Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32,
ст. 3.
Почему она так называется?
Первая фраза главы сообщает: “И вышел Яаков из
Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите — вайеце .
Обсуждение главы
Вайеце
10.11.02
Сразу же, в первой фразе нашей недельной главы, мы
находим несколько необычное употребление глагольных
форм. Глаголы вайеце (вышел) и вайелех
(пошел) в принципе указывают на будущее время, но буква
вав, как бы переводит их в прошлое. И это, как
говорят комментаторы, дает нам понять, что в судьбе
Яакова должны произойти резкие перемены.
Однако, прежде чем приступить к рассказу, в чем суть
этих перемен, ненадолго вернемся к предыдущей недельной
главе, чтобы все, о чем мы будем говорить, было
понятным.
Итак, предыдущая недельная глава — Толдот
— тоже заканчивается подобной фразой
(такое
же употребление глагольных форм),
содержащей намек на знаменательные перемены. Правда, в
судьбе Эсава. Эта фраза звучит так: “И пошел Эсав к
Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама...
себе в жены...” (гл. 28, ст. 9).
Ни прежде, ни потом Тора не упоминает о каких-либо
контактах Эсава с Ишмаэлем. И вот, после того, как Ицхак
дает благословение Яакову на владение землей, которую
впоследствии назовут Эрец Исраэль, Яакова он
отсылает к Лавану, а Эсав идет к Ишмаэлю.
Тора объясняет: “Эсав увидел, что плохи дочери
Кенаана в глазах Ицхака, его отца” (гл. 28, ст. 8).
Эсав, казалось бы, поступает как хороший сын. Мудрецы
неоднократно ставят в пример его сыновнюю преданность.
Впрочем, Мидраш отмечает, что Ицхак ослеп от
курений идолам, которые совершали жены Эсава. Так
что Эсав, подчеркнем, до этого момента об отце не
очень-то заботился. И тут вдруг...
В предыдущем обзоре мы уже говорили о двойственности
его натуры (см.
на сайте
обзор недельной главы
Толдот,
второй годовой цикл). Он вроде бы стремится исполнить
волю отца и берет другую жену, однако и с прежними
женами не разводится, хотя они и досаждают отцу. Вряд ли
намерение Эсава взять в дом еще одну жену Ицхака
обрадовало.
Если так, зачем Эсав это делает ?
Естественно предположить, что, потерпев поражение в
соперничестве с Яаковом, ослабив связь с отцом и потеряв
надежду на наследство, он заключил брак по расчету. Для
того, чтобы установить дополнительное, более прочное
родство с другим сыном Авраама — Ишмаэлем, соперником,
завистником и ненавистником отца, который в свое время
оказался в подобной ситуации.
11.11.02
Еврейская традиция сообщает, что Эсав (которого
называют также Эдом), поняв, что убить Яакова ему не
удастся, решил, что перед приходом Машиаха передаст
народ Израиля в руки Ишмаэля, чтобы Ишмаэль совершил то,
что не сумел сделать раньше.
Кроме того, говорится, что “царство Эдома”, последнее
и самое тяжелое изгнание еврейского народа, которое
длится до сих пор, и на которое в нашей недельной главе
намекает сон Яакова (см. на сайте
обзор недельной
главы Вайеце, первый годовой цикл),
включает в себя и притеснение евреев Ишмаэлем.
Также и последняя война с Израилем, которую называют
войной Гога и Магога, может означать сотрудничество этих
двух обиженных братьев в деле уничтожения евреев. Такое
же, например, как сотрудничество иерусалимского муфтия и
Гитлера, где один вдохновлял другого и помогал другому
“окончательно решить” еврейский вопрос.
Истоком этих событий и является как раз женитьба
Эсава, который, не разведясь со своими
женами-идолопоклонницами, берет в жены арабку по имени
Махалат (что в переводе на русский язык означает —
“болезнь”).
А Яаков, спасаясь от ненависти брата, вышел из
Беер-Шевы и направился к Лавану, чтобы обрести себе
верную жену.
Яаков, несмотря на то, что было ему больше 60-ти лет,
не спешил жениться. Недаром он назван в Торе иш
огалим — человек шатров.
Мидраш сообщает, что сначала он многие годы
учился в шатрах Шема (сына Ноаха) и Эвера (правнук Шема),
нееврейских мудрецов, познавших веления Творца, чтобы
научиться, как соблюдать Его Закон во враждебном
окружении.
Говорят наши Учителя: если человек посвящает себя
изучению Торы и праведным делам, суженая его все равно
дождется. И наоборот, даже если женится человек на своей
суженой, но еще не достиг той духовной ступени, на
которой должен находиться женатый мужчина — не
подготовлен к браку, не знает для чего и как жить —
такой брачный союз может распасться. И руки разведенной
с ним жены удостоиться тот, чья жизнь посвящена
Всевышнему.
По дороге из Беер-Шевы в Харан, Яков видит во сне
лестницу (см. на сайте
обзор недельной главы
Вайеце, первый годовой цикл), и Творец
подтверждает благословение Авраама, данное Яакову
Ицхаком.
Но после этого возвышенного откровения Яаков дает
очень странный обет. В главе читаем: “Если со мною будет
Всевышний, и сохранит меня на том пути, по которому я
иду, и даст мне хлеб для еды и одежду, в которую я смогу
облачиться, и возвращусь с миром в дом отца моего, то
Всевышний Всесильным будет для меня. А этот камень,
который я поставил как памятник, будет домом Творца, и
из всего, что дашь мне, буду посвящать Тебе десятину”
(гл. 28, ст. 20-22).
Эти слова и в самом деле кажутся странными. О чем
говорит Яаков. Ведь Всевышний только что все это ему
обещал. И еще: почему Яаков ставит Творцу условия, да
еще такие материальные? Говорит о “хлеб для еды и
одежде” (остальное ему уже было обещано)... Ведь исходя
из содержания Торы, мы склонны, скорее, предположить,
что он будет выполнять, все, что от него требуется,
бескорыстно — из любви к Всевышнему. Даже если Творец не
все ему даст...
12.11.02
Итак, Яаков не заключает деловой договор: ты – мне, я
– тебе. Он дает недер – обет. Зачем?.. И для чего
включает в него такие условия?
Обет давали наши отцы, чтобы перед Творцом связать
себя определенным обязательством, чтобы утвердить
собственное намерение и придать ему силу. Они знали:
взяв на себя что-то перед Творцом, нельзя отступиться и
не выполнить, даже если задача окажется очень трудна. Но
если ее выполнить, можно подняться в духовном развитии
на более высокую ступень и быть ближе к Всевышнему.
Обет — словесное выражение какого-либо решения. И
даже если Имя Всевышнего при этом не произнесено, к
человеку уже предъявляются повышенные требования. И наши
отцы стремились пройти все испытания, ибо им было
ведомо, что нарушителю обета придется расплатиться еще
на земле или в будущем мире.
Поэтому даже самые простые вещи, например, “я приду в
восемь”, верующий еврей произносит с осторожностью,
сопровождая обещание словами бли недер — без
обета.
В силу этого, Яаков, как человек мудрый и праведный,
предельно осторожен в своих словах, обуславливая
исполнение того, к чему стремится его душа, всеми
необходимыми материальными условиями для реального
исполнения своего намерения.
Однако читая текст приведенной выше цитаты, мы
недоумеваем. Слова Яакова — “хлеб для еды и одежду,
чтобы облачиться” — кажутся нам лишними. Ведь сказал же
он — “сохранит меня на том пути, по которому я иду... и
возвращусь с миром в дом отца моего”. Разве это не
предполагает, что Творец даст ему все необходимое, в том
числе, и одежду и хлеб, без чего он не сможет
благополучно вернуться? Зачем же тогда Яаков
упоминает об этом?
Давайте посмотрим, как именно выражено это условие в
оригинале — на иврите, где очевидно просматривается
двойная тавтология: лехем леехоль вебегед лилбош
(хлеб для еды и одежду, в которую я смогу облачиться).
Яков не говорит: “даст мне еду (охель)
и одежду (левуш)”, а “хлеб для еды
и одежду — облачиться”. К основным потребностям человека
он добавляет нечто дополнительное...
13.11.02
Хлеб, при всей его обыденности — основа питания
человека. Только после еды с хлебом мы произносим
длинное благословение Творцу – Биркат а-Мазон —
благословение, в котором мы благодарим Всевышнего зато,
что Он дает нам пропитание.
Любая обязательная, праздничная трапеза включает в
себя хлеб. В шаббат на хлеб бы произносим особое
благословение и непременно едим его во время трех
щаббатних трапез. Вспомним, огромные свадебные халы и
хлеб, который подносит Шем — Малкицедек, царь Шалема,
освободителю Аврааму.
Слово лувуш — “покров”, “одежда”, образовано
от корня буша (что в переводе на русский язык
означает —
“стыд”). Вспомним, историю об Адаме и Хаве, которые еще
в Ган Эдене надели на себя набедренные повязки —
чтобы “не стыдиться”.
Слово бегед (одежда)
в данном контексте не просто нечто такое, что
прикрывает человеческое тело. Одежда — ее покрой,
материя, из которой она сшита — обычно, как известно,
позволяет определить, к какому социальному слою
принадлежит человек, указывает на его
профессию и т.п. По одежде человека встречают и, ничего
не зная о нем, могут оказать ему уважение. Одежда может
вызывать восхищение...
Чтобы окончательно понять смысл “условий” Яакова,
надо пояснить, что еврейском понимании ад — это огонь
стыда, пожирающий человека за его проступки. В аду ему
показывают их, и он обретает способность их объективно
оценить — увидеть
глазами Всевышнего.
Теперь, проанализировав произнесенные Яаковом слова
на иврите, мы видим, что он просит Всевышнего: дай мне
прожить без стыда, без унижения. И это — одна из
основных еврейских просьб.
Я хочу зависеть только от Твоей руки, из Твоих рук я
готов принять все, но не допусти, чтобы я зависел от
руки человека, — просит Творца царь Давид.
Можно понять просьбу о хлебе и как заботу о
материальном, а слово “платье”
– как духовное содержание, психологическое
состояние, социальный статус.
Заключает свой обет Яаков словами: “и из всего, что
дашь мне, буду посвящать Тебе десятину”.
Это обещание Яакова становится заповедью для всего
народа Израиля.
Бедный, говорит еврейская мудрость, как мертвый – ему
нечем славить Творца.
Яаков хочет сохранить способность почитать Творца и
материально. Более того, он стремится помогать другим
людям.
Слово маасер — “десятина” — наши Учителя
соотносят со словом ошер — богатство. Без
огласовок (в иврите — дополнительных знаков,
указывающих, какую гласную следует произнести после
согласных; в иврите гласных букв нет) слово маасер
можно прочесть как меашер — то, что делает
человека богатым.
Это не значит, что всякий отделяющий бедным десятину
непременно станет миллионером. Хотя на примере множества
людей, в том числе и очень богатых, и в наше время мы
можем убедиться, что отделение маасера
— залог
успеха и в материальных делах.
Но речь, скорее, о другом.
“Кто богат? – спрашивает мишна в трактате
Пиркей Авот, и отвечает: “Тот, кто доволен
своим уделом”.
Тот, кто отделяет десятину, чувствует себя богатым, и
самоощущение человека дороже любого богатства.
14.11.02
Яаков стремится к духовному служению, стремится
исполнять Волю Творца. А первая заповедь, возложенная
Всевышним на мужчину (с 18-ти лет), как мы знаем, —
“плодиться и размножаться”.
Написано в нашей главе, что Яаков пришел в Харане к
колодцу и увидел, что пастухи не могут сдвинуть огромный
камень, который закрывал этот колодец. Им требовалась
помощь других людей.
В тексте читаем: “И было, когда Яаков увидел Рахель,
дочь Лавана, брата матери своей... то подошел Яаков и
сдвинул камень с устья колодца, и напоил овец Лавана,
брата матери своей. И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил
голос, и заплакал” (гл. 29, ст. 10-11).
Как же он один сумел сдвинуть камень, с которым не
справились пастухам?
Дело тут в том, что и физическую мощь дает человеку
Творец. Благодаря Творцу любой человек в особые
моменты жизни может продемонстрировать
необыкновенную силу.
Яакова воодушевило, что достиг цели, поставленной
перед ним Небесами и его праведными родителями, и это
его воодушевление дало ему возможность справиться с
трудной ситуацией. Впоследствии такое случалось с ним и
с его народом много раз — в преодолении самых разных
испытаний.
Но вернемся к нашей цитате и сосредоточим внимание на
второй фразе: “И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил
голос, и заплакал”.
Как же так? Ведь евреям не полагается целовать
девушек при людях, даже если они предназначены в жены. И
вообще так разрешается обращаться только с женой. Здесь,
вероятно, сокрыт какой-то иной, более глубокий смысл. И
второе: почему, поцеловав ее, он заплакал?
Яаков был не только праведником, но и великим
пророком. Это мы понимаем уже из описания его
пророческого сна, когда приснилась ему “лестница”.
Увидев Рахель, Яаков, сразу понял, что предназначенная
ему в жены дочь Лавана — праведница. И он поцеловал ее
как сестру.
Но тут же Творец показал ему и ее раннюю смерть (она
умерла при рождении второго сына, Биньямина). Увидев
пророчество, Яаков не смог сдержать слез.
Подобную историю рассказывают и о раби Акиве
(величайший Учитель Мишны, 2-й век). Когда к нему пришла
римская матрона, жена Турнуса Руфуса, губернатора Иудеи,
чтобы убедить его в превосходстве философии над
еврейской верой, этот очень старый уже человек
засмеялся, плюнул и заплакал.
Она спросила — почему он так реагирует на ее слова. И
он ответил. Я засмеялся, потому что увидел, что ты
выйдешь за меня замуж. Плюнул – потому что вспомнил, из
какой “грязи” ты пришла. И заплакал – когда осознал, что
и такая красота должна исчезнуть.
Яакову не нужно от Лавана за семь лет работы никаких
денег. Его интересует только Рахель, чтобы продолжить с
ней свой род, род Авраама и Ицхака.
Но жизнь оказывается намного сложнее. И заканчивается
эта глава так же, как начинается, уйдя от смертельной
угрозы, от Эсава, Яаков, прародитель народа Израиля,
теперь вынужден уйти от угрозы тотального духовного
исчезновения, растворения — от Лавана.
Автор текста Гедалия
Спинадель
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|