предназначенной для реализации
духовного потенциала, выраженного именем - Израиль. И для этой цели подходила
лишь Лея, которая изначально должна была стать женой Эсава .
Однако комбинация двух духовных потенциалов в одном человеке дает любопытный
эффект. В момент, когда Яаков покидал родительский дом, он, несомненно, обладал
гораздо большей духовностью, чем его брат. Но с добавлением духовного потенциала
Эсава ситуация изменилась. Посмотрим, как оценивает ее Тора.
Читая дальнейший текст, мы можем заметить: если еврейский народ понижает свой
духовный уровень, Тора именует его «Яаковом»; если еврейскому народу удается
подняться к духовным вершинам, Тора говорит о нем - «Исраэль ».
Казалось бы, все очевидно: Исраэль - это Яаков плюс Эсав. Но в том-то и дело,
что целое в данном случае намного значительнее, чем простая сумма
составляющих. Ведь именно Лея, вторая «половинка» Израиля, стала
прародительницей династии еврейских царей (все цари, как говорилось выше,
произошли из колена Йеѓуды, четвертого сына Леи), еврейских священников (третий
сын Леи - Леви) и мудрецов Торы (которые произошли от Иссахара, тоже сына Леи),
хотя все эти ее сыновья были рождены еще до сражения Яакова с малахом
Эсава…
04.12.03
События, описанные в нашей недельной главе, относятся к тому времени, когда
Яаков окончательно приобрел высокий духовный потенциал, содержащийся в имени
Исраэль, которое, как мы говорили выше, было ему дано малахом Эсава,
когда Яаков одержал победу в сражении с ним. «Официальное» получение нового
имени стало для Яакова завершением процесса достижения определенного, очень
высокого, духовного уровня. В битве с малахом
он окончательно
завладел благословением, которое дал ему Ицхак, продемонстрировав, что получил
его по праву.
Важно отметить, что Яаков сразился с малахом Эсава только после того,
как Рахель родила своего первенца Йосефа. Теперь Яаков решился покинуть дом
своего тестя Лавана и почувствовал, что готов к противоборству с Эсавом.
Однако его мучили сомнения. И в этом нет ничего удивительного. В Торе
написано, что перед встречей с Эсавом Яаков молился, обращаясь к Творцу: «О,
избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава, ибо я боюсь его: может быть, он
придет и убьет меня и мать с детьми» (Берешит, гл. 32, ст. 12).
Надо сказать, что до того, как Яаков получил имя Исраэль, дети Леи были в
опасности.
Дело в том, что Яаков мог достичь духовного уровня Исраэля лишь в результате
роста духовного уровня, содержащегося в имени Яаков. И тут он нуждался в помощи
Рахели, второй половинки Яакова, которая (и только она одна) обладала
возможностью дать этой духовности ее материальное воплощение. Ибо духовность
растет и развивается, если она предварительно выражена в нашем мире. Если бы
Рахель осталась бездетной, духовность Яакова никогда не получила бы материальное
воплощение, и Яаков никогда не стал бы Исраэлем. Пока Рахель не родила Йосефа,
оба события - и сражение с малахом Эсава и приобретение имени Исраэль -
были под
сомнением. А вместе с тем и духовное формирование еврейского народа оставалось
бы в состоянии неопределенности.
Дети Леи явились материальным выражением более высокого духовного уровня,
выраженного именем Исраэль. Так что, зависимость Леи от Рахели - очевидна.
У Яакова не было намерения жениться на Лее. Потому что он знал, что
предназначенная ему «половинка» - Рахель. Он полюбил Рахель и стремился к ней
всем сердцем. Но именно Рахель и придумала обман, в результате которого Лея
стала женой Яакова.
Таким образом, выходит, что Яаков обрел имя Исраэль обманным путем - и с
мужской и с женской стороны. Вначале Яаков обманул Ицхака, чтобы получить
благословение, предназначенное Эсаву. Затем Рахель обманула Яакова и подстроила
его брак с Леей, изначально предназначенной Эсаву. Поэтому можно сказать, что в
каком-то смысле Рахель - мать всех сыновей Яакова. Ведь только благодаря
ей, дети Леи и духовность, которая была в них заложена, «материализовалась» в
нашем мире .
Наши праматери обладали пророческим даром и потому понимали смысл духовности,
которую они должны были привнести в этот мир. Каждая стремилась к служению
Всевышнему, раскрывая в нашем мире Его образ. В этом они не пытались превзойти
друг друга. Рахель искала духовную связь с Яаковом, а Лея - с Исраэлем.
Обе - и Рахель и Лея - демонстрируют
внутреннюю силу
еврейской женщины. История жизни каждой из них - модель, показывающая, что роль
еврейской женщины - наполнять
физический мир
духовностью.
В мире существуют два типа творчества. Люди, творческие способности
которых относятся к первому типу, наполняют наш мир идеями. Но, как известно,
многие идеи от момента появления до - реализации проходят длинный путь. Для
того, чтобы идея вошла в жизненную практику, нужен второй тип творческой
личности. К этому, второму типу и относится еврейская женщина. Благодаря ее
усилиям идеи иудаизма пришли в наш мир…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|